Икона пресвятой богородицы «всех скорбящих радость»

Икос 2

Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно:

Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;

Радуйся, сумнящихся известное утверждение.

Радуйся, Едина Мати милосердия;

Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.

Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая;

Радуйся, печалию наши немощи душевныя врачующая.

Радуйся, суетныя радости презирати нас научающая;

Радуйся, к вышнему миру ум наш возводящая.

Радуйся, от любве земныя к Небесней Божией любви нас привлекающая;

Радуйся, в самых страданиих наших утешение и благодатную жизнь нам подающая.

Радуйся, обетование благ вечных;

Радуйся, Ходатаице вечныя радости.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Мlтва №

Q пречи1стаz и3 преблгcвeннаz ми гDа нaшегw ї}са хrтA, пресaz дв7о бцdе мRjе, нетлённw р0ждшаz и3 млекопитaвшаz спcтелz дyшъ нaшихъ, сп7сeніz рaди нaшегw во њб8sтіихъ твои1хъ носи1тисz и3 t сосц{ твоє1ю питaтисz и3зв0лившаго, къ тебЁ ћкw многом0щэй предстaтельницэ и3 бlгопріsтнэй къ немY моли1твенницэ, прибэгaемъ мы2 грёшніи и3 недост0йніи, и3 припaдающе къ чудотв0рнэй їкHнэ твоeй ўсeрднw м0лимсz: моли2 бlгость є3го,` ћкw да tврати1тъ t нaсъ гнёвъ за безчи1слєннаz прегрэшє1ніz н†ша, њбрати1тъ нaсъ на пyть покаsніz и3 сп7сeніz. Њгради2 мlтвами твои1ми въ ми1рэ жив0тъ нaшъ, и3 во всeмъ бlг0мъ бlг0е поспэшeніе и3спроси2, вс‰ ±же къ животY и3 бlгочeстію потрє1бнаz нaмъ дaруz. И#збaви нaсъ t всsкихъ напaстей и3 бёдъ и3 напрaсныz смeрти предстaтельствомъ твои1мъ сhмъ, и3 t всёхъ вр†гъ ви1димыхъ и3 неви1димыхъ защити2. Сохрани2 въ ми1рэ, здрaвіи и3 долгодeнствіи лю1ди твоz и3 всeй странЁ нaшей бyди nпл0тъ твeрдъ и3 ўкрэплeнъ, ћкw да ти1хое и3 безм0лвное житіE поживeмъ во всsкомъ бlгочeстіи и3 чистотЁ, и3 тaкw въ ми1рэ врeменное сіE житіE прешeдше, въ вёчный дости1гнемъ пок0й, и3дёже да спод0бимсz нбcнагw цrтвіz хrтA бGа, слaвzще є3го2 со nц7eмъ и3 сhмъ д¦омъ, во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Начало всеобщего почитания образа

Названием этому широко распространённому богородичному образу послужили слова из стихиры «Всех скорбящих радость» – праздничного богослужебного текста, молитвенные слова которого обращены к Божьей Матери. Появление же самой иконы исследователи относят к XVII веку, подчёркивая, что в её художественных особенностях ощутимо влияние западноевропейской школы живописи.

Кроме того, при наличии большого количества изводов (вариантов написания) отмечается отсутствие общей для всех композиционной схемы. По этой причине иконы, носящие это имя, часто существенно отличаются друг от друга. Примером могут служить дополнительные фигуры, отсутствовавшие в ранних изводах и вошедшие в композицию икон, написанных после 1688 года.

Известно, что данные сюжетные изменения были внесены в результате исцеления, полученного в тот год сестрой патриарха Иоакима – Евфимией, вознесший молитвы перед этим образом. Чудо, явленное через иконы, послужило толчком к началу её прославления, и на последующих изводах появились изображения страждущих, что должно было подчеркнуть целительную силу образа.

Тексты

Перед тем как приступить к зачитыванию молебна, рекомендуется ознакомиться с текстами молитв.

Тропарь

«Всех скорбящих Радосте, / и обидимых Заступнице, / и алчущих Питательнице, / странных Утешение, / обуреваемых Пристанище, / больных посещение, / немощных покров и заступнице, / Жезл старости, / Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: / потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы».

Кондак

«Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице, притецем, людие вси, священницы же и иноцы, мужие, и жены, и чада, здравии и болящии, в покаянии вопиюще и умильно глаголюще: Владычице, помози грешным рабом Твоим, яви яко Благая славу Твою, присно потщися умилосердитися на ны, испросити очищение душ и телес наших от Источника жизни нашея, Бога, Егоже родила еси, едина Благословенная».

Величание

«Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим».

Акафист

«Ра́­зум недоразуме́нный на­ходя́­щих на ны лю́­тых скор­бе́й ра­зу­ме́­ти и́щуще, к Те­бе́ при­бе­га́­ем, о Ма́­ти и Де́­во, уте­ше­ния тре́бующе. Ты же, Я́ко бла­га́я, нау­чи́ ны ра­зу­ме́­ти в них блага́го Сы́­на Тво­его́ милосе́рдое про­мыш­ле́­ние во спа­се́­ние душ на́­ших и очи­ще́­ние мно́гих со­гре­ше́­ний, да взы­ва́­ем Ти ра́­дост­но:

Ра́­дуй­ся, обу­ре­ва́­емых ти́­хое при­ста́­ни­ще; ра́­дуй­ся, сумня́щихся из­ве́ст­ное утвер­жде́­ние. Ра́­дуй­ся, еди́на Ма́­ти ми­ло­се́р­дия; ра́­дуй­ся, ско́­рая по­мо́щ­ни­це су́­щим в бе­да́х и на­па́с­тех. Ра́­дуй­ся, скорбьми́ гре­хи́ на́­ша очища́ющая; ра́­дуй­ся, печа́лию на́­ша не́­мо­щи ду­ше́в­ныя врачу́ющая. Ра́­дуй­ся, су́етныя ра́­дос­ти ми́­ра се­го́ презира́ти нас науча́ющая; ра́­дуй­ся, от ми́­ра к преми́рным ум наш возводя́щая. Ра́­дуй­ся, от люб­ве́ зем­ны́я к не­бе́с­ней Бо­жией любви́ нас привлека́ющая; ра́­дуй­ся, в са́мых стра­да́­ни­ях на́­ших уте­ше́­ние и бла­го­да́т­ную жизнь нам по­даю́­щая. Ра́­дуй­ся, обетова́ние благ ве́ч­ных; ра́­дуй­ся, Хо­да́­таи­це ве́ч­ныя ра́­дос­ти. Ра́­дуй­ся, Бла­го­да́т­ная Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, всех скор­бя́­щих Ра́­дос­те».

Канон

«Простри́ дла́ни Твоя́, и́миже все́х Влады́ку я́ко младе́нца прия́ла еси́, за мно́жество бла́гости; не оста́ви на́с, всегда́ наде́ющихся на Тя́, бо́дренною Твое́ю моли́твою и неисче́тною просты́нею уще́дри на́с, и пода́ждь душа́м на́шим милосе́рдие Твое́, во ве́ки источа́ющи: Тебе́ бо и́мамы, гре́шнии, Засту́пницу от находя́щих на ны́ бе́д и зо́л. Но, я́ко иму́щи милосе́рдия щедро́ты, ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́».

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные

двенадцать монет

.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу

(на списках с иконы монеты изображаются краской)

. Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв

(впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств)

. 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование —

23 июля (5 августа).

В настоящее время икона находится в

церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение»[1] нашей религиозности

Юрий Ру­бан

Тер­мин «Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» упо­треб­ля­ет­ся в цер­ков­ном язы­ке в двух зна­че­ни­ях:

как опре­де­лен­ный тип ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и

как рус­ский пра­во­слав­ный празд­ник этой Ико­ны, от­ме­ча­е­мый 10 де­каб­ря (27 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю). От­сю­да и двой­ное на­зва­ние празд­ни­ка в совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре: « ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду».

Ико­на изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, мо­лит­вен­но под­ни­ма­ю­щую Свои ру­ки: на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щи­та, – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на в пол­ный рост (сто­я­щей) или по по­яс. Та­кое изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых ико­но­пис­ных об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – он обо­зна­ча­ет­ся ла­тин­ским тер­ми­ном Оран­та, Мо­ля­ща­я­ся – и оли­це­тво­ря­ет За­ступ­ни­цу ми­ра (в этом пер­вом зна­че­нии тер­мин «Зна­ме­ние», ве­ро­ят­но, свя­зан с из­вест­ным мес­си­ан­ским про­ро­че­ством, Ис.7:14). Ико­ны дан­но­го ти­па по­яви­лись впер­вые на Ру­си в XI–XII вв. У нас эту ико­ну ста­ли счи­тать за­ступ­ни­цей от вра­гов, и это свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем чу­до­твор­ной нов­го­род­ской ико­ны в 1170 г. В свя­зи с этим и воз­ник­ло на­зва­ние «Зна­ме­ние» в зна­че­нии «знак ми­ло­сти со сто­ро­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Со­глас­но рас­ска­зам ле­то­пи­сей, в тот год со­еди­нен­ные си­лы удель­ных кня­зей, вла­ди­ми­ро-суз­даль­цев, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, оса­ди­ли Ве­ли­кий Нов­го­род. Дни и но­чи мо­ли­лись нов­го­род­цы Гос­по­ду, умо­ляя не оста­вить их в бе­де. На тре­тью ночь ар­хи­епи­ско­пу Иоанну был див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий взять из церк­ви Пре­об­ра­же­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния ико­ны од­на из стрел про­тив­ни­ка вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик, и из глаз Бо­го­ро­ди­цы по­тек­ли сле­зы. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов на­пал ужас, и они ста­ли по­би­вать друг дру­га. Всту­пив в бой, обод­рен­ные нов­го­род­цы по­бе­ди­ли.

Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та, 27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на (421 г.).

Та­ким об­ра­зом, празд­ник уста­нов­лен в па­мять од­но­го из эпи­зо­дов кро­ва­вой и бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один «пра­во­слав­ный» князь шел на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Хри­ста и Бо­го­ма­терь! (Ес­ли за­щи­ща­ю­щи­е­ся еще мог­ли быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми мо­лит­вен­ны­ми при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли.) Эти по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли стра­ну и бы­ли на ру­ку мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­ред­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся да­же пе­ред ли­цом этой «апо­ка­лип­ти­че­ской» опас­но­сти. Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка это­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX-м сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких еще не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чем ли мы из них урок – «вот в чем во­прос»? Но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

При­ме­ча­ния

История появления иконы

В Москве в храме Преображения, что на Ордынке, находилась с
давних пор чудотворная икона «Всех скорбящих Радосте». Чудеса исцеления от нее
начались с 1688 года. Первой исцелилась сестра Патриарха Иоакима. Потом сестра
царя Петра Первого Наталья повелела сделать список с этой чудотворной иконы и
привезла ее в Санкт-Петербург. Это было в 1711 году.

Список с иконы поместили в Преображенском соборе Питера. С
тех пор стали появляться многие списки с этого чудотворного образа. Одним из
них и является икона «Всех скорбящих Радосте с грошиками».

Во второй половине восемнадцатого века на Шлиссельбургском
тракте была воздвигнута часовня возле Стеклянного завода. В ней стояла
чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская». По преданию образ был обретен в
водах Невы.

Во время наводнения часовня была унесена на другой берег реки в деревню Клочки. Она осталась там, а на месте старой часовни была построена новая. Туда перенесли Тихвинскую икону из старой часовни.

Родовой образ «Всех скорбящих Радосте»

Однажды купец Матвеев плыл на лодке по реке, началась сильная буря. Его лодку перевернуло волнами, он был на краю гибели. Тогда он возопил к Пречистой, и в результате был вынесен на берег возле Тихвинской часовни. В знак благодарности он решил поставить в этой часовне родовой образ «Всех скорбящих Радосте». Это был один из списков чудотворной иконы. По преданию предки купца нашли ее на берегу Невы.

В 1888 году в часовне произошел пожар. Икона «Всех скорбящих Радосте» упала прямо в ящик с пожертвованиями. Непонятным образом к ней прилипли двенадцать монет и навсегда впечатались в изображение. Интересно, что ни одна монета не закрыла лик Пречистой, и икона сама обновилась после пожара.

Вскоре от этой иконы стали происходить чудеса исцеления. Император Александр Третий в 1893 году проездом находился в этой часовне и долго молился перед чудотворным образом. Он велел построить для иконы церковь. В 1899-м году она была построена и стала называться «Скорбященской». Впрочем, икона осталась в часовне, и лишь иногда ее переносили в Скорбященскую церковь для богослужений.

Икос 11

Светоприемная свеща, углем благодати Божия возжженная, явися нам пречестная икона Твоя, Владычице, на освящение наше и утешение. Мы же, любовию чтуще и с верою припадающе к ней, вопием Ти:

Радуйся, сильным Твоим заступлением от всех бед нас избавляющая;

Радуйся, от труса и потопа нас защищающая.

Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго нас снабдевающая;

Радуйся, огнь росою молитв Твоих угашающая.

Радуйся, от смертнаго губительства нас спасающая;

Радуйся, в бранех крепкая Помощнице.

Радуйся, от нашествия иноплеменных нас ограждающая;

Радуйся, от междоусобныя брани охраняющая.

Радуйся, плавающих легкое по водам прохождение;

Радуйся, путешествующих добрая Водительнице.

Радуйся, пленных свобождение;

Радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия скорое избавление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Где тот самый чудотворный образ

Сейчас сложно установить, остался ли в храме на Ордынке тот самый чудотворный образ, или он отправился в Санкт-Петербург. Дело в том, что икону эту очень любила и благоговейно почитала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. Когда в 1711 году царская семья перебралась из Москвы в Санкт-Петербург, она забрала с собой образ Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Но был ли это оригинал чудотворной иконы, или список с нее, неизвестно. 

Образ, увезенный царевной, был помещен в домовой церкви Воскресения Христова при дворце Натальи Алексеевны на Шпалерной улице, за Литейным двором. И в Москве, и в Санкт-Петербурге хранятся рукописные свидетельства о чудесах, которыми прославились обе иконы. В дальнейшем и московская, и петербургская иконы в равной мере почитались как чудотворные, да и другие списки с этой иконы, которых множество, также стали очень любимы и почитаемы. 

Фото: Федосенко Наталия/ТАСС

У иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» молятся:

  • Об исцелении любых телесных болезней, в том числе неизлечимых.
  • Об облегчении душевных страданий. 
  • Об избавлении от разных напастей, в том числе о покровительстве сирот и убогих.
  • О защите в отчаянии и скорби, когда притесняют сильные и власть имущие.
  • Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
  • Об избавлении от нищеты и пополнении продовольственных запасов.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О защите от врагов.
  • О помощи в поиске правильного пути в жизни, в выборе решения в сложной ситуации. 
  • О вразумлении близких, потерявших верный путь.
  • Об избавлении от наркотической зависимости и алкоголизма.

Соборование

В дни Великого поста в нашем храме совершается  чин Соборования. Соборование дарует православным особенную дерзновенную веру в исцеление от болезней, и прощение забытых грехов. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14-15)

«Отче Святый, Врачу душ и телес…»

Услыши нас, Боже;  услыши нас , Владыко;  услыши нас, Святой.

Помилуй нас, Боже;  помилуй нас, Владыка;  помилуй нас, Святой.

Исцели нас, Боже;  исцели нас, Владыка;  исцели нас, Святой.

Разрешительная молитва после седьмого помазания

Благословите, отцы святии, простите мя, грешнаго .

Освященный елей в помощь ежедневного врачевания

Вербное воскресенье

Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!  Ин.12:13

Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

И мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»

Благодать, подаваемая через иконы

Прежде чем начать о ней разговор, следует подчеркнуть один очень важный факт ― не сама икона творит чудеса и несёт людям Божественную благодать, а изображённая на ней Матерь Божья. Творит же Она это через свои образы, перед которыми мы возносим Ей молитвы. Есть среди них великие иконы, которые принято называть чудотворными. Это означает, что Царица Небесная именно на них остановила свой выбор, и Ей угодно посредством именно этих икон ниспосылать благодать. За это мы их почитаем, но молимся не им, не доскам, покрытым живописным слоем, а Той, чей святой образ на них запечатлён.

Для названия иконы, о которой идёт речь, использованы слова одной из Богородичных стихир (особого богослужебного текста) ― «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери с этим названием появилась на Руси в XVII веке. Искусствоведы отмечают в её иконографии ощутимое влияние западноевропейской школы. Кроме того, следует отметить отсутствие во множестве её изводов (вариантов) единой композиционной схемы. В результате можно встретить в иконах с этим названием существенные различия.

В качестве примера можно привести изображаемых на ней святых. В самых ранних изводах эти фигуры отсутствовали и появились лишь на иконах, написанных после 1688 года. Объяснение этому следующее: в этот год икона Богородицы «Всех скорбящих радость» принесла чудесное исцеление от недуга сестре Патриарха Иоакима ― Евфимии

С этих пор началось её прославление, и в живописный сюжет стали вносить фигуры страждущих, тем самым акцентируя внимание на целительной силе образа

Икос 3

Имея простоту душевную и непорочное сердце, послушник смиренный сподобися ангельския беседы и лицезрения чиноначальника горних сил, мы же, лукавством и злобою потемненнии, со трепетом взирающе на святую икону Твою, Владычице, молим Ти ся прилежно, обрати ны от злоб наших и научи нас во смирении и кротости духа глаголати Тебе:

Радуйся, Гору Афонскую освятившая Твоим благодатным присутствием; радуйся, холмы и дебри ея исполнившая славою Твоих чудес.

Радуйся, ангельскаго явления сподобльшая пустынножительство Афонское; радуйся, обители иноческия в нем умножившая во спасение душ человеческих.

Радуйся, и всем, в посте и молитве пребывающим, обещавшая Твое заступление; радуйся, от треволнения моря житейскаго спасающая кающихся.

Радуйся, благодать Сына Твоего и Бога низводящая на места, Тебе посвящаемыя; радуйся, рай мысленный показавшая храмы Божия.

Радуйся, пристанище небурное содевающая в онех ищущим спасения; радуйся, всем потребным ко благочестию нас снабдевающая.

Радуйся, жительствующим богоугодно Подательнице благ временных и вечных; радуйся, Ходатаице нам Царствия Небеснаго.

Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Дальнейшая судьба иконы

В начале двадцатого века вокруг деревянной часовни была выстроена каменная, так что старая часовня оказалась внутри новой. В 1911-м году около часовни была похоронена местная блаженная Матренушка-босоножка.

В годы Советской власти церковь снесли, а часовня стала приходским храмом. Потом она была отдана обновленцам. Затем ее закрыли, снесли,  а чудотворную икону перенесли в храм Пресвятой Троицы, который называется в народе «Кулич и пасха» за свою внешнюю схожесть с этими атрибутами пасхальной трапезы. Здесь образ находится и по сей день.

В тяжелые годы блокады ленинградцы приходили к этой иконе и
получали от нее благодатную помощь.

В 90-х годах часовню без купола вернули церкви. Ее
отреставрировали, и сейчас это – действующий храм подворья мужского Зеленецкого
монастыря.

Описание иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками

Этот образ имеет отличие от иконы «Всех скорбящих Радосте», с которой делали список. В отличие от первообраза Матерь Божия изображена без Богомладенца. Но смысл тот же – Пресвятая Богородица помогает просящим Ее о помощи, нищим, больным, голодным, раздетым, странникам. Голова Ее повернута направо, руки подняты к верху. На голове – белый омофор. В одном варианте правой рукой Она держит скипетр, как символ власти, а левой подает хлеб ангелу, который отдает его нищим.

Вокруг Пречистой находятся ангелы, которые одевают раздетых, кормят голодных, уговаривают молиться Пресвятой Богородице, утешают больных. Стоит Она на облаке (в другом варианте – на возвышении). За Ее плечами – снопы хлеба, в другом варианте – горы. Наверху – надписи, слова из тропаря иконе: «нагим одеяние, больным исцеление, обидимым Заступница, алчущим Кормительница».

В самом верху иконы изображен благословляющий с небес
Господь Вседержитель. Вокруг лика Богоматери расположены одиннадцать монет
(двенадцатая упала с иконы).

Случаи исцеления от иконы

Самым первым исцелился от чудотворного образа отрок Николай Грачев. У него были приступы эпилепсии, и он тяжело страдал. Однажды ночью он услышал во сне голов святителя Николая Чудотворца: «Поезжай в часовню, где стоит икона с монетами, и от нее исцелишься». Так и произошло. Отрок поехал в часовню, приложился к иконе и выздоровел.

Потом получила исцеление жена Писаря по имени Вера. У нее
пропал голос вследствие чахотки горла. Ночью она услышала голос, велевший ей
ехать в часовню. Утром Вера поехала, приложилась к чудотворной иконе и
выздоровела навсегда.

Есть и другие многочисленные случаи исцеления по молитвам к
Пречистой возле этой иконы.

Дни празднования иконы

Праздник иконы «Всех скорбящих Радосте» с грошиками отмечается только раз в году:

5 августа по новому стилю.

Фильм про церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте (с грошиками)

История происхождения

Первые упоминания об иконе датированы 1688 годом. Тогда в Преображенской церкви Москвы, на Ордынке, она впервые прославилась, как чудодейственная. Кто является автором-иконописцем и когда была создан образ, доподлинно неизвестно. Есть предположение, что она попала в храм в 1685 году после реставрации на пожертвования Акинфовой Евдокии. Но, эти сведения документально не подтверждены.

К 1688 году икона уже была чрезвычайно ветхой, и понадобилось ее укреплять. Для этой цели были использованы деревянные кипарисовые подпорки.

Событие, прославившее икону, произошло с Евфимией Папиной, родной сестрой Московского Патриарха Иоакима. Предание гласит, что, будучи тяжело больной, она услышала голос Богородицы во время молитвы. Матерь Божья поведала ей о целительном образе в Преображенской церкви, на левой, стороне, где обычно стоят женщины в храме. Голос велел Евфимии призвать к себе священника, который должен отслужить молебен с водосвятием над этой иконой. И тогда, она совершит исцеление.

Изумленная женщина выполнила все в точности так, как велел голос Богоматери. Пригласила в дом священнослужителя, который принес икону «Всех скорбящих Радость» и провел над ней молебен. После него больная исцелилась. Случилось это 24 октября 1688 года. Данное событие занесено в летопись Преображенского храма на Ордынке. Оно положило начало чудодейственной силе иконы. О нем сразу стало известно во всем московском православном мире из «Сказания об иконе». Оно было написано очень скоро после свершения чуда.

Помимо сказания, священнослужители составили службу и молитвы к иконе. Позднее, в 1863 году

П. С. Казанский – профессор Московской Духовной академии составил особый акафист.

Преображенская церковь сразу приобрела другое название – народное. Ее стали именовать Скорбященской, в посвящение о чудотворной иконе.

Вскоре после чудесного исцеления Е. Папиной, когда икону признали чудотворной, мастера Оружейной Палаты получили благословение на создание списков.

О судьбе одного из них сохранились противоречивые сведения. Существует версия, что сестра Петра I, Наталья Алексеевна, во время переезда в Санкт-Петербург увезла икону «Всех скорбящих Радость». (Дату это события относят, примерно к1710-1711 гг).

Доподлинно неизвестно был ли это подлинник или копия. Одни утверждают, что оригинал остался в Преображенской церкви Москвы, а список последовал за царевной. Другие, придерживаются мнения, что она забрала с собой копию, оставив первоначальную икону на прежнем месте.

Несмотря на разногласия в этом вопросе, и Московская и Петербургская иконы считаются чудотворными в равной степени.

Та, что прибыла в Петербург, была установлена в придворной церкви Воскресения Христова. Она находилась на улице Шпалерной, за Литейным двором. Икона была облачена в богатый серебряный оклад с драгоценными камнями из личной сокровищницы царевны. Также, на нем находились частицы мощей святых и реликвий.

В 1713 году при церкви открыли богадельню под опекой Натальи Алексеевны. А после ее кончины в 1716 году она была приписана к домовому храму венценосного семейства.

В наши дни в Спасо-Преображенском соборе Петербурга находится список, который называют образом Натальи. Специалисты установили, что подобное утверждение ошибочно. Была найдена литография, изображающая икону царевны. Она не совпадает со списком этого храма. Вероятно, данная копия в дорогом окладе – это один из наиболее чтимых образов, которые хранились в Скорбященской церкви вместе с иконой, привезенной царевной из Москвы.

Екатерина II. Документально зафиксирован факт, который произошел в 1768 году во время эпидемии оспы. Императрица долго молилась пред иконой «Всех скорбящих Радость», прежде чем, решилась на прививку себе и сыну Павлу Петровичу от опасной болезни. Через некоторое время по ее велению образ облекли в новый оклад.

В 1818 году после реконструкции церкви, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса.

В 1858 году был создан список на кипарисовой доске. Он был оформлен в новый оклад. Его изготовили по эскизам профессора Императорской Академии художеств, историка и художника Федора Григорьевича Солнцева. Согласно замыслу автора оправу создали из золота. Его потребовалось 6 кг и 700 г. Для украшения использовали много драгоценных камней – бриллиантов, сапфиров, рубинов, гранатов, изумрудов, топазов, жемчугов. Также, на оклад наложили священные мощи, освященные митрополитом Григорием (Постниковым).

В разные времена одновременно с главной иконой находились три копии. К сожалению, но одна из них не дошла до наших дней. Подробнее о них и о других известных списках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector