Все храмы владимирской иконы божией матери (518 всего, 514 на карте)
Содержание:
- Росписи Владимирского собора
- Князь-Владимирский собор сейчас
- История
- Предыстория возведения херсонесской священной реликвии
- Стихи про некрополь
- Интересные факты:
- Интересные факты
- Архитектура
- Что посмотреть
- История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге
- История
- Мифы и легенды
- Предыстория[править | править код]
- История возведения в Херсонесе Таврическом
- Владимирский собор в Санкт-Петербурге
- Князь-Владимирский собор
Росписи Владимирского собора
Храмовые стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейские темы, которые иллюстрируют историю русской церкви.
Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, расписав 2840 квадратных метров стен Владимирского собора в Киеве.
Творения Васнецова
О крещении Руси Владимиром рассказывают масштабные композиции Васнецова «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Центральная фигура интерьера, выполненная художником, – «Богоматерь с Младенцем» – помещена во втором ярусе главного алтаря.
Богоматерь в лёгкой голубой ризе изящно и неторопливо идет навстречу зрителю. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына. Её большие, полные печали и любви, карие глаза ласково смотрят, выражая безграничное сострадание, что надолго приковывают к себе взоры посетителей.
На руках у Богоматери – Младенец Христос, лик которого дышит детским восторгом. С высоты небес Он смотрит на грешный мир тёмными широко раскрытыми глазами и чуть приподнятыми руками благословляет его.
По обеим сторонам – 10 шестикрылых серафимов. Традиционный образ Богоматери, который художник считал главным делом своей жизни, получил под кистью Васнецова оригинальную трактовку, так что этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».
Картина, окружённая золотым фоном, царит над собором, привлекая восхищённые взгляды каждого входящего в храм. Завершив работу над картиной, Васнецов произнёс сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу!».
Ниже Богоматери – изображение Евхаристии. В центре картины – Христос у престола, держащий в одной руке чашу, в другой – хлеб. Над престолом возвышается киворий – алтарная сень, поддерживаемая колоннами. По обеим сторонам кивория – Спаситель и два ангела с рапидами (жезлами) в руках.
С обеих сторон подходят к Христу с благоговейно сложенными руками святые Апостолы
Лик Христа дышит величием, Божественным спокойствием и сознанием важности совершаемого таинства
На стенах алтаря – изображение пророков и святителей вселенской и русской церкви. В иконостасе – изображение Христа и Магдалины, в Царских Вратах – Благовещение и евангелисты. На столбах собора – изображение апостолов Павла и Андрея.
На главном куполе – Христос, благословляющий мир, изображён как вершитель судеб мира, источник Истины и Жизни. Взгляд Спасителя – строгий и милующий одновременно. Лик Христа окружает сияние.
Над окнами главного купола – картина «Преддверие Рая». В центре – три архангела, охраняющие врата Рая. Среди фигур – разбойник с тяжёлым крестом на плечах, Мария Египетская с крестом в руках, невдалеке – Борис и Глеб с отцом своим, святым Владимиром.
При входе в собор – картина «Страшный Суд». В центре – Спаситель мира со строгим и спокойным лицом. В тенях Его лица – неземная скорбь за мир и за грехи человеческие. Рядом – Богоматерь, стоит с опущенными глазами. Её лицо полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращённой к Сыну.
Картины и фрески других художников
Галерею фресок Владимирского собора в Киеве рисовали 96 художников в течение 11 лет. Старанием мастеров храм стал художественной жемчужиной. Авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество как долг каждого человека перед Богом.
Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря» и «Распятие».
Кисти Михаила Нестерова принадлежат картины «Воскресение», «Крещение» и «Рождество». Михаил Врубель оставил в соборе свои произведения: «Образ Иисуса Христа», «Богоматерь», Сошествие Святого Духа», «Пророк Моисей» и «Пророк Соломон».
Князь-Владимирский собор сейчас
В современности обитель не утратила своего величия и великолепия. Она функционирует, в храме ведутся богослужения. Ежедневно совершаются песнопения, проводимые церковным хором. При церкви действует много дополнительных учреждений, по типу детского хора и приходской школы.
Там детей обучают основам религии, учат совершать добрые дела. Развивают различные детские таланты, в число которых входит рисование, пение, рукоделие. Воспитать в молодом поколении любовь к труду, взаимопомощи и пониманию — главная задача церковнослужителей.
Детский хор
Идея создания детского хора зародилась в этом учреждении достаточно давно, но воплотить в жизнь эту прекрасную мысль возможно стало лишь в 2017 году.
Занятия проводятся каждую неделю, три раза. В хор набирают ребятишек из церковной школы, но туда попадают и без этой условности.
Деятельность детского хора распространяется не только на территории собора. Устраиваются благотворительные концерты в странах СНГ. Основными государствами, принимающими детей, были Беларусь, Литва, Эстония.
Помимо духовных песнопений и молитв, малыши исполняют русские народные песни, произведения великих поэтов страны.
Воскресная школа
В храме есть разделение на младшую и старшую воскресную школу. Средний возраст деток, которые могут попасть в младшую группу воскресной школы — это малыши от 5 до 7 лет, дошкольники. Занятия с детьми проводятся в несколько этапов — молитва, беседа церковнослужителя с малышами. Взрослый узнает отношение младшего поколения к вопросам, связанным с Богом, Человеком, какими-либо плохими или хорошими поступками. Это помогает вывести ребенка из заблуждений, направить на верный путь.
Старшая или средняя воскресная школа принимает на учение детей школьного возраста — от 7 до 9 лет. Главная задача этой школы — учение ребят работать в команде, взаимодействовать в социуме без каких-либо корыстных побуждений, не нервничая.
Встречи в воскресной школе — в воскресенья, после богослужения.
Князь-Владимирский собор — это великий памятник архитектуры. Он собрал в себе все фундаментальные составляющие, начиная с истории, заканчивая огромным современным духовным значением для людей.
История
Углубимся к истокам, с которых началось создание этого великого религиозного сооружения. Становление церковного учреждения на месте современного собора было задумано во времена Петра Великого — 1708 году. Церковь сооружалась из дерева и была посвящена Святому Николаю.
На этом возведение храмовых сооружений не закончилось, и с 1713 по 1719 церковь переделали в мазанковый Успенский собор. Деревянная Николаевская часть теперь относилась к одному из уделов храма, центральным стал Успенский, а вторым боковым — Предтеченский.
Но статус собора Успенское церковное учреждение получило не сразу. Сперва, в 1717 году работали лишь боковые уделы, и когда был закончен основной, в 1719 году церковь стала собором по приказу царя.
Анной Иоанновной был принят в проект церковный камень, но из-за дальнейших исторических событий идея не была воплощена в жизнь.
Лишь в 1765 году возобновились действия по постройке, обитель было решено сделать пятиглавой, по чертежам Ринальди.
Во время первой стадии строительства в 1772 году Успенский деревянный собор вспыхнул пламенем, и задел недавно начатый каменный храм. Вся работа была погублена.
Последнее ключевое возобновление строительства наступило в 1783 году, под руководством Старова. Собор в современном виде мы получили в 1789 году, тогда его освятили в честь князя Владимира.
Предыстория возведения херсонесской священной реликвии
Сама задумка построить собор Владимира по праву принадлежит А. Грейгу, который являлся командиром Черноморского флота (в 1825 году представил ходатайство Александру I). Изначально идея подразумевала под собой воздвижение небольшой церкви, а также божий приют. Пока выносилось решение о будущем построении храма, с подачи Н.Крузе (пребывал в звании мичмана) на денежные средства, которые были собраны матросами, развернули археологические раскопки. Основополагающая цель – установить наверняка конкретное место, где крестили князя Владимира.
После кончины царя Александра I его последователем был назначен Николай I, который проектировал строительство собора на месте древней базилики (обнаружена в процессе археологических исследований). Благодаря этим раскопкам было точно установлено место храма Рождества Богоматери. Именно в ней крестили в 988 году князя Владимира.
Историческое событие для России (согласно воспоминаниям праведного Н. Летописца) развивалось в самом «сердце» города Корсунь. Первейший камешек Свято-Владимирского собора был уложен Александром II вместе с его супругой Александровной Марией. По случаю такого судьбоносного события был произведен священный молебен, на котором присутствовало все императорское окружение.
Ввиду регулярной нехватки денежных средств строительство херсонесского места поклонения заняло много времени. В 1877 году подсобные работы были завершены. На протяжении 11 лет собирались финансовые ресурсы на внутреннее убранство. В 1888 году была проведена Литургия в почет 900 – летней годовщины Крещения Руси.
Стихи про некрополь
Кладбище
Некрополь Новодевичьего монастыря – настолько притягательное место, что многие находят здесь вдохновение. Так, современный поэт Вадим Константинов посвятил кладбищу следующие строки:
Он многих приютил…
Достойных…и не очень…
Тех, кто мечтал о том,
Чтобы остаться
Тут…
Но, разве только,
Бог
Один и правомочен
Измерить на весах
Вес жизненных
Минут!..
Новодевичий монастырь – один из самых живописных в России. В центре мегаполиса он остается оплотом православной веры. Столь многие пытались стереть его с лица земли, но каждый раз, по воле Божьей, обитель снова возрождалась.
Арина Зубкова
Интересные факты:
Точное авторство архитектора собора до сих пор не установлено, храм на месте одноименной деревянной церкви могли спроектировать два человека — П. А. Трезини или Х. Г. Кнобель, однако не только они приложили руку к этому архитектурному памятнику. В 1791 году архитектор Джакомо Кваренги пристроил двухъярусную отдельно стоящую колокольню, в 1830-1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведен притвор, а в 1850—1853 годах архитектор Ф. И. Руска соорудил возле Владимирского собора две часовни и ограду.
Стиль двухъярусного крестово-купольного пятиглавого храма демонстрирует переходный этап от барокко к классицизму, наружное убранство храма решено в стиле барокко (коринфские колонны, декорирующие фасады, лепной декор, разорванные лучковые арки северного и южного фасадов), а вот фасады колокольни решены в стиле классицизма. Собор имеет в плане форму квадрата со срезанными углами, высокие барабаны венчаются изящными главками-луковицами, над центральным барабаном возвышается высокий колоколоообразный купол. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. Собор включает в себя верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесенный сюда в 1808 году из церкви Аничкова дворца.
Высота звонницы колокольни — 40,5 метров, основания креста — 64,1 метра. В градостроительном отношении собор сохраняет значение архитектурной доминанты района, замыкая перспективу Загородного проспекта. Церковь дала название Владимирской площади Владимирскому проспекту.
В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина), поэт самолично присутствовал на отпевании. Владимирская церковь в 1887-1888 годах принимала на своей территории часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси. Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский, теперь здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя, а недалеко расположен его именной музей.
С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.
В советское время Владимирская церковь была закрыта, в ее здании разместилась фабрика «Ленмашучёт». Храм был возвращен верующим только в 1989 году, а в 2000 году эта церковь получила статус собора.
Здание Владимирского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Владимирский проспект, 20. | |
Владимирский собор на карте: |
Как добраться: Собор находится на Владимирской площади, в месте примыкания к ней Кузнечного переулка и Колокольной улицы. Ближайшая станция метро — «Владимирская». Наземный транспорт — остановка «Владимирская площадь». |
Интересные факты
- Собор славится детским хором, певчие которого своими ангелоподобными голосами известны далеко за пределами России.
- При соборе открыта школа звонарей-виртуозов, их обучают сложным техникам колокольного звона.
- История храма связана со многими знаменитыми прихожанами. Родители А. С. Пушкина жили недалеко от площади, где находится храм, и часто посещали Богослужения. Сам Александр Сергеевич нередко был в гостях у родных и на Литургию ходил во Владимирский храм.
- Во Владимирском соборе проходило отпевание няни Пушкина и его друга Дельвига, на которых присутствовал поэт.
- По сей день в храме совершают панихидные службы по Ф. М. Достоевскому, который жил в Кузнечном переулке и был прилежным прихожанином Владимирской церкви.
Архитектура
Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, среди других ключевых работ которого Большой театр, Большой дворец в Гатчине, Дворец Петра Третьего и сразу несколько сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.
mishage8
teaser_photos
verzava
eshangina
gleb_berg
dqoxopb
piter_i_love_
Кроме того, вплоть до начала XXI века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.
Уже в XXI веке было несколько реставраций, последняя – в 2021 году. Ныне собор находится в прекрасном и рабочем состоянии.
Что посмотреть
Изящный, устремлённый ввысь силуэт храма — первое, что обращает на себя внимание. В его облике интересно мастерское сочетание черт позднего барокко и классицизма: пропорции античных храмов искусно дополнены круглыми окнами, арками и пилястрами, а также сдержанной белокаменной лепниной
Храм был спроектирован по принципу корабля, кормчим в котором выступает Христос. И в этом немедленно убедится каждый, переступивший порог собора: разделение на три прохода-нефа, круглый центральный и четыре высоких дополнительных купола, а также классическое морское сочетание цветов — насыщенно синего и белого. В убранстве храма нет фресок — лишь надпись из Библии у основания барабана главного купола
Всё внимание сосредоточено на богатстве иконостаса и собрания отдельных икон
В числе наиболее почитаемых икон — древняя Казанская икона Божией Матери, икона Богоматери «Скоропослушница», привезённая с Афона, список Спаса Нерукотворного с иконы из Домика Петра I, чудотворный образ святителя Николая и храмовый образ святого равноапостольного князя Владимира — ему посвящён главный придел собора.
Ещё одна особенно почитаемая святыня храма — икона-мощевик с частицами мощей 49 святых.
В храме ежедневно проводятся богослужения, поёт профессиональный и любительский хор.
Это интересно: Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде
История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге
С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.
К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.
Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.
22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.
В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.
В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.
История
Первая сестринская община появилась в монастыре еще в XVIII веке, но существование ее было недолгим. Однако Богу все же было угодно, чтобы обитель возродилась. И она возрождалась раз за разом, сколько бы ее ни уничтожали.
Что было «до»
Инициатором создания монастыря на месте деревянного Смольного дворца была императрица Елизавета Петровна. Это был ее дар Господу за то, что ответил на горячие молитвы и помог тогда еще молоденькой девушке взойти на престол.
Санкт-Петербург: Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте
Елизавета пожертвовала территорию собственного двореца под новый монастырь, доверив работу над проектом знаменитому архитектору Растрелли. Произошло это в 1746 году. Вскоре в обитель прибыли первые монахини. Но крепкой общины не получилось. После смерти последних инокинь монастырь закрыли, зато на его месте появился первый женский пансион – знаменитый Смольный институт.
От основания до ликвидации
Монастырь возродился в середине XIX века стараниями Николая Первого.
Специально для этого построили келейный корпус у Московской заставы, куда монахини благополучно перебрались в 1854 году из своего временного пристанища на Васильевском острове.
Интересно, что кладбище появилось намного раньше, в 1845 году, и изначально обители не принадлежало.
Первой среди прочих возвели Казанскую церковь. Храм из дерева просуществовал восемьдесят лет.
3 ноября 1849 году был заложен фундамент Воскресенского собора, и через 12 лет здесь уже провели первое богослужение.
Почти сразу после революции, когда вступил в силу декрет «Об отделении церкви от государства», Новодевичий монастырь был разорен, но еще несколько лет просуществовал в явочном порядке.
Советское время
До 1937 года в монастыре была резиденция митрополитов Ленинградских. При Серафиме (Чичагове) в 1932 году сестер обители арестовали и выслали, а при Алексии (Симанском) монастырь прекратил существование, самого митрополита изгнали и до 1940 года он проживал на колокольне Князь-Владимирского собора. Окончательная ликвидация с конфискацией всех земель и помещений последовала в 1937 году.
Интересный факт
В ночь с 17 на 18 апреля 1932 года в Новодевичьем монастыре было арестовано 126 сестер. Были оставлены лишь престарелые и больные, которые не могли передвигаться
Коммунисты уничтожили колокольню, которая мешала дорожному строительству, сняли купола Воскресенского собора. В главном корпусе разместился НИИ электромашиностроения.
В здании собора Воскресения Христова в 1960-е годы располагалось Хранилище Государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства
Постсоветское
Второе рождение обители произошло незадолго до развала СССР, когда 1989 году старейшую Казанскую церковь вернули РПЦ. Но потребовалось еще шесть лет, чтобы восстановить юридический статус монастыря.
И только в конце 2001 года правительство приняло решение вернуть обители все имущество и земли, принадлежавшие ей до революции. Год спустя началась реставрация и реконструкция.
Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери перед реставрацией. 1990-е годы
Мифы и легенды
Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.
Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.
Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.
В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.
Предыстория[править | править код]
По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни
), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.
Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».
В 1827 году начались археологические раскопки под руководством флотского чиновника К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял крещение именно в этой базилике.
В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).
Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854—1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.
С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа. Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.
А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе.
История возведения в Херсонесе Таврическом
Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.
Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.
К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.
Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.
Тяжелые времена
После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.
После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.
Второе рождение церкви
В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге
Собор Владимирской иконы Божией Матери или просто Владимирский собор — действующий православный храм на Владимирской площади в Санкт-Петербурге. Посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.
От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади.
Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в Центральный благочиннический округ. Настоятель — митрополит Владимир (Котляров), ключарь Собора — протоиерей Георгий Шмид.
История
Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.
Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.
В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.
В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.
В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил часовню и ограду.
В 1883—1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.
После реставрации 1887—1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.
В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина). Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.
В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».
В мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.
Архитектура и убранство
Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви.
Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви были утрачены в середине XX века.
Духовенство
1746-… | священник Григорий Матвеев |
1763 — 20 октября (1 ноября) 1770 | священник Иоанн Кириков (…—1770) |
1770—1783 | священник Иаков Иванович Граевский |
1783—1789 | протоиерей Иаков Илларионов (…—1789) |
1789—1798 | священник Филипп Васильев |
1790—1808 | священник Иоанн Фёдорович Башилов |
1808—1810 | протоиерей Иоанн Никитич Голубев |
1810—1825 | протоиерей Павел Петрович Свиязев (…—1825) |
1826—1831 | протоиерей Симеон Яковлевич Платонов (…—1831) |
1831 — 22 января (3 февраля) 1864 | протоиерей Михаил Никитич Малеин (1788—1864) |
1864—1892 | протоиерей Александр Николаевич Соколов (1817—1903) |
1892—1893 | протоиерей Димитрий Александрович Приселков (…—1909) |
1893—1895 | … |
1895—1902 | протоиерей Николай Михайлович Вирославский |
1902—1903 | протоиерей Димитрий Александрович Приселков (…—1909) |
1904—1917 | протоиерей Александр Алексеевич Владимирский |
1917 — июнь 1922 | протоиерей Павел Антониевич Кедринский (1863 — после 1935) |
октябрь 1922 — август 1923 | протоиерей Иоанн Яковлевич Соколов (… — после 1937) |
август 1923 — июнь 1932 | протоиерей Павел Антониевич Кедринский (1863 — после 1935) |
1932—1990 | храм не действовал |
1990 | митрополит Алексий (Ридигер) |
1990—1995 | митрополит Иоанн (Снычев) |
1996 — настоящее время | митрополит Владимир (Котляров) |
Князь-Владимирский собор
Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней.
Первый храм святителя Николая существовал здесь уже с 1708 г., затем была построена церковь Успения Божией Матери. Каменное здание существующего пятиглавого собора строилось по проекту Антонио Ринальди. Он разработал и запоминающийся рисунок крестов собора. Завершалось строительство под руководством архитектора И.Е. Старова.
Собор был освящен в 1789 году в память 800-летия Крещения Руси в честь святого равноапостольного князя Владимира. Своими мудрыми шагами князь достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира, принес славянам просвещение и культуру.
Собор является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом. Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным.
Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву, выполнен в стиле ампир. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве.
Собор никогда не закрывался, а в годы Великой Отечественной войны был важнейшим духовным оплотом осажденного города. Горячая молитва перед чудотворными иконами Божией Матери «Казанской» и «Скоропослушницей», святителя Николая стала одной из примет тех 900 блокадных дней. И сегодня приходящие в Князь-Владимирский собор могут поклониться старинным чудотворным иконам.
С 1845 года Собор является кавалерским для ордена святого князя Владимира, который был вторым по значимости в Империи. Девиз ордена: «Польза, честь и слава». Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2013 г. подтвердил орденский статус храма. В Соборе установлено орденское знамя, ведутся списки кавалеров ордена. Продолжая традицию, в 2008 году в соборе был создан Всероссийский Помянник с целью молитвенного поминовения наших соотечественников, умноживших славу и честь России (более 16 млн. человек).
Особый интерес у туристов и паломников вызывают экспозиции, которые устанавливаются рядом с входом в храм – Рождественский вертеп, Пасхальная экспозиция, экспозиция «Просветители», посвященная св. князю Владимиру и просветителям Руси. Длина экспозиций 6 м, все фигуры выполнены в натуральную величину, звучат праздничные песнопения.
В 2020 году, в рамках празднования 1000-летнего юбилея святого князя Владимира, проведена масштабная реставрация Собора — первая за 225 летнюю историю. Посетители и паломники могут увидеть Собор в его первозданной красоте.