Борисоглебский мужский монастырь в дмитрове

Разговор старца Иринарха и пана Сапеги

«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:

— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?

Старец отвечал ему:

— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

Многие из панов стали говорить Сапеге:

— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

Старец возразил:

— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.

Сапега сказал:

— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.

— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.

Старец отвечал:

— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.

Сапега сказал:

— За то пан Сушинский повешен.

После сего старец дал такой совет пану Сапеге:

— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:

— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.

Старец сказал:

— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.

Сапега сказал:

— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».

Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.

История монастыря Аносиного монастыря

В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.

При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.

Маргарита Кушниренко

В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.

Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.

До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.

Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.

Маргарита Кушниренко

С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».

До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.

В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.

Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах

Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.

Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.

Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.

Маргарита Кушниренко

Общественная работа

С 20011 г. на территории монастыря работает духовно-просветительная организация под названием «Преображение». Открытие центра, призванного дать духовное образование местному населению, благословил митрополит Ювеналий. Просветительная организация обучает основам религии, здесь люди узнают о культуре и истории Отечества, о способах правильного формирования нравственных качеств, которые характерны для чистых праведников.

Богослужение в Борисоглебском соборе

Важнейший предмет для изучения — Закон Божий, незнание которого влечет суровые последствия, болезни и неурядицы. Дети и взрослые, пришедшие в центр, имеют возможность изучить иконоведение, музыку, рисование, каллиграфию.

Участники организации часто отправляются в экскурсии по святым местам, приезжают в различные музеи, участвуют в торжествах.

Храмы

Территория монастыря вмещает 6 храмов:

  • Никольский собор;
  • церковь Сергия Радонежского;
  • Сретенская церковь;
  • храм Богоявления Господнего в колокольне;
  • храм митрополита Дмитрия Ростовского в больничном корпусе;
  • церковь Преображения Господнего — храм, располагающийся над святыми вратами у реки Яхромы.

Самый древний из храмового ансамбля собор — Никольский, за всю свою историю он был восстановлен 4 раза и последний раз в 2011 году. В самом центре обители располагается Сергиевская церковь — так называют храм, освященный в честь Сергия Радонежского.

Места, связанные с путешествием в поселок Луговой

Дмитровский кремль. Дмитров, Борисоглебский мужской монастырь. Деденево, Спасо-Влахернский женский монастырь.

В начало

Обитель в XVIII веке

С 1724 по 1726 год монастырь опять подчиняется Новгородскому архиерейству и временно утрачивает самостоятельность. В XVIII веке обитель разрастается, она владеет достаточно большим конюшенным двором, который располагается в ее южной части. В собственности монастыря находится мельница, различные хозяйственные постройки и слобода (небольшой поселок с некрепостными жителями) на 14 дворов.

В 1764 году Екатерина II издает указ, согласно которому, большинство монастырей в России упраздняются. Так, например, Никитская и Пятницкая обитель были закрыты, а Борисоглебский монастырь остается единственным в Дмитрове.

К концу XVIII века обитель переживает достаточно сложные времена. Постройки обветшали и постепенно стали приходить в упадок. Однако к самому концу Борисоглебский монастырь (Дмитров) находит немалые средства для реконструкции Покровской церкви.

Архитектура

До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.

Храмы монастыря

  • Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
  • Димитрия Ростовского, больничный
  • Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
  • Николая Чудотворца, собор
  • Преображения Господня, надвратный
  • Сергия Радонежского
  • Сретения Господня, трапезный

Монастырь XIX веке

В начале XIX века возводится корпус для настоятелей. В 1888 году из-за ошибки в прочтении даты, написанной на одном из крестов монастыря, отмечают пятивековой юбилей обители

Это событие привлекает повышенное внимание к монастырю

Начинается его финансирование и дальнейшее восстановление. Под руководством известного архитектора того времени И.П. Машкова восстанавливается главный собор Св. Бориса и Глеба в его первоначальном виде. Остальные постройки частично реконструируются и реставрируются. Возводится новое здание духовного правления.

После Октябрьской революции 1918 года иноки из Борисоглебского монастыря в Дмитрове переводятся в Николо-Пешношскую обитель, а их место занимают монахини, эвакуированные из Украины и Рязани. Спустя восемь лет монастырь упраздняют, а в его помещениях располагается краеведческий музей.

С 1949 по 1970 год на территории обители располагалась воинская часть, а затем различные организации и учреждения. В 1993 году началось восстановление монастыря, а через 10 лет здесь появляются иноки и настоятель. В 2004 году обитель была отреставрирована и освящена.

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

История обители

Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.


Николо-Пешношский мужской монастырь в Дмитровском районе Московской области

В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.

В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.

Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.

В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.

Обитель в XX веке

Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.


Историческое фото Николо-Пешношского монастыря

И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.

В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.

Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.

На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.

Современное состояние

Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.


Вход в собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре

Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.

Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.

Расписание богослужений Аносина Борисоглебского монастыря

Монахини обители читают Неусыпаемую Псалтирь круглые сутки. Они поминают об успокоении и здравии православных христиан. По будням насельницы монастыря начинают молиться в 6 утра. Также в Троицком соборе проходят богослужения для прихожан:

  • по будням и в субботу — в 8:00 Божественная Литургия и в 17:00 вечерняя служба;
  • по воскресеньям и праздникам — в 6:30 и 8:45.

В период Великого поста службы проходят в 7:00 и в 17:00. В среду и пятницу проводится Литургия Преждеосвященных Даров.

Расписание служб на официальном сайте обители

Маргарита Кушниренко

Исповедь проводится после вечерней службы. Утром попасть на неё могут только немощные и прихожане с маленькими детьми. Молитва во время богослужения перед Причастием обязательна.

Если место проведения службы меняется, прихожане информируются об этом объявлением на специальной доске у храма.

Престольные праздники в монастыре сопровождаются крестным ходом. Основные события приходятся на 15 мая, 18 и 28 августа, 4 октября, 10 ноября и 50-й день после Пасхи. Крестный ход также проводится 1 октября в день открытия монастыря.

Сестры ежедневно несут послушания: ухаживают за животными, выращивают огородные культуры, делают из молока коров творог, сыры, сметану и другие продукты, а пекут знаменитый аносинский хлеб.

Маргарита Кушниренко

Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря

У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу, автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.

Памятник благоверным князьям Борису и Глебу около Борисоглебского монастыря

Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда, построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной. Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.

Здание братских келий и трапезнойЗдание братских келий и трапезной, фрагмент

Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.

Святые ворота и надвратная церковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая ЧудотворцаЦерковь Николая Чудотворца

Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа, перед которыми раскинулся роскошный цветник.

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Собор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба, фрагментВход в собор Бориса и ГлебаКолокольня собора Бориса и ГлебаСобор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба

Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.

Часовня Сошествия Святого ДухаЧасовня Сошествия Святого Духа

Неподалеку находится ажурная Водосвятная часовня:

Водосвятная часовняВодосвятная часовня, крестНа территории Борисоглебского монастыря

На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.

Монастырский птичникХозяйственные постройки и Настоятельский дом

Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.

Собор Бориса и ГлебаСобор Бориса и ГлебаСобор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

История Николо-Пешношского монастыря

Святой Мефодий, основатель Николо-Пешношского монастыря, был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Избрав путь отшельничества, он поставил себе келию на реке Яхроме, в 25 верстах от Дмитрова. Сергий Радонежский неоднократно бывал здесь, навещая своего ученика. По преданию, «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени». Правда, по другим источникам, аллея из вязов, ведущая к монастырю, появилась много позже, в екатерининское время.

Слава о Мефодии распространялась вокруг, и вскоре рядом с ним стали селиться те, кто стремился к монашеской жизни. Сергий Радонежский предложил перенести обитель чуть дальше – на высокий берег Яхромы, к месту впадения в нее маленькой речки, получившей название Пешноши. Святой Мефодий собственноручно «пеш нош» лес для нового монастыря – отсюда и пошло имя монастыря и речки. Соборная церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. В 1391 году преподобный Мефодий стал игуменом нового монастыря. Скончался он два года спустя, в 1393 году.

В начале XVI века в монастыре началось каменное строительство. В 1553 году обитель посетил Иван Грозный с супругой и годовалым сыном. Здесь царь встретился с бывшим епископом Коломенским Вассианом, который происходил из древнего рода дмитровских дворян Топорковых.

По преданию, царь задал Вассиану такой вопрос: «Отче, как лучше править государством?» Тот ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

Встреча имела далеко идущие последствия: Сильвестр и Адашев попали в опалу, пало правительство Избранной Рады. По духовному завещанию князя Юрия Ивановича Дмитровского, который приходился дядей самодержцу, монастырю были пожалованы дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

В Смутное время польский отряд занял монастырь, но вскоре был выбит оттуда. Во второй половине XVII века все деревянные монастырские здания были перестроены в камне. В конце этого же века началось строительство монастырской стены.

В 1700 году Николо-Пешношский монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, с этого времени начался его упадок. В 1764 году он и вовсе был упразднен, однако вскоре, в 1766 году стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина был снова открыт. И вскоре стал, по словам митрополита Московского и Коломенского Платона (1737-1812), «второй Лаврой», одним из самых благоустроенных и красивых в Российской империи.

Во время Отечественной войны 1812 года французские отряды, двигавшиеся по Дмитровской дороге и грабившие местные усадьбы и храмы, так и не решились подойти к монастырю – топкие болота вокруг обители стали лучшей защитой.

После революции 1917 года монастырь был передан филиалу Дмитровского краеведческого музея, в ведении которого он оставался до 1927 (по другим источникам, 1928) года. Затем в монастырских зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1966 году монастырь передали под Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. В 1975 году впервые был поднят вопрос о переводе интерната в другое место, однако до сих пор он остается в этих стенах. В 1960-1970 годах также была проведена частичная реставрация обители.

В 2007 году началось возрождение монастыря, однако до сих пор большую часть территории занимает психоневрологический интернат.

Это интересно: Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область — изучаем развернуто

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector