Акафист «всех скорбящих радость»

Јкосъ в7i

Q нбcный, q любeзный, q сладчaйшій тв0й глaсъ, веселsщій сердцA нaша. Съ нaми бо нел0жнw nбэщaласz є3си2 бhти до скончaніz вёка, дв7о бцdе. Твои1ми бо мlтвами слэпjи ви1дzтъ, глухjz слhшатъ, хромhz х0дzтъ, прокажeнныz њчищaютсz, ѓлчущіz питaютсz, нагjz nдэвaютсz, вдови1цы ўтэшaютсz, сирwты2 рaдуютсz, ни1щіи веселsтсz, грёшніи сп7сaютсz, ўб0зіи ликyютъ, воспэвaz:

Рaдуйсz, њдушевлeнный б9ій ківHте. Рaдуйсz, бGолюби1ваz цRи1це и3 вLчице. Рaдуйсz, t глaда и3 губи1тельства, трyса и3 пот0па нaсъ сп7сaющаz. Рaдуйсz, t nгнS, мечA, нашeствіz и3ноплемeнныхъ и3 междоус0бныz брaни нaсъ защищaющаz. Рaдуйсz, бyрныz в0лны житeйскагw м0рz ўкрощaющаz. Рaдуйсz, всsкую слезY t nчeсъ нaшихъ tирaющаz. Рaдуйсz, ћкw вои1стину люб0вію матери1нскою нaсъ возлюби1вшаz. Рaдуйсz, подaтельнице бжcтвенныz бlгости. Рaдуйсz, во чрeвэ своeмъ рaдость вёчную носи1вшаz. Рaдуйсz, ћкw ти1хое пристaнище душaмъ нaшимъ гот0виши. Рaдуйсz, ћкw всёхъ родHвъ є3си2 неумолкaемое весeліе.

Рaдуйсz, рaдосте нaша, во њб8sтіихъ свои1хъ рaдость всегw2 мjра носи1вшаz.

Что случилось с иконой дальше

Храм Троицы много раз перестраивали. Деревянное здание приходило в негодность, поэтому его заменили каменным храмом с освященным для иконы престолом.

Почитательницей святого образа была супруга Александра III Мария. Список (освященная копия) стоял в ее личной комнате. Доподлинно известно, что императрица обращалась к образам в периоды болезни детей, когда требовалось заступничество Царицы Небесной перед невзгодами. Придворные говорили, что без образа Богоматери Мария не совершала ни одного посещения больниц, домов призрения, приютов. Известная своей благотворительной деятельностью и набожностью, императрица привыкла спрашивать совета у святых, поступала всегда по совести и иногда вразрез с общественным мнением и правилами. Но все дела были угодны Богу, и потому даже самые ярые противники быстро успокоились в своих гневных речах.

Образ императрице преподнесла в дар фрейлина Анна Аксакова. Воспитанница императора чтила его супругу за добродетельность, служению Богу и невероятно кроткий нрав. После ухода Марии из жизни икону вернули Анне Федоровне, но она снова поднесла ее в дар невесте Великого Князя. Передаваемый образ считали благословением, защитой от невзгод.

К несчастью, в годы революционного передела и гонений святые списки пропали. И очень долгое время образа считали утраченными. В 20-х годах прошлого века храм закрыли, здание Троицкому приходу вернули только в 1992 году. В это же время Патриархия делает щедрый дар, передавая в восстанавливаемую церковь несколько икон. Среди оригиналов и освященных списков чудесным образом оказалась копия «Трех радостей». Список датирован XIX веком. Так утраченная икона сама нашла дорогу в храм и вернулась к людям.

Интересно, что, читая отпечатанный на обычной машинке текст Акафиста, служители долго думали – надо ли читать текст перед образом, или можно пренебречь правилами. Пока решали и судили, один священник вполголоса перечитывал Акафист, и вдруг настала тишина – перед образом загорелась лампадка

. Споры были окончены, Акафист читают каждую среду во время служения молебна, помещая икону в центр храма.

Икона сама «вернулась» в храм – это ли не настоящее Чудо На Дону в казачьей общине икону чтили из-за ее особого свойства. Считалось, что молитва поможет вернуть в семью разгульного казака. Казачки знали, как сложно справиться с буйным нравом мужей, отцов, сыновей, и кроме как на Богоматерь надежды не было. Обращаясь к Царице Небесной, казачки испрашивали у Нее не только избавления от пристрастия к хмельному, но и просили защитить буйные головы мужей в сражениях.

Известно, что именно казачьи полки во многом решали исходы битв. Враги буквально падали под напором этих отважных воинов, не знавших удержу в своей ярости.

Очень интересная икона «Трех радостей» находится в Ясной Поляне. На изображении нет Иосифа Обручника.

Почему именно так, никто не знает, но доподлинно известно, что граф Н. Толстой (отец писателя) носил образок под воинской шинелью. Возможно, именно это спасло его в 1812 году от множества неприятностей.

Мlтва

Q пресaz дв7о, всебlгaгw сн7а ми всебlгaz, грaда сегw2 (сhz nби1тели сеS) покр0ве, всёмъ вёрнаz предстaтельнице и3 застyпнице. Не презри2 молeніz нaсъ, недост0йныхъ рaбъ твои1хъ, но ўмоли2 сн7а твоегw2 и3 бGа нaшегw, да всёмъ нaмъ, съ вёрою и3 ўмилeніемъ пред8 чудотв0рнымъ џбразомъ твои1мъ покланsющимсz, по коег0ждо потрeбэ рaдость дaруетъ: грёшникwмъ вседёйственное вразумлёніе, покаsніе же и3 сп7сeніе: сyщимъ въ ск0рбэхъ и3 печaлэхъ ўтэшeніе: въ бёдахъ и3 њѕлоблeніихъ пребывaющимъ совершeнное си1хъ и3збhтіе: малодyшнымъ и3 ненадeжнымъ надeжду и3 терпёніе: въ рaдости и3 и3зoби1ліи живyщимъ непрестaнное бGу бlгодарeніе: сyщимъ въ болёзни и3сцэлeніе и3 ўкрэплeніе.

Q гпcже пречcтаz. Ўмилосeрдисz ко всёмъ чтyщимъ всечтcн0е и4мz твоE и3 всёмъ kви2 всем0щный покр0въ тв0й и3 заступлeніе: t врaгъ ви1димыхъ и3 неви1димыхъ лю1ди твоS защити2 и3 сохрани2: супрyжества въ любви2 и3 є3диномhсліи ўтверди2: младє1нцы воспитaй, ю4ныz ўцэломyдри, tвeрзи и5мъ ќмъ къ воспріsтію всsкагw полeзнагw ўчeніz: t домaшніz свaры є3динокр0вныz лю1ди ми1ромъ и3 люб0вію њгради2, и3 всёмъ нaмъ подaждь дрyгъ ко дрyгу люб0вь, ми1ръ и3 бlгочeстіе, и3 здрaвіе со долгодeнствіемъ: да вси2 на нб7си2 и3 на земли2 вёдzтъ тS, ћкw твeрдую и3 непостhдную предстaтельницу р0да хrтіaнскагw и3, сіE вёдущіе, слaвzтъ тS и3 тоб0ю сн7а твоегw2 со безначaльнымъ є3гw2 nц7eмъ и3 є3диносyщнымъ є3гw2 д¦омъ, нhнэ и3 при1снw и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение»[1] нашей религиозности

Юрий Ру­бан

Тер­мин «Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» упо­треб­ля­ет­ся в цер­ков­ном язы­ке в двух зна­че­ни­ях:

как опре­де­лен­ный тип ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и

как рус­ский пра­во­слав­ный празд­ник этой Ико­ны, от­ме­ча­е­мый 10 де­каб­ря (27 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю). От­сю­да и двой­ное на­зва­ние празд­ни­ка в совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре: « ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние». Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду».

Ико­на изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, мо­лит­вен­но под­ни­ма­ю­щую Свои ру­ки: на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щи­та, – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на в пол­ный рост (сто­я­щей) или по по­яс. Та­кое изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых ико­но­пис­ных об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – он обо­зна­ча­ет­ся ла­тин­ским тер­ми­ном Оран­та, Мо­ля­ща­я­ся – и оли­це­тво­ря­ет За­ступ­ни­цу ми­ра (в этом пер­вом зна­че­нии тер­мин «Зна­ме­ние», ве­ро­ят­но, свя­зан с из­вест­ным мес­си­ан­ским про­ро­че­ством, Ис.7:14). Ико­ны дан­но­го ти­па по­яви­лись впер­вые на Ру­си в XI–XII вв. У нас эту ико­ну ста­ли счи­тать за­ступ­ни­цей от вра­гов, и это свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем чу­до­твор­ной нов­го­род­ской ико­ны в 1170 г. В свя­зи с этим и воз­ник­ло на­зва­ние «Зна­ме­ние» в зна­че­нии «знак ми­ло­сти со сто­ро­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Со­глас­но рас­ска­зам ле­то­пи­сей, в тот год со­еди­нен­ные си­лы удель­ных кня­зей, вла­ди­ми­ро-суз­даль­цев, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, оса­ди­ли Ве­ли­кий Нов­го­род. Дни и но­чи мо­ли­лись нов­го­род­цы Гос­по­ду, умо­ляя не оста­вить их в бе­де. На тре­тью ночь ар­хи­епи­ско­пу Иоанну был див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий взять из церк­ви Пре­об­ра­же­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния ико­ны од­на из стрел про­тив­ни­ка вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик, и из глаз Бо­го­ро­ди­цы по­тек­ли сле­зы. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов на­пал ужас, и они ста­ли по­би­вать друг дру­га. Всту­пив в бой, обод­рен­ные нов­го­род­цы по­бе­ди­ли.

Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та, 27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на (421 г.).

Та­ким об­ра­зом, празд­ник уста­нов­лен в па­мять од­но­го из эпи­зо­дов кро­ва­вой и бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один «пра­во­слав­ный» князь шел на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Хри­ста и Бо­го­ма­терь! (Ес­ли за­щи­ща­ю­щи­е­ся еще мог­ли быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми мо­лит­вен­ны­ми при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли.) Эти по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли стра­ну и бы­ли на ру­ку мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­ред­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся да­же пе­ред ли­цом этой «апо­ка­лип­ти­че­ской» опас­но­сти. Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка это­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX-м сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких еще не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чем ли мы из них урок – «вот в чем во­прос»? Но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

При­ме­ча­ния

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Всех скорбящих Радосте»

О Пресвятая Владычице Богородице, вышшая
Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице,
всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби
сущим: разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы.
Ты едина еси радости нашея ходатаица, и Яко Матерь Божия
и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя
Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе
посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби
пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе
молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и
печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори
Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя
радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

Икос 2

Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно:

Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;

Радуйся, сумнящихся известное утверждение.

Радуйся, Едина Мати милосердия;

Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.

Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая;

Радуйся, печалию наши немощи душевныя врачующая.

Радуйся, суетныя радости презирати нас научающая;

Радуйся, к вышнему миру ум наш возводящая.

Радуйся, от любве земныя к Небесней Божией любви нас привлекающая;

Радуйся, в самых страданиих наших утешение и благодатную жизнь нам подающая.

Радуйся, обетование благ вечных;

Радуйся, Ходатаице вечныя радости.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Икос 1

Ан­гел пред­ста­тель пос­лан бысть с Не­бе­се ре­щи Бо­го­ро­ди­це: ра­дуй­ся, возвещая Божественным воплощением Хри­сто­вым хотящую родитися от Нея Ра­дость все­му ми­ру, в скор­би погибающу. Тем­же и мы, грех­ми обремененнии, на­деж­ду спа­се­ния в Те­бе улучивше, умиль­но взы­ва­ем Ти:

Ра­дуй­ся, Бо­жие ко греш­ным благоволение; ра­дуй­ся, каю­щих­ся пред Господом Бо­гом креп­кое за­ступ­ле­ние. Ра­дуй­ся, пад­ша­го Адама воззвание; ра­дуй­ся, слез Евиных из­бав­ле­ние. Ра­дуй­ся, греховную отъемлющая скверну; ра­дуй­ся, ба­не, омы­ваю­щая со­весть. Ра­дуй­ся, рожд­шая Избавителя, без­за­ко­ния на­ша ту­не очищающаго; ра­дуй­ся, всечудное всех к Бо­гу при­ми­ре­ние. Ра­дуй­ся, мосте, воистину преводяй нас от смер­ти к животу; ра­дуй­ся, мир от по­то­па греховнаго спасшая. Ра­дуй­ся, лествице не­бес­ная, Ею­же Гос­подь к нам сни­де; ра­дуй­ся, вина всех обожения. Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная Бо­го­ро­ди­це Де­во, всех скор­бя­щих Ра­дос­те.

Икос 7

Новая купель Силоамская паче оныя
древния явися, Пречистая Владычице, храм Твой, в немже
покланяемся чудотворней иконе Твоей: Ибо не единою в
лето и токмо первее входящим здравие тела подаеши, но
всегда всякий недуг и всякую язву душевную и телесную
врачуеши с верою и любовию к Тебе прибегающих. Сего ради
вопием Ти:

Радуйся, купель, в нейже вся скорби наша
погружаются.

Радуйся, чаше, Еюже радость и спасение
восприемлем.

Радуйся, каменю, напоивший жаждущия
жизни.

Радуйся, древо, услаждающее сланыя воды
житейскаго моря.

Радуйся, животворныя воды неистощимый
источниче.

Радуйся, бане, омывающая греховную
скверну.

Радуйся, скорбей наших услаждение.

Радуйся, печалей наших утоление.

Радуйся, болезней наших врачевание.

Радуйся, бед избавление.

Радуйся, демонов попрание.

Радуйся, врагов посрамление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,
всех скорбящих Радосте.

Акафист — в чем помогает

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

В том, что Богородица готова помочь всем и каждому, сомнений нет. Так как от Девы Марии постоянно идет необъятная помощь верующим, то православные назвали ее «Взысканием погибших», так как именно Пресвятая Богородица является Святым образом, которую видят люди за миг до кончины. Вот почему акафист «Взыскание погибших» и «Всех Скорбящих Радость», как правило, находятся вместе, так как отнесены к одному Лику. Когда именно стоит обращаться к Богородице с данным акафистом?

  1. При денежной нехватке, бедности. Дева Мария укажет верный путь даже в материальных трудностях.
  2. При скорейшем выздоровление от страшной болезни, прошение об исцелении.
  3. При погибающих детях.
  4. При избавлении человека от алкоголизма.
  5. При искреннем желании удачно выйти замуж за хорошего и достойного человека.
  6. При получении духовной помощи и невидимой поддержки.

История происхождения

Первые упоминания об иконе датированы 1688 годом. Тогда в Преображенской церкви Москвы, на Ордынке, она впервые прославилась, как чудодейственная. Кто является автором-иконописцем и когда была создан образ, доподлинно неизвестно. Есть предположение, что она попала в храм в 1685 году после реставрации на пожертвования Акинфовой Евдокии. Но, эти сведения документально не подтверждены.

К 1688 году икона уже была чрезвычайно ветхой, и понадобилось ее укреплять. Для этой цели были использованы деревянные кипарисовые подпорки.

Событие, прославившее икону, произошло с Евфимией Папиной, родной сестрой Московского Патриарха Иоакима. Предание гласит, что, будучи тяжело больной, она услышала голос Богородицы во время молитвы. Матерь Божья поведала ей о целительном образе в Преображенской церкви, на левой, стороне, где обычно стоят женщины в храме. Голос велел Евфимии призвать к себе священника, который должен отслужить молебен с водосвятием над этой иконой. И тогда, она совершит исцеление.

Изумленная женщина выполнила все в точности так, как велел голос Богоматери. Пригласила в дом священнослужителя, который принес икону «Всех скорбящих Радость» и провел над ней молебен. После него больная исцелилась. Случилось это 24 октября 1688 года. Данное событие занесено в летопись Преображенского храма на Ордынке. Оно положило начало чудодейственной силе иконы. О нем сразу стало известно во всем московском православном мире из «Сказания об иконе». Оно было написано очень скоро после свершения чуда.

Помимо сказания, священнослужители составили службу и молитвы к иконе. Позднее, в 1863 году

П. С. Казанский – профессор Московской Духовной академии составил особый акафист.

Преображенская церковь сразу приобрела другое название – народное. Ее стали именовать Скорбященской, в посвящение о чудотворной иконе.

Вскоре после чудесного исцеления Е. Папиной, когда икону признали чудотворной, мастера Оружейной Палаты получили благословение на создание списков.

О судьбе одного из них сохранились противоречивые сведения. Существует версия, что сестра Петра I, Наталья Алексеевна, во время переезда в Санкт-Петербург увезла икону «Всех скорбящих Радость». (Дату это события относят, примерно к1710-1711 гг).

Доподлинно неизвестно был ли это подлинник или копия. Одни утверждают, что оригинал остался в Преображенской церкви Москвы, а список последовал за царевной. Другие, придерживаются мнения, что она забрала с собой копию, оставив первоначальную икону на прежнем месте.

Несмотря на разногласия в этом вопросе, и Московская и Петербургская иконы считаются чудотворными в равной степени.

Та, что прибыла в Петербург, была установлена в придворной церкви Воскресения Христова. Она находилась на улице Шпалерной, за Литейным двором. Икона была облачена в богатый серебряный оклад с драгоценными камнями из личной сокровищницы царевны. Также, на нем находились частицы мощей святых и реликвий.

В 1713 году при церкви открыли богадельню под опекой Натальи Алексеевны. А после ее кончины в 1716 году она была приписана к домовому храму венценосного семейства.

В наши дни в Спасо-Преображенском соборе Петербурга находится список, который называют образом Натальи. Специалисты установили, что подобное утверждение ошибочно. Была найдена литография, изображающая икону царевны. Она не совпадает со списком этого храма. Вероятно, данная копия в дорогом окладе – это один из наиболее чтимых образов, которые хранились в Скорбященской церкви вместе с иконой, привезенной царевной из Москвы.

Екатерина II. Документально зафиксирован факт, который произошел в 1768 году во время эпидемии оспы. Императрица долго молилась пред иконой «Всех скорбящих Радость», прежде чем, решилась на прививку себе и сыну Павлу Петровичу от опасной болезни. Через некоторое время по ее велению образ облекли в новый оклад.

В 1818 году после реконструкции церкви, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса.

В 1858 году был создан список на кипарисовой доске. Он был оформлен в новый оклад. Его изготовили по эскизам профессора Императорской Академии художеств, историка и художника Федора Григорьевича Солнцева. Согласно замыслу автора оправу создали из золота. Его потребовалось 6 кг и 700 г. Для украшения использовали много драгоценных камней – бриллиантов, сапфиров, рубинов, гранатов, изумрудов, топазов, жемчугов. Также, на оклад наложили священные мощи, освященные митрополитом Григорием (Постниковым).

В разные времена одновременно с главной иконой находились три копии. К сожалению, но одна из них не дошла до наших дней. Подробнее о них и о других известных списках.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумеют, киими
словесы скорбящия утешати, но Сама, Владычице,
возглаголи сердцам нашим утешение, благодати Твоея
лучами облак скорби нашея и мрак уныния разгоняющи, да
взываем Ти:

Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя
всех христиан.

Радуйся, радосте и умирение миру.

Радуйся, подательнице Божественныя
благости.

Радуйся, надеждо благ вечных.

Радуйся, кораблю хотящих спастися.

Радуйся, пристанище житейских плаваний.

Радуйся, верная хранительнице уповающих
на Тя по Бозе.

Радуйся, одеждо нагих дерзновения.

Радуйся, хранительнице всех и
утверждение.

Радуйся, всех верных ограждение и
священное прибежище.

Радуйся, помоще верно молящихся Тебе.

Радуйся, светлое благодати познание.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,
всех скорбящих Радосте.

Икос 11

Очисти мя, Пречистая, от всяких скверн
плоти и духа, отжени от мене уныние, просвети моя мысли
сердечныя, подаждь ми память смертную, сохрани сердце
мое от похотей лукавых и услыши мя вопиющаго:

Радуйся, Царице моя Преблагая.

Радуйся,
Заступнице моя Преблагословенная.

Радуйся, труждающихся помощнице.

Радуйся, обидимых Заступнице.

Радуйся, отрадо и утешение плачущих.

Радуйся, утешение в смерти моей.

Радуйся, веселие души моея.

Радуйся, красото Церкви.

Радуйся, просвещение ума моего.

Радуйся,
всех христиан утешение.

Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих
Радость всего мира носившая.

«Денежная» икона Богородицы — это, на самом деле, «Всех скорбящих Радость»

Иногда верующие покупают себе в дом икону Богородицы, которая «осыпает монетами». Пообщавшись с такими людьми, можно узнать, что образ этот привлекает в дом богатство, или хотя бы улучшает материальное положение.

Причина ассоциации ясна: икона, которая так выглядит, действительно есть. Но она изображает вовсе не то, что кажется людям со стороны.

Монеты на иконе есть, однако они — не часть сюжета.

Мы не знаем, когда возник оригинал этой иконы. Вероятно, в XIX веке. На это намекает стиль.

Согласно приданию, икону прибило волнами к имению Куракиных — купцов, живших на берегу Невы. Затем икона хранилась в Тихвинской часовне (деревня Клочки).

В 1888 году в здание ударила молния, и многие образы пострадали, а «Всех скорбящих Радость» рухнула на пол. Разбилась кружка для подаяний и 12 монет прилипилось к иконе.

Затем икона стала совершать чудеса исцеления. Сегодня она находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге.

Оригинальная икона Всех скорбящих Радость с «грошиками»

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны. Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Икос 9

Пречистая Дево, Твоим ходатайством пред
престолом Всевышняго освяти мою душу и тело, ум и
сердце, всего мя обнови, украси, уцеломудри, прослави,
спаси, просвети, и благослови Своим небесным и земным
благословением, да взываю Ти:

Радуйся, неневестная Мати и
неискусобрачная; радуйся, яко Тобою Сына Божия познахом.

Радуйся, нерушимая стено.

Радуйся, всесовершенное спасение душ наших.

Радуйся, Владычице и Мати Избавителя от
вечныя смерти.

Радуйся, святых святейшая ангелов.

Радуйся, яко воистину из Тебе Господь
воцарися и в лепоту облечеся.

Радуйся, греховную
отъемлющая скверну.

Радуйся, утра весенняго светлейшая.

Радуйся, свирепую бурю души моея укрощающая.

Радуйся, Радосте наша, во объятиих Своих
радость всего мира носившая.

Икос 3

Имея простоту душевную и непорочное сердце, послушник смиренный сподобися ангельския беседы и лицезрения чиноначальника горних сил, мы же, лукавством и злобою потемненнии, со трепетом взирающе на святую икону Твою, Владычице, молим Ти ся прилежно, обрати ны от злоб наших и научи нас во смирении и кротости духа глаголати Тебе:

Радуйся, Гору Афонскую освятившая Твоим благодатным присутствием; радуйся, холмы и дебри ея исполнившая славою Твоих чудес.

Радуйся, ангельскаго явления сподобльшая пустынножительство Афонское; радуйся, обители иноческия в нем умножившая во спасение душ человеческих.

Радуйся, и всем, в посте и молитве пребывающим, обещавшая Твое заступление; радуйся, от треволнения моря житейскаго спасающая кающихся.

Радуйся, благодать Сына Твоего и Бога низводящая на места, Тебе посвящаемыя; радуйся, рай мысленный показавшая храмы Божия.

Радуйся, пристанище небурное содевающая в онех ищущим спасения; радуйся, всем потребным ко благочестию нас снабдевающая.

Радуйся, жительствующим богоугодно Подательнице благ временных и вечных; радуйся, Ходатаице нам Царствия Небеснаго.

Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector