Иннокентий (вениаминов)

Использованные материалы

  • Калинина, И. В., под науч. ред. Плужникова, В. И., Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века, Москва, «Галарт,» 2000.
  • Святитель Иннокентий, епископ Иркутский // Страница календаря портала Православие.Ru

  • Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский // Страница календаря портала Православие.Ru

  • Прот. Борис Пивоваров, Павлова О. А., «Иннокетий (Кульчицкий Иоанн)» // Православная Энциклопедия, т. 22, с. 716-725:

    (материал использован частично)

  В одном и том же тексте, приведенном на странице календаря Православие.Ru и в книге «Жития сибирских святых: Сибирский патерик» / Под общ. ред. преосв. Сергия, епископа Новосибирск. и Бердск., Новосибирск, 1999 г., с. 88, назван епископом Бельским

  Санников А. П., Первые архиереи Иркутской епархии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 2013. № 2 (11), ч. 1. с. 315,

  Головин С. А., Российская духовная миссия в Китае : исторический очерк / С. А. Головин ; БГПУ. — Благовещенск, 2013, с. 39,

  Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление , №19, с. 267,

  Дата согласно статье «Открытие Иркутской епархии» // Иркутские епархиальные ведомости, 1863, Прибавление, № 22, с. 325-331, . В литературе приводятся и другие даты: 18 января ст. ст., см., Православная Энциклопедия, т. 22, с. 716-725, и 16 января ст. ст., см. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода / . т. 1. — Санкт-Петербург, 1868-1914, стб. 94-95,

  Назначение в Пекин архимандрита Антония Платковского начальником Миссии // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление, №21, с. 297-301,

  Жалсараев А.Д., Становление и развитие церковно-административной системы Русской Православной Церкви в Забайкалье (середина ХVII — начало ХХ вв.) : дис. . канд. ист. наук, Бурят. гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2006, с. 76,

  так как в день преставления, 27 ноября, совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение»

Труды

На русском языке:

  • Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Состоит из трёх частей:
  • Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959, № 11, стр. 50).
  • Журналы священника Иоанна Вениаминова. Составитель О. Д. Якимов. Якутск. 2005.

На алеутском языке:

На тлингитском языке:

Собрание сочинений:

  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 1-2: Т. 1. Апостол Америки (1824—1840), Т. 2. Записки об островах Уналашкинского отдела (1840). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. — 848 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 3. Жребий апостольский. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. — 632 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 4. Апостол Дальнего Востока и Севера (1852—1860). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. — 656 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 5. Административные документы и письма (1861—1868). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2013. — 544 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 6. Московский митрополит (1868—1879). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2014. — 512 с.
  • Святитель Иннокентий Московский просветитель Америки и Сибири. Собрание сочинений и писем в 7 томах. Т. 7. Архив Аляскинской епархии (1824—1865). Путевые журналы (1823—1867). История репрессий и реабилитации членов семьи Вениаминовых (1930—1989). — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2015. — 848 с.

Биография

Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме «Апостол». Мать пыталась устроить сына на место отца пономарем, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны.

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося архиепископа Вениамина (Румовского-Краснопевкова).

В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположён во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.

18 мая 1821 года был рукоположён в пресвитера.

По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.

22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей.

8 ноября 1838 года отправился в Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.

25 декабря 1839 года был возведён в сан протоиерея.

29 ноября 1840, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского; и 30 ноября возведён в сан архимандрита.

15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16 летних наблюдений Иннокентия на Аляске.

В 1843, 1840 и 1850 годах — совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукот­ку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.

С 21 апреля 1850 года — архиепископ.

В 1858 году вместе с Н. Н. Муравьёвым отправлился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

В 1858 году переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий.

В 1857 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.

Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.

Одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь.

Святые Софроник и Иннокентий Иркутские

Святой отец Иннокентий родился на Гетманщине, в семье знатного рода Кульчицких, в 1680 или 1682 году. Мальчика назвали Иваном. Его отец, по преданию, был священником, и сын последовал по стопам отца. Будучи от природы талантливым и старательным, он с успехом обучался в Киевской коллегии, а в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий.

Способного молодого иеромонаха вскоре вызвали в Москву, для преподавания словесности в Славяно-греко-латинскую академию. Карьера его развивалась достаточно быстро, и скоро он стал префектом академии. Поскольку Иннокентий отличался превосходными способностями, его отправили в составе экспедиции в Китай в 1720 году, предварительно посвятив в архиереи.

Вернувшись из зарубежной поездки, он был рукоположен в епископский сан. Одним из талантов святителя было иконописное дарование. Так, он писал образа для Троице-Селегинского монастыря в Бурятии, где он также открыл духовную школу. В 1727 году Иннокентия назначили епископом Иркутским. Он стал первым главой местной епархии.

Святитель с большой мудростью и усердием управлял вверенной ему паствой в течение четырех лет. Местные жители любили епископа, он многое делал для своих подопечных. Кроме того, святитель участвовал и в делах государственных. Так, он помогал камчатской экспедиции Беринга, исследовавшего Восточно-Азиатские окраины империи. Святой представился в 1731 году и был похоронен в Тихвинской деревянной церкви Вознесенского монастыря, где провел последние годы.

Народ почитал память святителя, на его могилу приходили, чтобы помолиться и попросить о заступничестве. С посещения места погребения святого Иннокентия начал свое служение в местной епархии и новый епископ – Софроний, назначенный сюда спустя двадцать лет после смерти Иннокентия.

Несмотря на то, что деятельность этих служителей разделял солидный промежуток времени, у них было много общего. Епископ Софроний также происходил из Малороссийской области, в которую входила и Черниговская губерния. Он также происходил из семьи местного церковнослужителя. При рождении в 1703 году будущий святитель получил имя Стефан. Обучался в Переяславской духовной семинарии. Принял монашеский постриг и очень быстро стал настоятелем Красногорского монастыря.

Святитель проявил себя как талантливый управленец и настоятель. Спустя тринадцать лет его вызвали для служения казначеем в Александро-Невскую лавру. В 1753 году Софрония назначили епископом Иркутским. Царствующая императрица Елизавета возлагала большие надежды на талантливого служителя церкви.

По настоянию нового епископа был основан Иркутский кафедральный собор Богоявления. Софроний стремился развивать образование. Он создал духовное училище. Святитель успешно занимался проповедью среди языческих сибирских народов, основывая миссионерские центры. Праведные труды не уменьшали молитвенного усердия святого отца. Он проводил много времени в молитвах и духовном подвиге. Когда его силы иссякли, он попросил назначить нового главу епархии, а сам удалился на покой в монастырь.

Софроний представился в 1771 году. Его тело проявило признаки нетленности. Поэтому местные жители сразу признали его святым. На месте упокоения его совершались чудеса. Но к лику русских святителей он причислен только в начале XX века. К тому моменту его предшественник Иннокентий уже долгое время почитался святым.

Молитвы

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 1
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 3
Первый учитель прежде темным языческим племенам,/ первый возвеститель им пути спасительнаго,/ апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/ святителю отче наш Иннокентие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 4
Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию
О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 1
Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 3
Первый учитель прежде темным языческим племенам,/ первый возвеститель им пути спасительнаго,/ апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/ святителю отче наш Иннокентие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского
глас 4
Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Во вся́ страны́ полу́нощныя изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшия сло́во твое́,/ и́хже боголе́пно научи́л еси́,/ неве́дущия Христа́ све́том Ева́нгелия просвети́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ Росси́йская похвало́, святи́телю о́тче на́ш Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 3

Пе́рвый учи́тель пре́жде те́мным язы́ческим племена́м,/ пе́рвый возвести́тель и́м пути́ спаси́тельнаго,/ апо́стольски потруди́выйся в просвеще́нии Сиби́ри и Аме́рики,/ святи́телю о́тче на́ш Инноке́нтие,/ Влады́ку все́х моли́/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

И́стинный и нело́жный учи́тель бы́л еси́:/ запове́данная бо Го́сподем са́м сотвори́в,/ и́мже учи́л еси́ и наказа́л еси́ ко благоче́стию приходя́щия ча́да,/ неве́рныя вразумля́л еси́ позна́ти ве́ру и́стинную,/ просвеща́я и́х Святы́м Креще́нием./ Сего́ ра́ди со апо́столы ра́дуешися,// прие́мля по́честь благове́стника Христо́ва.

Житие святитель Иннокентия Иркутского

Будущий епископ родился в семье священнослужителя. При крещении был наречён Иоанном и воспитывался в духе великой благости и доброты.

С отличием окончил духовную академию в Киеве. К концу учёбы принял постриг и получил имя Иннокентий, с которым и оправился в мир духовенства. После преподобный работал в Москве учителем, оттуда переехал в только основанный Невский монастырь, дабы служить там настоящим примером благочестивой жизни.

Вскоре инока заметил император и предложил посвятить его в епископы и отправить в образованную в Пекине Русскую православную миссию.

Но неожиданно в стране огромное влияние получили иезуиты, которые разными способами старались помешать принятию епископа. И причиной для отказа стало «неправильное», на их взгляд, прописанное обращение к высоким чинам. Ожидая указаний из Синода, преподобный пробыл там без права выезда три года. На протяжении всего этого периода его жизнь была очень скорбной. Утешение от тяжёлых трудов он находил в служениях и постоянном чтении молитв.

Но такое пребывание в данной местности стало важным этапом в жизни святителя, ибо дало время для таких необходимых проповедей среди монгольских племён, проживающих там.

Позже преподобный получил веление переехать в Вознесенский монастырь, где должен был оставаться и трудится до новых предписаний. Туда в поисках утешения к нему стали приходить люди. Особенно хотели увидеть епископа малые дети и те, кто отличался иными взглядами на жизненные нравы.

После смерти правителя была предпринята ещё одна возможность отъезда святителя в Китай, но по стечению обстоятельств и нечестности со стороны некоторых представителей духовенства он снова вернулся в место своего последнего обитания.

И совсем скоро из Петербурга пришло высокое повеление быть преподобному епископом. С него же берёт начало самостоятельное столование иркутских епископов, которое вошло в историю Русского и мирового православия.

Жизнь владыки также была трудной и полной тягот, к тому же он не отличался крепким здоровьем. К его подвигам можно отнести такие:

  • подмога в возведении храмов, часовен, школ;
  • помощь всем нуждающимся, как физически, так и духовно;
  • проведение проповедей и богослужений;
  • творение честного и законного суда;
  • определение границ епархии.

Отдельного внимание заслуживает деятельность церковного братства святителя Иннокентия Иркутского, главной целью которого было взаимное религиозно-нравственное общение его членов и распространение просвещения среди местного населения. В то же время все его деяния были исполнены настоящих чудес, за что его уважали и почитали люди

В то же время все его деяния были исполнены настоящих чудес, за что его уважали и почитали люди.

Почил великий в окружении его духовника и братии. Его кончина также стала примером несправедливости и алчности других людей. Вице-губернатор, воспользовавшись этим прискорбным случаем, алчно отобрал всё имущество, лишив всю братию даже минимальную возможности похоронить святителя и совершить литургию. И только моления и просьбы лишь немного исправили сложившееся положение. Погребён чудотворец был в церкви Тихвинской иконы Божией Матери.

По истечению малого промежутка времени Господь показал суд над теми, кто обидел святителя – и они были страшно наказами за свои злодеяния. Эти события очень поразили и воодушевили даже самых заядлых скептиков.

Икона Святителя Иннокентия Иркутского

Иннокентий Иркутский считается покровителем и заступником всей Сибири. Молитвы перед иконой святого способны помочь вам сохранить мир и понимание в своем доме, избежать бед и спасти душу от греховного искушения.

История иконы

Святой Иннокентий родился в Малороссии в 1680 году. Его родители были представителями рода знатных благочестивых дворян. Желая дать сыну достойное образование, родители отправили его учиться в Киевскую духовную семинарию, а после — в духовную академию.

Иннокентий посвятил свою жизнь служению Богу и наставил множество людей на истинный путь. На своем жизненном пути святой был иеромонахом на корабле, служителем Александро-Невской лавры, а после — Иркутским епископом. Умер святой в 1731 году в Вознесенском монастыре.

Сразу после смерти святого начали происходить чудеса: пришедшие проситься с епископом люди получили исцеление от давних болезней, не поддававшихся лечению. В 1800 году Иннокентий был канонизирован, и иконописцы Иркутска написали несколько его икон.

Где находится святой образ

Копий иконы Святителя Иннокентия множество, но самый первый образ находится в Иркутском Крестовоздвиженском монастыре.

Описание и значение иконы Святителя Иннокентия

На иконе изображен святой Иннокентий Иркутский в расцвете своих сил и праведного пути. В одной руке Святитель держит православный крест, а в другой — Священное Писание.

Этот образ призывает каждого православного христианина не забывать о том, на чем зиждется вера, и оставаться преданными своему пути.

В чем помогает чудотворная икона

Святителю Иннокентию Иркутскому молятся все православные Сибири как своему заступнику и небесному покровителю. Помимо этого, святому молятся все верующие, прося избавить от тяжелых болезней и исцелить врожденные недуги.

Молитвы перед образом Иннокентия Иркутского

«Святой Иннокентий, ревностный защитник и покровитель слабых рабов Божьих! Молим тебя, не оставь во грехе и болезни раба Божьего (имя), укрой своим покровом и укажи путь к благодати и благословению Божьему. Исцели болезни телесные и душевные, не оставь смиренного раба Господа нашего в геенне страстей и бремени болезней. Да не воспротивится (имя) указанию твоему и последует дорогой истинной веры. Аминь».

Эту молитву следует читать перед иконой святого всем, кто болен телесно или душевно.

«Святитель Иннокентий, жизнь праведную посвятивший служению истинной православной вере и ко Господу отошедший в мире и спокойствии! Молю тебя, смилостивись над нами, грешными рабами Божьими, помоги очистить души от бремени греха и удостоиться благодати Господа нашего Иисуса Христа. Да укрепится вера наша заступничеством твоим и смиренно войдем в Царствие Небесное. Аминь».

Эту молитву необходимо читать для придания сил и уверенности перед всяким праведным делом и для помощи в борьбе с болезнями и невзгодами.

Молитвы святым, читаемые с искренним усердием и смирением, способны помочь вам изменить свою жизнь.

Служение на острове Ситха

Колоши — народ, живший на острове Ситха, по сравнению с алеутами был намного менее миролюбивым, более гордым, самолюбивым и мстительным. К русским они относились с большим подозрением.

 «Дикость индейцев и вражда против русских служили препятствием к распространению христианства между колошами» . По разным незначительным причинам отец Иоанн все откладывал свой визит к колошам, что было для него нехарактерно. Наконец, он назначил себе срок — после Святок. Но вдруг, за три дня до намеченного им срока, у колошей появилась оспа, и именно в тех местах, куда собирался ехать священник. Если бы отец Иоанн приступил к беседам до эпидемии, всю вину возложили бы на него, приняв за русского шамана, напустившего на них такое зло.

Ветряная оспа в течение двух месяцев погубила почти половину народа. Ни местные шаманы, ни колдуньи не помогали. Увидев, что русские остались невредимы, колоши обратились за помощью. Местный доктор по фамилии Бляшке стал делать индейцам прививки.

Происшедшие события умиротворили воинственный народ, постепенно враждебная настроенность к русским исчезла. Была здесь и заслуга отца Иоанна: добрым отношением он расположил к себе колошей, они поверили священнику и во многом благодаря ему соглашались делать прививки. «Когда болезнь отступила, индейцы принимали его уже как человека, который знает больше них и сведущ во многом» .

В течение 5 лет отец Иоанн пробыл на острове Ситха

Он с большой осторожностью принимался за дело и тем привлекал к себе грубые сердца туземцев, старался более убеждать, чем принуждать. Рассказывая колошам об истинах христианской веры, он ждал их собственного решения креститься

Тех, кто просил о Крещении, принимал с радостью, но всегда спрашивал согласия их тоенов и матерей, которым такое уважение очень нравилось, и они с готовностью давали разрешение.

Для детей устраивал школы, в которых преподавал по учебникам, им самим составленным. Обучал туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу. Отец Иоанн снискал к себе сердечное расположение, индейцы полюбили его, сделались мирными и дружелюбными

По воспоминаниям святителя Иннокентия, однажды колоши собрались числом до 1900 человек и слушали Литургию со «вниманием и благопристойностью, достойной и недикаря»

Успехи отца Иоанна на миссионерском поприще заметили в России, однако результаты миссионерской деятельности не могли удовлетворить его самого. После 15-летней жизни на островах он понял, что необходимо поддерживать у паствы дух христианства постоянной проповедью, обучать местных жителей, открывать школы, находить священников для вновь построенных церквей — необходимо расширение миссионерского служения. Эта потребность побудила пастыря поехать в Петербург. Но была также и другая причина — желание напечатать свои переводы катехизиса и Евангелия от Матфея на алеутский язык, а также книгу «Указание пути в Царствие небесное». Оправив семью в Иркутск и совершив вместе с маленькой дочкой кругосветное плавание, 25 июня 1839 г. отец Иоанн прибыл в столицу.

Почитание в православии

Поскольку многочисленные чудотворения на месте захоронения святого Иннокентия были зафиксированы достаточно давно, верующие почитали его задолго до канонизации. Официально он был прославлен 1804 году. В наши дни память святителя отмечают несколько раз в году: 9 февраля, 10 июня, 10 октября, 26 ноября. Несмотря на то, что в советские годы мощи святителя были вывезены из места захоронения, они были вновь чудесно обретены в 1990 году.

Прославление епископа Софрония произошло накануне разрушительной Октябрьской революции, в 1918 году. Нетленные мощи святителя пострадали во время пожара в 1917. Но благодарные прихожане сохранили фрагменты останков епископа.

Путевые хлопоты

В 1838 году отец Иоанн Вениаминов отправился в Петербург, чтобы хлопотать о расширении миссионерского дела. Вернулся он оттуда через три года уже епископом Камчатским, Курильским и Алеутским и с новым, данным ему при постриге в монашество именем — Иннокентий.

Святитель принял в ведение самую большую и самую малонаселенную в мире епархию. И путешествовал по ней на самых приспособленных к суровым условиям средствах передвижения — собачьих упряжках.

Кликни на картинку, чтобы увеличить

С ноября 1842-го по апрель 1843 года епископ Иннокентий проехал больше 5000 километров — частью морем, частью на собаках. Владыке часто приходилось ночевать в сугробах в сорокаградусные морозы — ледяной ветер не давал поставить даже палатку. Вьюга продолжалась иногда несколько дней. Для спасения в таких случаях на каждых пятидесяти километрах стояли юрты. В них путешественники могли найти убежище и переночевать. Юрта представляла собой непрочный бревенчатый сруб с очагом (чувалом).

Но часто путешественники не успевали добраться до пристанища к ночи. Тогда они прорывали снег до земли, делали что-то вроде логовища, при входе раскладывали огонь и так, в снежной яме, и ночевали. При этом вся одежда сначала отсыревала, потом замерзала, и её нужно было менять.

Кликни на картинку, чтобы увеличить

В пути случались и другие неприятности: то сани сломаются, то след потеряется, то выйдет навстречу путникам голодный медведь или волчья стая… Но все это владыка Иннокентий принимал с благодушием: «Слава и благодарение Господу, дивно хранящему меня во всех путях моих! — писал он. — Платье давно уже высохло и носится, бок поболел около двух месяцев и перестал, а из полыньи давно уже меня вытащили».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector