Истинное значение полумесяца в христиантсве

Содержание:

Российские видоизменения

Став символом уже Московского государства (а затем Российской империи, Российской Федерации), двуглавый орел претерпел некоторые изменения:

  • Иван Третий совместил это изображение с московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим копьем змия.
  • В XVII веке в лапах у гербовой птицы стали изображать державу и скипетр. Это были традиционные регалии монархических государств.
  • Федором Иоанновичем между головами орла, увенчанного коронами, размещен православный крест. Это неслучайно — в 1589-м было учреждено патриаршество, что означало церковную независимость России.
  • При Михаиле Романове на грудь орла вновь добавили изображение святого Георгия Победоносца.
  • Павел Первый добавил на российский герб мальтийскую символику — корону и крест. При Александре Первом она была убрана.
  • После Отечественной войны орла стали изображать с расправленными опущенными крыльями. В лапах он стал держать венок, факел и молнии вместо державы и скипетра.
  • При Александре Втором геральдического символа коснулись самые серьезные изменения. Правитель для этого создал специальное Гербовое отделение. Изменили изображение как орла, так и Георгия Победоносца. Новый герб был утвержден в 1857 году. В таком виде он просуществовал вплоть до падения Российской империи в 1917-м.

Ее преемник, СССР, отменил царский геральдический знак. Вместо него стал использоваться совершенно иной герб — серп и молот.

Икона «Архангел Михаил»

Вторая половина XIV века. Византийский музей, Афины

National Gallery of Art

Крупная икона (110 × 80 см), написанная, вероятно, в Константинополе, изображает архангела Михаила Великого Таксиарха (Чиноначальника) со скипетром и сферой мира, увенчанной крестом, инициалами Χ Δ Κ («Христос Праведный Судия») и изображением льва. Этот образ представляет один из совершенных примеров Палеологовского ренессанса. Основой его содержания была античная модель, которую византийские художники никогда полностью не забывали, но в определенные исторические моменты обращались к ней как к ведущей. Одежды архангела испещрены золотым ассистом — отражением того самого божественного света, который, по , сообщается человеку. Лик архангела (трактованный очень индивидуально, почти портретно) выхвачен из тени ровным и глубоким свечением, одухотворяющим и преображающим материю. В образе архангела подчеркивается и его царственность (его атрибуты — те же, что у самодержца, воплощавшего верховную власть на земле), и впечатляющая монументальность.

Династии Пястов и Пржемысловичей

Орлы на гербах Польши , Моравии и Силезии основаны на династических гербах 13 века. В силезском пясто был первая ветвь пясты использовать орел за герб. Первое задокументированное использование Верхнесилезского орла было на печати Казимира I Ополе в 1222 году, а позже последовало первое использование нижнесилезского орла Генрихом II Благочестивым в 1224 году. Пшемысл II был первым польским правителем. использовать польский орел в качестве герба, чтобы представить всю Польшу в 1295 году.

Моравская марка , по крайней мере, 1270 использовала клетчатый орел. Моравский орел (без одобрения) был впервые задокументирован на печати дяди Оттокара, маркграфа Пршемысла (ум. 1239) и, таким образом, вероятно, произошел от герба династии Пршемысловичей , которая в начале 13 века использовала «пылающий орел» «герб рядом с чешским львом для Королевства Богемия .

Современное значение

С течением столетий герб России видоизменялся. У него то
появлялись, то исчезали некоторые элементы. У орла опускались и поднимались
крылья. В царские времена он был черного цвета, в современной России стал
золотым. Впрочем, в геральдике важен не точный внешний вид, а описание герба. И важнейшие
его элементы оставались неизменными.

Головы орла, развернутые в разные стороны, ранее символизировали
единство духовной и светской власти, власти патриарха и царя над русской
землей. По другой трактовке, одна из голов смотрит на Запад, другая на Восток.
Таким образом, они показывают единство и неделимость государства.

Три короны на гербе изначально обозначали завоеванные Московским
государством Астраханское, Сибирское и Казанское ханства. Впоследствии их перестали
так толковать. Сейчас малые короны символизируют множественность субъектов
России. Большая корона указывает на главенство федеральной власти и
федерального законодательства.

На груди орла изображен московский герб — щит со святым
Георгием, побивающим змея. Он символизирует ядро, вокруг которого собиралась
Россия.

Скипетр в одной лапе у орла ранее символизировал земную власть
монарха, сейчас — исполнительную вертикаль власти. Держава в другой лапе ранее —
власть, данную от Бога, сейчас — устойчивость и законность власти, ее способность
функционировать в любых обстоятельствах.

В современной трактовке герба России золотой двуглавый орел должен располагаться
на красном геральдическом щите.

Византийский иконостас

Иконостасом традиционно называют перегородку между алтарем и остальным помещением храма. На иконостасе принято размещать самые дорогие и почитаемые иконы. Обычай возводить алтарную перегородку и использовать иконы для ее украшения сформирован византийскими священнослужителями. Византийский иконостас имеет четкую иерархию.

Расположение икон Описание икон Назначение икон Какие иконы использованы
Верхний ряд или эпистилий с Деисусом по центру Сцены из жизни девы Марии и Христа Прошение за род человеческий Богородицы, Иоанна Предтечи
По сторонам от Деисуса Сюжетные иконы Описание жизни и спасения человечества «Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень», «Сошествие во ад», «Успение Богородицы»

Царские, святые или райские врата на иконостасе чаще всего увенчивались иконой Благовещения как возвещения о спасении людей. Алтарная преграда всегда была закончена изображением креста как символа распятия и жертвы.

Двуглавое приданое

Как известно, двуглавый орёл был гербом Византийской империи. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьёзных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орёл давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Четыре живоносных источника

Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта)

В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» (Быт. 2:9–10).

Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Евангелий Великого четверга).

В Византии долгое время не говорили на греческом языке

Несмотря на то, что с самого начала большая часть населения Восточной Римской империи состояла из греков и эллинизированных жителей Ближнего Востока, государственным языком империи была латынь. Ну а как ещё? После того, как на берег Босфора переехали сенаторы и органы власти, делопроизводство велось на том же самом языке, что и столетия назад. Да и население Нового Рима долгое время говорило на латыни.

Греческий язык стал государственным только в VII веке, при императоре Ираклии I. Когда влияние эллинистической части общества усилилось, латинский язык постепенно из народного превратился в бюрократический или высокий литературный язык. Но и после латынь долгое время оставалась языком юристов, тем более что корпус законов империи был латиноязычным и лишь дополнялся позднейшими законами, написанными по‑гречески.

В Византии долгое время не говорили на греческом языке

Несмотря на то, что с самого начала большая часть населения Восточной Римской империи состояла из греков и эллинизированных жителей Ближнего Востока, государственным языком империи была латынь. Ну а как ещё? После того, как на берег Босфора переехали сенаторы и органы власти, делопроизводство велось на том же самом языке, что и столетия назад. Да и население Нового Рима долгое время говорило на латыни.

Греческий язык стал государственным только в VII веке, при императоре Ираклии I. Когда влияние эллинистической части общества усилилось, латинский язык постепенно из народного превратился в бюрократический или высокий литературный язык. Но и после латынь долгое время оставалась языком юристов, тем более что корпус законов империи был латиноязычным и лишь дополнялся позднейшими законами, написанными по‑гречески.

История Византии

Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

  • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
  • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
  • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
  • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
  • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

Появление двуглавого орла

Гербом Византийской империи считается и двуглавый орел. Он здесь более распространенный символ. Но это геральдическое изображение не было создано византийцами. Оно было заимствовано у народов с более древней культурой.

Сегодня историкам известно, что мотив геральдического двуглавого орла принадлежал еще анатолийской традиции и своими истоками восходил к хеттской культуре. Византийцы же стали использовать его в качестве герба Византийской империи в последние годы существования государства.

Вам будет интересно:Юридическое заключение: особенности составления и образец бланка

Некоторые историки датируют появление таковой эмблемы в Византии серединой XI века. Объясняется, что именно тогда Комнины (императорская византийская династия) могли перенять этот символ с рисунков на камнях хеттских времен в своей родной местности Пафлагонии.

Но такая точка зрения все же в широких кругах считается ошибочной. Да, в декоративном искусстве Византии первые изображения двуглавого орла действительно начали появляться только в XI веке. Императорским символом, гербом Византийской империи он стал только при Палеологах (последняя и самая долговечная императорская династия в Византии), уже в XIII веке.

Также известно, что в XII веке этот символ использовала не только Византия. Как элемент дворцового декора, как собственную эмблему двуглавого орла перенял и ряд азиатских правителей. Например, султаны Кей-Кубад, Салах-ад-Дин, династии Зангидов и Артукидов.

Мозаики и фрески монастыря Осиос-Лукас в Фокиде

Около 1040 года. Греция

Крещение. Мозаика нефа в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век

Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века — времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Можно предположить, что эта эстетика сформировалась в художественных кругах Константинополя: на это косвенно указывает исключительное качество исполнения греческого ансамбля.

На блистающем золотом фоне купола кафоликона Осиос-Лукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов — довольно редкая в Византии иконография, прославленная в описаниях константинопольского Апостолейона.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век

Не следуя натуре, мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные одинаковые застывшие глаза. Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии архитектуры: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня.

Среди редкостей Осиос-Лукас — крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых — монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот). Монашеский и местный характер программы декорации храма сочетается с высокородным столичным заказом: основателем монастыря был император Роман II (умер в 963 году).

Грандиозный для своего времени проект Осиос-Лукас являет образец средневизантийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную иконографическую схему крестово-купольного храма.

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов. В них, обычные человеческие лица заменены на лики, вокруг которых в полукруглой форме сиял золотистый нимб. В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как Апостолы; Бессребреники; Благоверные; Великомученики; Мученики, и.т.д. Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости. Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Где находится Византия

Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной Греции и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва персы, с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

Российские видоизменения

Став символом уже Московского государства (а затем Российской империи, Российской Федерации), двуглавый орел претерпел некоторые изменения:

  • Иван Третий совместил это изображение с московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим копьем змия.
  • В XVII веке в лапах у гербовой птицы стали изображать державу и скипетр. Это были традиционные регалии монархических государств.
  • Федором Иоанновичем между головами орла, увенчанного коронами, размещен православный крест. Это неслучайно — в 1589-м было учреждено патриаршество, что означало церковную независимость России.
  • При Михаиле Романове на грудь орла вновь добавили изображение святого Георгия Победоносца.
  • Павел Первый добавил на российский герб мальтийскую символику — корону и крест. При Александре Первом она была убрана.
  • После Отечественной войны орла стали изображать с расправленными опущенными крыльями. В лапах он стал держать венок, факел и молнии вместо державы и скипетра.
  • При Александре Втором геральдического символа коснулись самые серьезные изменения. Правитель для этого создал специальное Гербовое отделение. Изменили изображение как орла, так и Георгия Победоносца. Новый герб был утвержден в 1857 году. В таком виде он просуществовал вплоть до падения Российской империи в 1917-м.

Ее преемник, СССР, отменил царский геральдический знак. Вместо него стал использоваться совершенно иной герб — серп и молот.

В Византии жили не византийцы

На ту же тему Тест: знаете ли вы историю Византии?

Такого народа каквизантийцы» никогда не было. В империи жили римляне, или по-гречески —ромеи». Всякий гражданин империи, независимо от своей национальности, становился римлянином по праву рождения. Конечно же ромеи прекрасно отличали одни народы империи от других и хорошо понимали разницу между греком, славянином, сирийцем и армянином. Но все они оставались римлянами и говорили на одном государственном языке, порой сохраняя язык предков для домашнего общения.

Была ли Византия государством греков? Культурное возрождение, начавшееся при последней династии Палеологов, стало заключительным взлётом греческой культуры и национального самосознания. На сплочение народа, особенно его образованной части, повлияли такие факторы, как освобождение Константинополя от власти западноевропейцев и попытки отстоять православие, которому угрожали одновременно католицизм и ислам.

Поздняя империя, отрезанная от большинства владений, населяемых другими народами, уже стояла на пути к превращению в греческое государство, но так и не прошла этот путь до конца. Несмотря на тотальное преобладание греческой культуры, Византия так и осталась космополитической страной, в которой встречались представители самых разных народов и где императору могли служить не только его подданные, но и варяги, франки, итальянцы, русы.

Город Константинополь в 1453 году

Были оставлены три государства-преемника — Никейская империя, Трапезундская империя и Эпирская Деспотата. Первая, контролируемая династией Палеологов, сумела вернуть Константинополь в 1261 году и победить Эпир, возродив империю, но уделив слишком много внимания Европе, когда азиатские провинции были главной заботой. Некоторое время империя выживала просто потому, что мусульмане были слишком разделены, чтобы атаковать, но в итоге османы захватили все, кроме нескольких портовых городов.

Империя обратилась к западу за помощью, но они рассмотрели бы только отправку помощи в обмен на воссоединение церквей. Церковное единство рассматривалось и иногда достигалось законом, но православные граждане не принимали католицизм. Некоторые западные наемники прибыли, чтобы помочь, но многие предпочли позволить империи умереть, и ничего не сделали, когда османы разобрали оставшиеся территории.

Константинополь изначально не считался заслуживающим усилий по завоеванию, но с появлением пушек стены, которые были непроницаемыми, за исключением Четвертого крестового похода на протяжении более 1000 лет, больше не обеспечивали адекватной защиты от османов. Падение Константинополя наконец наступило после двухмесячной осады Мехмедом II 29 мая 1453 года. Последний византийский император, Константин XI Палеолог, в последний раз был замечен вошедшим глубоко в борьбу с подавляющим числом превосходящих его гражданских войск против вторжения османов на валы Константинополя. Мехмед II также завоевал Мистру в 1460 году и Требизонд в 1461 году.

Мехмед разрешил три дня грабежа (обычай в то время), а затем объявил остановку. Его план состоял в том, чтобы сохранить и расширить город, где он начал строить проекты, включающие мечети, и начал строить дворец Топкапы. Он был известен своей терпимостью к христианской и еврейской общинам, которые жили в городе. Его первым актом после завоевания было провозглашение Шахады, исповедания веры в Бога и утверждения, что Мухаммед является посланником Бога в Софийском соборе, который впоследствии функционировал как мечеть.

Мехмед и его преемники продолжали считать себя настоящими наследниками византийцев до тех пор, пока в начале двадцатого века они не умерли. К концу столетия Османская империя установила свое твердое правление над Малой Азией и большей частью Балканского полуострова. В то время как Европа стояла в стороне и наблюдала за падением Константинополя, 1453 год стал символом трагической потери сознания многих христиан, приблизив то, что воспринималось как угроза ислама. 1453 год послал ударные волны через христианский мир и косвенно привел к путешествию Христофора Колумба в Новый Свет. Христианская Европа считала, что христианское королевство, управляемое пресвитером Иоанном, все еще существовало к востоку от Константинополя. Если бы эта земля могла быть обнаружена, то они могли бы атаковать халифат с обеих сторон.

В тот год, когда Колумб отплыл в 1492 году, евреи и мусульмане были изгнаны из Испании, возможно, в отместку за потерю христианского Востока (хотя это считалось еретическим). Когда Балканы пали, османы дважды наступали на Вену, побуждая Мартина Лютера размышлять, был ли величайшим антихристом папа или турок. Оба отвергли правду. Тем не менее, если Европа не будет реформирована, может последовать поражение. Первоначально Ираклий истолковывал возникновение ислама в аналогичных терминах — это посланное Богом несчастье, наказывающее христиан за разобщенность и ересь.

Между тем на роль Императора как покровителя Восточного Православия претендовали великие князья Московские (Москва), начиная с Ивана III Русского. Его внук Иван IV из России станет первым русским царем (царь, также пишется как царь, происходящий от латинского «Цезарь»). Их преемники поддержали идею о том, что Москва была надлежащим наследником Рима и Константинополя, своего рода Третьего Рима, — идею, которая проникала в состав Российской империи вплоть до самой кончины в начале двадцатого века.

Символы в византийской иконописи

Для византийской иконы характерно наличие языка символов. По отдельным деталям православный человек мог прочитать многое. Значение имеет цвет, форма, жесты святых

Во время развития иконописной живописи большое значение приобрели детали, каждая из них могла быть акцентом на чем-то важном

Основные символы Описание, особенности
Дуб, дом Символы созидания. Дуб изображали как дерево жизни, любой из силуэтов жилища означал незыблемость, создание чего-то значимого.
Гора Знак духовного восхождения, преодоления многочисленных препятствий на праведном пути.
Анемон Цветок, олицетворяющий скорбь. Чаще всего принадлежал Божией Матери, Деве Марии.
Красный крест Возвещение о мученичестве.
Золотой венец Символ победы духа.
Чаша с водой Знак, возвещающий о крещении.
Чаша с елеем Символ таинства соборования усопшего.

Значение имел цвет, который использовался для окрашивания деталей:

  1. Золотые и желтые оттенки символизировали Божественную силу, духовную энергию, добро.
  2. Багряный или пурпурный оттенок выбирали для обозначения царской принадлежности. Главные святые традиционно писались в багряных одеждах.
  3. Красный был признан цветом любви, тепла, живородящей энергии. Одновременно с этим он мог символизировать кровь и мучения.
  4. Белый цвет – символ простоты, Божественного сияния, святости. С помощью белого тона изображались пеленки безгрешных младенцев и пелены, которыми покрывали тела усопших.
  5. Коричневый цвет напоминал о тленности бытия, символизировал землю, часто с его помощью обозначали прах.
  6. Черным цветом окрашивали могилы, пещеры. С его помощью рисовали ад, напоминали о греховности.

Основными персонажами византийской иконописи принято считать Божью Матерь и Спасителя. Сюжеты многих икон предполагают описание этапов их существования.

Откуда пришло изображение двуглавого орла

Двуглавый орел – символ Российской Федерации. Однако на протяжении всей истории он присутствовал во многих культурах: Древней Персии, Римской и Византийской Империи, Скандинавии. Впервые двуглавый орел появился на русских монетах в конце 15 века. Иван III в 1497 году сделал черного орла официальной эмблемой Российского Императорского Двора. Данный символ использовался на официальных и личных гербах, почтовых марках, монетах, военных флагах и знаменах.

Иван III принял двуглавого орла из Византийской культуры после женитьбы на принцессе Софье Палеолог, дочери византийского императора в 1469 году. В 1497 году появилась первая официальная российская печать с двуглавым орлом. Некоторые историки и археологи считают, что символ двуглавого орла появился на Руси раньше, и отмечают, что в Византии он использовался как личный или религиозный символ, а не как государственный. Изображение гордой птицы появлялось на одежде и монетах императоров, символизируя единство. Ученые предполагают, что российские правители переняли этот символ от Священной Римской империи, или же он был завезен в Россию как православный христианский символ, который переняла христианская церковь.

Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо

Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

Символ Палеологов

Фото герба Византийской империи вы можете рассмотреть в статье. Но это лишь символичное название двуглавого орла. Большинство историков считают его эмблемой последней византийской династии — Палеологов. Это был символ именно старших членов семьи. Известно, что его изображали на регалиях, вышивали на императорских одеждах. В частности, изображение мифической птицы можно было увидеть на сапогах последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Единожды орла можно было увидеть и на корабельном флаге — судна, на котором Иоанн VII Палеолог плыл к Ферраро-Флорентийскому собору. Свидетельство тому есть у Сфрандзи. Этот корабль изображен также на дверях Филарете, что в соборе Святого Петра.

Одноглавый орел (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Обратимся к истории герба Византийской империи. Как преемница Римской империи, она продолжала использовать своим символом одноглавого орла, но достаточно редко.

Существовала даже такая должность, как «орлоносцы». Эти воины исполняли ту же миссию, что и римские аквилиферы. Это знаменоносцы, которые несли в своих руках легионных орлов. В частности, «орлоносцы» упоминаются в военном трактате «Стратегикон Маврикия». Но неизвестно, насколько их штандарты походили на римские аквилы.

На монетах герб Византийской империи, одноглавый орел, стали изображать с VII века. Иногда его можно было встретить на рельефах и печатях. Известно, что в последние века существования империи такой герб вышивали и на дворцовых тканях. Так, в иллюминированных рукописях можно увидеть изображения расшитых императорских подушек именно с одноглавыми орлами.

Герб в период царствования Романовых и послереволюционный период

Знаки царской власти, скипетр и держава, впервые изображаются вместе с орлом во времена правления Алексея Михайловича Романова. Тогда же появились первые официальные очерки о гербе. В эпоху царствования Петра I короны над орлиными головами приобретают «имперское» оформление, тогда же для герба было сделано цветовое оформление. Для орлиного тела был выбран черный цвет, а для головы, клюва, лап и языка — золотой. Дракон также выполнен в черном цвете, а наездник — в серебряном.

Во времена царствования Павла I в герб российского государства внесли изменения, связанные с захватом англичанами Мальты (которой покровительствовал император). К символам Российской империи добавился мальтийский крест, который обозначал претензии России на мальтийскую территорию.

После Февральской революции было решено оставить на гербе двуглавую птицу без императорских корон и Георгия Победоносца. Герб, созданный большевиками, был принят в 1920 г. и использовался до 1992 г. Современный герб некоторые критикуют за то, что на нем изображено большое число символов самодержавия, которые не предназначены для президентской республики. В 2000 г. был принят закон, в котором утверждено точное описание герба и рассказан порядок его использования. Хотя неизвестно, почему на гербе России двуглавый орел, тем не менее, еще со времен Московского государства он является государственным символом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector