Герб россии

Символы Московского княжества

В 1497 году Подробнее по этой теме см. Символы Московского княжества.

На печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Васильевича Темного, изначально был изображён лев, терзающий змею (Лев — символ Владимирского княжества). Однако в конце XV века был избран новый символ государства — ездец, употреблявшийся ещё в Киевской Руси. Вторым символом был избран двуглавый орёл, копируя символику Священной Римской империи — сильнейшего государства Западной Европы, московский князь изображал себя наследником восточной части распавшейся Римской империи — Византии. У Ивана III был формальный повод — он был женат на Софии Палеолог, происходившей из последней правящей в Византии династии, дочери морейского деспота. Этот символ был не семейным, а родовым знаком всей династии.

После окончательной ликвидации зависимости от Золотой Орды впервые появляется великокняжеская печать Ивана III. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать, скрепившая в 1497 году его грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.

Ордынские флажки

В отечественных источниках достоверных сведений о символах русских земель XIII-XV веков практически не сохранилось. Но кое-что можно обнаружить в европейских источниках — географических картах и атласах. Географы того времени часто изображали города на карте в виде крепости, а государственную принадлежность города — флажком над этой крепостью. На картах XIV века русские города увенчаны флажками с ордынской тамгой.

Например, на карте Андежино Дулцерта (Далорто) 1339 года крупными буквами отмечена территория RUTENIA, рядом с ней «российские горы», в районе которых начинается река Днепр, а в виде крепостей изображены города Москва (moscaov), Ростов (rostaov), Рязань (rasanpaslao), Новгород (nogardo). Над каждой крепостью изображены флажки с ордынской тамгой.

Москва и Ростов под ордынскими флажками на карте Анджелино Дулцерта 1339 г.

Примерно то же самое изображено и в каталонском атласе Авраама Креска 1375 года, восточнее Ростова отмечена Тверь (tifer) под таким же ордынским флагом, но полотнище флага закрашено зеленым цветом. В районе ордынской столицы Сарая изображен «император Джанибек» с точно таким же флажком.

Тана и Тверь на карте Авраама Крескеса. 1375 г. Оба города под зелеными флагами с ордынской тамгой.

Ордынская тамга такого вида (в виде буквы «П» с шариком вверху и полумесяцем рядом) была хорошо известна и, скажем так, «раскручена» в Европе. Она повторялась во многих географических трудах. Например, в «Космографии» Себастьяна Мюнстера точно такая тамга изображалась на щите татарского воина. Ее прообраз – монеты ордынских ханов.

Татарский воин (Tartarus) на обложке «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Справа — ордынская монета с тамгой.

Интересно, что на карте братьев Пицигани (1367 г.) над некоторыми российскими городами изображены белые флажки с красными квадратиками (тамгой?), а над Москвой такой же квадратик (тамга?) черный.

Российские города на карте братьев Пицигани (1367). Синей стрелкой показана Москва под флажком с черным квадратом.

Конституционная регламентация использования национальных атрибутов

На законодательном уровне определен список возможных сфер применения герба России. Его размещают на всех сооружениях Высшей государственной власти.

  • Главная Резиденция Президента.
  • Совет РФ.
  • Государственная Дума.
  • Конституционный суд.
  • Силовые структуры и организации.

В дни важных праздников для всей страны принято украшать дома, здания флагами с гордой птицей.

Образы главных атрибутов нашей державы создавались в разные эпохи и разными людьми, начиная с первых древних упоминаний в летописях Х веков. Двуглавый орел, изображенный на гербе России, и то, что он символизирует, – знак с длительной историей создания. Историки до сих пор не могут определить окончательную теорию возникновения образа: был ли он заимствован у европейцев или азиатов, были ли его создателями славяне, кто принес державный атрибут в его изначальном виде на русскую землю.

Со временем развитие геральдики вносит свои коррективы в живописный образ державного обозначения страны. Но в целом эмблема отражает вечное единство и сплоченность всех народов и национальностей, мирно живущих на территории государства.

Чей же лук со стрелами

В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.

Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.

Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).

Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:

Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.

Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.

Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).

Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).

Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.

Орел

Город воинской славы

Год основания: 1566 г. День города отмечается 5 августа.

Орёл – российский город, центр Орловской области, расположенный по обеим сторонам реки Оки и её притока Орлика.

Город основан в 12 веке, в 15 веке эту территорию захватывает Великое княжество Литовское и жители оставляют город.

В 1566 году указ Ивана Грозного возрождает крепость и город. В 1605 году Орёл захвачен войсками Лжедмитрия I. С 1607 по 1608 год Орёл был резиденцией Лжедмитрия II.

В 1615 году город разрушен польскими войсками, и лишь в 1636 году восстановлен. Многократно подвергался нападению крымских татар. С 17 века Орёл – центр хлебной торговли по реке Ока. В 18 веке крепость потеряла свое значение и была разобрана. Железная дорога прошла через город во второй половине 19 века, это прекратило судоходство по Оке. Орёл известен своими рубежными боями в гражданскую войну.

Во время Великой Отечественной войны, 3 октября 1941 года, Орёл был захвачен танковой группой Гудериана. В период оккупации здесь шла активная деятельность подпольщиков. Город был освобождён в ходе Орловской стратегической операции «Кутузов» 5 августа 1943 года. В тот же день в честь этой победы в Москве был дан артиллерийский салют – первый за время Великой Отечественной войны. А 19 сентября 1943 года в Орле состоялся первый в истории Отечественной войны парад партизанских соединений.

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Указом Президента РФ от 27 апреля 2007 года № 560 городу Орлу присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Биографии многих деятелей культуры тесно связаны с историей Орла. В городе действуют музеи И.Тургенева, Н.Андреева, Н.Лескова, И.Бунина, А.Фета, М.Пришвина. В послевоенное время город становится известным образовательным и промышленным центром.

Орёл примечателен большим количеством хорошо сохранившихся храмов и других исторических зданий. Интересен Орёл и своими тайными подземельями. Старая часть города расположена на карстовых разломах, там же были и каменоломни. Во время войны подземелья активно использовались партизанами. Теперь они, хоть и таят много опасностей, привлекают любителей приключений.

В Орле проживает около 315 тысяч человек (2018).

Горожане празднуют День города 5 августа, он совпадает с Днём освобождения Орла от фашистов.

Впервые герб Орла утвержден 16 августа 1781 года. На синем поле был изображен белый город, на воротах черный орел с золотой короной. В 1966 году рождается советский символ города, который приобрел серп и молот, но потерял орла. Современный герб повторяет исторический, однако орел представлен без короны.

Флаг города Орла представляет собой прямоугольное полотнище из двух вертикальных полос: левой (у древка флага) – синего цвета и правой – красного цвета. Отношение размеров полос 1:9. В центре красной полосы расположено цветное изображение герба города Орла. Ширина герба составляет 1/3 часть от ширины красной полосы. Высота герба составляет 3/5 высоты красной полосы. В верхнем левом углу красной полосы расположено изображение золотых скрещенных серпа и молота и над ними контура золотой пятиконечной звезды. Отношение ширины флага к его длине – 3:5.

Что означают цвета российского флага

— Когда в России было принято решение вернуть старые российские символы — триколор и двуглавого орла?

— В 1990 году было соответствующее решение правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики создать комиссию по изменению символики РСФСР. Эта комиссия, которая состояла из депутатов и министров, в декабре 1990 года поручила группе специалистов подготовить предложения. И тогда первой была высказана идея о том, что нужно вернуться к историческим основам — вернуть российские флаг и герб.

— Почему при выборе флага обратились к флагу петровской поры?

— Впервые бело-сине-красный флаг появляется еще при Алексее Михайловиче, он был сшит для первого военного корабля «Орел». Другое дело, что мы доподлинно не знаем, как точно выглядел рисунок. В архиве нашли только предписание: выдать для корабля «Орел» ткани белого, красного и синего цветов.

— То есть расставили их в таком порядке, какой мы видим сейчас, позже?

— Мы исходим из фактических данных. Флаг Российской Федерации был создан по образцу «флага царя московского», под которым Петр Алексеевич плавал в Архангельске и который хранится в Военно-морском музее. Какое-то время бело-сине-красный флаг был введен как знак различия для всего российского флота. Спустя время для военного флота был введен Андреевский флаг, а триколор остался у гражданского, торгового флота.

— Нет ли какого-то научного исследования по поводу того, как цвета национального флага воздействуют на психологию граждан?

— Я о таком не слышал. Странно, что вы не задаете вопрос о том, что символизируют эти цвета?

— Я слышала о том, что белый — символ чистоты, синий — верности долгу, красный — отваги и жертвенности…

— А я вам отвечу: ничего эти цвета не символизируют! Кроме того, что, расположенные в таком порядке, они обозначают страну Россию.

— Как же так, без символизма как-то скучно.

— Все попытки толкования расцветки нашего флага — это геральдическая мифология. Одни считают, что триколор — это символ Троицы или символ трех стихий, у других популярна версия об обозначении таким образом трех славянских стран: России, Белоруссии и Украины… Но ничего такого нет и в помине.

Геральдика — вещь абсолютно функциональная. Для чего прежде всего служат геральдические знаки? Главная их функция — различительная, чтобы, увидев два корабля, вы смогли сказать: это русский, а это — английский. Чтобы, увидев на расстоянии здания двух посольств, по флагу могли понять: это посольство французское, а это — российское.

Другое дело, если при составлении того или иного геральдического знака смысл был заложен изначально и закреплен каким-то историческим документом. Но, поскольку такого объяснения у нас нет, мы не можем по-своему трактовать геральдический знак.

Герб во времена Ивана Грозного и Смуты

Двуглавый орел признается государственным символом на официальном уровне при Иване Грозном. В самом начале к орлу был добавлен единорог, позднее его заменили на всадника, который с помощью копья поражает дракона. Поначалу всадника олицетворяли с самим монархом, но уже при Иване Грозном его стали называть Георгием Победоносцем. При Петре Первом такая трактовка была официально утверждена.

Когда на царствование вступает Борис Годунов, к изображению орла и наездника добавляются три короны, которые размещены над орлиными головами. Они олицетворяли взятие московскими князьями татарских ханств: Сибирское, Казанское и Астраханское. С середины 16-го века стали изображать двуглавую птицу «агрессивной», готовой к нападению: раскрытый клюв, высунутый язык. В этом можно увидеть воздействие европейских тенденций.

В конце 16-го — начале 17-го вв. между двумя головами был помещен голгофский крест, который символизировал независимость церкви в России. Иногда использовалось изображение орла и двух корон, между которыми располагался восьмиконечный христианский крест. В Смутное время все Лжедмитрии пользовались царскими печатями, на которых было изображение российского герба. Когда Смутное время закончилось и на престол взошел монарх из рода Романовых, в гербе произошли небольшие изменения. У двуглавого орла появились расправленные крылья.

Двуглавое приданое

Как известно, двуглавый орёл был гербом Византийской империи. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьёзных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орёл давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

История

На гербах Черногории с XVII в. до 1944 г. постоянно находится двуглавый орёл со скипетром и державой. На щите – леопардовый лев с правой лапой, поднятой вверх.

1852-1910 гг. — на гербе княжества Черногория орёл, в отличие от орла на современного изображении, серебряный, корона – княжеская, изображение располагается на горностаевой мантии.

1910-1918 гг. – герб королевства Черногория идентичен предыдущему. Единственное отличие – это королевская корона между орлиными головами вместо княжеской.

В составе Югославии

Гербы страны с 1944 по 1994 г. по внешнему виду — эмблемы, на которых орёл как символ королевской власти отсутствует. Центральное место на них занимает гора Ловчен и мавзолей одного из правителей Черногории. С 1946-1994 гг. – Черногория входила в состав Югославии.

1944-1946 гг. – герб Федерального государства Черногория – это эмблема, где в центре – гора Ловчен. На её вершине – мавзолей Петра II Петровича. За горой видны морские волны. Эмблема обрамлена венком из пшеницы, а вверху расположена пятиконечная красная советская звезда. Основание эмблемы – лента, соединяющая венок. Она повторяет цвета черногорского флага того времени, состоит из трёх полос красного, синего и белого цветов. Также на ней указано название страны.

1946-1963 гг. – эмблема изменилась: гора и мавзолей, который уменьшился в размере. Они поменяли цвет с тёмно-синего на серый и утратили реалистичность, став более схематичными. Венок стал лавровым. Лента обвила его у основания два раза. Цвета лента сохранила прежние (красный, синий, белый), а вот название страны на ней не сохранилось.

1963-1974 гг. – эмблема изменилась лишь в деталях: цвет горы и мавзолея стал вновь синим. Лавровый венок приобрёл более округлую форму. По сравнению с предыдущей эмблемой эта стала более яркой.

1974-1994 гг. – эмблема этого периода имеет огромное сходство с эмблемой 1946-1963 гг., лишь по цвету более светлая.

1994-2004 гг. – Республика Черногория, будучи в составе объединённого с Сербией государства, возвращается к своему историческому гербу. На изображении вновь появляется орёл. В отличие от современного герба, орёл здесь серебряный, а лев помещён на полностью красный щит французской формы.

С 2004 г. используется современный герб Черногории.

Эксперименты Павла I

10 августа 1799 года вышел указ Павла I об изменении государственного герба. Как известно, император был великим магистром Мальтийского ордена. Поэтому на груди орла был помещён мальтийский крест, в центре которого, в свою очередь, помещалось изображение святого Георгия. Отдельным указом предписывалось изображать обновлённый герб и на печатях.

Герб Российской империи с мальтийским крестом. (regnum.ru)

16 декабря 1800 года Павел подписал манифест о российском гербе. Отныне он дополнялся принятыми в Европе геральдическими атрибутами — государственной сенью, щитодержателями, знамёнами. На груди орла помещались мальтийский крест и щит, внутри которого находились гербы княжеств и земель империи.

Что держит орел на гербе России в правой лапе

У державы есть второе название – псикетр. То есть сосуд, но сосуд искусственный, не существующий в природе. Он должен быть всегда полным, что символизирует богатство страны.

Заткнут сосуд на изображении российского герба лапчатым крестом. Это символ видама – правителя страны, которому принадлежит верховная власть. Сейчас крест символизирует власть президента России.

Шекспир в Венецианском купце писал: «Самой короны пуще, грозный псикетр». Почему же русский камень ему казался пуще короны? Потому что Шекспир знал, что он ещё и камень на распутье. Это на нём написано: «направо пойдешь…, налево пойдешь…». Русский камень это судьба. А она может повернуться так, что любой короне, действительно, станет «пуще некуда».

Народ должен своей державе – руке берущей. Мы платим налоги, служим в армии и так далее.

Двуглавый орел

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Откуда же «прилетел» двуглавый орел на государственную геральдику России?

Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого».

Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания.

Двуглавый орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Существует также версия, что двуглавый орел пришел на Русь не из Византии, а от Гамсбургов, использовавших этот символ за полвека до появления фантастического пернатого на госпечати Ивана III.

К слову, византийцы никогда не использовали этот орнитологический символ на государственных печатях (в отличие от императоров Священной Римской империи). Кроме того, неизвестно почему, но орёл в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог.

Ещё одна версия появления двуглавого орла — от монголо-татар. Золотая Орда какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках «татарскую валюту».

В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году еще не прекратила своего существования.

Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

Есть и ещё одна версия — алхимическая. У алхимиков двуглавый орел символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции.

Герб города Орла

Щит герба города французского типа, что довольно распространенно в геральдической традиции. Он разделен на две неравные горизонтальные части. Нижняя – узкая и окрашена в зеленый цвет, означающий плодородие местных земель. Верхняя часть – в несколько раз шире, окрашена в лазоревый. На гербе города Орла она изображает небесную гладь и символизирует чистоту и веру.

Главные фигуры композиции – белая крепость и черный орел, сидящий на ней с приподнятыми крыльями. Орел не двуглавый, как на гербе России. Здесь он символизирует не имперскую власть и силу, а является воплощением настоящей птицы. По легенде, во время основания города на одном из дубов, предназначенных для строительства, заметили орла. В честь него и решили назвать новое поселение.

Крепость на гербе тоже не случайно. Она была основа в период правления Ивана Грозного. Она была важным форпостом, охраняющим южные границы государства от набегов тюрков.

Появление двуглавого орла в России

Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Софьи Палеолог. Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Папа Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус – «Третий Рим», поскольку второй – Константинополь – пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи – династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Однако существует и другое мнение о появлении русского двуглавого орла. Многие эксперты склоняются к тому, что Иван III выбрал его в качестве государственного знака, преследуя цель приравнять себя с европейскими монархами. Утверждая равновеликость, русский князь ставил себя на одну линию с семьей Габсбургов, правивших в то время Священной Римской Империей.

Эмблема России 1917 года

Гербовый орёл 1917 года

В 1917 году после отречения от власти Николая II встал вопрос о новом государственном гербе. «Для разъяснения» данного вопроса собралась группа специалистов: В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут, И. Я. Билибин. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без всяких атрибутов и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла нарисовал Билибин: двуглавая птица без атрибутов украшала печать временного правительства.

В период Временного правительства с двуглавым орлом конкурировала и свастика — бегущий крест, когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия, прогресса. По-видимому, именно в этом качестве она «приглянулась» Временному правительству, которое избрало её вместе с двуглавым орлом и изображением Таврического дворца (где размещалась Государственная дума) в качестве символов новой, демократической России.

Цветовая решение, символика цвета

Цветовая палитра герба также глубоко символична:

  • Золотой цвет орла, возвращенный ему в 2000 году, в геральдике является олицетворением могущества, богатства, а также милосердия и справедливости православной церкви.
  • Красный цвет, преобладающий на гербе и являющийся его фоном, считается символом мужества и любви к родине. Вместе с тем, это и символ пролитой крови защитников Отечества, а также единства многонационального государства.
  • Серебряный цвет в геральдике — знак благородства, чистоты помыслов и намерений, олицетворение справедливой борьбы за истину. Это цвет доспехов всадника, такого же цвета копье и конь на щите.
  • В черный цвет окрашен дракон на щите, и данный оттенок символически воплощает скорбь по погибшим и невинно убиенным за всю драматическую историю страны, память о них.

Согласно российскому законодательству допустимо изображение эмблемы страны в черно-белом, одноцветном варианте.

Герб страны призван духовно объединять всех граждан, живущих на территории России, подчеркивая единство народов, мирно сосуществующих на территории одного государства. Этот национальный символ присутствует на всех официальных документах, включая российский паспорт, и на всех правительственных зданиях страны, монетах, медалях и орденах, являясь неотъемлемым атрибутом российского государства.

Куда смотрит двуглавый орел

— Расскажите, быстро ли пришли к решению принять в качестве герба двуглавого орла?

— Споры шли долго. Члены специальной комиссии переживали, что народ, который стоял на пороге выборов первого президента, их не поймет, предлагали оставить герб РСФСР, убрав из него политические эмблемы — серп и молот. Но без них герб был бы пустой. Были и экзотические предложения — сделать гербом России ласточку или медведя… Другие проекты были беспомощны с точки зрения геральдической грамматики. Многие их тех эскизов были уничтожены потом при пожаре Белого дома в 1993 году.

В результате было принято решение отдать дань истории страны и вернуть ей исторические символы. В итоге остановились на золотом двуглавом орле на красном фоне и бело-сине-красном флаге.

— Вы упомянули о геральдической грамматике. Неужели существует серьезный свод правил?

— Конечно. Есть особые наборы цветов, металлов, их сочетания. Есть правила размещения фигур, правила, касающиеся значения тех или иных элементов.

— Откуда металлы на графическом изображении?

— Словом «металлы» в геральдике обозначают золотой и серебряный цвета. Есть еще «финифть» — красный, черный, зеленый и синий цвета. А есть такие, которые нельзя использовать в гербе, это все «нечистые» цвета — полутона или их сочетания. Есть также натуральные цвета. К примеру, медведь может быть либо геральдического цвета (золотого или серебряного), либо натурального.

— Значение орла на гербе оговаривалось для того, чтобы потомки не ломали голову, придумывая разные толкования?

— Нет, никакого значения мы орлу не придавали. И трактовка о том, что одна его голова смотрит на запад, а другая — на восток, это всего лишь очередной поэтический образ, который, в частности, приводил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. В официальных документах нет никакой интерпретации орла. Он просто символ нашего государства с XV века. Даже в 1918 году новая советская власть, до утверждения новых символов, использовала старый герб. Есть документ за подписью Владимира Ильича Ленина, на котором стоит печать с двуглавым орлом.

Когда существует такая многовековая история геральдического знака, менять его ради ласточек или мишек не резон. Двуглавый орел был закреплен в качестве герба нашей страны 30 ноября 1993 года указом президента Бориса Николаевича Ельцина.

Время возникновения главных элементов герба

Использование орла-могильника о двух головах в роли государственного знака зафиксировано впервые во времена князя Ивана III, женившегося на греческой царевне Софье Палеолог и получившего формально права на данный государственный знак последних императоров Византии. Герба в тот период не существовало: его заменяла фактически общегосударственная печать князя. На ее лицевой стороне был Георгий Победоносец на коне (ездец), на оборотной – императорский орел. Оттиск этой печати имеется на меновой грамоте 1497 г. Это первый обнаруженный историками документ, где стоит этот знак.

Всадник стал эмблемой Московского княжества, заменив собой льва, терзающего змею, и единорога, которые в разное время были эмблемами московских князей. Фигура «ездца» (то есть всадника) трансформировалась в образ святого Георгия путем различных изменений: конник был без копья или с охотничьим мечом или соколом и воплощал образ правящего князя, иногда поражающего змея, а порой — и без оного.

При Юрии Долгоруком святой Георгий стал изображаться в привычном для нас виде, став символом г. Москвы. А в результате объединения земель под властью Москвы Георгий Победоносец стал символом государства в целом наряду с орлом.

Герб в период царствования Романовых и послереволюционный период

Знаки царской власти, скипетр и держава, впервые изображаются вместе с орлом во времена правления Алексея Михайловича Романова. Тогда же появились первые официальные очерки о гербе. В эпоху царствования Петра I короны над орлиными головами приобретают «имперское» оформление, тогда же для герба было сделано цветовое оформление. Для орлиного тела был выбран черный цвет, а для головы, клюва, лап и языка — золотой. Дракон также выполнен в черном цвете, а наездник — в серебряном.

Во времена царствования Павла I в герб российского государства внесли изменения, связанные с захватом англичанами Мальты (которой покровительствовал император). К символам Российской империи добавился мальтийский крест, который обозначал претензии России на мальтийскую территорию.

После Февральской революции было решено оставить на гербе двуглавую птицу без императорских корон и Георгия Победоносца. Герб, созданный большевиками, был принят в 1920 г. и использовался до 1992 г. Современный герб некоторые критикуют за то, что на нем изображено большое число символов самодержавия, которые не предназначены для президентской республики. В 2000 г. был принят закон, в котором утверждено точное описание герба и рассказан порядок его использования. Хотя неизвестно, почему на гербе России двуглавый орел, тем не менее, еще со времен Московского государства он является государственным символом.

Короны

В период правления Ивана Грозного было принято изображать одну корону, украшенную крестом. Она располагалась между головами орла. С приходом к власти Феодора Блаженного и установлением патриаршества в 1589 году каждая орлиная голова обретает свою корону, а между ними помещается крест как символ единой православной церкви, возглавляемой патриархом. В начале XVII столетия, когда на российском престоле утверждается первый монарх из династии Романовых, на государственном гербе воспроизводится три короны. Изменения в количестве атрибутов монархической власти трактовалось как знак расширения земельных владений и объединения новых территорий (Сибири, Астраханского и Казанского царства) под властью единого правителя. В настоящий момент существует 3 интерпретации значения:

  • ветви власти (судебная, законодательная и исполнительная) как оплот демократического устройства;
  • братство народов (России, Украины, Белоруссии);
  • уровни реализации властных полномочий (местное самоуправление, региональные и федеральные структуры).

Хронология

Глобальный смысл заключается в тотальном единстве составляющих и нерушимости общего концепта. Лента, скрепляющая три короны, стала изображаться только в первой четверти XVIII века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector