10 самых известных картин виктора михайловича васнецова

Библиография

  • Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. — Киев: Издательство С.В.Кульженко, 1898.
  • Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-00367-5.
  • Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. — 1994 . — № 7/8. — С. 124—125.
  • Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
  • Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: gazeta.aif.ru, , 

Виктор Васнецов: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Виктор Васнецов: жизнь и творчество художника
4.6 (92.31%) 13 голос(ов)

История картины

«Воины Апокалипсиса» – одно из легендарных полотен знаменитого русского художника Виктора Васнецова. Оно хранится в золотой коллекции Музея музыки, а его история неразрывно связана с именем ещё одного выдающегося человека – Фёдора Шаляпина.

Васнецов написал картину в 1887 году, когда уже являлся почётным членом «Товарищества передвижных художественных выставок». Творение было преподнесено в качестве дара великому певцу. Об этом свидетельствует надпись на картине: “Ф.И. Шаляпину В. Васнецов 1887 г.”.

Свою картину Васнецов подарил великому певцу Фёдору Ивановичу Шаляпину

Хочу отметить, что подобный сюжет не раз изображался на картинах художников самых разных стран. На мой взгляд, всадники Васнецова вышли особенно реалистичными и “говорящими” – каждый из них отражает особые символы и смысл. Используя свои мастерство и неповторимый дар живописца, он сумел передать страх и боль, что явно чувствуются в картине.

Однако история картины «Воины Апокалипсиса» и имя Шаляпина так и остались неразрывными. Через много десятков лет после написания полотна, в 1983 году, дочь Фёдора Ивановича передала полотно Васнецова Музею музыки. Это событие было приурочено к открытию Мемориальной усадьбы Ф.И.Шаляпина. Сегодня же картину можно увидеть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.

Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Неизвестная», ставшая знаменитостью

Где хранится: Москва, Лаврушинский переулок, 10, Третьяковская галерея.

«Неизвестная» (1883), Иван Крамской/Репродукция

Иван Крамской, подобно Леонардо да Винчи с «Моной Лизой», тайну своей незнакомки унес с собой. Никто не знает, при каких обстоятельствах художник познакомился с девушкой и как ему удалось нарисовать ее на фоне многолюдного Невского проспекта, поэтому тайна «Неизвестной» и ее загадочная полуулыбка не одно столетие будоражит и профессиональных экспертов, и любителей искусства.

Критик Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске», критик Ковалевский — «исчадьем больших городов», а художник Репин, делясь впечатлением, говорил, что ее разглядывали не столько из желания разгадать тайну красоты, сколько из любопытства — не любовница ли она известного мастера?

В ней узнавали и толстовскую Анну Каренину, и Настасью Филипповну из романа Достоевского «Идиот». Но так и осталась — «Неизвестная».

Не в священники, а в художники

Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, хотел этого и отец Виктора Михайловича Васнецова – сельский священник, в семье которого 15 мая 1848 года родился живописец. В то время многодетная семья жила недалеко от города Вятка в селе Лопьял. Мать будущего живописца рано покинула этот свет, сыновей воспитывал отец – Михаил Васильевич.

Детство Виктора прошло далеко от городской суеты, благодаря чему мальчик научился с ранних лет ценить красоту родного края. Отец рисовал пейзажи на прогулках с детьми по округе села, видимо, от него сыну и передалась тяга к живописи.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет М. В. Васнецова»‎ 1870 г.

Мальчика, когда он подрос, Михаил Васильевич отдал в духовную семинарию. Отец был образованным человеком, привить знания он пытался и своим детям. Помимо наук, он занимался с сыновьями резьбой по дереву, рисованием. Обособленный уклад жизни позволил мальчикам прикоснуться к старославянским обычаям, поверьям и сказкам.

Именно этот быт повлиял на художественное восприятие Виктора Михайловича. Семинария была не тем местом, в котором хотел учиться творческий мальчик, поэтому он отправился в Санкт-Петербург поступать в знаменитую Академию Художеств.

«Аленушка»

По возможности посетите Третьяковскую галерею с детьми. Собственная фантазия легко перенесет ребенка в сказку, пусть и написанную маслом. Расскажите им название картин Васнецова. Особенно детям нравится полотно, на котором изображена Аленушка.

На создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что образ очень молодой девушки давно поселился в его голове. Картина родилась после того, как он встретил похожую особу в Ахтырке. Простоволосая, скромно одетая девушка с тоской и одиночеством в глазах поразила живописца. Первоначальное название картины — «Дурочка Аленушка». В те времена это слово означало не недостаток умственных способностей, а круглое сиротство.

Во всем мире любят и знают картины Васнецова. Фото с названиями привозят из России иностранные туристы. Репродукциями часто украшают стены детских садов, поликлиник. «Царевная Несмеяна», «Гамаюн», «Царевна-лягушка», «Книжная лавочка», «Ковер-самолет» и многие другие — это не просто сказки, а название картин. Васнецова не заботила оригинальность имени полотна. Его больше волновало то, насколько сильно его работы могут перенести в волшебный мир.

Разработка декораций для постановок

Помимо живописи и книжной иллюстрации, Васнецов занимался созданием декораций для спектаклей. Самым ярким выражением дара художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Он настолько точно передал колорит и формы во внутреннем убранстве теремов, что невозможно было поверить в то, что это на самом деле декорации.

Несмотря на кратковременность его деятельности как декоратора, он успел создать свои лучшие декорации к драме «Чародейка» и опере «Русалка». И даже сегодня знаменитый рисунок удивительной декорации подводного мира в «Русалке», потерпев лишь незначительные изменения, используется в современной постановке оперы.

«Царевна-лягушка» (1918)

На картине этой изображена никто иная, как сама Василиса Премудрая. Она же и есть заколдованная царевна-лягушка, которая демонстрирует батюшке-царю свои волшебные возможности. Эта чудесная картина является иллюстрацией к сказке А.С. Пушкина «Царевна-лягушка» и выполнена она очень умело. Глядя на это изображение, все мы знаем, что произойдет дальше. Прекрасная девушка в изумрудном платье, извиваясь в танце, махнет левой рукой и сотворит озеро, а когда взмахнет правой, на озере появятся два прелестных белых лебедя. Жаль, что мы не видим лицо Василисы, а только ее грациозный стан и шикарные густые волосы, но по лицам гусляров и их подтанцовывающим движениям можно понять, что они восхищаются ее красотой. На картине также изображен быт, яства и музыкальные инструменты, характерные данному периоду.

Известные картины Васнецова

Художник, имея с детства непреодолимую тягу к эпосу и сказаниям, на своих полотнах изображал целые истории со сказочными персонажами в главных ролях. И известные картины Васнецова явное тому подтверждение:

  • «Витязь на распутье»;
  • «Три богатыря»;
  • «Аленушка»;
  • «Иван-царевич на Сером Волке»;
  • «Ковер-самолет»;
  • «Богатырь»;
  • «Снегурочка»;
  • «Царь Иван Васильевич Грозный»;
  • «Три царевны подземного царства».

Васнецов Виктор Михайлович умел умещать на полотне на первый взгляд кажущиеся абсолютно несовместимые вещи: умиротворенный и спокойный пейзаж, мощь воинов и яркую красоту русских красавиц.

Картинки, знакомые с детства

Творчество А.С. Пушкина вдохновляло не только композиторов. Илья Яковлевич Билибин (1876-1942) после долгой работы над своим собственным стилем стал лучшим, каноническим иллюстратором Пушкина. Его манера письма, «билибинская», заключалась в строгих линиях графики, расцвеченных яркой акварелью, в изобилии русского народного декора. Сначала русские сказки не интересовали художника, и он занимался портретной и пейзажной живописью. Однако в 1899 году на выставке он увидел картину В.М. Васнецова «Богатыри» и был так поражен этим эпическим полотном, что с той поры посвятил всю жизнь живописанию русских сказок.

Символы в творении Васнецова

Рассказывать о картине Васнецова можно бесконечно, но лучше один раз взглянуть на неё. Интересно, что до сих пор исследователи расходятся во мнении, что могут значить всадники Апокалипсиса.

Наиболее распространённым мнением является символичность четырёх образов – Антихриста (Завоеватель, Чума), Войны, Голода, Смерти. Каждый из них воплощает зло, ужас и боль, которые несёт людям, некий потаённый (или явный) страх, живущий в душе человека.

Виктор Михайлович Васнецов Воины Апокалипсиса, 1887 годМестонахождение: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия

Рассматривать каждого из воинов следует в тесном единстве с упоминаниями Откровения Иоанна Богослова, которые и были взяты Васнецовым как основа сюжета картины. Но давайте сначала рассмотрим самый верх полотна. Там изображён агнец с раскрытой книгой – тем самым Откровением.

Он будто призывает людей: “Иди и смотри!”. Он противопоставляется четырём воплощениям зла, однако он же и является противоположностью мира, в котором царствуют пороки, что должен погибнуть от мчащихся воинов.

Откровения Иоанна Богослова легли в основу сюжета картины

«Песнь радости и печали» (Сирин и Алконост) 1896

Очень часто художник обращался к древнеславянской языческой тематике, которой интересовался и, по-моему, даже в нее верил. Вот к ней и относится это замечательное творение. Из давних времен мы знаем о двух силах, вечно противостоящих друг другу, и имя им: добро (Алконост) и зло (Сирин). Именно их изобразил автор на своем полотне в виде двух красивых и немного мистических полуптиц с человеческими головами разной окраски, белая — это добро, а черная — зло. Они сидят на ветвях одного дерева и поют свои замечательные песни. Алконост утверждает о вечном Рае, а вот Сирин наоборот говорит, что Рай утрачен и всех ждет вечная тьма, а кому из них верить каждый выбирает сам. А я все же соглашусь с белой птицей, Рай — он таки существует…

11

Первая известность

Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».

Васнецов напишет потом:

Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.

Виктор «‎Васнецов Витязь на распутье»‎, 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.

Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.

Аленушка Васнецова – реальность или вымысел?

История картины «Аленушка» В.М. Васнецова долгая, не прямая. По воспоминаниям самого живописца, он очень любил данное произведение. Однако к его законченному образу художник подошел не сразу, несмотря на то, что облик девушки из народа уже присутствовал в его мыслях, витал в воображении, ища реальное воплощение. В ту пору, в 1881 году, он жил в деревне Ахтырка под Москвой. Места там изумительные, сказочные: густые непроходимые леса, озера, покрытые зеленой ряской, с кувшинками, изумрудные овраги, речки. Выходи за калитку с этюдником и делай наброски. Вот однажды во время такой прогулки В.М. Васнецов увидел на дороге нищих богомольцев. Они в монастырь шли. Среди них была простоволосая девочка. Одинокая, несчастная, поразившая живописца. Столько тоски и русской печали было в ее глазах, что невольно сказка вспомнилась «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рисунок, сделанный на ходу, запечатлел основные черты девчушки. Многочисленные этюды и наброски сохранили изображения сестрицы, отправившейся на поиск братца, наиболее яркие среди которых «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке», «Осока». Потом художник много ходил по деревням, писал сельских девочек, думал, но все чего-то не хватало. И тут он понял: не достает природы – темного леса, тягучей воды, острой осоки, чуть хмурого осеннего неба.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Новый век

С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.

Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.

На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.

Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.

Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия

Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.

Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.

В Москву, в Москву!

Иногда нужно найти своё место географически, и именно там удастся сделать то, для чего ты в мире есть. Таким местом для Васнецова стала Москва. Изысканный парадный Питер был для него слишком европейским и слишком холодным (и речь не только и не столько о погоде). В Москве же всё казалось чудом и одновременно самой что ни на есть реальной жизнью. «Сколько я чудес видел!», — рассказывал он жене, возвращаясь с обычной прогулки. Первый шаг в сторону своего настоящего дара Виктор Михайлович Васнецов сделал, написав картину по мотивам «Слова о полку Игореве». Сказать, что встречена она была холодно – это существенно смягчить реальность. Академисты и передвижники в кои-то веки согласились друг с другом в том, что картина никуда не годится. И только поддержка его учителя из Академии Павла Чистякова позволила Васнецову справиться со шквалом критики. Учитель отметил самую суть не только картины, а васнецовского таланта в целом: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня…» Именно этот самобытный русский дух Васнецов воплотит в своих сказочных сюжетах, в былинах и даже пейзажах. Не получится сказать, чью традицию Васнецов продолжает – он не продолжает, он создает. Что до него представляли собой сказочные сюжеты? Лубочные картинки или книжные иллюстрации. Он их перенес на холст, причем сделал это так мощно, что при стопроцентной узнаваемости иллюстрациями они быть перестали. Это – не сюжеты сказок, это «преданья старины глубокой» в их первозданном виде. Кажется, именно Васнецову в полной мере удалось воплотить пушкинское «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Ошибались передвижники, полагая, что это возможно исключительно в изображениях угнетенного народа. Политические строи могут сменять друг друга, иногда – очень быстро, как показала история, мода на направления художественные – тоже вещь непостоянная, а ковры-самолеты, Серый Волк и Аленушка, Кащей да Баба-Яга, которым Васнецов распахнул дверь в «серьезное искусство», оказались вневременны.

Одна на всю жизнь

Любовь всей жизни Виктор Васнецов встретил на родине. Весной 1871 года, захворав от петербургских туманов и усердной учебы, он приехал к родным в Рябово – отогреться и отдохнуть. Планировал вернуться к занятиям осенью, да задержался, а потом еще, и еще. Основная причина вполне укладывалась во французскую мудрость, призывающую в любой непонятной ситуации искать женщину. Сашеньку Рязанцеву Виктор встретил в вятском музее, от нее-то и не было сил возвращаться в Петербург. По пути из Парижа, в 1876 году Васнецов первым делом поехал в Вятку, к Саше. В Петербург прибыли уже вместе, обвенчались, родили пятерых детей и полвека прожили в любви и согласии, в очередной раз разрушив миф о непременно богемном образе и несчастливой личной жизни художников.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

Начало творчества в Академии художеств

В 1867 году Виктор Васнецов принимает решение бросить семинарию, и, с благословения отца, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Выдержав вступительные экзамены, Васнецов, из-за скромности своей, даже не решился проверить себя в списке зачисленных студентов. Поэтому, по приезду в Петербург, начинает обучение живописи у Ивана Крамского.

И только спустя год он узнал, что был зачислен еще в первый год, и снова поступил в Петербургскую академию художеств. В академии Васнецов познакомился с Репиным, Максимовым и Антокольским, что заметно повлияло на его творчество. В это время Васнецов получает две серебряные медали за учебные работы, после чего за картину «Христос и Пилат перед народом» его награждают Большой серебряной медалью.

В 1870 году умирает отец художника, из-за чего ему приходится еще больше работать, дабы помочь своей семье. В этот период художник особенно активно занимается иллюстрированием сказок Николая Столпянского – «Народная азбука» и «Солдатская азбука», для которых он создает более двухсот иллюстраций. Помимо этого, Васнецов работает над самостоятельными темами, создавая полотна с небольшими бытовыми сценками.

Проживая в Петербурге, Васнецов создал несколько полотен на тему бытового жанра – «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру» и «Рабочие с тачками». В 1874 году художника награждают бронзовой медалью на Всемирной выставке в Лондоне за полотна «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

«Ковер-самолет» (1880)

Все мы в детстве мечтали попасть в сказку, прокатиться на ковре-самолете, да отведать лакомый кусочек из скатерти-самобранки. Ведь в этом волшебном мире сбываются все заветные желания, чего не скажешь о суровой реальности, где часто всё так мрачно и непредсказуемо. Именно эту мысль хотел донести нам, художник, когда создавал свою очередную сказочную картину под названием «Ковер-самолет». На красивом ковре-самолете над рекою летит Иван-богатырь, да не один, а с жар-птицей, подаренной ему Бабой Ягой. Он спокоен и уверен в себе, ждут его новые приключения, а ведь в сказке по-другому нельзя.

6

Творчество Васнецова

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

«Прощание Олега с конем» (1899)

Эта работа создана как иллюстрация к известному нам по школьной программе стиху Пушкина. Узнав от волхва о том, что смерть ему принесет верный конь Олег решает с ним расстаться, именно это горькое прощание родных душ изобразил Васнецов. Очень трогательное и душевное зрелище — воин в кольчуге и с мечем на боку прильнул к коню со слезами на глазах, а конь белогривый, словно чувствуя разлуку, нагнул свою голову и загрустил вместе с хозяином. Как всегда, картины Васнецова очень красочны, глубоки и точны. Смотреть на них — одно удовольствие.

К слову, на нашем сайте most-beauty.ru Вы можете посмотреть на фото самых красивых пород лошадей в мире.

15

Богатырская тема

Эта тема — важнейшая для Васнецова, он не оставлял её всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к «богатырским» образам, называли «истинным богатырём национальной живописи». В своих «богатырских» работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда. Его манера изображения русских витязей была как-то сразу и счастливо найдена и мало менялась на протяжении жизни — это доказывает простое сравнение, например, ранней картины «Бой скифов со славянами», 1881 с поздней картиной «Богатырский скок», 1914. Быть может, в последней больше элементов лубка, но это объясняется временем её создания — в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. По сути, все васнецовские «богатыри» — это все то же, по слову Н. Рериха, «искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине». Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества.

9. Гамаюн, птица вещая (1897)

Художник обратился к древним славянским легендам, ведь Гамаюн — птица одного из могущественных языческих богов славян, Велеса. По легендам эта птица способна видеть грядущее и знает все тайны.

Картина написана очень изысканно, на ветке сидит Гамаюн, у птицы лицо очень красивой женщины. На нем можно увидеть печаль, ведь все знать очень тяжело и это знание отнимает душевные силы птицы.

Картина нарисована просто, но в то же время изысканно. Позади птицы золотисто-оранжевые цвета, символизирующие закатное небо, крылья Гамаюна черно-синие, а хвост золотой с красным. Видно, что перья приподнялись из-за поднявшегося ветра, видимо ночью будет буря и это тоже печалит всезнающую птицу.

«Богатыри»

Нет ни одного другого художника, который был бы так предан жанру мифологической живописи, в котором писал Васнецов картины. С названиями большинства из них связаны русские народные сказки и былины. Например, над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок Васнецов сделал в 1871 году. Она была закончена в 1898 году. Вскоре ее купил для своей галереи П. М. Третьяков.

С полотна на нас смотрят три былинных богатыря: Добрыня Никитыч, Илья Муромец, Алеша Попович. Крупные фигуры воинов символизируют силу и мощь русского народа. Общему впечатлению способствует и внушительный размер самой картины (295х446 см).

Добрыня Никитич, по преданиям, был человеком образованным, с тонкими, аристократичными чертами лица. Ему приписывали также необычные способности, считалось, что броня на его плечах была заговоренной от вражеского меча.

Илья Муромец, расположенный посередине полотна, — это не только былинный персонаж, но и реальное историческое лицо. Его биография и подвиги — события, которые происходили на самом деле.

Алеша Попович — самый молодой и стройный среди богатырей. К его седлу привязаны гусли, что говорит о том, что он не только бравый воин, но и музыкант, и весельчак по своей натуре.

Царевна Несмеяна

Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.

Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.

Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.

Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.

Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector