Собор рождества иоанна предтечи,подворье иоанно-богословского крыпецкого монастыря подворье епархиального женского монастыря
Содержание:
Фото и описание
Иоанновский храм был построен в 1778 году в Петербурге при Каменноостровском дворце архитектором Ю.М. Фельтеном в необычном для православного храма архитектурном стиле псевдоготики. Трудясь над созданием архитектурного стиля храма, Ю.М. Фельтен последовал царившей в то время модной тенденции на английские пейзажные парки и неоготику. Когда Павел I возглавил Мальтийский Орден, церковь была передана Ордену, в ней кавалеры принимали присягу, их хоронили на кладбище при церкви. После восхождения на престол Александра I кладбище закрыли.
Сохранились исторические свидетельства о том, что в 1834-1836 годах А.С. Пушкин в Иоанновской церкви крестил своих детей — Григория и Наталью. По преданию, поэт посетил именно эту церковь перед роковой дуэлью.
В 1923-1924 годах церковь передали обновленческой церкви, но с 1925 по 1938 год был возвращён Православной общине. Во времена СССР храм закрыли в 1937 году. Вся церковная утварь бесследно пропала. Пока храм не действовал, в нем размещались различные организации (мастерская скульптора, РЖУ, военный санаторий, спортзал). Часть церковного имущества изъяли и передали в Москву в 1917 году, другая часть была расхищена и безвозвратно потеряна. При одном из пожаров были уничтожены настенные фрески.
Иоанновская церковь была возвращена приходу в 1989 г. и тогда же включена в состав Петроградского благочиния. В 1990 году возобновились богослужения. Престольный праздник в храме — 7 июля (Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Настоятелем храма является протоиерей Вадим Николаевич Буренин. Не так давно на территории Городского клинического онкодиспансера отрыли молельную комнату. Духовенство церкви Рождества Иоанна Предтечи во главе с о. Вадимом будет окормлять пациентов и сотрудников этого учреждения.
Учитывая необычный архитектурный стиль церкви, издалека ее можно принять за костел – те же типичные для католических храмов уносящиеся вверх остроконечные стены из красного кирпича, стрельчатые серые купола, колокольня со звонницей, колонны и зарешеченные стрельчатые окна. В плане церковь, как и все костелы, крестообразная. Внутри – классические своды готического стиля. Даже деревянный иконостас несколько стилизован под готику.
Неподалеку от храма находится часовня иконы Богоматери «Всецарица», изначально это была вахта Ушаковского моста, перестроенная в псевдоготическом стиле, создающая с церковью единый ансамбль. Часовня представляет собой круглое здание, построенное из красного кирпича на ступенчатом основании, с готическими окнами. Вместо купола у часовни – плоская серая крыша, увенчанная маковкой с крестом.
При храме действует воскресная школа (для детей и взрослых), проводятся катехизаторские курсы, силами прихожан проводятся разнообразные мероприятия просветительского и социального направления. Работает приходская библиотека духовной литературы, составленная из книг, пожертвованных прихожанами и многими дарителями. В библиотеке прихожане могут получить книги и другие носители по основному богословию, катехизису, истории Церкви, аскетике, догматике, агиографии, церковному искусству, педагогике.
История Иоанно-Предтеченского монастыря
Женская обитель была заложена в конце XV столетия. Историки предполагают, что ее основание связано с рождением будущего царя Иоанна Грозного, которого нарекли во имя Предтечи Крестителя Господня. Приближенность к правящему роду давала скиту существенные преимущества. Так, он никогда не имел нужды в деньгах, возводил много новых богатых храмов.
Иоанно-Предтеченский монастырь имеет богатую историю
За всю свою историю Предтеченский монастырь неоднократно оказывался на грани полного разрушения. Первый раз это произошло спустя два столетия после основания, когда он подвергся нападению польских интервентов. Позже женский скит дважды страдал от огня.
XIX век
Знаменитый московский пожар 1812 года стал трагическим для Иоанно-Предтеченской лавры. Тогда сгорели все постройки, за исключением одного храма. Успевшие вовремя сбежать монахини переправили часть церковных реликвий в Вологду, однако это не спасло скит от последующего упразднения. Единственной уцелевшей церкви присвоили статус приходской, а о монастыре забыли почти на пятьдесят лет.
Реконструкция началась только в 1860 году. Автором проекта выступил архитектор Михаил Быковский. Именно он решил придать главному храму схожесть с флорентийской базиликой. Восстановленный к концу XIX столетия скит, стал единственным общежительным монастырем города. Его настоятельницей назначили игуменью Рафаилу, а обитель начала стремительно заселяться и процветать.
Советское время
К 1917 году лавра насчитывала больше 300 сестер. Во время Первой мировой войны они шили форму солдатам, а после революции – обмундирование красноармейцам. Так продолжалось чуть больше года, пока скит не упразднили. На его месте устроили «Ивановский исправительный дом на Солянке», а кельи заселили арестантами концлагеря. Строения, находившиеся на территории, почти все перешли к МВД, а насельниц арестовали или отправили в ссылку.
До 1927 года главная церковь существовала, как приходская, однако потом и она перешла во введение советской власти, став государственным архивом, а по совместительству – лагерным красным уголком.
Возобновление обители
Иоанновская лавра начала возрождаться с 1990 года. После частичной передачи зданий Русской Православной Церкви по сей день продолжается реставрация разрушенных сооружений и внутренней отделки храмов.
В 2002 году назначается первая игуменья, а монастырь приобретает статус ставропигиальный. С 2014 года настоятельницей становится Людмила Волошина.
Современное состояние
До сих пор значительная часть построек находится во ведении Университета МВД города Москвы. Из-за отсутствия должного ремонта исторические сооружения рушатся, что грозит полным их уничтожением.
Та часть, что перешла Русской Православной Церкви, продолжает активно восстанавливаться, а сама лавра вновь переживает период процветания. На ее территории работает иконописная мастерская и несколько швейных фабрик. Также при обители открыты просветительские курсы для монахинь.
Церковные службы в Предтеченском монастыре проходят каждый день
Женская обитель была заложена в конце XV столетия
Монастырь расположен в самом центре Москвы
Датировка
Рождественский собор Антониева монастыря (1127) — предполагаемый образец Ивановского собора
Вопрос о датировке собора породил много споров. Исследователи XIX — начала XX века полагали, что основательницей каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была похороненная там псковская княгиня Евфросинья (в иночестве — Евпраксия). Впоследствии исследовали опровергли эту версию и отнесли время строительства храма к 1120—1130 годам. Возможным основателем монастыря была названа вдова псковского князя Всеволода (Гавриила). Г. В. Алферова (1958) показала большую архитектурную близость Ивановского собора с другим псковским храмом — Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря, и отнесла оба строения к одному периоды, датировав собор Мирожского монастыря 1137—1138 годами. Ю. П. Спегальский считал выдвигаемые датировки несостоятельными, указывая на неизученность интерьера собора. После проведения археологического шурфования храма в 1964 году В. Д. Белецкий предположил, что по аналогии с псковской церковью Дмитрия Солунского памятник был построен в 1119—1139 году. П. Н. Максимов относил возведение собора к концу XII века, указывая на его приземистость, меньшее количество окон, не расположенных ритмическими рядами. А. И. Комеч (ум. 2007) относил время возникновения собора к 1137—1142 годам.
С. П. Михайлов допускал, что образцом для постройки Ивановского собора мог служить новгородский Рождественский собор Антониева монастыря, который имел аналогичное образное решение, фасад, плановую разбивку и интерьер. Эти два собора также имеют близкие основные размеры. Так, длина от западных дверей до «горнего места» в соборе Иоанна Предтечи составляет 16,4 м, а в Рождественском — 16,5 м, ширина внутреннего пространства — по 10,3 м, одинакова и ширина боковых нефов. О Рождественском соборе Антониева монастыря как о возможном непосредственном образце Ивановского собора говорил и А. И. Комеч.
Усыпальницы псковских княгинь
— Здесь ведь псковские княгини похоронены!
— С XIII века храм служил усыпальницей псковских княгинь. Мы знаем, что здесь погребены более десяти княгинь, среди них известная княгиня, внучка святого благоверного князя Александра Невского — Мария Дмитриевна, супруга благоверного князя Довмонта-Тимофея, в монашестве Марфа. Также здесь погребены многие известные горожане.
— И находилось здесь кладбище?
— Монастырь действовал до революции. В 1923 году он был закрыт. Монахинь изгнали из монастыря и они вынуждены были уйти в мир, спасаться среди мирского населения. Летом 1925 года городские власти приняли решение об уничтожении монастырского кладбища. Псковичам было предложено перезахоронить своих родственников на других кладбищах города. Поэтому мы здесь уже не видим захоронений, за ХХ-е столетие они были полностью уничтожены. Хотя какие-то плиты выходят на поверхность.
— В годы войны собор сильно пострадал?
— Да! Пострадала кровля собора, был практически уничтожен храм Андрея Первозванного XVIII века с приделом преподобного Серафима Саровского. Остался только древний собор. Благодаря усилиям реставраторов, таких как Петр Максимов, как Борис Скобельцын и Сергей Михайлов, собор удалось не только возродить, но и придать ему древние формы. То есть, позакомарное покрытие и то, что мы видим древние шлемовидные главы куполов, – все это благодаря тому, что здесь были проведены большие исследовательские работы, и собор приобрел древний, первоначальный вид.
История
Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города).
В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века).
В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам.
Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее).
В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки.
В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры.
Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно — чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.
Позже, Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира «Мстительного легиона» партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.
В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря — дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа.
Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился.
Архитектура
Декор собора: аркатурный пояс под главами, двухступенчатые ниши в закомарах западного фасада и раскреповки в закомарных арках
Для очертания плана постройки характерна грубость и нерегулярность. Имеет место кривизна линий и поверхностей. Здание имеет приземистые пропорции. Неодинаковая ширина прясел и закомар делает ритм этих элементов менее строгим. Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов. Культурный слой вокруг здания составляет 1,5 метра (Комеч, 1993). Пол внутри собора находится на отметке ниже современной дневной поверхности на 0,7 м.
Ивановский собор представляет собой шестистолпный трехапсидный храм длиной 19,5 м, шириной 12,8 м. Толщина стен составляет 1,1—1,2 м. Фундаменты храма ленточные, глубиной около 40—50 см. Основание фундаментов опирается на грунт скальной породы. Фундаменты состоят из валунов и битых плинф, залитых раствором с цемянкой. Над фундаментами располагается вымостка, состоящая из плинф на растворе. Прежний пол здания лежит на 95 см ниже уровня земли. Он состоял из раствора с цемянкой и был покрыт известняковыми плитами. Стены храма выстроены из плит серого известняка с прослойками кирпичей, выложенных на растворе с цемянкой. В арках и перемычках окон чередуются камни и кирпичи. Кирпичи имеют размер 4,5—5,5 × 22—25 × 34,5—36 см, в отдельных местах длина кирпичей достигает 39 см. В кладке апсид и малых барабанов размер кирпичей составляет 3,5—5 × 15—17 × 22—23 см.
«Никола» XIV века из собора. Ныне хранится в Третьяковской галерее
В более толстой западной стене расположена лестница, ведущая на хоры. Восточные столбы здания имеют Т-образное сечение, соединяются с междуапсидными стенками. Западные столбы под куполом в нижней части восьмигранные, а в верхней — прямоугольные. Крайние западные столбы ниже хор круглые, а на верху прямоугольные. Хоры, опиравшиеся на деревянные балки, размещались в западном членении здания. Подкупольное пространство имеет размеры 4,2 м вдоль храма и 3,9 м поперёк. Своды цилиндрические. На наружных стенах имеются плоские лопатки. В северном членении западной стены, где расположена лестница, имеется одна лопатка в интерьере. Лестница внутри храма перекрыта уступами плитами. В алтаре имеется горнее место. Найдены следы алтарной преграды (брус тябла). В здании имеются три аркосольные ниши. Храм венчает три главы — одна большая и две малые. Барабан центральной главы имеет восемь окон, барабаны западных глав — по четыре окна. В верхней части барабанов проходит аркатурный пояс. В XVI веке к западной стороне пристроен притвор (по другим данным — в начале XVIII века), сохранившийся до наших дней. Тогда же над карнизом закомары нартекса южного фасада была надстроена двухпролётная звонница.
Собор имеет три портала. Окна устроены в два яруса. На первом ярусе окна фасадов и апсид узкие, имеют полуциркульное завершение. Окна второго яруса на южном и северном фасадах в центральной и крайнем западном членениях тоже узкие с полуциркульным завершением, в двух других членениях и на апсидах расположены окна круглой формы (ныне заложены). На западном фасаде второго яруса боковых членений имеются двухуступчатые ниши. Кроме них и двухуступчатого профиля закомар, фасады здания лишены декоративных элементов. Размещение входа на хоры в толще западной стены — абсолютно новое явление в зодчестве новгородской школы. Круглые окна собора были уникальны для русского зодчества.
Собор Рождества Иоанна Предтечи
Известный Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове располагается недалеко от побережья р. Великая. Существует предание, что в древности церковь относилась к Ивановской обители, основанной ориентировочно в 40 г. 13-го столетия. Своим существованием монастырь обязан кн. Ефросинье, дочери князя Ригвольда из Полоцка. Она же была тетей кн. Довмонта.
Источники повествуют о трагической судьбе кн. Ефросиньи. Ее супругом был авантюрист князь Ярослав Владимирович. Он отверг женщину. Единственным выходом для несчастной стал постриг в монахини. Княгиня основала Ивановскую обитель в Пскове, заняв место ее настоятельницы.
Через время кн. Ярослав обманом вызвал княгиню для разговора за пределы монастыря. Ефросинью убил ее собственный пасынок по приказу князя-отца. Тело настоятельницы привезли обратно, где оно и было погребено в стенах монастырского собора. С тех пор храм стал местом упокоения княгинь Пскова. Здесь же нашли свое последние пристанище останки кн. Марии, кн. Натальи, а также наследник и супруга Великого Князя Ярослава Васильевича.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове представляет собой несколько растянуто с запада на восток здание. Храмовые фасады разделены на вертикальные сегменты, завершающиеся округлыми закомарами. Внешние формы соответствуют внутреннему рельефу.
Церковная глава обладает внушительным световым барабаном. Она слегка сдвинута от центра к восточной части, а прочие две главы находятся ближе к западному притвору. Украшением глав служат закомарные подкарнизные пояса.
С алтарной стороны располагается троица полусферических апсид. Их поверхности отличаются плавность и гармоничностью. Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове не обладает помпезностью и большим количеством украшений. Его силуэт отличается исключительной живописностью линий.
Звонница возле южной стены храма, возведенная в XVI в., имеет два пролета. С запада к церкви примыкает пристройка, сделанная в 17-м столетии. Она тянется вдоль церковного фасада. Однако это – лишь часть того, что здесь было возведено прежде. Многое разрушилось, что-то разобрали. Остались лишь незначительные элементы. При взгляде на храм создается впечатление грузности и массивности здания. Это обусловлено его исключительной древностью.
До XIX в. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была отделана тесовыми досками. Главы покрывала окрашенная чешуя. Справа от алтарной колонны находилась дверь из железа. За ней скрывался узкий ход до каменного крыльца. В наши дни оно не сохранилось. Церковный иконостас состоял из четырех поясов, тумб и карнизов. На поясе верхнем – крест с позолоченными изображениями.
Церкви древности возводили с учетом возможного вторжения, осады и длительной обороны. Потому строительство начиналось с нижнего этажа и погреба. Под Храмом Рождества Иоанна Предтечи в Пскове также присутствует обширный сводчатый погреб. Он выложен камнем. В нем есть подземный ход.
Массивные двери из дерева, ведущие в притвор, украшены росписью и покрыты железными полосами с навесными замками и внутренними личинами. С юга установлена двойная дверь. Хоры для певчих, находящиеся в западном секторе, деревянные. Для инсоляции существуют 5 широких окон, забранных решетками. Также две пары небольших окошек присутствуют в куполе. Когда-то рядом с церковной колокольней располагался теплый придел об одной главе, посвященный святому апостолу Андрею. В 1805 г. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове обнесли надежной оградой из камня. А в 82 г. 19-го столетия на ней же воздвигли новую каменную звонницу. Придел в честь апостола Андрея пришел в негодность и был разобран в 1845 г. А на освободившемся месте возвели новый. В 85 г. 19-го века свершилось строительство 2-этажных палат настоятеля. Однако они простояли совсем недолго, до 1899 года. Тогда же на их месте возвели храмовую просфорную.
Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове в наши дни является действующей приходской церковью. Здесь же располагается мастерская иконописи. В 2007 г. церковь стала принадлежать обители Иоанна Богослова. До сегодняшнего дня церковная территория считается монастырским подворьем.
История монастыря
В запустевших и заброшенных великокняжеских усадьбах обосновался в конце XV века женский монастырь. Возникновение его в основном связывают с появлением на свет царского первенца и наследника престола, когда Великая княгиня Елена Глинская родила 25 августа будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.
Монастырь Иоанна Предтечи был возведен в честь рождения Ивана Грозного
Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.
Монастырь Иоанна Предтечи в Москве несколько раз был на грани полного исчезновения:
- В начале XVII века пережил разграбление польскими интервентами.
- Во второй половине XVIII случились пережить два опустошительных пожарища.
Но каждый раз усердием и щедротами благочестивых прихожан и боголюбивых особ царского рода обитель восстанавливалась. Особенной близостью и щедрыми дарами прославилась многочадная супруга родоначальника династии Романовых Царица Евдокия, которая с большим почитанием относилась к блаженной схимонахине Марфе, часто наведываясь и прося ее святых молитв.
Нередко ее использовали как тюрьму для содержания государственных преступников и заточения царских особ.
Внутреннее оформление храма
Интерьер этого религиозного заведения не будет восхищать своим богатым внутренним обрамлением. Наоборот, здесь все также скромно и скудно. Стены церкви не имеют росписи, а просто задекорированы белым цветом. Над потолком имеются дополнительные деревянные балки, которые скорее играют роль матрицы и опоры, чем декоративного элемента.
Не примечателен и иконостас, который установлен на небольшом пьедестале. Двери, ведущие в алтарь, представлены двумя распашными створками, на которых изображены лики Святых. Установлены несколько картин и по бокам от входа в алтарь. Но, несмотря на подобную «бедность» интерьера, собор Иоанна Предтечи является уютным местом, которое влюбляет в себя всех без исключения туристов.
Монастырь сегодня
В наши дни Иоанно-Предтеченская обитель является действующим женским монастырем, однако она не единолично владеет территорией. В монастыре находится один из корпусов Московского университета, который принадлежит Министерству внутренних дел.
Церковные службы в обители проходят ежедневно: по будням в 7.30 и 17.00, а по воскресеньям в 8.30 и 17.00. Часовня открыта с 8.30 до 20.00.
С 2008 года в подклете соборного храма работает монастырский музей. В нем хранится закладной камень, найденный во время реставрационно-восстановительных работ. На каменной плите высечена надпись об участии в закладке монастыря митрополита Московского Филарета (XIX век). Кроме того, в музее выставлены фрагменты надгробий бывшего монастырского некрополя, старинные четки, стеклянная и керамическая посуда, дореволюционные издания, исторические фотографии и архивные дела начала прошлого века.
Купол собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи
При монастыре работают иконописная, швейная и реставрационная мастерские. Несколько лет назад в обители открылись курсы для насельниц православных монастырей. На них женщины изучают Священное Писание, жития святых, историю Церкви и монашества на Востоке, катехизис и церковное искусство. Обучение на курсах рассчитано на несколько лет.
В подмосковном селе Остров создано монастырское подворье. В большом двухэтажном каменном доме открыта богадельня для пожилых женщин, которую в обители называют Старческим домом или Домом утешения.
Знаменитые узники
Некоторое время в обители были захоронены основоположники секты хлыстов Иван Суслов и Прокофий Лупкин. Их могилы долго посещали московские апологеты веры, пока не случился судебный процесс над хлыстами в 1739 году, после чего могилы разрыли, а тела сожгли и пепел развеяли по ветру.
Одной из знаменитых узниц монастыря была зловещая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова), замучившая в подмосковном имении более 100 человек. Зверства длились в течение семи лет и прекратились лишь по личному вмешательству Екатерины II, только взошедшей на престол. Салтыкову судили гражданским судом в 1778 году и отправили отбывать вечное заточение.
В монастыре для нее соорудили специальную келью – вырыли глубокую яму, над которой возвели деревянную постройку без окон, только когда приносили еду, ставили свечу, это был весь свет, который она видела долгие годы. Во время монастырских служб ее подводили ближе к месту, откуда были слышны молитвы, корреспонденция и разговоры были под запретом. Так она провела 11 лет, после сделали небольшое послабление, переведя в келью с небольшим окошком, через которое с ней могли поговорить желающие.
Еще одной знаменитой пленницей была княжна Тараканова – дочь царицы Елизаветы. Проведя сорок лет за пределами России, вернувшись и поговорив с Екатериной II, она удалилась в Ивановский монастырь. Княжна проживала в обители с комфортом, в монашестве получила имя Досифея. Для нее была выделена келья в две комнаты с печью, в услужение была приставлена послушница, ежегодно из казны выделялась немалая сумма, поступали средства от многочисленных дарителей, большую часть пожертвований княжна тратила на милостыню и пожертвования. После смерти ее погребли в Новоспасском монастыре, надгробие появилось лишь через 100 лет и сохранилось до сих пор.
Это далеко не все тайны обители, узнать больше и побывать на службе сегодня может каждый желающий, посетив Ивановский женский монастырь в Москве. Адрес: Малый Ивановский переулок, строение 2.
XX век (1917-1925 годы)
Революция не пощадила обитель. Новая власть не намерена была мириться с существованием Иоанно-Предтеченского монастыря (в Пскове). Насельницам оставляют всего лишь два маленьких домика. Остальные территории занимают красные войска.
У монахинь забрали все, что могли. Еду, керосин, имущество. Все, заготовленное с большим трудом, теперь потребляли войска. А монастырю не оставили никаких средств к существованию, фактически поставив его на грань голода и смерти. Даже ходатайство Псковской духовной консистории не помогло.
В 1919 году в монастыре разместили детский дом. А спустя три года обитель поставили перед фактом: нужно отдать все драгоценности в пользу голодающих. Ризы с икон, серебряные лампады, кадила, лжицы, блюдца, чаши. В общем, все ценности изъяли.
В 1923 году обитель закрыли. В 1925 — сравняли с землей кладбище. Теперь в бывшем монастыре находился поселок, детская площадка и клуб.