Андрей первозванный

Почему апостола Андрея стали именовать Первозванным?

Фото: Livemaster.ru

Если человек внимательно читал Новый Завет, тогда он должен помнить, что первым апостолом Христовым стал именно Андрей. Исходя из этого факты, христиане и начали называть Андрея Первозванным, ведь Господь выбрал его первым для служения правде. Но здесь стоит сказать о том, что Андрей был не единственным, кто последовал за Господом после его крещения, ведь вместе с ним был еще брат Иоанн, которого считали любимым учеником Христа, но почему-то, Первозванным называть не стали. Этот факт уже говорит о том, что первозванным Андрея назвали не только из-за того, что его Господь выбрал первым, для такого статуса есть причины намного глубже и, они являются следующими:

  • с Апостола Андрея начинается Евангельское благовестие, поскольку Господь позвал Его к Себе, а он поспешил обрадовать этой прекрасной новостью других;
  • апостол Андрей имел авторитет среди учеников Христовых, к его мнению часто прислушивались;
  • если те или другие люди имели какие-то просьбы к Спасителю, то озвучивал их Иисусу именно Андрей;
  • через действия Андрея Первозванного четко прослеживался огонь живой веры, которая была даже не у всех апостолов, находящихся со Спасителем каждый день.

Апостол Андрей действительно был вдохновлен Святым Духом и призван привести многих к Богу, поэтому его и назвали первозванным.

Андрей Первозванный. Как рыбак из Галилеи стал учеником Иисуса Христа?

Андрей Первозванный родился и вырос в городе Вифсаиде, а юность свою провел в Капернауме. Поначалу он был учеником Иоанна Предтечи, который проповедовал на берегах Иордана и возвещал о приходе Мессии. Когда Господь Иисус Христос посетил Иоанна для крещения, тот воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Но Андрей с братом, которого он привел к Иисусу, и двумя другими апостолами не сразу последовали за Христом, а, взяв лодку и сети, вернулись в свой родной город, где продолжали заниматься своими обычными делами.

Однажды, спустя некоторое время, Спаситель проходил в окрестностях Генисаретского озера и увидел братьев, ловящих рыбу. Он сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». С тех пор Андрей, Симон и братья Иаков и Иоанн стали верными учениками Христа и полностью посвятили себя апостольской деятельности.

В период своей земной жизни Иисус Христос явил много чудес, и одно из самых известных — это насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами. Когда люди стали спрашивать, где им взять еды, именно Андрей показал Спасителю мальчика, у которого были эти продукты, послужившие основой для чуда. Андрей Первозванный всюду сопровождал своего учителя и присутствовал с ним и еще с четырьмя учениками на горе Елеонской. Там Спаситель рассказал о падении города Иерусалима, Втором Пришествии, а также открыл важнейшие тайны мира.

Видел Андрей Воскресение Господа и Вознесение… Был он вместе с Христом и в День Святой Троицы, когда на апостолов сошел Святой Дух, одарив их способностью пророчествовать и самим совершать чудеса, в том числе излечивать болящих и воскрешать умерших.

Предание сообщает, что когда Спаситель вознесся, апостолы бросили жребий меж собой, который определил, кому и в какие страны отправиться с христианской проповедью. Андрею выпали земли Фракии, Македонии, Вифинии, Пропониды, Скифии, Вессалии, территории Черного моря и Дуная и много разных городов. Апостол Андрей старательно и вдохновенно выполнял возложенную на него миссию. Но практически в каждом городе он подвергался гонениям и страданиям. В Синопе язычники его жестоко избили и даже пытали, но апостол смиренно переносил эти скорби, за что был снова и снова исцелен святой силой Спасителя.

Господь распространял свою волю через своего ученика во многих крупных регионах того времени: в Боспорском царстве, стране Аланы, городах Абасков и Зихов. Со стороны зихов, агрессивных язычников, были попытки убить апостола, но, удивляясь человеческим качествам Андрея, его смирению и прочим добродетелям, они так и не осуществили свой замысел. Апостол, переплыв море, посетил город Византий, где построил храм и возвел Стахия (апостола от семидесяти) в сан епископа, который впоследствии также проповедовал учение Христа.

Святой Андрей за свою жизнь совершил немало чудес. Из жития известны несколько случаев воскрешения им мертвых, в том числе детей государственных деятелей. За эти чудеса и в благодарность за неоценимую помощь апостола многие из них уверовали во Христа и приняли крещение.

Мученическая кончина Андрея Первозванного произошла в Патрах — греческом городе на острове Пелопоннес. Там он проповедовал христианство, а также исцелил нескольких жителей, чем разгневал проконсула Эгеата, который был убежденным язычником. Эгеат заключил апостола в тюрьму и провел с ним несколько бесед. Слова Андрея о «позорной», по мнению язычника, крестной смерти Спасителя окончательно разгневали проконсула, и он приказал устроить такую же гибель и Андрею. Горожане, успевшие проникнуться любовью к апостолу, подняли бунт и требовали выпустить его на свободу. Однако Святой Андрей сам пожелал удостоиться такой же смерти, как его Учитель.

Эгеат велел соорудить крест в форме буквы Х и привязать к нему Андрея, не вбивая гвоздей, чтобы смерть была более долгой и мучительной. Так и произошло — апостол умирал два дня, но за это время молился, просил Господа принять его душу и общался с народом. Эгеат все же решил остановить казнь, но апостол проговорил: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой», и с этими словами, окутанный дивным сиянием, он отправился в Царствие Божие.

Теги: памятные даты, святые, христианство, Иисус, религия, Андрей Первозванный

Существует ли Евангелие Андрея Первозванного?

В первые века христианства бытовало множество преданий о Церкви Апостольского века, однако, не все они были признаны каноническими. Было также немало апокрифических произведений, связанных с ап. Андреем. Некоторые из них были впоследствии отвергнуты как неправдоподобные, другие стали основой его «Жития».

Но среди апокрифов были такие, содержание которых было совершенно не согласно с церковным учением. Среди них – апокрифическое «Евангелие под именем ап. Андрея», как именует этот текст декрет Папы Римского Геласия, относящийся к V в. «О принимаемых и не принимаемых книгах

В последние годы в России, учитывая особое отношение к св. Андрею, это «евангелие» вызывает особый интерес различного рода нетрадиционных, неоязыческих религиозных течений, озабоченных поисками якобы скрываемых Церковью текстов «истинных» писаний. Разумеется, авторы подобных статей не видели ни подлинника, ни перевода апокрифического «евангелия», они часто приводят «цитаты» собственного сочинения, удобные с точки зрения изложения своей религиозной доктрины, например, историю о том, что Иисус посещал страны Востока, что позволяет связать христианство с индуизмом, буддизмом – популярная идея многих новых религиозных движений. Однако к реальным Евангельским событиям все эти «истории» отношения, конечно, не имеют.

История службы

Андрей Первозванный во время войны

Андрей Первозванный на разборке

с 28 августа 1912 года корабль входящий в состав эскадры Балтийского моря (командующий — адмирал Н.О.Эссен на броненосном крейсере «Рюрик») с линейными кораблями и крейсерами, заградителями «Амур» и «Енисей», миноносцами 1-й Минной дивизии, эсминцем «Новик» и транспортом «Океан» прошел путь через Копенгаген, Портленд, Брест, Ставангер (Норвегия ), с возвратом в Ревель 21 сентября, для практических стрельб и прочих мероприятий.

Это был первый и последний поход эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». В этом походе корабль прошел 3520 миль за 300 часов 30 минут ходового времени со средней скоростью 11,7 узлов. В дальнейшем, готовясь к приему в строй линейных кораблей типа «Севастополь» соединение получило название 1-й бригады линейных кораблей, а 5 апреля следующего года бригаду переименовали во 2-ю, с этим названием она и просуществовала до весны 1919 года.

Со спуском на воду дредноутов, — английского HMS Dreadnought, российского корабля «Севастополь», броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» уступили пальму первенства линкорам. За свою жизнь эти корабли не проявили себя ничем особенным. Они ни разу не имели боевых столкновений с противником и к выполнению различных операций их привлекали крайне редко.

В течение всей войны корабли чаще всего отстаивались в базах, время от времени совершая переходы из одной в другую. После событий октябрьской революции 1917 года, заключения Брестского мира и потерей всех военно морских баз в Балтийском море Россией, «Андрей Первозванный» 5 апреля 1918 года в составе судов второго отряда под флагом начальника 2-й бригады линейных кораблей Н.И.Паттона покинул порт Гельсингфорс, во избежание захвата германской армией, и к 10 апреля прибыл в Кронштадт.

С 16 мая, в связи с ре-организацией флота, «Андрея Первозванного», «Республику» и четыре других дредноута включили в состав Морских сил Кронштадта, а 9 сентября сдали в порт на хранение. В конце декабря 1918 года броненосец (командир В.Т. Загуляев) направили на позицию у маяка Шепелевский для прикрытия эсминцев «Спартак» и «Автроил». В середине июня 1919 «Андрей Первозванный» участвовал в подавлении Кронштадского восстания.

Линкор выпустил сто семьдесят 305-мм и четыреста восемь 203—мм снарядов, ведя огонь из Средней гавани Кронштадта и на ходу из района Толбухина маяка. В ночь с 17 на 18 августа 1919 года при налете английских торпедных катеров на Кронштадт «Андрей Первозванный» получил попадание торпедой в носовую часть левого борта. В корпусе корабля на протяжении от 4 до 13 шпангоутов, от киля до средней броневой палубы образовалась пробоина длиной около 11 и высотой до 9,1 метров.

Корабельное орудие 305 мм

29 августа 1919 года корабль ввели в аварийный док Балтийского завода. По заключению комиссии, при ведении ремонта в нормальных условиях, на него требовалось бы три месяца, но реалии того времени внесли свои коррективы: нехватка рабочих, электроэнергии и газа для резки металла сильно замедлили выполнение ремонта. Только к 20 февраля 1920 года удалось вырезать разрушенные части в районе взрыва и изготовить ряд элементов для ремонта. В таких условиях никто не смог бы точно спрогнозировать даже приблизительные сроки завершения ремонта, даже при самых удачных обстоятельствах он мог завершиться не ранее мая 1920 года.

Как только закончили корпусные работы, корабль тотчас же вывели из дока. Восстановить корабль до состояния боеспособности на тот момент не представлялось возможным на фоне разрухи, гражданской войны, развала промышленности. Находившийся на хранении в Кронштадтском порту «Андрей Первозванный» 15 декабря 1923 года был передан в Отдел фондового имущества для разборки на металл. В процессе разборки орудия корабля продолжили независимый от корабля путь: 120-мм орудия кораблей использовались на флотилиях во время Гражданской войны, 203 мм башенные установки установили на фортах «Краснофлотский» и «Первомайский», а 305-мм орудийные станки пошли на вооружение железнодорожных артиллерийских транспортеров ТМ-2-12. Использованные с большой пользой в системе береговой обороны, эти орудия во время Великой Отечественной войны наконец произвели залпы по настоящему противнику и тем самым в какой-то мере оправдали надежды создателей кораблей и их вооружения.

Чтимые иконы

Примеры чтимых икон, где изображен святой апостол Андрей:

  1. Образ «Тайная вечеря», мастерская Андрея Рублева, XV в. На нем, помимо Андрея Первозванного, изображены все 12 апостолов, сидящих вокруг большого овального стола.
  2. Икона «Уверение апостола Фомы».
  3. Греческая фреска «Апостол Андрей Первозванный». Находится на острове Кипр.

Андреевская церковь

Андреевская церковь располагается в городе Киеве, столице Украины. Возведена она была в далеком 1748 г. Церковь была возведена не с «нуля», а была отреставрирована, так в 1724 г. она была частично разрушена. Реставрация началась в 1744 г., когда в Киев приехала королева Елизавета. Ей очень понравился город Киев и сама Андреевская церковь. Позже она построила в этом городе для себя резиденцию. После реставрации Елизавета очень часто любила посещать храм, она любила читать молитвы у икон, где был изображен Андрей Первозванный.

Андреевская церковь изначально была отреставрирована для королевских особ и их приближенных, простому люду не разрешалось посещать ее. Все это отразилось на пышности отделки, для ее строительства использовались самые дорогие строительные материалы. Поручена реставрация была знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли. Сегодня церковь может посетить любой желающий.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Ордынке

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Ордынке периодически перестраивалась в течение 4 веков. Последняя большая реставрация была в 1836 г. Руководил реставрацией известный архитектор О. И. Бове. Сам филарет Московский провел первую официальную службу в храме.

Успенская церковь «Сиони» в Грузии

Одним построенных христианских храмов на территории современной Грузии является Успенская церковь «Сиони». Первое упоминание об этом соборе было в VI веке нашей эры. Позже он постоянно перестраивался и реставрировался. Не последнюю роль в этом сыграли арабы, которые постоянно разрушали храм. Последняя реставрация закончилась в 1983 г. В церкви имеются две колокольни.

Свято-Троицкий патриарший кафедральный собор Тбилиси

В отличие от предыдущих церквей, Свято-Троицкий патриарший кафедральный собор Тбилиси имеет небогатую историю. Она была построена в 1989 г. Приурочено данное событие было к 2000 христианства. Построена церковь была под руководством знаменитого на весь мир архитектора Арчила Миндиашвили. Завершено было строительство в 2004 г, хотя первая служба прошла в 2002 г. По-другому храм носит название Цминда Самеба (Пресвятая Троица). Основной достопримечательностью храма является икона под названием «Надежда Грузии». На образе изображены лики 432 святых.

Храм святителя Николая в Пыжах

Храм святителя Николая в Пыжах является достоянием не только архитектуры Российской Федерации, но и всего мира. Первое упоминание о соборе была в конце XVI в. Последняя крупная реставрация была в 1848 г. В XX веке храм закрывался, но в 1991 г. снова официально был открыт. На сегодняшний день официально является объектом культурного наследия РФ.

Церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках

Последняя реставрация церкви в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках длилась более десяти лет. Началось строительство в 1978 г. и закончилось в 1994 г. В 1995 г. в церкви прошла первая служба за много лет.

Зосимо-Савватиевская церковь в Гольяново

При Зосимо-Савватиевской церкви в Гольяново действует и работает ряд различных общественных организаций:

  1. Благотворительная организация помощи малоимущему населению.
  2. Церковная библиотека.
  3. Музей.
  4. Детская воскресная школа.
  5. Взрослая воскресная школа.
  6. Духовный центр.
  7. Баптистерий.

Андреевская церковь в Дивеевском женском монастыре

Андреевская церковь в Дивеевском женском монастыре относится к Нижегородской епархии при Русской православной церкви. Сам монастырь был построен в конце XVIII века. На сегодняшний день он включает в себя целый строительный комплекс, состоящий из 36 храмов. Среди них не последнее место занимает Андреевская церковь. Она была построена в честь святого апостола Андрея Первозванного.

Андреевский собор Петербурга

Еще одним известным на весь мир собором, построенным в честь апостола Андрея, является Андреевский собор Петербурга. Историки считают, что своим появлением он обязан Петру I, который считал Андрея Первозванного своим покровителем. После кончины Петра I строительство Андреевского собора продолжила императрица Екатерина I, которое закончилось в 1731 г., благодаря архитектору Джузеппе Трезини. Последняя реставрация храма было в 1995 г.

Апостол Андрей Первозванный. Справка

Как повествуется в Евангелии, Иоанн Креститель направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. Святой Андрей первым последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра. Он первым свидетельствовал о Христе как о Мессии, стал Его ближайшим учеником. Потому его называют Первозванным.

Святой Андрей вместе с другими апостолами внимал наставлениям Иисуса Христа, видел бесчисленные Его чудеса, был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя.

После того, как на пятидесятый день после воскрешения Христа на апостолов сошел Святой Дух, они направились в разные концы земли с проповедью христианства. Святой Андрей отправился с проповедью в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег.

Утром апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим для проповеди и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь.

На своем пути апостол Андрей претерпел много неприятностей от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, он неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

В Патрах Господь явил через своего ученика много чудес. По молитве апостола Андрея тяжело больные исцелялись, слепые прозревали. Совершенные апостолом чудеса побудили почти всех граждан города Патры принять святое Крещение. Однако правитель города Эгеат оставался язычником, несмотря на то, что Святой Андрей взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Эгеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали к кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти.

По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей, был особой формы — имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.

Два дня святой апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный, желавший крестной смерти за Господа, молился: «Господи Иисусе Христе, приими дух мой». Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой апостол уже скончался. Случилось это в 62 году.

Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело апостола и с честью погребла его. В 357 г., при императоре Константине Великом, мощи св. апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. В 1208 г. мощи святого Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. В 1458 году честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.

Святой апостол Андрей особо почитается в России и считается покровителем Российского государства. В 1699 г. император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С 1998 г. орден Святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Российской Федерации.

С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X). До октября 1917 г. Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В 1994 г. боевые корабли России вновь подняли Андреевские флаги.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Храм на месте казни

Безусловно, главным хранителем святынь Андрея Первозванного считается собор в городе Патры (Греция), построенный в V веке на месте казни апостола. В стенах этого величественного красавца, возведённого над могилой Ловца человеков, нашли прибежище частицы его тела и кусочки креста, на котором был распят мученик. Известно, что после казни Андрея знатная патрицианка Максимилла тайно похоронила апостола, от которого она приняла святое крещение. Спустя несколько столетий здесь соорудили небольшую церковь, где содержались мощи и крест Первозванного. Надо сказать, что место его казни отмечено и источником с чистейшей целебной водой, который забил из-под земли в момент смерти апостола. Этот родник, расположенный у стен Андреевского собора, построенного заново в середине XIX века, и по сей день дарует людям свою живительную силу. Судьба же других великих святынь складывалась непросто. Мощи Первозванного в 357 году были перевезены в Константинополь по приказу Констанция II. Однако же когда столицу Византии захватили турки, брат последнего императора Фома Палеолог передал святыню на хранение папе римскому Пию II. В Патры же чудесные останки апостола — глава и частицы тела — вернулись только в 1962 году, когда они были подарены папой Павлом IV Элладской православной церкви. История креста Андрея Первозванного не менее интересна. Известно, что в XIII веке он был перевезён крестоносцами в Марсель, где его поместили в монастырь Святого Виктора. На протяжении столетий монахи бережно хранили великую реликвию, однако во время Французской революции она чуть было не погибла. В 1793 году в обитель ворвались воинствующие борцы с «опиумом для народа», которые, разложив во дворе монастыря костёр, бросили туда чудесный крест. Однако один старый священник кинулся в огонь вслед за реликвией и ценой своей жизни спас несколько частичек. Долгое время убереженные от гибели куски креста хранились в крипте обители, а 19 января 1980 года были возвращены в Патры.

Память: 30 июня/13 июля (Собор двенадцати апостолов) и 30 ноября/13 декабря

Святой апостол Андрей Первозванный
первым из апостолов последовал за Христом, а затем
привел к нему своего родного брата святого апостола
Петра (Ин. I, 35 — 42). С юности будущий апостол,
который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к
Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом
занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел
глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня
Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником.
Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих
учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и
Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец
Божий.

Апостол Андрей Первозванный. Икона.

После Сошествия Святого Духа на
апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова
Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию,
Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного
моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места,
где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у
Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с
ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах
воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог
воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы,
благословил их и водрузил крест. Помолившись, он
поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян,
где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через
земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во
Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем
могучем Константинополе, основал христианскую Церковь.
Имя святого апостола Андрея связывает мать — Церковь
Константинопольскую с ее дочерью — Русской Церковью.

Апостол
Андрей Первозванный. Икона. Государственный исторически
музей, 1690 год

На своем пути Первозванный апостол
претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли
из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но,
оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно
нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола,
Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея
возникали христианские Церкви, которым он ставил
епископов и священство. Последним городом, куда пришел
Первозванный апостол и где ему суждено было принять
мученическую кончину, был город Патры.

Многие чудеса Господь явил через ученика
Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые
прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело
больной Сосий, знатный горожанин; наложением
апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя
Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом
чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой
почти всех граждан города Патры. Немного оставалось
язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат.
Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами
Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли
Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к
его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной
жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.
Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник
думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст
его смерти на кресте, который прославлял апостол. С
радостью принял святой Андрей Первозванный решение
правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место
казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не
прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту.
Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг
горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему
и потребовали снять святого апостола с креста.
Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал
прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы
Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались
воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались.
Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи,
Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние
Божественного света осветило крест и распятого на нем
мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей
Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+ 62).
Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело
Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при
императоре Константине Великом, мощи святого апостола
Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и
положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого
евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола
Тимофея.

Православие.Ru

Краткая биография

  1. Христос послал апостолов на проповедь в различные регионы мира. Андрею по жребию выпал путь на Черноморское побережье. Он начал проповедовать Евангелие на южном берегу Чёрного моря.
  2. Население не приветствовало появление проповедника. Его оскорбляли и изгоняли из населённых мест. В Синопе его пытали. Но, обладая сверхъестественными способностями, он быстро восстанавливался, его раны заживали.
  3. Во фракийской Византии он произвёл много чудес, в том числе воскрешал умерших, здесь он основал церковь и назначил епископом Стахия.
  4. Прибыв в город Фессалоники, Андрей встретил сильнейшее сопротивление своей проповеди, его даже хотели затравить хищниками. Но выпущенный на него леопард умертвил вместо него сына проконсула, который приказал организовать эту расправу. Апостол Андрей своей проникновенной молитвой сумел воскресить мальчика.
  5. В город Патры на встречу с Андреем Первозванным отправились на корабле 40 человек. Но в результате шторма корабль перевернулся. Все утопленники были вынесены морем на берег, и апостол их воскресил. С тех пор Андрея называют покровителем моряков и путешественников.
  6. Рассказы о деяниях апостола Андрея можно найти и в трудах христианских историков Геродота, Клавдия Птолемея и др. Так, Евсевий Кесарийский рассказывает о его деятельности в Скифии, древнем регионе Евразии. Древние греки называли Великой Скифией Северное Причерноморье. Таким образом, ареал деятельности Андрея Первозванного очень велик.
  7. Апостол Андрей совершил 3 путешествия, в последнем посетив Иверию, Сусанию (Сванетия, Грузия), Аланию (Турция), был в Боспоре (ныне Керчь), в Феодосии (Крым), а затем прибыл в «упорствующий в язычестве» Херсонес. В Грузии проповедничество Андрея Первозванного считают неопровержимым фактом.
  8. В 1116 г. Андрей Первозванный прибыл на Русь. Об этом рассказывает монах Сильвестр в «Повести временных лет». Другим доказательством этого являются свидетельства греческого теолога, философа и учёного Оригена. Так ли это – неизвестно. Сомнения возникают в связи с тем, что Сильвестр сделал эту запись по приказу Владимира Мономаха. Но в Украине и в России апостола Андрея чтут как покровителя этих стран.
  9. Последние несколько лет своей жизни он провёл в греческом городе Патры, где руководил христианской общиной и проповедовал.
  10. Градоправитель посчитал его проповеди подрывом своей власти и приказал казнить проповедника на кресте, как Христа.
  11. Но Андрей посчитал себя недостойным такой же казни, как Христос, и попросил для себя косой крест, к которому его привязали (а не прибили) для продления мук. Теперь такой крест называют андреевским.
  12. Находясь привязанным на кресте, апостол продолжал проповедовать. Тогда правитель Патр под нажимом протестующих людей приказал его развязать, но верёвки не поддались – он уже готовился к смерти на кресте.
  13. Примерно в 67 г. (I век) апостол принял в Патрах мученическую смерть.
  14. Крест засиял ярким светом, когда душа мученика отделилась от тела. А на месте казни возник источник.
  15. Мощи святого и его смертный крест сначала находились в Патрах, но потом они делились и перевозились в разные места. Наконец, в 1964 г. вернулись в Патры. Этому содействовали представители католической и Элладской церквей. Его голова хранится в Соборе Андрея Первозванного недалеко от источника. Собор был построен в 1974 г.
  16. Апостол Андрей считается также покровителем Шотландии. Существует легенда, по которой мощи апостола увёз в Шотландию греческий монах Регул. Они хранятся в соборе города Сент-Андрус, к которому причалил корабль монаха.
  17. Другие части мощей хранятся в разных странах: в соборе города Амальфи (Италия), в кафедральном соборе города Мантуи (Италия), в Трирском соборе (Германия) хранятся гвоздь от креста казни и обувь святого.

Мученичество Андрея Первозванного

Андрей Первозванный не был женат и не имел детей.

Описание иконы Андрея Первозванного

Иконография святого развивалась с древних времен. Наиболее старыми изображениями считаются настенные мозаики в одном из храмов итальянского города Равенна, на горе Синае, а также фрески в старинных церквях Рима и Египта.

На территории России в основном можно встретить иконы Андрея Первозванного, где он изображен вполоборота или по пояс, держащим свиток с письменами. Часто апостола рисуют с крестом в руке, что указывает на его мученическую смерть. На большинстве образов Андрей Первозванный выглядит как высокий старец с густыми бровями и слегка взлохмаченными седыми волосами, недлинной бородой, орлиным носом и мужественным взглядом, наполненным благодатным светом. Одет ученик Христа просто и небогато: в апостольский хитон с наброшенной поверх него накидкой (см. далее – фото традиционного лика апостола):

Реже первого последователя Иисуса изображают стоящим в полный рост. В некоторых храмах можно увидеть образ, где вместо свитка с написанной проповедью он держит в руках Библию. За спиной у святого иногда изображается косой крест.

Самой древней русской иконой, где апостол нарисован не один, а в окружении других богоугодников, считается «Успение Богоматери» (создано в Киево-Печерском монастыре около 1073 г.). Оригинал работы не сохранился, а одна из его копий пребывает сегодня в Государственной Третьяковской галерее. На этой картине видно четырех апостолов: кроме Андрея, на ней присутствуют Иоанн Богослов, Петр и Павел. На иконе Андрея Рублева, написанной в 1408 г., святой запечатлен в паре с Иоанном Богословом, во время сосредоточенной молитвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector