Всеволод чаплин
Содержание:
- Перевертыш
- Прочие факты о Всеволоде Чаплине
- Взгляды Всеволода Чаплина
- 11 самых скандальных высказываний Всеволода Чаплина
- Реакция на Чаплина в обществе
- [править] Резонансные выступления
- “Нет никакого права человека на рай”
- Детство Всеволода
- Блог и скандалы
- [править] Ссылки
- Становление карьеры
- Работа по связям с общественностью
- «Обличал грехи и опасности»
- Юношеские годы и молодость
- Церковная вертикаль
- Критика против патриарха
Перевертыш
Протоиерей Всеволод Чаплин – личность колоритная. Он всегда чувствовал дух времени и легко, как хамелеон, менялся с обстановкой. Либерал в 90-х, он ратовал за то, чтобы православная церковь шла в ногу со временем. С изменением общественного климата делал поворот и отец Всеволод. Он перевоплощался в патриота. Ничего запретного нет в том, что Чаплин рассказывал слушателям. Отвратительно, что за этим нет веры, и все похоже на игру. Церковь как административная структура подвержена тем же недостаткам: присутствует борьба за власть, карьерное продвижение.
Всеволод Чаплин оправдывал убийства «внутренних врагов» и сравнивал с божьим благословением. У радиослушателей это вызывало шок. Священник сравнил Владимира Путина и Ивана Грозного – оба руководителя уничтожали внутренних врагов и расширяли границы. Заявления Чаплина – признаки духовного падения. Такое не говорит человек церкви, это несовместимо с Богом. Между методами священника и запрещенным в России Исламским государством знак равенства – оправдание убийств «божьей волей». Всеволод Чаплин забыл выражение «не буди лихо». В декабре 2015 года он был лишён поста председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества и членства в Межрелигиозном совете.
Прочие факты о Всеволоде Чаплине
Кроме своей административной деятельности Чаплин несет обязанности настоятеля храма Святителя Николая на Трех Горах в Пресненском районе столицы. Ведет он также и преподавательскую практику, являясь доцентом в Свято-Тихоновском православном университете. Периодически издает свои полудневниковые записи в формате книжки под названием «Лоскутки». На сегодняшний день издано две части этих заметок, носящих местами идеологический характер. Собственно, благодаря изданному двухтомнику «Лоскутков» Чаплин приобрел членство в Союзе писателей России и в Академии российской словесности. Его нередко также можно наблюдать в различных передачах на радио и телевидении. Например, на одной из радиостанций, где с завидной регулярностью появляется Всеволод Чаплин, — «Эхо Москвы». При этом, являясь чаще всего приглашенным гостем, некоторые передачи он ведет в качестве ведущего, правда, уже на других, сугубо церковных площадках.
Деятельность протоиерея отмечена множеством наград: орденом Князя Даниила II и III степеней, орденом Святой Анны, орденом Дружбы, а также орденом Святителя Иннокентия Московского.
Взгляды Всеволода Чаплина
Официальный спикер московской патриархии отличается достаточно консервативными, а отчасти и радикальными взглядами. К примеру, в дополнение к вполне ожидаемой негативной оценке абортов и эвтаназии он выступает за создание общественного дресс-кода, регулирующего внешний вид граждан в соответствии с моральными принципами и традициями православной церкви. Кроме того, он активно поддерживает идею создания так называемых православных дружин — силовых группировок, которые с благословения церкви будут мониторить общественное пространство на предмет оскорбления чувств верующих и силовыми методами отстаивать интересы церкви. Отчасти это уже практикуется, о чем свидетельствует прочная дружба Чаплина и экстремистской группировки, руководимой Энтео, деятельность которой сводится к разгрому выставок, срыву концертных и театральных представлений, избиению участников гей-парадов и тому подобных мероприятий, законность и легитимность которых горячо отстаивает официальный спикер РПЦ МП.
Чаплин также ратует за отмену преподавания теории эволюции в школах и университетах, за введение на территории России системы шариатских судов. Крайне воинственно высказывался Всеволод Чаплин о войне, последовавшей за революцией. Он осуждает позицию, занятую тогда верующими, и настаивает, что нравственным долгом всякого православного было вступление в военные действия и уничтожение как можно большего числа людей, имеющих какое-либо отношение к большевистской партии. Но и это еще не все. Многих потрясло выступление Всеволода Чаплина и занятая им позиция в отношении участниц панк-группы Pussy Riot, к которым ни он, ни официальная церковная позиция не проявили ни капли милосердия и не продемонстрировали духа всепрощения, о котором нередко говорят церковные функционеры. Очередную волну резкой критики в адрес протоиерея вызвала его горячая апология роскоши в официальной и частной жизни, которой отличаются многие представители церковной номенклатуры. По его мнению, дорогие вещи, облачения, автомобили и вообще богемный образ жизни духовенства необходимы церкви, чтобы обеспечить и поддержать ее общественный престиж.
11 самых скандальных высказываний Всеволода Чаплина
«Убивать большевиков»
«Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков. Нравственное дело, достойное поведения христианина, – уничтожить как можно больше большевиков, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть».
«О Моцарте»
«Я не люблю Моцарта, я считаю, что в значительной степени это Бритни Спирс своего времени. За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи».
«О православном дресс-коде»
«Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять)».Думаю, доживем мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить».
«О химере научного мировоззрения»
«Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения. На твердые факты могут опираться лишь естественные науки в некоторых своих аспектах, а также в известной степени история. В то же самое время наука не может со стопроцентной фактологической убедительностью объяснить происхождение мира. Она теряется в догадках относительно важнейших элементов устройства Вселенной».
«О подарках Святейшему»
«Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».
«О Борисе Березовском»
«Он (Борис Березовский — «МК») может создать партию антихриста и даже баллотироваться на этот пост. Полагаю, что его дела и слова, если посмотреть на них с позиций христианской нравственности, дают на это прекрасные шансы. Даже нынешние его рассуждения вполне созвучны многим пророчествам, описывающим апокалиптического Зверя».
«О Домострое»
«»Домострой» — это очень достойный памятник нашей христианской мысли. Его пытались опорочить в разных антирелигиозных и политических текстах в советское время. Иногда пытаются опорочить и в постсоветское. Но это потрясающий учебник жизни».
«О семье»
«Нужно изменять отношение общества к тому, как должна строиться жизнь семьи. Те, кто планируют семью как маленькую, те, кто подталкивают людей к планированию минимальной семьи, это, на самом деле, убийцы народа».«Когда под названием «планирование семьи» подразумевается либо контрацепция, либо идея «чайлдфри», либо какой-нибудь однополый «брак», это все культ смерти. Все эти презервативы, все эти средства для того, чтобы сделать семью маленькой, — это признаки общественного самоубийства».
«О сетях быстрого питания»
«А что такого? Ничего страшного в этом не вижу. Я не вижу в этом никакого греха. Сейчас в этой сети (McDonald’s) есть постные продукты. В сети Burger King есть постные бургеры, состав которых мы в свое время изучали и по поводу которых писали письмо в эту сеть, поддерживая появление такого продукта».
«Об идеалах Святой Руси, халифате, СССР»
«Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. Нам нужно дать им возможность осуществить то, что они хотят, мирными, законными, но очень прямыми способами. Мы должны объединить этих людей. Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов».
«О смертной казни»
«Лучше обходиться без смертной казни, но бывают ситуации, когда угрозы обществу слишком сильны и оно может защищать себя, в том числе таким образом».
Реакция на Чаплина в обществе
Все это создало ему репутацию человека тяжелого, неприятного, который ассоциируется с конфликтами и противостоянием, с околоэкстремистским крылом церкви. В патриархии он является рупором клерикализма и символом империалистических устремлений современной РПЦ. Его откровенно недолюбливают не только в светском обществе, но и в самой церкви. Огромная масса как простых верующих, так и клириков, включая лиц из ближайшего окружения патриарха, не устает его критиковать и удивляться, почему Всеволод Чаплин до сих пор стоит у руля общественных связей московской патриархии. На этот вопрос все отвечают по-разному. Значительное число людей считают его лишь транслятором патриарших программ, которые он по известным причинам не может озвучить самостоятельно. Другие предполагают более сложные конспирологические теории или находят причины в мудреных политтехнологиях, взятых на вооружение нынешней церковной властью.
[править] Резонансные выступления
Прославился рядом резонансных и даже скандальных заявлений
Этим высказыванием придавалось большое внимание, так как обычно считалось, что он как пресс-секретарь РПЦ говорит от имени Русской Православной Церкви
Некоторые из них:
- «Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения».
- Положительно оценивал Сталина и Ксению Собчак, но отрицательно высказывался о певице Мадонне, призывал православных не ходить на ее концерты.
- Предлагал ввести общероссийский женский дресс-код, в том числе для того, чтобы женщины не провоцировали своим внешним видом на изнасилования.
- Назвал военную операцию России в Сирии частью «священной борьбы» против мирового терроризма.
- Предупредил о гибели России в случае выхода фильма «Матильда».
Высказывался против анонимности в Интернете. Противник оранжевой революции в России. Уже после отставки высказался против запрета православных икон-аниме.
Является автором ряда фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.
В 2019 году с Сергеем Удальцовым и Игорем Стрелковым стал организатором антиправительственного митинга за реставрацию СССР. Через несколько недель после этого митинга выступил с речью на митинге Николая Мишустина, посвящённом защите традиционных ценностей и персональных данных, где начал своё выступление с пения Символа веры с участниками митинга.
“Нет никакого права человека на рай”
Ю.Ч.: В одном из интервью Вы сказали, что, по сути, католиками могут называться только православные, другие исповедуют ложную религию. Но вот возьмём Японию. В самом начале о христианстве японцы узнали от миссионеров-католиков. Католиков именно западного толка. Узнали и уверовали, по их мнению, в Христа. Закончилось всё плохо, многие были убиты, некоторые распяты. Известны случаи, когда и на кресте они продолжали проповедь. Вот такие люди, мученики, пусть и не православные, заслуживают ли они Рая?
о. Всеволод: Если они в полной мере исповедовали заблуждения иезуитов и других латинян, то они не знали Христа. Они не был христианами, поклонялись ложному “богу”. Судя по многим проявлениям религиозности “католиков” второго тысячелетия, с ними не Бог говорил, а Его вечный противник. Я не исключаю, что кто-то из простых “католиков”, не впустивших глубоко в себя их заблуждения, при искреннем обращении к Христу не останется без Его милосердия, но в Царство Небесное входят только те, кто исповедует истинную веру в Христа и принадлежат Его истинной Церкви — Церкви Православной.
Некоторые заблуждения так называемых католиков проявляются в духовных извращениях, которые я считаю просто бесовской прелестью. Дело не только в филиокве. Например, некоторые “святые” латинского мира путают молитву с сексуальными переживаниями, в то время как истинное христианство на самом деле настаивает на духовной трезвости, на отсечении чувственности, душевности. Так кому поклонялись эти люди? Скорее всего, сатане. Они были одержимы им, и вместо молитвы совершали некое бесовское действо. Не надо забывать: Христос ясно сказал, что Его Царство и вечную жизнь наследует абсолютное меньшинство. Спасение связано и с добрыми делами, и с истинной верой, верой в Него. Нет никакого права человека на рай. Это Божий дар, который даётся немногим, избранным, в ответ на их веру и благую жизнь.
Я не исключаю, что кто-то из простых “католиков”, не впустивших глубоко в себя их заблуждения, при искреннем обращении к Христу не останется без Его милосердия, но в Царство Небесное входят только те, кто исповедует истинную веру в Христа и принадлежат Его истинной Церкви — Церкви Православной.
Ю.Ч.: А какие книги Вы рекомендовали бы для духовного чтения?
о. Всеволод: Это, конечно, зависит от опыта и духовных познаний человека. В любом случае, не нужно бояться сложных текстов. Если речь идёт о человеке начинающем, я бы очень порекомендовал читать Катехизис святителя Филарета (Дроздова) — он написан относительно простым языком, и всякий более или менее развитый человек поймёт сказанное. Конечно, Евангелие, конечно, Апокалипсис, конечно, послания Апостола Павла. Очень полезно внимательно вчитываться, вдумываться в текст канонических молитв, утренних и вечерних. Хорошо прочесть объяснение Божественной литургии (вот у Гоголя, кстати, есть не очень длинный, но глубокий и яркий текст — “Размышления о Божественной литургии”). Очень полезно прочесть творения святителя Игнатия (Брянчанинова). “Опыт построения исповеди” старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) поможет понять, что такое грех и в чём нужно каяться — некоторые люди сегодня даже близко этого не понимают. Из литературы, которая появилась недавно, порекомендовал бы большую, но очень красивую по духовном облику книгу воспоминаний княгини Веры Лобановой-Ростовской о том, что происходило в России перед революцией и после неё. Потрясающий язык, очень много деталей, которые дают возможность почувствовать “запах” этого времени. Очень вдохновенно рассказано о великих трагедиях, великих опасностях — и о надежде и твёрдой вере в Бога.
Ну уж, извините, вспомню и две свои недавние книжки, в которых много сказано о различных религиях и конфессиях, о проблемах церковной жизни, о моём скромном жизненном опыте. Одна называется “Вера и жизнь”, а вторая — “Бог, истина, кривды”
Если кому интересно… Как кажется, мне там удалось сказать много самого важного. Только что вышла и ещё одна книжка — “Накануне Армагеддона”
Там футурологические рассказы и зарисовки сочетаются с размышлениями — пусть гораздо более скучными — о жизни, смерти, свободе и её пределах, применении силы и его границах.
Детство Всеволода
Несмотря на то, что семья будущего священника была далека от православия, он уже с подростковых лет понял, что хочет поступать в духовную семинарию.
Семья
Отец , Анатолий Федорович Чаплин — профессор-агностик, доктор технических наук, ученый в области теории и техники антенн. Приемный дед по матери, Всеволод Вениаминович Костин — внук К.Э. Циолковского, русского изобретателя, ученого в области аэро- и ракетодинамики.
Всеволод Чаплин, по его словам, воспитывался в «безрелигиозной семье». В подростковом возрасте он сам пришел к вере.
Не женат, детей нет.
Учеба в школе
По словам Чаплина, в школе он практически не занимался точными науками. Интерес не вызывала ни математика, ни физика. Подросток понимал, что данные дисциплины не понадобятся ему в жизни, а удовлетворительную отметку учителя все равно поставят. Уже школьником он намеревался поступить в духовную семинарию.
Блог и скандалы
Всеволод Чаплин регулярно выступал на телевидении и на радио. На телеканале «Союз» священник вел программу «Комментарий недели», на радио «Русская служба новостей» – «Час доверия», на радиостанциях «Радонеж» и «Голос России» – передачу «О главном»
В 2003 году в прессе были опубликовано интервью, в котором протоиерей выступал в защиту верующих, разгромивших выставку «Осторожно, религия», прошедшую в музее им. Сахарова
На экспозиции были представлены картины, инсталляции и фото, оскорбляющие чувства верующих.
Консервативность отца Всеволода проявилась в призывах к москвичам игнорировать выступление американской певицы Мадонны, которое проходило в Москве в 2006 году, так как в шоу использовалась христианская символика в кощунственных сценах.
В 2010 году Всеволод Чаплин призывал ввести в программу общеобразовательной школы предмет «Основы православной культуры» и заменить им «Основы религиозных культур и светской этики». Общественность встретила призыв клирика РПЦ негативно. В этом же году протоиерей высказался по поводу внешнего вида российских женщин, который часто вызывает сексуальную агрессию у мужчин. Чаплин предложил выработать общероссийский дресс-код, но дальше петиции дело не пошло.
В 2012 году после скандала, произошедшего в храме Христа Спасителя с участием женской группы Pussy Riot, отец Всеволод призвал общество дать правильную правовую оценку хамскому поведению феминисток. В этом же году от Чаплина поступило предложение о создании христианской политической партии, которая сможет полноценно участвовать в политической жизни страны.
Священник РПЦ также выступал против эволюционной теории Дарвина, называя ее гипотезой, против эвтаназии, абортов и гомосексуальных браков.
К 2015 году отношения протоиерея и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Всеволод Чаплин вступил в полемику с руководителем церкви по поводу проводимого диалога с властью. Свои высказывания протоиерей озвучивал на официальном сайте РПЦ и на личной страничке в ЖЖ. Чаплин также в открытую критиковал нежелание Патриарха решать многие вопросы коллегиально.
По словам протоиерея, РПЦ не должна заискивать ни перед представителями правительства, ни перед общественностью и при необходимости должна твердо отстаивать свою точку зрения. В августе Всеволод Чаплин призвал коррумпированную политическую элиту освободить место для верующих политических и экономических лидеров. В результате в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью прекратил работу, а Всеволод Анатольевич был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела Священный Синод объяснил оптимизацией неэффективно работающих отделов.
В 2016 году Всеволода Чаплина исключают из состава Межсоборного присутствия, после чего в ЖЖ «Православная политика» появляется высказывание протоиерея о Патриархе Кирилле как о еретике. В феврале 2017 года выходит книга отца Всеволода «Вера и жизнь», в которой священник описывает факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ. Весной в передаче на радио «Эхо Москвы» Чаплин положительно высказался о Сталине, назвав диктатора «Невольным Божиим слугой», через которого многие коммунисты получили наказание.
В июне 2017 года на программе «Пусть говорят», в которой речь шла об Илоне Новоселовой, участнице «Битвы экстрасенсов», и ее трагической кончине, Всеволода Чаплина выдворили из студии. До начала эфира священника пригласили прокомментировать ситуацию вокруг самоубийства девушки, но родственники, узнав об участии представителя РПЦ в эфире, попросили не пускать его в студию.
В 2017 году в интернете и прессе шло активное обсуждение новости, связанной с фильмом «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Всеволод Чаплин разместил на видеохостинге YouTube обращение к гражданам России с призывом требовать запрета на показ данного фильма, который является «плевком в нашу историю» и оскверняет память царя-мученика Николая II.
[править] Ссылки
Всеволод Чаплин относится к теме «Религия» | ||||||||||||||||||||||||
|
Становление карьеры
Начало карьере в церковных структурах было положено в 1985 году с должности в издательском отделе РПЦ МП. В это время Всеволод Чаплин заявил о себе как о довольно либеральном человеке, чьи взгляды отличались гибкостью и толерантностью. Он приветствовал разного рода реформистские идеи, витающие в церковных кругах, высказывался за пересмотр богослужебной практики и даже за замену церковно-славянского языка. Чаплин был одним из тех, кто организовывал в церковных помещениях выставки художников-авангардистов, а в начале 90-х даже стал автором предисловия к одному из первых в постперестроечной России альбомов христианской рок-музыки.
Работа по связям с общественностью
Первую заметную должность при правительстве Чаплин получил в 1996 году, во время президентства Ельцина. В течение двух лет он являлся членом Совета по взаимодействию с религиозными организациями. Будучи исключенным из него в 1997-м, он возглавил секретариат ОВЦС по взаимодействию церкви и общества. Эту должность он занимал вплоть до 2001 года. Священник успешно справлялся со своими обязанностями, что привело в 1999 году к награде, которую получил Всеволод Чаплин. РПЦ возвела его в звание протоиерея. Еще через три года его ждало повышение по службе: он стал заместителем руководителя ОВЦС — митрополита Кирилла. Занимать это кресло ему довелось вплоть до 2009 года, когда Кирилл был избран патриархом. Работая под личным руководством митрополита Кирилла, протоиерей Всеволод Чаплин курировал два секретариата отдела: по межхристианским связям и общественных взаимоотношений. Кроме этого, ему было поручено следить за церковными публикациями и контролировать работу службы коммуникации.
Священник был частым гостем на различных мероприятиях, будь то конференции, переговоры или совещания. Он также принимал непосредственное участие в диалоге с папским престолом и российской государственной властью. Его опыт привел к тому, что он был включен в состав совета Комитета Госдумы по делам объединений и религиозных организаций сразу же, когда тот был создан, — в 1994 году. Еще один немаловажный факт биографии этого деятеля состоит в том, что ему выпала честь являться членом ЦК Всемирного совета церквей.
«Обличал грехи и опасности»
Заявления Всеволода Чаплина и правда часто становились темой для ожесточенных споров и вызывали сильный резонанс. Так, в бытность замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей призывал к созданию народных дружин: «Православные дружины могут навести порядок в своем месте проживания, а через это — навести порядок и во всей России».
Обвинял Запад в поддержке эвтаназии: «На самом деле эвтаназия сегодня стимулирует тех, кто хотел бы минимизировать население Земли. Эти же западные фонды пропагандируют аборты, гомосексуализм, то есть всё то, что убивает невинную жизнь».
Всеволод Чаплин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Обрушивался на депутатов и сенаторов, которые не поддержали законопроект о выходном дне в Пасху: «У нас давно со времен товарища Ленина политика всегда строится так, что ущемляется прежде всего большинство. Национальное большинство, религиозное большинство».
Не видел греха в дорогих подарках священникам: «Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно».
Предлагал позволить обществу самому решить вопрос о повышении пенсионного возраста: «Нужно обсуждать эту тему с участием самых разных общественных групп: профсоюзов, представителей пенсионеров».
Во время митингов в столице Чаплин заявил о необходимости жестких мер в отношении протестующих: «В случаях, когда к полицейским применяют силу, наказание должно быть не просто очень жестким, а демонстративно жестким. Я считаю, что массовые беспорядки должны очень жестко пресекаться».
А также считал, что священник должен жить не хуже, чем его соседи: «Священнику надо отдавать десятую часть денег, что получают прихожане».
Всеволод Чаплин 2
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин (справа) на митинге в защиту Русской православной церкви на Суворовской площади
Фото: РИА Новости/Андрей Стенин
Президент Межпарламентской ассамблеи православия, глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов отметил, что Всеволод Чаплин порой напоминал ему Иоанна Кронштадского, «который обличал грехи и опасности не только для церкви, но и для страны».
— Мне кажется, мы недооцениваем многие его опасения
Пусть они были высказаны в резкой форме, но мне кажется, этой резкостью он просто хотел, чтобы на важные вещи обратили внимание — на наиболее острые вопросы духовного развития, а также внешних факторов. Это и наступление западной культуры, и удар по семье, — сказал политик
По его словам, Всеволод Чаплин мыслил гораздо глубже, чем многие светские публицисты.
— Он просто смотрел на проблему, которая в нас, в нашей стране и вне ее, как глубоко верующий человек. Он понимал, что как священник обязан отвечать за свои слова. Поэтому его выступления были мнением священника, а не мнением светского философа. Сейчас как раз настало время отринуть те ложные обиды, если они были, и внимательно изучить его взгляды как мыслителя и проповедника, — подчеркнул Сергей Гаврилов.
Неожиданная смерть протоиерея, считает парламентарий, стала большой трагедией для Русской православной церкви.
Юношеские годы и молодость
Учеба в семинарии, дружба с архиепископом Кириллом сыграли большую роль в становлении Чаплина как священника. Биография священнослужителя отличается стремительным продвижением по карьерной лестнице. Это сделало его заметной фигурой в Русской Православной Церкви .
Обучение в Духовной Семинарии
В 1985 году после окончания школы он начал работать в отделе экспедиции Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году — окончил Московскую Духовную Семинарию, в которую поступил по рекомендации председателя отдела митрополита Питирима (Нечаева). Уже во время учебы был рукоположен архиепископом Кириллом в сан диакона (1991), а затем — и в сан священника (1992).
В 1994 году окончил Московскую духовную академию. Является кандидатом богословия. Тема его диссертации: «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».
Продвижение по карьерной лестнице
Благодаря способностям отца Всеволода, которые не оставались без внимания церковного начальства, его карьерный рост был довольно быстрым.
Всеволод Чаплин, строя свою карьеру, занимал много должностей, в том числе и руководящие посты:
- 1990—2009 — служба в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата : прошел путь от рядового сотрудника до заместителя председателя под руководством Смоленского архиепископа Кирилла.
- 1996—1997 — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
- 1997—2001 — глава новообразованного секретариата Отдела внешних церковных сношений по взаимоотношениям Церкви и общества.
Церковная вертикаль
Человек, отдавший патриархии 25 лет, может спорить со Святейшим, уверен Всеволод Чаплин. Православная политика проводится однобоко. Разногласия начались из-за усложнившегося положения на Украине. Убедить власть этой страны услышать голоса граждан, которые за развитие отношений с Россией, не удалось. Было упущено время, тут прямая вина патриарха. Единоличная власть недопустима, Святейший возомнил себя осведомленным и готовым решать подобные вопросы, а это опасно для него и дела. Чтобы патриарха не обвинили в ереси, надо проблемы решать коллективно, церковью. Это не вертикаль, а пародия на неё. Это вера исключительно в себя. Из-за этого делаются непродуманные шаги. Власть в епархии необходима. Патриарх – незыблемость духовных основ. Это неадминистративные и кадровые функции. Авторитет церковного главы мало стыкуется с работой администратора. Это возможно в случае, когда решения руководителя перестанут быть единоличными и часть полномочий будет передана епархиям и иным церковным институтам.
Критика против патриарха
Чаплин утверждает, что у Владыки нет целостных взглядов на происходящее. Много в проповедях и заявлениях было сказано в угоду властям, чтобы понравиться. С письменами дела обстоят ещё хуже. Патриарх самостоятельно не напишет текст складно, так как подводит память. Он не понимает, что вносимая в содержание поправка идет в противоречие со смыслом. Дело не в возрасте, это было постоянно.
Раньше письменные доклады для патриарха создавали люди со сформировавшимися взглядами под руководством отца Всеволода. С уходом идеологической верхушки произошли изменения, стало больше спонтанных безграмотных выступлений по главным вопросам. Святейший заведёт управление РПЦ в тупик. Решения принимаются единолично и без обсуждения, на бегу, убеждал Всеволод Чаплин. Где служит деспотия – будет бардак. Пытаясь остановить сползание в непорочность личной харизмы, священник выражал недовольство, что патриарх не делает резких заявлений в сторону власти из-за нежелания потерять расположения. Разговор церкви с представителями государства должен проводиться открыто.