Объявления

Иконы Успенского собора в Смоленске

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.

Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.

Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.

Константин Викторович

Чудотворные иконы в Санкт-Петербурге

В православном христианстве икона издревле рассматривалась как свидетельство Боговоплощения, некий зримый образ Богопочитания. Не зря ведь и название раньше было – не иконы – а образа, лики.

По значимости иконы делятся на чудотворные – чье появление или действие связано с необычайными и значимыми событиями, и чтимые – те, которым верующие оказывают особые знаки внимания.

В Санкт-Петербурге одной из главных святынь является копия, или чудотворный список, с Казанской иконы Божией матери.

Она появилась в северной столице еще во времена царствования Петра I. Позже, императрица Анна Иоанновна, велела построить для нее церковь, названную Рождество Богородицы. А в 1811 году икону поместили в Казанский собор. Говорят, что именно этот чудотворный список во время Великой Отечественной войны в 1944 году вывезли на фронт и пронесли по всем частям армии, готовившейся к прорыву блокады. И верующие утверждают, что именно появление на фронте иконы Казанской Божией Матери способствовало прорыву блокады Ленинграда. С 2002 года и по настоящее время чудотворная икона находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга, где каждую средк перед ней совершают молебен с чтением акафиста.

Другая святыня – чудотворная икона«Всех скорбящих Радость» с грошиками – одна из наиболее любимых петербуржцами, находится в храме Святой Троицы, называемом еще «Кулич и Пасха».

Как принято считать в иконографии, это вариант московской иконы «Всех скорбящих». Но если на московской иконе богородица явлена в царских ризах, то в питерском варианте – она в обыденных одеждах. Видимо, именно этот вариант чудотворного лика ближе сердцам православных горожан.

И третий чудотворный образ – святителя Николая Чудотворца – находится в Николо-Богоявленском Морском соборе. Николай Чудотворец издревле почитался всеми путешественниками и мореплавателями, и не только.

Страждущие молили святого о чуде – и получали желаемое. В этом же храме находятся списки одних из самых чтимых икон в Санкт-Петербурге: Иконы Божией Матери «Троеручницы», «Тихвинской», «Казанской» и «Неопалимой Купины».

Во время великого поста, и не только, многие верующие идут прикоснуться к чудотворным святыням. И дело не только в почитании: именно вера в то, что они помогут страждущим, искренняя, подкрепленная молитвой – творит самые настоящие чудеса!

История обители

Инициатором создания Новодевичьего монастыря была императрица Елизавета I, которая в 1748 г. пожертвовала Смольный дворец для обустройства женской лавры. Однако из-за Семилетней войны пришлось отложить заселение – первые пять сестер заняли бывшую царскую резиденцию только в 1764 г. С приходом к власти Екатерины II насельниц стали выселять, а за стенами пустыни организовали институт для благородных девиц. Таким образом, к 1822 г. обитель полностью расформировали.

Лавра получила шанс на возрождение только при Николае I. Благодаря его дочери, княгине Ольге, Священный синод принял положительное решение по вопросу реорганизации обители. Так в Санкт-Петербурге появился первый женский монастырь. Изначально он должен был располагаться на Васильевском острове, однако сестры выбрали здание, стоящее в самом центре Северной столицы – бывшую Униатскую коллегию.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Начало строительства

Когда с бюрократическими процедурами было покончено, первым возвели Казанский собор Пресвятой Богородицы, который освятили в 1849 г. Тогда же заложили фундамент Воскресенского храма, строящегося по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Все расходы на себя взяла царская семья, а также купцы Громовы.

Монахини заселились в пустынь только к 1854 г., когда территория обители стремительно расширялась. К концу XIX столетия за монастырскими стенами уже было несколько храмов, трапезная, мастерские. Велось активно хозяйство – на территории занимались животноводством, пчеловодством, разводили птицу, выращивали фрукты и овощи. Вскоре открыли детский приют, а чуть позже – воскресную школу.

Советское время

Упадок Воскресенского монастыря начался со свержения царского режима. С приходом большевиков пустынь закрыли, а все церковные реликвии изъяли. Какое-то время монахини еще пытались остаться за родными стенами, однако после судебного процесса все 126 насельниц были отправлены в Башкирию.

К концу 30-х годов ХХ столетия практически все монастырские постройки были полностью или частично разрушены. Церкви лишили позолоченных куполов, звонницу сровняли с землей, а монашеские кельи подвергли жесткой перепланировке. В 1935 г. на территории уже бывшей женской обители открыли НИИ электромашиностроения.

История начала строительства обители

Современное состояние

Вторую жизнь Новодевичий монастырь получил только после передачи собора Казанской Божьей Матери под управление РПЦ. Случилось это в 1989 г., а спустя шесть лет пустынь официально получила обратно свой юридический статус.

Несмотря на то что научно-исследовательский институт продолжал свою деятельность, начались активные реставрационные работы. Были восстановлены монашеские кельи, библиотека, трапезная и мастерские. В 2001 г. женской лавре вернули воскресную школу, а также все изъятые советской властью реликвии.

На сегодняшний день полностью отреставрирована только Афонская церковь, где регулярно проходят богослужения.

Список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием

«Преподобный Дмитрий Прилуцкий, с житием» — икона, созданная иконописцем Дионисием и мастерами его круга в конце XV — начале XVI века.

Тип поясного изображения преподобного восходит, вероятно, к не дошедшей до нашего времени иконе, висевшей над гробом преподобного Димитрия (ученика преподобного Сергия Радонежского, отправившегося на Север и в 1371 году основавшего Спасо-Прилуцкий монастырь). Написана эта икона была Дионисием Глушицким. В 1609 году ее перенесли из Спасо-Прилуцкого монастыря в церковь Спаса на Сенной площади в Вологде. Это последнее сообщение об иконе авторства Глушицкого, ее дальнейшая судьба неизвестна.

Но сохранился другой образ — икона преподобного Димитрия Прилуцкого с житием кисти московского иконописца Дионисия. Именно с этой иконой издавна соединено празднование сретения его чудотворного образа 3/16 июня. Оно всегда сопровождалось крестным ходом из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь. В 1992 году по благословению Патриарха Алексия Второго была начата работа по изготовлению списка с этой иконы. В день памяти сретения образа преподобного Димитрия 16 июня 1996 года новая икона была торжественно встречена в монастыре. Сейчас список находится в иконостасе Спасского собора. Ежегодно 16 июня с ним совершается крестный ход вокруг обители. Оригинал образа, как величайшая художественная и историческая ценность, хранится в Вологодском музее-заповеднике.

В клеймах иконы «Преподобный Димитрий Прилуцкий» изображены сцены пострижения и подвигов святого, которые представляют Димитрия не только подвижником духовной жизни, но и значительным церковным деятелем, участником исторических событий. Отражены и посмертные чудеса, в том числе связанные с обителью, которую основал Димитрий Прилуцкий.

Где находится: Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде.День празднования: 8 ноября.

4

Святые покровители Санкт-Петербурга

Первым небесным покровителем Петербурга является святой апостол Петр. В первые же дни освящения места для будущего города был заложен храм во имя святых Петра и Павла. Читайте о пропаже ключей у скульптуры евангельского героя сегодня в Инстаграм.

Святой покровительницей Петербурга является также Ксения Петербургская. Когда Ксении было 26 лет, у неё внезапно умер муж. Это так поразило молодую женщину, что она забыла все земное, раздала бедным все своё имущество и посвятила свою жизнь Богу. 45 лет она скиталась бездомной странницей, молясь за людей. Она взяла на себя подвиг юродства: одевалась в жалкие лохмотья, терпела унижения и насмешки, оскорбления и преследования. Но сносила все это безропотно, стоя на коленях и молясь до самого рассвета.

Умерла Ксения в 71 год и похоронена на Смоленском кладбище, недалеко от церкви Смоленской Божией матери, в строительстве которой она принимала участие. По ночам, когда строители расходились по домам, она перетаскивала кирпичи на леса, чтобы ускорить строительство.

За подвиги Господь удостоил блаженную даром прозорливости. Стали подмечать: если возьмет какую-то мелочь из лавки купца – торговля станет успешной, возьмет больное дитя на руки – оно непременно поправится, предсказывала и уберегала женщин.

На могиле блаженной Ксении была сделана насыпь, которую совсем скоро посетители разобрали и разнесли по домам. Могильный холмик стали обновлять, но его опять разносили. Впрочем, посетители взамен оставляли деньги. Позже на эти пожертвования Ксении поставили памятник в виде часовни.

И тянутся помянуть её душу к могиле горожане с конца XVIII века и по сей день…

Вместе мы сможем посетить это святое место во время экскурсий «Православные храмы Петербурга» и «Храмы разных конфессий».

К небесным покровителям города на Неве относитсяСвятой князь Александр Невский. Он вошел в нашу историю как защитник западных рубежей страны. Победа над немецкими рыцарями во время Ледового побоища, ослабление тягот монголо-татарского ига, победа над шведами в Невской битве – вот неполный перечень его заслуг перед Россией. Перед смертью Великий князь принял схиму (особо строгий вид православного монашества). В XVI веке Русская Православная Церковь причислила Великого князя Александра Ярославовича к лику святых. Не случайно, одним из первых деяний Петра I было создание монастыря во имя Александра Невского. В этот монастырь перенесены мощи святого и хранятся по сей день в Свято-Троицком соборе.

Образ святого покровителя Александра Невского есть во всех православных храмах Петербурга. Будете в Исаакиевском соборе – постойте перед иконостасом, перед прекрасным образом святого воина Александра Невского.

В 1990 году к лику святых был причислен Иоанн Кронштадский. Он священствовал в Кронштадте 53 года в соборе святого Андрея Первозванного. В Кронштадте им были основаны ночлежный дом, бесплатная столовая, лечебница, библиотека, детский приют. На службы отца Иоанна собиралось громадное количество верующих, по 5-6 тысяч человек, все они хотели ощутить присутствие высшей благодатной силы во время общей молитвы. Рассказывая о Иоанне Кронштадском стоит упомянуть, что ему приписывается немало чудесных исцелений. Эти случаи подтверждены самыми авторитетными людьми XIX столетия.

Его усыпальница находится в Иоанновском женском монастыре на Карповке.

Путешествуйте с удовольствием!

↑ Убранство Смольного собора

В противовес жизнерадостному внешнему облику, здание собора внутри отличает неожиданная сдержанность и холодноватая торжественность. Во внутреннем убранстве отсутствует барочная роскошная золочёная резьба, яркие росписи, причудливые орнаменты. Стасов, в своём простом и строгом проекте со сдержанным лепным декором, добился подчёркивания совершенства архитектурной пропорциональности Растрелли.

Смольный собор в Санкт-Петербурге фото

В украшении собора использованы элементы воздушной и водной стихии. Спиралевидные завитки, огибая карнизы и наддверные композиции, сбегают книзу мелкими струйками. Совершенно нет огненных мотивов и символов силы. Холодом блестят белые громадные колонны, пол выложен полированным ревельским камнем. Мерцают позолоченные архитектурные детали и три огромных резных иконостаса с иконами в золочёных ризах и драгоценных окладах.

Кафедру украшает тончайшая резьба. Оригинально выполнена ограда монастыря. Решётка сверху завершается пальмовыми листами. Верхний горизонтальный край образован густыми веночками, сплетёнными из ветвей и цветов.

Казачье кладбище

На территории Лавры в 18 – 20 вв. было обустроено несколько мест для погребений. На кладбищах внутри обители хоронили монахов, священнослужителей, горожан. Самым известным монастырским некрополем является Внутреннее Александро – Невское кладбище. Его также именуют Казачьим. В память о казаках, погибших во время разгона демонстрации большевиков в июле 1917 г. В исторических документах зафиксирована официальная дата открытия некрополя – декабрь 1919 г.

В годы Советской власти за местом закрепилось название Коммунистическая площадка. Место отвели для погребения участников гражданской войны, партийных функционеров, работников органов внутренних дел и ЧК. С 1930-х г. на Площадке стали появляться могилы известных ученых (Н.Марр, Б.Легран, М.Басов, И.Греков, С.Федоров и др.). Количество погребений увеличилось в период блокады. На территории кладбища нашли последний приют многие видные военачальники, герои Великой Отечественной войны. С 70-х гг. в некрополе допускается исключительно захоронение урн с прахом после кремации.

Художественно – эстетическое значение имеют малые архитектурные формы (надгробия, стелы, саркофаги, обелиски и т.п.), широко представленные на кладбище. Помимо мирских, в некрополе расположены могилы служителей православной веры. Как правило, они отмечены крестами. В 2005 г. на территории Казачьего кладбища был установлен монумент под названием « Торжество православия». Он прославляет память людей, погибших в годы репрессий и антирелигиозной борьбы. Памятник изготовлен по проекту Э.Соловьевой. Общий план включает почти 450 могил. По оценкам историков, за период существования на Казачьем кладбище было похоронено свыше 700 человек.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Расписание богослужений

Доступ для прихожан и туристов открыт в Лавру каждый день с 5.30 до 23 ч. Богослужения в Свято-Троицком соборе проходят согласно установленному распорядку:

  • молебен в 6 ч. утра (понедельник- суббота)
  • полунощница в 6.20ч. утра (понедельник- суббота)
  • ранняя литургия в 7 ч. утра (воскресенье)
  • поздняя литургия в 10 ч. утра (суббота – воскресенье и в церковные праздники)
  • вечерняя в 17 ч. вечера (понедельник-воскресенье)

В церкви Феодора Новгородского совершается поздняя литургия в 10 ч. (понедельник- пятница) и вечерняя служба в 17 ч. (воскресенье- четверг). Священнодействие (литургия) в Надвратной церкви происходит в 7ч. утра с понедельника по субботу.

Свято-Троицкий собор

Ядром монастырского комплекса является Свято-Троицкий собор. Здание было сооружено в конце 18 века. Ему присущи черты классического архитектурного стиля. Центральный фасад имеет вид портика с 6 –ю колоннами. Верхняя часть выполнена в форме треугольника. Внешний декор здания составляют скульптуры, иллюстрирующие отрывки из Ветхого и Нового Завета. Они изготовлены по эскизам известного российского зодчего Ф.Шубина.

Внутреннее пространство собора имеет 3-х нефовое разделение. Стены вокруг иконостаса покрыты мрамором. Алтарная перегородка сделана из бронзового литья с изящным рисунком. Своды и купол расписаны по наброскам Д. Кваренги. К храму примыкает 2 колокольни высотой 47 м. На них установлены колокола, в т.ч. «Благовестник» (вес – 18 т).

Иоанновский монастырь

Одним из святых мест Санкт-Петербурга, помогающим исцелиться, является Иоанновский монастырь на набережной Карповки.

Святой Иоанн Кронштадтский служил в Андреевском соборе в Кронштадте, недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь проживало огромное количество нищих, процветала преступность. Священник ходил по самым бедным кварталам, проповедовал, служил на домах молебны об исцелении болящих.

Вскоре было замечено, что молитвами пастыря исцелялись самые тяжелые больные. Страдающие алкоголизмом избавлялись от тяжелой зависимости. Народ начал собираться на службы в Андреевский собор тысячами. Ему жертвовали огромные суммы денег, он получал конверты с пожертвованиями и раздавал их к вечеру, даже не пересчитывая. Есть свидетельства, что людьми были часто получаемы именно те суммы, которые они просили у Бога для каких-то нужд. На собранные средства им был построен «Дом трудолюбия».

Исповеди продолжались часами, он часто проводил общие исповеди, на которых тысячи людей выкрикивали одновременно свои грехи, так как исповедовать всех по очереди не было никакой возможности. Во время визита в Харьков на службу собрались 60 000 человек.

В 1899 году он основал Иоанновский монастырь на реке Карповке, в котором был похоронен под спудом на нижнем этаже.

Он обладал даром прозорливости и предсказал многие события, грядущие в России. Он написал несколько книг, составил много удивительных молитв.

Поклониться гробу святого Иоанна Кронштадтского, рассказать о своих нуждах, попросить исцеления приезжают паломники со всего мира. Особенная благодать присутствует в этом месте, на душе сразу становится радостно и светло, обязательно каждый молящийся получит ответ на свои молитвы.

Испытания ХХ века

После свершения революции 1918 года монастырь разграбили, иноков расстреляли, а на месте обители был организован концлагерь. Во время Второй мировой войны Александра Свирского мужской монастырь сильно пострадал. После смерти Сталина в обитель стали отправлять душевнобольных людей.

Положение монастыря немного улучшилось к 70-м годам двадцатого века, когда больницу на его территории было решено закрыть. В это же время удалось отреставрировать колокольню и некоторые малые постройки.

К концу ХХ века вновь были обретены мощи Александра Свирского, некогда утраченные в период революции. Монастырь стал возрождаться благодаря Божьей помощи и усердию новых насельников.

Посещаемые храмы

Александро — Невская лавра

Благовещенская церковь мощи благоверного князя Александра Невского. Основана по указу Петра I. Монастырь окружают три исторических кладбища:

  • Никольское
  • Тихвинское
  • Внутреннее — Коммунистическое

На последнем в советское время хоронили партийных деятелей и военных.

Казанский собор — проект архитектора Воронихина список Казанской иконы Божией матери Кафедральный собор Санкт-Петербурга. Колоннада сделана по образцу колоннады Бернини на площади святого Петра в Риме.

Часовня Блаженной Ксении Петербургской в псевдорусском стиле мощи св. блаженной Ксении Петербургской построена на месте упокоения св. Ксении, на Смоленском кладбище Васильевского острова.

Николо — Богоявленский морской собор в стиле русского елизаветинского барокко задумывался как церковь для военно-морских офицеров и членов их семей. Не закрывался в советское время, даже в период гонений на религию. В 1941–1999 годах был кафедральным собором.

Троицкий собор был храмом Измайловского гвардейского полка. Здесь в 1867 году венчался Ф. М. Достоевский.

Как лучше посещать экскурсии по храмам

При выборе экскурсии стоит учесть место отправления. Список посещаемых храмов нередко меняется, лучше уточнять его заранее при покупке.

Из одежды женщинам стоит надеть юбку или платье с длинным рукавом, а мужчинам брюки. Посещать храмы в шортах, мини-юбках и футболках не желательно. Впрочем, если решение поехать экскурсию возникло спонтанно, выход есть – в большинстве храмов при входе сейчас выдают юбки и косынки.

Каков бы ни был маршрут, все интересные храмы Петербурга охватить за одну экскурсию невозможно. Для дальнейшего знакомства лучше отправиться по святым местам самостоятельно.

История

Первая сестринская община появилась в монастыре еще в XVIII веке, но существование ее было недолгим. Однако Богу все же было угодно, чтобы обитель возродилась. И она возрождалась раз за разом, сколько бы ее ни уничтожали.

Что было «до»

Инициатором создания монастыря на месте деревянного Смольного дворца была императрица Елизавета Петровна. Это был ее дар Господу за то, что ответил на горячие молитвы и помог тогда еще молоденькой девушке взойти на престол.

Санкт-Петербург: Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте

Елизавета пожертвовала территорию собственного двореца под новый монастырь, доверив работу над проектом знаменитому архитектору Растрелли. Произошло это в 1746 году. Вскоре в обитель прибыли первые монахини. Но крепкой общины не получилось. После смерти последних инокинь монастырь закрыли, зато на его месте появился первый женский пансион – знаменитый Смольный институт.

От основания до ликвидации

Монастырь возродился в середине XIX века стараниями Николая Первого.

Специально для этого построили келейный корпус у Московской заставы, куда монахини благополучно перебрались в 1854 году из своего временного пристанища на Васильевском острове.

Интересно, что кладбище появилось намного раньше, в 1845 году, и изначально обители не принадлежало.

Первой среди прочих возвели Казанскую церковь. Храм из дерева просуществовал восемьдесят лет.

3 ноября 1849 году был заложен фундамент Воскресенского собора, и через 12 лет здесь уже провели первое богослужение.

Почти сразу после революции, когда вступил в силу декрет «Об отделении церкви от государства», Новодевичий монастырь был разорен, но еще несколько лет просуществовал в явочном порядке.

Советское время

До 1937 года в монастыре была резиденция митрополитов Ленинградских. При Серафиме (Чичагове) в 1932 году сестер обители арестовали и выслали, а при Алексии (Симанском) монастырь прекратил существование, самого митрополита изгнали и до 1940 года он проживал на колокольне Князь-Владимирского собора. Окончательная ликвидация с конфискацией всех земель и помещений последовала в 1937 году.

Интересный факт
В ночь с 17 на 18 апреля 1932 года в Новодевичьем монастыре было арестовано 126 сестер. Были оставлены лишь престарелые и больные, которые не могли передвигаться

Коммунисты уничтожили колокольню, которая мешала дорожному строительству, сняли купола Воскресенского собора. В главном корпусе разместился НИИ электромашиностроения.

В здании собора Воскресения Христова в 1960-е годы располагалось Хранилище Государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства

Постсоветское

Второе рождение обители произошло незадолго до развала СССР, когда 1989 году старейшую Казанскую церковь вернули РПЦ. Но потребовалось еще шесть лет, чтобы восстановить юридический статус монастыря.

И только в конце 2001 года правительство приняло решение вернуть обители все имущество и земли, принадлежавшие ей до революции. Год спустя началась реставрация и реконструкция.

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери перед реставрацией. 1990-е годы

Часовня Ксении Блаженной

Ксения Блаженная еще при жизни снискала славу и народную любовь свои служением Богу и людям, удивительными благодатными дарами. Она часто являлась в видениях: предупреждала об опасности и спасала от бедствий.

Отсутствие детей для многих пар является большим поводом для печали. Год идет за годом, а беременность не наступает даже при обращении к самым современным возможностям медицины. Не секрет, что молитва к Богу часто помогает родить долгожданное чадо. Святым местом Санкт-Петербурга, помогающим забеременеть, является часовня Ксении Блаженной.

Потеряв любимого мужа в 26 лет, Ксения разорвала всякие связи с мирской жизнью, посвятив свою жизнь служению Богу. Она раздала все имущество бедным. Днем она бродила по городу в мундире мужа, а по ночам уходила в пустынные места и молилась. Ее всегда приглашали заходить в торговые лаки, так как после нее появлялось много покупателей, к ней часто обращались за исцелениями. Она помогала при жизни в устройстве брачных союзов, в обретении детей, поиске работы, обладала даром пророчества.

Сейчас Ксения часто приходит во снах к тем, кто обращается к ней с молитвами, предупреждает об опасности.

Народ еще при жизни почитал ее за святую, хотя официально ее канонизировали только в 1988 году. Похоронена была Ксения Блаженна на Смоленском кладбище недалеко от Смоленского храма. Могила ее сейчас находится под каменным спудом в часовне, которая была возведена в 1902 году. Внутри находится мозаичная икона блаженной Ксении.

С давних пор сохранилась традиция оставлять записочки с желаниями на ее могилке в стенах часовни.

Открыта она ежедневно; летом – с 10.00 до 17.00, зимой – с 10.00 до 16.00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector