Малый трехсвятительский переулок, 3

История постройки

С Храмом Святителя Николая связана довольно занятная история, о которой стало известно не так давно. Дело в том, что в годы советской власти в храме служил в чине регента Александр Александров, прославившийся впоследствии как автор гимна Советского Союза.


Храм Святителя Николая на Трех Горах, Москва

Стоит заметить, что таких удивительных фактов о жизни храма довольно много. Сегодня Храм Николая на Трех Горах является архитектурной достопримечательностью 19 века. Построен был в 18 веке в урочище «Три Горы» в том месте, где в Новом Ваганьково когда-то уже был храм.

Постепенно храм расстраивался и приобретал вид, отличный от изначального, более того, к концу 19 века храм и прихрамовая территория была увеличены в несколько раз. Каменный храм имел уже три престола, и к началу 20 века к нему была пристроена большая трапезная и новая колокольня.

Интересно! По той причине, что появившиеся новые строения изрядно отличались от архитектуры церкви, в начале 20 века решено было в очередной раз перестроить ее полностью. Проект нового храма был разработан Георгием Кайзером, и в 1902 церковь была полностью отстроена и освящена.

Однако участь вновь воздвигнутого храма была предрешена — в 20-е годы церковь была разграблена, а самое ее здание перестроено таким образом, чтобы его можно было использовать для нужд общества. Была полностью разрушена колокольня и купола храма, на долгие годы в этом намоленном месте стал размещаться клуб, а затем Дом культуры для детей имени Павлика Морозова.

Известные прихожане[ | ]

В Храме Трёх Святителей был крещён великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин, в ней же крестили сестру Ф. И. Тютчева (в обоих случаях несовершеннолетний будущий поэт был восприемником), а также отпевали его малолетнего брата.

Здесь венчался архитектор Пётр Барановский.

Кроме того, прихожанами Храма были:

  • Представители знати XVII века — Шуйские, Акинфовы, Глебовы.
  • В XVIII веке — графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Лопухины.
  • В XIX веке — московский архитектор Ф. К. Соколов, знаменитый зодчий А. Г. Григорьев, Усковы, Карзинкины, Крестовниковы.

Когда в конце 20-х закрывали Храм, супруги Телешовы, Александр и Аделаида (Аделина) Карзинкины первыми среди сплотившихся 600 прихожан поставили свои подписи на документах в защиту Храма. Кроме того, отец и сын Карзинкины в разное время были старостами Храма.

  • Храм Трёх Святителей
  • Храм Трёх Святителей
  • Церковный дворик

Лютеранская церковь в Москве

Лютеранская церковь в Москве расположена в Старосадском переулке, 7/10. Там находится главный собор Евангелическо-лютеранской церкви России — Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла.

Здание, которое вы видите на фото, построено в 1819 году. В советское время в соборе был открыт кинотеатр, потом здесь размещалась студия «Диафильм», а сам зал был разбит на несколько этажей. Интерьеры были уничтожены, шпиль разобран. На данный момент проведены масштабные работы по восстановлению и реставрации, в том числе двора и построек, относящихся к данному комплексу. В 2010 году был полностью восстановлен шпиль и высота собора достигла 62 метров. В алтарной части восстановлены витражи:

Отдельного упоминания заслуживают предметы интерьера, вырезанные из дерева светлых пород: алтарь со шпилями и стрельчатыми арками, подвесная кафедра с балдахином, балюстрада и прочая утварь. Это работа рижских резчиков по дереву, смотрится очень впечатляюще: эффектно, строго и благородно.

Из дуба светлого оттенка выполнены скамьи для прихожан. За спиной слушателей, напротив алтаря размещается оргАн. Кстати, в этой Лютеранской церкви в Москве бывают регулярные органные концерты, расписание можно узнать на сайте собора.

На стене Лютеранской церкви в Москве висит вот такая витрина со сменными цифрами. Как нам объяснили, на ней указывается номер исполняемого в этот день песнопения, т.к. для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов или хоралов.

Храм находится в историческом центре Москвы, который когда-то называли русским старинным словом «Кулижки»

Трехсвятительская церковь находится в историческом центре Москвы, который раньше называли Кулишки, но более правильное название «Кулижки».

Кулижки — это довольно старинное русское слово, во многих источниках его смысл расшифровывается по-разному. Среди множества вариантов можно найти, что Кулижки — это топкое, болотистое место или лес после обрубки.

Старинный район Кулижки  был расположен в месте слияния реки Москвы и реки Яузы. Особо интересный рельеф здесь придавала пересекавшая холм речка Рачка.

Все склоны холмов были заняты великокняжескими садами, рядом с которыми также находились государевы конюшни. На самом конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Флор и Лавр — святые мученики, именно в честь них был построен первый храм на конном дворе в Кулишках

В начале 15 века в садах была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира. Около конюшен поместили загородный митрополичий двор.

К храму Флора и Лавра был пристроен домовой митрополичий храм как раз во имя Трех Святителей Вселенский.

Вскоре в 16 веке юго-восточная часть Белого города стала очень активно заселяться. Усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви стали приходскими, при них же были образованы погосты.

После сложилась сеть улиц и переулков, которые и сейчас сохранились до наших дней.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице

Больница на Яузской улице расположилась в бывшей усадьбе горнозаводчиков Баташевых. Их чугун когда-то считался самым качественным в Европе, на их заводах отлиты колесница Аполлона на фронтоне Большого театра и решетки кремлевских садов. Еще в конце XVIII века, разбогатев и получив дворянство, заводчик Иван Баташев обосновался в Москве, скупив участок в шесть переулков — это было одно из самых больших частных владений в старой Москве.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице

В 1812 году, когда город заняли французы, во дворце Баташева поселился наполеоновский маршал Мюрат, и это спасло усадьбу от пожара.

Но наследники Ивана Баташева жили на широкую ногу, денег не считали и к середине XIX века разорились, а их легендарный московский дом в 1876 году город выкупил под больницу для чернорабочих, при которой была устроена домовая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».

Задача перед архитекторами стояла сложная: вписать новую церковь — отдельное двухэтажное здание — в архитектурный ансамбль старой дворянской усадьбы. И она была поистине виртуозно решена.

В феврале 1905 года больничную церковь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна — там прошло отпевание кучера Андрея, убитого террористом вместе с ее мужем, великим князем Сергеем Александровичем.

А в начале 1920-х годов храм разграбили в рамках кампании по изъятию церковных ценностей, сама же больница стала ведомственной — Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. И в ней не только лечили чекистов: с 1921 по 1926 годы здесь было расстреляно и тайно захоронено около тысячи человек. В 1999 году во дворе больницы установили памятник: на мемориальной доске в алфавитном порядке множество имен и фамилий погибших.

Сейчас помещения бывшего храма заняты под больничные нужды, но надежда на возобновление храма есть.

По следам классицизма

Архитектурный облик квартала церкви Трех Святителей весьма разнообразный. Классические здания соседствуют с домами в стиле «эклектика», а постройки модерна отсылают к средневековой готике. Характерен для исторической застройки Нижнего и народный стиль: его элементы в виде глухой и сквозной резьбы можно увидеть почти на каждом здании.

Угловой дом на улице Студеная, 48 — практически единственный образец классицизма, сохранившийся в чистом виде. Каменный дом 1855 года постройки принадлежал когда-то нижегородской мещанке Марии Чужестранцевой. В середине XIX века предписывалось строить по образцовым проектам: их составляли российские зодчие и утверждали высочайшие архитекторы. Строитель дома Чужестранцевой Шуменский-Глицевич не отступал от канонов: классический декор, рамочные наличники, низкие фронтоны, нечетное количество световых осей (окон), полуциркульные окна в них — все выдает принадлежность классицизму. Сейчас здание нежилое, в нем располагаются коммерческие организации. Дом не имеет охранного статуса, но является ценным объектом градостроительной среды.

Фото: Мария Носырева

В квартале церкви трех Святителей есть еще несколько похожих объектов, но уже не чисто классического стиля. Так, дом по улице Студеной, 45 возведен по канонам классицизма: об этом свидетельствуют низкий фронтон, три световых оси. Однако имеется отступление — декор, выполненный в народном стиле. Это глухая резьба и ее традиционный элемент — плетенка.

Первым владельцем этого дома был Н. В. Ивениус. Он принадлежал к семье обрусевших немецких аптекарей и врачей Ивениусов. Точная дата постройки неизвестна — приблизительно это 70-е годы XIX века. Именно тогда архитекторам уже разрешили отступать от предписанных образцов. Русские мастера начинают возводить дома в традициях народного зодчества. В то же время резчики, якуши и плотники из деревень привносят свою эстетику в город.

Фото: Мария Носырева

Расположенный по соседству объект на улице Студеной, 47 является образцом более позднего классицизма. Изначально этот дом принадлежал губернскому секретарю Я. Л. Флоренскому. В 1876 году его построил архитектор Кострюков по классическому проекту. И все же здесь присутствуют элементы народного зодчества в виде резных наличников. Сейчас обе постройки по улице Студеной, 45 и 47 — нежилые, расселены и дожидаются своих инвесторов. Обе имеют статус выявленных ОКН.

Фото: Мария Носырева

Более радостная судьба у их «собрата» по улице Новой: дом № 22а жилой, в этом году его отреставрировали в рамках фестиваля «Том Сойер Фест». Это тоже яркий образец классицизма с тремя окнами и низким фронтоном. Однако наличники выдают народный стиль: видна все та же сквозная резьба. Хозяевами является семья Начинкиных, а само здание выявлено как ОКН. 

Фото: Мария Носырева

 А вот другой красивейший объект деревянного зодчества на улице Студеной, к сожалению, утрачен: дом с резными наличниками и фронтоном снесли несколько лет назад. 

Фото: Станислав Дмитриевский

Храм Трех Святителей на Кулишках вернули верующим только в 1992 году

Изменения наступили лишь с 1990 года. В 1991 году была сформирована православная община во главе с протоиреем Владиславом Свешниковым, которые пожелали вернуть храм верующим. В июне 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим.

Священник Владислав Свешников — именно этот человек создал православную общину, которая пожелала вернуть храм Трех Святителей

Но следующие четыре года прихожане все равно вымаливали храм, в тоже время, подыскивая другое место для мультипликационной студии.

6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери была отслужена первая божественная литургия.

Храм заметно преобразился, были проведены различные ремонтные работы по благоукрашению. Побелили стены, устроили солею, сделали новый керамический пол из плитки.

В 1999 году были подняты колокола на новую колокольню, поставлены филенчатые двери, возведена снова ограда. Лестницу украсили резным парапетом.

Новая ограда храма Трех Святителей

К 2006 году храм был полностью перекрашен. Заменили и часть крыши, были поставлены новые резные окна.

2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная литургия в нижнем храме, в приделе Трех Святителей.

Сейчас при храме действует воскресная школа. Один раз в месяц проводится занятия школы православной семьи, на которой обсуждаются такие сложные вопросы как семейное воспитание. С 1996 года при храме открыты регентские курсы для будущих певчих.

Также прихожане верят и не теряют надежды на то, чтобы когда-нибудь обрести храмовую святыню икону Божией Матери «Прозрение очес».

Каждый, кто хочет, может посетить это замечательное место по адресу: Малый Трехсвятительский переулок, д 4/6.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Современное состояние

Первым старостой возобновлённого храма был иконописец Алексей Белов, казначеем Татьяна Кисис (теперь мать Фаддея, монахиня московского Зачатьевского монастыря), а с 1996 г. по 2005 год старостой храма становится Кирилл Слепян, выпускник МГУ, молодой учёный-математик, вошедший в общину с тех уже давних пор, когда о.Владислав служил в подмосковном селе Пучково Троицкого р-на. В настоящее время старостой храма избран Виктор Ржевский.

Руководит церковным хором известный московский регент Евгений Сергеевич Кустовский. В 1993 году им были созданы Московские регентские курсы, которые с 1996 года действуют уже при нашем храме, и теперь превратились в серьёзное учебное заведение. Е.С.Кустовский — автор и составитель многих сборников обиходного церковного пения. Под его руководством проходят занятия и детского хора храма.

В храме открыта и регулярно работает воскресная школа. Раз в месяц проводятся занятия Школы православной семьи, на которых обсуждаются проблемы семейного воспитания, читается акафист иконе Божией Матери «Воспитание». Список с иконы «Воспитание» находится в храме. На эти ежемесячные семинары приглашаются священники и православные специалисты, занимающиеся проблемами семьи. Занятия собирают большую аудиторию из разных московских приходов. Храм выпустил несколько сборников семинарских занятий Школы православной семьи с выступлениями о. Дмитрия Смирнова, о. Валериана Кречетова, о. Артемия Владимирова, о. Сергия Правдолюбова, о. Владислава Свешникова и многих других, и их ответами на вопросы слушателей.

Прихожане Трехсвятительской церкви не теряют надежды обрести храмовую святыню — икону Божией Матери «Прозрение очес». В наш храм мы приходим не «стоять» на службе, а жить. И центр этой жизни — Литургия, где мы становимся единым целым, воистину Телом Христовым. Общинная жизнь — это совместная жизнь в таинствах, служение Богу и друг другу. Любое событие в храме — будь то праздничная Литургия, крещение нового члена общины, венчание — становится общим делом всего прихода. Желание никогда не покидать церковь, быть всегда вместе, участвовать всем сердцем и всем сознанием в Евхаристии — такое счастье нам дал Господь.

Церковь Воскресения Словущего на Остоженке

21 марта 1925 года в храме Воскресения Словущего за несколько дней до своей кончины служил святейший Патриарх Тихон.

Эта церковь впервые упомянута в документах 1625 года. Впрочем, она могла здесь существовать и в XIV веке — некоторые требы и таинства (например, венчание) в монастырских храмах не совершают, вот и строили при монастырях приписные «требные» храмы. При Зачатьевском монастыре такой была церковь в честь праздника Обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, или просто — Воскресения Словущего на Остоженке.

Церковь Воскресения Словущего на Остоженке. 1882 г.

К концу XVIII века она так обветшала, а прихожан стало так много, что в 1800 году начали строить новую трапезную с двумя приделами и колокольней в стиле классицизма. Но в 1812 году храм сильно пострадал от пожара, да и французы его изрядно пограбили — пришлось восстанавливать. И вот наконец к 1831 году у Воскресенской церкви появились новая колокольня со шпилем, трапезная и приделы мученицы Варвары и Покрова Пресвятой Богородицы. А в 1853 году в этой церкви крестили будущего философа Владимира Соловьёва.

В 1917 году храм оказался в эпицентре уличных боёв: в начале ноября на его колокольне большевики устроили огневую точку, с которой обстреливали штаб Московского военного округа.

А в 1933 году Воскресенскую церковь закрыли. Одной из последних в районе. И в 1935 году вовсе снесли — «в связи с началом строительных работ Усачевского радиуса метрополитена», а ее община перешла в соседний храм Илии пророка в Обыденском переулке.

А ведь при церкви был еще и погост — впервые он упомянут в 1657 году. В 2019 году во время археологических исследований были обнаружены человеческие останки и несколько могильных плит.

Сейчас на месте Воскресенской церкви — там, где от Остоженки к Зачатьевскому монастырю отходят 1-й и 2-й Зачатьевские переулки — сквер. Но идет сбор архивных и исторических материалов для восстановления храма.

На Кулишках был монастырь, который дал название холму — Ивановская горка

На Кулишках был основан монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи, который и дал название холму — Ивановской горке.

В числе прихожан храма Трех Святителей были известные мастера-ремесленники и представители знати — Шуйские, Глебовы, Акинфовы.

В 1670 году на средства прихожан был построен новый каменный храм с очень редким для Москвы архитектурным приемом. Колокольня была поставлена на углу.

Изображение первоначального храма Трех Святителей на Кулишках, где колокольня построена на самом углу, считалась новым архитектурным приемом в Москве

На нижнем этаже храма располагались теплые приделы. Трехсвятительский с южной стороны, а Флоролаврский с северной. На верхнем этаже был устроен холодный храм, летний во имя Святой Живоначальной Троицы.

Красивая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады храма украшены узорными наличниками и порталами.

На стенах храма были сохранены белокаменные плиты с надписями захороненных людей.

Среди них известные люди с фамилиями Владикины, Паюсовы. Среди них также была найдена плита священника Филиппа.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Придел Флора и Лавра

Придел Флора и Лавра размещался в малой северной апсиде, поэтому был, как бы изолирован от других частей храма. Он также имел отдельный вход с улицы. Здесь находился и домовой храм М. И. Глебова, который имел усадьбу прямо напротив погоста.

Его сын и внук поддерживали этот храм и содержали в нем особый притч для служения каждодневных богослужений с поминовением предков.

Глебовы проживали в Малом Трехсвятительском переулке почти до 1830 годов. Они все также продолжали заботиться о храме и после того, как он был упразднен.

Граф Остерман — один людей, который проживал вблизи Трехсвятительской церкви в 18 веке

В 18 веке вблизи храма Трех Святителей находились такие известные люди, как графы Толстые, Граф Остерман, Лопухины и многие другие.

Именно на их средства храм перестраивали в 1770 годах. Была разобрана шатровая колокольня в углу и построена новая с западной стороны. Были сбиты некоторые убранства фасадов 17 века, был также протесан дополнительный ряд окон.

Храм приобрел более классицистический облик. В 1711 году было упразднено приходское кладбище.

Эклектика как поиски единого стиля

Ближе к концу XIX века, когда отменили образцовое проектирование, архитекторам предоставили творческую свободу. В это время зарождается новое архитектурное направление — эклектика, или попросту смешение всех стилей.

Один из его ярких примеров — усадьба Гусевых: три дома по улице Славянской — 4а, 4б, 4а/б. Главное здание и два флигеля принадлежали когда-то отставному фельдфебелю И. Е. Гусеву и его жене. Первоначально хозяева заказали уже известному архитектору Левкову дом в стиле модерн с двумя эркерами и лестничной клеткой. Однако, судя по всему, в процессе его постройки выяснилось, что у Гусевых не хватает денег на декор. И они остановились на самом простом варианте оформления «а-ля рус»: подлинная обшивка, проволочными гвоздями приделаны эркера. Сейчас все здания усадьбы нежилые, но имеют статус выявленных ОКН.

К типичной академической эклектике можно отнести и усадьбу Лемке. Это несколько домов по улице Короленко: 11/21, 11а, 11. Главный из них, № 11/21, на углу улицы, принадлежал когда-то городовому архитектору В. М. Лемке. В доме № 11а одно время жил писатель В. Г. Короленко, а по соседству с ним, в доме № 11, — М. А. Горький. В последнем собиралась вся литературная общественность, а однажды в гости к Горькому приехал Ф. И. Шаляпин. Каждый вечер певец выходил на балкон, и вся улица слушала его раскатистый бас.

Если говорить о стиле самой усадьбы, то он вырос из классицизма: колонки, висячие гирлянды, миандровые пояски сильно намельчены, фасад расшит древесиной — как раз-таки эклектика. Сейчас усадьба Лемке — это многоквартирные жилые дома со статусом объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

Дом городового архитектора П. А. Домбровского по улице Новой, 31 необычен на вид. Низ отсылает к европейской архитектуре, а сверху — кубоватое завершение с чешуей. В основе эркера лежит сруб, а фасады обшиты под паркет. По словам Стаса Дмитриевского, это махровая эклектика. В настоящее время у дома также имеются хозяева, а само здание является ОКН регионального значения.

Облик храма в XIX столетии

После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.

К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).

Церковь Трех Святителей Вселенских (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста)

  1. /
    /
    /

Владимирская и Суздальская епархия / Владимирское монастырское благочиние

Церковь. Действует. Престолы:Трех СвятителейГод постройки:Ссылки:Адрес:

601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово

Координаты:56.196284, 40.562132Проезд:

Сторожка / Дом причта при церкви Покрова-на-Нерли

общий вид с юго-востокаchirokov
12 июня 2009

Ole Lukoye
11 мая 2019

Турбаев Роман
1 октября 2018

Раиса Петрошенко
8 июня 2017

oldboy
29 октября 2016

Марина Григорашвили
7 мая 2016

Тюпин Арсений
9 октября 2015

Тюпин Арсений
9 октября 2015

Харченко Геннадий
28 августа 2012

Харченко Геннадий
28 августа 2012

Дом причта Андреева Ирина
24 июня 2009

западный фасадchirokov
12 июня 2009

западно -южный фасадchirokov
12 июня 2009

северный фасадchirokov
12 июня 2009

Юрий Верещагин
24 октября 2020

деталь карнизаchirokov
12 июня 2009

Илья Смирнов
18 августа 2019

Иконостас храма Трёх Святителей Вселенских Учителей Марина Григорашвили
7 мая 2016

Илья Смирнов
18 августа 2019

Карта и ближайшие объекты

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Олег Щёлоков, 
17 августа 2011

Трехсвятская церковь являлась частью построек упраздненного Покровского монастыря, от которого помимо церкви Покрова-на-Нерли остались фрагменты каменной ограды. В советское время была перестроена, уничтожены главы, использовалась как дом сторожа при охраняемом музейном объекте, которым являлась основная белокаменная церковь.

Статью добавил(а): Марина Григорашвили, 
20 мая 2016

Рядом с летним Покровским храмом епархия восстановила зимний Трёхсвятительский. Эти две церкви стали основой учреждённого архиерейского подворья Богородице-Рождественского монастыря города Владимира. В отличие от храма Покрова на Нерли, стоявшая рядом церковь во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в советское время подверглась сильным разрушениям. О её возрождении было объявлено около десяти лет назад. А до этого благотворительный фонд «Храм Покрова на Нерли» восстановил здание из руин и приспособил его для проживания сторожа и иноков Боголюбского монастыря. «Сейчас на подворье назначен настоятель-игумен Гавриил (Крускоп) и определены три насельника, которые будут жить здесь. Богослужения в храме Покрова на Нерли по воскресеньям будут совершаться только в летний период, зимой — в Трёхсвятительском храме», — рассказал секретарь Владимирской епархии протоиерей Евгений Липатов. Монашески кельи разместятся в деревянном доме неподалёку.

Из журнала ПАРФЕНОН СЕГОДНЯ 1(13) 2016. №2

Святитель Василий Великий

День памяти 1 января (14 января по старому стилю). 

Святой Василий родилсся в 330 году в Кесарии Каппадокийской, в семье понтийского ритора (адвоката того времени) Василия и Эмилии. В семье, кроме Василия было ещё 8 детей. В один день с Василием Великим церковь чтит память всей семьи:

  • Святого Василия Старшего (отец)
  • Преподобной Емилии (мать)
  • Григория Нисского (брат)
  • Святителья Петра (брат)
  • Праведного Навкратия (брат)
  • Преподобной Макрины (сестра)
  • Блаженной Феосевии (сестра).

После получения начального образования, Василия отправили в Византию для продолжения учёбы. В 351 году юноша отправился в Афины, где процветали наука и искусство. Здесь он изучал риторику, философию, астрономию, геометрию, медицину, физику и многое другое. Во время учёбы в Афинах, Василий Великий подружился с Григорием Богословом и эта дружба продолжалась всю жизнь.

Святитель Василий Великий

После Афин Святитель вернулся в Кесарию, где занимался риторикой, как и его отец. Вскоре он отправился в паломническое путешествие в Египет, Палестину, Месопотамию и Сирию, чтобы поближе познакомиться с монашеством — «наукой из наук» монашеством. Строгий, аскетический образ жизни пришёлся Василию по душе, так, что он даже отправился на Понт и в течение пяти лет (357-362) монашествовал.

Василий намеревался остаться в уединении навсегда, но смерть епископа Кесарийского Евсевия изменила ход событий. Народ Кесарии просил Василия занять место епископа и после своего избрания, он был вынужден вернуться в Кесарию. Святитель оставался епископом Кесарийским в течение девяти лет, а дела совершённые им за это время послужили примером для будущих поколений. Он основал благотворительные общества по уходу за бедными и больными, известные как «Василиады».

Василий Великий внес решающий вклад в формулировку догмата о Святой Троице. Отдельного внимания также заслуживает написанная Святителем Божественная литургия («Литургия Василия Великого»).

Его работы делятся на догматические, антиарианские, аскетические, практические, беседы и послания.

Всю свою недолгую жизнь он боролся за единство христианской церкви, которая в те времена изнывала от разных ересей. Умер Василий Великий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. 

Деятельность прихода

На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.

Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества

Расписание богослужений

По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.

Святыни

Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:

  • частица святых мощей Николая Мирликийского;
  • икона Николая Чудотворца и частица его святых мощей, находящиеся в Никольском приделе храма;
  • икона Святой мученицы Татьяны и ее святые мощи;
  • икона великомученика Пантелеимона, написанная в 1909 году на Афоне.


Храмовая икона святого Николая

Престольные праздники

Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.

Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector