Что такое мощи святых, почему и как их почитают

В каком храме сейчас хранятся мощи евангелиста Луки

Апостол и евангелист Лука

Святого любили христиане I века, не меньше чтили его последующие поколения верующих. С одной стороны, многим христианским общинам хотелось иметь его мощи, отсюда множество преданий о «реликвиях» святого в разных местах. К тому же, за давностью событий, отстоящих от нас почти на 2000 лет, следы погребения апостола действительно могли затеряться. Есть несколько версий того, где пребывали его мощи и где они сейчас

в Эфесе, о чем говорят некоторые источники раннего периода существования церкви; в 1865 г. на месте древнего города археологами действительно обнаружено погребение, украшенное изображениями тельцов (символ св. Луки); однако, Эфесская версия считается не доказанной; 

в Фивах (Египет), где скончался Апостол, до сих пор здесь показывают гробницу святого. Считается, что именно из Фив мощи при императоре Константине Великом перенесли в Константинополь. 

С конца VIII в. в Византии стало распространяться еретическое учение, получившие название иконоборчества. При этом из храмов выбрасывались не только иконы, но и мощи. Тогда многие останки святых были вывезены православными на христианский Запад.

Таким образом спасены от поругания мощи апостола, которые доставили в итальянский город Падую. Впрочем, существует также версия о том, что честные останки прибыли туда раньше, при  императоре  Юлиане, прозванном Отступником (сер. IV в.), который также надругался над христианскими святынями.

Церковное предание утверждает, что до настоящего времени место пребывания честных останков – Падуанский монастырь ордена бенедиктинцев Санта-Джустина. Здесь они хранятся в часовне св. ап. Луки.

Интересный фактС конце 1990-х гг. было проводилось научное исследование мощей. Его результаты обнародованы на конференции, посвященной апостолу, 16-21 октября 2000 г.Согласно им, останки принадлежат человеку, который жил во 2 пол. I – началу II вв. по Рождестве Христовом. Он невысокого роста, обычного для той эпохи, по национальности скорее сириец, чем грек(Лука действительно родился в Антиохии Сирийской). Таким образом, мощи апостола признаны подлинными.

Как добраться паломникам до монастыря

Базилика Санта-Джустина, г. Падуя.

Падуя, город, которому уже более 3000 лет, находится на северо-востоке Италии. Для этой страны это относительно большой город с населением около 200 тыс. чел. Добраться до него можно:

  • поездом из Венеции (всего за полчаса), Милана, Болоньи (в среднем около часа пути);
  • на самолете до Венеции, затем автобусом – около 1 часа. Падуя имеет маленький аэропорт для частных самолетов, но крупные авиакомпании сюда не летают.

Базилика св. Иустины находится в историческом центре на площади Пратто Валле. Храм выстроен на месте гибели св. Иустины (304 г.). Ныне, кроме мощей этой мученицы, здесь хранят честные останки других угодников. Часовня св. Луки находится на левой стороне храма.

Адрес: Via Giuseppe Ferrari, 2A, 35123 Padova, Италия

Что такое антимощи

Антимощи – это останки тел нераскаявшихся грешников. Явление довольно редкое, оно описано лишь в отношении тел монахов афонских монастырей.

На Афоне покойников не хоронят обычным образом в земле, поскольку там сплошной камень и вообще, довольно мало свободного пространства. Умершего собрата монахи погребают в выдолбленной в камне могиле, а через три года извлекают кости и помещают их в специальную «костницу» — склеп, где находятся останки всех почивших монахов этого монастыря.

А что же делать, если за три года тело не истлело окончательно? Такое редко, но случается на Афоне. Тогда останки вновь погребаются, и за почившего возносятся усиленные молитвы, поскольку считается, что раз земля не принимает тело, то монах сильно нагрешил при жизни.

Но как правило, за три года от умершего остаются одни лишь кости. Если они приобретают красивый желтоватый оттенок, похожий на теплый отсвет пламени, покойного считают достигшим святости. Если кости снежно-белые, значит, умерший собрат честно исполнял все монашеские обеты. Если же череп темнеет, значит, душа умершего после смерти проходит мытарства – испытания, налагаемые за грехи.

Но были в истории Афона и случаи явления самых настоящих антимощей. В XIII веке, когда речь зашла об очередной «унии» — объединении католической и православной церквей при главенстве Папы Римского, на Афоне, в лавре Святого Афанасия, произошло совместное богослужение с католиками. На такое нарушение церковных правил пошли три афонских монаха. Они до смерти не раскаялись в своем грехе. И когда их могилы были раскрыты, братия обнаружила три жуткие мумии: черные, смрадные, с вытаращенными глазами и отросшими ногтями. Их погребли вновь, и за них начали возносить усердные молитвы. Однако, это не помогло. Антимощи оставались нетленными и по-прежнему устрашающими. Поняв, что отмолить несчастных грешников не удастся, братья отнесли эти мумии в удаленный склеп, где они находятся до сих пор.

Говорят, что смрад чувствуется в этой пещере и поныне, а побывавший там один из паломников-монахов утверждал, что слышал голоса демонов, терзавших души грешников и ощущал, что рядом с нетленными телами протекает «какая-то своя, мертвая жизнь».

Нетленные тела — миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.


Мощи преподобного Александра Свирского.

Медитация и консерванты — путь к нетленности?

Между тем существует целое научное направление, изучающее закономерности процессов разложения человеческого тела, — тафономия. В американском штате Теннесси, близ местечка Ноксвилл, расположен огороженный колючей проволокой полигон, который принадлежит медицинскому центру местного университета.

Его называют «Фермой мертвых». Здесь находится несколько сот трупов, предназначенных для исследований. Одни были завещаны медикам добровольцами еще при жизни, другие остались невостребованными в моргах. Часть тел лежит на поверхности, внутри старых машин или склепов, часть — в могилах, вырытых на разной глубине.

Задача ученых — исследовать процессы разложения в зависимости от внешних условий. «Ферму мертвых» нередко посещают стажеры ФБР — это входит в программу обучения.

Довольно много шансов обрести нетленность у тех, кто занимается духовными практиками. Так, в 1952 г. директор лос-анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней вел наблюдение за телом йога Парамаханс Йогананды.

За это время он не заметил никаких признаков физического распада. По мнению исследователей, состояние медитации особым образом воздействует на процессы, идущие в организме, порой как бы «замораживая» ткани. Поэтому многие йоги выглядят моложе своего возраста, а после кончины их останки могут не разлагаться.

Впрочем, известны случаи «естественного бальзамирования». Например, в торфяных болотах иногда находят прекрасно сохранившиеся останки людей. Им даже дали название — «болотные люди». Возраст мумий составляет от нескольких сот до нескольких тысяч лет.

Самой известной из болотных мумий является толлундский человек, на которого в мае 1950 г. у деревушки Толлунд в Дании наткнулись двое братьев, собирателей торфа. Проведенная радиоуглеродная датировка волос толлундского человека показала, что он погиб около 350 г. до н. э.

Правда, в целости и сохранности остаются лишь мягкие ткани (в том числе внутренние органы) и одежда. Скелет же съедают кислоты. Историки полагают, что древние жители Европы иногда специально устраивали захоронения на болотах, зная о консервирующих свойствах торфяников.

В отличие от западных европейцев, на Руси покойных защищали от тления дубовые колоды. Подобные захоронения, относящиеся к XVI-XVII вв., находили в самом центре Москвы. Содержащиеся в древесине дубильные вещества позволяли сохранять мягкие ткани целыми и невредимыми в течение трех-четырех столетий. Главное — следовало плотно закрыть крышку гроба, чтобы внутрь не проникал воздух.

Однако у наших современников есть средство и получше. Недавно профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к выводу, что постоянное употребление в пищу продуктов с консервантами и использование косметики на основе синтетической химии препятствуют процессам разложения.

Все мы знаем, что химия вредна, однако не стоит забывать и о том, что если нам и не удастся достичь бессмертия или хотя бы существенно увеличить продолжительность жизни, то по крайней мере после физической кончины мы еще долго будем сохранять «товарный» вид. Нам самим это, понятно, особой пользы не принесет, но зато какую пищу для исследований мы дадим нашим потомкам.

Несмотря на высокие темпы развития всех областей наук, нетленные тела до сих пор являются непознанным феноменом. А все потому, что это явление лежит за гранью материалистического мышления. Каждое новое открытие ученых порождает все больше вопросов и приводит к пониманию, что человек еще многого не знает не то что о мире, но даже о своих естественных возможностях.

Свечи во здравие

Свечи во здравие

ставят в особенные подсвечники, которые располагаются под образами. Свечи за упокой ставятся на специальном канонике, узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия. Ставить свечку допускается любой рукой. Очень хорошо поставить первую свечу перед главной святыней храма. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть в случаях нездоровья. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Мощи Матроны Московской. Монастырь

Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».

8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем — в Покровский.

Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции «Сходня», построена часовня в честь старицы матушки Матроны.

Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.

Мощи святых князя Константина и Шуры

«Князя Константина, «чад его» Михаила и Феодора, матери Ирины, г. Муром.10 февраля 1919

Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головами фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью «Шура».

«Тихона Задонского, г. Задонск.28 января 1919 г.

Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди — железный каркас».

Разделение мощей

Фото: Pravmir.ru

Участники VII Вселенского Собора также указали: источником чудес и исцеления является не само по себе тело святого, а Божья сила, остающаяся после его смерти. Отсюда появилась практика выделение небольших частиц мощей. Она основана на представлении, что данная сила является неделимой, нисколько не уменьшается, если мощи разделить.

Даже если прикоснуться к крошечной частице мощей святого, человек будет осенен Божьей благодатью в той же полноте, если бы прикоснулся к мощам целиком. Благодаря этому, удается максимально увеличить число людей, которые получают возможность прикоснуться к чудотворным мощам, ощутить на себе Божью Силу.

Те, кто поражается существованию данной традиции, не осознает, что в действительности происходит во время любой литургии. Когда священнослужитель разделяет Тело Христово, предваряя Таинство Причастия, он опускает его частицы в Чашу. В результате прихожане вкушают не частицу Спасителя, а принимают Сына Божьего целиком в свою жизнь. Более того, они сами становятся после этого Таинства частью неделимого и единого Тела Христова.

Способы хранения святых мощей

Как выглядят мощи святых? Это могут быть как высохшие тела или скелеты праведников, так и отдельные их фрагменты. Для хранения и выставления на поклонение полностью сохранившегося тела или объёмных мощей используется красиво оформленный деревянный или металлический гроб – рака. В ней также могут находиться различные реликвии, связанные со святым (одежда, крест и т.п.).

Фрагменты мощей хранятся в небольших ящичках (ковчежцах) или сосудах (мощевиках). Ковчежец со святыми останками закладывают под престол православного храма при его освящении епископом. Мощевики же часто крепят к иконам. Роль мощевика могут выполнять архиерейская панагия (нагрудный образ Богоматери), крест священника и прочие атрибуты духовенства. В старину фрагменты мощей нередко носили на себе и миряне, используя нагрудные ладанки-реликварии.

В алтаре православного храма на престоле лежит антиминс – платок с зашитой частицей мощей. Известно, что первые христиане служили литургию на гробах мучеников. Поэтому современная Церковь, следуя древнему священному обычаю, совершает литургию на антиминсе с частицей святых останков.

Архитектурный комплекс монастыря

Александро-Свирский монастырь сложился как объединение двух святых мест, расположенных на расстоянии 200 м друг от друга.

Две части комплекса

Первая – пустынька и место уединенных молитв преподобного Александра – Преображенская часть, названная в честь главного храма. Здесь Александру явилась Святая Троица.

Над входом в Преображенскую часть монастыря висят иконы с изображением преподобного Александра Свирского, где запечатлено явление Святому старцу Святой Троицы и Богородицы.

Вторая часть комплекса – Троицкая, по наименованию главного собора, – место братских келейных корпусов и общей монастырской жизни.

В Преображенской части находятся:

  • одноименный собор с приделом преподобного Александра Свирского;
  • церковь Захарии и Елисаветы;
  • часовня Живоначальной Троицы;
  • Преображенская колокольня;
  • восточный настоятельский корпус со Святыми вратами;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца;
  • южный братский келейный корпус;
  • иконная лавка;
  • надкладезная часовня.

В Троицкой части находятся:

  • Троицкий собор;
  • Троицкая звонница;
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь преподобного Иоанна Дамаскина;
  • архиерейские кельи;
  • западные братские кельи;
  • больничный корпус;
  • братское кладбище.

Обе части составляют единый архитектурный комплекс памятников XVI-XIX веков и одновременно действующим мужским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.

Храмы обители

Ранние постройки храмов Александро-Свирского монастыря не сохранились. На территории монастыря – 5 действующих храмов, неоднократно перестроенных.

Солидный храм с двумя приделами и 5 куполами на высоких барабанах – Преображенский собор построен на месте первой церкви, стоящей рядом с кельей преподобного Александра. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела исполнить волю преподобного, и старца похоронили рядом с Преображенским собором.

Внутреннее убранство собора Преображения Господня строгое. Главная святыня собора – рака с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. Нетленные мощи Святого, которому являлась Богородица, обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового каменного Преображенского собора.

В начале XVIII века к собору пристроили придел в честь преподобного Александра Свирского. С 1644 года здесь почивают мощи Святого.

Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 году. Она составляет единый комплекс с Преображенским собором, связанный с ним галереей. В церкви хранится святыня – мироточивая копия Туринской плащаницы.

Троицкий собор построен при жизни святого Александра в 1508 году на месте, указанном преподобному Ангелом. Заново построен мастером из Костромы П.И. Потемкиным по собственному проекту в 1698 году.

Большой, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами по одной стороне. Апсиды – пониженные выступы здания, примкнувшие к основному строению. Три другие стороны опоясаны галереей на подклети.

Высокое крыльцо – с шатровой крышей и крестом. По фасадам – закругленные окна неодинаковых размеров. Величественный, основательный, без излишеств собор венчает один купол.

Собор расписан в начале XVIII века. Изнутри купол расписан образом Господа Вседержителя, благословляющего не открытой рукой, а сжатой десницей – знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.

На стенах – библейские сюжеты и евангельские притчи. На восточной стороне стен изображены райские кущи, на западной зияет геенна огненная. Среди грешников аду – исторические персонажи петровской Руси. Царь Петр I – среди праведников в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена при жизни Святого в 1533 году. Строительство благословила, указав место, сама Богородица, явив себя преподобному. Церковь, построенная в Новгородском стиле, – самое древнее строение монастыря.
Строили на пожертвования великого князя Василия III. Кирпич для строительства делали монахи.

Украшение обители – звонница, расположенная между Покровской церковью и Троицким собором, увенчана куполами-луковками с крестом. Белоснежное здание – символ чистоты и святости.

Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, однокупольное невысокое здание, построенное в 1716 году, разрушено и восстановлено в 1896 году на пожертвования мирян, называют больничной церковью: здесь располагались больничные палаты. В церкви молился Петр I.

В архирейском корпусе над воротами – церковь Николая Чудотворца, построенная в стиле классицизма.

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где можно приложиться к мощам святых.

  • Самая известная Московская святыня — мощи Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре.
  • В Богоявленском патриаршем соборе в Москве упокоилисьнетленные мощи святителя Алексия Митрополита Московского.
  • Мощи Патриарха Тихона почивают в Московском Донском ставропигиальном мужском монастыре.
  • ВМосковской обл.в Сергиевом Посаденашли вечный покой нетленные благоухающие мощи основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского.
  • Мощи любимого последователя Сергия Радонежского — Саввы Сторожевского, покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Сторожевском монастыре.
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги — святые благоверные Петр и Феврония. Помолиться и попросить помощи в супружестве можно в соборном храме Свято-Троицкого женского монастыря.
  • В Четвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородской обл. почивают мощи преподобного Серафима Саровского.
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область славятся своими святынями.
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной.
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощи великого князя Святого Александра Невского.
  • В Александро-Свирскоммонастыреможно приложиться к нетленным и мироточащиммощам Александра Свирского.
  • Мощи праведного Иоанна Кронштадтского также пребывают в Санкт-Петербурге, в женском Иоанновском монастыре.
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборепокоятсямощи Покровителя Урала — чудотворцаСимеона Верхотурского.
  • К нетленным мощам Святителя Тихона Воронежского (Задонского) можно приложитьсяв Богородицком монастыре Задонска Липецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца.
  • ВСимферопольском Свято-Троицком женском монастыре упокоились нетленныемощи Архиепископа Симферопольского и Крымского Луки.
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощам Павла Таганрогского.

Они достигли совершенства в служении Богу

Святые мощиимеют особенное благотворноевоздействие на душучеловека, напоминая, что все святые были простыми людьми, как мы, и они достигли совершенства в служении Богу. К чему ивсемнам нужно стремиться, и верить, что и у нас получится, с Божией помощью и помощью предстателей.

Истории похищения мощей

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Могила Николая Чудотворца

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

  • Францию;
  • Италию;
  • Византию.

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей. Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

Протоиерей Владимир Головин — В чем сила святых мощей?

Святые мощи Артемия Веркольского из гвоздей и кирпича

«Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. 20 декабря 1918 г.

Разделенный на 3 части гроб. В первой части вата. Во 2-й церковное облачение. В 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: «довольно нас дурачить». … Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: «Я-то, дура, прошлый год приходила сюда. И, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой. А вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого».

Храм

Здание храма спроектировано в традиционном русском стиле. Общее архитектурно-планировочное решение отвечает классическим правилам строительства храмов. По типу объемно-планировочной структуры храм – крестово-купольный, четырехстолпный. Форма в плане – прямоугольная. Средняя часть делится на три нефа. Форма кровельного покрытия – позакомарная. Венчает храм глава шлемовидной формы с крестом наверху.

В здании храма размещены воскресная школа, библиотека, административные помещения. Центральная часть здания – храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского, нижняя часть здания – храм в часть иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Биография

Рождение будущего Чудотворца около 270 г. Семья, в которой он родился, была состоятельной, проживала в Ликии, в городе Патары. Православные родители верили в учение Спасителя Христа. Свое предназначение видели в оказании помощи тем, кто нуждается. Николай много времени проводил в храме у дяди, настоятеля Николая Патарского. Когда подрос, был в нем чтецом, затем священником. Когда умерли родители, отдал состояние нищим, и решил продолжать церковное служение. Вскоре стал епископом Мир Ликийских (сегодня Демре, Анталия в Турции).

Новый епископ пришелся по душе прихожанам, благодаря отзывчивости, справедливости. Но с язычеством боролся, был непримиримым по отношению к еретикам.

Совет: стоит почитать Угодника за его праведную жизнь и чудеса начали уже при жизни.

Сохранилось множество легенд, а всех чудес, которые совершил Святой и не перечтешь. Например:

  1. В городе Мире начался страшный голод. Святитель начал горячо молиться, город был спасен.
  2. Святитель всегда помогал тем, кто в море. Было спасено множество моряков, судна которых терпели крушение.
  3. Если в тюрьмах оказывались люди, не заслуживающие наказания, то он помогал им молитвами. Каким-то образом они оказывались на свободе.

Никто не может назвать точную дату смерти. Известно только, что был он глубоким стариком. Дата смерти между 345 и 351 годами. Посмотрев фильм «Чудотворец» Аркадия Мамонтова, рассказывающий об архиепископе Мир Ликийских, можно узнать много полезного и интересного.

При подготовке статьи были использованы материалы сайта pravoslavie.guru.

Обязательно ли целовать иконы в церкви

В обычной жизни мы выражаем поцелуем свою любовь и доверие, как бы открываем свое сердце. Что касается целования икон, то это выражает наше благоговение перед образом того, кто изображен на иконе. Пусть не воспримут это сравнение как святотатственное, но мы целуем фотографии своих детей и родителей тоже с любовью, пусть и несколько иного рода. Тем самым мы не только выражаем свою любовь, но как бы передаем частицу ее любимым людям.

Однако после длительного периода безбожия на государственном уровне все чаще задают вопрос: можно ли целовать иконы в церкви. Люди, далекие от православия, даже пытаются объяснить с научной точки зрения, почему нельзя целовать иконы в церкви.

Аргументация у них следующая: прикасаясь к иконе губами, каждый человек оставляет на ней микробы и бактерии, и следующий, кто целует икону после него, рискует подхватить таких представителей условно-патогенной микрофлоры как стафилококки, стрептококки, синегнойная и кишечная палочки и пр. (Эта информация была получена на основе анализа смывов с десятка икон). Как видим, ничего смертельного, но для людей с ослабленным иммунитетом, особенно пожилых, это может представлять определенную опасность.

Как соотносятся научные данные и вера и всегда ли она спасает? По мнению верующих, на все воля Божья, но не будем забывать и старую русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». В качестве альтернативы можно просто приложиться лбом к краю иконы, выражая тем самым свое почитание и благоговение.

(7 оценок, среднее: 4,14 из 5)

Мощи

Его почитали во многих местах земного шара, хотели заполучить частичку останков в свои храмы.

После смерти Святителя похоронили в городе Миры. На Ликию в 11 веке нападали сельджуки. Ликийцы решили уйти в горы и забрать с собой останки св. Николая. Когда об этом узнали итальянцы из Бари, почитавшие Святителя, они решились на кражу останков.

Обратите внимание: история и судьба останков великого Угодника Божьего, как и вся его жизнь, оказалась сложной. Это случилось в 87 году 11 века

Итальянцы под покровом ночи напали на храм. Святотатствовать грабители не стали, монахов не убили, а только связали. Таким образом, большая часть останков была похищена. Реликвию доставили в Бари и устроили большой праздник 9 мая (по новому стилю)

Это случилось в 87 году 11 века. Итальянцы под покровом ночи напали на храм. Святотатствовать грабители не стали, монахов не убили, а только связали. Таким образом, большая часть останков была похищена. Реликвию доставили в Бари и устроили большой праздник 9 мая (по новому стилю).

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о Покровском монастыре, в котором находятся мощи Матроны Московской.

Литература

  • Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. — СПб., 1901
  • Никодим, архимандрит Настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Агафангел. — Петрозаводск, 1910
  • Иеродиак. Анфим, И. Д. Соловьёва. Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 608-610. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Сойкин П. П. Александро-Свирский монастырь в Олонецком уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 153-154. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Свирский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Галкин А. К. Александро-Свирский монастырь как резиденция викарных епископов и центр духовного образования // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. 2006. С. 11-15.

Основатель монастыря

Мальчик Амос был рожден в благочестивой крестьянской семье  г. Родители  Стефан и Васса жили в селе Мандера на реке Ояти в приладожских лесах. Родители не хотели расставаться с поздним вымоленным сыном, но Амос еще с детства склонялся к монашеской жизни и ушел из дома на Валаам, как только родители задумали его женить.

Перейдя реку Свирь, он остановился отдохнуть на лесном озере посреди векового соснового бора, и так пело сердце, так молилось, глядя на девственную красоту вокруг. Запомнил путник эту стоянку. Прожив послушником в монастыре семь лет, в 1474 г. он принял постриг с именем Александр. Родители тоже приняли монашество вслед за сыном.

После их кончины, Александр по благословению настоятеля, сначала устроил себе хижину в скале на одном из островов недалече и прожил там без запасов, питаясь только плодами северного леса, семь лет. Живя там, он стал известен святой жизнью, но бегая славы, ушел подальше – на то памятное место посреди дремучего бора на берегу озера. Поселившись в глуши, он много лет не видел людей, питался кореньями, грибами, да ягодами, много молился. 

Начало Свирской обители

В 1493 г. тайное убежище монаха стало известно — на избушку набрели охотники. Узнав об отшельнической жизни  молитвенника, один из них — Андрей Завалишин, навсегда стал его духовным чадом, а позже и сам прославился святой жизнью. К монаху Александру стали приходить и другие желающие спасения, и селились рядом.

Монахи жили отдельно друг от друга, сообща только работали и молились. Больше всех молился и работал монах Александр.  За чистоту и святость жизни, наряду с праотцем Авраамом,  он удостоился стать тайнозрителем Святой Троицы.  

Александр Свирский прп., явление Св.Троицы, 17в.

Однажды все вокруг хижины отшельника вдруг исполнилось Божественным  Светом и предстали  Три светоподобных Ангела, повелевшие монаху построить церковь и основать обитель. Когда святой инок с трепетом спросил, кому наречь церковь, получил ответ: 

Когда храм был построен, не сам Александр, а монахи настояли, чтобы он, как первый среди них, получил священнический сан и стал игуменом. Став игуменом, прп. Александр никого не укорял строгим словом, но наставлял всех в притчах, никогда не оставлял физических трудов, подавая пример смирения и трудолюбия.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector