История соборов

Новости Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл благословил оказывать помощь семье скончавшегося иерея Алексия Петухова3 октября, на 50-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Московской городской епархии, настоятель храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы иерей Алексий Петухов. В семье отца Алексия осталось трое несовершеннолетних детей. Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования родным и близким новопреставленного священника и благословил оказывать помощь его семье до совершеннолетия детей.
04.10.2021

VIII Международный межрелигиозный молодежный форум в Дагестане завершил свою работу2 октября состоялось официальное закрытие VIII Международного межрелигиозного молодежного форума на базе «Солнечный берег» в Карабудахкентском районе Республики Дагестан.
04.10.2021

Состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству4 октября в дистанционном формате на платформе Zoom состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству.
04.10.2021

Председатель Отдела внешних церковных связей: В Русской Православной Церкви озабочены судьбой христианских святынь КосовоНовую эскалацию конфликта в Косово председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион назвал очередным витком спирали, «которая раскручивается на наших глазах и приводит к трагическим последствиям для сербского населения Косова, для Сербской Православной Церкви и вообще для Сербии».
04.10.2021

Митрополит Волоколамский Иларион: Как будет структурно оформлено присутствие Русской Церкви в Африке, решит Священный СинодСвященный Синод Русской Православной Церкви 23-24 сентября принял решение рассмотреть обращения клириков Александрийской Православной Церкви, с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата. Данное решение прокомментировал в передаче «Церковь и мир» на канале Россия-24 председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион
04.10.2021

Как добраться до Воскресенского собора в Вологде

Воскресенский собор находится в сердце исторической части города — на территории вологодского кремля, напротив церкви Александра Невского, расположенной на берегу Вологды. Окрестности собора насыщены достопримечательностями, скверами и площадями. Примерно на одном расстоянии (400–500 метров) находятся 2 остановки общественного транспорта:

  • Остановка «Ленинградская»: автобусы № 7, 8, 16, 22, 27, 29, 32, 37, 42, 400.
  • Остановка «Центр (Торговая площадь)»: автобусы № 7, 8, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 42.

Расписание общественного транспорта Вологды

От ж/д вокзала и автовокзала

Железнодорожный вокзал «Вологда-1» и автовокзал Вологды находятся в 17–20 минутах езды. До остановки «Центр (Торговая площадь)» от ж/д вокзала можно доехать на автобусах № 28 и 30. Путь пешком займет не намного больше времени — около 20–25 минут.

Карта-схема пешего маршрута от железнодорожного вокзала «Вологда-1» до Воскресенского собора на картах Google. Maps

На такси

Вологодское такси стоит недорого, но зачастую с туристов берут завышенные суммы. Сэкономить на поездке с частным водителем можно, заказав автомобиль через специальные приложения для мобильных. В Вологде функционируют приложения: Maxim, Такси Везёт (приложение RuTaxi), Яндекс. Такси.

Воскресенский собор Вологды на панорамах улиц Google Maps

Видео Воскресенского собора Вологды

Как добраться до церкви

Вологодский собор Святой Софии находится на улице Сергея Орлова, 15 (В). Это самый центр города. Территория, на которой стоит храм, называется Кремлевской площадью. Она располагается между параллельными улицей Сергея Орлова и проспектом Победы.

Собор и колокольня возвышаются непосредственно между зданиями Вологодского кремля и Архиерейского двора.

Добраться до Софийского храма вы можете несколькими способами:

  1. Доехать на троллейбусе. Этот способ подходит, если вы отправляетесь к собору от вокзала. Садитесь на троллейбус №4, но не пропустите свою остановку — это «Проспект Победы». Оттуда до собора рукой подать, а потеряться не дадут отлично просматривающиеся купола храма.
  2. Доехать на автобусе. Таким способом вы доберетесь к храму из любой точки города. Ищите автобусы №42, 38, 37, 37Э, 32, 30, 29, 28, 27, 22, 16, 14, 11, 8, 7, 4. В зависимости от маршрута выходите на остановке «Ленинградская», «Торговая площадь» или «Проспект Победы» — они ближайшие к храму.
  3. Дойти пешком. Вологда довольно небольшой город, поэтому изнурительной продолжительность пути не будет. К тому же в городе уйма достопримечательностей, поэтому пешая прогулка до храма будет крайне интересной. Не бойтесь заблудиться в незнакомом городе — все дороги старинной Вологды устремлены к центральной городской площади, где и находится конечная цель вашего пути.

Социальная работа, повседневная жизнь

Священнослужители собора идут в ногу со временем и несут слово Божье не только посредством службы в стенах храма и общения с людьми за его пределами. Работа в этом направлении ведется также в сети Интернет.

Например, у собора имеется своя группа во «ВКонтакте», где идет постоянная публикация речей знаменитых людей на религиозную тематику, поздравления с праздниками, а так же информация для верующих.

О деятельности настоятеля храма и успехах учеников воскресной школы нередко пишут в местных печатных и Интернет-изданиях. Также настоятелем собора периодически организуются паломнические поездки в различные населенные пункты России для посещения исторических мест и святынь.

При соборе функционирует Центр социальной помощи, работающий без выходных с 10 до 14 часов. Принять участие в его деятельности может любой желающий.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

История Кафедрального собора

Историю о создании принято начинать с рассказа о кладбище. Во времена правления Екатерины Великой (принцессы Фике) бушевали эпидемии, «косившие» российское население. Распространение заболеваний происходило не только по причине отсутствия эффективных медикаментов и вакцин, но и по причине наличия большого количества кладбищ в черте города.

Приказом Екатерины II в 1772 году было указано создавать новые кладбища за пределами городов. Так, в 1782 году было учреждено Богородицкое кладбище, находящееся недалеко от реки Вологды, напротив старого кладбища Николая Чудотворца.

В конце XVIII века была возведена первая церковь из камня, название которой Рождество Пресвятой Богородицы. Расположен собор на Глинковском кладбище. Это кладбище стало одним из самых больших и главных в Вологде. Церковь была мала по размеру и не вмещала всех желающих граждан. Стройка нового собора началась в 1832 году. Именно эта версия храма существует по настоящее время: каменная, двухэтажная. Строительство православного объекта было завершено спустя 4 года в 1836 году. Сразу же провели процедуру освещения. В начале 1900-х годов собор был видоизменен: удлинена трапезная часть сооружения и переделан вход на второй этаж.

Окончание революции 1917 года повлекло за собой закрытие многих храмов. Однако, именно собор Богородицкой кладбищенской церкви остался действующим. Церковная жизнь претерпевала значительные изменения в послереволюционный период. Во время голода в Поволжье был издан указ об оказании помощи жителям Вологды. Драгоценные предметы были изъяты из храма.

Окончание революции ознаменовало начало борьбы с религией на государственном уровне. Задачи государства заключались в разобщении верующих и закрытии соборов.

Результат деятельности государственных властей в отношении церкви не заставил себя ждать. В 1937 году было закрыто Богородицкое кладбище. В следующем году был закрыт только «верхний» собор из-за отсутствия прихожан. Граждане отказались «идти» за обновленцами. Властями был назначен архив НКВД. Сотрудниками отделов НКВД были задержаны вологодские священники.

В 1940 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы осталась в единственном числе. Остальные православные объекты по всей Вологодской области были закрыты. Второй этаж церкви был отдан под архивы НКВД, но первый этаж продолжал принимать прихожан.

Во время Великой Отечественной Войны многие люди снова пришли к церкви, и не только, чтобы замолить собственные грехи и получить покаяние, но, и чтобы поставить свечи за усопших. Государство было вынуждено открыть соборы. Немного позже поставили вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Но вместо него вернули в действие верхний этаж Богородицкого храма.

Успенский собор

Рекомендовать место

14

2

Великолепный Успенский собор — это главный храм Кирилло-Белозерского монастыря. Собор имеет три придела, выступающими, как отдельные церкви. Это церковь святого князя Владимира и церковь епископа Епифания Кипрского. А также церковь игумена Кирилла Белозерского.

Успенский собор не сразу превратился в величественный собор, восхищавший не одно поколение людей. В XIV веке была небольшая деревянная церковь, она строилась при самом Кирилле Белозерском, потом возвели более крупный собор, вмешавший большее количество людей. Но во второй половине XV века (год точно не известен)собор сгорел при пожаре. Каменный Успенский собор был возведен в 1497 году.

Успенский собор вобрал в себя архитектурный стиль Северо-Восточной Руси, смешанный с великой итальянской архитектурной школой. Внутри собора сохранилась уникальнейшая станковая и монументальная живопись XV-XVII веков, особенно выразительная в оформлении иконостаса собора.

XX век стал для собора веком реставрации. Реставрационные работы идут и сейчас, воссоздавая облик собора в том начальном виде, когда он был построен, сохраняя каждую малейшую деталь.

Координаты: 59.85831500,38.37111200

Архитектура

Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане,
с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по
сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с
овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол
окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками
приделов.

Vologda city — Mothlike @ Flickr

Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют
фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был
устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского
ордера) к приезду императора Александра I.

Skies — Mothlike @ Flickr

По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён
при строительстве. Г. К. Лукомский так описывает архитектуру
собора:

…Довольно хаотическое и
бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах
эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном
древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся
изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего
приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не
вылепленными тщательно, наличники и карнизы.

Таким образом, стиль барокко
получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не
вполне типичное выражение. Приём был хорош — получить самый храм
круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой
провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной
выработки.

Фото и описание

Воскресенским собором называется бывший кафедральный собор в городе Вологде, который был выстроен в 1772-1776 годах по приказу вологодского архиепископа Иосифа Золотого. На сегодняшний день это здание считается основным помещением областной Вологодской картинной галереи, а также памятником федерального значения.

Комплекс иконографических и архивных материалов по истории формирования столь известного монастыря довольно много. Материалы, касающиеся истории вологодского собора, хранятся в отделе специальных письменных источников московского Исторического музея, а также в фондах государственных архивов Новгородской и Вологодской областей.

История возникновения Вологодского монастыря, как и большинства русских монастырей, сопровождается своим собственным преданием. Купец из Москвы, нагруженный своим товаром, шел по реке на ладье в сторону Белоозера. Как только он проплывал устье реки Ягорбы, то вокруг воцарилась тьма, а ладья села на мель. Купец очень поразился такому неведомому явлению и стал молиться, но тут он увидел невероятную картину: гора, расположенная за правом берегу реки, как будто осветилась ярким огнем, и от нее стали исходить светоносные столпы. Вдруг все пропало. Купец решил подняться на гору и увидел красивейшую картину, сочетающую в себе бескрайние леса и ровное течение реки. Купец дал себе обет, что возведет на этом месте часовню. Свое желание он воплотил в жизнь, поместив в построенную часовню образ Воскресения Христова.

Легенда гласит, что к выстроенной часовне пришли два инока – Афанасий и Феодосий, которые решили устроить в ней пустынное житие. Утраченный в настоящее время синодик упоминает первым епископа Белозерского и Ростовского Игнатия, который был на кафедре на протяжении 1355-1364 годов. Именно по этой причине основание обители относят к данному промежутку времени.

О том, каков был преподобный Феодосий, практически не осталось никаких сведений. Местное предание называет его именно тем купцом, который в тяжелые времена эпидемии чумы, господствующей в Москве, потерял свою семью и решил принять постриг у преподобного Сергия. До сих пор открытым остается вопрос: кто же на самом деле был преподобный Феодосии, а также где он принял постриг, и как случилась его встреча с преподобным Афанасием. Как считает И.Ф. Токмакова, Афанасий являлся уроженцем знаменитого города Устюжны и в течение некоторого времени был подвязан при церкви Рождества Христова в статусе юродивого. Его еще называли прозвищем «железный посох», которое говорит о том, что преподобный Афанасий всегда носил с собой железную палицу для того, что изнурять плоть. Скорей всего, через некоторое время, он ушел в Троицкий монастырь, в котором и принял постриг от преподобного Сергия Радонежского.

Воскресенский собор представляет из себя овальное в плане двухэтажное здание с пятью главками. Собор имеет трапезную, вытянутый алтарь, а также четыре полукруглых придела по обеим сторонам. Венчается собор большим куполом, имеющим овальные окна и люкарны, и завершается главкой с фонарем. Купол окружен восьмиугольными двухъярусными башенками или главками приделов.

Украшение фасадов здания произведено тосканскими колоннами, а также пилястрами; окна обрамлены фигурными наличниками. Главный вход в церковь расположен с Кремлевской площади и был выстроен в стиле ампир с колоннами и фронтонами тосканского ордера по случаю приезда Александра I. Многие искусствоведы пришли к мнению, что данный объект сильно огрублен и упрощен при строительстве. Что касается внутреннего интерьера, то о его первоначальном виде очень сложно судить, ведь на протяжении 1832-1833 годов он подвергся кардинальному изменению. Г.К. Лукомский считал, что внутреннее убранство собора не представляет чего-либо особенно интересного, а орнаментальная роспись характеризует отсутствие вкуса периода правления Александра II и Александра III.

Церковь Ильи Пророка в Каменье

Церковь Ильи Пророка в Каменье – православный храм, недействующий, адрес: ул. Засодимского, 14Б.

Церковь Ильи Пророка – небольшой белый кубический каменный храм, выполненный в очень привлекательном и гармоничном исполнении благодаря именно своей простоте. Украшением церкви является лишь рельефный карниз и одна главка классической формы.

Построена церковь была в 1698 году и такой сохранилась до наших дней. А вот дата постройки предшествующей деревянной церкви неизвестна, ведь летопись Ильинского монастыря (куда входила церковь Ильи Пророка) началась лишь с приездом Ивана Грозного (середина XVI века). В 1738 году Ильинский монастырь был упразднен, и церковь стала приходской.

Приписка «в Каменье» появилась, вероятно, благодаря хранению в этих местах запасов камней для строительства Вологодского кремля. Также есть предположение, что ранее на этом месте находился каменный языческий идол.

Посещение Софийского собора

  1. Можно сказать, что визит в собор предскажет погода. Будет она хорошей и не сырой – будет вам экскурсия, будет, наоборот, пасмурной и ненастной – открытые двери Софийского собора вам не светят. Видимо, так берегут старинные фрески внутри.
  2. Кроме того, у собора есть выходные дни: это понедельник и вторник.
  3. А вот со среды по воскресенье режим работы собора 10:00–17:00.
  4. За вход в собор придется заплатить 200 руб. (он наполовину действующий). Если повезет с экскурсией (ее проводят трижды в день), можно услышать, что такого особенного в интерьере и почему его так берегут.
  5. Расписанные фресками своды, стены, старинный иконостас – можно просто походить по собору, как по музею. Естественно, ничего не трогая руками.
  6. Отдельного внимания достойна колокольня Софийского собора в Вологде. Она принимает гостей в теплый период года, начиная с мая и заканчивая сентябрем, в том же режиме работы, что и сам собор. Это значит, что в первые два дня недели колокольня выходная.
  7. И билет за подъем по деревянным ступенькам тоже платный (дешевле пенсионерам и студентам). Зато путь наверх не скучный: по дороге попадутся колокола, которые, к сожалению, не толкнешь (их охраняет решетка), а также старинные снимки, изображающие хронологию звонницы и собора. Вид с колокольни перекроет любые недовольства: как на блюдечке, вся Вологда с окрестностями, да еще и купола Софийского собора почти рукой достать!

Горне-Успенский женский монастырь

Горне-Успенский монастырь – православный женский монастырь, действующий, адрес: ул. Бурмагиных, 19А.

Горне-Успенский монастырь получил свое название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери. Датой основания монастыря принято считать 1590 год, а датой упразднения — 1924 год. Перед закрытием Горне-Успенский монастырь являлся единственной женской обителью и входил в число крупнейших монастырей Вологды. «Вторую жизнь» Горне-Успенский монастырь получил совсем недавно – в 2015 году он вновь стал действующим.

На территории монастыря можно увидеть следующие строения: полуразрушенная Алексеевская надвратная церковь, летняя Успенская церковь с зимним приделом Сергия Радонежского, игуменский дом и училище.

Первая деревянная Успенская церковь появилась здесь значительно раньше основания монастыря и была одним из древнейших строений Вологды. К сожалению, ее унес пожар. Нынешняя каменная церковь была сооружена в 1692 — 1695 гг. и именовалась тогда «Золотые кресты».

Выглядит Успенская церковь довольно скромно, зато сочетает в себе сразу три элемента: холодную церковь, колокольню и теплую зимнюю церковь Сергия Радонежского. Без сомнений можно заметить, как похожи между собой Успенская церковь и церковь Ильи Пророка в Каменье. И не удивительно, ведь строились они практически в один год.

Православный журнал «ФОМА»

Эти учителя – святые. Буквально святыеСвященномученик Константин Богородский, мученица Кира Оболенская, мученик Алексий Скоробогатов… Они преподавали, они пострадали за Христа, теперь они святые.
Сообщение Эти учителя – святые. Буквально святые появились сначала на Православный журнал «Фома».
04.10.2021

Секреты успешного воспитания ребенка от классиков педагогики и современных учителейКо Дню Учителя мы подготовили для вас подборку секретов классиков педагогики, а также полезные наблюдения некоторых современных преподавателей.
Сообщение Секреты успешного воспитания ребенка от классиков педагогики и современных учителей появились сначала на Православный журнал «Фома».
04.10.2021

Отец-минералог: история священника, который возглавляет научный центр РАН«Фома» представляет проект «Другая провинция» о людях, которые меняют мир вокруг себя, несмотря ни на что. Отец Сергий — в миру Сергей Владимирович Кривовичев — кристаллограф и минералог, который возглавляет Кольский научный центр РАН в Апатитах. В его честь назван редкий минерал кривовичевит, а полную научную библиографию затрудняется перечислить даже Википедия. Он доктор геолого-минералогических наук, …
04.10.2021

Зачем Герасим утопил Муму?Герасим — жертва не только крепостного строя, но и бессердечия конкретных людей. Усердный, добрый и способный на любовь, он видит свой долг в подчинении.
Сообщение Зачем Герасим утопил Муму? появились сначала на Православный журнал «Фома».
04.10.2021

«Церковное искусство должно развиваться, жить своей жизнью, становиться другим, меняться», – художник Иван ЛубенниковВ нашей средней полосе солнечных дней не так много. Но когда в серовато-сумрачный день с опустившимся чуть ли не на головы прохожих небом, откуда к тому же все время что-то капает, попадаешь на выставку Ивана ЛУБЕННИКОВА, настроение сразу начинает …
04.10.2021

Православный календарь

5 октября, Вторник(22 сентября по ст.ст.)

Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Прп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915).

Прп. Ионы Яшезерского (после 1592). Прп. Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Cщмч. Феодосия Бразского (1694) (Румын.).

Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1932).

Гал., 212 зач., V, 11–21.Лк., 11 зач., III, 23 – IV, 1.Сщмч.:Евр., 311 зач., IV, 14 – V, 6.Ин., 36 зач., X, 9–16.

С этого дня до предпразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы поется Октоих. На утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отверзу уста моя…».

подробнее

Описание архитектуры

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы славится своими архитектурными особенностями и украшает западную часть города Вологды на фоне современных построек. Церковь состоит из двух этажей. Принято считать, что фасад и сама структура строения собора относится к классическому стилю.

Если говорить о самой конструкции здания, то:

  • Она имеет продольно-осевую форму, то есть двухъярусная трапезная, алтарь, крестообразный четверик с апсидой вытянулись в одну прямую линию.
  • В центре креста была построена колокольная звонница.
  • Кирпичная ротонда завершается куполом с одним крестом.
  • Мутулы украшают карниз из дерева.
  • Фасад собора разделен несколькими горизонтальными поясами-карнизами.
  • Цокольный этаж кирпичный с наличием продухов для вентиляции подвала.
  • Звонница имеет 8 крупных арок для звона и покрыта ленточным рустом.
  • Крыша церкви имеет форму двускатной кровли с наличием чердака.
  • Большое арочное окно, расположенное на западном фасаде, освещает площадку крыльца.
  • Боковые фасады имеют двупольные декорированные двери.
  • Пол в церкви деревянный. Имеет покрытие — линолеум.
  • Толщина кирпичной кладки достигает 105 см. Имеет известково-песчаное покрытие.

Кафедральный собор имеет 3 отдельных входа:

  • На первый этаж — с западной стороны церкви.
  • На второй этаж — железобетонная лестница с двумя всходами. Однако, в настоящее время данная лестница имеет исключительно пожарное назначение. Прихожане могут подняться на второй этаж с помощью внутренней деревянной лестницы.

Особенности архитектурного строения первого этажа храма:

  • Первый этаж здания украшен декоративной аркой, в строении имеются прямоугольные столбы.
  • Окна первого этажа украшены декоративными камнями, напоминающими замковую кладку.
  • Дверь оснащена кованой решеткой, сохранившейся с 19 века. Замки на дверях также являются оригиналом XIX века.
  • Алтарь отделен от основной части строения стеной с тремя арками-проходами.
  • Сохранены оригинальные кафельные печи.
  • Стены первого этажа имеют высоту в 5 м.

Особенности архитектурного строения второго этажа церкви:

  • Особенность второго этажа — четыре дорические колонны, являющиеся опорой для антаблемента.
  • Второй этаж освещается большим тройным окном с сандриком треугольной формы, а также итальянским окном.
  • Окна второго этажа задекорированы сандриками на специальных креплениях.
  • Имеются металлические двери, сохранившиеся с 19 века. Декором служат объемные детали в форме ромбов и накладные цветы из меди.
  • Стены второго этажа имеют высоту в 3,5 м. Украшены ручной живописью в виде сюжетных композиций, орнаментов и полотен.
  • Стены оснащены широким карнизом, разделяющим их на 2 яруса.
  • Соединение потолка и стен украшено лепниной.

В 20 веке Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде не подлежал реставрации. Был выполнен лишь косметический ремонт: замена кровли на оцинкованное железо, покраска внешних фасадов строения (использованы пастельные тона: розовый, голубой, желтый), перестелен линолеум, обновлена живопись и установлены печи-голландки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector