Успенский трифонов монастырь
Содержание:
- В 1991 году Священный Синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель
- Подойдем к Святому источнику Трифонова монастыря.
- Архитектурный ансамбль
- Примечания[править | править код]
- История создания собора длиною в пять столетий
- Настоятели
- В глубине монастырской территории — Трехсвятительская церковь.
- Современное состояние
- Современное состояние
- Бывшие владения
- Храмы, архитектура
- Как добраться до Трифонского Печенгского Монастыря: контакты, адрес и путь
- В 1684 году построен новый каменный Успенский собор
- Святыни
- Храмы, архитектура
- В XVII веке значимость первого монастыря в Вятской области стала активно расти
- Храмы Кирова
- Первоначальный храм 1158—1160 годов
- Настоятели
- Примечания
В 1991 году Священный Синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель
В 1991 году Священный синод открыл Свято-Успенскую Трифонову обитель. В это время были отреставрированы многие монастырские постройки. Обновлены палаты настоятеля и братский корпус, восстановлена колокольня.
Патриарх Московский Алексий второй посетил Трифонов монастырь. Фото: palomnik63.ru
В 1904 году был расписан заново Успенский собор. Во время проведения этих работ Трифонов монастырь сподобился посещения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго.
Также были восстановлены другие церкви, благоустроен прилегающий участок. В настоящее время Успенский храм является памятником архитектуры.
Подойдем к Святому источнику Трифонова монастыря.
Святой источник.
Преподобным Трифоном проникнуто в монастыре все, начиная с выбранного им некогда удивительной красоты места и со святого источника, у которого, согласно преданию, являлась будущему святому Сама Пресвятая Богородица. Святой источник – находится на восточной окраине монастыря. Происхождение его следующее. В 1804 г. ремонтировалась часовня над колодцем, который рыл сам Трифон. Тогда к источнику «в часовенный кладез» были проведены выдолбленные из бревен трубы для незамерзания воды в зимнее время. Часовня представляла собой оригинальный комплекс из двух площадок, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницей из 16 ступенек. К часовне примыкал крытый ход. В средине 1990-х гг. часовня была заботливо восстановлена. Трифонов ключ — поистине символ Вятского края.. Дарующую телесное и душевное здравие воду источника многие верующие постоянно берут для питья.
Архитектурный ансамбль
Успенский собор монастыря
Никольская Надвратная церковь
- Собор Успения Богородицы (—)
- Никольская Надвратная церковь (—)
- Колокольня (, , разобрана в 1935 году, воссоздана в 1994—1995 годах)
- Трёхсвятительская церковь (—)
- Благовещенская церковь ()
- Настоятельские палаты (, )
- Братский корпус (, )
- Северо-восточная башня ()
- Северо-западная башня (, воссоздана в 1993 году)
- Монастырская караульня (1740-е)
- Братские кельи и семинария ()
- Юго-западная башня (—, воссоздана в 1994 году)
- Юго-восточная башня (—)
- Монастырская поварня ()
- Часовня Трифона Вятского (, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990 году)
- Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища ()
- Летний дом настоятеля в саду ()
Фотографии монастырских зданий
Примечания[править | править код]
- Другой источник добавляет: «церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается».
- Алексей (Гоголев), свящ., Кустова Е. В. Судьба братии Успенского Трифонова монастыря в советское время // III Регион. церк.-науч. конф. «Обретение святых» / сост. А. Балыбердин. — Киров, 2012.
- Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — 2-е изд.. — Вятка (Киров): Буквица, 2013. — Т. 2. — С. 4. — 312 с. — ISBN 978-5-903929-17-7.
- Никольский А. И. Иоасаф (Потемкин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2014.
История создания собора длиною в пять столетий
Согласно истории, на месте где находится собор сегодня, в конце XII века стояла деревянная церковь, а вокруг нее находилось кладбище московской знати.
4 августа 1326 года Иван Калита по совету митрополита Петра начал возведение нового храма.
25 августа 1327 года Успенский собор освятили. В том же в каком году был построен собор – умер Митрополит Петр. Похоронили его в гробнице, которую он соорудил для себя в новом храме. С этого времени и до конца XVII века захоронение московских патриархов производили в соборе.
Простояв почти 150 лет собор потерял былую представительность.
При Иване III случился сильный пожар. В 1470 году митрополитом Филиппом и Иваном III было решено строить новый. Стиль построения позаимствовали у Успенского собора во Владимире, но в Москве решили сделать его значительно больше по размерам.
Строительство начали весной 1472 года специально приглашенные псковские мастера Кривцов и Мышкин.
20 мая 1474
произошло сильное землетрясение. Недостроенный храм разрушился
Сначала для восстановления строительства Ивана III хотел снова пригласить псковских мастеров, но его жена, которая проживала до свадьбы в Италии, посоветовала мужу подыскать знающего мастера именно там и он отправил в Италию посла Семена Толбузина.
Толбузин нашел архитектора-инженера Аристотеля Фиорванти. Местные говорили о нем как о том, кто строил здания искусно и надежно.
Портрет итальянского архитектора Аристотеля Фиорванти, автора архитектурного ансамбля Успенского собора.
Архитектор приехал в апреле 1475 года. Фиорванти всего за неделю разобрал остатки стен разрушенного собора и отправился во Владимир для ознакомления с тамошним храмом.
Закладка собора произошла 12 мая 1476 года. Летописцы следили за строительством наравне с остальными политическими событиями и записывали описание тончайших подробностей технических новшеств, привезенных итальянцем.
Размах строительства отражал важные изменения в государстве. Москва наконец стала полноправной столицей. Начали завязываться новые международные отношения и великому князю потребовалась внушительная резиденция, которой и стал обновленный Кремль, Соборная площадь и красующийся на ней новый собор.
Завершение строительства произошло через четыре года. Как и положено канонами православия храм был пятиглавым, пятиапсидным и шестистолпным. Часть сооружения выполнена из кирпича, остальное из белого камня.
Несмотря на то, что Фиорванти выполнил условия заказа по традиционным формам, он все же соорудил нечто новаторское, тем самым внес неизмеримый вклад в развитие древнерусского зодчества.
12 августа 1479 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Геронтием было произведено освящение престола.
В 1547 году после очередного пожара купола покрыли позолоченными медными листами по приказу Ивана Грозного. Мощи митрополита Петра переложены в золотую раку.
В 1812 году во время Отечественной войны на церковь напала наполеоновская армия. Благодаря своевременному переведению в Вологду большинство святынь были сохранены, но храм пришлось заново переосвящать.
15 августа 1917 года в соборе был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви, которым было принято решение о восстановлении патриаршества в России.
Последняя служба состоялась 22 апреля 1918 года на Пасху после чего собор закрыли.
Открыли исключительно как музей в 1955 году, а с августа 1991 года, возобновив праздничные богослужения, в нем совместили функции и музея, и храма.
С 1991 года Успенский собор является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль, который входит в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Настоятели
- Прп. Трифон (Подвизаев) (1580 — упом. 1601)
- Иона (Мамин) (упом. 1608 — 1617/18)
- Иона (Калязин?) (1617/18 — упом. 1627)
- Александр (упом. 1628)
- Герасим (Путников/Куница) (упом. апрель–июнь 1632)
- Иосиф (упом. октябрь 1634)
- Герасим (Путников/Куница), 2-й раз (1635 — упом. апрель 1636)
- Александр (упом. апрель 1643 — упом. март 1646)
- Иоаким (упом. 1648/49 – упом. октябрь 1650)
- Александр (упом. 1653/54)
- Моисей (упом. июнь 1654 – упом. 1657/58)
- Парфений (1657 – 1658) (?)
- Сергий (упом. март 1659 – упом. апрель 1670)
- Иов (упом. март 1673 – упом. 1675/76)
- Иоиль (упом. июль 1676 – июль 1679)
- Александр (упом. март 1680 – 1715)
- Парфений (Катаев) (1715 — 1731)
- Пафнутий (1731 – 1733)
- Александр (Корчемкин) (1733 — 1734)
- Лаврентий (упом. 1734 – 1739?) (наместник?)
- Даниил (упом. 1741 — 1744)
- Иоасаф (Потёмкин) (1744 — 1752)
- Никон (упом. 1754 — 1756)
- Давид (Успенский?) (1756 — 1764)
- Софония (Македонский) (1764)
- Андрей (Таршевский) (1764 – 1771)
- Поликарп (Павловский) (1772 – 1774)
- Транквиллин (1774 – 1776)
- Каллист (Звенигородский) (1776 – 1796)
- Лаврентий (Долматов) (1796 – 1800)
- Мисаил (Сапожников) (1800 – 1817)
- Иустин (Сементовский) (1817 – 1823)
- Феофилакт (Пинегин) (1824 – 1829)
- Иероним (Нестеровский) (1829 – 1834)
- Никодим (Казанцев) (19 марта 1835 – 20 июня 1841)
- Амвросий (Красовский) (1841 – 1866 )
- Иосиф (Баженов) (12 августа 1866 — 1868)
- Сарапульские владыки (1868 — 1889)
- Глазовские владыки (1889 — упом. 1921)
ок. 1923 — 1989 — обитель и ее храмы изъяты
Вятские владыки (с 25 сентября 1991)
Иов (Муравьев) (2 октября 1997 — 5 октября 2011) игум.
Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012) игум.
В глубине монастырской территории — Трехсвятительская церковь.
Трехсвятительная церковь..
В глубине монастырской территории, на ее южном участке, среди густой зелени деревьев, таинственно шумевших над монастырским кладбищем, белеет скромное по размерам здание Трехсвятительской церкви.
Словно ковром покрыты стены церкви кирпичным узором. Многообломный карниз отсекает от стен четверика крутые дуги скульптурных закомар; тройные полуколонки, разделенные уступчатым выступом, отмечают углы объема; каждый наличник имеет свою, только ему присущую композиционную «затею» Уступчатые рамы, пышные наличники, набранные из точеных балясинок, витых жгутиков, розеток, колонок, всевозможных валиков и полочек зрительно расширяют окна, заполняя всю плоскость стены.
Современное состояние
В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.
Успенский Трифонов монастырь (архитектурный ансамбль)
Современное состояние
В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.
Успенский Трифонов монастырь (архитектурный ансамбль)
Бывшие владения
Царь Фёдор I Иоаннович подписал 31 декабря 1595 (10 января ) года Грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте» от 31 декабря 1590 (10 января ) года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи, здесь в 67 дворах проживали 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с учётом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели около 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.
Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили четыре села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. По переписи 1678 года, в этих местах обитало крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.
В 1595 году монастырь получил новые незаселённые земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятке (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и Хлынова.
Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых вотчин.
Храмы, архитектура
Успенский собор
Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна,» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается.» Храм имел 6 шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.
В году собор был заново построен в камне. В году туда были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона, над могилой установлена рака. Здесь же хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.
В — годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту.
Храм был изъят у верующих в году, возвращен в году. Храм стал кафедральным для Вятской епархии, был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.
Как добраться до Трифонского Печенгского Монастыря: контакты, адрес и путь
Свято-Троицкий Трифонов-Печенгский мужской монастырь функционирует и доступен для посещения.
Справочная информация по контактам обители:
- Электронный адрес: ;
- Физический адрес обители: 184410, Мурманская область, пос. Луостари, Трифонов Печенгский монастырь;
- Схема проезда: От ж/д вокзала — автобус Мурманск-Никель, Мурманск –Заполярный, поворот на пос. Луостари, ост. «31-й километр», далее 1,5 км. пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари. Автомобиль. Трасса М-18 (Е105) СП-Б-госграница до 1531, далее поворот налево в пос. Луостари;
- +7 (911) 3174717, личный номер игумена Давида, настоятеля Трифонского монастыря;
- У монастыря есть своя страничка в Фэйсбуке.
Страница Свято-Троицкого Трифоново-Печенгского мужского монастыря в Facebook
Деятельность монастыря направленна на неустанные молитвы Господу. В обители ежедневно проходят круги молитв. Также в монастырь передают имена, которые нуждаются в отмолении.
В 1684 году построен новый каменный Успенский собор
Вскоре началось и каменное строительство. В 1684 году на месте деревянного храма был возведен новый, каменный Успенский собор. Построены Святые врата с надвратной Никольской церковью. В 1711 году построена каменная Трехсвятительская церковь.
В 1714 году возводится колокольня. В 1717 году построен жилой братский корпус, а в 1728 году — Благовещенская церковь. В эти же годы обновлены все ограды с башнями.
Трехсвятительская церковь находится на территории Трифоновского монастыря города Кирова
Активное строительство и восстановление монастырского комплекса пришлось на реформаторский период Петра I. Возможность пострига в монахи резко ограничилась указами и предписаниями, обитель обложена различными податями и повинностями.
Доходы с монастырских вотчин уходили в государственную казну. После вступления реформы в силу, территория монастыря быстро обеднела и опустела. Вскоре по монастырским вотчинам прокатилась волна множественных крестьянских восстаний.
На исправление ветхостей изданий часто не было средств, поэтому монастырь часто обращался к правительству за помощью.
В середине XVIII столетия состояние обители резко ухудшилось.
В середине XVIII века монастырь практически пришел а негодность. Был начат сбор жертвований на содержание наемных работников.
Для того чтобы исправить хоть немного материальное положение, монастырские власти решили утвердить крестные ходы с иконами Успения Богоматери и Николая Можайского.
Это помогало содержать в приглядном виде монастырские здания, и помогать материально другим монастырям.
Трифонов монастырь во второй половине XVII века. Фото: xn--b1agih8af4g.xn--p1ai
Примерно с 1744 года при монастыре открылась славяно-латинская школа, которая затем преобразовалась в духовную семинарию. После того, как на престол взошел император Павел первый, монастырю были возвращены его земли.
Также монастырю были подарены дополнительные льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий стал вводить практику сдачи в пользование подмонастырских земель. Это позволило улучшить состояние и положение монастыря.
В 1856 году на территории монастыря по Вятской земле был построен пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Примерно в то же время построена школа для городских детей.
Стефан Филейский в обители монастыря
В 1880-х годах в обители проживал Стефан Филейский, это очень поспособствовало оживлению всей духовной жизни монастыря.
В начале XX века Трифонов монастырь был полностью благоустроен. Часть доходов получали от сдачи квартирантам домов в городе, а также имелись и некоторые земельные угодья, которые приносили свои плоды.
Святыни
• Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский
• Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже) Некрополь
Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:
• Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)
• Александр Виноградов, прот. (+ 1908)
• Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)
• Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)
• Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)
• Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)
• Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)
• Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)
• Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)
• Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)
• Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)
• Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)
Храмы, архитектура
Успенский собор
Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна
,» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается .» Храм имел 6 шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.
В 1689 году собор был заново построен в камне. В 1690 году туда были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона, над могилой установлена рака. Здесь же хранились рукописное Евангелие, посох и вериги преподобного.
В 1894-1896 годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту.
Храм был изъят у верующих в 1929 году, возвращен в 1989 году. Храм стал кафедральным для Вятской епархии, был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.
В XVII веке значимость первого монастыря в Вятской области стала активно расти
С 1600 года настоятели стали носить чин архимандритов. В XVII столетии значимость первого монастыря в Вятской области активно возрастала. В управление вотчиной присылались различные старцы, которые основывали здесь новые поселения.
Монастырь занимался духовной и просветительской деятельностью. На других землях строились новые обители, храмы и часовни.
Трифонов монастырь в Кирове первый стал обучать монахов грамоте.
Они составляли и списывали труды и жития. Поэтому ближе к концу столетия у них сложилась великолепная библиотека.
На то время обитель стала культурным и духовным центром Вятской земли. Средства, находящиеся в казне монастыря, позволяли быстро восстанавливать обитель после пожаров и других непредвиденных оказий.
Храмы Кирова
Свято-Серафимовский собор
Свято-Серафимовский собор
Этот храм считается главным духовным центром вятского православия. Посвященный святому Серафиму Саровскому, собор открыл свои двери для верующих еще в далеком 1907 году и с тех пор практически никогда не прекращал свою работу. В советскую эпоху собор долгое время оставался единственным функционирующим храмом города. В 1940 году при храме был открыт музей атеизма, в экспозицию которого вошли иконы и другие церковные реликвии из закрытых храмов края. В послевоенные годы собор удалось расширить, построив нижний храм. В 80-е годы прошлого века к зданию собора был добавлен еще один придел. Сегодня Свято-Серафимовский собор считается одним из символов г. Кирова, и каждый турист, посещающий город, считает своим долгом сделать фото этой достопримечательности.
Вятский Преображенский монастырь
Это тихое, светлое место по праву считается одной из важных достопримечательностей города. Монастырь имеет длинную и захватывающую историю. Он был возведен в 1624 году по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича. В дар храму государь передал старинную икону преподобного Михаила Малеина, которая со временем стала одной из его главных реликвий. Изначально это было деревянное сооружение, которое привлекало прихожан своим величественным аскетизмом. Однако уже в 1696 году было принято решение о возведении на территории монастыря первого каменного храма – Свято-Преображенской церкви. В XIX веке монастырский комплекс дополнили еще два храма, посвященные чудотворным иконам Тихвинской Божией матери и «В скорбех и печалях Утешение». Монастырь продолжал проводить богослужения до 1924 года. С приходом к власти большевиков монастырь закрыли, а колокольню – гордость храма и всего города –разрушили. В помещениях монастыря разместили склады, спортивную школу и общежития. Монастырь вернули в лоно церкви лишь в начале 90-х годов прошлого века. Сейчас в монастыре кипит жизнь, регулярно проводятся церковные службы, проходят экскурсии для туристов.
Первоначальный храм 1158—1160 годов
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.
По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.
Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.
Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.
Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).
Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.
Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос
Настоятели
- Прп. Трифон (Подвизаев) (1580 — упом. 1601)
- Иона (Калязин?) (1617/18 — упом. 1627)
- Александр (упом. 1628)
- Герасим (Путников/Куница) (упом. апрель–июнь 1632)
- Иосиф (упом. октябрь 1634)
- Герасим (Путников/Куница), 2-й раз (1635 — упом. апрель 1636)
- Александр (упом. апрель 1643 — упом. март 1646)
- Иоаким (упом. 1648/49 – упом. октябрь 1650)
- Александр (упом. 1653/54)
- Моисей (упом. июнь 1654 – упом. 1657/58)
- Парфений (1657 – 1658) (?)
- Сергий (упом. март 1659 – упом. апрель 1670)
- Иов (упом. март 1673 – упом. 1675/76)
- Иоиль (упом. июль 1676 – июль 1679)
- Александр (упом. март 1680 – 1715)
- Пафнутий (1731 – 1733)
- Лаврентий (упом. 1734 – 1739?) (наместник?)
- Даниил (упом. 1741 — 1744)
- Иоасаф (Потёмкин) (1744 — 1752)
- Никон (упом. 1754 — 1756)
- Давид (Успенский?) (1756 — 1764)
- Транквиллин (1774 – 1776)
- Никодим (Казанцев) (19 марта 1835 – 20 июня 1841)
- Иосиф (Баженов) (12 августа 1866 — 1868)
- Сарапульские владыки (1868 — 1889)
- Глазовские владыки (1889 — упом. 1921)
ок. 1923 — 1989 — обитель и ее храмы изъяты - Вятские владыки (с 25 сентября 1991)
Примечания
- Другой источник добавляет: «церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается».
- Алексей (Гоголев), свящ., Кустова Е. В. Судьба братии Успенского Трифонова монастыря в советское время // III Регион. церк.-науч. конф. «Обретение святых» / сост. А. Балыбердин. — Киров, 2012.
- Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — 2-е изд.. — Вятка (Киров): Буквица, 2013. — Т. 2. — С. 4. — 312 с. — ISBN 978-5-903929-17-7.
- Никольский А. И. Иоасаф (Потемкин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2014.