Апостол петр: «более же всего имейте усердную любовь друг ко другу»
Содержание:
- Святой апостол Петр
- Смерть
- Апостол — герой сказок и анекдотов
- Блoг Энмеркара
- Жизнеописание
- Святой апостол Павел
- Распятие апостола
- Комментарии
- Традиции праздника
- Святой апостол Петр
- Крест и смерть апостола Петра – венец его святости
- Предание об апостоле Петре
- Детство и юность
- Иуда Искариот
- Святыни
- Святой Петр — первый Папа Римский
- Святыни
- Послания апостола Петра
- Распятие апостола
Святой апостол Петр
Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад. Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.
Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.
Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.
После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.
Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного — так исцелялись многие люди.
Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») — а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами — есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»
Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.
Смерть
Под конец жизни апостол проживал в Риме, где был избран епископом, следил за нравами и поведением верующих, умножая их число. Среди его деяний в тот период было изобличение в бесстыдном обмане Симона-волхва, объявившего себя Иисусом. Для демонстрации силы христианской молитвы проповедник оживил почившего знатного юношу, тогда как самозванец с помощью волшебства сумел добиться только того, что тот открыл глаза и кивнул головой.
Картина «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», Мазаччо
После этого огромное количество римлян, включая любовниц императора Нерона, обратились в христианство. Многие женщины становились поборницами нравственности, отказывая в плотской близости. В 67 году по приказу возмущенного префекта Рима последователь Христа был арестован и казнен.
Фреска «Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу», Мазолино
Перед смертью он попросил своих мучителей распять его головой вниз, решив, что недостоин погибнуть так же, как божественный наставник. Место захоронения проповедника предположительно находится у ватиканского собора святого Петра.
Иконы апостола Петра
Апостол — герой сказок и анекдотов
Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.
Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.
Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.
Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?
Блoг Энмеркара
Опубликовано Четверг, 28 февраля, 2013, автор Энмеркар
Независимо от того, как мы относимся к Католической церкви и вообще к эгрегорам, реальность нашего мира такова, что именно эта организация является мощной «сторожевой гвардией», сдерживающей натиск инфернальных сил.
Сколько бы скандалов ни возникало вокруг её священников и предстоятелей, сколь немудрыми и недальновидными бы ни оказывались буллы и энциклики, именно Католическая церковь исторически практически монополизировала большую часть артефактов, книг и вообще способностей к экзорцизму как в узком (в смысле отдельных ритуалов), так и в широком смысле (глобального противостояния демонической экспансии).
Можно долго дискутировать об общественной роли Папства, о его положительном или отрицательном влиянии, о теологии или догматике. Можно вспоминать инквизицию и крестовые походы, Жака де Моле, еврейские и катарские погромы. Однако всё это никак не влияет на тот факт, что именно Святой престол является опорой для сил, поддерживающих прочность нашего мира, а Перстень Рыбака содержит силу многих Печатей.
Поэтому проблема «Пустого Престола», как и наличие нескольких пап одновременно (в периоды антипап) имеет не только исторические и общественные аспекты, но и мистико-магические.
История того, как Римский епископат стал важнейшим хранителем стабильности мира, овеяна многочисленными легендами, и факты в ней тесно срослись с домыслами.
Вероятно, еще в самые первые века существования христианства Церковь (частично – законными, частично – не очень способами) аккумулировала изобильно привозившиеся в Рим – столицу тогдашнего мира – магические артефакты, книги и свитки, перенимая от давнишних демоноборцев – халдеев и персов – методы сдерживания тёмных сил.
Ни одна другая организация или Орден, ни одна другая Церковь (ни протестанты, ни Православные церкви, ни дохалкидонские, ни даже Коптская церковь) никогда не обладала ни такой властью изгнания демонов, ни такой способностью к кумуляции экзорцистических сил. Опять-таки, можно дискутировать, что было бы, если бы такое наследство досталось другой организации – но это никак не изменит свершившегося исторического события.
И хотя для магов источник этих сил – Архангельские иерархии – не является ни дружественным, ни союзным потоком, тем не менее, необходимо признать, что без опоры на Святой престол человеческому миру пришлось бы туго. Как бы там ни было, но каждому, хоть сколько-нибудь чувствительному к глобальным энергетическим потокам, хорошо заметно, что текущее состояние «мира без Папы» серьезно отличается от того, что было еще вчера, а прошлое «межпапствие» (2005 г.) вообще сопровождалось серьезным вплеском темных духов в наш мир. Поэтому сейчас магам нужно быть особенно внимательным к возможным демоническим вмешательствам и утроить защитные меры во время любых Ритуалов, отворяющих Нижние Врата.
Жизнеописание
Пётр был простым человеком – малограмотным, необразованным, настоящим работягой. Он был рыбак с пропахшими от рыбы руками, наверняка они были грубые от сетей. Нередко он не высыпался, потому что по ночам занимался своим промыслом. Его лицо наверняка было грубым, обветренным, как у многих людей его профессии. Но он был избран Спасителем в число двенадцати его учеников.
Павел в те годы, когда Христос проповедовал среди людей, не знал его. Он происходил из богатого рода. Изначально Павел имел римское гражданство, что было для евреев большой редкостью и он пользовался правами этого гражданства. Он был очень образованным человеком, окончил знаменитую школу преподавателя, философа и богослова раввина Гамалиила. Павел готовил себя к деятельности проповедника, учителя, то есть раввина. Когда убивали свт. апостола первомученика Стефана, Павел одобрял это убиение и сторожил одежду убивающих, то есть как бы косвенно в этом злодействе участвовал. И когда он услышал о таком течении, как христианство, то посчитал это учение ересью. Он отправился в город Дамаск с документами от синедриона, которые давали полномочия разыскивать христиан, арестовывать их и предавать суду. Он первый раз встретился с Христом как раз по дороге в Дамаск. И после этой встречи Павел сделался совершенно другим человеком. Он стал устами Христа, богоглаголевым евангельским проповедником.
У Петра тоже был некий переломный момент в его жизни. Это был человек, искренне уверовавший во Христа в то время, когда другие еще раздумывали, сомневались, не решались. Пётр сделал для себя вывод о личности Иисуса, кто он такой. Вот тогда Пётр уверовал в него и первым из учеников- апостолов сказал: « есть Христос, Сын Бога живаго». Именно Пётр пошел навстречу Христу по волнам, когда Господь позволил ему идти по воде. Заметим, что хоть он утонул потом, испугавшись ветра, но все- таки решился. Шагнуть за борт мог только Пётр, именно он имел такую веру. И именно Пётр вместе с Иоанном не побоялся войти во двор первосвященника вслед за Иисусом, для того чтобы видеть своего дорогого любимого учителя. И вот тот момент, который дальше был,- проявление слабости,- как раз таки и был тем самым переломным моментом в жизни Петра. Когда он от Христа отрёкся трижды, и вышел, и плакал. Мы знаем, что Господь явился потом Петру и после своего воскресения восстановил его в апостольском достоинстве и сказал ему: « любишь ли ты меня, Пётр?… Паси моих овец, будь пастырь моих овец». И Пётр действительно горячо возлюбил Спасителя и возлюбил его так, что вся его жизнь была служением вот этой евангельской проповеди.
А Павел обошел всю Римскую империю, просвещая её евангельским Благовестием.
Святой апостол Павел
Святой апостол Павел, имевший до прихода ко Христу имя Савл, был по сути прямой противоположностью Петра. Если Петр был бедным рыбаком, апостол Павел был гражданином Римской империи, родившись в малоазийском городе Тарсе. Он закончил там греческую академию, изучил многие труды греческих философов, но остался правоверным иудеем и перешел академию раввинскую, готовясь к должности религиозного наставника иудеев в Иерусалиме. Он был свидетелем смерти первого христианина-мученика Стефана, убитого фарисеями за веру, а затем сам стал гонителем христиан — Савл искал их и стремился предать в руки фарисеев, осуждавших христиан. Однако Сам Господь Иисус Христос в чудесном видении направил его к Себе. Он явился Савлу в сильном свете, вопросив: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» — и на недоуменный вопрос будущего апостола, кто это, ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Савл ослеп и был направлен Христом в Дамаск, чтобы христиане крестили его именем Павел и исцелили. Так и произошло. Апостол же Петр был одним из первых наставников Савла-Павла в христианстве. Павел со временем прошел наибольший из всех апостолов путь миссионерства и написал больше, чем у всех апостолов, Посланий христианам разных городов. Во времена первохристиан римские императоры преследовали их как государственных преступников: ведь верующие признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император — бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались — напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога — его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Христиане, по мнению императоров, разваливали государство и заставляли Фортуну — богиню удачи — отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче. Поэтому и святой апостол Павел был казнен. Как гражданин Рима он не мог быть подвергнут позорной казни для бродяг и иноплеменников на кресте — апостолу отсекли голову мечом.
Распятие апостола
Некоторые путают данную символику с сатанинскими течениями. В антихристианских учениях используется именно перевернутый крест как некая насмешка и непочтение вере православных и католиков. На самом деле распятие апостола Петра не имеет с этим ничего общего. Как таковое оно не используется в богослужении, но имеет место быть в качестве исторического факта. Кроме того, крест Петра вырезан на спинке трона Папы Римского, так как этот апостол считается основателем католической церкви. Тем не менее более широкое распространение данного распятия вызывает у многих, в основном неверующих и несведущих в церковных делах, много споров и разногласий. Так, например, когда папа Римский прибыл с визитом в Израиль с Петровским (перевернутым) крестом, многие расценили это как его скрытую принадлежность к сатанизму. Изображение этого распятия на епитрахили (церковном одеянии) главы католической церкви также вызывает двусмысленные ассоциации у атеистов, осуждающих поступок ученика Христова. Тем не менее простому человеку невозможно справедливо судить о Петре, который смог оправиться от человеческой немощи и духовно возвыситься. Будучи «нищим духом», апостол Петр, биография которого сложна и многогранна, не дерзнул встать на место Христа. Но, отстаивая свою веру, он умирает в мучениях так же, как некогда Сын Божий.
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
Сергий Радонежский
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
Григорий Ефимович Распутин
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
Иоанн Леонтьевич Янышев
священнослужитель Православной Российской Церкви
Бригам Янг
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
Якопоне да Тоди
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
Ядвига Силезская
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
Иван Юркович
архиепископ римско-католической церкви, дипломат
Традиции праздника
В народе Праздник Петра и Павла был символом наступления разгара лета и был признаком необходимости начала подготовки к наступлению осени. «Петров день» называли «макушкой лета», за которым шла усиленная подготовка к масштабным сенокосам.
В Украине обряд подготовки начинался с уборок. В селах и городах массово убирали в домах и дворах. Был принято белить дома, вывешивать вышитые рушныки и другие украшения.
Готовились к празднику и юные девушки. Так, молодежь делала из полевых цветов венки, вплетала туда красные маки и устраивали массовые гуляния.
Утром все по традиции шли в церковь или собор, где стояли на торжественной церемонии, воспевающей святых апостолов.
Традиции также включали в себя использование первых ростков нового урожая ячменя, с которого было принято выпекать обрядовый хлеб, необходимый для освящения в храме.
По приходу из церкви, украинцы угощались специальным блюдом – сырными бабками. Угощение доставалось всем членам семьи и гостям.
Сырные бабки или мандрыки, по легенде, любили сами Петр и Павел, которые регулярно принимали их в пищу во время своих путешествий по миру и проповедования слова божего.
Считается, что после 12 июля перестают куковать кукушки. Данное явление в народе объясняли тем, что эти птицы якобы «подавились мандриком». Именно кукушка, согласно легенде, украла угощение у святого апостола, за что была наказана Богом.
День Петра и Павла, приметы которого особенно ценили в старину, почитался пастухами. Именно первый святой считается покровителем представителей этой «профессии». Пастухов было принято ценить и угощать именно в этот день. Селяне дарили угощения людям, пасшим скот, и вместе обедали
Праздник отмечали в специальных «петривниках» — небольших землянках, украшенных изгородью из зелени. В таких импровизированных «жилищах» и проводили праздничный обед.
В некоторых украинских этнических областях была традиция, заключающаяся в собраниях хозяек, которые кормили коров травами с желтыми цветами, что якобы давало им «желтое молоко». Обряд сопровождался тем, что женщины говорили особые заговоры, которые лишь частично дошли до наших дней.
Традиционно на «Петра и Павла» девушки гадали на своих суженных. Для того, чтобы узнать своего избранника, нужно было собрать 12 разных растений. «Дары природы» клали под подушку и читали специальный заговор. Убеждения селянок были такими, что они думали, что именно в эту ночь они смогут увидеть своего будущего мужа.
Также для сохранения красоты было принято умываться из трех источников, щедро угощать нуждающихся и встречать рассвет «на ногах».
Существовал обычай отмечать и 13 июля, которое называли «на пол Петра» или на «пол Павла». Праздник проходил с жаренными петухами на столе и свежим борщом, разлитым в три чашки.
Дата православного календаря также привлекала родственников безумных и лихорадочных, которые по легенде, могли исцелится именно в этот день.
Также Святому Петру молились моряки, а Павлу – первые украинские предприниматели.
Проповеди
Апостолы Петр и Павел: пути верного ученика и лютого гонителя – проповедь митрополита Антония Сурожского
Петров день – проповедь протоиерея Димитрия Смирнова
«Прогнать тьму и озарить землю светом слова Божия» – проповедь схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове года
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в день Апостолов Петра и Павла года
https://youtube.com/watch?v=JqXSW7BePVE
Святой апостол Петр
Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад. Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.
Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.
Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.
После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.
Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного — так исцелялись многие люди.
Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») — а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами — есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»
Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.
Крест и смерть апостола Петра – венец его святости
Смерть апостола Петра предсказана Христом. Об этом Петр пишет в своем послании: «скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Петр. 1,14). После того, как Петр обратил в христианство двух жен Нерона, разгневанный император приказывает распять Апостола на кресте.
По просьбе христиан, Петр уходит из Рима. По дороге он встречает Иисуса Христа, идущего в Рим. На вопрос Петра, Иисус ответил, что Он идет в Рим, чтобы вновь пострадать на кресте. Апостол понимает, что настал час принять мученическую смерть. Его арестовывают, сажают в темницу, и через несколько дней посылают на казнь.
Казнили Апостола Петра в 67 году, 29 июня.
Как умер Апостол, в Священном предании подробно описывает святой Метафраст. Петр просит своих палачей прибить его вниз головой. Причина этого – глубокое покаяние из-за его отречения, и осознание своего не достоинства быть распятым, как Христос. Просьба осужденного исполнена, и пригвоздили на крест Апостола Петра вниз головой.
Предание об апостоле Петре
Большое значение деятельности апостола Петра придавали и святые отцы нашей Церкви. В святоотеческом Предании мы можем найти множество упоминаний этого ученика Христового, отсылок к его Посланиям и жизнеописанию.
Священное Предание говорит нам, что апостол Петр распространял христианство во многих странах, при этом его деятельность сопровождалась многими чудесами — воскрешением умерших людей, исцелениями безнадежно больных и многими другими. есть сведения, что именно апостол Петр долгое время был первым епископом Рима.
Многие святые и древние историки описывают чудеса, совершенные Петром. Так, можно найти описание того факта, как он воскресил молодого человека из знатного рода прямо у него на похоронах в Риме. На погребение был приглашен и ученик Христа, и еще один человек, известный чудесами воскрешения — Симеон Волхв. Апостол Петр знал, что Симеон является еретиком и вводит в заблуждение многих в народе, поэтому явил именем Господним явное пред всеми чудо.
Именно Предание повествует нам и о кончине ученика Христового. Конечно же, активное распространение христианства не осталось незамеченным и императором. Тогда им был Нерон — жестокий и беспощадный язычник. От его преследований погибло огромное количество христиан.
Случилось так, что именно апостол Петр обратил в истинную веру двух жен императора Нерона. Это вызвало огромное негодование язычника, который отдал приказ поймать Христового последователя и казнить. Петр был схвачен стражей и доставлен в римскую тюрьму.
Важно! Незадолго до ареста апостол был предупрежден и бежал из Рима, чтобы спастись. Но по пути он увидел Самого Христа, идущего ему навстречу, в Рим
Апостол спросил Господа, куда Он направляется, на что получил в ответ: » Я иду в Рим, чтобы быть еще раз распятым». Так Петр понял, что нет Божьей воли на побег и вернулся в Рим, где и был схвачен.
Казнен он был очень быстро, всего через несколько дней. Примечательно, что казнь была изначально предусмотрена через распятие, но Петр не посчитал себя достойным умереть так же, как и его Господь, поэтому он был распят вниз головой.
Распятие апостола Петра
По последним дням и смерти апостола Петра существует известное художественное произведение «Камо грядеши, Господи» Генриха Сенкевича.
Детство и юность
Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.
Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо
При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.
Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом — ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.
В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.
Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо
По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.
Согласно другой — Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:
Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.
Иисус призывает Петра и Андрея
Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.
Иуда Искариот
Библия помогает нам и в этой истории. В отрывке от Матфея 27:3-5 говорится …
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
Говоря, согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
НО Деяния 1: 16-19 дают нам совершенно другую картину его смерти:
Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.
Я думаю, что среди СПД мы больше привыкли к теории повешения, но кто знает. В конце концов, это не имеет большого значения.
Святыни
После смерти Петр был причислен к лику святых. На месте его могилы в 326 году была возведена базилика Константина, простоявшая 11 столетий. По указанию папы Юлия II, вместо древнего строения был возведен собор Святого Петра, богослужения в котором возобновились в 1626 году.
Мощи святого находятся под Папским Престолом, в крипте, куда ведет спуск по мраморной лестнице. У центрального нефа возвышается бронзовая статуя апостола. Паломники после молитвы прикладываются к ноге святого. В России память любимого ученика Христа была увековечена в названиях городов:
- Санкт-Петербург;
- Петропавловск-Камчатский;
- Петрозаводск.
Святой Петр — первый Папа Римский
Святой Петр стал первым Римским Епископом, или Папой Римским. Его понтификат длился, начиная с 33 года до самой смерти апостола. В 42году он был арестован в Иерусалиме по указанию Агриппы, царя Иудеи, но сумел спастись. По истечении более 20 лет Петра приказал арестовать римский император Нерон, двух любимых жен которого апостол обратил в христианство. Святой, узнав об этом, попытался скрыться и, уже выйдя за пределы Рима, он увидел возникшей пред ним образ Господа, который сообщил, что идет на распятие в город. Поняв «знак» по-своему, Петр вернулся в Рим, где был заключен в темницу, а вскоре – казнен.
В Ватикане расположен один из первых и главных христианских храмов – Собор Святого Петра. Под его главным алтарем расположено место захоронения Первопрестольного апостола.
Собор Святого Петра
Святыни
После смерти Петр был причислен к лику святых. На месте его могилы в 326 году была возведена базилика Константина, простоявшая 11 столетий. По указанию папы Юлия II, вместо древнего строения был возведен собор Святого Петра, богослужения в котором возобновились в 1626 году.
Мощи святого находятся под Папским Престолом, в крипте, куда ведет спуск по мраморной лестнице. У центрального нефа возвышается бронзовая статуя апостола. Паломники после молитвы прикладываются к ноге святого. В России память любимого ученика Христа была увековечена в названиях городов:
- Санкт-Петербург;
- Петропавловск-Камчатский;
- Петрозаводск.
Послания апостола Петра
В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет — Первого послания Петра и Второго послания Петра. Однако взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена. В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.
Распятие апостола
Некоторые путают данную символику с сатанинскими течениями. В антихристианских учениях используется именно как некая насмешка и непочтение вере православных и католиков. На самом деле распятие апостола Петра не имеет с этим ничего общего. Как таковое оно не используется в богослужении, но имеет место быть в качестве исторического факта. Кроме того, крест Петра вырезан на спинке трона Папы Римского, так как этот апостол считается основателем католической церкви. Тем не менее более широкое распространение данного распятия вызывает у многих, в основном неверующих и несведущих в церковных делах, много споров и разногласий. Так, например, когда папа Римский прибыл с визитом в Израиль с Петровским (перевернутым) крестом, многие расценили это как его скрытую принадлежность к сатанизму. Изображение этого распятия на епитрахили (церковном одеянии) главы католической церкви также вызывает двусмысленные ассоциации у атеистов, осуждающих поступок ученика Христова. Тем не менее простому человеку невозможно справедливо судить о Петре, который смог оправиться от человеческой немощи и духовно возвыситься. Будучи «нищим духом», апостол Петр, биография которого сложна и многогранна, не дерзнул встать на место Христа. Но, отстаивая свою веру, он умирает в мучениях так же, как некогда Сын Божий.