Собор всех преподобных отцов киево-печерских

Киево-Печерская Лавра сегодня

Сегодня это не только красивейший монастырь в центре Киева, на правом берегу Днепра, но и музейный комплекс. Он разделен на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, которому был присвоен статус национального в 1996 году) и Нижнюю (в ней сконцентрирована монастырская жизнь) Лавры. В отличие от прошлых веков существования монастыря, сегодня обе его части открыты для посетителей.

Сегодня Киево-Печерская Лавра привлекает многих архитектурой. Это, в первую очередь, Большая колокольня и Успенский собор (в нем находятся мощи первомученика Стефана), а также храмы:

  • Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся;
  • Аннозачатиевский храм;
  • Крестовоздвиженская церковь;
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
  • Храм «Всех преподобных отцов печерских»;
  • Церковь «Живоносный источник»;
  • Церковь Всех Святых;
  • Храм и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Церковь Спаса на Берестове;
  • Церковь Христова Воскресения;
  • Благовещенская церковь.

Но туристов и верующих привлекают не столько архитектурные решения Киево-Печерской Лавры, сколько дальние и ближние пещеры, в которых находятся нетленные мощи печерских преподобных.

История Печерского монастыря

В ХІІ веке на той территории, где сегодня расположена Киево-Печерская Лавра, были леса. Люди жили разве что в близлежащих деревнях. Одному монаху, Илариону, хотелось уединения. Он ушел подальше от людей, выкопал себе пещеру и поселился в ней.

Но через некоторое время его избрали киевским митрополитом. Пещера пустовала. Через некоторое время в Киев попал монах Антоний, который раньше подвизался на Афоне. Он не нашел себе пристанища в киевских монастырях и ушел искать уединения. Нашел его в Иларионовой пещере. Жизнь его была благочестивой и праведной, что и привлекало многих православных, которые хотели посвятить свою жизнь Богу. Среди последователей Антония был и Феодосий.

Когда количество иноков достигло 12, они открыли церковь, сделали себе кельи, Антоний «назначил» игуменом Варлама, а сам пошел дальше и выкопал себе пещеру (с нее и начинается история Ближних пещер). Вскоре количество монахов возросло настолько, что Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с просьбой отдать монахам всю гору над пещерой. Отсюда и берет начало название монастыря — Печерский.

На месте современного Успенского собора была поставлена церковь, игуменом назначили Феодосия. Именно он ввел студийский общежительный устав. Интересно, что одним из его требований было чтение книг из монастырской библиотеки. Поэтому неудивительно, что в то время образованными людьми были, в первую очередь, монахи.

Статус Киево-Печерской Лавры монастырь обрел только в 1688 г.; как до этого времени, так и после пережил много изменений. В 1151 году его разграбили турки, в 1203-м — половцы, в 1240-м он подвергся ужаснейшим разрушениям после набегов хана Батыя, в 1482 году войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, в 1718-м сгорели великая церковь, архив, библиотека и типография. И во всех случаях монастырь отстраивали.

Последней волной разрушений стало советское время. Сначала монастырь превратили в музей, а потом вообще закрыли. Кроме того, место омыто кровью многих новомучеников, среди которых был и митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После прихода немцев Лавру сначала открыли, но 3 ноября 1941 подорвали Свято-Успенский собор. Отстроили и открыли эту святыню только в 2000 году.

Набеги и восстановление монастыря

Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:

  • разрушение в 1096 году;
  • разорение в 1240;
  • поджог в 1483.

В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.

В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.

Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.

Ближние пещеры: мощи преподобных Антония, Агапита, Нестора Летописца

Те самые, которые берут начало с 1057 года, когда Антоний отделился от остальных иноков. Сегодня длина лабиринтов — 383 метра, захоронено 73 печерских преподобных, среди них и Антоний Печерский (несколькими веками позже в пещерах построили церковь в его честь). Также многие верующие приходят сюда, чтобы помолиться Дамиану Целебнику, Нестору Летописцу, Иоанну Многострадальному, Николе Святоше, Алипию Иконописцу, Агапиту, врачу Печерскому и многим другим угодникам Божьим.

Также здесь находятся мощи Марка Гробокопателя. Многим этот святой известен благодаря его 4-килограммовой шапочке. В Киево-Печерской Лавре совершается специальный молебен о здравии, после которого на головы пришедших одевается этот головной убор. Известны случаи исцелений.

Еще одним сюрпризом для многих является возможность увидеть в ближних пещерах нетленные мощи Ильи Муромца. Это подтверждает, что прославленный богатырь — персонаж совсем не вымышленный.

28 сентября Православная Церковь отмечает Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках. Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул. А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов! Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека. Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“». Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют… Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся: — Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам. Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн. Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе. Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси. А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной… В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся. Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна

Святой равноапостольный князь Владимир

Известные духовные наставники наших дней

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники

архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 

  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).

Отчитки

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол.XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами. 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.

Интересные факты об обители

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

Наталья Сазонова

«Будет город великий»

В то время, когда Руси как государства еще не существовало, о распространении христианства на этих землях не могло идти речи, апостол Андрей Первозванный возвращался с проповеди на территории Византии. По Божьему промыслу он поднялся по Днепру и попал на то место, где через много веков должен появиться город Киев. На горах апостол поставил крест и сказал: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

Сегодня находится много скептиков, которые говорят, что такого не могло быть, апостол Андрей Первозванный никогда не был на территории будущего Киева.

Но как бы там ни было, через несколько веков на горах действительно появился великий город со множеством храмов. Особое место среди них всегда занимала Киево-Печерская Лавра, основанная преподобными Антонием и Феодосием.

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось! Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее. Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце. И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину. На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию. В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Преподобный Антоний Печерский Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики… Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения. Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход. Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

Дальние пещеры: мощи и мироточивые главы

Выглядят «поскромнее» в сравнении с предыдущими. Длина лабиринтов — 293 метра, количество захороненных святых — 49. Они еще называются Феодосиевыми, поскольку здесь в своей келье был погребен преподобный Феодосий, рядом — Феодосиевская церковь.

28 августа Церковь чтит Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.

Здесь есть мощи Агафона Чудотворца, Илариона, митрополита Киевского, Арсения Трудолюбивого, преподобного Ахилы, многих святых, которые жили в более поздние времена (митрополит Тобольский Павел, Владимир Киевский и Галицкий).

Но Дальние пещеры, как и Киево-Печерская Лавра вообще, известны еще и 12 мироточивыми главами. Трудно представить, как 12 черепов могут источать миро. Но это чудо совершается веками. Об этом мы узнаем из Печерского патерика. В советское время, когда главы перенесли в музей, чудо не происходило. Возобновилось оно в 1988 году. Тогда монастырь открыли (также это время празднования 1000-летия крещения Руси).

Чтобы ни у кого не возникало сомнений, лаборатория кафедры биохимии Киевского медицинского института провела химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты шокировали: с химической точки зрения миро представляло собой высокоочищенные масла неизвестного происхождения (на основе белка, что свойственно только живому организму). Искусственно его получить тоже невозможно.

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община. — Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий. — Воистину воскрес Христос! — неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил. Так кто же сказал, что монахи — все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, — Киево-Печерском патерике — немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь… Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку, сам готовил себе лепешки. Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь. Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли — вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Настоятели и наместники

  • Митрофан ((1337) нач. 1340-х — 1344)
  • прп. Сергий (1344 — 25 сентября 1392)
  • прп. Никон (1392)
  • прп. Савва (1392 – 1398)
  • прп. Никон, 2-й раз (1398 — 17 ноября 1428)
  • Савва II (1428 – 1432)
  • Зиновий (1432 – 1445)
  • Досифей I (1445 – 1448)
  • прп. Мартиниан (1448 – 1455)
  • свт. Вассиан (Рыло) (1455 – 1466)
  • Спиридон (1467 – 1474)
  • Авраамий (1474 – 1478)
  • Паисий (Ярославов) (1479 – 1482)
  • Иоаким (1482 – 1483)
  • Макарий (1483 – 1488)
  • Афанасий I (1488 – 1490)
  • свт. Симон Чиж (1490 — 20 сентября 1495)
  • свт. Серапион (1495 – 1506)
  • Досифей II (Забела) (1506 – 1507)
  • Порфирий I (1521 – 1524)
  • прп. Арсений Комельский Вологодский (1525 — 1529)
  • Александр (1528 – 1529)
  • свт. Иоасаф (Скрипицын) (1529 – 9 февраля 1539)
  • Порфирий II (1539 – 1541)
  • Алексий (1541 – 25 февраля 1543)
  • Порфирий III (1543)
  • Серапион (Курцов) (1549 – 1551)
  • Гурий (Лужецкий) (1552 — 1554)
  • Елевферий (1560 – 1562)
  • Кирилл (ноябрь 1566 — 11 ноября 1568)
  • Памва II (1568 – 1569)
  • Феодосий (Вятка) (1569 – 1571)
  • Варлаам I (1571 – 1577)
  • Иона II (1577 – 1584)
  • Кирилл (Завидов) (31 июля 1594 — 18 марта 1605)
  • прп. Дионисий (Зобниновский) (1610 – 12 мая 1633)
  • Адриан (1640 – 1656)
  • Иоасаф (25 апреля 1656 – январь 1667)
  • Феодосий II (1667 – 1674)
  • Викентий (1674 – 1694)
  • Иов (2 мая 1694 — 6 июня 1697)
  • Евфимий (1697 – 1700)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (23 октября 1704 — 1708)
  • Иоасаф (1708 – 1710)
  • Георгий (Дашков) (1711 – 1718)
  • Гавриил (Бужинский) (20 марта 1722 — 30 октября 1726)
  • Амвросий (Дубневич) (1739 – 8 сентября 1742)
  • Кирилл (Флоринский) (1742 – 1744)

    Феодосий (Янковский) (1742 — 1745)

  • Арсений (Могилянский) (29 января 1744 — 1752)

    свт. Иоасаф (Горленко) (24 января 1745 — 1748)

  • Афанасий (Волховский) (23 февраля 1753 – 1758)
  • Гедеон (Криновский) (17/21 апреля 1758 — 1761)
  • Платон (Левшин) (1766 — 21 января 1775)
  • Московские митрополиты и патриархи (с 21 января 1775)
    • Павел (Пономарев) (28 августа 1775 — 1782)
    • Аполлос (Байбаков) (1782 — 1783)
    • Досифей (Ильин) (1786 — 1793)
    • Сергий (Крылов-Платонов) (16 февраля — ноябрь 1803, упом. 16 ноября 1808)
    • Самуил (Запольский-Платонов) (20 февраля 1810 — 1814)
    • Никанор (Клементьевский) (1814 — 1818)
    • прп. Антоний (Медведев) (10 марта 1831 — 12 мая 1877)
    • Леонид (Кавелин) (3 июля 1877 – 22 октября 1891)
    • Павел (Глебов) (21 декабря 1891 — 1 марта 1904)
    • Товия (Цымбал) (6 марта 1904 — январь 1915)
    • прмч. Кронид (Любимов) (9 января 1915 — 1920 (- 10 декабря 1937))
      1920 — 1945 — закрытие и осквернение
    • Гурий (Егоров) (1945 — август 1946)

      Владимир (Кобец) (1946) и/о наместника

    • Иоанн (Разумов) (10 августа 1946 — ноябрь 1953)
    • Пимен (Извеков) (январь 1954 — 17 ноября 1957)
    • Пимен (Хмелевский) (1957 — 22 декабря 1964)
    • Платон (Лобанков) (22 декабря 1964 — 16 июля 1970)
    • Августин (Судоплатов) (16 июля 1970 — 1972)

      Варнава (Кедров) (ок. 1970 — ок. 1972) и/о наместника

    • Иероним (Зиновьев) (11 октября 1972 — 30 марта 1982)
    • Евсевий (Саввин) (1982 — март 1984)
    • Алексий (Кутепов) (27 марта 1984 — 30 ноября 1988)
    • Феогност (Гузиков) (30 ноября 1988 — 31 марта 2002)
    • Сергиево-Посадские викарии (с 31 марта 2002)

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне… . (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
  • Беляев С. В память вечную будет праведник… : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
  • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
  • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
  • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Троице Сергиева Лавра, высотный осмотр

Бессмысленно рассказывать, как выглядело раньше место будущей обители, сейчас Троице Сергиева Лавра – парадная витрина РПЦ. Современные технические средства, пока еще не запрещенные, помогают всесторонне ее показать с разной высоты. Крайняя северная точка территории находится в ее единственном остром углу, на первом высотном фото — справа. Прямая восточная стена обители оборудована двумя входами, в небольшом сквере перед ней – памятник Сергию Радонежскому. Выполнил статую скульптор Чухаркин, освятил Алексий II в 2000 году.

Крепостными стенами и сторожевыми башнями Троице Сергиева Лавра оборудована в XVI – XVII веках. Монастыри были настоящими оборонительными опорными пунктами, оснащались самыми передовыми на то время фортификационными сооружениями. Обитель в период Смутного времени выдержала долговременную осаду более года, отстояв казну и территорию. Главный вход на территорию оформлен Святыми воротами, позднее поблизости построены Успенские ворота, на оси одноименного собора.

Снижаемся к северо-западному углу

Заведенный с северо-запада аппарат передал фото со стороны сторожевых башен и шатровой церкви. На первом плане – Плотничья башня, выдающаяся за линию стен для ведения обороны против приблизившегося противника. Рядом отличающаяся от всех прочих Каличья башня из нескольких ярусов, завершенная оригинальной пирамидальной крышей. Протяженное здание с одиночной главой – Царские чертоги с домовой церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Храм отличается граненой формой позолоченного купола.

Сразу за Плотничьей башней – упомянутая шатровая церковь Зосимы и Савватия постройки первой половины XVII века. Одновременно построены Больничные палаты, где была лечебница, а сейчас – резиденция Наместника обители. Это церковное должностное лицо, которым Троице Сергиева Лавра управляется в повседневном режиме, не утруждая патриарха. Между шатровой церковью и главной колокольней – небольшая церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная завершавшим звонницу архитектором Ухтомским.

Продолжением снижение с востока

Находящуюся на первом плане надвратную церковь мы еще увидим, как и находящийся за ней расписной храм Сергия Радонежского с Трапезной. Ракурс демонстрирует главенствующее положение Успенского собора, крупнейшего строения обители, начатого строительством по приказу Ивана Грозного. Строили по аналогии с московским тезкой, кремлевским Успенским собором, но здешний получился крупнее. Иван Васильевич освящения не дождался, стройка заняла более четверти века.

Рассказать о колокольне лучше при более детальной демонстрации, как и о старейшем храме, который имеет Троице Сергиева Лавра. Троицкий собор приметен обильной позолотой главы и кровель, видна длинная очередь к мощам основателя монастыря

На этом фото стоит обратить внимание на использование декоративного озеленения, отличающееся от светских объектов. Здесь не следуют какому-то из крайних стилей дизайна, пейзажному либо регулярному

Деревья, кусты и травяные газоны не отвлекают внимания от главного, для чего существует Троице Сергиева Лавра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector