Иринарх (грезин)
Содержание:
- Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря
- Јкосъ є7.
- Старец взял тяжёлое подвижничество: приковал себя цепью и носил тяжёлые вериги
- Здравствуй, поселок Борисоглебский!
- Не самая приветливая погода
- Великий строитель владыка Иона Сысоевич
- Значение Ростовского затворника в православии
- Фото и описание
- Житие Иринарха затворника Ростовского
- Јкосъ №i.
- Лесной кремль – Борисоглебский монастырь
- Моли1тва
- Ссылки
- Јкосъ }.
- Молитвы
- Статьи на Православие.Ru
- Икос 9
- Прогулка за стенами монастыря
- Икос 1
- Новоторжский Борисоглебский монастырь
- История монастыря
- Икос 10
Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря
Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.
Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.
Звонница
Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.
В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.
Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.
Это интересно: Саввино-Сторожевский мужской монастырь в Москве
Јкосъ є7.
Ви1дэвше тS и4ноцы њби1тели, въ нeй же подвизaлсz є3си2, земн†z презирaюща, и3 въ рyбэхъ и3 неwбувeнныма ногaма ход‰ща, вознегодовaша и3 двакрaты и3з8 њгрaды своеS изверг0ша. тh же, неѕл0бивъ сhй, во грaдъ рост0въ тeклъ є3си2, њ и3згнaвшихъ тS мlтвы возсылaz. сегw2 рaди пріими2 t нaсъ сицев†z:
Рaдуйсz, терпeніемъ скорбeй всsческихъ просіsвый: рaдуйсz, в0льною нищет0ю вёчное богaтство стzжaвый.
Рaдуйсz, всsцэмъ w4бразомъ вLцэ всёхъ ўгоди1вый: рaдуйсz, равноѓгGльное житіE на земли2 пожи1вый.
Рaдуйсz, вёры свётлый свэти1льниче: рaдуйсz, ко грzдyщему грaду вёрный настaвниче.
Рaдуйсz, вс‰ земн†z во ўмeты вмэни1вый: рaдуйсz, неѕл0біемъ твои1мъ ри6зы души2 своеS ўбэли1вый.
Рaдуйсz, їринaрше прпdбне, пустынножи1телей свётлое ўкрашeніе.
Старец взял тяжёлое подвижничество: приковал себя цепью и носил тяжёлые вериги
Тяжёлые оковы, кресты и бремя человеческого непонимания стали суровым испытанием для святого. Однако он, прикованный цепью в три сажени к стулу, чем и ограничил свои перемещения, обвешал себя тяжёлыми грузами. Цепь с годами удлинили. Жил он в монастыре двадцать пять лет.
Старец год за годом утяжелял свои оковы, чтобы вынести ещё больше испытаний
У Иринарха появился подражатель. Леонтий. Он тоже сделал себе грузы и цепь, а затем пришёл к старцу за благословением, хотел отправиться в Переяславский уезд в монастырь Пресвятой Богородицы, на Курбуй.
Старец пытался его отговорить, но не смог. В итоге Леонтия убили, а его цепь и грузы Иринарх присоединил к своим.
Цепь и вериги, которые носил Иринарх Затворник
Несколько позже старца оклеветали, и святой на время покинул обитель.
Он год служил келарем в Авраамиевом Богоявленском монастыре, а потом вернулся.
Здравствуй, поселок Борисоглебский!
В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.
После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.
Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.
Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.
С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.
Не самая приветливая погода
Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части
Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю
Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.
Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.
Великий строитель владыка Иона Сысоевич
Изначально монастырь был возведен из дерева, до нашего времени эти постройки ни при каких условиях не смогли бы дожить. О том, сколько живут деревянные постройки, можно прочитать здесь.
Первый каменный храм во имя святых Бориса и Глеба заложили на месте обветшавшего деревянного в 1522 году. То, что предстает перед нами сейчас – стены и постройки — сделаны стараниями создателя Ростовского кремля, неутомимого созидателя митрополита Ионы. Он не был ни выдающимся проповедником, ни знаменитым богословом, но был строителем, которому ни разу не изменило чувство гармонии и вкус.
Иона Сысоевич украсил митрополию великолепными храмами и зданиями. Он провел в Борисоглебском монастыре масштабные работы, перестроил существующие и построил новые здания, создал тот дошедший до наших дней монастырский ансамбль, что может поспорить с лучшими образцами мировой архитектуры.
Однако первое впечатление от монастыря – недоумение.
Зачем нужна была столь мощная крепость среди дремучих лесов? Что-то не верится, что умный и практичный Иона Сысоевич возводил мощные стены такой толщины и высоты исключительно ради красоты. Неет, что-то тут определенно кроется.
А может, быть и в самом деле была задумка у патриарха Никона, поставить церковную власть выше светской?
И для этого и понадобилось окружить Москву кольцом монастырей, по сути бывших сверхмощными военными крепостями? А митрополит ростовский Иона действовал в рамках патриаршего генерального плана и только неожиданная смерть главного организатора все изменила? Лишь спустя время после нее митрополит осмелился нарушить установки прежнего кумира…
Значение Ростовского затворника в православии
К преподобному старцу Иринарху многие приезжали за благословением. В числе посетителей монаха были князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, воевода Ян Сагепа. Сагепа настолько был поражен подвигами затворника, что стал лично покровительствовать обители и дал старцу 5 золотых монет.
Человек Божий посвятил себя служению Господу и трудился, не жалея сил. Он самовольно обрекал себя на муки и истязания, говорил о том, что многими скорбями предстоит войти в Небесное Царствие. Духовные и телесные подвиги Иринарха Ростовского стали примером смирения, послужили доказательством того, что с Божией помощью и молитвой можно вынести любые испытания.
Фото и описание
Борисоглебский монастырь расположен в поселке Борисоглебский Ростовского района. Доподлинно неизвестно, когда именно он был основан. Известно, что он близ Ростова появился где-то после 1340 г., скорее всего, в конце 14 в. основали монастырь монахи – братья Павел и Федор. Первым на Устье появился пустынник Федор. Он поселился на берегу реки, в лесу, в рубленой келье. Через три года к нему присоединился его брат Павел.
В 1363 г. в Ростов пришел Сергий Радонежский для примирения князей. В то время по окраинам Московского княжества возводились монастыри-крепости. Пустынники Павел и Федор пришли к нему, чтобы попросить помочь им основать монастырь. Сергий попросил ростовского князя Константина разрешить пустынникам создать монастырь.
В обитель, посвященную Борису и Глебу, постепенно начали стекаться мирские мастера и монахи. Через некоторое время уже был возведеен храм, кельи, оборонительная стена. Крепостная стена монастырю была необходима, ведь он стоял на северо-восточной окраине Московского княжества, выступая препятствием сначала на пути татар, а затем – польско-литовских войск.
Борисоглебский монастырь за короткий период стал прославленным местом, сюда постоянно стекались паломники. Был здесь и Сергий Радонежский, и Василий Темный, который скрывался здесь от Юрия Звенигородского, и Иван Грозный. По легенде, именно в Борисоглебском монастыре был пострижен в монахи Пересвет. Сюда приезжали возглавившие в Смутное время русские войска Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Особое почтение монастырю оказывали великие князья и цари (Рюриковичи и первые Романовы). Благодаря высокому покровительства обитель за короткое время стала одним из крупных землевладельцев и обладала крупными богатствами. Об обеспеченности и богатстве монастыря свидетельствует восхитительные каменные постройки, которые дошли до наших дней с 16 в.
Первый каменный храм на территории обители был заложен в 1522 г. на месте старой Борисоглебской церкви по велению Василия III. Строитель этого храма – мастер Григорий Борисов, который примерно в то же время строил трапезную Благовещенскую церковь в обители.
Борисоглебский собор не дошел до нас в первоначальном виде, он много раз перестраивался. В 1780 г. исчезло позакомарное покрытие, его заменили на обычную четырехскатную кровлю. В 1810 г. к нему пристроили придел Илии Пророка, древние лопатки на стенах собора были стесаны, старая паперть заменена.
Во время реставрации в 1925 г. было обнаружено, что храм был сделан с пятью главами – под кровлей сохранились основания более поздних угловых барабанов. Рядом с северной стеной собора располагается гробница Федора и Павла.
Трапезная Благовещенская церковь вместе с настоятельскими покоями составляет один комплекс. Мастер Григорий Борисов строил и братский корпус.
Кирпичные стены вокруг монастыря были построены во времена Ивана Грозного. Они выдерживали осаду подходивших к монастырю в Смутное время польско-литовских войск. Точно неизвестно взят ли был монастырь или нет. В первой половине 17 в. стены монастыря перестроили. Высокие мощные стены с двумя надвратными храмами (Сергиевским и Сретенским) делают ансамбль монастыря поистине уникальным. Поднявшись на стены, можно осмотреть монастырь сверху.
За Борисоглебским собором расположена келья прп. Затворника Иринарха, который жил в 16 в. и провел в монастыре большую часть своей жизни – 38 лет. Прп. Иринарх славен своими многочисленными подвигами, предсказанием о нашествии на Москву литовцев. Его мощи после смерти стали чудотворными: на гробнице его происходили разные чудесные исцеления. До революции в обители сохранялись вериги, шапочка и плеть Иринарха.
В конце 17 в. было завершено строительство монастырского ансамбля. В конце 18 в. по указу Екатерины II у монастыря в пользу графа Орлова изъяли Борисоглебские слободы; монастырь существенно утратил свое благосостояние. Многие драгоценные царские вклады и утварь были растащены и распроданы, к 19 в. здесь остались только лишь не особенно ценные вещи.
В 1924 г. монастырь упразднили. С 1923 г. в части его зданий размещалось отделение Ростовского музея. Местными властями были уничтожены многие ценные памятники иконописи и колокола, предполагалось даже разобрать звонницу.
С 1930 г. монастырские здания занимали различные учреждения: отделение милиции, сберкасса… В ведении государственного музея оказалась лишь Благовещенская трапезная церковь и покои настоятеля. Часть ценностей вывезли в Москву и в Ярославль. То, что оставалось в монастыре, практически полностью было утрачено.
Житие Иринарха затворника Ростовского
Святитель Иринархродом из крестьянской семьи, что проживала в Ростовском уезде. В тридцать лет Илия (имя в миру) принял монашество в Борисоглебском монастыре, где настойчиво выполнял иноческие подвиги во имя и для людей.
Из-за неприятия его игуменом, который всячески издевался над ним физически и морально, пытаясь сломить его веру, был вынужден покинуть обитель и перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где вскоре стал келарем.
Но увидев несправедливость и нечестность в поведении со стороны служителей, которые неправильно использовали церковные блага,перешёл в Ростовский монастырь святого Лазаря. Там он прожил в отшельничестве три года, после чего с большим желанием вернулся в родную обитель, где вёл жизнь в суровом уединении. Так целых 25 лет Иринарх жил там, закованный цепями, периодически принимая физические муки и душевные истязания – в тяжких трудах (как говорил о себе сам святой).
После раскаяния Борисоглебского игумена вернулся в родное место, но жизнь его всегда была подвержена душевным трудностям, ибо святитель понимал, что живёт совсем не так, как его братия. Его же путь был более высокий, а предназначение – истинно Божие. И он неукоснительно следовал ему, несмотря ни на что.
Во времена русско-литовской войны выполнял послушание, усердно молясь Господу о помиловании Русской земли. Предсказывал гибель врагам при захвате родного монастыря и помогал представителям власти своими молитвами и предсказаниями. Во время всего хода войны преподобный непрестанно и слёзно молился об избавлении Руси от врагов, помогал людям излечиться от разных болезней и напастей.
Јкосъ №i.
Свэтозaрна свэти1льника kви2 тS, бlжeнне, хrт0съ бGъ, є3г0же сіsніемъ лю1діе просвэщaютсz, и3 тебЁ, ћкw сп7сeніz и4хъ вин0внику, прин0сzтъ таков†z:
Рaдуйсz, д0блій подви1жниче, враги2 сп7сeніz побэди1вый: рaдуйсz, и3згн†ніz бlгодyшнw пріsвый.
Рaдуйсz, и3зриновeніе и3з8 затв0ра твоегw2 и3 біє1ніz ѕлhхъ человBкъ претерпёвый: рaдуйсz, дyшу твою2 даровaньми нбcными ўкраси1вый.
Рaдуйсz, въ воздаsніе трудHвъ твои1хъ и3 болёзней си1лу прозрёніz и3 чудодёйствіz получи1вый: рaдуйсz, мучи1тельства ѕлhхъ бэсHвъ человёки свобождazй.
Рaдуйсz, даровaніи б9іихъ всBмъ подaтелю: рaдуйсz, ко грzдyщему грaду нбcному вёрный настaвниче.
Рaдуйсz, їринaрше прпdбне, пустынножи1телей свётлое ўкрашeніе.
Лесной кремль – Борисоглебский монастырь
Дорога ведет к северной стене монастыря. Вдоль нее идут торговые ряды позапрошлого века.
В саму обитель ведут кружевные и узорчатые ворота со Сретенской надвратной церковью. Монументальная и красивая, с пятью главами, резной галереей и витыми колоннами, она приятного желто-оранжевого цвета. Украшают ее белые пояски и тоже белые многослойные наличники. Две круглых башни с гранеными навершиями охраняют ее по сторонам.
Древние терракотовые стены сложены из камня, они опоясывают монастырь, образуя неправильный четырехугольник периметром чуть больше километра (1040 метров). Толщина их внушительна — три метра, а высота колеблется от десяти до двенадцати метров. Ансамбль дополняют 14 мощных башен – 9 круглых и 5 квадратных, которые возвышаются на высоту от 20 до 40 метров.
Внутри стены большое пространство, где стоят лишь несколько зданий, но посажено много деревьев. Чувствуется, что летом тут необыкновенно хорошо.
Моли1тва
Q преди1вный и3 преслaвный чудотв0рче, прпdбне и3 достобlжeнне џ§е їринaрше! величaюще труды2 тво‰ и3 болBзни и3 прославлsюще вели1кое твоE дерзновeніе ко гDу, тебE, ћкw nтцA чадолюби1ва, м0лимъ: ходaтайствы твои1ми и3спроси2 нaмъ ў гDа, ћже на п0льзу душaмъ и3 тэлесeмъ нaшымъ: вёру прaву, надeжду несомнённу, люб0вь нелицемёрну, во и3скушeніих мyжество, въ ѕлострадaніихъ терпёніе, въ бlгочeстіи преспёzніz, и3 бlгословeніе свhше на вс‰ бlг†z дэлA и3 начин†ніz нaшz. не забyди, чудотв0рче сhй, ми1лостивнw присэщaти њби1тель твою2, вс‰ грaды и3 вёси страны2 нaшеz, сохранsz и3 соблюдaz мlтвами твои1ми t всsкагw ѕлA. помzни2 всёхъ, вёру къ тебЁ и3мyщихъ и3 и4мz твоE на п0мощь призывaющихъ, и3 вс‰ во бlги1хъ прошє1ніz и4хъ ми1лостивнw и3сп0лни. є4й, сче б9ій, не лиши2 и3 нaсъ грёшныхъ твоегw2 заступлeніz, сподоблsz нaсъ кончи1ну житіS бlгyю ўлучи1ти и3 цrтвіz нбcнагw наслёдники бhти, да воспоeмъ и3 прослaвимъ ди1внагw во сhхъ свои1хъ бGа, nц7A, и3 сн7а и3 сaгw д¦а, въ безконє1чныz вёки вэкHвъ. Ґми1нь.
Ссылки
- Борисоглебский мужской монастырь на сайте «Храмы России»
- Борисоглебский мужской монастырь на сайте sobory.ru
Монастыри Ярославской области | ||
Действующие |
|
|
Упразднённые (некоторые) |
|
Золотое кольцо России |
Дополнительные пункты Александров Боголюбово Борисоглеб Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Кидекша Москва Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский |
Јкосъ }.
Вeсь бhлъ є3си2 ўм0мъ и3 сeрдцемъ въ г0рнэмъ, ѓще и3 въ хи1жинэ мaлэй заключи1всz, прпdбне. тёмже и3 нhнэ водворszсz на нб7си2, заступaеши всёхъ, вёрою и3 люб0вію вопію1щихъ ти2 таков†z:
Рaдуйсz, въ терпёніи и3 ѕлострадaніи житіE твоE препроводи1вый: рaдуйсz, в0лю свою2 зaповэдемъ гDнимъ покори1вый.
Рaдуйсz, блгdтію д¦а сaгw њсіsнный: рaдуйсz, и3ст0чниче чудeсъ бGодаровaнный.
Рaдуйсz, и3сцэлeній незави1стный подaтелю: рaдуйсz, немyдрыхъ бGомyдрый наказaтелю.
Рaдуйсz, прaвды б9іz нелицепріeмный возвэсти1телю: рaдуйсz, њби1димыхъ многом0щный защити1телю.
Рaдуйсz, їринaрше прпdбне, пустынножи1телей свётлое ўкрашeніе.
Молитвы
Тропарь преподобного Иринарха, затворника Ростовского |
Кондак преподобного Иринарха, затворника Ростовского |
Молитва преподобному Иринарху |
Молитва преподобному Иринарху |
Статьи на Православие.Ru
24–28 июля 2019 года. Паломники проходят около 70 км за первые четыре дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. |
Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондакове. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. |
18–22 июля 2018 года. Фото: Василий Нестеренко / Православие.Ru. |
О подвижнических трудах преподобного Иринарха, о том, зачем он ходил к царю Василию Шуйскому, что ответил Яну Сапеге и какой наказ дал князю Пожарскому. |
12 / 25 января 2014 г. Суббота 31-й седмицы по Пятидесятнице, по Богоявлении. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:39 мин. Размер 105.6 Mb) |
Существование России как самостоятельного государства, казалось, подходило к концу. Из-за внутренних противоречий распались отряды Первого ополчения, после многомесячной осады пал Смоленск, шведы захватили новгородскую землю, во Пскове обосновался «Сидорка Псковский вор», поляки засели в Московском Кремле. Но… именно в это время движение за освобождение России стало набирать силу. Возглавить борьбу могли только бескорыстные и преданные России люди. |
Икос 9
Витии многословесныя по достоянию восхвалити не возмогут мужества души твоея, богомудре отче наш Иринарше: варваром бо на обитель твою находящим и иноком ю оставльшим, ты един пребыти зде не убоялся ecи, Богу себе вручая. Темже любовию восхваляем тя сице: Радуйся, убивающих тело, души же убити не могущих, не устрашивыйся. Радуйся, воине Христов непоколебимый. Радуйся, жизнь будущаго века паче временнаго жития возлюбивый. Радуйся, силою словес твоих, благодати исполненных, врагов обличивый. Радуйся, теми ярость сих в кротость преложивый. Радуйся, пред военачальники вражиими православна и верна быти Царю своему исповедавый. Радуйся, хищений их небоязненный обличителю. Радуйся, грядущаго на них гнева Божия верный возвестителю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Прогулка за стенами монастыря
Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:
- В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
- Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
- В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
- В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.
Икос 1
Ангел земный и человек небесный явился еси преподобне Иринарше: от юности бо твоея Господеви благоугождая, все житие твое в добровольном подвизе страдальчествования проводил еси и Рая присноблаженнаго достигл еси, идеже ныне ликуя, услыши и нас, на земли поющих ти таковая: Радуйся, православныя церкве Христовы превеликое украшение. Радуйся, отечествия твоего светильниче пресветлый. Радуйся, любовию ко Господу сердце твое от юности уязвивый. Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый. Радуйся, воине Христов добропобедный. Радуйся, силою свыше облеченный. Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче. Радуйся, о всех чтущих тя усердный молитвенниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Новоторжский Борисоглебский монастырь
По преданию, Борисоглебский мужской монастырь был основан в 1038 году Ефремом Новоторжским. Первые письменные свидетельства о Новоторжском Борисоглебском монастыре относятся к XII веку, это один из древнейших монастырей России.
Храмы и монастыри домонгольского времени, посвященные Борису и ГлебуС.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь моста. Лето 1910 годаУ стен Борисоглебского монастыряЗападные ворота Новоторжского Борисоглебского монастыря
В 1925 году Новоторжский Борисоглебский монастырь был закрыт, в его стенах почти 50 лет функционировала тюрьма строгого режима, после неё — лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В конце 1980-х годов бывший монастырь передали под экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея, работники которого приложили немало сил, чтобы восстановить изуродованные за годы советской власти постройки.
По теме: Легко ли путешествовать по России?
Реставрационные работы, правда очень медленные, продолжаются и в наши дни. Монастырь возвращен церкви, часть территории закрыта для посещения, поскольку там живут монахи.
Архитектурные памятники Борисоглебского монастыря, схемаНа территории Новоторжского Борисоглебского монастыря
Борисоглебский собор построен по проекту архитектора Николая Александровича Львова в 1785-1796 годах на месте древнего каменного собора. В церемонии торжественной закладки принимала участие императрица Екатерина II. В 1931 году собор закрыли. Его внутреннее убранство утрачено, в том числе и 37 икон работы В.Л.Боровиковского. До наших дней сохранилась лишь одна из них, которая хранится в Тверской картинной галерее.
Собор Бориса и ГлебаПортик Борисоглебского собораБратский корпус (1818–1819 года)Фрагмент старой монастырской стены
За Борисоглебским собором виднеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, самый старый сохранившийся каменный храм во всем Торжке. Она была построена в XVII веке на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1609 году.
Борисоглебский собор и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы за нимЦерковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с колокольнейЦерковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Главное украшение Борисоглебского монастыря — трехъярусная колокольня с надвратной церковью во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1804-1811 годах. Одна из её загадок — имя архитектора. По одной из версий, им был Николай Александрович Львов. По другой — местный архитектор-самоучка Федор Ананьин. Высота колокольни со шпилем — более 50 метров, это самая высокая постройка Торжка.
Колокольня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного Образа
С территории монастыря, стоящего на возвышенности, открываются красивые виды на Торжок. Неподалеку виднеется Воскресенская церковь, построенная в 1749 году и до сих пор пустующая.
Воскресенская церковьПогреб-ледник
Еще одна интересная постройка монастыря — Свечная башня, возведенная в псевдорусском стиле в 1860-70 годах по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова.
Свечная башня Борисоглебского монастыря
С высокого откоса видны жилые дома и храмы на противоположном берегу Тверцы.
Церковь Николая Чудотворца, 1778-1784 годыБывший Воскресенский монастырь и Крестовоздвиженская церковь
Обращают на себя внимание постройки бывшего Воскресенского девичьего монастыря, первое письменное упоминание о котором относится к 1625 году. Основные монастырские постройки датируются XVIII-XIX веками
За ним виднеется уже упоминавшаяся церковь Ильи Пророка.
Бывший Воскресенский монастырь
За деревьями просматривается Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1750-1753 годах, в дальнейшем несколько раз достраивалась.
Крестовоздвиженская церковь
История монастыря
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Южная стена монастыря
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В дни памяти святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упразднённого монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив посёлка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 года народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Икос 10
Стену необоримую и ограждение нерушимое не точию обители твоей и стране ростовстей, но и всей Державе Российстей дарова тя Господь, всеблаженне, ибо благоприятными твоими молитвами оныя ограждаеши и от нахождения иноплеменных свобождаеши. За сия убо приими от нас похвалы сицевыя: Радуйся, российстей земли Богом дарованный защитителю. Радуйся, святыя обители твоея неусыпный хранителю. Радуйся, любовь твою ко отечествию земному в житии своем явивый. Радуйся, туюжде любовь к нему и по смерти сохранивый. Радуйся, князя Димитрия Крестом Христовым благословивый. Радуйся, небоязненно тещи на освобождение царствующаго града Москвы глаголы своими того утвердивый. Радуйся, свобождению царскаго града предивный помощниче. Радуйся, светом небесным, приходящия к тебе озаряяй. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.