Спасо-преображенский мужской монастырь в муроме: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Благовещенский мужской монастырь

Статья: Благовещенский мужской монастырь — история Мурома, воплощённая в камне

Общий вид Благовещенского монастыря

В XII веке в Муроме построили деревянный храм Благовещения, где горожане бережно хранили мощи князей, крестивших город, Константина Святославовича – сына Черниговского князя, а также его сыновей – Михаила и Федора. На месте этой церкви в середине XVI века и появилась мужская обитель.

История ее основания тесно связана с походом Иоанна IV Грозного на Казань. Царь вместе с войском останавливался в Муроме и дал обещание в случае победы обустроить на месте, где упокоились святые князья, обитель для монахов. Так и случилось, старый деревянный храм разобрали и силами московских зодчих из камня построили Благовещенский собор. Новая обитель сразу оказалась под царским покровительством. От царя она получила богатые дары, деньги из казны и несколько муромских деревень.

Вид на памятник Петра и Февронии на фоне церкви Стефана архидиакона Благовещенского монастыря

В начале XVII века обители пришлось превозмочь страшные испытания. В 1916 году польско-литовские войска, которыми управлял пан Лисовский, разграбили монастырь, а монахов взяли в плен. Когда Смутные времена на Руси завершились, муромский житель — купец Тарасий Цветнов на свои деньги отстроил обитель заново. А когда этот купец состарился, он принял монашеский постриг и позже был похоронен на территории монастыря.

В годы советской власти старинный монастырь закрыли, а братию распустили. Однако, в Благовещенском храме церковные службы не прекращались. Его закрыли только 1940 году, правда, всего на два года. Последнего настоятеля обители, как и многих священнослужителей, репрессировали. Открытие монастыря произошло в 1991 году.

На территории Благовещенского монастыря

До наших дней старый Благовещенский собор дошел со значительными перестройками. От храма, возведенного в XVI веке, остался только один подклет. Сейчас этот храм представляет собой очень красивое культовое здание, пышно украшенное в стиле русского узорочья. Внутри него находится самый старый в Муроме шестиярусный резной иконостас, выполненный местными мастерами в стиле барокко в конце XVIII века.

Верующие приезжают в эту древнюю обитель, чтобы поклониться мощам святых князей города Муром, а также, чтобы помолиться у почитаемых икон — образа Ильи Муромца, святых князей Петра и Февроньи, Иверской Богоматери и Николая Чудотворца.

Монастырь находится на Красноармейской (бывшей Успенской) улице Мурома, в д. 16.

← МУРОМ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Муром, Монастырь Петра и Февронии: требы, цены

Однако не у всех есть возможность посетить этот удивительный монастырь. Поэтому можно заказать требы или пожертвования по почте, телеграфу или по электронному адресу, указанному на официальном сайте, который имеет монастырь Петра и Февронии. Адрес обители: 602267, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, д. 3/А. И будьте всегда уверены в том, что ни одна просьба или молитва не останутся не услышанными.

Стоимость одного вечного поминовения — 1000 рублей. Некоторые другие требы: Сорокоуст — 10 рублей. Годовой помин — 50 рублей. Неусыпаемая Псалтырь — 50 рублей (полгода) и 300 рублей (1 год). Молебен святым Петру и Февронии Муромским, покровителям брака, — 100 рублей (на 1 год).

Если появится возможность посетить город Муром, монастырь Петра и Февронии всегда с большой радостью ждет своих посетителей. Православные люди приезжают сюда, чтобы попросить святых заступления и помощи в сотворении семьи, рождении ребенка и т. д.

Современный статус Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) на сегодняшний момент является действующим, и его территория и объекты полностью восстановлены после советского периода.

Возрождение обители произошло благодаря созданию попечительского совета и дальнейшей финансовой помощи таких компаний, как «Трансмаш-холдинг», ИК «Интеррос», ПАО «Газпром», ИК «РИК-ВЭСТ», Группа СУЭК, ИФК «Метрополь», а также пожертвований столичных и Санкт-петербургских предпринимателей.

В обители сохранен общежительный устав, предполагающий совместное проживание монахов в Спасском монастыре, а также ведение хозяйственной деятельности.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) с 2013 года становится общеадминистративным центром недавно созданной Муромской епархии. На сегодняшний момент настоятелем обители является Нил (Сычев), епископ Муромский и Вязниковский.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.

В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.

В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыреСобор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыреБлаговещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 годБлаговещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковьСтроения на территории Благовещенского мужского монастыряКолокольня Благовещенского мужского монастыря

С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыреЦерковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыреБлаговещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря

Почему люди ходят в монастырь?

Когда мы посещаем территорию церкви, то зачастую, нас окружает множество религиозных деятелей. К ним относятся батюшки и монахи.

Монахов в храмах намного больше, нежели иных церковнослужителей. Они занимаются различной деятельностью, связанной с благоустройством земли, находящейся на территории церковного учреждения. В функции монахов входит регулярное чтение молитвы, песнопение в хоре на богослужении, участие в иных делах церкви, приготовление еды в церковных столовых и прочее.

Уходу в церковь могут сопутствовать совершенно разные причины, положительные и отрицательные.

Какие люди приходят в монастырь, чтобы отдать свою жизнь служению Богу?

О монахах сложилось множество мнений, зачастую неправильных.

В церковь приходит много образованных и интеллигентных людей. Их профессии и социальный статус могут быть совершенно разными.

Есть мнение, что в храм идут бедняки, но это не правда. Среди монахов очень много бывших состоятельных людей.

Причиной, по которой эти люди меняют свою жизнь — покаяние или осознание, чем они хотят заниматься оставшиеся годы.

Стремление к духовному самосовершенствованию в идеале возможно лишь при постоянном посещении храма — эта идея движет большинством новых монахов.

Посвятить себя полностью отречению от всех земных развлечений, радикально поменяться телом и духом — очень сложная задача. Человек должен понимать, что за жизнь его ожидает.

Для этого надо быть достаточно сильной, мужественной и решительной личностью. Тогда дорога к Богу открыта для вас.

Но не всегда люди идут в храм от хорошей жизни. Есть случаи, когда лишь отрешение от обычной жизни помогает встать на ноги.

Разлад в семейной жизни, потеря близких родственников или иные жестокие жизненные ситуации заставляют иногда людей принимать столь серьезные решения.

Но это помогает им воспрянуть духом, обрести новый смысл существования и позволяет взглянуть на жизнь под новым углом.

В Спасо-Преображенском монастыре служит много монахов мужчин. История каждого из них разная, но по-своему уникальная, заставляющая проникнуться делом этих богослужителей.

Спасо-Печерский монастырь — это уникальное достояние России в религиозном и историческом плане. Это прекрасное архитектурное сооружение, приютившее за своими стенами большое количество паломников и священнослужителей.

Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря

  • Прежде всего необходимо попасть в Муром. Сделать это можно из Москвы поездом (отправление с московского Казанского вокзала), электричкой – в этом случае необходимо будет сделать несколько пересадок.
  • Достаточно удобное автобусное сообщение: рейсы отправляются от Щелковского вокзала, причем от автовокзала Мурома можно дойти пешком, поскольку расстояние немногим превышает 3 километра.
  • Можно доехать автобусом и до Владимира, где пересесть на рейс до Мурома (на том же автовокзале).
  • Попасть в город автобусом несложно и из Нижнего Новгорода, Рязани, Иваново, Гусь-Хрустального.
  • Если вы предпочитаете путешествовать автомобилем, из Москвы следуйте по Горьковскому шоссе в направлении города Владимира. После этого необходимо повернуть в сторону Мурома (ориентируйтесь по указателю, расположенному перед въездом в город).

История святыни

В первую очередь нужно отметить, что храмы с таким же названием есть во всех странах мира. Но объединяет их то что они все освящены в честь православно религиозного праздника. Его местоположение находится там, где когда-то давно было одно из главных частей предместья Санкт Петербурга. Данная святыня связана не только с духовной историей этого города, но и с победами самой страны. Место на которой находится церковь в свое время по указу императрицы Екатерины I была застроена военными казармами, где жил пол Преображенский.

В то время военной столицей России был Санкт Петербург. Собор был построен по приказу самой императрицы. Местом для его строительства было выбрано именно место где стояли военные казармы. Елизавета была набожным человеком и в те не легкие времена она часто возносила молитвенные прошения к Богоматери. После того как она стала руководить поместьем и начались строительные работы по возведению храма.

Это произошло в 1743 году. В этот год произошла закладка первого камня.  Проектом здания занимались известные архитекторы того времени. Сама Елизавета принимала активное участие в строительстве. Именно ее рукой был заложен первый камень. Также она принимала участие в решении всех вопросов, связанных с храмом. Спустя одиннадцать лет строительные работы были окончены и храм освятил архиепископ в присутствии императрицы.

Здание простояло почти тридцать лет, после чего в нем случился пожар

Он возник из-за неосторожности рабочих.  В результате чего было уничтожено достаточно большая часть здания. Но несмотря на случившееся из пламени удалось спасти много святых образов, а также церковную утварь и ризницу

После того как случилась трагедия с Александром I императрицей было отдано приказ на срочное восстановление храма.

Обязательно к прочтению:  Дмитриевский собор во Владимире

После проведения работ по восстановлению общий вид постройки был сохранен не полностью. В него было внесены небольшие изменения. Работы по реконструкции велись достаточно быстро. И спустя некоторое время храм открыл свои двери для прихожан. После того он стал самым известным Собором по всей северной столице. Свою популярность он сохранил и по сей день.

Он был восстановлен в стиле ампир

Очень важно сказать, что свои двери после восстановления для прихожан не закрывал. В честь Собора была названа и площадь рядом находящаяся с ним

 В тяжелые времена для населения города, когда происходила блокада подвальное помещение храма выступало в роли бомбоубежища.

Полезные статьи:

«10 интересных фактов о святителе Спиридоне»
Греческая делегация Православной Церкви 30 октября привезла в Киев дар православным христианам — икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачок от святых мощей преподобного. Приведем интересные факты о святом Спиридоне Тримифунтском.1. Преподобный всю свою жизн… Читайте далее

ПИСЬМО САТАНЫ ХРИСТИАНИНУ…
В инете попались два текста письмо сатаны Христианину, решили выложить оба… Прочитать стоит каждому.Я наблюдаю за тобой каждый день и мне нравится то, что я вижу…
Встав утром, ты не уделяешь время для молитвы, чтобы попросить у Бога защиты и благословения на предстоящ… Читайте далее

СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ
Эту сказку написал мальчик, живущий в хосписе. Мишка, ему 12 лет. С прошлой осени он «отказной» у врачей

Он написал ее на школьный литературный конкурс, но это не так важно. Важно, что он хочет, чтобы его сказку читали

Чтобы чувствовали – кому нужно и кто захочет… Когда Мишка … Читайте далее

Список архангелов
Архангелы:  Михаил — Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми д… Читайте далее

Помещение святыни вместительное. Внутри его может поместится около 3500 человек. При нем также функционирует хор, воскресная школа, которую могут посещать и взрослые и дети.  Также при церкви работает паломническая деятельность.

Описание и архитектурные особенности

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.

Собор Спаса Преображения

Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.


Собор Спаса Преображения


Церковь Кирилла Белозерского


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Сергия Радонежского

Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.

Часовня на месте бывшего кладбища

Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.

Часовня Георгия Победоносца

Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.


Часовня Георгия Победоносца

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.

Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.


Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Благовещенский мужской монастырь

Рекомендовать место

23

1

Благовещенский мужской монастырь в городе Муром был построен по приказу Ивана Грозного в 1533 году. Он расположился на месте старой деревянной церквушки. С 1556 года в Благовещенском соборе хранятся мощи великого князя Константина. В 1616 году обитель была разрушена и разграблена поляками. На протяжении всего XVII века храм постепенно возрождался из руин. В 1664 году богатый муромский купец Тарасий Борисович Цветнов полностью отстроил Благовещенский собор и установил на нем прекрасные колокольне часы. В 1792 году на территории храма открыли Муромское духовное училище. В 1793 году обитель пережила сильный пожар, но главные святыни и каменные строения уцелели. Во времена Отечественной войны 1812 года в храме находились иконы Владимирской и Иверской Богоматери.

Несмотря на то, что в 1919 году монастырь был закрыт, церковная братия, поселившаяся в городе, продолжала служить в нем. В мае 1925 года произошло вскрытие мощей благоверных князей, Михаила, Федора и Константина, после чего их перевезли в музей. В сентябре 1991 года монастырь вновь был признан действующим, каким и остается до сих пор.

Последующие десятилетия в жизни обители

Весьма благодатным в хозяйственной жизни монастыря оказалось последнее десятилетие XVII века. Это произошло благодаря щедрым пожертвованиям, неоднократно вносимым в его казну митрополитом Варсонофием – выходцем из старинного рода богатых муромских купцов Чертковых. Его щедротами был возведён каменный настоятельский корпус и произведена реконструкция требовавшего ремонта Покровского храма.

Времена правления Петра I не были наполнены значительными событиями, вошедшими в историю монастыря. Единственным существенным нововведением за этот период было открытие на его территории единственного в городе учебного заведения – школы, где обучались дети священников. Даже несмотря на то что число учащихся в ней было невелико, её заслуга очевидна, так как именно она стала первым очагом грамотности в этом обширном крае.

История Спасо-Преображенского монастыря

Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.

Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.

Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».

Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.

О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани. Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.

В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.

Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.

В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.

Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.

XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.

В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.

В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.

Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.

Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) во время реставрации

Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector