Ростовский борисоглебский монастырь — знаменитая обитель на пути из ростова в углич

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря

Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.

Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.

Звонница

Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.

В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.

Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.

Это интересно: Саввино-Сторожевский мужской монастырь в Москве

Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада

Протяженность стен по периметру — более одного километра. Их толщина — до трех метров, высота — от 10 до 13 метров. По периметру стен возвышаются 14 башен разной конфигурации, высота которых варьируется от 25 до 40 метров. С такой высоты местность просматривается на 15 километров.

Монастырский музей входит в «Золотое кольцо России». Фото: neskuschno.ru/

Первые стены деревянной крепости защищали северо-восточные пути к Москве от отрядов татаро-монгол — за стенами обители и возле нее укрывались и селились спасавшиеся от монгольских набегов и поборов жители, что положило начало нынешнему Борисоглебску. Позже уже каменные стены в Смутное время стали преградой на пути войск польско-литовских захватчиков. 

В 1608 году польские войска захватили Ростов, войско пана Сушинского осадило Борисоглебский монастырь, но обитель враги не сожгли. Произошло это во многом благодаря духовному подвигу старца Иринарха, с которым поляки и литовцы общались и были потрясены мужеством и крепостью веры подвижника.

4

Святыни Борисоглебского монастыря

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни. Как дорогая святыня сохранялся в монастыре простой деревянный крест — благословение преподобного Сергия, из алтаря для поклонения верующим выносятся хранящиеся там многокилограммовые железные вериги преподобного Иринарха.

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни.

В монастыре хранятся чудотворные мощи его основателей святых преподобных Феодора и Павла, преподобного Иринарха Затворника, жившего в Борисоглебском монастыре в Смутное время, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. По свидетельству верующих, после смерти преподобного Иринарха возле его гроба совершалось много чудес и исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Каждому верующему известно, что в стенах Борисоглебского монастыря можно не только приобщиться к миру духовному, но и получить ответ на свои молитвы, исцелиться от болезней, освободиться от всяких недугов и наполниться миром и радостью.

Каждый год перед праздником Илии Пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 км от Борисоглебского монастыря, недалеко села Кондакова — родины святого. Верующие приезжают сюда за чудом, туристы — за впечатлениями. Совершенно точно, что каждый получает то, за чем приехал в Ростовский Борисоглебский монастырь.

История монастыря Аносиного монастыря

В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.

При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.

Маргарита Кушниренко

В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.

Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.

До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.

Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.

Маргарита Кушниренко

С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».

До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.

В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.

Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах

Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.

Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.

Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.

Маргарита Кушниренко

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Южная стена монастыря

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В дни памяти святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упразднённого монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив посёлка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 года народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.

Фото и описание

Борисоглебский монастырь расположен в поселке Борисоглебский Ростовского района. Доподлинно неизвестно, когда именно он был основан. Известно, что он близ Ростова появился где-то после 1340 г., скорее всего, в конце 14 в. основали монастырь монахи – братья Павел и Федор. Первым на Устье появился пустынник Федор. Он поселился на берегу реки, в лесу, в рубленой келье. Через три года к нему присоединился его брат Павел.

В 1363 г. в Ростов пришел Сергий Радонежский для примирения князей. В то время по окраинам Московского княжества возводились монастыри-крепости. Пустынники Павел и Федор пришли к нему, чтобы попросить помочь им основать монастырь. Сергий попросил ростовского князя Константина разрешить пустынникам создать монастырь.

В обитель, посвященную Борису и Глебу, постепенно начали стекаться мирские мастера и монахи. Через некоторое время уже был возведеен храм, кельи, оборонительная стена. Крепостная стена монастырю была необходима, ведь он стоял на северо-восточной окраине Московского княжества, выступая препятствием сначала на пути татар, а затем – польско-литовских войск.

Борисоглебский монастырь за короткий период стал прославленным местом, сюда постоянно стекались паломники. Был здесь и Сергий Радонежский, и Василий Темный, который скрывался здесь от Юрия Звенигородского, и Иван Грозный. По легенде, именно в Борисоглебском монастыре был пострижен в монахи Пересвет. Сюда приезжали возглавившие в Смутное время русские войска Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Особое почтение монастырю оказывали великие князья и цари (Рюриковичи и первые Романовы). Благодаря высокому покровительства обитель за короткое время стала одним из крупных землевладельцев и обладала крупными богатствами. Об обеспеченности и богатстве монастыря свидетельствует восхитительные каменные постройки, которые дошли до наших дней с 16 в.

Первый каменный храм на территории обители был заложен в 1522 г. на месте старой Борисоглебской церкви по велению Василия III. Строитель этого храма – мастер Григорий Борисов, который примерно в то же время строил трапезную Благовещенскую церковь в обители.

Борисоглебский собор не дошел до нас в первоначальном виде, он много раз перестраивался. В 1780 г. исчезло позакомарное покрытие, его заменили на обычную четырехскатную кровлю. В 1810 г. к нему пристроили придел Илии Пророка, древние лопатки на стенах собора были стесаны, старая паперть заменена.

Во время реставрации в 1925 г. было обнаружено, что храм был сделан с пятью главами – под кровлей сохранились основания более поздних угловых барабанов. Рядом с северной стеной собора располагается гробница Федора и Павла.

Трапезная Благовещенская церковь вместе с настоятельскими покоями составляет один комплекс. Мастер Григорий Борисов строил и братский корпус.

Кирпичные стены вокруг монастыря были построены во времена Ивана Грозного. Они выдерживали осаду подходивших к монастырю в Смутное время польско-литовских войск. Точно неизвестно взят ли был монастырь или нет. В первой половине 17 в. стены монастыря перестроили. Высокие мощные стены с двумя надвратными храмами (Сергиевским и Сретенским) делают ансамбль монастыря поистине уникальным. Поднявшись на стены, можно осмотреть монастырь сверху.

За Борисоглебским собором расположена келья прп. Затворника Иринарха, который жил в 16 в. и провел в монастыре большую часть своей жизни – 38 лет. Прп. Иринарх славен своими многочисленными подвигами, предсказанием о нашествии на Москву литовцев. Его мощи после смерти стали чудотворными: на гробнице его происходили разные чудесные исцеления. До революции в обители сохранялись вериги, шапочка и плеть Иринарха.

В конце 17 в. было завершено строительство монастырского ансамбля. В конце 18 в. по указу Екатерины II у монастыря в пользу графа Орлова изъяли Борисоглебские слободы; монастырь существенно утратил свое благосостояние. Многие драгоценные царские вклады и утварь были растащены и распроданы, к 19 в. здесь остались только лишь не особенно ценные вещи.

В 1924 г. монастырь упразднили. С 1923 г. в части его зданий размещалось отделение Ростовского музея. Местными властями были уничтожены многие ценные памятники иконописи и колокола, предполагалось даже разобрать звонницу.

С 1930 г. монастырские здания занимали различные учреждения: отделение милиции, сберкасса… В ведении государственного музея оказалась лишь Благовещенская трапезная церковь и покои настоятеля. Часть ценностей вывезли в Москву и в Ярославль. То, что оставалось в монастыре, практически полностью было утрачено.

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор со строгим спокойно-величавым фасадом построен по проекту Николая Александровича Львова на месте старого собора.

Внешний вид собора

Собор исполнен в форме куба с пятью возвышающимися главами. В центре соборного барабана – восьмигранный купол с полукруглыми окнами. По углам собора – купола полусферической формы с круглыми окнами, которые увенчаны золочеными шарами с возвышающимися на них крестами.

Фасады храма украшают колонны и портики, стены, покрытые штукатуркой, покрашены в желтый цвет. 4 крыльца, оформленные колоннами, выполнены из белого камня.

Внутреннее убранство

Интерьер собора выглядит строго, благородно и просто. По замыслу архитектора, главная роль в интерьере принадлежит пространству, залитому светом.

Внутренние стены отделаны гладкой штукатуркой, имитирующей мрамор. В нише – образ царя Давида. Чугунный пол украшен росписью. Под шарообразным куполом храма – изображения четырех Евангелистов. В нишах и на столбах – изображение пророков Исайи и Илии, Воскресения Христова и лобзания Иуды, Преображение Господне и Моление Спасителя о Чаше.

Купол собора поддерживают 4 столба, между ними арки с 12 колоннами, оштукатуренными под белый мрамор и украшенные живописью. На иконостасе 37 икон.

Первоначально в соборе было три престола: основной – Бориса и Глеба, справа – в память о преподобном Ефреме, слева – Екатерининский. Основной престол украшал трехъярусный резной иконостас, украшенный червонным золотом.

Екатерина Вторая отдала земли монастыря фавориту, а в XX веке здесь устроили антирелигиозный музей

Конец благоденствию Борисоглебского монастыря пришел в царствование Екатерины II. Императрица передала монастырские земли своему фавориту графу Григорию Орлову. 

С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован. И лишь через семьдесят лет сюда вернулись монахи. 

1993 г. — освящение Борисоглебского монастыря. Фото: dmitrov-bgm.ru

До 2014 года на территории обители было две организации: действующий монастырь и филиал музея «Ростовский кремль». Затем филиал музея получил другое здание вне монастыря.

8

Основание Борисоглебского монастыря

Основатель Борисоглебского монастыря – преподобный Ефрем Угрин, который вместе с братьями Моисеем и Георгием служил младшим сыновьям князя Владимира – Борису и Глебу. Любимые сыновья Владимира Крестителя славились праведностью и религиозностью.

После смерти князя Владимира старший из сыновей Святополк, считая младших братьев конкурентами за власть, тайно подослал к ним стражников, которые закололи царевичей мечом в сердце. Вместе с молодыми князьями погиб брат Ефрема Георгий.

Ужасы кровопролитной схватки между братьями так повлияли на Ефрема, что он ушел из Киева, удалившись от суеты мира в глухие места. Основавшись в Торжке, боярин Ефрем по мере сил служил Господу: он устроил странноприимный дом, где ухаживал за больными и бездомными, облегчая их жизнь.

В 1038 году вместе с преданным учеником Аркадием Ефрем основал в Торжке каменный Борисоглебский храм в память об убиенных князьях Борисе и Глебе. Преподобный Ефрем неустанно трудился, обустраивая обитель, ночи проводил в молитвах.

Вокруг постройки собирались монахи, преподобного Ефрема назначили архимандритом обители, кем он и оставался до смерти 1053 года. Преподобный Ефрем, мощи которого почитались как святыни, похоронен в построенном им храме.

Монастырь страдал от пожаров и разорения захватчиков. В конце XIV века в обители не осталось ни одного инока, знавшего грамоту. Процветания и возвышения обитель достигла усердием настоятелей.

Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря

У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу, автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.

Памятник благоверным князьям Борису и Глебу около Борисоглебского монастыря

Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда, построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной. Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.

Здание братских келий и трапезнойЗдание братских келий и трапезной, фрагмент

Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.

Святые ворота и надвратная церковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая Чудотворца

Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа, перед которыми раскинулся роскошный цветник.

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Собор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба, фрагментВход в собор Бориса и ГлебаКолокольня собора Бориса и ГлебаСобор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба

Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.

Часовня Сошествия Святого ДухаЧасовня Сошествия Святого Духа

Неподалеку находится ажурная Водосвятная часовня:

Водосвятная часовняВодосвятная часовня, крестНа территории Борисоглебского монастыря

На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.

Монастырский птичникХозяйственные постройки и Настоятельский дом

Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.

Собор Бориса и ГлебаСобор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Удивительная находка

Архитектор Александр Рыбников – личность в Борисоглебском известная. С конца 80-х годов он проводил на территории обители реставрационные работы. И когда в 90-е годы прошлого столетия группа реставраторов случайно провалилась в неопределенного вида полость, был случайно раскрыт внутристенный проход. Вход в него закрывало перекрытие XVIII века, а когда его вскрыли, всеобщему вниманию открылся свод XVI века, прекрасно сохранившийся до наших дней. Под ним располагались ниши, в которые были аккуратно уложены фрагменты старинных фресок. Рыбников называет свою работу и испытанием Божьим, и радостью, но тот случай в его практике и по сей день вызывает у него восторг.

Настоятели, наместники

  • Тихон (1533 — 1536)
  • Киприан (1537 — 1551)
  • Мисаил I (1552 — 1588)
  • Иоаким (1589 — 1598)
  • Никифор, келарь (1599)
  • Константин (1600 — январь 1609)
  • Евфимий (1637 — 1652)

    Иоасаф (? — 1647)

  • Феодосий (1653 — 1664)
  • Кирилл (1665 — февраль 1669)
  • Евстафий (20 августа 1669 — 1680)
  • Сергий I (Велтахов) (1680 — сентябрь 1682)
  • Тарасий (1682 — декабрь 1695)
  • Варлаам I (1696 — 1697)
  • Евфимий II (1697 — 1700)

    Иона (1697 — 1700)

  • Иоиль (1700 — 1701)
  • Игнатий (1702)
  • Боголеп (1703 — 1704)
  • Герасим (1705 — 1712)
  • Исаия (1713 — 1717)
  • Никон (1719)
  • Макарий I (1720 — 1726)
  • Варсонофий (1726 — 1734)
  • Иларион I (в конце 1734 — 1735)
  • Викентий (1736 — 1744)
  • Адриан (1745 — 1756)
  • Иоасаф (1757 — февраль 1758)
  • Наркисс (февраль 1758 — 5 сентября 1763)
  • Феофилакт (1763 — 1764)
  • Кирилл (Флоринский) (1764 — 1768)
  • Варлаам II (Петров) (1768)
  • Феофилакт II (1768 — май 1775)
  • Стефан (май 1775 — 14 сентября 1776)
  • Иларион (Копьев) (1776 — 22 ноября 1777)
  • Палладий (1777 — июль 1785)
  • Макарий II (1785 — июль 1791)
  • Мисаил II (14 июля 1791- июль 1795)
  • Евгений (Романов) (1795 — 1799)
  • Никанор (1800 — 1819)
  • Сергий II (1819 — 1831)
  • Арсений (1831 — 1836)
  • Платон (1837 — 1840)
  • Сергий III (август 1840 — 1849)
  • Христофор (Эммаусский) (1849 — 1 апреля 1850)
  • Анастасий (Лавров) (май 1850 — 1864)
  • Антоний (Диевский) (1864 — 1887)
  • Макарий (Драницын) (19 августа 1887 — 11 декабря 1897)
  • Арсений (Лебедев) (11 декабря 1897 — 26 декабря 1908)
  • Феофан (Предтеченский) (20 января 1909 — 11 февраля 1913)
  • Иоасаф (1920 — ?)
  • Феодосий (? — 7 сентября 1928)
  • Андрей (Комаров) (упом. 22 августа 1927 — упом. 2 января 1928)
  • Сщмч. Захария (Лобов) (упом. февраль — 7 мая 1929 )
  • Александр (Торопов) (1929 — 1931)
    1931 — 1993 — монастырь закрыт

Новоторжский Борисоглебский монастырь

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь был основан в 1038 году Ефремом Новоторжским. Первые письменные свидетельства о Новоторжском Борисоглебском монастыре относятся к XII веку, это один из древнейших монастырей России.

Храмы и монастыри домонгольского времени, посвященные Борису и ГлебуС.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь моста. Лето 1910 годаУ стен Борисоглебского монастыряЗападные ворота Новоторжского Борисоглебского монастыря

В 1925 году Новоторжский Борисоглебский монастырь был закрыт, в его стенах почти 50 лет функционировала тюрьма строгого режима, после неё — лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В конце 1980-х годов бывший монастырь передали под экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея, работники которого приложили немало сил, чтобы восстановить изуродованные за годы советской власти постройки.

По теме: Легко ли путешествовать по России?

Реставрационные работы, правда очень медленные, продолжаются и в наши дни. Монастырь возвращен церкви, часть территории закрыта для посещения, поскольку там живут монахи.

Архитектурные памятники Борисоглебского монастыря, схемаНа территории Новоторжского Борисоглебского монастыря

Борисоглебский собор построен по проекту архитектора Николая Александровича Львова в 1785-1796 годах на месте древнего каменного собора. В церемонии торжественной закладки принимала участие императрица Екатерина II. В 1931 году собор закрыли. Его внутреннее убранство утрачено, в том числе и 37 икон работы В.Л.Боровиковского. До наших дней сохранилась лишь одна из них, которая хранится в Тверской картинной галерее.

Собор Бориса и ГлебаПортик Борисоглебского собораБратский корпус (1818–1819 года)Фрагмент старой монастырской стены

За Борисоглебским собором виднеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, самый старый сохранившийся каменный храм во всем Торжке. Она была построена в XVII веке на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1609 году.

Борисоглебский собор и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы за нимЦерковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с колокольнейЦерковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Главное украшение Борисоглебского монастыря — трехъярусная колокольня с надвратной церковью во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1804-1811 годах. Одна из её загадок — имя архитектора. По одной из версий, им был Николай Александрович Львов. По другой — местный архитектор-самоучка Федор Ананьин. Высота колокольни со шпилем — более 50 метров, это самая высокая постройка Торжка.

Колокольня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного Образа

С территории монастыря, стоящего на возвышенности, открываются красивые виды на Торжок. Неподалеку виднеется Воскресенская церковь, построенная в 1749 году и до сих пор пустующая.

Воскресенская церковьПогреб-ледник

Еще одна интересная постройка монастыря — Свечная башня, возведенная в псевдорусском стиле в 1860-70 годах по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова.

Свечная башня Борисоглебского монастыря

С высокого откоса видны жилые дома и храмы на противоположном берегу Тверцы.

Церковь Николая Чудотворца, 1778-1784 годыБывший Воскресенский монастырь и Крестовоздвиженская церковь

Обращают на себя внимание постройки бывшего Воскресенского девичьего монастыря, первое письменное упоминание о котором относится к 1625 году. Основные монастырские постройки датируются XVIII-XIX веками

За ним виднеется уже упоминавшаяся церковь Ильи Пророка.

Бывший Воскресенский монастырь

За деревьями просматривается Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1750-1753 годах, в дальнейшем несколько раз достраивалась.

Крестовоздвиженская церковь

Использованные материалы

  • «Торжокский Борисоглебский монастырь», — страница сайта Православные храмы Тверской земли:

  • «Торжок. Борисоглебский монастырь», — страница Народного каталога православной архитектуры:

  • «Борисо-Глебский мужской монастырь», — страница официального сайта Тверской епархии:

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 454-455:

  • Историческо-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором, что ныне строителем Теребенской пустыни // типография Губернского правления, Тверь, 1861, с. 158 -176:

  Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. с. 18:

  Определение Св. Синода от 13 — 20 января 1909 года за № 126 // Церковные ведомости. 1909. № 5 (31 января), с. 29; Определение Св. Синода от 6-11 февраля 1913 года за № 1145 // Церковные ведомости. 1913. № 7/8 (21 февраля), с. 41.

  Лопатина Нина А., Хроника Новоторжского Борисоглебского монастыря советского периода, 2013,

  БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века»,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector