Как православные приветствуют друг друга
Содержание:
- Кто такой и зачем нужен священник?
- Как обращаться к священнику вне храма
- Обращение в зависимости от сана священнослужителя
- Отличие диакона от священника — наличие наперсного креста
- Священнослужителям при встрече не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день»
- Священнослужителям при встрече не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день»
- Этикет — помощь в общении
- Иерархия церковных санов
- Диакон обязан исполнять все те обязанности, которые не выполняет священник
- Как правильно обращаться к священнику в церкви
- Кто посредник?
- Церковные записки
- Другие нюансы православных приветствий
- Отличие диакона от священника — наличие наперсного креста
- Общепринятые правила и формы обращений
Кто такой и зачем нужен священник?
Официально признанное значение священника – служение религиозному культу. В христианской церкви священник имеет вторую степень, то есть он стоит по рангу ниже епископа, но выше диакона. Это дает ему право совершать богослужения, все таинства, кроме рукопожатия. В православной церкви получить облачение священнослужителя может человек, который:
- Прошел специальную подготовку: обучение в семинарии в течение 5 лет и сдал все экзамены.
- По окончании семинарии священнослужитель должен жениться и принять монашество, либо отложить принятие сана.
- После обучения выпускник прикрепляется к приходу, где шагает по лестнице получения новых санов.
- Если человек не заканчивал специального образовательного учреждения, то поучить сан священнослужителя он может только через рукопожатие главы прихода.
- Получить профессию может сын от отца.
Священничество – это не должность, а образ жизни, требующий ответственности и самопожертвования.
Это интересно: Каин и Авель — легенда о братьях и история первого убийства
Как обращаться к священнику вне храма
Если встреча со священником произошла вне храма, но при этом он в рясе, благословение взять можно, если это уместно при тех или иных обстоятельствах. Когда же священник одет в мирскую одежду, то лучше воздержаться от принятия благословения, если лично вы не знакомы. Хотя такое приветствие не запрещается и в “светской” обстановке. В некоторых случаях священник может подать руку для рукопожатия. Такая форма приветствия допустима, особенно если она выражает уважение и приятность встречи.
Когда встреча произошла одновременно с несколькими священниками, то благословение берется вначале у высшего по иерархии. Чтобы определить, кто занимает более высокое положение, присмотритесь к кресту, который носит священник. Если крест с украшениями – это обязательно протоиерей. Позолоченный крест может быть и у протоиерея, и у иерея. Серебряный – скорее всего, священник в сане иерея (хотя такое деление весьма условно).
Если понять иерархию затруднительно, нужно сказать: “благословите, отцы”, тогда они сами благословят “по старшинству”. Это требование носит неукоснительный характер для внутренней церковной жизни. Если вы являетесь обычным прихожанином и точно не знаете, как обращаться к священнику, вам незнакомому, строго соблюдать иерархию не обязательно.
Обращение в зависимости от сана священнослужителя
Существует три основных ранга священнослужителей, которые нельзя не учитывать при обращении:
- Патриарх, митрополит, епископ: «Ваше святейшество, Святейший Владыко, Ваше высокопреосвященство, Блаженнейший» — это официальные правила обращения. Существуют и более народные: «Владыко Кирилл». Величественное слово: Владыко» возвышает служителя церкви данного чина над всеми остальными степенями и званиями.
- Иерейский ранг: «Ваше высокопреподобие (имя), Ваше преподобие (имя)», опять же – это официальные слова. В народе такому чину принято говорить: «Батюшка».
- Дьякон, протодиакон, архидиакон: «Отец, архи- (имя)».
Сами же священники всегда говорят о себе в третьем лице: «я диакон (свое имя)». Женам священнослужителей принято говорить: «Матушка (имя). Если вы пришли к Батюшке во время какого-либо праздника, не забудьте поприветствовать его и обозначить великий день церковного календаря: «Христос Воскрес!», «С великим понедельником!»
Теперь, вы будете знать, как обращаться к священнику в зависимости от ситуации, сана, и даже сможете позвонить ему по телефону.
Видео об обращении к священникам
Далее советуем посмотреть видео, в котором святой отец Евгений расскажет, как именно лучше обратиться к священнику, чтобы попросить его благословления и для других целей:
https://youtube.com/watch?v=_id3zKxJOD8
Отличие диакона от священника — наличие наперсного креста
Священник обязательно носит наперсный крест и к нему можно обратиться «батюшка» Отличить диакона от священника довольно просто: у диакона нет наперсного креста. Архимандрит носит крест с украшениями, протоиерей (игумен) – крест позолоченный или с украшениями, иерей (иеромонах) — крест серебряный.
Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться самым простым обращением: Отец (имя), а если знаете должность, то (настоятель, наместник, благочинный): Отец настоятель, отец диакон и т.д.
Иногда получить подсказку на вопрос как приветствовать священника (лицо духовного сана) поможет знакомство. Сами священнослужители, когда представляются, называют свои сан и имя: протоиерей Василий, архидиакон Николай и так далее.
Священнослужителям при встрече не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день»
Один из важных моментов – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику в церкви. Часто люди, пришедшие в храм, обращаются к духовному лицу: «Здравствуйте, добрый день!». Это неверно, т.к. по церковному этикету после слов приветствия нужно взять благословение, так и сказав «благословите…».
Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите…» или еще короче: «Благословите, отец (имя)». Не будет грехом, если добавить время суток или поздравление с праздником, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» или «Христос воскресе, отец (имя)», благословите!». Попросить благословение у священника можно даже вне церкви и если он одет в мирское.
При встрече со священником немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите»
Обращаться к Патриарху Кириллу следует «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыка Кирилл».
Другое распространенное у нас обращение «матушка» допустимо лишь по отношению к настоятельнице монастыря, но никак не к монахине. Так же к женам священников и диаконов принято обращение «Матушка (имя)».
Священнослужителям при встрече не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день»
Один из важных моментов – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику в церкви. Часто люди, пришедшие в храм, обращаются к духовному лицу: «Здравствуйте, добрый день!». Это неверно, т.к. по церковному этикету после слов приветствия нужно взять благословение, так и сказав «благословите…».
Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите…» или еще короче: «Благословите, отец (имя)». Не будет грехом, если добавить время суток или поздравление с праздником, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» или «Христос воскресе, отец (имя)», благословите!». Попросить благословение у священника можно даже вне церкви и если он одет в мирское.
При встрече со священником немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите»
Обращаться к Патриарху Кириллу следует «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыка Кирилл».
Другое распространенное у нас обращение «матушка» допустимо лишь по отношению к настоятельнице монастыря, но никак не к монахине. Так же к женам священников и диаконов принято обращение «Матушка (имя)».
Этикет — помощь в общении
Церковный этикет – это не просто формальный свод правил поведения, но также уважительные, добрые, искренние отношения между прихожанами. К сожалению, в храме можно услышать неуместные замечания и упреки. Такое поведение зачастую оправдывается тем, что пришедший в храм человек “ведет себя не так, как нужно”. Но это недопустимо как с точки зрения христианской нравственности, так и обычной человеческой морали.
Если вы видите, что кто-то поступает неправильно, указывать на ошибку нужно тактично, чтобы не задеть и не обидеть человека. Иисус Христос назвал всего две основные заповеди:
Иерархия церковных санов
Иерархичная структура определяет строгий порядок обращения к представителям разных ступеней духовенства. Благодаря ей институт церкви работает четко и слаженно уже много столетий. Согласно общепринятым канонам, все церковнослужители делятся на три класса:
- Диаконат. Низшая ступень иерархии, объединяющая протодиаконов, диаконов, иеродиаконов, архидиаконов. Эти люди находятся в начале своей карьеры, не могут проводить Таинства и служат пока только помощниками высших санов.
- Священство. Так называемый средний класс, куда входят иереи, иеромонахи, протоиереи, игумены, протопресвитеры, архимандриты. Священники имеют право совершать богослужения и иные требы.
- Епископат. Высшие саны, к которым относятся архиепископы, епископы, патриархи и митрополиты. Эта каста стоит на самом верху иерархической системы, возглавляя епархию.
Диакон
Священство
Епископ
https://youtube.com/watch?v=ZDyH2BJ-HJM
Диакон обязан исполнять все те обязанности, которые не выполняет священник
Так как диакон — это помощник священника, он обязан исполнять все его поручения. Именно поэтому в церковной литературе диакона сравнивают с ангельским чином, который призван помогать самому Господу Богу.
Диаконы оказывают помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, содержать церковный инвентарь и церковное имущество в исправном состоянии, убирать помещение до и после богослужения, оказывать помощь при организации похорон и т.д.
Проповедь диакона Романа Безменова. На 3 секунде автор начинает проповедь, так как диакон может это делать без особого возражения.
Иногда верующие спрашивают: может ли диакон проповедовать? В Русской Православной Церкви диакон может проповедовать Евангелие без какого-либо разрешения, если он имеет к тому дар от Господа. Кроме того, диакон имеет и другие права:
- Входить в состав Церковного совета без избрания.
- Проводить беседы с членами церковной общины.
- совмещать диаконское служение со служением регента или дирижера
- Организовывать материальное служение в церкви и т.д.
Случаи, когда диакон служит более 3-4 лет редки, так их обычно рукополагают во священники.
В любом случае диакон не имеет права заменять священника. При этом, наряду с ним, во время богослужения он может прикасаться к священным сосудам. Стрит отметить, что существует практика рукополагать диаконов в священники, что связанно с необходимостью обновлять клир. Именно поэтому диаконы служат обычно недолго, хотя в истории РПЦ зафиксированы случае, когда люди служили в этом чине 10 и более лет.
Как правильно обращаться к священнику в церкви
Как и в любом другом сообществе, в православном храме существуют свои правила общения и этикет. Общие подходы можно понять интуитивно — в храме не положено громко разговаривать, приходить в слишком броской или вызывающей одежде, нужно вести себя спокойно и не мешать остальным молиться. Многое из православного этикета можно перенять, глядя на окружающих.
Чаще всего у новоиспеченных христиан возникают сложности в личном общении со священнослужителями.
Батюшки и все, кто причастен к службе в храме, кажутся нам чуть ли не небожителями, которые сильно отличаются от простых смертных.
И очень часто мы не знаем, как подойти к священнику, как обратиться, как начать разговор или задать вопрос. Постараемся разобраться в таких тонкостях церковного этикета.
Зачем нужны специальные обращения
Православная Церковь имеет свою четкую структуру и иерархичность, что позволяет соблюдать порядок во внутрицерковном общении, во внешних связях и контактах.
Иерархия важна и нужна как элемент упорядоченности работы любого социального института.
И если рассматривать Церковь не только как Дом Божий, а еще и как социальный институт, становится очевидно, что без иерархии обойтись невозможно.
Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей»
Простой прихожанин любой православной церкви также является ее полноправным членом, также находится на своей ступени церковной иерархии. Но если между собой мы не используем никаких специальных оборотов речи, кроме привычного всем «брат и сестра», то при общении со священнослужителями дело обстоит иначе.
О церковной иерархии:
Для того, чтобы понять, как правильно обратиться к священнослужителю, нужно определить, кто же именно перед нами находится. В нашей церкви выделяют такие степени священства:
- Епископство. Сюда относятся наивысшие чины церковной власти — патриарх, митрополиты, епископы. Ко всем этим чинам применимо обращение «Владыко», поскольку в их подчинении находятся церковные территориальные единицы. К патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество», к епископу — «Ваше Преосвященство», а к митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство».
- Иерейство. К ним относят иереев из числа белого священства и монашествующих: иерей, протоиерей, игумен, иеромонах. К высшим чинам (игумену, архимандриту) обращаются «Ваше Высокопреподобие», к остальным — «Ваше преподобие», «Отец». Также в народе часто используют обращение «Батюшка» — оно более теплое, близкое, поэтому так чаще всего именуют духовников.
- Диаконство. Сюда относятся диаконы, протодиаконы, иеродиакон, архидиакон. К ним принято обращаться со слова «Отец».
Часто задают вопрос, почему к священнослужителям применяется обращение «Отец», когда у христиан Един Отец Иисус Христос? Ответ можно найти у святого отца нашей Церкви Климента Александрийского. Он поясняет, что, как мы называем отцом нашего физического родителя, который родил нас телесно, так мы их называем отцами наших духовных наставников, которые родили нас духовно.
Батюшка — простонародное обращение к женатому священнику
Помимо священства, в Церкви есть люди, идущие по пути монашеской жизни. Это и простые монахи, и послушники, и игумены монастырей. К игуменьям принято обращаться «Матушка», к простым монахам или послушникам — «Брат/сестра».
Таблица обращений к священнослужителям
Для того, чтобы как можно понятнее и нагляднее привести формы общения со служителями Церкви, приведем таблицу.
Белое духовенство | Монашествующие | Форма обращения |
Патриарх | Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Святейший Патриарх | |
Митрополит, архиепископ | Ваше Высокопреосвященство, Владыка | |
Епископ | Ваше Преосвященство, Владыка | |
Протоиерей, протопресвитер | Архимандрит, игумен | Ваше высокопреподобие, отец |
Игумения | Матушка | |
Иерей | Иеромонах | Ваше Преподобие, отец |
Диакон, протодиакон,архидиакон | Иеродиакон | Отец |
Монах, монахиня | Брат/сестра |
При встрече со священнослужителем, любой мирянин после приветствия может попросить благословения. Для этого нужно поприветствовать священнослужителя согласно его сана, далее сложить руки крестом и поднять их к тому, кто будет благословлять.
Известные священники:
Нужно попросить — «Благословите!», далее можно пояснить, на что конкретно вы просите благословения, если это какой-то частный момент. После этого священнослужитель благословит вас во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, осенит крестным знамением. Мирянин в конце целует руку благословляющего или поручи его облачения.
Кто посредник?
— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?
— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!
— Что же тогда священство?
— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.
— А как возник институт священства?
— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.
— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?
— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).
Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.
Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.
Церковные записки
Во время проскомидии совершается поминовение как живых христиан, так и усопших. Традиция помнить о близких и молиться за них очень древняя. Чтобы священник зачитал имена близких вам людей в алтаре, можно заранее написать записки. Обычно их подают с вечера или ранним утром до начала литургии. В записках допустимо указывать только тех людей, кто был крещён при жизни. Также запрещается подавать записки с именами самоубийц.
В некоторых храмах существует деление записок на обычные и заказные. Когда мы подаём обычную записку, на проскомидии из просфоры вынимаются частицы по числу указанных имён, которые затем опускаются в вино. Это символизирует очищение поминаемых душ через кровь Спасителя.
Имена из заказных записок дополнительно звучат во время ектений, священник произносит их перед алтарём. После литургии молитва о здравии живых продолжается во время молебна, поминовение мёртвых – во время панихиды.
Записки о здравии
Церковная молитва является очень сильной. Поэтому принято заказывать поминовение во время проскомидии тех людей, которые больны или нуждаются в поддержке Бога, наставлении на путь истинный. Под «здравием» в православии понимается не только физическое и психическое здоровье, но и благополучие человека, материальный достаток, духовные устремления.
В записках о здравии рекомендуется первыми писать имена Патриарха, Архипастыря, Преосвященного Архиерея, от которых зависит благополучие всей паствы. Затем указывается имя духовного отца, который наставляет человека. Следом идут имена родственников, близких людей. В конце записки можно вписать имена врагов, завистников, недоброжелателей. Молясь об их здравии, мы просим Бога привнести в душу наших врагов гармонию, примирить их с окружающими.
Записки об упокое
Поминовение усопших, которые оставили след в нашей душе, позволяет ощутить единение с ними. Православие учит, что смерти нет. Души людей вечные, и своей молитвой мы можем помочь ушедшим в их небесной жизни. Так же, как и они помогают нам оттуда.
Подавать записки об упокое следует регулярно, особенно в дни рождения и смерти покойного, в день крещения, на именины.
Правила написания записки
Существует несколько правил, которые помогут правильно написать церковную записку. Перечислим их:
Писать можно на специальном бланке, который вам дадут в церкви, либо на обычном листке бумаги. В последнем случае нарисуйте крест и подпишите, какая это записка – о здравии или за упокой.Пишите разборчиво и крупно.В одной записке можно указать от 5 до 10 имён. Допускается подавать несколько записок.Вписывая имя, подумайте о человеке, пожелайте ему всех благ от чистого сердца. Это своеобразная молитва о нём.Указывайте те имена, которые люди получили при крещении. Они должны быть полными, а не сокращёнными.Записывайте их в родительном падеже: Александра, Николая, Ольги и т. д.Не упоминаются фамилии, отчества, степень родства.Если в записке есть имена детей до 7 лет, их называют младенцами.Также следует указывать сан духовных лиц.В записках о здравии допустимо упомянуть слова: «болящего», «заключённого», «воина», «путешествующего».В записках о поминовении усопших пишут «убиенный», «воин», «приснопамятный» (в день смерти или именин покойного). Если после кончины ещё не прошло 40 дней, указывают «новопреставленного».
Записки на проскомидию подаются отдельно от записок на молебен и панихиду.
Другие нюансы православных приветствий
Сегодня некоторые верующие называют всех церковных женщин «матушками», однако это неверно. В православии так можно обращаться только к игуменье монастыря или жене батюшки. Последняя не имеет официального сана, однако выполняет важную роль в жизни прихода. Она занимается хором, обучением, питанием, возлагает на себя все остальные бытовые заботы.
Христианство учит нас тому, что по духу мы все едины и вместе являемся Телом Церкви, а потому между простыми прихожанами позволительны обращения «брат» и «сестра». Также можно называть друг друга просто по имени.
Как лучше обращаться к священнику в храме
Священнослужитель является посредником между Господом Богом и мирянами. Церковный этикет предполагает несколько правил:
- обращайтесь только на «вы»;
- не отвлекайте человека от богослужения или иного занятия, а дождитесь, пока он освободится;
- не нужно пожимать руку – среди духовенства это не принято;
- начиная разговор, слегка преклоните голову;
- старайтесь обращаться по имени (например, «Отец Иоанн»), а если не знаете его – просто «батюшка»;
- при случайной встрече сделайте легкий кивок.
Как обращаться к священнику во время исповеди
Таинство Исповеди – важное событие в жизни верующего христианина. Это целый ритуал, который выстроен на незыблемых канонах:
- начинайте каяться первыми, не дожидаясь наводящих вопросов батюшки;
- называйте священнослужителя по имени, на «вы» согласно его сану;
- не утаивайте своих грехов, признайтесь: «Грешна/грешен во всем!»;
- закончив, опуститесь на колени, смиренно слушая заключительную молитву;
- в конце приложитесь губами к руке священника, однако не произносите слов благодарности – так не принято.
Таинство Исповеди – важное событие в жизни верующего христианина
Как обращаться к священнику по телефону
Сегодня со своим духовным учителем можно связаться в любой момент, просто позвонив ему по телефону. Однако даже при такой беседе нельзя забывать о церковном этикете:
- обратитесь к церковнослужителю по имени, на «вы», согласно его сану;
- представьтесь;
- кратко изложите причину звонка (срочный вопрос, назначение встречи, совет);
- закончив общение, попросите благословить вас;
- попрощайтесь и повесьте трубку.
Правила общения среди членов церковного сообщества – это целый ряд канонов, которые следует соблюдать всем воцерковленным людям. К кому бы вы ни обращались, нужно учитывать его сан в иерархии и применять ту форму обращения, которая официально установлена церковью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Отличие диакона от священника — наличие наперсного креста
Священник обязательно носит наперсный крест и к нему можно обратиться «батюшка» Отличить диакона от священника довольно просто: у диакона нет наперсного креста. Архимандрит носит крест с украшениями, протоиерей (игумен) – крест позолоченный или с украшениями, иерей (иеромонах) — крест серебряный.
Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться самым простым обращением: Отец (имя), а если знаете должность, то (настоятель, наместник, благочинный): Отец настоятель, отец диакон и т.д.
Иногда получить подсказку на вопрос как приветствовать священника (лицо духовного сана) поможет знакомство. Сами священнослужители, когда представляются, называют свои сан и имя: протоиерей Василий, архидиакон Николай и так далее.
Общепринятые правила и формы обращений
Обращение к священнику в храме:
- Обращайтесь только на «Вы»;
- Дождитесь, пока священник освободится (закончит службу, разговор с другим человеком);
- У священников не принято рукопожатие, поэтому можно немного поклониться перед началом беседы и после слов приветствия попросить благословения;
- Называйте по имени, например, «Отец Сергий». Если вы не знаете его — «Батюшка»;
- Имена и титулы произносятся только на церковнославянском: диакон, а не дьякон; Алексий, а не Алексей;
- При прощании попросите благословения, как и для приветствия;
- Встретив батюшку на улице или в транспорте, без облачения, можно подойти и взять благословение (если это не помешает его делу). В случае невозможности взять благословение просто слегка кивните.
Обращение к священнику по телефону:
Священнослужителю можно позвонить по телефону в случае необходимости или близкого знакомства.
- По телефону не видно, кто отвечает, поэтому беседу можно начать со слов: «Алло, это Отец Андрей?» и после получения положительного ответа сказать: «Отче, благословите!»;
- Нужно представиться, назвать свое имя;
- Далее можно рассказать по какому поводу звоните;
- Общение со служителем церкви по телефону – не лучший способ, поэтому не обсуждайте откровенный темы и не исповедуйтесь так. Можно договориться о встрече, либо узнать другую полезную информацию. А все остальное оставьте для разговора с глазу на глаз;
- При прощании, как и в храме, можно попросить благословения и положить трубку.
Формы обращений
- Обращение к монаху, не имеющему духовного сана: «честной брат», «отец»;
- Обращение к послушнице и монахине: «сестра»;
- Обращение к диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто «отец (имя)»;
- Обращение к иерею (священник) и иеромонаху (монашествующий священник): «Ваше Преподобие» или «отец (имя)», (неофициальное обращение – «отец (имярек.)», «батюшка»);
- Обращение к протоиерею (священник), игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие» (неофициальное обращение к протоиерею – «отец (имярек.)», «батюшка»);
- Обращение к игуменье женской обители: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)»;
- Обращение к архиерею: Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство;
- Обращение к епископу: Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка или просто Владыка (либо используя звательный падеж славянского языка: Владыко);
- Обращение к митрополиту: Ваше Высокопреосвящество или Высокопреосвященнейший Владыка.
Правила, понятия и тонкости церковного этикета описаны в труде епископа Марка Головкова «Церковный протокол».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение