Тайны соборов петербурга: андреевский собор, храм спаса на крови, дацан
Содержание:
- Андреевский собор в XX – начале XXI вв
- Архитектура Андреевского собора в Санкт-Петербурге
- Крипта
- Исторические сведения
- Интересные факты
- Небесная благодать и земная красота
- История
- Разорение собора
- История храма
- Собор Андрея Первозванного Патры
- Вехи строительства православной святыни
- История обретения мощей апостола Андрея
- Конкурсы
Андреевский собор в XX – начале XXI вв
В XX веке Андреевский собор, как и вся русская православная церковь пережил времена гонений со стороны советских властей, был значительно поврежден в результате вражеских бомбежек в период Ленинградской блокады, выстоял, невзирая на разруху и запустение. Огромную роль в возрождении Андреевского собора в конце XX – начале XXI веков сыграл Святейший Патриарх всея Руси Алексий II. В 2001 году перед собором установили памятный обелиск в честь учреждения царем Петром I ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Восстановленную часовню освятили во имя Святого князя Владимира, крестившего Русь. В 2001–2002 годах была проведена комплексная реставрация внешнего и внутреннего облика храма. Во время торжеств, посвященных 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга, в 2003 году в Андреевский собор перенесли мощи Святого апостола Андрея из Афонского русского Пантелеймонова монастыря в Греции. В резном золоченом 17-тиметровом иконостасе XVIII века сохранились исторические образа Святых Николая Чудотворца и князя Александра Невского. В соборе хранятся две особо чтимые иконы с образами Святого апостола Андрея Первозванного с житием и мощами.
Архитектура Андреевского собора в Санкт-Петербурге
Несмотря на то, что Андреевский собор строился на протяжении длительного времени, его внешний облик и внутреннее убранство отличаются удивительной цельностью и изысканной красотой. Центральный высокий одноэтажный объем, прямоугольный в плане, с высокими полуциркульными оконными проемами, ритм которых подчеркивают белые пилястры в простенках, сориентирован с запада на восток. Главный вход в храм расположен на западном фасаде, алтарная часть на восточном фасаде перекрыта большой апсидой. Собор пятикупольный, перед алтарной частью сооружена большая центральная подкупольная двухъярусная башня. Первый ярус – восьмигранный, с высокими световыми проемами и белыми пилястрами на углах. Второй ярус – четырехгранный, так же со световыми проемами и стесанными углами, украшенными пилястрами. Венчает башню большой многогранный купол, выполненный из листов металла, покрытых светло-серой краской. Над куполом возвышается еще одна многогранная башенка с меньшим куполом. Венчает всю композицию малая башенка с луковицей, золоченым шаром и крестом. Боковые башни так же двухъярусные многогранные, украшены декоративными арочными элементами и пилястрами на углах. Над многогранными куполами высятся башенки, увенчанные луковицами и золочеными крестами. Боковые приделы, построенные позже, решены в одном стиле с основным объемом. Фасады собора оштукатурены и покрашены в светло-розовый цвет.
Перед Андреевским собором высится нарядная двухъярусная колокольня. Первый ярус – проездной, квадратный в плане, со скошенными углами, украшенными пилястрами белого цвета. Над главной коробовой аркой, расположенной на одной оси с главным входом в храм, расположен барельеф. В центре изображен орден Святого апостола Андрея Первозванного, распятого на косом кресте. По бокам орден поддерживают летящие золоченые фигуры ангелов. Во втором, меньшем по размеру квадратном в плане ярусе со сквозными арками, скошенными углами, украшенными вытянутыми валютами, расположены колокола. Над вторым ярусом сооружен четырехгранный купол, высокая глухая четырехгранная башенка, увенчанная четырехгранным шпилем, маленькой луковицей и золоченым шаром с крестом. Часовня, освященная во имя Святого равноопостольного князя Владимира, квадратная в плане, украшенная портиками, перекрыта куполом, увенчаным крестом. Андреевский собор является одним из важнейших духовных центров Санкт-Петербурга.
Крипта
Из музея Диочезано мы спускаемся в крипту — ту самую, которую амальфитанцы построили для мощей Святого Андрея. И это, действительно, самая красивая часть соборного комплекса
Инкрустации из камня, фрески, скульптуры, колонны с арками, резные хоры
В алтаре крипты, под скульптурой Святого Андрея (работы Микеланжело Наккерино) хранится урна с мощами апостола.
По сторонам от апостола стоят скульптуры Святых Лоренцо и Стефано (работы Пьетро Бернини, отца знаменитого Джованни Лоренцо Бернини).
На фреске запечатлен момент прибытия мощей Андрея Первозванного в Амальфи
Крипта собора, безусловно, впечатляет — тут уж жители Амальфи не ударили в грязь лицом и подготовили достойное место для останков Святого Андрея. (На заметку — неподалеку от Амальфи, в Салерно, тоже есть похожая крипта под Дуомо, построенная для мощей евангелиста Матфея. Будете в тех краях — не пропустите. Имейте также ввиду, что зимой платная часть собора: Райский дворик, Диочезано и крипта — может быть закрыта).
А мы тем временем покидаем собор и спускаемся на площадь Дуомо, где в очередной раз видим изображение апостола Андрея с крестом — уже в виде скульптуры на городском фонтане
Следующая статья будет посвящена самому городу Амальфи.
Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:
- авиабилеты — Aviasales
- отели — Booking и Hotellook
- туристическая страховка — Cherehapa
- такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
- экскурсии — Tripster и Sputnik
Исторические сведения
Древняя легенда гласит о том, что именно на месте, где почти через полторы тысячи лет будет построен этот величественный храм, апостол Андрей Первозванный во время своего путешествия из Корсуня по Днепру в первом веке нашей эры водрузил Крест и сказал, что здесь пребывает благодать Божья и будет возведен прекрасный город. Уже после основания Киева и Крещения Руси на этом месте были построены храмы, которые были преимущественно деревянными, поэтому неоднократно были разрушены, и построены вновь. Именно поэтому по повелению императрицы Елизаветы Петровны на месте Андреевского бастиона Киевской крепости в 1749 году было заложено основание каменного храма. Проект этого собора был создан придворным архитектором Растрелли, но руководство строительством было возложено на местного военного архитектора Ивана Мичурина, которому пришлось «привязывать» к сложному рельефу местности и геологическим условия киевского Подола этот храм. Кроме того, пришлось преодолевать сопротивление духовенства, которое препятствовало переносу освященного Креста с места, считавшегося историческим.
Расположение и особенности архитектуры
Церковь Андрея Первозванного (Андреевская церковь Киева) возвышается над всем Подолом на крутом правом берегу Днепра. Сегодня этот храм остается одним из самых заметных зданий города – прямо к нему от Контрактовой площади поднимается прославленный Андреевский спуск. На сегодняшний день это здание остается единственным сохранившимся зданием на территории Украины, которое было построено по проекту Растрелли. В строительстве принимали участие многие мастера Украины и России, занимавшиеся росписью и отделкой здания, а также внутренним убранством собора. После завершения строительства здание долго не использовалось и было освящено только в 1767 году, хотя практически сразу же были начаты переделки его куполов и внешнего декора.
После 1917 года возникла необходимость глубокого ремонта фундамента здания, отведения подпочвенных вод, которые располагаются очень близко к поверхности почвы на холме непосредственно возле храма. До 1953 года предпринимались попытки законсервировать живопись и резьбу уникального иконостаса, установленного в соборе. После революции Церковь Андрея Первозванного была отнесена к Софийскому культурному заповеднику, и по его заказу в 1970 году была начата реставрация собора по первоначальным планам, составленным Растрелли.
Андреевская церковь Киева построена в виде крестообразного храмового здания, вытянутого по продольной оси, размеры которого составляют 31 х 20 метров. Его высота составляет 47 метров, причем внутри храм имеет только один центральный купол, украшенный богатой росписью, тогда как снаружи он окружен 4 декоративными куполами, поставленными на контрфорсы по диагоналям здания. В оформлении фасадов здания и его наружной решетки использованы чугунное литье и лепной декор. Внутреннее убранство собора составляет роскошный орнамент ручной работы – в оформлении задействованы личные картуши императрицы Елизаветы.
К главным святыням собора Андрея Первозванного относят частицу мощей апостола Андрея и великолепно оформленное Евангелие, подаренное императором. В настоящее время собор действует — в нем ежедневно проводятся службы УПЦ Киевского патриархата.
А спустя 150 лет после возмещения андреевской церкви закладывается известный Николаевский костел, который строиться в стиле неоготики с приминением абсолютно новых на то время инженерных решений
Интересные факты
Совсем рядом с собором святого апостола Андрея Первозванного находится церковь Трёх Святителей Вселенских. Такое близкое расположение двух православных сооружений для проведения богослужений большая редкость для Санкт-Петербурга. Произошло это из-за того, что первое здание собора оказалось очень холодным. Зимой старики, женщины и дети не могли посещать службы. Поэтому прихожане направили прошение о строительстве тёплой церкви на холодный период, и она была возведена. Восстановленный после пожара собор был намного более вместительным и тёплым. Так что большую часть времени церковь Трёх Святителей Вселенских использовалась как его архив, библиотека и ризница, а не самостоятельное религиозное сооружение.
В конце ХХ века энтузиастами предпринимались попытки составить своеобразный «реестр Петербургских ангелов-покровителей». Самый известный среди них венчает Александровскую колонну. Однако ангелы, осеняющие звезду Андрея Первозванного над входом храма, также заняли в списке одно из первых мест.
Небесная благодать и земная красота
Он выглядит весьма внушительно и величественно. Главенствующий купол храма красиво увенчан крестом высотой в 5 метров.
12 куполов-колоколенок поменьше окружают центральный купол, рассказывая этим историю Учителя-Иисуса и его двенадцати последователей — апостолов. В объёмной церкви могут одновременно присутствовать более 7 тысяч человек.
Огромный по своим размерам Ναός του Αγίου Ανδρέα, Πάτρα имеет вид греческого равностороннего креста. Он очень красив как снаружи, так и внутри.
В центре помещения расположено огромное деревянное паникадило со множеством свечей (правда, электрических). Если его рассмотреть поближе, то видно, что оно выполнено очень искусно: его украшает тонкая резьба и весьма живописные двуглавые орлы.
Большое количество яркого света вливается внутрь через многочисленные обширные окна.
Убранство храма поражает множеством находящихся там мозаик.
На центральном куполе находится мозаичное изображение Христа Вседержителя.
На абсиде есть мозаика, изображающая распростёршую руки Богородицу, как бы защищающую город и его жителей невидимым покровом.
Конечно, есть здесь и мозаичное полотно с изображением образа апостола Андрея. Пол чудесного храма украшен мозаикой, на которой изображены различные изумительные растения, птицы, а также рыбы и животные.
История
История появления Андреевского собора начинается ещё во времена правления Петра I, выразившего желание, чтобы на Васильевском острове построили церковь. Она должна была посвящаться святому Андрею Первозванному, которого монарх считал своим покровителем. Пётр даже заказал проект у шведского архитектора. Но тот закончил и прислал его в Россию лишь в 1725 году, к этому времени первый император России уже скончался.
Жена Петра Екатерина I выделила на строительство деньги и издала «Увещевание», целью которого было побудить кавалеров ордена Андрея Первозванного оказать содействие храму. Однако перипетии российской истории продолжали негативно отражаться на судьбе будущей церкви. По целому ряду причин её строительство было завершено лишь в 1731 году. Считается, что архитектором выступал известный в то время Карло Джузеппе Трезини. В итоге прихожане получили довольно тесное деревянное здание, не отличавшееся особенной красотой.
Население Васильевского острова быстро увеличивалось, так что церковь святого апостола Андрея Первозванного после 12 лет существования была переведена в ранг собора. Произошло это не без участия именитых её прихожан, в числе которых был и Михайло Ломоносов, и при поддержке обер-прокурора святейшего синода.
В 1761 году храм поразила молния, и он сгорел. Строительство нового каменного собора по проекту архитектора Александра Францевича Виста было завершено лишь через 19 лет. Именно это здание в переходном от барокко к классицизму стиле и сохранилось до сих пор. В XIX веке храм подвергся частичной перестройке, однако внешний облик его при этом был изменён незначительно.
В 1869 году при соборе было создано Общество вспоможения бедным, которое вскоре стало одним из крупнейших благотворительных организаций Петербурга. Под его попечением находились больница, приют для неизлечимо больных, детский приют и дешёвые квартиры для бедных женщин. Долгое время председателем Общества был известный географ, граф Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский.
После революции 1917 года собор, как и многие другие религиозные строения, сильно пострадал. Сначала из него были изъяты все культовые предметы, сделанные из серебра, включая даже оклады икон. Этому пытались помешать прихожане храма, возглавляемые самим патриархом Московским и Всероссийским Тихоном. Члены комиссии по изъятию даже были избиты. Впоследствии многие из прихожан и патриарх за это попали под суд. Сам храм перешёл под управление обновленческих православных групп, которые во всём поддерживали новую власть в стране. Затем при создании бульваров была снесена часовня собора. Ещё через несколько лет храм лишился колоколов – они сначала были переданы в Петропавловскую крепость, а после переплавлены.
Несмотря на это собор продолжал функционировать, а в 1937 году на средства прихожан был отреставрирован и позолочен иконостас. Но уже на следующий год Ленгорисполком постановил храм закрыть. С куполов были сняты кресты, нижняя часть иконостаса заколочена фанерой, и здание перешло в пользование художественного треста.
В годы Великой Отечественной войны Андреевский собор был оборудован средствами противовоздушной обороны. Обстрелы и бомбардировки нанесли серьёзный ущерб его крыше, фасаду и внутренней отделке. После войны храм был частично отреставрирован, несколько раз менял хозяев, подвергался ремонтам и перестройкам. Процесс возвращения здания церкви в 1988 году начал лично митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии ставший патриархом Московским и всея Руси. Полностью здание перешло в ведение церкви в 1995 году, после чего начался процесс его полной реставрации.
Разорение собора
После закрытия собора на металлолом отправили все имеющиеся в святом месте металлические изделия. Среди них были 22 колокола, различная церковная утварь.
Среди колоколов был очень старый экземпляр, отлитый в 1752 году К. Глазовым. Его вес был более 154 пудов. Другие колокола были изготовлены позже – в 1759-1789 гг. В 1894 году собору подарили часы с огромными колоколами, которые били каждые пятнадцать минут. Несколько раз в день звучала мелодия. Все это церковное добро было разорено.
Со второй половины 1931 года на территории собора был размещен кооперативный склад. Спустя несколько лет в присоборном сквере возвели памятник Ленину. В 2001 году его убрали из сквера и перенесли в парк Юного ленинца, а на его прежнем месте был установлен памятный гранит.
История храма
Петр I считал своим небесным покровителем апостола Андрея Первозванного. При закладке города на Неве царь поместил в основание каменной крепости ковчег с мощами святого.
Орден Андрея Первозванного был учрежден в 1698 году. Почетную награду вручали за выдающиеся военные подвиги и государственную службу. При жизни Петра I кавалерами ордена стали 38 человек, включая самого царя. В конце XVIII века, во время правления императора Павла I Орден Андрея Первозванного получил официальный статус и стал одной из самых главных наград Российского государства.
В начале XVIII столетия деловой и административный центр города находится на большом Васильевском острове
Петр I хорошо понимал важность этого места и хотел, чтобы возле здания Двенадцати коллегий появился новый Андреевский храм
Вид Андреевского собора с Большого проспекта Васильевского острова
В 1724 году шведский архитектор Никодемус Тессин-младший по поручению царя взялся за проект. Он выполнял волю Петра I и старался, чтобы будущая церковь напоминала базилику Святого Петра в Риме. Зодчий успел подготовить подробные чертежи и модель, но в 1725 году Петр I скончался, и замыслы по возведению храма пришлось отложить.
Жители Васильевского острова молились в небольшой деревянной церкви при Меньшиковском дворце. Места для всех не хватало, поэтому горожане обратились с просьбой построить более вместительный приходской храм. По указу императрицы Екатерины I на эти цели было выделено 3 тысячи казенных рублей.
В 1729 году Джузеппе Трезини подготовил архитектурный проект, и стройка закипела с новой силой. Через три года сподвижник Петра I архиепископ Феофан освятил Андреевскую церковь. Иконостас для нее принесли из домового храма Меньшиковского дворца, а царица Анна Иоанновна пожертвовала деньги для покупки богослужебной утвари и облачений.
Вид Андреевского собора от обелиска в честь 300-летия учреждения Ордена Святого Апостола Андрея Первозванного
Деревянный храм был небольшим и тесным. В зимние месяцы он не отапливался, поэтому в 1745 году рядом построили теплую каменную церковь, которую посвятили Трем Святителям Вселенским. На церковных службах в этом храме бывали многие знаменитые и богатые люди. Известно, что под сводами собора принесли присягу профессора императорской Академии Наук Василий Тредиаковский и Михаил Ломоносов.
В 1761 году произошла трагедия. Во время сильной грозы в деревянную церковь попала молния, и она полностью сгорела. Прихожане спасли только резной иконостас. Архитектор Александр Францевич Вист подготовил новый проект, поэтому в 1764 году началось строительство каменного здания.
Через два года незаконченный купол храма неожиданно рухнул. Архитектора схватили и посадили под арест. Потом комиссия разобралась, что Вист не виновен, и его оправдали. В 1780 году затянувшееся на несколько лет строительство наконец было завершено.
Вид Андреевского собора с 6-7-ой линии Васильевского острова
В конце XVIII – начале XIX века собор достраивали, переделывали и украшали. Возле храма появилась ограда с часовней. Интерьеры оформили лепниной и росписями, а перед входом поместили барельеф Андреевского ордена, который несли два ангела. Потом здание сделали теплым и пристроили к нему два придела с северной и южной стороны.
В начале прошлого века при храме существовало благотворительное общество, которое помогало бедным. Здесь были открыты детский приют, богадельня для больных и известный в городе народных хор.
В 1922 году по всей стране проводили изъятие церковных ценностей в пользу голодающих в Поволжье. Из Андреевского собора увезли серебряные и позолоченные сосуды, кресты и оклады старинных икон. На несколько лет храм оказался в руках обновленцев, которые активно сотрудничали с новой властью.
Тем временем город рос и перестраивался. Для расширения ленинградских бульваров в 1920-е годы снесли соборную часовню и часть ограды. Потом храм лишился всех своих колоколов. Поначалу их перенесли в Петропавловскую крепость, но затем отправили на переплавку. В 1938 году решением Ленгорисполкома собор закрыли, старинный иконостас забили фанерными листами, а внутри устроили склад.
В годы войны в храме действовали войска противовоздушной обороны. Во время обстрелов и взрывов авиабомб были выбиты стекла, пострадали крыша, фасад, интерьеры и уникальный резной иконостас.
Когда война закончилась, собор отреставрировали и разместили внутри часть коллекций знаменитой Кунсткамеры. Верующим здание вернули только в начале 1990-х годов. После этого был сделан капитальный ремонт, а на куполах появились позолоченные титановые кресты.
Соборные купола
Собор Андрея Первозванного Патры
Собор Андрея Первозванного в греческом городе Патры — самый большой православный храм страны и одна из самых величественных святынь всего христианского мира. Тут размещены глава апостола, его перст, пожертвованный русским церковным историком Муравьёвым в 20 веке и икс-образный крест, на котором по приказу правителя-язычника Иегата был распят Андрей Первозванный. Идея возведения собора появилась в 1895 году, тогда и была собрана комиссия, определившая дальнейшее развитие событий. Спустя шесть лет, когда было собрано достаточное количество средств из казны, был объявлен конкрурст на лучший архитектурный план здания. Отбор был очень скурпулёзным и долгим.
Победителем оказался известный греческий архитектор Анастасиос Метаксас, ставший в последствиии автором и руководителем проекта. В 1908 году, при правлении короля Георга Первого, заложили фундамент храма, но уже в 1910 строительство приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним.
К возобновлению возведения храма приступили только спустя двадцать лет — в 1930 году. Через семь лет умер Анастасиос и место главного архитектора занял Георгиос Номикос. В 1934 году был возведён купол, но ввиду случившейся войны экономика Греции обрушилась и строительство вновь прекратилось в 1938 году.
Продолжить работу смогли только в 1955 году на средства, вырученные из налога, введённого в счёт электроэнергии жителей города Патры специально на возведения храма. Торжественное открытие собора Андрея Первозванного в неовизантийском стиле пришлось на 26 сентября 1974 года по возвращении святой главы апостола.
Здание довольно массивное и находится прямо в центре большой зелёной площади на берегу Коринфского залива. Увенчанный пятиметровым позолоченным крестоментральным крестом купол виднеется с моря издали. Его окружают 12 меньших куполов с колокольнями и крестами как символы Иисуса и его верных двенадцати апостолов. Рядом расположенны небольшие порты, которые опираются на коринфские колонны и ажурные монофоры, собранные в полукруг. Храм вмещает до пяти с половиной тысяч человек.
Внутри собора Андрея Первозванного можно ощутить истинную благодать. Этому способствует благородный интерьер. Внутри большое количество света, льющегося по церкви из окна фасадов. Особое место занимает прекрасный барабан центрального купола. Не менее завораживающе действует искусно выложенные мозаики: в центре купола находится мозаика Христа Вседержителя; полукруглую абсиду покрывает мозаика с изображением Богородицы, простирающей руки над городом, как бы держа невидимый покров; мы увидим также мозаику Святого апостола Андрея.
Также мозаика покрывает пол храма. На ней изображены растения, птицы, рыбы и звери. В средокрестии храма висит резная деревянная люстра. Завораживает и престол белого мрамора, расположенный в правом приделе собора, под сенью которого в серебряном ковчеге покоится честная глава Святого Андрея. За ним установлен реликварий в форме икс-образного креста. В него вкраплены сохранившиеся частицы того креста, на котором был распят апостол.
Вехи строительства православной святыни
Интересна история строительства собора. Она насчитывает, ни много ни мало, больше семи десятилетий. В 1901 году правительством города решено было воздвигнуть в этом месте прекрасный храм во имя небесного покровителя их родного города — Андрея Первозванного. На конкурсной основе был выбран наилучший эскиз будущего здания, и летом 1908 года при личном присутствии короля Георга 1 заложили фундамент, основу будущего православного собора.
Через 2 года работы приостановили, так как пришли к выводу о нетвёрдости и ненадёжности почвы для строительства такого массивного сооружения. Только через 20 лет снова вернулись к этому вопросу, и строительство возобновили.
Но тут началась война. Греция тогда была в бедственном положении, финансов не хватало. Возведение храма Андрея Первозванного в Греции вновь было прекращено и продолжено лишь в 1955 году.
И вот, наконец-то, масштабная стройка с чередующимися перерывами была закончена, и в сентябре 1974 года в тожественной обстановке главный кафедральный собор города Патры был открыт.
История обретения мощей апостола Андрея
Посвящен собор Амальфи Андрею Первозванному.
Поскольку Святой Андрей (наряду с Николаем Чудотворцем) считается покровителем моряков, для морской республики, коей являлась Амальфи, мощи именно Андрея представляли огромную ценность. Апостол, как известно, был распят на косом кресте в греческих Патрах в 67 году, а мощи его в 357 году были перевезены в Константинополь и хранились в церкви Святых Апостолов. Когда во время позорного Четвертого крестового похода крестоносцы вместо Иерусалима оказались в Византии и изрядно пограбили константинопольские церкви, жители Амальфи загорелись мыслью перевезти мощи Андрея Первозванного из Константинополя к себе. Загорелись до такой степени, что перестроили свой кафедральный собор и сделали под ним просторную крипту.
Крипта была построеа в 1206 году, а долгожданные мощи прибыли только в 1208 — их привез кардинал Пьетро Капуано. Привез не в целости и сохранности, а некоторые фрагменты. Часть мощей апостола Андрея увезли шотландцы в город Сент-Эндрюс, который благодаря этому стал церковной столицей Шотландии. Еще часть попала в Мантую. Впрочем, все это было в порядке вещей – мощи святых разбирали до мельчайших косточек: кому доставался язык, кому мизинец.
Конкурсы
В 1897 году флот объявил международный архитектурный конкурс на проект Кронштадтского собора и учредил фонд для финансирования строительства. Как правило, для России проект спонсировался государством, предназначался для ВМФ штата, но изначально финансировался за счет личных пожертвований военнослужащих ВМФ и общественности. С 1898 по 1913 год со всех военнослужащих Балтийского флота на финансирование строительства взималось 1/400 зарплаты; Это составило 280 тысяч рублей без учёта действительно добровольных пожертвований. Позже, по мере развития проекта, стало очевидно, что частных пожертвований недостаточно, и государственная казна покрывает большую часть расходов.
В конкурсе были определены размеры собора по количеству прихожан — 1 тыс. Человек, 16 саженей на квадратный метр . Это было намного меньше, чем современные соборы, построенные в провинциальных городах ( Нижний Новгород — 2 000 прихожан, Харьков — 4 000), больше наравне с « гарнизонными церквями», построенными на Кавказе и в Конгресс-Польше ( Кельце — 900 прихожан). Заказчик был хорошо осведомлен о новых строительных технологиях и приветствовал их использование, поскольку это помогало сбалансировать бюджет. Цокольный этаж был зарезервирован только для котлов и хранилища топлива, что позволило сэкономить на строительстве второй «зимней (то есть отапливаемой) церкви». Спецификации не предписывали конкретного архитектурного стиля . Напротив, они настаивали на сокращении затрат и запрещали использование такой «роскоши», как мозаика или роспись на внутренней поверхности купола. Эти ограничения провалили первый конкурс. Только три архитектора осмелились участвовать, повторно использовав уже знакомые прошлые проекты; все три были отклонены.
Второй конкурс 1897 года также потерпел неудачу; единственный проект, достойный исполнения, был слишком мал для намеченной цели. Наконец, в 1898 году военно-морской флот снял некоторые ограничения по размеру и стоимости; на этот раз здание должно было быть достаточно большим, чтобы его можно было видеть с большого расстояния; «Крест собора должен быть первым предметом, видимым для приближающихся кораблей». Antony Томишко , автор Крестов , выиграл этот конкурс, представив Россию Revival проект следующего Константин Thon «s русско-византийской традиции.
Николай II обычно одобрял проект; Иоанн Кронштадтский призвал к немедленному началу строительных работ. Однако новоназначенный командир Кронштадтской базы адмирал Степан Макаров счел черновик Томишко художественно слабым и маловатым для этой цели. Он попросил Императора пересмотреть свой выбор; После почти двухлетних задержек Николай согласился отказаться от черновика Томишко в июне 1900 года.