Воскресенский новодевичий женский монастырь в санкт-петербурге
Содержание:
- Новодевичье кладбище
- До 1917 года монастырь рос и расширялся
- История
- Монастырские храмы
- Предшественником Новодевичьей обители стал Смольный девичий монастырь
- Правила посещения монастыря
- Художники и скульпторы
- История монастыря
- Свято-Владимирская школа монастыря
- Архитектура монастыря
- Возрождение
- Архитектура женского Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге выдержана в псевдорусском стиле
- Время для посещения обители
- Расписание служб
Новодевичье кладбище
Новодевичье кладбище на территории монастыря было основано в 1845 году, ещё до возобновления самого монастыря. Оно находится в восточной части монастыря. Там похоронены многие известные люди: поэты Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, врач С.П. Боткин и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н.Е. Ефимов.
Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.
До 1917 года монастырь рос и расширялся
Первой на новом месте воздвигли деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Полностью в отроенный монастырский комплекс монахини переселились в 1854 году. После этого обитель стала расти и развиваться.
Так при ней открылись различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная. Кроме того, на территории монастыря работала поварня, квасоварня, фермы, огороды. Его насельницы и служители разбили сад и открыли пасеку.
Схема строительства и реконструкции Новодевичья монастыря в Санкт-Петербурге с 1849 по 1856 год. Обитель активно строилась и развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года
В 1866 — 1886 году при монастыре организовали приют для девочек с 8-ми классным училищем. В это же время купол Воскресенского собора позолотили.
В 1901 году выстроены здания, в которых разместилась трапезная, ризница, больница, библиотека. Работали: богадельня, детский приют, церковно-приходская Князь-Владимирская школа.
400
столько насельниц проживало в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге в 1917 году
По состоянию на 1917 год Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге имел в своём штате 400 насельниц – 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 сестер «на испытании. Кроме того, имелось 8 храмов:
- собор в честь Воскресения Христова;
- домовые церкви в келейных корпусах: во имя Трех Святителей и во имя Афонской иконы Божией Матери;
- усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери;
- два храма на кладбище: во имя святого Илии Пророка и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
- каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (не освящена);
- церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота в колокольне (освящена после 1917 г.).
Вид Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Цветная фотография до 1917 года. На 1917 год в обители проживало 400 насельниц Кроме того, в январе 1883 года Новодевичьему монастырю подарили 6,5 десятин леса в районе Вохново Царскосельского уезда для устройства скита. Его учредили в 1884 году. Однако уже в 1889 году Мариинский скит обращён в общежительный заштатный монастырь.
История
Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь.
Отец Ивана Грозного великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь в честь значительного военно-политического события — возвращения Смоленской земли, завоеванного литовцами.
Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.
Oleg N.
При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.
Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.
При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.
Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.
В начале XVIII века в стенах Новодевичьего монастыря обрели дом девочки-сироты, которые обучались рукоделию и, в частности, плетению брабантских кружев.
При советской власти монастырь был закрыт и преобразован в «Музей раскрепощения женщины», затем в филиал Исторического музея, а часть здания была отдана под социальные нужды.
Сергей Архипкин
Монастырские храмы
На территории монастырской обители расположены уникальные по своей архитектуре храмы и часовни.
Воскресенский собор
Воскресенский собор – гордость Новодевичьего монастыря в Северной столице. Храм из пяти глав построен в два этажа и выполнен в византийском архитектурном исполнении. Его строили 12 лет, проект принадлежит Николаю Ефимову. Главный вход церкви увенчан высоким порталом в виде арки.
Колонны украшают фасад с двух сторон церкви. Барабаны удлинены, на них размещаются пять куполов, покрытые золотистым цветом. Звонницы расположились под маленькими куполами.
В храме можно увидеть пятиярусный иконостас, выполненный в форме полукруга. Художники, принадлежащие монастырю, а также монахини сами расписывали стены и свод, оформляли образа.
Келейные церкви
Монашеские корпуса отделяют от главного храма две одинаковые церкви. С северной стороны расположена церковь Трех Святителей, а с юга – Афонская церковь.
Храмы были построены по проектам Н. Ефимова и Н. Сычева. Закладку Афонской церкви произвели в 1850 году. Строили ее в течение четырех лет. 28 июля храм освятили в торжественной обстановке, где присутствовала дочь Николая I, Мария Николаевна. Храм из камня вмещал сотню человек. По внутренней обстановке и архитектурному стилю церковь была уникальной во всем городе.
Слева была возведена церковь Трех Святителей, где находится образ Божьей Матери «Благоуханный цвет». Внешне она очень похожа на Афонскую церковь. Но строительство этого храма длилось на год дольше. Освятили его в 1855 году. Это здание предназначалось для обслуживания больницы при храме.
Келейные церкви имеют по пять куполов золотистого цвета, а колокольня выполнена в виде шатра. Крыши покрашены в зеленый цвет, арки украшают фасады зданий.
Кладбищенская церковь Илии Пророка
Храм Илии Пророка расположен у входа некрополя. Она выполнена из камня в «московском барокко». Пять глав покрыты глазурованным кирпичом. Внутри церкви находится резной иконостас из дуба, убранство богато.
Кладбищенская Скорбященская церковь
Церковь была возведена в центре Новодевичьего кладбища в 50-х годах. В храме находилась самая чарующая в городе икона Воскресения Христова, которая была вырезана из кости слона.
Ее еще называли «Карамзинская» церковь, так как была построена над захоронением сына писателя Н. М. Карамзина, известного командующего гусарским полком. Позже рядом была предана земле его жена. Советская власть закрыла церковь в 1925, а затем и вовсе уничтожила храм вместе с могилой Карамзиных.
Казанская церковь
Казанская церковь была построена по проекту русского архитектора Василия Антоновича Косякова. Церковь отражает христианскую историю в течение многих веков, он олицетворяет русскую и византийскую культуру.
Храм закончили строить в 1910 году. Стены облицевали зеленым мрамором, а внутреннее убранство расписали в древнерусском стиле. В начала великой отечественной войны экономика страны была подорвана, поэтому строительство приостановили. В итоге двери храма закрылись.
После передачи зданий монастыря машиностроительному институту, Казанская церковь использовалась как механический цех. Постоянно работающие станки нанесли зданию непоправимый ущерб. Лишь в 1992 году деятельность церкви была возобновлена.
Массивные колонны окружают центральную часть церкви. В главном зале расположен основной предел собора. Три резные деревянные иконостасы украшают здание церкви.
Монастырская колокольня
Высокая Свято-Исидоровская колокольня возведена недалеко от Воскресенского собора. Возвели ее в 1985 году по образцу колокольни Ивана Великого. Она закончила архитектурный ансамбль кампуса.
Изображения покровителей и надписи, отлитые на колокольне, символизировали молитву по каждому из них с каждым ударом колокола. В конце 20-х годов монастырскую колокольню взорвали – расширяли Московский проспект.
Предшественником Новодевичьей обители стал Смольный девичий монастырь
Первоначально устроить женский Воскресенский монастырь собиралась императрица Елизавета Петровна. Для этого она избрала место, где в 1741 году стоял её собственный деревянный дворец. В наше время здесь расположен собор Воскресения Словущего Смольного монастыря.
Дворец вошёл в историю благодаря тому, что здесь будущая императрица молилась о даровании ей престола. Кроме того, здесь же она дала обет в том, что если она станет императрицей, она за своё правление ни казнит ни одного человека.
Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге начинал строить Франческо Бартоломео Растрелли.
Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. Новодевичью обитель начинал строить известный итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли
Молитвы дочери Петра Великого Бог услышал и 30 октября (10 ноября) 1748 года, в честь своего восшествия на престол, императрица повелела заложить на месте своего бывшего дворца Смольный девичий монастырь.
Строить обитель начала известный итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. К сожалению, строительство монастыря затянулось из-за ведущейся Семилетней войны.
Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. Гравюра. Первоначально для организации обители выделили церковь Пресвятой Богородицы на Васильевском острове
В результате в обители только в 1764 году назначена настоятельница и появилось пять монахинь. Монастырь влачил жалкое существование, и в 1822 году в нём не осталось ни одной монахини, поэтому его упразднили.
Первоклассный Воскресенский женский монастырь возобновлён императором Николаем I 14 (26) марта 1845 года. Его насельниц разместили в бывшем здании упразднённой Греко-униатской Духовной коллегии. Службы при этом совершались в Благовещенском соборе, в нижнем храме.
Правила посещения монастыря
Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге посещают по общим правилам. Перед входом нужно совершить крестное знамение 3 раза и поклониться. Если знамение сделать неправильно или небрежно, то это считается грехом.
На территории монастыря действуют строгие правила по отношению к одежде:
- Женщины посещать храм должны в юбках или сарафанах.
- Голову следует покрыть платком или шалью, верхняя одежда с длинным рукавом.
- Спортивные вещи не допускаются.
- Женщинам нельзя использовать яркую косметику.
- Мужчины должны надевать на богослужения брюки и рубашки.
- Перед входом в храм мужчинам нужно снимать головные уборы.
Порог храма нужно преступать спокойно, без суеты. Громкие разговоры и резкие движения в церкви не приветствуются. Сотовые телефоны должны быть выключены, чтобы они не мешали церковной службе. Нельзя поворачиваться к алтарю спиной.
Детей нужно научить с малого возраста вести себя в храме тихо и спокойно. Если ребенок капризничает и кричит, то лучше выйти из храма. Можно подпевать хору, никому не мешая. Покидая храм, повернуться лицом к церкви и трижды перекреститься.
У Новодевичьего монастыря сложная и печальная история. Он переезжал и отстраивался не один раз. В тяжелые годы в Санкт-Петербурге на территории кампуса трагически закончились жизни людей, которые верили в свое дело и отстаивали веру. Но их старания не пропали зря – сейчас монастырь является самой важнейшей архитектурной и исторической достопримечательностью.
Оформление статьи: Мила Фридан
Художники и скульпторы
И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.
Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.
История монастыря
После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь на открытке конца XIX века (до строительства колокольни)
Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг.
Советское время
В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.
В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в начале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.
В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.
В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.
Постсоветское время
С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.
Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён. Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём. На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.
С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.
Свято-Владимирская школа монастыря
В 1873 году игуменье обители Евстолии разрешили открыть приют для бедных детей, лишившихся родителей и родных. Позже при содействии К. П. Победоносцева здесь открылась школа. Благодаря ему в школе обучались женщины, которые позже преподавали в церковных школах города.
После гражданской войны 17-го года, школу закрыли. Через 80 лет здание возобновило свою деятельность как воскресная школа. Благословила открытие игуменья монастыря София.
В настоящее время здесь обучается около сотни воспитанников, многие из них из малообеспеченных семей. Помимо изучения Закона Божьего и хорового пения в школе преподают общеобразовательные дисциплины в соответствии с государственными стандартами образования.
Архитектура монастыря
Келейные корпуса имеют П-образную форму и обращены закрытой стороной к Московскому проспекту. Стилистика построек — псевдорусская. Двухэтажные здания с арочными окнами выкрашены в пастельные тона розового цвета. В центре комплекса возвышается Воскресенский собор, некогда восхищавший своим великолепием жителей Санкт-Петербурга.
Историки считают, что прототипом для такой организации территориального пространства Новодевичьего монастыря послужила Николаевская богадельня в селе Измайлово.
С юга и севера к собору примыкают две церкви одинакового вида — Афонская и Трёх Святителей. Изюминку ансамблю придает церковь иконы Казанской Богоматери, которая строилась в начале XX века. Её спроектировали в византийском стиле.
До периода богоборчества в монастыре, помимо вышеуказанных, действовали следующие храмы:
- церковь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость»;
- церковь пророка Илии;
- церковь преподобного Исидора Пелусиота.
На заметку! С восточной стороны расположено кладбище, где нашли покой многие известные личности, среди которых Ф. Тютчев, М. Врубель, С. Боткин и другие.
Возрождение
Восстановление монастыря
Возрождение монастыря начинается в 1996 году. И кажется нелепым, что в конце XX века в центре Петербурга сестринской общине поначалу приходилось ютиться в помещении без отопления, водоснабжения и канализации. Но несмотря на все бытовые трудности, монастырь оживал. Ему постепенно возвращали храмы и строения. Правда, все они требовали капитального ремонта.
Труды по возрождению обители не раз сопровождались чудесами. Так, 6 ноября 1996 г. без всяких реставраций обновилась икона Казанской Божьей Матери. Случай, не объяснимый физическими законами. Чудом считается и обретение могилы первой игуменьи Феофании. В советское время она была осквернена и находилась под асфальтом.
К 2002 году монастырю были возвращены все здания. Вновь ожил этот «островок вечности» среди суеты Санкт-Петербурга. Сегодня отремонтированы Казанский, Афонский и Введенский храмы. Построена часовня во имя Сергия Радонежского и Св. равноапостольной Нины, мимо которой вы проходили, направляясь в монастырь от метро.
Возрождается Воскресенский собор. В обители располагаются богодельня, детский приют, воскресная школа, швейные мастерские, приют для молодых мам с детьми, попавших в кризисную ситуацию, своё издательство и Паломнический дом.
Хочется также отметить существование благотворительного медицинского , занимающегося вопросами диагностики женской онкологии.
Для гостей монастыря имеется замечательная церковная лавка. По-моему, она — одна из самых лучших в Петербурге. Когда люди впервые попадают сюда, то нередко отмечают, что она уже сама по себе напоминает музей. В наши дни Новодевичий Воскресенский монастырь является местом, куда нередко привозят великие святыни .
И народ стоит долгими часами даже в непогоду, чтобы на мгновение к ним прикоснуться. Всё это свидетельствует о возрождении духовности нашей страны. Я также бываю в обители во время подобных событий и сама вижу, что уже не бабушки в платочках, а люди всех возрастов, от мала до велика, рекой стекаются к монастырю.
Думаю, все помнят время, когда в Россию с Афона привозили Пояс Богородицы или Дары волхвов. В Петербурге они располагались для поклонения как раз в Новодевичьей обители.
О том, когда в монастырь прибудут другие великие святыни, можно прочитать на официальном сайте. При прибытии десницы Свт. Спиридона Тримифунтского, которого на Руси ранее почитали так же, как Николая Чудотворца, у нас произошло удивительное событие. Когда мы приехали в обитель, то очереди не было совсем! А ведь целый день люди стояли перед этим помногу часов! Мы поклонились Святому, и очередь снова стала расти. И вот так радостно стало, словно тебя почему-то незаслуженно приласкал небесный угодник.
Возрождение Некрополя
Оттепель времён коснулась и многострадального Новодевичьего Некрополя. В 1995 году он становится памятником федерального значения.
Здесь также наведён порядок, облагорожены многие могилы, продолжаются захоронения. Сюда хорошо прийти зимой, когда по снегу, словно строгие стражи, разгуливают смоляные вороны, а обнаженные ветви деревьев на фоне петербургского неба кажутся особо трогательными.
Люблю я этот Некрополь и осенью, в удивительно красивую и вместе с тем грустную пору прощания с золотым листопадом и теплом. По словам Святителя Игнатия (Брянчанинова) деревья напоминают нам о вечности, о том, что после зимы жизни непременно наступит весеннее воскресение.
Архитектура женского Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге выдержана в псевдорусском стиле
Архитектурный ансамбль монастыря создан по образцу построенной в 1840-х годах Николаевской военной богадельни. Она построена в подмосковном селе Измайлово и её корпуса пристроены с севера и юга к пятиглавому Покровскому собору.
Именно поэтому монастырские кельи расположены буквой «П». При этом её передняя сторона выходит на Московский проспект. В центре же расположен Воскресенский собор — доминантна монастыря.
Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге построен в псевдорусском стиле.
Современный вид Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Построена обитель в псевдорусском стиле в два этажа. В центре монастырского комплекса стоит Воскресенский собор
Архитектурный стиль зданий обители характеризуется как псевдорусский.
Представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия на основе использования традиций древнерусского зодчества и народного искусства в сочетании с элементами византийской литературы.
Кельи выстроены в два этажа, а цвет стен зданий — жёлто-розовый. Окна келий сгруппированы по три, при этом в центре располагается декоративное «глухое» окно.
Они имеют арочную форму и поэтому их наличники выступают в качестве распорок для стрельчатых арок русского типа.
Архангельский собор Московского Кремля. Храм выстроен в русском стиле. Для него характерны: инкрустация и позолота, национальные орнаменты в колоннах, карнизах и фризах. При этом отсутствует смешение с другими архитектурными стилями или же стилизация, что характерно для псевдорусского стиля
По бокам от центрального Воскресенского собора выстроены две церкви: с южной стороны — Афонская церковь, с северной стороны — церковь Трёх Святителей.
По своему архитектурному стилю с основными зданиями монастыря контрастирует Казанская церковь. Её построили в начале двадцатого века в неовизантийском стиле.
Время для посещения обители
Монастырь и храмы вы можете посетить, как принято в православной традиции — бесплатно. Только не забывайте про правила поведения на территории обители и свой внешний вид. Вход открывается с началом богослужений.
Литургии совершаются ежедневно:
- в будние дни в 7:00,
- в субботу в 9:00,
- в воскресенье и Праздники — в 9:40.
Начало вечерних богослужений — ежедневно с 17:00. Но в дни постов и Праздников бывают изменения. Поэтому, если вы желаете попасть и на службу, то непременно ознакомьтесь с расписанием богослужений здесь. Исповедь проводится перед литургией и во время вечерних богослужений.
Также вы можете подать различные требы в свечном ящике монастыря. Ещё я хочу заметить, что в храме всегда находится дежурный священник, которому вы можете задать свои вопросы, побеседовать, что-то обсудить.
Если вы просто хотите осмотреть монастырь, пройти по Новодевичьему Некрополю, посетить могилку странницы Дарьюшки и увидеть скульптурный Образ Христа, то это можно сделать в любой день. Я бы выбрала время с 10:00 до 17:00.
Расписание служб
Посетить службу можно в любой день недели.
По будним дням:
К 9.30 колокола созывают прихожан на литургию;
Однако если на дворе – Великий Пост, приходить следует на 2,5 часа раньше – к 7:00.
К 17.00 верующие собираются к Вечерне.
По субботам:
- Божественную литургию служат чуть раньше, чем в будни – в 9.00;
- день завершается Всенощным бдением в 17.00.
Воскресенье – особенный день, поэтому:
- Литургию предварят чтение акафиста Иллариону Троицкому в 8.40;
- Литургия, как и в обычные дни, начинаетсяс 9.30;
- завершается день Вечерней в 17.00.
После Вечерни можно исповедоваться, на следующий день после Литургии — Причаститься Святых Тайн Христовых