Аскетизм

Содержание:

Вестминстерский словарь богословских терминов

Основной предпосылкой для чтения является слушание и слух. Практика молитвы Иисуса – это сосредоточенное слушание, а не механическое повторение. В чем-то она напоминает медитацию, чтение мантр и другие духовные упражнения, но у нее есть свои задачи и множество особенностей. Когда мы говорим о видах и формах аскетизма, как правило, многие делят его на духовный и материальный аскетизм. Само собой разумеется, что под словом “духовный” мы подразумеваем отказ от различных эмоциональных удовольствий и взаимодействия с миром. Материальность, в свою очередь, подразумевает отказ от определенных материальных благ современной цивилизации. И все же, если задуматься, многие аспекты этих форм, будут работать вместе, именно поэтому аскетизм также можно классифицировать следующим образом:

Как вести аскетичный образ жизни. 4 основные цели аскетов: сверхспособности, прозрение, гармония, Божественная благодать

Учитывая разнообразие конфессий, перечислить все устремления аскетов каждой существующей религии невозможно. Но это и не нужно.

Внимательного изучения преимущественно заслуживают наиболее распространённые взгляды, присущие самым древним и влиятельным культурам.

Асура — демон в индийской мифологии. Когда ему нужно стать сильнее — держит аскезу

1 цель. Аскеза как средство обретения мистических способностей. Такая интерпретация рассматриваемой практики наиболее древняя. Происходит она из индуизма и характерна для множества близких ему культовых традиций.

Индийские аскеты — это и люди, и божества (суры), и демоны (асуры). Иногда им, в силу тех или иных обстоятельств, требуется стать могущественнее. Тогда достаточно предать плоть немыслимым испытаниям вроде стояния на одной ноге продолжительное время.

В итоге высшие силы, чаще всего в лице бога-творца Брахмы, даруют за подвижничество мистические силы, например, неуязвимость.

2 цель. Аскетичность как путь к духовному прозрению. Идея здесь заключается в полном отрицании мирского. Если плоть имеет греховную природу, то следует выйти из-под её контроля, чтобы стать сильнее духом.

Скажем, голод заставляет человека искать пропитание. Но, игнорируя желания желудка, человек обретает над ним власть, превращается в хозяина тела, а не раба своих потребностей.

Подобные взгляды преимущественно распространены в традициях Древнего Востока. В частности, некоторые направления йоги основаны на полном отрицании телесного. Подчинив чувства, дыхание и мысли, практик разрывает все связи с материальным миром и готовится уйти в духовные сферы.

Но это ни в коем случае не относится ко всем направлениям йоги и Восточных учений, а характерно лишь для отдельных школ.

Индус Амар Бхарати, 45 лет держащий поднятую руку, — пример радикального аскетизма

3 цель. Умеренная аскетическая жизнь как фундамент для жизни духовной. Ещё одна Восточная трактовка данной практики. Она популярна в большинстве буддийских традиций. Смысл в том, чтобы ограничивать себя, избегая излишеств, но не превращать это в культ.

Умерщвление плоти — такая же крайность, как праздная жизнь. И то и другое отвлекает человека от мира духовного. Единственный разумный путь — срединный, то есть такой образ жизни, который поддерживает спокойное существование для размышлений о вечном.

4 цель. Аскетизм как средство стяжания Божественной благодати. Это сравнительно поздний, христианский взгляд на аскетизм, принципиально отличающийся от предшествующих идей.

Если говорить просто, то задача такой практики — преображение человека, обретение духовного совершенства.

Разумеется, такая древняя практика имеет сотни других толкований. Например, нельзя не упомянуть, что осознанный аскетический образ жизни вели античные философы, в частности, Диоген. При этом они не связывали самоограничение с религиозными целями.

Этот обширный материал придётся оставить за бортом, ибо в дальнейшей статье мы преимущественно поговорим про аскетизм в православии.

Примеры сторонников аскетизма

Многие известные исторические деятели придерживались тех или иных форм аскетизма, и всех перечислить невозможно. Мы рассмотрим несколько наиболее показательных примеров.

Диоген

Хоть Диоген и не самая известная личность в нашем списке, знаменит он именно своим аскетизмом. Все знают, что философ жил в бочке (точнее, в пифосе – большом глиняном сосуде для хранения продуктов). Афиняне уважали этот странный выбор, и когда какой-то мальчишка разбил его жилище, ему тут же предоставили новый «дом».

Также Диоген имел минимум вещей, поскольку считал, что лишнее имущество ограничивает свободу человека. Однажды он увидел, как какой-то паренёк пьёт воду, зачерпывая её руками. Решив, что мальчик превзошёл его в простоте жизни, он выбросил свою чашу для питья.

Известен случай, когда сам Александр Македонский решил навестить Диогена. Представ перед ним, он сказал: «Проси у меня всё, что пожелаешь!». Философ ответил правителю: «Отойди, не заслоняй мне солнце!».

Интересно, что аскетизм Диогена относился лишь к владению материальными благами. При этом он регулярно посещал пиры, где местные богачи всегда привечали его, несмотря на хамское отношение к ним. Кроме того, он пользовался услугами знаменитых гетер Лаисы и Фрины, которые брали с других философов и богачей огромные суммы, но Диогена обслуживали бесплатно.

Будда Шакьямуни

Основатель буддизма пришёл к созданию своей религии благодаря многим годам аскетических практик. В конечном итоге он решил, что плохи любые крайности, и стал проповедовать умеренность во всём, отрицая как аскетизм, так и гедонизм. И всё же одной из центральных идей буддизма является борьба со страстями, для контроля которых используются подходы, частично позаимствованные Буддой из аскетических учений того времени.

Иисус Христос

Личность основателя христианства вызывает массу споров. Одни историки сомневаются в том, насколько его жизнь соответствовала образу, сформированному последователями, другие и вовсе считают, что его никогда не существовало. Но если вынести эти споры за скобки, его можно считать ярким сторонником аскетизма. В писаниях утверждается, что он всегда отказывался от излишеств, отвергал роскошь и проповедовал умеренность во всём.

Непосредственным примером аскетизма является 40-дневное странствие Иисуса по пустыне. Христиане верят, что в течение этого срока он держал пост и был искушаем Дьяволом, но справился со всеми искушениями. К слову, некоторые исследователи связывают эту историю с традицией 40-дневного поста в христианстве, однако единого мнения на этот счёт не существует.

Махатма Ганди

Автор философии ненасилия Мохандас Карамчанд Ганди придерживался крайне умеренного образа жизни во всём. Он не стремился к роскоши и даже к комфорту, не жаждал развлечений и удовольствий, а смыслом своей жизни сделал ненасильственную борьбу за освобождение Индии от колониальной зависимости. Даже титул «Махатма», который переводится как «Великая душа», огорчал его.

Пифагор

Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский также известен аскетичным образом жизни. Примерно в 40-летнем возрасте он из-за политических взглядов покинул родные земли и после продолжительного путешествия остановился в городе Кротон. Там он основал религиозно-философскую школу (по свидетельствам современников походившую на монастырь). Каждый, кто хотел стать его учеником, клялся, что будет соблюдать строгие правила школы, в том числе исполнять религиозные обряды и вести аскетичный образ жизни.

Аскетизм или аскеза в христианстве: понятие, суть и смыслы

Ранние христианские миссионеры — такие, например, как апостол Павел, были не просто апологеты некого «внешнего делания»: прежде всего, это были великие духовные подвижники, призывавшие человечество к смирению. В их сознании внутреннее строительство себя, внешнее проявление этого строительства и последующая, если можно так выразиться, проекция его на мир — были вещами неразрывными. И аскеза в этом смысле сопутствовала и служила в целом и их убеждениям, и их философии.

Таким образом, с точки зрения религиозной, аскетизм можно считать неким христианством в действии. Христианский аскетизм — это разумный подвиг во славу Божию. Сюда входит понятие и любви к ближнему, и, как опора его и обоснование — десять заповедей Божьих, на которых веками держатся (или пытаются держаться) устои христианских государств.

Если же говорить об аскетизме в православии,

то в целом он исповедует все вышеперечисленные положения и установки. Хотя, не вполне улавливая за многочисленными словами и определениями истину, люди часто путают или же, напротив, отождествляют такие вещи, как самолюбие и себялюбие; предельный эгоизм и предельное самоотречение; подвиг во славу Бога или человека; аскетизм разумный и аскетизм религиозно-фанатичный…

Возвращаясь к теме аскетизма в мировых религиях, стоит отметить, что разница в понимании и восприятии аскетизма как явления зависит здесь, в большей степени и как правило, от того, в какой конкретно религии мы его рассматриваем.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – образ жизни человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.


Аскетизм

Аскетизм содержит в себе две составляющие:

  1. Материальный аскетизм — отказ от современных благ цивилизации и искусственных потребностей, созданных обществом.
  2. Духовный аскетизм – ограничение или полный отказ от чувственных удовольствий, создания семьи. Размышления о Боге, чтение духовной литературы. На более глубоком уровне отказ от общества и уход в обители, монастыри.

Аскетизм в философии

Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:

  • освобождение от влияния внешнего мира через добродетель и самодостаточность;
  • власть духа над плотскими инстинктами;
  • высокая эстетика в поступках и мыслях;
  • жизнь в согласии с природой и Вселенским Космическим Разумом;
  • ненасилие.

Аскеты в православии

Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей. В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.

Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):

  • Иоанн Креститель;
  • Онуфрий Великий;
  • Серафим Саровский;
  • Сергей Радонежский;
  • Павел Обнорский;
  • Тихон Калужский.

Аскетизм в буддизме

Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти — бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление. Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:

  1. Шаматха – основная и главная внутренняя аскеза буддистов – сосредоточение и полное успокоение ума и сознания.
  2. Випашьяна – культивирование высшего знания (медитации).
  3. Умеренность в пище – это следование Срединному пути в аскетизме. Тело содержится в том состоянии, в котором не отвлекает аскета от сосредоточения на медитации. В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.
  4. Практика Сати (осознавание) мысленное разделение тела на 32 элемента (волосы, зубы, кожа, ногти и так далее) помогает дисциплинировать мысли, чтобы не поддаться мирским соблазнам.
  5. Безбрачие и бедность.

Виды аскезы

Все аскезы, которые только можно придумать, отвечают за три фактора самоконтроля — телесного, речевого и мысленного (умственного). Более подробная информация о них представлена ниже:

  • Аскеза, направленная на усмирение плоти, обуславливает сдержанность в пище, физическое развитие, укрепление чистых помыслов через путешествия по святым местам или местам силы.
  • О сдержанности речи можно говорить, когда соблюдена аскеза свободы от злословия, распускания сплетен, праздных разговоров. Сюда же входит умение отвечать за каждое произнесенное слово.
  • Аскеза ума отвечает за умение следить за направлением своих мыслей, за духовное просвещение через книги и за сознательный отказ от пустой или негативной информации.

Основные правила

Людям, которые заинтересовались этим явлением, стоит узнать об основных принципах аскетизма. Аскеты, как правило, контролируют три сферы своей жизни.

Тело. Отказываясь от пищи и уделяя время физическим упражнениям, человек постепенно укрощает плоть. Сейчас никто уже не призывает людей массово голодать. Достаточно просто пересмотреть свой рацион и отказаться от всего лишнего и приносящего вред организму. Более чистое питание и регулярные занятия спортом помогут человеку привести своё тело в порядок и стать более здоровым.

Ум. Ещё одна важная аскеза – отказ от злословия и праздных разговоров. Умение контролировать свою речь и не тратить время на сплетни и пустые беседы делает человека более привлекательным и в чужих глазах, и в собственных.

Душа

Для аскета очень важно контролировать и своё внутреннее состояние. В этом хорошо помогают медитации и прочие духовные практики.

Отдельно выделяют также мужской и женский аспекты аскетизма. Так, мужчины в своём развитии должны делать упор на развитие внутренней силы и уверенности в выбранном пути. Ведь главная их задача – защита семьи. Женщины должны развивать в себе мягкость и способность сострадать.

4 основные цели аскетов: сверхспособности, просветление, гармония, божественная милость

К индийским аскетам относятся как люди, так и божества (суры) и демоны (асуры). Иногда, в силу тех или иных обстоятельств, им приходится становиться более могущественными. Тогда достаточно подвергнуть тело немыслимым испытаниям, например, длительному стоянию на одной ноге. практический метод нравственного самосовершенствования, выражающийся в ограничении или подавлении телесных потребностей, чувственных желаний и т.д. Аскеты были греческими атлетами, которые занимались закаливанием и тренировкой тела с помощью гимнастических упражнений и воздержания. Стоические философы использовали термин “аскетизм” в смысле “упражнения в добродетели” и воздержания от иррациональных побуждений (страстей): страха, печали, гнева, удовольствия.

Религиозный аскетизм.

Как уже собственно понятно из названия, религиозный аскетизм базируется на нормах и принципах той или иной религии. На самом деле, если разобраться, то практически все религии в мире, в той или иной степени пропагандируют аскетизм. И, в общем то, это абсолютно не удивительно, ведь многие религии фактически построены на фундаменте определенных запретов и поощрений. Где-то больше, где-то меньше, но запреты всегда существуют. А путь к просветлению или близости к божеству, всегда лежит через четкое соблюдение подобных ограничений.

Христианский (православный) аскетизм.

Аскетизм в христианской традиции — это набор определенных дисциплин, практикуемых для спасения бессмертной души верующего и духовного просвещения. Библейские примеры аскетизма можно найти в жизнях Иоанна Крестителя и Иисуса, которые постились по 40 дней. Иисус наставлял своих учеников поститься и продавать свое имущество. Святой Павел был холостяком, а первобытная иудейско-христианская община в Иерусалиме не имела традиции личной собственности. Некоторые ранние христиане считали, что аскетизм был единственным верным путем к спасению. Эта доктрина была отвергнута православной церковью как еретическая, но аскетическая жизнь была сохранена через институт монашества.

Аскетизм в Исламе.

Исламское слово для аскетизма — Зухд. Согласно священным текстам, Пророк Мухаммед советовал людям жить простой жизнью, и сам он совершал великие аскезы. Даже когда он стал королем Аравии, он жил скромной жизнью, граничащей с лишениями. Его жена, Аиша бинт Абу Бакр говорила, что в большинстве дней он даже не ел два полных приема пищи. Тем не менее основная мусульманская традиция, не поощряет крайние формы аскетизма. Исключением из правил, является практика поста во время Рамадана. В течение девятого месяца исламского календаря, большинство истинных мусульман практикуют дневной пост. Каждый день в течение месяца Рамадан, ни один мусульманин не должен есть, пить или заниматься сексом в светлое время суток. Во время Рамадана, мусульмане должны прилагать больше усилий для следования учению ислама. Они должны воздерживаться от лжи, воровства, гнева, зависти, жадности, похоти, саркастических возражений, злословия и сплетен. Чистота мысли, и действия считаются очень важными.

Аскетизм в Иудаизме.

История еврейского аскетизма насчитывает тысячи лет. Например, Моисей, и Илия постились в течение 40 дней на горе Синай. Еремия не женился. Исайя три года ходил голым. Иезекииль лежал на боку в течение 390 дней и ел только хлеб.

После того как евреи вернулись из вавилонского изгнания и пророческий институт исчез, возникла новая форма аскетизма в знак протеста против мирской власти и разложения священства династии Хасмонеев. Секта ессеев возникла под знаменем священнического аскетизма, кульминацией которого стала секта Мертвого моря. Некоторые члены этого культа практиковали безбрачие, и его священник придерживался строгой интерпретации законов очищения священника и диетических ограничений кошерности. Мудрец Второго века Шимон Бар Йохай (основатель каббалы) изображен как аскет, и рабби Зейра особенно известен своей любовью к этой форме благочестия. История гласит, что он воздерживался от питья и еды в течение 100 дней, чтобы впоследствии адский огонь мог не иметь над ним власти.

Аскетизм в Индуизме.

В индуизме, «Вечный путь» (на санскрите Санатана Дхарма) говорит о том, что определенные духовные принципы, обладают вечно истинными, превосходящими созданными человеком конструкциями, представляющими чистую науку о сознании. Это сознание, не только сознания тела или разума, но и над-ментального духовного состояния, которое существует внутри и за пределами нашего существования. Садху, люди, которых считают святыми, известны крайними формами самоотречения. В отличие от других религий, в индуизме не существует определенных сводов правил где указано что можно, а что нельзя. Проявления аскетизма варьируются от секты к секте, и от святого к святому. Это может быть длительная медитация и отказ от пищи, отказ от мытья тела или длительное молчание. Вариантов очень много.

Практика аскетизма в Джайнизме.

Джайнизм — это специфически аскетическая религия, берущая свое начало в предыстории Индии (подробней о ней можно прочитать ТУТ). Как и индуистский аскетизм, джайнизм поощряет пост, практику йоги, медитацию в трудных позах и другие аскезы. Так же, как и в индуистской традиции, высшей целью является прерывание цикла реинкарнации. Для этого, душа должна быть полностью бесстрастной и без привязанностей. Подобное, может быть достигнуто только монахами и монахинями, которые принимают пять великих клятв: отказ от насилия, лжи, воровства, страсти и безбрачие.

Аскетизм в философии

Любое действие, прежде, чем явиться в том или ином виде миру, должно обрести сначала свою, как говорится, идеологическую подоплеку. Так например, именно аскетизм составлял основу философского учения Диогена Синопского, одного из ярчайших представителей культуры древней Греции, вдохновителя и последователя известной школы киников.

Основное положение философии Диогена состояло в том, что только полный отказ от условных преимуществ цивилизации, по его мнению, может полностью освободить человека от постоянно присущего ему чувства страха и чувства постоянной возможной потери. И сквозь призму этой идеи понятия гедонизм и аскетизм приобретают совсем другой смысл… Точнее, уже вовсе не факт, что гедонизм — это то, к чему нужно стремиться…

И только распростившись в своем сознании и, как следствие, в своей жизни с позицией ведомого, человек способен обрести счастье, освобождение и совершенство.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – это простыми словами воздержание от удовлетворения своих потребностей, от благ цивилизации. Это осознанное решение человека вести простую, лишённую изысков и излишеств, жизнь.

Термин «аскетизм» с греческого переводится как «упражнение», «задание», «урок». В этом смысле понятие «аскеза» используется, как обет отдельного человека отказаться от какого-либо удовольствия, например, любимого лакомства.

Но аскетичность – это то, что рассматривается гораздо шире. Подразумевается, что личность ведёт скромный образ жизни, ограничивая себя в еде, питье, комфорте. Можно предположить, что аскеты лишены всякого удовольствия. Они не позволяют себе лакомый кусочек и не окружают себя роскошными предметами.

Однако, многие из аскетов довольно обеспеченные люди. Просто они сделали выбор в пользу отказа от того, что считают излишеством и вполне довольны своей жизнью.

Аскетизм в философии

Аскетизм в философии рассматривается только как образ жизни. Это особое течение, направление науки, которое сформировалась благодаря взглядам отдельных философов.

К аскетам принадлежали такие легендарные личности, как Сенека, Марк Аврелий, Диоген Синопский и другие представители философии.

В основе их учений лежали следующие принципы:

1. Дух должен быть сильнее тела, то есть не нужно слушать того, что просит тело, ублажать его. Следует утолять душевный голод, заниматься науками, религией, посвящать время развитию и самообразованию.

2. Следует жить в согласии с законами Вселенной, не нарушать природных законов. Здесь подразумевается использование даров природы. Зачем нужны роскошные наряды, если можно пошить себе кафтан из шкуры животного?

3. Высокая нравственность. Человек – существо разумное. Он не должен жить инстинктами. Голод не повод забить животное, можно насытить желудок растительной едой.

Аскетизм в психологии

Аскетизм, альтруизм, гедонизм часто рассматриваются психологами как средство достижения цели. То есть, человек ставит перед собой цель и добивается её, выбрав, аскетический образ жизни.

Аскетом себя может объявить человек не совсем обеспеченный. Он не в состоянии приобрести необходимую бытовую технику, к примеру. Чтобы как-то возвысить себя в собственных глазах, он скажет о том, что предпочитает жить аскетом.

На самом деле настоящие аскеты самосовершенствуются. Они проделывают огромную внутреннюю работу над собой, избавляются от недостатков, пагубных привычек. Они духовно развиваются. Это положительная сторона аскетизма.

Таким образом, те, кто объявил себя аскетами, должны ограничивать себя не только в еде. Они не допускают негативных мыслей, не ублажают своё тело, не позволяют себе злорадство, сплетни, воровство и т.д.

С чего начать минималистичный образ жизни?

digitalgenetics/IStock

По словам мудрого Сократа, прежде чем изменить мир, измените себя. В свою очередь, Ганди говорил: «Стань тем изменением, которое хочешь увидеть вокруг себя». Поэтому всегда необходимо начинать с себя и своего образа жизни. Если мы сами не можем пройти этим путем, мы вряд ли свожем изменить мир вокруг нас.

В начале подумайте, комфортно ли вы себя чувствуете, когда смотрите на фото минималистичных дизайнов чего-либо. Вам нравятся максимально пустые и убранные комнаты? Если ваш ответ «да» и если вы отдыхаете и расслабляетесь, видя вокруг минимализм, то начальный шаг к этому образу сделан.

Не начинайте сразу же переделывать все вокруг в надежде, что отсутствие вещей лишит вас всех проблем. Помните, что минимализм – это только средство достижения цели, но не сама цель. Он поможет вам, но лишь в том варианте, если вы понимаете, зачем вам это необходимо.

На счет одежды. Смогли бы вы иметь только 1–2 пары джинсов и сократить запасы косметики до размеров маленькой косметички? На этот вопрос, вероятно, будет ответ «нет». Однако, что измениться, если 20 пар синих джинсов заменить на одни, но очень качественные и дорогие? Они прослужат дольше и выглядеть в них вы будете в разы лучше.

Как применять минималистичный образ жизни в городе?

digitalgenetics/IStock

Прежде чем начать избавляться от ненужного, возьмите каждый предмет и спросите себя, приносит ли эта вещь вам радость? Если ответ – нет, не спешите выбрасывать эту вещь. Поблагодарить ее за то, что она служила вам какое-то время, прежде чем избавляться от нее. Подобное сильно меняет наше восприятие вещей и учит их ценить.

Помните, что минимализм (не аскетизм) не предполагает подход все или ничего. Если вы действительно пользуетесь всеми этими вещами – не нужно винить себя за них.

В одних областях своей жизни имеет смысл жить с меньшим количеством вещей, в других – с большим. Например, меньше одежды, но больше материалов для хобби. Все должно быть осознанно и продумано.

По возможности, также можно покупать бывшие в употреблении вещи и отдавайте или продавайте то, что вы уже не используете. Минимализм – это не набор правил, а руководство, которое упрощает нашу жизнь.

Ну и помните, что минимализм – это не сверх экономия. Вероятно, вы заметите, что будете тратить больше денег на какую-то вещь, чем раньше, став минималистом. К примеру, раньше вы купили бы кроссовки за 500 грн., просто потому что это хорошая цена. Но спустя пару стирок их цвет потускнеет и вы их выбросите. Будучи минималистом, имеет смысл потратиться больше на одежду, украшения или электронные товары более хорошего качества. Если они дольше прослужат – в конце концов это вам окупится. Это создаст меньше хлама и меньше новых вещей в дом, но больше радости и свободы.

Будьте также честными с собой, и, если какая-то вещь хранит драгоценные воспоминания или мотивирует — оставьте ее. Может та старая пара штанов заставляет вас ходит в зал, или та страшная ваза — вспомнить о маме и позвонить. Минимализм — это не отказ от всего, это небольшое ограничение.

Минимализм значит жить более легкой и свободной жизнью. Вы станете больше ценить себя и других. Деньги больше не будут играть первостепенную роль.

Аскетизм в философии

Что касается прародительницы аскезы, Эллады, то и она трактовала понятие настолько широко, что совершенно заблудилась бы в противоречиях, если бы не объясняла отказ от бренности всего сущего языком сразу нескольких философских школ. Школа киников – одно из самых известных философских учений того периода, дошедшее до нас благодаря самоотверженности (или тяги к бродяжничеству?) своего последователя и вдохновителя Диогена Синопского. Данная школа, как нетрудно понять, ориентировала адептов на отказ от материальных благ.

Другое философское течение (стоиков) подходило к решению вопроса, что такое аскетизм, как к некому собранию свода законов против аморальности и нарушений социальных правил. Собственно, это и было то самое возрождение духа для прекрасного и подавление в себе низменного, благодаря которому аскеза не скатилась в глухое проповедование юродства (Диоген, как мы помним, был не от мира сего и явно обнаруживал в себе антисоциальную личность).

Основные принципы аскетизма, сложившиеся в учениях таких просвещенных стоиков, как Марк Аврелий и Сенека, призывали к следующему:

  • познанию мира не через влияние сильных его, а сквозь призму душевной целостности и добродетель;
  • духовному подавлению низменных желаний плоти;
  • возвышенности мыслей и поступков;
  • согласию с божественным разумом;
  • отказу от насилия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector