Свято-владимирский собор в севастополе

Полузабвение

Послереволюционная судьба Владимирского собора стандартна для всех культовых сооружений Российской империи. В 1932 году службы в нем были прекращены, а здание досталось предтече ДОСААФ ОСАВИАХИМу. Вопреки расхожей городской легенде, советские власти Севастополя не разрушали склеп и могил, это сделали 12 лет спустя немцы, попытавшиеся даже взорвать собор. Но каждый раз, когда вспоминаешь, что героев Первой обороны предавали многолетнему забвению, не можешь себе этого объяснить.

С одной стороны, после первых двух десятков лет революционного угара начали восстанавливать памятники. Тут больше всех повезло Нахимову — после того, как во время войны его именем назвали главный флотский орден СССР, дело было решенное. В 1954 году бронзовый адмирал вернулся на то место на площади своего имени, с которого его сбросили в 1928 году не в меру ретивые троцкисты Севастополя. Корнилов ждал своего часа до 1983 года, когда был восстановлен знаменитый памятник на Малаховом кургане, где умирающий герой произносит: «Отстаивайте же Севастополь». Лазарев вернулся в базу своего флота уже в 21 веке — прямиком из Татарстана, где изваяли скульптуру.

Памятники вернули, а склеп с могилами восстанавливать не стали. Возможно, решили, что могила и есть могила, чего ее тревожить, тем более, что монументальное надгробие в виде бывшего собора, из которого сделали музей, более чем достаточен.

При этом нельзя сказать, что советская власть не понимала роли патриотического воспитания. Вспомним хотя бы идею «вечного огня» и «неизвестного солдата», позаимствованный у французов, — она пошла в массы. Тем более что город-герой Севастополь и Вторая оборона города (1941-1942 г.г.) были предметами особой гордости советских людей.

Как бы там ни было, но возвращение усыпальницы адмиралов по-настоящему началось с 1992 года. Двумя годами ранее автору этих строк довелось заглянуть через окошко в нижний храм Владимирского собора. О впечатлениях лучше не говорить. Сотрудница Музея героической обороны и освобождения Севастополя после экскурсии рассказывала: «А в 92-ом отсюда «КАМАЗами» вывозили землю и мусор».

Не стоит, конечно, смаковать подробности, все-таки такое святое для русских сердец место. Но и забывать о бесчувствии иных потомков героев, не стоит.

Последняя реконструкция собора началась при Украине в 2011, а завершилась при России в 2016 году. Сегодня здесь проходят службы, несмотря на то, что храм является по-прежнему собственностью музея обороны. На стенах собора нет икон, это особое памятное место — вместо них мраморные доски, на которых имена павших защитников Русской Трои. Они снова вместе — матросы, солдаты, офицеры и их адмиралы, отстоявшие честь России и ее территориальную целостность.

***

Когда-то мне недолго пришлось жить в бывшей квартире настоятеля собора. Рядом с храмом — на углу Марата и Советской. Ранним утром, выходя из дверей и поднимаясь по небольшому спуску к собору, я ловил момент, когда взгляду на фоне розовеющего неба открывался большой соборный крест — тот самый, который был установлен на храме еще до революции. Я пытался представить, что испытывает священник, в этот час, подходящий к этому храму служить. Долго не мог подобрать подходящего слова, а потом как-то озарило — пиетет. Перед той силой, что хранит и вечно будет хранить и Севастополь, и Крым, и всю Россию.

Архитектура, внешний вид

Как было сказано выше, проект здания принадлежал русскому архитектору, мастеру псевдорусского стиля Константину Андреевичу Тону. Белоснежное здание храма выстроено из камня, добываемого в местечке Инкерман, на окраине Севастополя. Высота сооружения – более 30 м.

С учетом установки храма на самом высоком городском холме, церковь возвышается над Севастополем. Колонны темного цвета, выполненные из диорита, ярко контрастируют с белым фасадом.

Владимирский собор (Севастополь) полностью соответствует русско-византийскому стилю, которому присуще:

  • «кряжистый» купол;
  • невысокий барабан;
  • окна с арочным завершением, разделенные полуколоннами;
  • угловые, полукруглые конхи;
  • украшение горизонтальными каменными поясами (рустовка).

Главным архитектором при строительстве храма был известный специалист Д.И. Гримм. Над росписью стен и изготовлением фресок работали известные российские и заграничные скульпторы и художники.

Давид Иванович внес некоторые изменения в проект: собор стал однокупольным, а также архитектор применил и нетипичные для данного стиля элементы – круглые окошки, размещенные по 4 штуки в ниши на барабане и конхах.

Возможно, окна-иллюминаторы должны были указать на наличие адмиральского склепа. Вход в храм выполнен в византийском стиле, с крыльцом-папертью. Над входом устроена небольшая звонница.

Во время реставрационных работ был укреплен фундамент, подремонтированы каменные стены, вычищены колонны, воссоздан декор стен и сводов, выполнены росписи, а также обновлены купольный крест и доски с именами. На колокольне установили новые колокола. Набор из 10 штук отлили в городе Тутаеве Ярославской области.

Фестиваль оперы и балета

Уникальное мероприятие несколько лет подряд проходит на территории музея-заповедника — международный фестиваль оперы и балета «Херсонес». Участниками события в августе 2019 года стали Сергей Полунин, Осиэль Гюнео, Приска Цейзель, Иван Васильев, Лауретта Саммерскейл, Мария Виноградова, Михаил Лифенцев, Фабио Мастранджело, Абзал Мухитдинов, Марина Домашенко, Московский театр «Новая Опера», Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Ансамбль танца «Радость» (Севастополь) и др.

Попасть на фестиваль можно тем же способом, что и в сам Херсонес:

  1. До остановки «ул. Дмитрия Ульянова»: автобусы №№ 10, 16, 81, 95, 105, 107, 109; маршрутки №№ 4, 16, 77, 83, 95, 107, 109, 110, 112; троллейбус № 10.
  2. До остановки «Херсонес Таврический»: автобус №22А.

Информация ежегодно публикуется на сайте www.inter-fest.ru.

В 2020 году фестиваль оперы и балета неожиданно состоялся. Событие выпало на конец июля — первые числа августа. Ожидаемым моментом стал приезд трупы Большого театра в Херсонес. Достать билеты было практически невозможно. А места с 1 по 10 ряды в продажу вообще не попали, настолько сильным был ажиотаж.

Фестиваль оперы и балета / Херсонес / Inter-Fest
 

Отели в окрестностях

Севастополь – город с богатым прошлым, крупный культурный центр, привлекательный для туристов объект. Здесь немало гостиниц различного уровня сервисного обслуживания, находящихся в непосредственной близости от Владимирского собора.

Отель «Севастополь»

Находится в исторической части города по адресу: проспект Нахимова, 8, в 400 м от Владимирского собора и других достопримечательностей. Самый старый отель предлагает номера различных категорий, оборудованных всем необходимым для комфортного проживания.

Площадь комнат – от 17 до 45 м2, в них установлена современная удобная мебель, необходимая бытовая техника, сплит-системы. Для удобства постояльцев в ванных комнатах (даже в «стандарте») предусмотрены халаты и фены. Вся зона отеля покрывается бесплатным Wi-Fi.

При отеле работает ресторан, который считается одним из лучших в городе. В стоимость проживания (от 5900 руб.) входят завтраки.

Отель «Вилла Никита»

Построенный в начале XXI века, отель ценится туристами, прежде всего, за удачное расположение в центре города, за прекрасные морские виды из окон, за доступную стоимость номеров. Он находится по адресу: спуск Шестакова, 1а. Здесь очень спокойно, тихо и уютно; работает высокопрофессиональный персонал, который поддерживает гостеприимную атмосферу отеля.

Номера, отремонтированные вновь в 2021 году, укомплектованы итальянской мебелью и необходимой бытовой техникой. В качестве дополнительных услуг предлагаются спа-процедуры, сауна, прачечная. Можно выбрать номер, оборудованный кухней для самостоятельного приготовления пищи, или многокомнатный семейный номер. Стоимость номера от 3000 руб.

«Sunny Hoste»

Для туристов возможно и более дешевое размещение в исторической части города. На улице Большая Морская, 33 есть варианты проживания, которые с удовольствием выбирают молодые гости города.

В хостеле, который был отремонтирован в 2021 году, предлагаются койко-места в 6 и 10-местных номерах, оборудованных двухуровневыми кроватями и индивидуальными, запирающимися шкафчиками. Туалет и ванная комната располагаются на этаже.

На общей кухне, в которой установлена необходимая мебель, холодильники, микроволновая печь и плита, есть возможность готовить еду самостоятельно. Но можно и поесть в кафе, расположенном рядом с хостелом. Хостел предлагает завтрак за дополнительную плату. Стоимость койко-места – 1200 руб.

Владимирский собор – один из старейших, сохранившихся с XIX века соборов Севастополя. После восстановления он вновь является главным «морским» храмом города-героя, бережно храня свою историю и традиции.

Оформление статьи: Владимир Великий

Надругательство над гробницей адмиралов

После того как русские войска во время Крымской войны эвакуировались на Северную сторону, в южной части города долго хозяйничали англичане и французы. Просвещенная Европа никогда не щадила чужих святынь. Завоеватели проломили свод склепа Владимирского собора, раскололи крышки гробов адмиралов, сорвали с мундиров эполеты, засыпали землей останки героев. Все это отражено в «Акте о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов».

В очередной раз на прах героев покушались в конце 1920-х годов. Но тогда вышестоящие власти заявили, что время для изъятия праха «приспешников» царизма еще не приспело. Однако уже в начале 1930-х склеп вскрыли, большую часть останков адмиралов уничтожили, а усыпальницу превратили в свалку мусора.

Шли годы. В 1974 году Владимирский собор передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя. В храме побывали ленинградские реставраторы. Склеп привели в порядок, а под грудой мусора нашли обломки одного из гробов и разбросанные останки адмиралов. В конце концов, прах адмиралов вернули на законное место.

История храма

?о церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение
Великого князя Влади́мира Святославича состоялось в 988 году в
городе Херсонесе, или
Корсуне (так его называли древние русичи, а теперь —
Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г.
Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор
Летописец упоминает про городскую соборную Церковь: «посреди града,
где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые,
могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси
события.

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — Alexander Asedach / 500px @ 500px

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного
князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала
главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А.
Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были
проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе,
которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди
них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной
площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де
Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял
Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания
по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя
святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен
был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году
ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и
Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. А 23
августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь
равноапостольного князя, совершённая в присутствии Императора
Александра II и Императрицы Марии Александровны.

Vkontakte User @ Vkontakte

Нижний храм Верхний храм

История возведения собора

В 1825 году верующие собирались отмечать грандиозное событие — девятисотлетие со дня Крещения Руси. Инициатива постройки собора принадлежала адмиралу Грейгу, который в ту пору командовал Черноморским флотом, дислоцирующимся на полуострове. Предполагалось, что Владимирский собор (Севастополь), фото которого мы здесь поместили, станет важным религиозным символом для всей страны. Александр I без малейших колебаний одобрил проект.

Начиная с 1827 года в Севастополе активно велись раскопки, целью которых было обнаружение той самой базилики, в которой якобы крестился Владимир. Руководил археологической экспедицией мичман Крузе. Ученым удалось откопать ряд культовых объектов, локализующихся на территории Херсонеса. Предпочтение в итоге отдали византийской базилике крестообразной формы, подходившей под некоторые исторические описания. Дальнейшие события разворачивались так:

  • 1829 год. Объявлен тендер на возведение памятника, в итоге победил проект, разработанный архитектором Тоном (русско-византийский стиль, крестово-купольное сечение, пять куполов).
  • 1836 год. Николай I утвердил ходатайство адмирала Лазарева о начале строительства собора (правда, в качестве площадки был выбран центр Севастополя, а не окраины, как предполагалось изначально).
  • 1848 год. Начало подготовительных работ.
  • 1851 год. Смерть адмирала Лазарева, после которой отложенное строительство было возобновлено.

Как видите, церковь около трех лет находилась в стадии согласования проекта и бесконечных подготовительных работ. Сейчас Владимирский собор — усыпальница адмиралов, Севастополь (точнее, его руководство) так решил после гибели адмирала Лазарева. Масштабные работы стартовали в 1852 году, но их вновь пришлось отложить по причине вспыхнувшей Крымской войны. В 1861 году Крым посетил Александр II — в его присутствии и состоялась торжественная закладка фундамента. Императорская семья взяла под личное покровительство стройплощадку, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Общее руководство осуществлял архитектор и гениальный инженер Арнольд, а в основу создания святыни лег проект академика Гримма. Росписью помещений и внутренним убранством занялся академик Чагин. В 1877 году Владимирский собор в Херсонесе был сдан в эксплуатацию. Стоит отметить, что общее оформление интерьеров растянулось еще на пару десятилетий. Чагин изо всех сил пытался сдать объект к установленному начальством сроку, но из-за высокого художественного уровня росписи сделать это не получилось.

Дата, как вы помните, была выбрана не случайно. Поэтому чиновники были заинтересованы в скорейшем завершении строительных работ. Лишь в 1894 году декорирование подошло к логическому концу. Вот список участников, внесших вклад в оформление внутреннего убранства собора:

  • академик Нефф;
  • академик Корзухин;
  • скульпторы братья Баскарини и Сеппи;
  • иконописцы Сорокин и Майков;
  • художники Молокин, Тихобразов и Рисс.

Советский и постсоветский периоды

В 1922 году на Крымском полуострове установилась советская власть, что не лучшим образом повлияло на состояние местных достопримечательностей. Некогда блиставший роскошью Владимирский собор лишился драгоценной утвари, а спустя некоторое время и вовсе был закрыт. Здание церкви поступило в распоряжение музейного комплекса, расположившегося на Херсонесском городище. Некоторое время здесь организовывались экскурсии, но в 1924 году собор окончательно закрыли. Долгие годы здание находилось в заброшенном состоянии, проводить службы было строжайше запрещено.

Период заброшенности сменился периодом тотального разграбления. Собор ветшал и понемногу разрушался, а в период немецкой оккупации в здание попала бомба. В результате сильного взрыва пострадал купол сооружения. Оберст Кольб, отступая из Крыма, приказал взорвать святыню — это случилось в 1944 году. К тому моменту, когда весь православный мир отмечал тысячелетие Крещения Руси, комплекс представлял собой жалкое зрелище — по сути, собор лежал в руинах.

Второе рождение церкви произошло после распада СССР — в 1997 году. Сперва стартовала наружная реставрация достопримечательности, которую подрядчики сумели завершить к 2001 году. Настенные росписи и внутреннее убранство реконструировали на протяжении последующих пяти лет. В 2004 году (3 апреля) был торжественно освящен главный алтарь, спустя еще пару лет полностью завершились остальные реставрационные работы. Если сравнивать дореволюционные фотографии объекта с его современным состоянием, можно увидеть, что Владимирский собор в Севастополе восстановлен и практически не отличается от оригинала.

Убранство храма

Широкую известность и интерес паломников приобрел деревянный иконостас, расположенный на нижнем этаже церкви. Придворному мастеру Тихонову удалось при помощи тонкой резьбы достичь удивительного изящества.

Не отстал от него по красоте иконостас второго этажа, выполненный из орехового дерева мастером В. Корецким. 54 мраморные колонны стали опорами для оконных арок первого этажа. Темный мрамор и белоснежные стены выглядели особенно величественно.

Интересно! Средневековые храмы Херсонеса богаты мозаичными полами, при выкладывании которых использовали мрамор нескольких цветов. Монументальность Свято-Владимирского собора подчеркивал трехступенчатый цоколь, выполненный из светло-серых мраморных плит и огромный купол, находящийся на 36-метровой высоте.

Постепенно собор обрастал великолепием и изяществом. В 1891 году состоялось освящение главного престола, а в 1892 — нижнего предела, который украсил новый иконостас.

В главном храме иконостас был сделан из мрамора, правую сторону его украшал киот, отделанный позолоченным деревом. Киот был украшен восемью образами, перед ним в мраморном постаменте были выложены мощи Владимира Великого, о чем свидетельствовала надпись.

«О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости».


Иконостас Свято-Владимирского собора

Аналой, служивший возложением для складня, напоминавшего о дне спасения царской семьи во время крушения поезда, расположился перед левым киотом.

В 1891 году святой Мартиниан, в то время служивший архиепископом Таврическим и Симферопольским, освятил главный престол Свято-Владимирского храма. Имя святого Мартиниана носит правый придел, где архиепископ был похоронен в 1898 году.

Именем святого Андрея Первозванного освящен левый престол. Алтарь верхнего храма привлекал прихожан списком чудотворного лика Корсунской Богоматери. Эта икона написана евангелистом Лукой, датируется первым веком нашей эры и хранилась в Эфесе. В 988 году список уникального лика был привезен византийской принцессой Анной в Корсунь, оттуда икону передали в Киев, затем святитель Иоаким Корсунянин перевез ее в Новгород.


Корсунская икона Божией Матери

В 1571 году Новгород был завоеван царем Иваном Грозным, который все иконы перевез в Москву, оставив на хранение в Успенском соборе. Далее, пройдя длинный путь, икона Корсунской Божьей Матери оказалась в Херсонесе.

Революция 1917 года стала настоящей катастрофой для христианской святыни. Мало того, что все золотые, серебряные вещи были разграблены, на территории храма устроили музей под открытым небом, закрыв Владимирский собор окончательно в 1925 году.

Во время войны уничтожение Владимирского монастыря довершила бомба, попавшая в купол церкви и мина, заложенная немцами, от взрыва которой все внутреннее убранство было уничтожено. Долгое время руины некогда великолепного храма оставались в развалинах, привлекая только туристов.


Владимирский собор во время Второй мировой войны был разрушен

Предыстория[править | править код]

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни

), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством флотского чиновника К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял крещение именно в этой базилике.

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854—1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа. Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе.

Интересные факты и легенды

Владимирский собор возведен из инкерманского камня (мшанкового известняка), добываемого на окраине Севастополя. Он широко используется в строительстве с античных времен. Из него построены не только многие белоснежные здания города и России, его активно вывозили к себе еще древние римляне, ценившие материал за красоту, прочность и податливость обработке.

В России архитекторы использовали его для возведения величественных, государственных зданий в Москве и Санкт-Петербурге, из него построен Ливадийский дворец. Специалистов поражает прочность камня: возведенные в XIX веке сооружения до сих пор не требуют капитального ремонта стен, а при землетрясении в Крыму (1927 год) ни одно строение из него не разрушилось.

Традиции, заложенные еще в XIX веке, поддерживаются в соборе до сих пор. Так получилось, что склеп для погибших адмиралов Черноморского флота был возведен значительно раньше завершения строительства и освящения самого храма. А потому даже к незаконченному объекту всегда приходили военные моряки, которые считали эту церковь своей.

И после освящения она осталась «морской». Собор не имел прихода, а потому все вспомогательные работы по подготовке и проведению богослужений делали сами моряки.

Богослужения проводились только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в даты чествования членов императорской семьи и, конечно, в дни памяти, связанные с обороной Севастополя.

Сегодня «морской» Владимирский собор проводит обязательные молебны в те же дни, помимо молений по расписанию. Добавились панихиды по погибшим во всех войнах XX века и на подлодке «Курск».

На мысе Херсонес, где поначалу планировалось установить описанный выше собор, все-таки появился памятник Крещения князя Владимира в православную веру.

С 1861 года, параллельно со строительством собора-усыпальницы в центре Севастополя, строился Херсонесский Таврический Владимирский собор по проекту Д.И. Гримма в нововизантийском стиле.

Его освящение состоялось тоже через 30 лет. Дальнейшие судьбы двух храмов очень похожи, восстановление Херсонесского завершилось в 2004 году. Сегодня – это кафедральный собор Симферопольской и Крымской епархии.

История храма

Название храма связано с крещением князя Владимира, которое произошло в Херсонесе в 988 г. Изначально собор должен был находиться именно там. С просьбой воздвигнуть Владимирский собор на вершине Городского холма в Севастополе к Николаю I обратился адмирал Лазарев. Так Владимирских соборов стало два.

Строительные работы начались в 1848 г., но спустя шесть лет были приостановлены из-за войны. Возобновили стройку в 1858 г. Изначально храм проектировал архитектор К.А Тон. Позже проект дополнил и творчески переработал А. А. Авдеев.

Последний в отличие от Тона не был приверженцем традиционного русско-византийского стиля. Поэтому от первоначально пятиглавого в проекте собора было решено отказаться. Высота возведенного храма составила 32,5 метра с учетом креста. Материалом для его возведения послужил инкерманский камень.

Фрески во внутреннем убранстве были созданы художником Корнеевым. Мраморный иконостас и другие детали декора выполнил итальянский скульптор Бонанни.

Фрагмент внутреннего убранства храма,  Шуров Олег

Кто захоронен в Усыпальнице адмиралов

Изменения в проекте возведения храма потребовались также из-за того, что на этапе строительства Владимирский собор стал местом захоронения адмиралов, которые героически погибли при обороне Севастополя. В 1851 г. здесь был похоронен Михаил Лазарев. Затем во время Крымской войны в склепе собора похоронили также прославленных флотоводцев Корнилова, Истомина и Нахимова. Склеп в нижней церкви собора был оформлен Архитектором Авдеевым в форме напольного креста, на каждой из оконечностей которого нанесена фамилия одного из четверки прославленных адмиралов.

В период до 1920-го г. во Владимирском соборе были похоронены еще девять моряков. На стенах верхней церкви также появились памятные доски с 72 фамилиями моряков, которые стали кавалерами ордена Святого Георгия.

Так еще в процессе строительства собор превратился в важнейший памятник воинской славы в Севастополе.

Усыпальница адмиралов,  Анна Тарновская

Советский период

Владимирский собор в Севастополе был закрыт в 1932 г. Его дальнейшая судьба типична для храмов в советское время — внутри разместили мастерские. Позже здесь также выделили складские помещения.

Во время Великой Отечественной Войны Усыпальница адмиралов получила серьезные повреждения. После её окончания собор стоял в разрухе долгих 20 лет. В 1965 приняли решение о его восстановлении, а семью годами позже здание передали музею. Восстановление шло очень медленно. Из-за многолетнего запустения склеп адмиралов был полностью утрачен. В 1991 г. его обследовали члены специально созданной комиссия и нашли фрагменты костей адмиралов в буквальном смысле посреди горы мусора.

Вновь освятили храм в 1991 г. Тогда же возобновились регулярные богослужения. Годом позже состоялась торжественная церемония перезахоронения праха четырех адмиралов в склепе собора. Среди присутствующих были и их потомки.

Валентина Вараксина

Архитектурные особенности собора

Своим великолепием собор в первоначальном виде был обязан мастерству итальянского скульптора В. Богани, который по рисункам художника Р .Изелло выложил уникальную мозаику из мрамора различных цветов. Величие храму придавали темно-бордовые стены, облицованные мрамором с белыми бликами.

Черноморские моряки регулярно собирали деньги на строительство святыни, благодаря чему верхний киот, хранящий образ Спасителя кисти И. Айвазовского, выглядел особенно изящно.

Отделана Усыпальница Адмиралов инкерманским камнем, который добывается в Крыму от начала новой эры.

Каждого входящего в храм встречает надпись, расположенная над алтарем.

На куполе храма изображен Господь в окружении ангелов. Современным архитекторам удалось восстановить великолепие прежнего великолепия, воссоздать уникальную мозаику на полу. Подчеркивают изящество Усыпальницы Адмиралов ажурные двери и люстры, выполненные из бронзы.

Владимирский собор в Севастополе, интерьер

Внимание! Уникальность храма Владимира в Севастополе состоит в отсутствии икон на стенах, они украшены списками георгиевских кавалеров, отдавших жизни за свободу Отечества

Как добираться в собор св. Владимира, адмиральскую усыпальницу

Как сказано выше, находится храм в центре Севастополя на Центральном холме. Если добираетесь на своем автомобиле, то стоянки на холме есть, но их мало. Самая просторная на Матросском бульваре в паре минут ходьбы от собора.

Тем, кто путешествует на общественном транспорте, нужно гуляя по центру в любом месте подняться на холм (лестниц много) и пройти к храму. Ни с одной точки это не займет больше 15 минут. Рассчитывайте, что на Центральном холме еще немало интересного: памятники Казарскому и Попову, Башня ветров, Петропавловский собор и т.д.

Касса, где продаются билеты на экскурсии, находится прямо напротив центрального входа в собор. Цена билета 250 рублей. Экскурсовод набирает небольшую группу и проводит ее по Верхней и Нижней церквям собора рассказывая его историю. Во время богослужений и церковных праздников экскурсии не проводятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector