Николай посадский: мытарства блаженной феодоры
Содержание:
- Мытарство 16-е
- МЫТАРСТВО 20-е
- Седьмое мытарство — сребролюбие и скупость святая Феодора прошла быстро
- После смерти — душа человека проходит 20 мытарств
- Кто такая блаженная Феодора
- История блаженной Феодоры
- Мытарство 18-е
- Мытарство 1-е
- Мытарство 16-е
- Мытарство 15-е
- Мытарство 3-е
- Мытарство 13-е
- Источники и историография
- Мытарство 4-е
- Идея и суть
- О книге «Мытарства Блаженной Феодоры»
- Авторство книги
Мытарство 16-е
Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным, где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, т.е. днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего не могла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: «Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержании». Бесы отвечали: «И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла от него эпитимии, чтобы загладить прежние грехи,- поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами». Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее.
МЫТАРСТВО 20-е
Но прежде, чем мы достигли входа в Царствие Небесное, нас
встретили злые духи последнего мытарства, которое называется
мытарством немилосердия и жестокосердия. Истязатели
этого мытарства особенно жестоки, тем более их князь. По виду
своему он сух, уныл и в ярости душит немилосердным огнем. В
этом мытарстве без всякой пощады испытываются души
немилосердных. И если кто окажется совершившим многие подвиги,
соблюдавшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившим
чистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но был
немилосерден, немилостив, глух к мольбам ближнего своего — тот
из этого мытарства низводится долу, заключается в адской бездне
и не получает прощения вовеки. Но мы, по молитвам преподобного
Василия, всюду помогавшего мне своими добрыми делами, и это
мытарство прошли беспрепятственно.
На этом кончился ряд воздушных мытарств, и мы с радостью
приблизились к вратам небесным. Врата эти были светлы, как
кристалл, и кругом видно было сияние, которое невозможно
описать; в них сияли солнцеобразные юноши, которые увидев меня,
ведомую Ангелами к небесным вратам, исполнились радости оттого,
что я, покрываемая милосердием Божиим, прошла все воздушные
мытарства. Они любезно встретили нас и ввели вовнутрь.
Что я там видела и что слышала, Григорий — это невозможно
описать! Я приведена была к Престолу неприступной славы
Божией, Который был окружен Херувимами, Серафимами и множеством
войск небесных, восхвалявших Бога неизреченными песнями; я
упала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для ума
человеческого Божеству. Тогда небесные силы воспели пресладкую
песнь, восхвалявшее милосердие Божие, которое не могут истощить
грехи людей, и послышался глас, повелевший водившим меня
Ангелам, чтобы они отвели меня смотреть обители святых, а также
все муки грешных и потом успокоили меня в обители, уготованной
для блаженного Василия. По этому велению меня водили всюду, и
видела я преисполненные славы и благодати селения и обители,
приготовленные для любящих Бога. Водящие меня показывали мне в
отдельности и обители Апостолов, и обители Пророков, и обители
Мучеников, и обители Святительские, и обители особенные для
каждого чина святых. Каждая обитель отличалась необыкновенной
красотой, а по длине и ширине каждую я могла сравнить с
Цареградом, если бы только они не были еще лучше и не имели
множества пресветлых, не руками сделанных комнат. Все бывшие
там, видя меня, радовались моему спасению, встречали и
целовали, прославляя Бога, избавившего меня от лукавого.
Когда мы обошли эти обители, меня низвели в преисподнюю,
и там я видела нестерпимые страшные муки, которые уготованы в
аде для грешников. Показывая их, Ангелы, водившие меня,
говорили мне: «Видишь, Феодора, от каких мук, по молитвам
святого Василия, избавил тебя Господь». Я слышала там вопли и
плач и горькие рыдания; одни стонали, другие озлобленно
восклицали: увы нам! Были и такие, которые проклинали день
своего рождения, но не было никого, кто бы пожалел их. Окончив
осмотр мест мучений, Ангелы вывели меня оттуда и привели в
обитель преподобного Василия, сказав мне: «Ныне преподобный
Василий совершает по тебе память». Тогда я поняла, что пришла
на это место покоя через сорок дней после моего разлучения от
тела». Все это блаженная Феодора пересказала Григорию в сонном
видении и показала ему красоту той обители и духовные
богатства, которые снисканы многотрудными подвигами
преподобного Василия; показала также Григорию Феодора и
наслаждение, и славу, и различные золотолиственные и обильные
плодами сады, и вообще все духовное веселие праведных.
Седьмое мытарство — сребролюбие и скупость святая Феодора прошла быстро
Седьмое мытарство — сребролюбие и скупость святая прошла быстро, потому что Феодора всегда довольствовалась тем, что давал ей Господь. Против восьмого мытарства — лихоимства никто ничего не имел против преподобной. На девятом мытарстве — неправды и тщеславия, а также на десятом — зависти, и одиннадцатом — гордости, Ангелы прошли довольно свободно.
Двенадцатое мытарство — гнев. Здесь духи были очень злы и свирепы, но Ангелы дали им то, что покрывало Феодору молитвами преподобного Василия. Тринадцатое мытарство — злопамятство. Здесь злые духи ничего не нашли, и Феодора прошла дальше.
Двенадцатое мытарство — гнев. Здесь духи были очень злы и свирепы, но Ангелы дали им то, что покрывало Феодору молитвами преподобного Василия
В тот момент, Феодора осмелилась спросить у одного из Ангелов:
Тогда Ангелы ей ответили:
На четырнадцатом мытарстве — убийство истязались не только разбойники, но и требовался отчет за каждый удар по плечам или голове, по шее, по щеке. Это мытарство Феодора прошла беспрепятственно. На пятнадцатом мытарстве — чародейства, колдовства, призвания бесов, духи ходили здесь похожие на змей и скорпионов. Это мытарство святая прошла быстро, потому что не нашлось у нее подобного греха, и затем они отправились далее.
Шестнадцатое мытарство — блуд, истязается человек за всякое любодеяние и за всякие страстные помыслы. Бесы вынесли свиток, на котором было написано, когда святая согрешила, в каком месте, в какое время. Ангелы покрыли душу Феодоры добрыми делами и дополнили делами преподобного Василия. И тогда они прошли дальше.
Семнадцатое мытарство — прелюбодеяние, грешен тот человек, который жил в супружестве и не сохрани верности. На этом мытарстве Феодора оказалась грешной, ее уличили в прелюбодеянии. Тогда бесы хотели забрать ее к себе, но Ангелы много спорили и едва смогли искупить Феодору.
После смерти — душа человека проходит 20 мытарств
Какие мытарства проходит душа? Мытарств всего 20, ими управляют нечистые злые духи, которые пытаются забрать душу человека в ад. Мытари — падшие души, которые стараются обличить душу человека в содеянные грехах, стремясь обнаружить в ней страсти.
Бесы дают список грехов, а ангелы — добрые дела, которые были совершены душой при жизни. Если добрые дела перевешивают, то душа проходит к следующему мытарству. Но если же злые дела перевешивают, то бесы уносят душу в ад. Если же на весах будет равновесие между добрыми и злыми делами, то побеждает человеколюбие Божие.
Мытарства проходят по дням? Мытарства душа проходит ровно сорок дней, после чего отправляется туда, куда ей будет предрешено попасть.
Список добрых дел ведет Ангел-Хранитель, который дается каждому человеку с момента крещения, а список злых дел ведет бес, который посылается сатаной к каждой душе, чтобы как можно чаще приводить человека к грехам
Кто такая блаженная Феодора
Святая Феодора родилась в Константинополе в десятом веке.
Житие
Она вышла замуж, но детей у них с мужем не было. Овдовев, святая приняла монашество. Феодора вела весьма благочестивый образ жизни, принимала странников, помогала бедным, служила больным. Все житие святой Феодоры было согласно с учением Христовым.
Под конец жизни она стала духовной дочерью Василия Нового. Феодора остаток дней провела в уединенной монашеской келии. Преставилась ко Господу она в глубокой старости в 940 г.
О ее житии мало что известно кроме того, что она вела очень благочестивую жизнь . Еще она прославилась посмертным рассказом ученику своего наставника Василия преподобного об испытаниях души, ожидающих каждого человека после смерти .
Иконопочитание
На всех иконах святая Феодора изображается в виде души, проходящей мытарства. Благодаря рассказу этой святой люди узнали о том, что ждет их после смерти.
Не стоит путать на иконах эту святую с св.царицей Феодорой Александрийской — супругой Феофила.
История блаженной Феодоры
Святая Феодора жила в византийской столице в X в. Простые христиане часто путают её с другой святой женой, носящей это же имя. Она жила в конце IX в. Будучи правительницей Византии при малолетнем сыне, она восстановила иконопочитание, за что и была прославлена Христианской Церковью. Блаженная Феодора скромно прожила свою земную жизнь, но посмертный дар — бесценен для христиан.
Житие
Феодора родилась в Константинополе. Она вышла замуж, но брак был бездетным. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и стала послушницей Василия Константинопольского. Женщина вела тихую благочестивую жизнь, наполненную помощью нуждающимся и больным людям. Она с теплом принимала путников, добрым словом напутствуя их. Старицей умерла она в своей келье в 940 г., проведя большую часть своей жизни рядом со своим духовным отцом Василием.
Посмертное чудо
Почитание блаженной Феодоры основано на посмертном чуде — её явлении ученику святого Василия. Григорий, знавший благочестивую старицу Феодору, захотел узнать, куда попала её душа, ушедшая из земного мира.
Икона преподобной Феодоры Константинопольской
Он попросил своего учителя в молитве Господу, попросить открыть ему посмертную участь монахини. Господь откликнулся на молитву, и через некоторое время во сне молодой человек увидел женщину, которая находилась в светлых покоях.
Мытарство 18-е
После этого мы достигли мытарства содомского, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловестными животными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать. Все они пылали яростью; поспешно выбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодати Божией, ни в чем грешной они меня не нашли и потому со стыдом убежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: «Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с ранней юности расположен к этим делам, и едва ли сохранит себя от нечистоты; немного умерщвляющих свои плотские похоти и потому свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же, Феодора, благодари Бога, что по молитвам святого Василия миновала эти блудные мытарства, и больше уже ты не встретишь задержки».
Мытарство 1-е
Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и, тем более, срамного. Тут же были записаны все кощунственные дела моей молодости, а также случаи праздного смеха, к которому так склонна юность. Я видела тут же скверные слова, которые я когда-либо говорила, бесстыдные мирские песни, и обличали меня духи, указывая и место и время и лиц, с кем занималась я праздными беседами и своими словами прогневляя Бога, и нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом. Глядя на эти свитки, я молчала будто лишенная дара речи, потому что мне нечего было им отвечать: все, что было у них записано, была правда. И я удивлялась, как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет и я сама давно забыла об этом. Подробно и самым искусным образом испытывали они меня, и мало по малу я все вспомнила. Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего не доставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее.
Мытарство 16-е
Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого
блудным, где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, т.е. днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего не могла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: «Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержании». Бесы отвечали: «И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла от него эпитимии, чтобы загладить прежние грехи,- поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами». Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее.
Мытарство 15-е
Беспрепятственно прошли мы и следующее мытарство, где истязуются духами за
чародейство, колдовство, обаяние, нашептывание, призывание бесов. Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей и жаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. По благодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ни одного подобного греха, и мы отправились далее; духи же с яростью кричали мне вслед: «Посмотрим, как уйдешь ты из блудных мест, когда придешь туда!» Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов: «Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха?» Святые Ангелы отвечали мне: «Для душ верующих, восходящих на небо, другого пути нет – все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда не открывали искренне духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы во всем раскаялась перед духовным отцом и получила от него разрешение, избежала бы ужасов прохождения по мытарствам; но помогает тебе еще то, что ты давно перестала творить смертные грехи и уже много лет проводишь добродетельную жизнь, а главным образом помогают тебе молитвы святого Василия, которому ты усердно служила на земле».
Мытарство 3-е
Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством осужденияи клеветы. Здесь, когда остановили нас, я увидела как тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения
В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях я отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые Ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше
Мытарство 13-е
После мытарства гнева и ярости нам представилось мытарство, на котором немилосердно истязуются те, кто в сердце своем питает зло на ближнего и воздает злом за зло. Отсюда духи злобы с особой яростью низводят души грешных в тартар. Но меня и здесь не оставило милосердие Божие: я никогда не имела ни на кого злобы, не помнила сделанного мне зла, но, напротив, прощала врагам моим и, насколько была в силах, обнаруживала свою любовь к ним, побеждая таким образом зло добром. Поэтому я ни в чем не оказалась грешной на этом мытарстве, бесы рыдали, что я свободно ухожу из их лютых рук; мы же в радости продолжали путь. На пути я спросила водивших меня святых Ангелов: «Господие мои, прошу вас, скажите мне, откуда эти страшные воздушные власти знают все злые дела всех людей, какие только живут в мире, так же, как и мои, и не только въявь сотворенные, но и которые знает только их содеявший?» Святые Ангелы отвечали мне: «Всякий христианин с самого святого крещения получает себе от Бога Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека и во всю его жизнь, даже до смертного часа, наставляет на всякое добро и все эти добрые дела, которые человек творит во время своей земной жизни, записывает, чтобы он мог получить за них милость от Господа и вечное воздаяние в Царствии Небесном. Так и князь тьмы, желающий погубить род человеческий, приставляет к каждому человеку одного из лукавых духов, который ходит всегда вслед за человеком и наблюдает все его от юности злые дела, поощряя их своими кознями, и собирает все, что человек сделал дурного. Затем он относит на мытарства все эти грехи, записывая каждый в соответствующее место. Отсюда и известны воздушным князьям все грехи всех людей, какие только живут в мире. Когда душа разлучится от тела и стремится взойти на небо к своему Создателю, тогда лукавые духи препятствуют ей, показывая списки ее грехов; и если душа имеет добрых дел более, нежели грехов, то они не могут ее удержать; когда же окажется на ней грехов более, чем добрых дел, то они удерживают ее на время, заключают в темницу неведения Божия и мучают, насколько допускает им сила Божия, до тех пор, пока душа, по молитвам Церкви и родных получит свободу. Если же окажется какая душа настолько грешна и недостойна перед Богом, что теряется всякая надежда на ее спасение и ей грозит вечная гибель, то ее низводят в бездну, где она находится до второго пришествия Господня, когда начнется для нее вечное мучение в геенне огненной. Знай также, что таким путем испытываются только души тех, кто просвещен святым крещением. Неверующие же во Христа, идолослужители и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть».
Источники и историография
Основным источником жизнеописания Феодоры является сочинение Продолжателя Феофана «Жизнеописания византийских царей». В данном источнике жизнь Феодоры описана в двух разделах: «Феофил» (описан период от её рождения до смерти супруга императора Феофила) и «Михаил III» (описан период её регентства, отход от управления империей и смерть). Житийная литература не содержит о Феодоре подробных сведений, ограничиваясь указанием на её заслуги в восстановлении иконопочитания.
Георгий Амартол, современник Феодоры, окончил свою хронику 842 годом, то есть в канун прихода Феодоры к власти. Продолжатель Феофана и Иосиф Генесий, в сочинениях которых излагается жизнь и деяния Феодоры, писали свои труды по повелению императора Константина Багрянородного спустя век после правления василисы Феодоры.
Из современных историков о Феодоре неоднократно писал французский автор Шарль Диль в цикле своих трудов по истории Византийской империи. Подробно деятельность Феодоры в восстановлении иконопочитания рассмотрена историком церкви Карташёвым в его труде «Вселенские соборы».
Мытарство 4-е
Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству. Эти духи, как псы, обступили нас, остановили и начали показывать все мои грехи этого рода: ела ли тайно когда-нибудь или через силу и сверх надобности, или с утра, как свинья, без молитвы и крестного знамения, или в святые посты ела прежде времени, назначенного церковным уставом, или по невоздержанию вкушала прежде обеда, или во время обеда пресыщалась не в меру. Высчитали также мое пьянство, показывая чаши и сосуды, из которых я напивалась, и прямо говорили: столько-то чаш выпила ты в такое-то время, и на таком-то пиршестве, с такими-то людьми; а в другом месте выпила столько-то и дошла до беспамятства и рвоты, и столько-то раз пировала и плясала под музыку, хлопая в ладоши, пела песни и прыгала и, когда тебя приводили домой, изнемогала от безмерного пьянства; еще показывали мне лукавые духи те чаши, из которых я пила иногда поутру и в постные дни ради гостей или когда по немощи пила до опьянения и не считала того за грех и не каялась, а напротив, еще и других соблазняла к тому же. Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: «Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!» – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда.
Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Так говорили сопровождающие меня Ангелы, и я взяла на себя смелость спросить их: «Господие мои, мне кажется, что никто из живущих на земле не знает, что здесь бывает, и что ожидает грешную душу по смерти?» Святые Ангелы отвечали мне: «Ужели божественные писания, читаемые всегда в церквах и проповедуемые служителями Божиими, мало говорят об этом! Только пристрастившиеся к земной суете не обращают на это внимания, находя особую прелесть в том, чтобы ежедневно есть до пресыщения и пьянствовать, делая таким образом своим богом чрево, не помышляя о жизни будущей и забывая слова Писания: горе вам, насыщенные ныне, яко взалщете, и упивающиеся, яко возжаждете. Они считают Святое Писание баснями и живут в небрежении о своей душе, пируя с песнями и музыкой и всякий день, как евангельский богач, веселящиеся светло. Но те, которые милостивы и милосердны, благодетельствуют нищим и убогим – эти получают от Бога прощение грехов своих и за свою милостыню без особого истязания проходят мытарства, по слову Писания: милостыня от смерти избавляет и тая отпущает всякий грех. Творящие милостыню и правду исполняются жизни, а тем, кои не стараются милостыней очистить грехи свои, нельзя избегнуть этих испытаний, и темнообразные князи мытарств, которых ты видела, похищают их и, жестоко мучая, отводят на дно ада и держат там в узах до страшного суда Христова. И тебе самой невозможно было избежать этого, если бы не сокровищница добрых дел преподобного Василия, из которой были покрыты твои грехи».
Идея и суть
Прочтение повествования о мытарствах Феодоры — повод задуматься о смертном часе, который рано или поздно ждёт любого человека. Оно призвано побудить человека не откладывать признания своих грехов и покаяния в них. Подробно описывая путь в Небесное Царство, автор напоминает, что после смерти христианин уже ничего не может исправить.
Поэтому при жизни он должен позаботиться об облегчении своего загробного пути. Для этого необходимо совершать добрые поступки и признавать все свои грехи, даже те, которые были допущены в мыслях. Священники рекомендуют на основе мытарств строить свои исповедь, честно признавая все нечестивые дела и помыслы.
Также в этом рассказе указывается на важность молитвенной помощи умершему человеку, которую должны оказывать оставшиеся на земле родственники, друзья и просто знакомые люди. Особыми датами считаются 3, 9, 20 и 40 день после кончины христианина
Именно в эти дни происходят важные события в загробном мире.
О книге «Мытарства Блаженной Феодоры»
В Священном Предании, согласном со Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах (Правосл. Исповед., ч. 2, отв. навопр. 25). Сущность учения о мытарствах излагает свт. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии Ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего Судии Бога, испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на мытарствах, возносятся Ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.
Таким образом, мытарства являются частным судом, совершаемым над каждой человеческой душой невидимо Самим Господом посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей – демонов. В житии преп. Василия Нового повествуется, что ученику его – преп. Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преп. Феодоры (память 8 дек.). Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.
Внимательное ознакомление с мытарствами полезно для более тщательной подготовки к исповеди, испытания своей совести, обретения покаянного настроения.
Авторство книги
В церковных лавках часто можно встретить такую книгу: «Мытарства блаженной Феодоры и страшный Суд Божиий». Составил ее игумен Антоний, о котором мало что известно. В эту книгу кроме рассказа блаженной Феодоры о мытарствах вошли изречения святых отцов о конце света, а также различные повествования из рукописей с Афонской горы.
Сам рассказ преподобной поведал нам святитель Дмитрий Ростовский. Он, как известно, написал самые известные «Жития святых». Каждое описание жития в этой книге расположено по числам месяца соответственно дню памяти этого святого. Это повествование о Феодоре можно прочитать в житии преподобного Василия от 27 марта.
Святой Димитрий был митрополитом Ростовским и Ярославским в 18-м веке. Он родился в семье военного на Украине в 1651 году. Имя его в миру — Данила Туптало. Учился в духовной академии, потом принял монашеский постриг с именем Димитрий. В восемнадцать лет его уже рукоположили в иеродиакона, а спустя шесть лет — в иеромонаха.
В 1681 г. Димитрий назначен игуменом в украинском монастыре, затем переехал в Киево-Печерскую лавру. Здесь ему было дано послушание — трудиться над составлением Житий святых. В 1686 г. Киевская митрополия вышла из подчинения Константинопольскому патриарху и вошла в Московский патриархат. В то время уже были готовы два тома Житий.
В 1698 г. Димитрий возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Успенского монастыря в Елецке. В 1701 г. он становится митрополитом Тобольским, но сибирский климат оказал его здоровью плохую услугу. По указу самого царя Петра Первого в январе 1702 г. Димитрий становится митрополитом Ростовским. Он смело боролся со старообрядческим расколом, пьянством, невежеством простого народа. Прослужив на этом поприще 7 лет святитель мирно отошел ко Господу, оставив своим потомкам немало духовных трудов.
Спустя пятьдесят лет после его кончины были случайным образом обретены нетленные мощи святого. В 1757 году святитель был канонизирован Русской Православной Церковью. Четыре тома Четий-Миней, над которыми всю жизнь трудился святой, стали популярным чтением среди христиан.
Кроме того, известны другие его труды:
- «Духовное врачество против хульных помыслов»;
- «Пяточисленные молитвы»;
- «Внутренний человек, в клети сердца своего уединенный и молящийся втайне»;
- «О исповедании грехов и Святом Причащении»;
- «Псалтирь Божией Матери» и многие др.
Мощи святителя покоятся в Ростовском мужском монастыре. Святитель Димитрий Ростовский — один из самых почитаемых русских святых.
Это интересно: Матушка Алипия (видео)