Церковь ильи пророка

Церкви Старого города

Ярославль быстро оправился от последствий Смутного времени, поэтому XVII век стал золотым для русского города. Он быстро развивался, как ремесленный и торговый центр, и по обороту товаров уступал только Москве и Казани.

Росло влияние купечества, торговые люди богатели и набирали вес в обществе. В их руках находилась торговля между Востоком и Западом. В городе работало около тридцати иностранных купеческих контор. Во второй половине XVII века в посадах жили 1200 ремесленников. Они занимались кузнечным делом, ловили рыбу, делали изделия из глины, изготавливали шерстяные и льняные ткани.

Вид на Тихвинскую церковь (на переднем плане) и храм Николы Мокрого

Только за один XVII век в Ярославле было построено три монастыря, 35 каменных и 13 деревянных церквей. Сформировался особый ярославский стиль зодчества. Для отделки церквей ярославцы стали использовать фигурные кирпичи и красивые полихромные изразцы. Местные мастера достигли таких высот, что их охотно приглашали для возведения храмов в другие города России.

До наших дней в Старом городе сохранилось несколько храмов и архитектурных ансамблей. Это белая и красная церкви Благовещенского прихода, прекрасный пример елизаветинского барокко – Вознесенско-Сретенский приход в Ловецкой слободе.

Церковь Богоявления

Чтобы увидеть уникальную настенную живопись, туристы, которые путешествуют по городам «Золотого кольца» России, приезжают в старинный храм Николы Мокрого. Фрески на его стенах выполнены лучшими ярославскими изографами XVII века.

Тихвинская церковь привлекает любителей русского зодчества поливной многоцветной керамикой, а церковь Богоявления – роскошными полихромными изразцами и старыми настенными росписями.

Общий вид на Дмитровский приход

Необычным памятником победы русского оружия на Куликовом поле стали парные храмы Дмитровского прихода. В старину возле этих церквей существовало кладбище, на котором хоронили всех, кто погиб во время военных походов. Главное богатство церкви Дмитрия Солунского – настенные фрески конца XVII века.

Несколько веков назад на окраине Ярославля находится погост, на котором погребали городских бродяг и безымянных странников. Во второй половине XVII века на Божедомке построили каменную Владимирскую церковь. Сегодня это редкий памятник русской архитектуры, потому что в нашей стране сохранилось очень мало трехшатровых храмов.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке

Известные настоятели

  • иерей Василий Михайлович Копьев (до 1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев
  • протоиерей Иоанн Матвеевич (Митрофанович ?) Лебедев (1867 — после 1892)
  • Андрей Иванович Соколов (конец 1890-х — начало 1920-х)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е — 1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1962—1985)
  • протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук (1985—1986)
  • протоиерей Алексей Сергеевич Лапин (1986—2006)
  • игумен Тимофей (Подобедов) (10 октября 2006 — август 2012)
  • протоиерей Максим Юрьевич Шевцов (с 2 ноября 2012 года по настоящее время).

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.

Церковь Иоанна Предтечи (Ярославль)

Рекомендовать место

20

3

Церковь Иоанна Предтечи является ярким символом высшего расцвета древнерусской архитектуры. Церковь известна абсолютно любому жителю России, потому что она изображена на оборотной стороне банкноты номиналом 1000 рублей.

Церковь строилась в течении 16 лет и открыла свои двери в 1687-ом году. Знаменитая роспись церкви была выполнена несколько позже — в 1695-ом, знаменитыми ярославскими художниками — Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым.

Одно из самых любопытных отличий церкви Иоанна Предтечи — способ завершения приделов. Дело в том, что все они венчаются главами — никогда ранее такого в Ярославле не встречалось, да и после подобный стиль применялся крайне редко. Всего в оформлении церкви использовано 15 глав.

История создания церкви Ильи Пророка

Красивейшая церковь считается самым первым православным объектом Ярославля, как гласит древнее сказание, заложена она ещё Ярославом Мудрым в честь дня Святого Ильи — 2 августа, когда якобы великий князь сумел победить в поединке медведя — животное, изображение которого присутствует на гербе города. Конечно, за много веков сооружение претерпело много изменений, собственно, от первоначального варианта здания давно ничего нет. В том виде, какой её видят все сейчас, она была заложена в 1647 году и строилась целых три года по инициативе и за счет богатых ярославских купцов — братьев Скрипиных. В день открытия нового здания храма братья получили в дар от патриарха частицу ризы Христа, в честь чего был пристроен придел, получивший название Ризоположенский.История церкви интересна и тем, что она выстояла во время пожара в городе в 1658 году: внутри неё всё сохранилось — современники сочли этот факт проявлением Божьей помощи, а сам храм Ильи после этого стал самым популярным у прихожан в Ярославле. Сейчас горожане и приезжие охотно посещают красивое белоснежное здание с пятью куполами ярко-зеленого цвета, с ажурной колокольней и тремя приделами – оно расположено в центре города, за кованой оградой, выполненной по проекту академика Павлинова. Этот величайший памятник русского храмового зодчества неоднократно бережно реставрировался — как внутри, так и снаружи — опытными талантливыми художниками-реставраторами.

История

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в — годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Ильинский храм в 1915 году

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

Архитектура и внутреннее убранство церкви

Архитектурный проект храма выполнен в лучших традициях древнерусского зодчества. Массивный четырхстолпный четверик поставлен на высокий подклет и имеет с востока три алтарных абсиды. Храм венчает крупное пятиглавие. Его световые барабаны декорированы узорчатыми поясами и окружены изящными кокошниками. А на зеленых главках возвышаются массивные золоченые кресты. Центральный из них был выкован из железа городскими ковалями в XVII веке. Церковь и сегодня остается одной из самых высоких в городе, уступая только ярославскому Успенскому собору и Иоанно-Предтеченской церкви в Толчковской слободе.

Общая композиция храма ассиметрична. Расположенную по центру летнюю церковь окружают дополнительные объемы. Это самостоятельный купольный предел, колокольня, шатровый придел Ризоположения, а также двухярусные крытые галереи с двумя крыльцами – с западной и северной стороны. Крупные закомары, завершающие четверик, слегка скрыты построенной позже четырехскатной кровлей. Эта сложная, так называемая, соборная композиция. И стоит немного сменить точку обзора, как церковь предстает в совершенно ином образе.

Шатровая многоярусная колокольня примыкает к храму с севера-запада. Ярус, предназначенный для звона, обрамлен красивыми килевидными завершениями. А в самом шатре для улучшения акустики в два ряда проделаны узкие слуховые отверстия.

Вид на церковь с севера-запада

Ризоположенский придел требует особого внимания. Эта часть Ильинской церкви очень красива, легка и, вместе с тем, величественна. Нижняя часть придела – массивный восьмерик, поставленный на четырехугольное основание. Вверху придел завершен восьмигранным ажурным шатром. Кроме него, декоративными элементами украшены все церковные фасады.

В северном приделе, в галерее находилась домовая церковь купцов Скрипиных и их фамильная усыпальница. Однако, после братьев, не оставивших наследников, род Скрипиных не продолжился. По их завещанию Ильинская церковь, земли и все торговые предприятия купцов отошли городу. Поэтому в конце XVII века храм стал приходским.

Главным сокровищем Ильинского храма является его богатое старинное убранство. Иконам, хранящимся здесь, посвящено несколько научных монографий и множество статей. Росписи, в сюжеты которых вплетено немало бытовых сцен, изумляют своей красотой, яркостью и переданным радостным, светлым настроением. Кроме них, в Ильинской церкви можно увидеть сохранившийся с конца XVII века позолоченный иконостас, вырезанный и оформленный в традициях московского барокко. Его украшают уникальные иконы, написанные знаменитым царским мастером-изографом Федором Евтихиевичем Зубовым. В храме также много старинной богослужебной утвари.

Это интересно: Советская площадь Ярославля

Святыни

Кроме иконы «Нечаянная радость», в храме содержится довольно много святынь, к ним можно обратиться с молитвой:

  • к иконе Божьей Матери Владимирской.
  • К иконе Божьей Матери Феодоровской.
  • К иконе Казанской Божьей Матери.
  • К иконе Спаса Нерукотворного.
  • К иконе и частичке мощей Сергия Радонежского.
  • К иконе Серафима Саровского и частица его мощей.
  • К иконе «Огненное восхождение пророка Илии».
  • К ковчегу с мощами святых.

Совет! К каждой иконе обращаются с определенной молитвенной просьбой. Поделиться своей проблемой и уточнить, у какой иконы просить помощи в этом деле, можно у священнослужителя.

Первые упоминания о селе Черкизове начинаются только с 14 века

Впервые о селе Черкизово упоминается в 14 веке. Названо оно было по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына татарского царевича Серкиза, в крещении Ивана. Андрей Серкизов погиб на Куликовом поле как герой в 1380 году.

Теперь очевидно то, что село принадлежало Серкизовым совсем недолго, потому что в одной из книг П.В. Синицына, которую он составил и издал в 1895 году «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», первым владельцем подмосковного села Черкизово в 14 столетии был Илья Озаков.

Читать книгу «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» на rulit.me

Этот человек тоже был выходцем из Золотой Орды, который добровольно принял христианство.

Книга «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее». изданная в 1895 г. Синицыным П.В.

Имя этого человека также встречается с именем митрополита Киевского Михаилом. В 1377 году в числе сопровождавших людей на постановление митрополита Михаила в Константинополь, был Сергей Озаков, родной брат владельца села Черкизова — Ильи Озакова.

Также известен еще один факт, что в 14 столетии Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, митрополиту Московскому.

Святитель Алексей — митрополит Московский. Именно ему Илья Озаков продал подмосковные села и деревни

Среди всего этого также есть упоминание о селе Черкизовском, которое было отдано по духовному завещанию митрополита в монастырь Святого Архангела Чюда в 1378 году. А также село Алымово, которое принадлежит с 16 века Чудову монастырю.

Можно предположить, что татарская деревня Алымово в те годы тоже относилась к Черкизову. Поэтому село Черкизово, стоящее на речке Сосенке, становится одним из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с одним общим двором и хозяйством.

История строительства Успенского собора

В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.

Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.

В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.

В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.

XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.

В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.

В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.

В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.

На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.

Внутреннее убранство Успенского собора

История создания Ильинской церкви

До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины — решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.

Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.

Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».

Образ Гражданина — строителя Ярославля

Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.

Торговые ряды

Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.

В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.

Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка 

Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.

Церковь Ильи Пророка в 19 веке

Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.

Внутренний интерьер церкви

Стены центрального зала, поражающие красотой и величием росписи, разделены на шесть ярусов. Все ярусы, кроме самого нижнего — орнаментального, покрыты тематическими фресками с библейскими сюжетами. Они выполнены великолепными мастерами-художниками из Костромы в 1680 году и являются подлинными шедеврами настенной церковной живописи.Второй ярус посвящен житию святого Елисея — ученика Ильи Пророка, фрески изображают сцены мирного труда самаритян на жатве, чудесного воскрешения пророком Елисеем мертвого ребенка, родившегося на хлебном поле и сразу умершего. Росписи 3-го яруса рассказывают о жизни самого Святого: исцеление больных, помощь бедным, общение пророка Ильи с простыми смертными и учениками. Фрески 4-го яруса изображают сцены из жизни святых Апостолов, творящих добрые дела. 5-й и 6-й ярусы расписаны евангельскими сюжетами, причем в их изображении художники старались внести элементы мирской жизни — в виде различных бытовых деталей.

Иконостасы Ильинского храма

Самым роскошным и величественным является Центральный иконостас, состоящий из шести ярусов и выполненный в стиле пышного барокко: горизонтальные и вертикальные ряды между сотней икон украшены рельефной витиеватой позолоченной резьбой в виде виноградной лозы. Коллекция икон, созданных разными мастерами за многие годы, выполнена в одном стилистическом ключе: в светлых — как бы льющих свет — тонах, с тщательно выписанными и строго пропорциональными фигурами персонажей.

Иконостас придела Варлаама

Он отличается скромной простотой, лишенной пышности и вычурности, но покоряющей взор своими иконами, написанными в духе Строгановской живописи: «Благовещенье», «Благоразумный разбойник», изображения четырёх евангелистов — являются истинными произведениями иконописного искусства.

Покровский иконостас

Покровский иконостас трехъярусный, украшенный барельефной резьбой с золоченым покрытием, где иконы расположены на фоне, раскрашенном яркими сочными тонами. Верхние ярусы изображают сюжеты двунадесятых праздников, придающих общему виду необыкновенную жизнерадостность.Всего же в храме пять иконостасов — каждый из них являет собой чудное зрелище, от которого трудно отвести взгляд, впрочем, как и от всего объекта православного зодчества, именуемого Церковью Ильи Пророка. Это сакральное сооружение — один из прекрасных памятников христианской веры, бережно сохраняемый потомками!

Второе рождение

В самом начале 18 века старое здание церкви было снесено. На его месте построили каменное. Нынешний храм Ильи Пророка в Москве сохранил в основном свой старинный архитектурный вид. Средства на возведение его предоставили Гавриил и Василий Деревнины. В память о них в церкви установлены мраморные Далее строительные работы продолжились и в следующем столетии. Здание обновлялось, дополнялось новыми приделами. С тех пор здесь постоянно проводятся богослужения. А в трудные для Дома Божьего времена, когда власти его хотели закрывать, прихожане не позволяли этого делать. Например, около 4 тысяч человек отстояли церковь в 1930-м году.

11.Церковь Вознесения Господня

Предшественница храма Вознесения Господня — первая деревянная церковь — появилась в 1585 году благодаря купцу Василию Кондаки. Вознесенская церковь была полностью разрушена в результате пожара в августе 1667 года. Началось строительство нового, каменного храма, которое окончилось лишь в 1682 году.

Чуть позже, в 1691 году, благодаря пожертвованию прихожан, рядом появился небольшой деревянный храм в честь Сретения Господня. Вместе они составляют ансамбль Вознесенского прихода. Тяжелый период начался в 1918 году, и в апреле 1929 года церковь все же закрыли. Затем в храме Вознесения Господня и вовсе разместили депо для трамваев, а в Сретенском — клуб и библиотеку. Лишь в 2006 году комплекс вернули РПЦ и началось его активное восстановление.

Успенский собор

Успенский собо — кафедральный православный храм Ярославской епархии. Находится на Стрелке Волги и Которосли. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля. Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

Возврат к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector