Цвета богослужебных облачений

Цвет облачения важен

Какого цвета должно быть облачение. Священнослужитель должен провести церковную службу в голубом облачении, тем самым символизируя целомудрие, чистоту души и помыслов. Кроме традиционного праздника Сретения господня, голубое облачение можно увидеть на священнослужителях в день посвящения Божией Матери.

Оттенок облачения имеет особое значение, священнослужителям запрещено нарушать правило. Почему небесный цвет? Дева Мария, которая и являлась сосудом благодати, олицетворяет красоту небес и девственность.

Сретение Господне объединяет в себе характеристики двух праздников. Это двунадесятый праздник Господа и Богородицы. Длится он 8 дней: с 2-15 до 9-22 февраля включительно, последний день празднования Сретения называется отдание.

Священнослужитель надевает белое облачение в день Воскресения Христова. Белый символизирует образ Всевышнего, проявившегося из Гроба Господня. А главный тон на Пасху – алый и золотой.

В дни памяти всех святых цвет облачения священнослужителя должен быть золотистым или желтым.

Священнослужитель должен провести церковную службу в голубом облачении, тем самым символизируя целомудрие, чистоту души и помыслов

Ряса

В некоторых источниках ряса называется ризой или фелонью. Это верхняя одежда священника. Ряса выглядит как длинное широкое платье без рукавов. В ней имеется отверстие для головы и большой вырез спереди, который практически достигает пояса. Это позволяет священнику свободно двигать руками во время совершения таинства. Оплечья ряса жесткие и высокие. Верхний край сзади напоминает треугольник или трапецию, которая находится над плечами священника.

Ряса символизирует багряницу. Еще ее называют одеждой истины. Считается, что именно ее носил Христос. Поверх рясы священнослужитель носит наперсный крест.

Набедренник является символом духовного меча. Его выдают священнослужителям за особые усердия и продолжительную службу. Надевается он на правое бедро в виде ленты, переброшенной через плечо и свободно опускающейся вниз.

Поверх рясы священник также надевает наперсный крест.

Богослужебные цвета

Христос Воскресе, дорогие братия и сестры! Храм, его строение, внутреннее убранство, богослужения, одеяния священнослужителей, – всё устроено не просто так. Имеет особый символизм и значение.

Православный храм

Храмы отличаются от обычных зданий. При построении храма зодчие соблюдали особые правила. Так православный храм алтарем обязательно должен быть обращен на восток, в сторону света, где восходит солнце. Почему? «Востоком» называют Иисуса Христа, потому что через Него воссиял нам Божественный свет.

Строят храм так, что в своем основании он имеет крест в знак того, что храм посвящен распятому на кресте Христу. Часто устраивают храм в виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, символизирующего вечность Церкви Христовой. А если храм устраивается в виде восьмиугольника, как бы звезды, то это напоминает нам, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Богослужебные цвета

Приходя в храм, вы, наверное, не раз замечали, что священнослужители каждый раз одеты в облачения разных цветов. В храме ничего не делается просто так, разнообразие цветов – это часть богослужебной символики. По цвету облачения можно определить, какой праздник или событие отмечается Церковью.

Так в одеждах белого цвета служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Благовещения, в них начинается Пасхальная утреня, в белых ризах совершают крещение. Белый цвет – символ Божественного Света. Красный – символ пламенной любви Божией к людям, это также и цвет крови, поэтому в красных ризах продолжают службу Пасхи и службы в честь мучеников. Зеленый цвет, оживотворяющий, дающий жизнь – это цвет Вербного Воскресенья. Дня Святой Троицы и Святого Духа. Зеленые облачения приняты в дни преподобных, они говорят о том, что монашеский подвиг оживотворил человека и возвел его на небо.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы и величия. Они усвоены воскресным дням, как дням Господа – Царя Славы; кроме того в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Голубой или синий цвет – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу на небо.

Черный или темно коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

Цвета облачений

Цвет облачений священников — что обозначает?

Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно — за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные — в цвет этого Праздника).

фото: patriarchia.ru

Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни — в красном.

С другой стороны, цвет облачений — это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:

Как выбрать по цветотипу: основные рекомендации

Идеальный внешний вид и гармонично подобранный аксессуар в одежде – вот секрет безупречного внешнего вида и прекрасного настроения для любой женщины. У каждой девушки есть свои предпочтения в цветовой гамме, которые ей гарантированно идут. Подбор по цвету платка как аксессуара в одежде здесь играет не последнюю роль.

Существует метод, позволяющий определить ту цветовую гамму, которая поможет в решении проблемы цвета. Этот метод называется теорией времен года. Суть его заключается в том, что по оттенку волос, цвету глаз или тону кожи можно определить принадлежность каждой девушки или женщины к определенному колориту.

К типу «зима» относятся девушки с темным цветом волос, бледным лицом, отсутствием веснушек, серыми и бледно-голубыми глазами. Такому типу девушек в качестве аксессуара в одежде подойдут зеленые, фиолетовые, брусничные цвета.
К весеннему типа относятся белокурые девушки со светлыми, медовыми и русыми волосами. Им рекомендованы оттенки желтого, розового и зеленого цветов.
«Летним» барышням с преимущественно пепельным цветом волос и серо-голубыми оттенками глаз идеально подойдут коричневые, нейтральные тона.
Представительницам «осени» с медными, ярко рыжими волосами, изумрудным или ярко-голубым цветом глаз следует выбирать темно-синие, оранжевые, темно-коричневые цвета в одежде.

Что представляет собой риза и что еще положено носить священникам и епископам

Священники и епископы на стихарь, который в этом случае носит название «подризник» и шьется из тонких тканей, надевают фелонь. Этот предмет облачения очень древний; согласно изображениям на старинных иконах, Христос тоже носит нечто похожее на фелонь, а кроме того, она напоминает багряницу, в которую был облачен Спаситель перед казнью.

Фелонь представляет собой плащ без рукавов с прорезью для головы. Епископы носят похожую на фелонь ризу – саккос, это накидка уже с рукавами. Саккос появился благодаря тому, что когда-то византийские императоры стали жаловать епископам предметы царского облачения. Саккос шьют из дорогой ткани, на нем имеются 33 пуговицы – по числу земных лет Христа. Полное священническое облачение включает пояс с нашитым крестом, он надевается поверх подрясника и епитрахили и завязывается сзади, на пояснице. В случае, если у священнослужителя имеются такие награды, он надевает еще несколько предметов облачения – набедренник и палицу, представляющие собой плат на длинной ленте.

Головной убор епископов – митра. Это высокая твердая шапка, она обычно украшена бархатом, парчовым шитьем, бисером, драгоценными камнями. В качестве награды митру может получить и священник. Среди предметов облачения епископа – широкая длинная лента, омофор, которая спускается одним концом на грудь, другим – на спину или же обоими концами на грудь, сшита или закреплена пуговицами. С этим предметом облачения связана легенда, согласно которой в 910 году Матерь Божия накрыла своим омофором Константинополь, защищая его от разорения варварами.

Значение слова ряса

Примеры употребления слова ряса в литературе.

Лицо пряталось глубоко внутри серой рясы из кожи песчаной форели, которая, как Айдахо знал, могла наворачиваться на лицо, рефлекторно защищая его в мгновение ока — скорее можно сказать, лицом не успеешь моргнуть, чем глазом не успеешь моргнуть. Этот Мазарини действительно позор Франции, — сказал коадъютор, стягивая свой кожаный пояс, на котором, как у воинственных прелатов средневековья, висела его сабля поверх архиепископской рясы.

Когда на престол взошла Елизавета, Юсупова стала вольной монахиней, но не только не надела старого платья — светского, а сменила рясу и камилавку на куколь, добровольно став великосхимницей, чтобы хранить беззлобие и младенческую простоту.

К шакийскому отшельнику действительно примкнули огромные толпы и, поклявшись в верности Будде, Дхамме и Сангхе, обрили головы и надели желтые рясы.

Все шелковые женские летники с вошвами из синего, черного и багряного аксамита, из зеленой камки с золотом, и отделанные парчой меховые и крытые сукном кортели, все белые, рудо-желтые, зеленые и черевчатые шубки, камчатные, алые, белые и малиновые сорочки, взголовье и подушки из мисюрской камки, все атласные одеяла, ожерелья, цепочки, рясы, серьги, чарки и золотые кресты покойной жены.

Бывало, как он идет в праздничный день по селению, в гродетуровой своей фиолетовой рясе, в светло-зеленом камчатном полукафтаньи, в пуховой шляпе с большими полями, держа в руке высокую камышовую трость с позолоченым набалдашником,- то все, от мала до велика, кланялись ему в пояс, изъявляя знаки глубочайшего уважения к его особе.

Как-то Дикорос спросил старого монаха: — Отчего ты, отче Эпимах, надел на себя черную рясу?

Под прикрытием рясы иерея, но и без должной опаски наблюдал на Садовой улице, как десяток юных смельчаков с неописуемой дерзостью отбили у солдат пушку, а что делать с той пушкой, не знали, почему и послали одного посмотреть в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, как отвинчивать замок, но ответа не дождались, да так и бросили, вовремя убежавши.

В своей изношенной, много раз латанной рясе поп показался заводчице жалким и убогим.

Здесь горели многочисленные факелы, и заморённого вида монашек в не слишком чистой коричневой рясе как раз занят был тем, что менял их в железных кольцах, прикрученных к стенам.

И тогда, в гневе и ужасе, что вот-вот руки раба рванут на нем посконную рясу, опозорят святое одеяние, Зосима закричал, грозя и проклиная златоверхий терем, тряся головой и стуча посохом.

Приехал Клинт Иствуд, ободрил народ, снял рясу, всех плохих перестрелял и уехал.

Старый служитель с заспанным лицом был одет в рясу из шерсти камелопардов, подпоясанную веревкой, на которой висел лазерный пистолет.

В палату вошел поп в бархатной рясе с нагрудным золотым крестом, скоро и смело мотнулся к трону, упал перед царем ниц, звеня цепью креста, завопил: — Солнышко мое незакатное, царь светлый!

На единственной монете Империи лицо Лито, в рясе его новой плоти: Бог Император.

Символика

Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают, какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют, почему. Символику цветов можно определить, основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.

Сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета (символизирует божественный нетварный свет), семи основных цветов спектра солнечного света, из которых состоит белый цвет (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр. ), а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или, наоборот, отречение от мирской суеты).

Как зародилась традиция

В середине первого века апостол Павел прибыл в Коринфу из Афин в первую православную общину, которая была маленьким островком христианской благодати среди огромного бушующего моря языческого культа.

В то время в Коринфе находился один из крупнейших храмов богини Афродиты. Его служительницами были ритуальные блудницы с налысо обритыми головами. Мужчины, вступая с ними в интимную связь, совершали акт поклонения Афродите.

Обратившись в христианскую религию, бывшие блудницы были ещё долго безволосыми чисто физически. При этом в храме находились и обычные женщины, с волосами. Видя это различие апостол Павел рекомендовал всех женщин уравнять. Либо всем покрыть голову платком, либо всем обриться налысо:

«Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (Кор., Глава 11, ст. 6-8)

Камилавка

Камила́вка

(греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι ) — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников .

Первоначально — это шапка из верблюжьей (греч. κάμηλος ) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).

Камилавка иначе называлась скиадий (от греч. σκιά ‘тень’) и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху). С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами. Кроме того её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.

В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью. Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград .

В настоящее время черная камилавка — часть богослужебного облачения иеродиакона (а ещё недавно и игумена); монахам же полагается носить клобук.

Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового (реже: любого другого, но не черного) цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты.

Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе.

Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.

У старообрядцев «камилавкой» именуется простая скуфейка.

Источник

Символика цвета платков

Разноцветные платки в храме носят не для красоты. Платок торжественного белого цвета надевают в церковь в дни великих праздников: Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение. На такие радостные события, как венчание и крещение. На Лазареву субботу разрешается также платок белого или желтого цвета.

Красный платок предназначен для Пасхи и на все последующие богослужения до праздника Вознесения. Красным покрывают голову также на службы о мучениках в знак того, что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

В платках тёмно-красного, бордового или багряного оттенков идут в церковь в день Великого четверга Великого поста на Страстной неделе.

В любую воскресную службу (кроме праздничных дней) уместен платок желтого, золотого или оранжевого цвета. Желтый платок предназначен для богослужения в честь апостолов и пророков, святителей и равноапостольных, а также если в этот день прославлены цари и князья.

В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа. Дни памяти преподобных, подвижников и юродиевых также проходят под этим цветом.

На богослужения в честь Пресвятой Богородицы — Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, в день Ризоположения Пресвятой Богородицы и дни памяти икон Пресвятой Богородицы можно надеть платок голубого цвета, который означает чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет знаменует в церкви страдания Иисуса Христа, поэтому его используют в дни памяти Животворящего Креста Господня, а также на воскресных службах дни Великого поста.

Обычно платки черного или темно-синего цвета надевают в дни Великого поста. Черный носят в дни траура.

Хотя такое точное соблюдение цветов в храме — редкость. В арсенале обычной прихожанки как правило три платка: разноцветный для похода в церковь в будние дни, светлый — в праздники, темный — в дни поста. Это нормально.

Источник

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

Какой платок одевать в церковь

Каждая верующая выбирает платок, который ей по-душе. Главное, чтобы он соответствовал религиозному празднику и настроению женщины.

Помимо цветовой гаммы, церковные платки делятся на:

ниспадающие платки из шелка, отделанные кружевом и лентой. Они могут идти в комплекте с заколкой, которая надежно закрепляет платок на волосах прихожанки.

шифоновые снуды объединили в себе капюшон и платок. Их также декорируют нежнейшим кружевом. Снуды могут иметь вшитые гребешки, которые фиксируют изделие на волосах.

бархатные платки-палантины выглядят очень элегантно. Изделие прикрывает плечи женщины и застегивается на декоративную пуговицу. Палантины чаще всего одевают на Рождество и по случаю Венчания.

Безразмерные шарфи-снуды носят на два оборота вокруг шеи или оставляют ниспадающим как шарф-палантин.

Греческая традиция

В греческих православных храмах женщины молятся с непокрытой головой. Этой традиции не больше двух веков. Она появилась в национально-освободительной борьбе греков с турками.

Когда Греция попала под влияние Османской империи, женщинам нужно было появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах. Православным пришлось посещать церковь по ночам, и в знак протеста женщины снимали платки. Так они показывали свою свободу во Христе.

Греческие священники считают, что женщины не нарушают религиозных традиций, потому что в Евангилие нигде не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора.

Откуда взялась ряса у священника?

Поделиться

Фото: СПДА. https://www.flickr.com/

В Православной церкви имеются традиции, которые существуют веками, а потому воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Вот, например, все совершенно привыкли к тому, что священник вне богослужения, а иногда и во время него, носит просторную одежду с широкими рукавами, которая в Православии называется рясой. Ряса — неотъемлемый атрибут священнического облачения и, в целом, внешнего вида священника. Но мало кто знает, когда ряса появилась и, самое главное, для чего?

Русское слово «ряса» происходит от греческого «расон», что означает «вытертая, заношенная одежда». Это сегодня рясы могут шиться из шерсти или даже шелка. А в древности ряса представляла собой верхнюю одежду из самой простой, подчас бракованной ткани, которую за бесценок приобретали православные монахи. Да-да. Первоначально ряса являлась исключительно монашеской одеждой. Надевая на себя рясу, эту просторную, бесформенную одежду темного цвета, монахи тем самым показывали — они отреклись от мира, и им абсолютно нет дела до того, что носить.

По своей форме рясы древних монахов напоминали хитон — ту простую одежду, которую носил Христос и Его ученики-апостолы. Собственно, подобную одежду до сих пор носят мужчины на Ближнем востоке. Она представляет собой длинную рубашку с довольно широкими рукавами. Со временем традиция ношения рясы перешла от монахов к остальным священнослужителям Православной Церкви.

Когда Византия, восточная часть Римской империи, оказалась под властью турок, в жизни православных христиан многое изменилось. Изменилась и ряса. Согласно законодательству Османской империи Константинопольский Патриарх стал главой греческой диаспоры. Православные священники указом султана также приобрели функции чиновников внутри этой диаспоры. С этого времени Патриарх и его подчиненные вынуждены были облачиться в рясы, которые по своему фасону напоминали турецкие халаты — то есть имели застежки у горла, широкие полы и рукава. На своих головах греческие священники согласно закону вынуждены были носить фески — красные высокие шапки, которые в Церкви стали именоваться камилавками.

В 17 веке в ходе реформ Патриарха Никона рясы греческого или турецкого кроя появились на Руси. С этого момента рясы стали обязательными для ношения и монахами, и женатыми священниками. До Никона у нас также имелись рясы. Своим внешним видом они напоминали русский кафтан и носились только монахами. Женатые священники носили одежду, похожую на обыденные костюмы прочих мужчин. Ряса русского кроя сегодня носится нашим духовенством наравне с греческими рясами.

Существует еще один фасон рясы, который в России почти не встречается — так называемый румынский. Румыния в целом имеет самобытные церковные традиции. Это касается и внешнего вида священника. Румынская ряса по своему крою напоминает шинель — она имеет запах, прямые очертания и подплечники. Такой вид рясы считается румынскими священниками наиболее удобными для носки. Таким образом, в Православной Церкви имеется три вида ряс — греческий, русский и румынский. Все они равнозначны между собой и являются отражением культурной традиции того или иного православного народа.

О блачение в орарь

В процессе посвящения (хиротессии) в иподиакона происходит первое облачение в орарь. После облачения новопосвященного в стихарь, другие иподиаконы подносят орарь архиерею, который осеняет орарь крестным знамением, после этого посвящаемый целует орарь и руку архиерея, и иподиаконы крестообразно опоясывают посвящаемого орарем. При рукоположении (хиротонии) иподиакона в диакона с него смимают орарь, которым он был перепоясан, и архиерей возлагает орарь на его левое плечо, произнося, при этом: «Аксиос» (от греч. — «Достоин»). В православии диакон и иподиакон надевают орарь поверх стихаря только после благословения, получаемого от священника перед богослужением. В процедуру благословения входит троекратное крестное знамение и поклоны кресту Господню, после чего стихарь и орарь складываются особым образом (при этом в состав богослужебного облачения дьакона входят и поручи) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После получения благословения от священника в форме крестного знамения происходит облачение диакона и иподиакона.

Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней

Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.

Подрясник — нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

Главные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится

Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.

Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.

На Руси рясы стали носить после Поместного Собора 1666-1667 годов.

Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.

Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.

«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока

В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.

При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.

Полезный совет. Особенности пошива фелони

В облачении священнослужителю должно быть легко двигаться, делать поклоны, воздевать руки на молитве, поднимать руку для благословения. Оно не должно съезжать, перекашиваться.

Важно учитывать детали. Например, хорошо, когда передняя часть фелони заканчивается сантиметров на 20 ниже наперсного креста. Во время богослужения священник воздевает руки и передняя часть фелони заворачивается

Если ниже креста еще достаточно ткани, он оказывается в образовавшемся «кармане», поднимается и опускается вместе с краем ризы. Таким образом, мы не показываем прихожанам перевернувшийся крест

. Во время богослужения священник воздевает руки и передняя часть фелони заворачивается. Если ниже креста еще достаточно ткани, он оказывается в образовавшемся «кармане», поднимается и опускается вместе с краем ризы. Таким образом, мы не показываем прихожанам перевернувшийся крест.

Важно, чтобы подкладка оплечья фелони была изготовлена из качественной нетканой материи, достаточно долговечной, но не слишком тяжелой, чтобы священник не чувствовал себя так, словно на него надели вериги. Епитрахиль

Епитрахиль

– длинная лента из плотной ткани, сложенная вдвое таким образом, что оба конца ее спускаются на грудь священника. Впереди соединяется пуговицами, которых должно быть 7 – по числуТаинств Церкви (это соблюдается не всегда). По традиции, епитрахиль украшают кресты. Символически епитрахиль указывает на овечку, которую добрый пастырь берет на плечи и несет, спасая от волков, – то есть надушепопечение , заниматься которым обязан священник. Также, представляя собой, по сути, измененный вариант ораря, епитрахиль сообщает нам о том, что священник имеет сугубую, большую, нежели у диакона, благодать. Диакон помогает при совершении Таинств и богослужений, а священник совершает их. В существующей практики епитрахиль и поручи составляют комплект – изготавливаются из одинаковой ткани, в общей стилистике.Епитрахиль и поручи – обязательные атрибуты, необходимые священнику для совершения Таинств.

Поручи (нарукавники)

– надеваются на окончания рукавов подрясника или подризника, фиксируя их. Представляют собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней стороне. Крепятся к рукам благодаря шнуровке. СимволизируютБожию силу и благодать , благодаря которой священнослужители и совершают Таинства. Также поручи напоминают об узах, которыми был связан Спаситель во время Своих страданий, а также говорят о том, что от священнослужителя требуется непорочность в делах.

Пояс

– надевается поверх подризника. Достаточно широк, на спине завязывается лентами, впереди имеет изображение креста. Символически говорит ободрости, готовности к служению , а также о силе, духовной власти. Напоминает о полотенце, которым Спаситель препоясался, омывая ноги апостолов.

Набедренник

– прямоугольный плат из ткани, прикрепляемый к поясу с помощью лент. В центре имеет крест. Является одной из иерархических наград Церкви (см. статью о них). Священник, еще не получивший права ношения палицы, носит набедренник с правой стороны, а получивший – с левой.

Палица

– ромбовидный плат, привешиваемый к поясу за верхний угол. Его носят с правой стороны. Вручается священникам в качестве награды.

Камилавка

– высокий твердый головной убор цилиндрической формы без полей, как правило, фиолетового цвета, являющийся атрибутом заслуженных священнослужителей. Традиционно делался из верблюжьей шерсти, отчего и получил свое название.

Митра

– право ее ношения дается лишь наиболее заслуженным священникам, в наши дни митру дают лишь после 40 лет беспорочного служения в пресвитерском (священническом) сане. Священническая митра отличается от архиерейской более скромным убранством и отсутствиемкреста на вершине – вместо него там находится еще однаиконка-дробница .

При жизни апостолов фелонь выглядела как одежда без рукавов

Еще при жизни апостолов фелонь выглядела как одежда без рукавов и употреблялась как разновидность верхней одежды. В Апостоле мы можем найти упоминание о фелони как повседневной одежде апостола Павла (Тим 4:13).

Апостол Павел употреблял слово фелонь как простую повседневную одежду

В словаре русского языка Ушакова слово фелонь трактуется так — «круглое одеяние священников, без рукавов, с вырезом наверху для головы». В словаре иностранных слов русского языка фелонь означает — «первая одежда, надеваемая при посвящении церковнослужителей».

Иногда встречались фелони с кистями на углах или с бахромой. Но со временем сложилась традиция носить фелони в форме колокола, которая имела отверстие для того, чтобы ее надевали через голову. Таким образом, фелонь закрывала все тело священнослужителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector