«православное» папство! архиерейский собор лишил власти священство и мирян
Содержание:
- Расслабьтесь и получайте удовольствие
- Облачения архиерея указывают на всю полноту почивающей на нём благодати Божией
- Встреча, входные молитвы и облачение архиерея
- Епископ — глава церковной области и первый священник в ней
- Низкие тональности
- Византийский обряд
- Что еще нужно знать
- История и значение
- В Москве открылся Архиерейский собор
- Только епископ обладает полнотой апостольского дара
- Этапы архиерейской литургии
- Литургия Преждеосвященных Даров
- Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.
- Особенности службы на Сретение Господне
- Облачения архиерея
Расслабьтесь и получайте удовольствие
Прежде всего, бесполезно что-то делать с расслабленными хористами. Они не в форме и в форму вряд-ли войдут. Поэтому расслабьтесь и постарайтесь просто компенсировать самые остры углы в службе. Блестящей служба не станет, но ваша задача, чтобы она не стала страшной. Думайте о чем-нибудь приятном и всеми силами сохраняйте в себе спокойствие. Завтра будет новый день и впереди будет еще немало прекрасных служб, так зачем же сегодня терзать себя и окружающих. Но помните! Под расслабленностью подразумевается внутреннее состояние, а не ваш визуальный тонус. Встаньте прямо, подтянитесь, искусственно придайте себе хорошую осанку. Упростите жест (чуть меньше плавающих движений кистью, чуть более четко и определенно все показывайте). Хорошо помогает уменьшение амплитуды жеста и его укорачивание. Хористы с интересом начинают за этим наблюдать и могут отчасти подтянуться, почувствовав ваше собранное состояние.
Облачения архиерея указывают на всю полноту почивающей на нём благодати Божией
Для того чтобы указать на то полноту почивающей на нём благодати, архиерей облачается особенным образом. В православии главный знак отличия епископа от пресвитеров — омофор.
До XI — XII века это единственный знак отличия архиереев. Надевался он поверх полного священнического облачения. Начиная с XVIII века архирейское облачение в православной традиции насчитывает 11 предметов.
Схема: архиерейское облачение. В настоящее время полное облачение архиерей насчитывает 11 предметов
Начиная с XVIII века, полный комплект архиерейских облачений в православной традиции стал следующий:
- архиерейский камисий (так называемый подсаккосник);
- епитрахиль;
- пояс;
- палица;
- саккос (может заменяться фелонью);
- два омофора — большой и малый (первый одевается в время процессий, второй же на тайнодействие);
- панагия (если архиерей награждён панагией, то во время богослужения он носит крест и вторую панагию);
- митра;
- архипастырский жезл;
- архиерейская мантия;
- клобук или куколь, у Патриарха — второй параман.
Архиерейский амвон в русском православном храме. С него производится архиерейское богослужение
Архиерейское богослужение в православии проводится с архиерейского амвона, то есть возвышение в центре храма. На нём архиерей стоит тогда, когда находится во время чтения Евангелия находиться в храме, а не в алтаре.
Для Византии возведение амвонов — это традиция. С них читали Священное Писание, произносили екетинии, пели важнейшие песнопения. Во время богослужения архиерей сидит на кресле. Оно устанавливается в горнем месте. Горнее место находится у восточной стены алтаря.
Встреча, входные молитвы и облачение архиерея
После облачения архиерей становится перед передней частью престола, а диаконыпо правую и левую сторону отнегопротив передних углов престола.
Служащий священник после облачения, завершает на солее последование изобразительных, а затем возвращается в алтарь южной дверью и становится на свое место предстояния перед престолом.
Во время произнесения служащим священником отпуста
первая параиподиаконов с дикирием и трикирием идет на горнее место. Здесь они трижды крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. На солее они становятся справа и слева от царских врат лицом друг к другу: старший иподиакон с трикирием выходит южной дверью и становится справа перед иконой Спасителя возле жезлоносца, а второй иподиакон с дикирием выходит северной дверью и становится слева перед иконой Божией Матери. Свещеносец со свечойстановитсявнизу солеи посредине лицом к алтарю. Послезавершенияизобразительных диаконыоткрывают царские врата,затем все священнослужители
дважды крестятся, целуют святой престол, крестятся третий раз и кланяютсяархиерею, который их благословляет общим осенением. Первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием спускается с солеи и становится справа и слева от свещеносца лицом друг к другу.Архиерей выходит через открытые царские врата на солею, принимает от жезлоносца жезл, идет на амвон и благословляет молящийся в храме народ. Все иподиаконы поворачиваются на восток и кланяются в ответ на его благословение (кроме жезлоносца, который также кланяется, но при этом идет справа от архиерея позади него). Свещеносец со свечой отходит и становится слева от аналоя.
Архиерей спускается с амвона и идет по ковровой дорожке на средину храма и становится на приготовленный для него орлец на архиерейском амвоне. Перед ним идет первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец со свечой, а позади жезлоносец.
Диаконы закрывают царские врата, и все священнослужители
вслед заархиереем выходят из алтаря северной и южной дверями на солею и также идут к архиерейскому амвону позади архиерея:священники идутпопарно (старшие впереди), а за ними диаконы (старшие впереди).Первая пара священников поддерживает архиерея при его восхождении на архиерейский амвон. Священникистановятся справа и слева от архиерея по чину (старшие священники ближе к архиерею), а впереди них становятся диаконы (старшие впереди). Первая пара иподиаконов с дикирием и трикириемстановятсявпередимладших священников перед аналоем с праздничной иконой:старший иподиакон с трикирием справа, а второй с дикирием слева. Свещеносец со свечой становится перед аналоем с праздничной иконой посредине лицом на запад. Когда все станут на свои места, священники, диаконы и иподиаконыпо знаку протодиакона крестятся на восток, кланяются архиерею, который благословляет их общим осенениеми поворачиваются лицом друг к другу.
Архиерей отдает жезл жезлоносцу.Жезлоносец принимает жезл, и становятся справа перед аналоем с праздничной иконой рядом со свещеносцем лицом на запад. Первая пара иподиаконовподнимается на архиерейский амвон, подаёт архиерею дикирий и трикирий, поправляет рукава на саккосе и затем становится перед архиереем в ряд по бокам от жезлоносца и свещеносца.
Второй диакон произносит: «Господу помолимся», и протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твоя и прославят Отца нашего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».
Хор поет: «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филате (единожды), ис полла эти, дэспота» (трижды).
Архиерей во время пения: «Тон деспотин…» осеняет народ на четыре стороны, а затем отдает дикирий и трикирий иподиаконам.
Первая параиподиаконов кланяется один раз, затем подходит к архиерею, принимает у него дикирий и трикирий и опять становится в ряд с жезлоносцем и свещеносцем. Далее все иподиаконы вместе кланяются три раза архиерею, который их всех благословляет. Затем все священники,диаконы и иподиаконы крестятся на восток и опять кланяются архиерею.
После этого диаконы становятся друг за другом между священниками перед архиерейским амвоном (старшие ближе к архиерейскому амвону).
В это же время жезлоносец и свещеносец становятся на свои места на солее, а первая пара иподиаконов уходит в алтарь. В алтаре иподиаконы идут на горнее место, где крестятся, кланяются друг другу и становятся перед престолом около царских врат: старший иподиакон с южной его стороны, а второй иподиакон – с северной.
⇐ Предыдущая20Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Епископ — глава церковной области и первый священник в ней
Архиерейское богослужение в византийском обряде — это богослужение, которое совершает архиерей, то есть лицо в епископском сане. Согласно апостольскому устройству Христианской Церкви епископ признаётся главой своей церковной области.
Свои полномочия епископы получили от апостолов, которые избрали их для служения в определённом городе или провинции. О епископском служении говорил апостол Павел (Деяния 20:28).
Андрей Рублёв. Святой Апостол Павел, икона около 1410 года
Святой говорил в своих речах о епископском служении и о том, что епископы — это блюстители и пастыри Церкви.
Слово «епископ», в переводе с греческого, означает «надзирающий». В определённой церковной области он глава христианской общины и символизирует Христа — Главу всей Церкви. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении:
(Деян. 20:28)
Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении. Свои полномочия епископы получили от святых апостолов.
Именно поэтому в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии. Викарные епископы и священники совершают службы только по дозволению епархиального архиерея.
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — главный Архиерей в Русской Православной Церкви. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии.
Древний чин православного богослужения говорит о том, что епископ возглавляет собрание священнослужителей при совершении таинств Евхаристии и Священства, Крещения, Миропомазания, Покаяния. При этом по современным понятиям архиерейская служба может проводиться по любым другим поводам.
Низкие тональности
Не пришло сопрано? Или пришло, но плохо себе чувствует? Спрячьте партию сопрано в низкой тональности на ектиниях. Например, ре-мажор. Обычно регенты дают на службах обычные возгласы вроде «аминь», «Господи, помилуй» и тому подобные в фа-соль мажоре. Но ре-мажор уместен, если у вас сегодня все не в форме. Во первых, низкие тональности сами по себе звучат тепло и «лампово» — благородно. Во вторых, на них трудно петь крикливым звуком и не так заметны артефакты — неодновременные вступления и общий низкий тонус хора. В третьих — низкие тональности успокаивают нервы хористов.
Если вы поете литургию и обиход, то низкие тональности уместны и для псалмов (по сути для всех песнопения до «Трисвятого»). На Всенощном бдении посложнее, но и там постарайтесь чаще использовать низкие тональности.
Обращаю внимание! Изменение тональности уместны только для ОЧЕНЬ хорошо знакомых произведений или воистину простых попевок вроде «Господи помилуй». Применение данной логики для больших песнопений может неприятно удивить (многие вокалисты запоминают напряжение на связках и изменение напряжения в знакомом произведении приведет к тому, что вокалист перестанет «узнавать» произведение и начнет лажать)
Византийский обряд
Византийский обряд принято использовать в Православной Церкви и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться со всеми священнодействиями, которые к нему относят.
Рукоположение в епископа
При проведении византийского обряда обязательно совершается рукоположение в епископа. Главным отличием этого рукоположения от остальных является то, что совершается оно сразу при помощи нескольких епископов. При этом процедура должна совершаться во главе с церковным патриархом. Также в проведении процедуры принимают участие свещеносец, певчий и чтец.
Хиротосеия во архиипродиакона
Хиротесией называют возложение рук, сопровождающееся молитвой, которую зачитывают при посвящении низшего клира в чины. Проведение такой процедуры доверяют только епископам. Однако иногда заниматься этим могут игумены или архимандриты. Хиротесеия должна совершаться в центральной части храма, а не внутри алтаря.
История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки
Награждения клириков
Еще одной составляющей частью Византийского обряда считается процедура награждения клириков. При помощи полученных наград определяется иерархическое место церковного служителя при проведении соборной службы. Если у священнослужителей одинаковое количество наград, преимущество достается старшему по хиротонии.
Чины освящения храма
Согласно правилам Византийского обряда, чин освящения храма должен осуществляться архиереем. Если же ему по тем или иным причинам не удается это сделать лично, он пересылает в церковь посвященный антиминс. Местный церковнослужитель должен возложить его в процессе освящения храма на специально установленный престол.
Чин венчания на царство
Такой обряд сейчас проводится редко, так как его применяют только на территории монархических государств. Совершаться такой чин венчания должен церковным предстоятелем.
Литургические действа
При проведении Византийского обряда совершаются и другие литургические действа, к которым можно отнести:
- Шествие на освяти. Это один из распространенных православных обрядов, который выполняется в Вербное Воскресенье.
- Пещное действо. Это древнейший церковный чин, который совершается в последнее воскресенье перед Христовым Рождеством.
Что еще нужно знать
Есть несколько особенностей, с которыми необходимо ознакомиться перед посещением служения:
- проводить служение должен епископ, так как он обладает апостольским даром;
- все часы при проведении обряда зачитываются в обычном порядке;
- при встрече с архиереем все священнослужители должны выстроиться в ряд около входа;
- процедуру облачения должны проводить иподиконы, которые надевают на архиерея его рясу, мантию, клобук и анагию;
- перед окончанием литургии проводится причастие священнослужителей и мирян, находящихся в храме;
- служба должна обязательно заканчиваться молебнами и песнопениями.
История и значение
Толкование всенощного бдения очень простое — это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.
Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.
Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.
Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.
Во II—III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.
В Москве открылся Архиерейский собор
В храме Христа Спасителя открылся Архиерейский собор Русской православной церкви. Ему предстоит начать процедуру выборов нового патриарха.
Архиерейский Собор Русской православной церкви, которому предстоит избрать тайным голосованием из 145 иерархов трех кандидатов на Московский патриарший престол, открылся в храме Христа Спасителя, сообщает сайт Московской Патриархии.
Сейчас архиереи совершают литию по патриарху Алексию Второму. Этой службе предшествовала Божественная литургия в храме Христа Спасителя. Богослужение возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Церемония открытия Собора проходит в зале Церковных Соборов.
Собор продлится два дня — 25 и 26 января. В нем должны принять участие все архиереи Церкви, которых насчитывается более 200. В их числе несколько десятков иерархов, управляющих русскими приходами за рубежом. Основным вопросом, который будет рассматриваться на соборе, будет вопрос об избрании нового патриарха.
Вслед за Архиерейским Собором, 27-29 января, состоится Поместный Собор с участием делегатов от клира, монашествующих и мирян, который уже назовет имя нового предстоятеля церкви.
Выборы патриарха
Процедура выборов нового главы церкви обсуждалась и утверждалась святейшим синодом. 24 декабря члены синода выступили с предложением об избрании на Архиерейском соборе тайным голосованием трех кандидатов на патриарший престол. Эти кандидатуры будут позже обсуждаться и на Поместном соборе. Конечное решение будет принято после тайного голосования Поместного собора.
Согласно церковной традиции кандидат в патриархи должен отвечать следующим требованиям: а) быть архиереем Русской православной церкви; б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку; в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа; г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7); д) иметь возраст не моложе 40 лет. Под «внешними», от которых кандидату нужно иметь «доброе свидетельство», понимаются важнейшие нецерковные институты, с которыми патриарху в силу своего титула приходится так или иначе общаться.В РПЦ сегодня насчитывается 145 архиереев, отвечающих уставным требованиям к кандидату в патриархи. Их имена впечатаны в бюллетени для голосования на Архиерейском Соборе, изготовленные Гознаком при содействии Центризбиркома.
Одухотворенные «Наши»
Защищать собор от возможных провокация собираются отдельные представители православной общественности. На территории, прилегающей к храму Христа Спасителя провести свои акции собираются ряд групп и движений
На защиту собора выйдет скандально известный «Союз православных граждан» Кирилла Фролова, прославившийся громким процессом по делу выставки «Осторожно, религия!»
Вместе с «православными гражданами» на Остоженке будут дежурить и представители других политических движений. Самым крупным из них является движение «Наши», активисты которого сейчас находятся у собора. «Здесь 600 человек. Мы раздаем листовки, беседуем на религиозные темы и темы выборов будущего патриарха с москвичами и гостями столицы. Пока никаких провокаций нет, но возможно они будут в будущем», — сообщил корреспонденту Infox.ru руководитель православного корпуса движения Борис Якименко.
Первая атака
Представители движения ожидают атаки со стороны «диомидовцев» — сторонников смещенного со своего поста за раскол епископа Чукотского Диомида. « Сегодня они уже попытались подойти к нам. Однако сотрудники милиции локализовали их еще на выходе из метро. Где они сейчас, — мне неизвестно», — сказал Якименко, еще раз подчеркнув, что движение готов отбить все атаки противников собора на Храм.
Только епископ обладает полнотой апостольского дара
Каждому священнику вверено совершения Таинства Евхаристии и других служб в своём приходе, при этом полнотой апостольского дара он не обладает. Этот дар в полноте своей почивает на епископе, именно поэтому некоторые священнодействия совершаются только епископом.
Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круг сильно меняется во время даже простого присутствия архиерея в храме.
Епископ Уваровский Игнатий. Только Епископ обладает всей полнотой апостольского дара
В Православной Церкви принят византийский обряд. Согласно ему только епископ может совершить следующие священнодействия:
- рукоположения во епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии нескольких епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца;
- хиротесии во архиипротодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.);
- награждения клириков за Божественной литургией церковными наградами;
- чины освящения храма (кроме архиерейского в РПЦ иногда практикуется сокращенный иерейский чин, т. н. малое освящение) и антиминса;
- чин освящения мира (может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению);
- чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом государстве);
- большинство литургических действ (чины шествия на осляти, пещного действа и др.)
Епископ Тарасий совершает богослужения в престольный праздник Прокопиевского кафедрального собора Великого Устюга. Во время архиерейского богослужения в нём участвует весь клир того храма, куда прибыл архиерей Все они проводятся с обязательным участием архиерея. Особенности архиерейского служения литургии требует участия в нём почти всего клира того храма, в котором проводится богослужение: протодиакона, пресвитеров и диаконов, иподиаконов.
Они исполняют во время литургии различные обязанности, указанные в Большом Требнике. Необходимо помнить, что архиерей не может совершать таинство венчания в том случае, если он монах.
Этапы архиерейской литургии
Архиерейская литургия состоит из одиннадцати последовательных этапов, с которыми следует ознакомиться.
Проскомидия
Проскомидией называют начальный этап проведения церковной литургии. На данном этапе священнослужитель подготавливается вино и хлеб, чтобы совершить таинство Евхаристии. Для проведения проскомидии используется кагор и крупные хлебцы, приготовленные из дрожжевого теста.
Встреча
Это торжественный чин, который проводится, когда епископ входит в стены храма. При проведении чина встречи архиерея зачитываются входные молитвы, после которых служитель облачается в центре храма в священное одеяние.
Облачение
При проведении литургии священнослужители должны надеть полное облачение. Только в таком одеянии они могут начинать и в дальнейшем проводить службу. Прежде чем надеть одеяние, необходимо получить благословение у одного из служителей храма.
Часы
Каждый час литургического богослужения имеет определенное значение:
- Первый. Молитвенным текстом освящается наступивший день.
- Третий. На этом этапе в молитве вспоминается сошествие апостолов, Святого духа, а также Суд Пилата
- Шестой. В полдень во время богослужения читается молитва о грехопадении.
- Девятый. В конце зачитывается молитвенный текст о жертве Христа.
Значение и история празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм, дата в 2020 году
Малый Вход
Малый Вход проводится во время Литургии оглашенных. Эта процедура считается подготовительным этапом к дальнейшему зачитыванию Священного Писания. При проведении обряда старший священник берет Евангелие и проходит вместе с ним вокруг престола. При этом он должен зачитывать молебен Малого Входа.
Чтение Апостола и Евангелия
Сразу после завершения обряда Малого Входа осуществляется чтение Евангелия и Апостола. Во время процедуры зачитываются послания, взятые из книги Деяний Святых Апостолов. Также зачитываются семь Соборных посланий и послания, оставленные Павлом.
Совершение Ектении
Зачитыванием Ектении занимается диакон, который в процессе проведения процедуры должен стоять лицом к алтарю. При прочтении текста в левой руке он держит орарь, а правой крестится. Если диакона нет, зачитыванием Ектении занимается обычный священник.
Великий Вход
После прочтения Ектении проводится Великий Вход, который считается одной из наиболее торжественных частей литургии. При проведении такой процедуры священнослужитель должен в молебне упомянуть текущего главу Православной Церкви, а также попросить у Господа помощи для всех верующих христиан.
Освящение Даров
Литургия Освящения Даров должна проводиться параллельно с великопостной вечерей. В былые времена она осуществлялась в вечернее время. Однако сейчас в большинстве храмов она чаще проводится утром, а не вечером.
Причащение
Первыми должны причащаться священнослужители. Один из священников делит Агнец на четыре части. Кусочек с надписью «IC» помещается в чашу с горячей водой. Второй кусок с символами «ХС» используется для причастия священников. Оставшиеся отдаются мирянам.
Окончание
Во время окончания литургической службы священнослужители зачитывают молебны, посвященные Иисусу Христу и Богоматери. Также поются песни, которые посвящены Господу. После этого священник объявляет о том, что служба окончена.
Литургия Преждеосвященных Даров
Ныне силы небесные с нами невидимо служат… Из чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров
Литургия Преждеосвященных Даров — чин Божественной литургии, который совершается Православной Церковью только в дни Великого Поста. Божественная литургия — это великое торжество для каждого христианина и всей Церкви Христовой. В дни Великого поста, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и не нарушать при этом постового покаянного настроя совершением полной торжественной Литургии Шестой Вселенский Собор постановил совершать неполную Литургию — Литургию Преждеосвященных Даров.
Чин этой Литургии был составлен и введён в богослужебную практику во второй половине шестого века Римским святителем Григорием Двоесловом.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, в четверг пятой седмицы Великого Поста, в день памяти сорока мучеников Севастийских и ещё в ряде предусмотренных уставом случаев. На Страстной седмице Литургию Преждеосвященных Даров положено совершать в первые три дня.
На этой Литургии верующие причащаются Святыми Дарами, освящёнными на предыдущей полной Литургии святителя Василия Великого или Иоанна Златоустого.
Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.
На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла…” (краткое).
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Архиерей: “В первых помяни, Господи…”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи…”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина … приносящаго … и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.
Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.
Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже…”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет…”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина… (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).
Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.
Особенности службы на Сретение Господне
Это особый праздник, который считается великим. Его относят, однако, к Богородичным, а не «Господским», то есть посвященным Христу. Всенощная Сретения имеет некоторые особенности.
Время совершения
Праздник отмечается 15 февраля, так что иногда он выпадает на время приготовления к Великому Посту, а иногда – на его первый день, понедельник (не позже).
Праздник, воскресный день
Если так случилось, служба празднику совершается накануне, на Прощеное Воскресенье. При этом (как и вообще, если Сретение выпадает на воскресный день) песнопения Воскресения Христова поются вместе с праздничными.
Подготовка к Великому Посту
Если же Сретение празднуется во время дней подготовки к Великому Посту, когда поются уже покаянные песнопения, они также исполняются вместе с праздничными.
Интересный фактА вот если праздник выпадает на Мясопустную (предшествующую Масленице) Родительскую Субботу, то служба по усопшим происходит на неделю раньше. Существует также практике переноса этой службы на четверг Мясопустной седмицы.
Праздничные чтения
Паремии, отрывки из Ветхого Завета, читаемые на Сретение, посвящены Богородице. Это
- фрагменты книг Исход, Левит о первенцах, посвящаемых Богу;
- пророчество Исайи о попалении грехов человека «углем горящим», прикоснувшимся к его устам;
- 10 глава книги того же пророка о явлении Господа в Египте, падении идолов, что, по преданию, действительно случилось по Рождестве Христовом.
Облачения архиерея
Архиерей обличается по-особенному и поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с особенностями облачения священнослужителя.
Митра
Митра является неотъемлемой частью облачения церковных служителей. В различные времена этот головной убор имел разную символику. Однако чаще всего он символизировал диадему и венец Иисуса Христа. При проведении архиерейской службы на голове священника обязательно должна быть митра.
Омофор
Выделяют две разновидности одеяния, которые могут использовать во время обряда:
- Великий омофор. Внешне напоминает широкую ленту. На ее поверхности можно заметить несколько крестов. Лента огибает шею и одним концом спускается на спину, а вторым — на грудь.
- Малый омофор. На ее поверхности тоже изображены кресты. Главное отличие от великого омофора заключается в том, что лента обоими концами опускается на грудь.
Пояс и Епитрахиль
Это одни из основных элементов одеяния, без которых архиерей не сможет проводить службу. Каждый из них имеет символический смысл. Например, пояс символизирует полотенце Христа, которым он подвязывался, когда обмывал ноги своих учеников. Епитрахиль символизирует благодатные дары.
Крест и Панагия
Панагия с крестом считаются высшими знаками власти в православии. Некоторые священнослужители сравнивают их значение с запрестольными образами Богоматери.
Поручи
Поручи представляют собой трапециевидные полоски, которые изображены на внешней стороне рукавов одеяния. Края таких полосок обшиты золотистой лентой, которая выделяет их на общем фоне. Они символизируют силу Господа, а также его мудрость, которая передается каждому служителю церкви.
Именины и житие святой Ирины, икона и в чем помогает великомученица
Палица
Палицей называют облачение церковных служителей, которое выполнено в виде платочка в форме ромба. На поверхности палицы могут быть различные изображения, однако чаще всего в ее центре размещается крест. Носится платок с правой стороны, его крепят к омофору.
Подсаккосник
Эту часть облачения надевать не обязательно, однако многие архиереи все равно ее носят. Такое одеяние считается нижним богослужебным облачением, так как его необходимо надевать под саккос.
Саккос
Саккосом называют верхнее одеяние церковных служителей. Главной отличительной особенностью этой одежды считаются ее широкие и удлиненные рукава. Чаще всего окрашивается саккос в черный цвет, однако встречаются и светлые одеяния. Иногда они окрашены в коричневый, серый или темно-синий цвета.
Жезл
У служителей церкви, которые проводят архиерейскую службу, должен обязательно быть жезл. Он показывает духовную власть епископа над остальным верующим церковным народом. Образ жезла был взять с пастухов, которые управляли овцами при помощи деревянного посоха.
Мантия
В православной вере мантией называют верхнее одеяние, которое носят как простые монахи, так и священнослужители, имеющие церковный сан. Это достаточно длинное одеяние без рукавов. На накидке есть специальная застежка, которая покрывает рясу и подрясник. При проведении богослужений чаще пользуются мантиями с широким шлейфом.
Клобук, кокуль или параман
Распространенным повседневным головным убором монахов считается клобук. Он состоит из кокуля и камилавки. Такой головной убор известен в славянской среде еще с древних времен. Многие архиереи при проведении службы надевают на головку клобук.