Прокимен святителя на литургии

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Прокимны праздников и Литургии

На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.

Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.

Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:

В день памяти святых мучеников поется прокимен:

Место и назначение в богослужении

Во время вечернего богослужения пение прокимна совершается после молитвы «Свете тихий». А также перед чтением Евангелия, которое совершается в воскресные и праздничные дни.

Во время чтения Последования Часов прокимны поются только в исключительных случаях. Так, произносятся прокимны на Великих Часах перед праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (29 января). Прокимны читаются во время богослужений Великого поста. На Литургии они всегда поются перед чтением Апостола.

Различают малый прокимен, который состоит из 2 строк псалма, и великий, в котором 5 строк. Великий прокимен провозглашает священник или диакон, малый — диакон или чтец.

По словам Иоанна Златоуста, прокимны были установлены Святыми Отцами,

Глас 5

Про­ки­мен: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны / и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.

Пере­вод: Ты, Гос­по­ди, сохра­нишь нас и сбе­ре­жёшь нас / от рода сего и вовек (Пс.11:8).

Стих: Спа­си́ мя, Го́споди, я́ко оску­де́ преподо́бный.

Пере­вод: Спа­си меня, Гос­по­ди, ибо не ста­ло пра­вед­но­го (Пс.11:2).

Алли­лу­иа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век вос­пою́, в род и род воз­ве­щу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.

Пере­вод: Мило­сти Твои, Гос­по­ди, вовек буду петь, в род и род воз­ве­щу исти­ну Твою уста­ми мои­ми (Пс.88:2)

Стих: Зане́ рекл еси́: во век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.

Пере­вод: Ибо Ты ска­зал: «Навек будет осно­ва­на милость», – на небе­сах утвер­дит­ся исти­на Твоя (Пс.88:3)

Глас 3

Про­ки­мен: По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, / по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.

Пере­вод: Пой­те Богу наше­му, пой­те, / пой­те Царю наше­му, пой­те. (Пс.46:7).

Стих: Вси язы́цы, восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.

Пере­вод: Все наро­ды, руко­пле­щи­те, вос­клик­ни­те Богу гла­сом радо­сти (Пс.46:2).

Алли­лу­иа: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.

Пере­вод: На Тебя, Гос­по­ди, я упо­ваю, да не посты­жусь вовек (Пс.30:2).

Стих: Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в дом прибе́жища, е́же спа­сти́ мя.

Пере­вод: Стань для меня Богом-Защит­ни­ком и домом при­бе­жи­ща, что­бы спа­сти меня (Пс.30:3).

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом). 

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Прокимен Отцов

Для двунадесятых и храмовых праздников имеется прокимен праздника. Его пение совершается на Утрени даже, если праздник приходится на воскресенье. Прокимен праздника можно найти в богослужебных книгах Минеи и Триоди.

Например, на седьмой неделе после Пасхи по Уставу Церкви перед перед Апостолом положен прокимен глас 4, песнь Отцов:

Ежегодно в воскресенье на седьмой неделе после праздника Пасхи Церковь вспоминает Святых Отцов первого Вселенского Собора. На этом Соборе была опровержена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос, Сын Божий, был сотворен Богом Отцом, и, следовательно, не равен Богу Отцу по божеству. В результате на Соборе были сформулированы Догматы о Пресвятой Троице и составлен Символ Веры.

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2021 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

Прокимен дня

Для каждого дня недели имеется свой прокимен. Он остается неизменным вне зависимости от приходящегося на этот день праздника или памяти святых.

Для воскресного дня прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Псалтирь, 92).

В понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (133 Псалом).

Во вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (4 Псалом).

Прокимен среды: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (22 Псалом).

Для четверга: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (53 Псалом).

Для пятницы: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (120 Псалом).

Прокимен субботы: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (58 Псалом).

По великим праздникам установлено пение особенных великих прокимнов. Если служба выпадает на воскресный день, пение прокимна может откладываться на другой день. Такой порядок установлен для сохранения «на своем месте» обязательного прокимна воскресения.

Для будничных дней Великого поста характерно пение двух прокимнов вместо одного. Они меняются ежедневно и не являются фиксированными, на каждый день недели.

НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ

Благословившу иерею,
глаголем: Христо́с воскре́се: трижды. Таже псалом:
Благослови́ душе моя́ Го́спода:

На Го́споди воззва́х: стихиры на 4. Глас 1.
Подобен: Небе́сных чино́в:

Терпи́т Христо́с
человеколю́бно и осяза́ния, / я́коже и Крест пре́жде сего́, / и непра́ведное
убие́ние, / из гро́ба тридне́вно воскресы́й, / печа́ти не разруши́, / и две́рем
заключе́нным, / ученико́м предста́в я́ко всеси́лен.

Фомино́ неве́рствие,
/ мироспаси́тельное Богочелове́ка Сло́ва, / е́же из а́дских преиспо́дних
воста́ние уверя́ет, / я́звы рук и ног де́рзостнее осяза́вшее / ко увере́нию
мирско́му, / десни́цею любопы́тною.

Собра́нным стра́хом,
и́же от стра́сти Твоея́, апо́столом, Сло́ве, / и две́рем заключе́нным / внеза́пу
совше́л еси́ посреде́ их, мир да́руя, / и Фоме́ протяза́я осяза́ти / честны́я
ребр Твои́х я́звы.

Слава, и ныне, глас 2:
По воста́нии Твое́м, Го́споди, / собра́нным ученико́м Твои́м и две́рем
заключе́нным, / посреде́ стал еси́, мир подая́ им. / Уве́рився же и Фома́,
виде́нием руку́ и ребр Твои́х, / Го́спода и Бо́га Тя испове́да, / спаса́ющаго
упова́ющия на Тя, Человеколю́бче.

Све́те ти́хий:
Прокимен: Госпо́дь воцари́ся:

На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: До́ме Евфра́фов:

Устна́ми чи́стыми /
по́йте со а́нгелы челове́цы / Воскре́сшаго тридне́вно из гро́ба, / и мир
совоздви́гшаго.

Стих: Похвали́
Иерусали́ме Го́спода, хвали́ Бо́га твоего́ Сио́не.

Яви́лся еси́
свяще́нным Твои́м, Спа́се, апо́столом, / две́рем заключе́нным, / те́ми обновля́я
нам / Боже́ственный Твой Дух.

Стих: Я́ко укрепи́
вереи́ врат твои́х, и благослови́ сы́ны твоя́ в тебе́.

Ны́не Тя, Всецарю́, /
ви́девше не очи́ма, / но серде́чною любо́вию, / Бо́га ве́ровавше, / в пе́ниих
велича́ем.

Слава, и ныне, глас и подобен тойжде:

Дае́ши, о
Изба́вителю, / мир лю́дем Твои́м, / и долго́в разреше́ние, / моли́твами
Всечи́стыя / и еди́ныя Богома́тере.

Таже: Ны́не
отпуща́еши: Трисвятое. По О́тче наш:

Тропарь, глас 7:

Запеча́тану гро́бу, /
Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же, / и две́рем заключе́нным, /
ученико́м предста́л еси́, / всех Воскресе́ние, / дух пра́вый те́ми обновля́я
нам, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

Подобает ведати: Аще ли где
несть бдения в Неделю: в субботу вечера на Повечерии по Трисвятом кондак Триоди
праздника: Сла́ва, и ны́не: Пасхи: А́ще и во
гроб: Сице же глаголем и до отдания Пасхи.

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector