Казанская духовная семинария

История

Духовные школы в Казани в XVIII веке

Основанная в 1723 году в Казани, архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 году в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки. В силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.

Казанская духовная академия (1797—1818)

Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовно-учебного заведения был поставлен ещё в конце XVIII века. Дело в том, что Казань уже в то время получила значение центра религиозно-нравственного просвещения для всего обширного востока России, а Казанская духовная семинария получила настолько значительное развитие, что её приравнивали к Киевской и Московской академиям; к тому же на практике сказалось неудобство управления из далёкой по условиям сообщений того времени Москвы духовно-учебными заведениями восточной России. В видах всего этого Казанская духовная семинария указом от 18 декабря 1797 году была переименована в академию.

Для пополнения образования воспитанники академии посещали Казанский университет, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии.

Таково было происхождение так называемой старой казанской духовной академии, просуществовавшей до 1818 года. Совершившееся в царствование Императора Александра I (в 1808 и 1810 годах) преобразование духовно-учебных заведений, по плану которого в России предполагалось сохранить все существовавшие в то время четыре духовные академии, в том числе и казанскую, Казани, однако, не коснулось. Без достаточных материальных средств и без достаточных сил преподавательских эта старая академия влачила своё более нежели скромное существование.

21 сентября 1818 года Казанская Духовная академия была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус академии только у трёх высших духовных школ: Киевской, Московской и Санкт-Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Литература

  • Знаменский П. В., История Казанской духовной академии за первый (до-реформенный) период ее существования (1842-1870), Казань, 1891-1892, 3 тт.
  • Бердников И., Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за 50 лет ее существования 1842-1892, Казань, 1892.
  • Терновский С. А., Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-1892), Казань, 1892.
  • Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии 21 сент. 1892 г., Казань, 1893.
  • Памятная книжка Казанской духовной академии за… г., Казань, 1895-1917.
  • Сосуд избранный. История российских духовных школ. 1882-1932, Спб., 1994.
  • Цыпин В. А., прот., История Русской Церкви: книга XIX 1917-1997, М., 1997.
  • Журнал №58 Заседания Священного Синода РПЦ.

История

Дореволюционный период

В 1723 году в Казани была основана архиерейская элементарная школа.

Положение Казанской епархии, населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращённых иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников.

В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки.

В 1797 году семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ.

В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта, в Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской духовной академии.

Открытие академии вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении.

После революции была закрыта.

Современный период

В 1997 году в новом здании было открыто Казанское духовное училище.

17 июля 1998 года Казанское духовное училище решением Священного Синода было преобразовано в семинарию.

Сегодня здесь сохраняются и развиваются лучшие традиции отечественного духовного образования, складывавшиеся веками. Регулярное участие в богослужении, внимательное изучение Священного Писания и богословских наук, жизнь в студенческой семье и совместный труд составляют необходимые условия для подготовки будущих пастырей и церковных работников к высокому и ответственному служению Церкви Божией.

Небесные покровители Казанской православной духовной семинарии — святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Гавриил Седмиезерный. Семинарский храм — первый в России, освященный в честь Кронштадтского пастыря, является одновременно приходским, что дает возможность учащимся приобретать навыки активного участия в жизни церковной общины. Среди святынь храма — часть мощей преподобного Гавриила Седмиезерного.

Сегодня КазПДС включает в себя пастырско-богословское и регентско-катехизаторское отделения, а также отделение дополнительного образования.

Пастырско-богословское отделение

В рамках пастырско-богословского отделения действуют подготовительное отделение (срок обучения — 1 год), бакалавриат (срок обучения — 4 года), магистратура (срок обучения — 2 года), а также отделение заочного обучения.

В учебный план семинарии включены как богословские, так и общегуманитарные дисциплины, необходимые для получения высшего богословского и гуманитарного образования.

Учебный и научный процесс обеспечивают кафедры богословия и философии, библеистики, общей и церковной истории, церковно-практических дисциплин и филологии

Особое внимание в КазПДС уделяется изучению исламоведения, действует факультатив по татарскому и арабскому языкам

На пастырско-богословское отделение принимаются лица мужского пола православного вероисповедания в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие полное среднее образование.

Казанская духовная академия в XX веке

В августе 1917 года Казанская духовная академия была выселена Временным правительством из здания на Арском поле. В здании разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.

В 1917—1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии (нынешний геофак КГУ на ул. Кремлёвской).

Перед угрозой прекращения существования Казанской Духовной академии её совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 году профессор Константин Харлампович писал Николаю Глубоковскому, что «Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно». Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем.

В 1918 году в академии прошли последние выпускные экзамены и защита магистерских сочинений, выданы последние дипломы. О состоянии, в котором академия оказалась к началу 1919 года, её последний ректор, епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), писал: «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии».

В марта 1921 года был арестован ректор академии епископ Анатолий (Грисюк) и 20 её преподавателей. В ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.

Регентско-катехизаторское отделение

Регентско-катехизаторское отделение было открыто в 2014/15 учебном году с целью подготовки регентов церковных хоров, певчих, псаломщиков и катехизаторов. Учащиеся регентско-катехизаторского отделения имеют возможность заниматься у ведущих регентов Казани, высококвалифицированных специалистов Казанской государственной консерватории, слушать лекции преподавателей пастырско-богословского отделения семинарии и светских вузов. Учебная программа отделения разработана с опорой на опыт ведущих регентских школ, а также в соответствии с церковными и светскими стандартами высшего профессионального образования (бакалавриат). Срок обучения — 4 года.

На регентско-катехизаторское отделение принимаются лица мужского и женского пола православного вероисповедания в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие полное среднее образование.

Отделение дополнительного образования

С 2016/2017 учебного года в КазПДС открывается Отделение дополнительного образования, на котором будет осуществляться подготовка церковных специалистов в области миссионерской и катехизаторской деятельности. Обучение будет проводится заочно по программам полубакалавриата, оно будет включать в себя один год общебогословской подготовки и один год специализации (в области миссионерского или катехизаторского служения). Кроме того, в рамках дополнительного образования в КазПДС организуются курсы переподготовки и повышения квалификации для священно- и церковнослужителей, директоров и педагогов воскресных школ.

Все студенты КазПДС обеспечиваются общежитием и питанием.

«Казанской духовной академии быть!..»

В 2015 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Казанская епархия взяла курс на возрождение Казанской духовной академии на базе Казанской духовной семинарий.

Этот проект поддержал Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, который в своем послании Государственному совету республики 28 сентября 2015 года он отметил: «Мы должны активизировать работу по воссозданию Казанской духовной академии». Ввиду общецерковной значимости этой задачи Священный синод на своем заседании от 22 октября 2015 года назначил ректором Казанской семинарии митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.

Все новости по теме:Казанская духовная семинария

Важным шагом на пути воссоздания Казанской духовной академии должно стать запланированное на 2016/2017 учебный год открытие двух новых магистерских профилей: «Православное богословие и религиозная философия» и «Миссия Церкви в современном мире», что позволит вывести магистратуру Казанской духовной семинарии на уровень ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

Учеба в духовной семинарии — это насыщенная и полноценная студенческая жизнь, в основе которой — приобретение духовного опыта и богословских знаний для будущего служения Православной Церкви.

В распоряжении учащихся — все необходимое для учебы и жизни, в том числе богатая библиотека, сохранившая бесценные дореволюционные фонды Казанской духовной академии. Помимо основных занятий студенты имеют возможность посещать факультативы, а также кружок иконописания. В новом спортивном зале проводятся соревнования между студентами семинарии и других вузов Казани.

В свободное от учебы время учащиеся занимаются социальной работой, участвуют в благотворительных акциях, совершают паломнические поездки.

Не остаются студенты семинарии в стороне и от культурной жизни Казани — принимают участие в епархиальных мероприятиях, посвященных общецерковным праздникам, посещают концерты, выставки и театральные постановки.

* * *

Комплекс зданий Казанской духовной семинарии расположен в Авиастроительном районе Казани в 10 минутах ходьбы от станции метро «Авиастроительная».

Адрес семинарии:

31а, ул. Челюскина, г. Казань, Республика Татарстан, 420036

факс: (843) 571-14-50

Дополнительную информацию можно получить на сайте семинарии: kazpds.ru

По вопросам поступления обращайтесь по телефону: (843) 205-60-28 (канцелярия).

Репрессии не заставили себя ждать

Буквально на следующий день отца Романа отстранили от службы, а 6 сентября и вовсе запретили ему служение. Указ подписал лично митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий. По словам Степанова, в Указе были раскрыты тайны его исповеди: факт употребления наркотиков, уход жены и сожительство с другой женщиной. С менторскими нотками в документе отражено, что отцу Роману была протянута рука помощи, только он это не оценил: «Спасительному пути покаяния Вы предпочли избрать стремление к публичной популярности, променяв бесценный дар священства на пересилившие все прочие немощи тщеславие и гордыню».

Пока церковный суд не рассмотрит дело Романа Степанова, ему запрещено проводить любые церковные служения, благословление кого-бы то ни было, ношения рясы и иных священнических одежд, наперсного креста. До церковного суда, который должен состояться не позднее декабря 2021 года. 

Низложенного настоятеля отрядили псаломщиком в Свято-Троицкий мужской монастырь Чебоксар и под опеку наместнику монастыря архимандриту Василию (Паскье), с настоятельным пожеланием для Степанова участвовать в Таинствах Исповеди и Причащения не реже 1 раза в неделю. Но Степанов решил иначе – он переехал в Казань.

На это ли рассчитывал Роман Степанов, когда взбунтовался против системы? Кто он? Революционер в рясе или наркоман со стажем и блудный муж сбежавшей матушки? Корреспондент Пруфы.рф встретился с опальным настоятелем.

В офисе будет сложно

– Я часто слышу одобрение вашим поступкам. У вас нет сожаления? Все-таки это сейчас круто меняет вашу жизнь.

– Я сталкиваюсь с подобным, сказать честно и открыто, уже в третий раз. Нечто подобное со мной происходит сначала в духовном училище, затем в Казанской духовной семинарии, и теперь в моей родной епархии.

– Вы учились в Казанской семинарии и отмечали, что во время учебы стали свидетелям неестественного интереса со стороны педагогов в рясах к студентам. Насколько сложная была ситуация? Что-то изменилось?

– Не то, чтобы я был свидетелем, я был инициатором реакции семинаристов, и, собственно, писал в патриархию по поводу того, что происходило в Казанской семинарии, чтобы патриархия это пресекла.

Сейчас Казанская семинария – это один из лучших духовных вузов в Русской православной церкви, там преподают замечательные люди, мои друзья, которых я очень люблю и с некоторыми из них я даже учился. Сейчас она стала другой, и эта казанская история повлияла на то, что Казанская духовная семинария выработала некую стратегию внутреннего взаимодействия со студентами. Это очень хорошо.

Система обучения

В XVIII в. обучение, как и в других духовных семинариях, строилось на основе стандартов, выработанных в XVII в. в украинских духовных школах и получивших распространение по всей России. В основу обучения было положено изучение латинского языка, духовной, римской и средневековой европейской литератур, обучение которым было растянуто на многие годы. Каждый класс – русский (элементарная грамота), словенский (старославянский) языки, фара, инфима, грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, философия, богословие – представлял законченную ступень образования.

Проучившись в среднем 12–14 лет, лишь небольшая часть учащихся достигала классов философии и богословия (во многих семинариях они отсутствовали); в Казанской семинарии класс богословия был открыт в 1739 г.

Большая часть преподавателей являлась выпускниками Киевской и Московской духовных академий, остальные отбирались из выпускников самой семинарии, которая считалась одной из лучших в России.

В XVIII в. здесь учились ставший знаменитым придворным проповедником Гедеон (Криновский), будущий китаевед Н.Я.Бичурин.

В 1798 г. Казанская духовная семинария была преобразована в Казанскую духовную академию (старую), в 1818 г. вновь воссоздана как семинария.

В Казанской духовной семинарии в соответствии с постановлением Комитета об усовершенствовании духовных училищ от 1808 г. основным языком обучения являлся русский, программы имели общеобразовательный характер.

В 1818 г. было введено изучение татарского языка (в 1855–1871 гг. преподавателем был К.Насыри), с 1835 г. – татарского или чувашского языка по выбору.

В 1829 г., в связи с открытием духовных училищ, в Казанской духовной семинарии были закрыты начальные классы. В семинарию стали принимать только лучших выпускников духовных училищ, а срок обучения сократился до 6 лет.

Общеобразовательный характер обучения был еще более усилен в ходе реформы 1842 г. Теперь первые 4 класса представляли собой среднюю общеобразовательную школу, а богословские и литургические предметы изучались в основном в старших классах.

В 1885 г. при Казанской духовной семинарии была открыта образцовая церковно-приходская школа, в которой семинаристы проходили педагогическую практику.

С 1868 г. было разрешено принимать на обучение детей из других сословий при наличии вакансий или за счет родителей.

С 1890 г. начали ежегодно принимать по несколько татар-кряшен, чувашей и марийцев – выпускников Казанской учительской семинарии.

Знаменитые выпускники

Основным назначением Казанской духовной семинарии была подготовка священнослужителей для Казанской епархии, лучших выпускников направляли в духовные академии. На протяжении всей истории многие бывшие семинаристы выходили и в светское звание, поступали в университеты и на гражданскую службу.

Среди них: медики А.А.Соколовский, М.Ф.Кандаратский, геолог А.В.Нечаев, механик Н.Г.Четаев, чувашский историк, этнограф, общественный деятель Н.В.Никольский, марийский этнограф, историк, языковед В.М.Васильев, китаевед Палладий (Кафаров) и другие.

Казанская духовная семинария прекратила существование в январе 1918 г. в связи с отделением Церкви от государства и конфискацией зданий.

Заманили и изнасиловали

– Роман, как вы решили стать священником? 

– В моем роду не было священников. Родился я в Чувашии. Отец служил в милиции, а я, когда мне было 17-18 лет, однажды после тренировки по вольной борьбе зашел в храм и решил там остаться. Я искренне люблю православие, люблю богослужение, люблю всех моих близких.

– В соцсетях рассказали о преступлении, которое было совершено в отношении вас. Можно этот пост цитировать?

– На эти откровения я решился после того, как моя подруга стала жертвой изнасилования. Мой пост придал ей силы, и она написала заявление на своего обидчика в правоохранительные органы.

– Сейчас у вас сложное положение – вам запретили служение и отправили в монастырь. Понимали ли вы, буквально взорвав общественное мнение, что призыв раскрыть свои доходы у Патриарха и других членов верхушки православия, может стать причиной всяческих картельных мер?

– Бессознательно, интуитивно я понимал, к чему все идет после встречи с митрополитом. Он вызвал меня после того поста о полученной мною травме в 1995 году. Он сказал мне, что я теперь «опущенный», со мной нельзя причащаться из одной чаши. Владыко дал понять, что у него есть некоторые духовные чада из среды блатных, преступников, которые жертвуют серьезные деньги на нужды епархии. В этот момент я понял, что в церкви поддержки не найду, что меня будут всячески из этой среды исторгать.

Конечно, я не думал, что будет прямой запрет за то, что я уже был наказан. За то, что я уже понес покаяние, и епитимью, и, собственно, сфокусировал свою деятельность на кормление зависимых.

«Казанской духовной академии быть!..»

В 2015 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Казанская епархия взяла курс на возрождение Казанской духовной академии на базе Казанской духовной семинарий.

Этот проект поддержал Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, который в своем послании Государственному совету республики 28 сентября 2015 года он отметил: «Мы должны активизировать работу по воссозданию Казанской духовной академии». Ввиду общецерковной значимости этой задачи Священный синод на своем заседании от 22 октября 2015 года назначил ректором Казанской семинарии митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.

Все новости по теме:Казанская духовная семинария

Важным шагом на пути воссоздания Казанской духовной академии должно стать запланированное на 2016/2017 учебный год открытие двух новых магистерских профилей: «Православное богословие и религиозная философия» и «Миссия Церкви в современном мире», что позволит вывести магистратуру Казанской духовной семинарии на уровень ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

Учеба в духовной семинарии — это насыщенная и полноценная студенческая жизнь, в основе которой — приобретение духовного опыта и богословских знаний для будущего служения Православной Церкви.

В распоряжении учащихся — все необходимое для учебы и жизни, в том числе богатая библиотека, сохранившая бесценные дореволюционные фонды Казанской духовной академии. Помимо основных занятий студенты имеют возможность посещать факультативы, а также кружок иконописания. В новом спортивном зале проводятся соревнования между студентами семинарии и других вузов Казани.

В свободное от учебы время учащиеся занимаются социальной работой, участвуют в благотворительных акциях, совершают паломнические поездки.

Не остаются студенты семинарии в стороне и от культурной жизни Казани — принимают участие в епархиальных мероприятиях, посвященных общецерковным праздникам, посещают концерты, выставки и театральные постановки.

* * *

Комплекс зданий Казанской духовной семинарии расположен в Авиастроительном районе Казани в 10 минутах ходьбы от станции метро «Авиастроительная».

Адрес семинарии:

31а, ул. Челюскина, г. Казань, Республика Татарстан, 420036

факс: (843) 571-14-50

Дополнительную информацию можно получить на сайте семинарии: kazpds.ru

По вопросам поступления обращайтесь по телефону: (843) 205-60-28 (канцелярия).

Инспекторы

  1. Серафим (Аретинский) (1 июля 1842 — 21 августа 1846)
  2. ….
  3. Паисий (Пылаев) (7 апреля 1853 — май 1854)
  4. Серафим (Протопопов) (7 июля 1854 — 11 октября 1855)
  5. Феодор (Бухарев) (октябрь 1855 — январь 1858 )
  6. Вениамин (Благонравов) (21 января — 22 апреля 1858)
  7. Филарет (Филаретов) (1858 — 1859)
  8. Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
  9. Вениамин (Быковский) (18 июля 1864 — 3 апреля 1867)
  10. Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)
  11. Иоанн Гвоздев (21 июня — 2 октября 1869), и/о
  12. Иоанн Гвоздев (2 октября 1869 — 1872?)
  13. Илия Бердников (декабрь 1872 — декабрь 1876 )
  14. Василий Миротворцев (1881 — 1884?)
  15. Антоний (Вадковский) (8 ноября 1884 — 1885)
  16. Николай Беляев (1885 — 22 сентября 1894)
  17. Николай Виноградов (12 декабря 1894 — 27 июня 1911)
  18. Анастасий (Александров) (13-26 июля 1911 — 9 февраля 1912)
  19. Гурий (Степанов) (26 мая 1912 — 1918)
  20. Феофан (Моисеев) (1918 — 1919 )
  21. Помощники инспектора
  22. Андрей Беневоленский (1844 — 1846)
  23. Иоанн Гвоздев (18 марта 1848 — 30 сентября 1852)
  24. Иоанн Знаменский (1880 — 1882)
  25. Алексей Попов (1883 — ?)
  26. Владимир Васильевский (1886 — 1893) и/д
  27. Александр Вознесенский (16 декабря 1894 —
  28. Вениамин Колокольцев (1893 — 1897) и/д
  29. Сщмч. Иоасаф (Удалов) (3 октября 1911 — ?)
  30. Варлаам (Пикалов) (12 сентября 1912 — 1913)

Администрация

Ректоры

  • Сильвестр (Лебединский) (25 июля 1797 — 1799)
  • Ксенофонт (Троепольский) (24 августа 1799 — 1800)
  • Антоний (Соколов) (1800 — 2 февраля 1808)
  • Евгений (Варгасов) (1804 — 1808)
  • Епифаний (Саввич-Канивецкий) (6 февраля 1808 — 1816)
  • Афанасий (Протопопов) (18 марта 1816 — 28 июля 1817)
  • Иоанн (Оболенский) (1 июля 1842 — 1 мая 1844)
  • Григорий (Миткевич) (5 мая 1844 — 10 ноября 1851)

    Макарий (Малиновский) (10 ноября 1851 — 25 марта 1852), и/о, инспектор

  • Парфений (Попов) (29 февраля 1852 — 1854)
  • Агафангел (Соловьев) (20 января 1854 — март 1857)
  • Иоанн (Соколов) (17 марта 1857 — 1864)
  • Иннокентий (Новгородов) (31 марта 1864 — 20 мая 1868)

    Варсонофий (Охотин) (1867) и/д

  • Никанор (Бровкович) (29 июля 1868 — 1871)

    Иоанн Гвоздев (2 июня — 28 июля 1870) инспектор, и/д

  • Александр Владимирский (14 июля 1871 — 1895)

    Николай Беляев (1887 и 1889) и/д

  • Антоний (Храповицкий) (1895 — 14 июля 1900)
  • Алексий (Молчанов) (20 июля 1900 — март 1905)
  • Алексий (Дородницын) (август 1905 — 1912)
  • Анастасий (Александров) (15 февраля 1912 — 1913)
  • Сщмч. Анатолий (Грисюк) (30 мая 1913 — 1921)

Инспекторы

  • Серафим (Аретинский) (1 июля 1842 — 21 августа 1846)
  • Фотий (Щиревский) (21 августа 1846 — 25 сентября 1850)
  • Макарий (Малиновский) (5 октября 1850 — 7 апреля 1853)

    Паисий (Пылаев) (10 ноября 1851 — 27 марта 1852) и/о

  • Паисий (Пылаев) (7 апреля 1853 — май 1854)
  • Серафим (Протопопов) (7 июля 1854 — 11 октября 1855)
  • Вениамин (Благонравов) (21 января — 22 апреля 1858)
  • Филарет (Филаретов) (1858 — 1859)
  • Вениамин (Платонов) (4 декабря 1859 — 31 марта 1864)
  • Вениамин (Быковский) (18 июля 1864 — 3 апреля 1867)
  • Владимир (Никольский) (1867 — 10 июля 1869)

    Иоанн Гвоздев (21 июня — 2 октября 1869), и/о

  • Василий Миротворцев (1881 — 1884?)
  • Антоний (Вадковский) (8 ноября 1884 — 1885)
  • Анастасий (Александров) (13-26 июля 1911 — 9 февраля 1912)
  • Гурий (Степанов) (26 мая 1912 — 1918)

Помощники инспектора

  • Александр Вознесенский (16 декабря 1894 —

    Вениамин Колокольцев (1893 — 1897) и/д

  • Сщмч. Иоасаф (Удалов) (3 октября 1911 — ?)
  • Варлаам (Пикалов) (12 сентября 1912 — 1913)

Казанская духовная академия во второй половине XIX века

В 1854—1855 годы, в период правления архиепископа Казанского и Свияжского Григория (Постникова), в академии были открыты миссионерские отделения, направленные на просветительскую работу в среде старообрядцев («противораскольничье»), мусульман («противомусульманское»), буддистов («противобуддийское»), а также марийских и чувашских язычников.

В 1855 года на хранение в Казанскую духовную академию была сдана выдающаяся библиотека Соловецкого монастыря, когда Соловецкой обители угрожала вошедшая в Белое море английская эскадра. В дальнейшем эта библиотека, заключающая в себе множество важных в научном отношении рукописей, так и осталась при академии, послужив членам её материалом для целого ряда ценных ученых трудов и монографий, не говоря уже о предпринятом академиею научном описании сокровищ этой библиотеки. Заслуживает внимания и фундаментальная библиотека академии, отличающаяся своею полнотою и, в особенности, образцовым устройством и порядком.

С 1855 года казанская академия издавала и свой собственный учёный журнал — «Православный Собеседник», за время существования которого там было опубликовано немало материалов и исследований по богословским, историческим и словесным наукам.

По уставу 1884 года в академии Казанской полагается группа предметов миссионерских, подразделяющаяся на отделы татарский и монгольский.

В 1892 году академия праздновала 50-летие своего существования; к этому торжеству профессором её Петром Знаменским была изготовлена обширная и обстоятельная история этого учебного заведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector