Значение слова «истина»

Что такое истина?

Истина — это объективное знание, которое соответствует действительности и не зависит от оценочного мнения познающего. Это абстрактное понятие, существующее в человеческом познании в данный момент времени. Истину невозможно описать словами, так как наш язык сильно ограничен. Ее нельзя увидеть или пощупать, ее можно осознать или постичь. Истиной может именоваться само знание и понятая действительность.

Установить истинность утверждения помогают вспомогательные критерии – метод ее проверки и обоснования. Это объективность, конкретность, общественная практика, соответствие законам природы, логичность, ясность. Но главным критерием истины признается не само знание, а возможность применить его на практике: все что подтверждается – верно, опровергается – ложно. Хотя этот критерий тоже ограничен, ведь практика привязывается к знаниям, которые постоянно дополняются и корректируются.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системыДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

В русском языке правда и истина не только пишутся по-разному, но имеют разные значения. Хотя словари трактуют эти слова как синонимы, различия все же есть:

Истина Правда
дает знание об общих законах бытия дает знание об отдельных фрагментах общей картины
объективная субъективная
единственная у каждого своя
является философской и религиозной категорией относится к бытовым понятиям
возвышенная земная и будничная

Истина в споре.

Утверждение, что истина рождается в спорах, тоже вызывает немало споров. Ведение дискуссии – это искусство, которым владеют далеко не все. Любое неаккуратное слово способно разрушить семью, дружбу, коллектив, а спорящих превратить в заклятых врагов. Несложные правила помогут грамотно высказать свое мнение и не выйти за пределы разумного:

  • Правда не всегда соответствует фактам.
  • Если обратиться к главным ценностям, можно обратить спор в поиски истины.
  • Иногда достоверность не стоит утраты доверительных отношений.
  • Многие спорят просто так, потому что предпочитают несогласие.
  • В бесконечных прениях рождается не истина, а истинное лицо человека.
  • Если вы спорите с идиотом, вероятно, он поступает так же.
  • Чем больше вы подключаете эмоции, тем меньше шансов отстоять свою правду.
  • Иногда умение слышать и слушать поможет разрешить спор лучше любых доводов.
  • Чистая правда должна преподноситься корректно.
  • Лучшая альтернатива спору – диалог.

Верный признак того, что спор прошел плодотворно – ощущение взаимного согласия и большего понимания оппонента.

Выводы:

  • Истина – отражение объективной реальности и воспроизведение ее такой, как она существует сама по себе.
  • Истинную красоту можно обнаружить в самом себе с помощью несложных практик.
  • Спор приводит к истине только в том случае, когда ведется корректно и уважительно.

Пройти тест на психологический возраст

Сравнение

После приведенных определений можно переходить к сравнению, чтобы лучше понять, в чем же заключаются различия. В современном русском языке с точки зрения специалистов у рассматриваемых понятий сформировались и закрепились несколько значений.

Правда рассматривается ими, как некое знание конкретного, фактического эпизода из жизни, истории или действительности. Это знание может быть неполным. Причина, по которой человек не может знать всей правды, заключается в том, что перед ним, в большинстве случаев, открывается лишь частичка, но целое скрыто или еще не распознано.

В случае с истиной рассматривается нечто более высокое. Это сокровенное знание, которое может быть связано не только с интеллектуальной, но и с духовной сферой жизни человека. Законы бытия считаются истиной, точно так же, как и законы физики.

Правда выступает в роли понятия более приземленного, тогда как истина – всеобъемлющее. Также правда может быть объективной и субъективной (для каждого человека она своя), в случае с истиной не требуется искать доказательств, так как она исключительно объективна. Также известно, что истин много не бывает – она одна для всех. Правда же является определенной точкой зрения. Она выражается человеком, оценивающим определенное событие или свершившийся факт. Правду можно оспорить (если получится), с истиной этого сделать не получится.

В ходе сравнения нужно учитывать, что подобное разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как единственно верное, еще 200 лет назад было противоречивым. Истина в те времена воспринималась, как человеческое, правда же имела божественное начало и относилась в большей степени к церковному писанию. Это был результат, полученный от общения Бога и человека. Истина же тогда воспринималась как нечто более приземленное, обыденное и естественное. Она являлась даром, который получил человек благодаря собственному уму и стремлению к знаниям. В некоторых значениях истина даже была связана с такими понятиями, как товар и деньги. С наступлением нового времени значения поменялись местами и стали восприниматься обществом с точностью до наоборот.

Принципы построения¶

Основой любой системы подготовки принятия решений является наличие достоверных
первичных данных об объектах, подлежащих управлению предметной областью. Любые
отчетные материалы, построенные по недостоверным или искаженным данным, не могут
считаться значимыми. Сбор первичных данных о результатах деятельности
научных работников и преподавателей имеет целый ряд специфических особенностей,
присущих научно-образовательной среде.

Во-первых, виды научной и преподавательской деятельности очень разнообразны и
не существует единого источника информации, содержащего сведения обо
всех результатах такой деятельности. Даже для такого результата как публикация
статей в периодических изданиях, который несомненно относится к числу
основных для работников сферы науки и образования, существует несколько
общепризнанных источников информации. Однако и они, как правило, не обеспечивают полноты
покрытия всех публикаций.

Во-вторых, многие результаты деятельности (в том числе — публикации) ученых и преподавателей могут иметь инициативный
характер. Таким образом, только сам автор знает перечень своих результатов.

В-третьих, информация, предоставленная сотрудниками, может содержать неточности.

Отмеченные особенности требуют разработки специализированных средств
сбора первичных данных. В системе «ИСТИНА» реализуются следующие принципы, положенные в основу ее разработки, эксплуатации и развития.

Преимущественный сбор данных «снизу-вверх». Как уже отмечалось, в некоторых
случаях только ученый может перечислить все свои результаты. Поэтому
для достижения максимально полного состава сведений о таких результатах необходимо
предоставить конечным пользователя Системы возможность ввода сведений
о результатах своей деятельности.

Однократный ввод данных. Если какой-либо результат деятельности был получен
в соавторстве, то сведения о нем должны вводиться в Систему один раз, независимо
от числа соавторов.

Открытость данных. Данные, введенные пользователями в Систему
доступны другим пользователям, что должно способствовать повышению
полноты и точности информации.

Декларативный стиль описания результатов: конечные пользователи заявляют
полученные ими результаты в декларативном стиле.

Возможность использования введенной информации для решения различных
задач. Система должна являться не только средством сбора сведений о результатах научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, источником для формирования отчетных
материалов, но и должна позволять пользователям оперативно решать задачи, связанные с их
повседневной профессиональной деятельностью.

Максимальное использование внешних систем для автоматической
проверки (верификации) и пополнения данных. В тех случаях, когда для указанного вида
результатов деятельности известны внешние источники достоверной информации (например,
официальные страницы журналов или специализированные базы данных),
корректность введенных данных с использованием механизмов Системы может быть проверена автоматически.

Многоуровневая система проверки наиболее значимой информации.
Персональная страница работника может включать описание
тех результатов, которые автор считает необходимом на ней
разместить. Данные по всему подразделению, которые используются для
составления различного рода отчетных материалов и получения рейтинговых оценок, проходят дополнительную проверку
со стороны работников структурных подразделений организации,
ответственных за сопровождение информации в Системе.

Истинная красота – что это такое

В старые времена было принято считать, что красота может измеряться на основании устоявшихся критериях. Люди думали, что художественное образование сможет научить человека правильно понимать истинную красоту и отличать ее от уродства. Современное понятие красоты отличается, и считается устаревшим. Сегодня принято считать, что красота – это относительное понятие, которое основывается на каких-то стереотипах.

Но если говорить об истинной красоте, то это скорее проявление душевных качеств человека. Внутреннее состояние, из которого можно выделить такие качества, как: умение сопереживать, внутренняя гармония, честность, а также эмоциональное состояние человека.

Истинная красота — это внутренне состояние души человеческой. Это его поступки, желания и стремления. Обретение душевного равновесия внутри себя — задача каждого человека, который собирается жить в гармонии с другими людьми и всем окружающим миром. Но для начала необходимо начать с самого себя. Загляните в глубину собственного сознания и попытайтесь найти все негативные качества, а потом исправьте их

Для того чтобы обрести душевную красоту, необходимо выполнить три основных действия:

  1. Заведите дневник для записей. Ведение дневника поможет познать себя и разобраться в проблемах, которых мы не замечаем в повседневности. Данный способ является хорошей мотивацией, чтобы пробудить в себе положительные качества. Все мысли, которые будут записаны в собственном дневнике, смогут материализоваться. Так как все, о чем мы будем думать, можно будет узреть.

Таким образом, можно будет полностью определить все свои ошибки и переживания, которые мы не можем увидеть без записи. Перечитывая свои мысли, мы начинаем задумываться, что же делаем не так, или что можно изменить или улучшить для достижения желаемого результата.

Дневник хорошо помогает определить собственные страхи, которые мы с возрастом стараемся заблокировать. Наше подсознание постоянно говорит, что правильно, а что нет, но чтобы обрести истину, нужно полностью понимать собственный разум.

  1. Внутренний голос поможет обрести равновесие и понимание себя. В каждом из нас есть «ребенок». Это то, что позволяет нам радоваться жизни, несмотря на бытовые проблемы и возраст. Все что для этого нужно, просто задать основные вопросы которые вас интересуют и послушать, что вам говорит ваше подсознание. Чтобы не растеряться в мыслях, можно использовать первое действие, и записать все свои вопросы в дневник. После того как вы зададите вопросы и получите ответы, начинайте действовать и менять себя в лучшую сторону. При этом все эти действия должны нести пользу вам и окружающим людям.
  2. Попробуйте медитировать. Медитация помогает глубоко проникнуть в собственное сознание. Это помогает наладить все процессы, которые происходят внутри нас. Сегодня есть множество способов войти в транс и научиться медитировать. Это погружение от собственного сознания в глубины подсознания. Такая практика позволит улучшить эмоциональные реакции, преодолеть депрессивные состояния, раздражительность и другие негативные качества. Кроме этого, можно улучшить концентрацию, реакцию, внимательность и осознанность.

Для того чтобы самостоятельно постичь истинную гармонию внутри себя, можно воспользоваться проверенным способом и задать себе 10 вопросов, которые помогут глубже понять и осознать собственное Я:

  1. Какое количество книг я прочитал за последнее время?
  2. Какое у меня хобби и есть ли оно?
  3. Чью судьбу я проживаю?
  4. Умею ли я сосредоточиться на главных моментах?
  5. Что не дает мне жить, так как я этого желаю?
  6. Каким будет моя жизнь через несколько лет, если я ничего не поменяю?
  7. Что я могу сделать для людей, какую помощь могу оказать?
  8. Я работаю или занимаюсь любимым делом?
  9. Что меня злит и приводит в недовольство?
  10. Кто я такой?

Все эти вопросы помогут глубже понять собственную сущность и разобраться в собственной душе. Данный список можно дополнить в соответствии с вашими потребностями. Запишите свои вопросы в дневник и постарайтесь найти на них ответы. Все что вы осознаете, поможет вам хорошо познать внутренне состояние собственной души.

Истина — это отражение настоящей действительности. Поэтому разумнее всего прекратить ее поиск если для этого нет веских оснований. Все истинное не нуждается в объяснении или понимании, ведь оно есть такое каким должно быть на самом деле

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Общие условия

  1. Все услуги Сервиса предоставляются Пользователям «как есть». Оператор не принимает на себя никакой ответственности за задержку, удаление, недоставку или невозможность загрузить любые данные Пользователя. Все вопросы предоставления прав доступа к сети Интернет, покупки и наладки для этого соответствующего оборудования и программных продуктов решаются Пользователем самостоятельно и не подпадают под действие настоящих Правил.

  2. Пользователь соглашается с тем, что Оператор может осуществлять сбор и обработку обезличенных статистических данных о работе Пользователей с Сервисом, в том числе — с использованием инструментальных средств, предоставляемых третьими лицами.

  3. Пользователь соглашается с тем, что Сервис формирует в открытом контуре Сервиса его общедоступный в сети Интернет профессиональный профиль, содержащий данные о результатах его научной и педагогической деятельности.

  4. Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервис может содержать элементы рекламного характера. Пользователь также понимает и соглашается, что Сервис может содержать сообщения Оператора, включая служебные сообщения, автоматические уведомления и новостные рассылки.

  5. Оператор вправе устанавливать любые дополнительные требования и ограничения применительно к регистрации на Сайте и к использованию Сервиса.

  6. Каждое обращение Пользователя к любой из частей Сервиса либо к отдельной странице, размещенной в домене istina.msu.ru (или доменов Зеркал Сайта), подразумевает согласие Пользователя с условиями настоящих Правил.

↑ Понятие «истина». Виды истины.

Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.) 

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Понятие об объективности и субъективности истины

Под объективностью истины определяется действительное существование объекта познания. Информация о действительности носит объективный характер. Она отражает сознание, принимает формы мышления, проходит через органы чувств. По этой причине знание составляет субъективность истины.

В подсознании человека существуют различные объекты (детский сад, дом, школа, колледж, работа) и приобретают новые оттенки. Кроме того, оно может выражаться различными определениями, например, «гражданин является студентом общеобразовательного учреждения» или «учеником среднего специального учебного заведения». В итоге, эти определения звучат по-разному.

Из этого следует вывод, что истина является объективной по своему содержанию, и субъективной по форме.

Формы представления

Всё разнообразие форм представления истины можно классифицировать по различным категориям. Одна из них выделяется по объекту отображения: так, весь мир можно разделить на материальный и духовный. В материальной сфере истина представляется прежде всего как предметная: предметно-экономическая, предметно-биологическая и другие.

Духовная сфера является более разнообразной, так как её составляют чувства отдельно взятых индивидов, коллективные представления, культурные течения, религия и так далее. Поскольку каждый человек в связи с этим определяет факт или процесс истинным с точки зрения своих этических и моральных установок, комплекса представлений о хорошем и плохом, о добре и зле, можно говорить о существовании экзистенциальной истины.

Многообразие религиозных и научных концепций, обеспечивающих существование инструментария познавательной деятельности и оценочных суждений, ведёт к выделению концептуальной истины. Её примерами могут послужить ньютоновская теория гравитации, дарвиновская теория эволюции, цивилизационная парадигма истории Тойнби в научной сфере, а учение о триединстве Бога в Отце, Сыне и Духе, представление о нирване и кармическом законе в буддизме — в религиозной.

https://youtube.com/watch?v=IpLPL0yEzDI

Сущность познавательной деятельности также определяет формы представления истины. Уже на нижних уровнях можно разделить знание на обыденное (огонь горячий, вода жидкая) и научное (например, приведённые выше концепции). Кроме того, истина может быть нравственной (будь то библейские заповеди или современные правовые кодексы), художественной (как в технической сфере, то есть соблюдение закона перспективы в изобразительном искусстве, так и в этической) и религиозной.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно остановиться на том, что соответствие или несоответствие истине представляется одной из фундаментальных характеристик опыта и знаний, полученных человеком как в ходе индивидуального развития, так и в наследство от предшествующих эпох и концепций. Можно даже сказать, что настойчивое желание отделить плохое от хорошего, правду ото лжи является одним из фундаментальных признаков, выделяющих человека во всем животном мире.

Категории и критерии истинности работают во всех сферах жизни: материальной и духовной, научной и религиозной, обыденной и художественной. Категории истинного и ложного формируют комплекс этических представлений индивида, которые впоследствии формируют новые представления об истине — это бесконечный процесс взаимовыгодного сотрудничества, связанный со стремлением достичь объективного характера истины.

https://youtube.com/watch?v=zcVzSWf8ocY

6 Истина и ее критерии. Относительность истины.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
  • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
  • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
  • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

  1. соответствие знаний действительности;
  2. то, что подтверждено опытом;
  3. некое соглашение, конвенция;
  4. свойство самосогласованности знаний;
  5. полезность полученного знания для практики.

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

Относительная истина

исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;

знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

  • неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
  • знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

  1. материальное производство (труд, преобразование природы);
  2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
  3. научный эксперимент.
  1. источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
  2. основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
  3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);
  4. критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Отличие истинного от ложного сторонниками разных течений

Рационалисты

Представители этого течения считали, что самое главное в процессе постижения – это человеческий разум, поэтому именно он является тем определяющим фактором, который должен решать, что правильно, а что нет. С помощью законов логики рационалисты готовы проверять любые утверждения на прочность и выявлять их слабые места посредством логических умозаключений.

Сенсуалисты

Данный спектр ученых считает, что наиболее правильные знания несут человеку его чувства. Именно поэтому считать что-то разумным и правильным можно только на основании того, что так подсказывают философу его органы восприятия.

Если вы видите перед собой черный цвет, то для сенсуалиста этого зрительного образа достаточно, чтобы утверждаться про истинность суждения, что перед вами именно черный цвет. Другие виды доказательств таких людей мало интересуют, так как они считаются идеалистическими или слишком запутанными.

Эмпирики

Люди, которые отдают решающее значение опыту и получению знаний из конкретной деятельности и ее анализа. Для них правильность определенных мыслей и умозаключений определяется таким решающим критерием, как опыт.

Если событие из раза в раз повторяется и приводит в нашем ощущении и опыте к одним и тем же предсказуемым результатам, то оно может считаться хорошо понятым и осмысленным.

Скептики

Данное философское течение под названием скептицизм подразумевает, что человек, разделяющий его, должен подвергать сомнению любые знания, не пытаясь увидеть в них абсолютной и непоколебимой истины. Скептики выражают сомнения по поводу того, что мы вообще можем познать что-то в полноте.

Агностики

Еще одно массовое течение философской направленности, представители которого выражают следующую мысль: познать окружающий мир невозможно, так как человек слишком ограничен, а мир слишком огромен.

Именно поэтому люди никогда не смогут достигнуть вершин познания, не построят универсальный вариант науки или философии, который сможет объяснить явление исчерпывающе.

Выводы

Правда и истина – понятия, имеющие разную структуру. Общий смысл в них имеется, но при детальном рассмотрении становится понятно, что различия присутствуют и они весьма выражены.

В современном языке под правдой понимается фрагментарная, субъективная информация. Она претендует на то, что достоверность имеет место быть, но никто не может дать 100% гарантии, что это так. Истина же выступает в качестве чего-то  абсолютного, что трудно, а скорее, невозможно оспорить. Это некое знание, связанное с духовной сферой. Правда – понятие приземленное, субъективное. Истина – значение возвышенное, объективное. Она может быть только одна, правда же может быть у каждого человека своей. До XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным нынешнему объяснению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector