Владимирский собор: главная могила русских адмиралов
Содержание:
- Владимирский собор
- История создания Владимирского собора в Севастополе.
- Предыстория возведения херсонесской священной реликвии
- Архитектура, внешний вид
- Как посетить храм и музей
- Уникальная история «Усыпальницы адмиралов»
- Отели в окрестностях
- Владимирский собор в Херсонесе:
- Полузабвение
- Тайны Херсонеса Таврического
- История возведения в Херсонесе Таврическом
- Склеп четырех адмиралов
- История возведения собора
- Снова храм, но и музей
- Лента новостей
- Внутренне убранство
Владимирский собор
История создания Владимирского собора в Севастополе.
ВПЕРВЫЕ 3D ТУР. ПАНОРАМЫ 360°: СОБОРА, КРИПТЫ и КОЛОКОЛЬНИ.
Не многие севастопольцы знают, что Владимирский собор — пантеон Георгиевских кавалеров, как Георгиевский зал в Кремле, а также, что в крипте похоронены не только 4 великих адмирала…
“…Храмъ во имя Св. Равноапостольнаго Князя Владимира, одно изъ самыхъ видныхъ сооружений Севастопополя, построенъ на возвышенной части города и какъ бы венчаетъ его.
Храмъ Св. Владимира выстроенъ въ строго Византийскомъ стилъ служить памятникомъ славной одиннадцатимесячной защиты Севастополя 1854-55 годовъ противъ соединенныхъ усилий союзныхъ армий Франции, Англии, Сардинии и Турци.
Здесь въ крипте (нижний храмъ) покоится прахъ первооткрывателя Антарктиды Адмирала Михаила Петровича Лазарева, который за 17 летъ своего управления, въ звании Главнаго Командира, воспиталъ въ Черноморскомъ флоте высоюй духъ долга и любви къ своему делу, давший въ результате победу при Синопе и покрывшие Черноморцевъ лаврами въ тяжелые месяцы осады.
Здесь же похоронены его ученики, выдающиеся адмиралы, прославившиеся при обороне Севастополя. Имена Адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова и Истомина вырезаны на деоритовыхъ плитахъ, вделанныхъ въ наружную облицовку храма южнаго и севернаго фасадов…”
По книге лейтенанта Угрюмова 1899 г.
ПОДРОБНЕЕ: ССЫЛКАhttp://www.moya-planeta.ru/reports/view/zdes_kupel_nashego_kreshheniya_zdes_nachalo_nashej_svyashhennoj_istorii_vladimirskij_sobor_sevastopol_krym_12770/
Предыстория возведения херсонесской священной реликвии
Сама задумка построить собор Владимира по праву принадлежит А. Грейгу, который являлся командиром Черноморского флота (в 1825 году представил ходатайство Александру I). Изначально идея подразумевала под собой воздвижение небольшой церкви, а также божий приют. Пока выносилось решение о будущем построении храма, с подачи Н.Крузе (пребывал в звании мичмана) на денежные средства, которые были собраны матросами, развернули археологические раскопки. Основополагающая цель – установить наверняка конкретное место, где крестили князя Владимира.
После кончины царя Александра I его последователем был назначен Николай I, который проектировал строительство собора на месте древней базилики (обнаружена в процессе археологических исследований). Благодаря этим раскопкам было точно установлено место храма Рождества Богоматери. Именно в ней крестили в 988 году князя Владимира.
Историческое событие для России (согласно воспоминаниям праведного Н. Летописца) развивалось в самом «сердце» города Корсунь. Первейший камешек Свято-Владимирского собора был уложен Александром II вместе с его супругой Александровной Марией. По случаю такого судьбоносного события был произведен священный молебен, на котором присутствовало все императорское окружение.
Ввиду регулярной нехватки денежных средств строительство херсонесского места поклонения заняло много времени. В 1877 году подсобные работы были завершены. На протяжении 11 лет собирались финансовые ресурсы на внутреннее убранство. В 1888 году была проведена Литургия в почет 900 – летней годовщины Крещения Руси.
Архитектура, внешний вид
Как было сказано выше, проект здания принадлежал русскому архитектору, мастеру псевдорусского стиля Константину Андреевичу Тону. Белоснежное здание храма выстроено из камня, добываемого в местечке Инкерман, на окраине Севастополя. Высота сооружения – более 30 м.
С учетом установки храма на самом высоком городском холме, церковь возвышается над Севастополем. Колонны темного цвета, выполненные из диорита, ярко контрастируют с белым фасадом.
Владимирский собор (Севастополь) полностью соответствует русско-византийскому стилю, которому присуще:
- «кряжистый» купол;
- невысокий барабан;
- окна с арочным завершением, разделенные полуколоннами;
- угловые, полукруглые конхи;
- украшение горизонтальными каменными поясами (рустовка).
Главным архитектором при строительстве храма был известный специалист Д.И. Гримм. Над росписью стен и изготовлением фресок работали известные российские и заграничные скульпторы и художники.
Давид Иванович внес некоторые изменения в проект: собор стал однокупольным, а также архитектор применил и нетипичные для данного стиля элементы – круглые окошки, размещенные по 4 штуки в ниши на барабане и конхах.
Возможно, окна-иллюминаторы должны были указать на наличие адмиральского склепа. Вход в храм выполнен в византийском стиле, с крыльцом-папертью. Над входом устроена небольшая звонница.
Во время реставрационных работ был укреплен фундамент, подремонтированы каменные стены, вычищены колонны, воссоздан декор стен и сводов, выполнены росписи, а также обновлены купольный крест и доски с именами. На колокольне установили новые колокола. Набор из 10 штук отлили в городе Тутаеве Ярославской области.
Как посетить храм и музей
Добраться сюда, на улицу Суворова, 3, можно на любом автобусе или маршрутке, следующей до остановки «Площадь Лазарева». Обычно музей принимает своих посетителей в любой из дней недели, без выходных. Приходить сюда нужно не раньше 10 утра, в это время открывается музейная часть собора. Храм в дни утренних богослужений может быть открыт и раньше, в 7:00. Расписание богослужений легко отыскать на официальном сайте храма. Закрывается музейная экспозиция в 18:00. Купить билеты, чтобы попасть в нижний храм и послушать экскурсовода, можно до 17:30
Важно учитывать: богослужения, проходящие тут, могут изменить график работы музея
Существует легенда, что похороненные в соборе-усыпальнице герои-адмиралы и по сей день берегут Севастополь, помогая его защитникам отражать даже самые грозные нападки любых врагов. В этом красивом сказании есть доля правды. Рассказы о героях прошлого неизменно вдохновляли и вдохновляют их подрастающих юных последователей, помогают во всем оставаться достойными великой славы предков.
https://www.youtube.com/watch?v=9JWPhhio1WkVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Владимирский собор Севастополя: усыпальница адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова,Истомина (https://www.youtube.com/watch?v=9JWPhhio1Wk)
Уникальная история «Усыпальницы адмиралов»
Впервые вопрос о строительстве Владимирского храма был поднят командиром Черноморского флота адмиралом А. Крейгом в 1825 году. Адмирал просил разрешение о строительстве памятника христианству на месте крещения князя Владимира в Херсонесе.
С альтернативным предложением к царю Николаю I в 1836 году обратился адмирал М. Лазарев, который предложил построить собор в центре Севастополя, обосновав свое решение многолюдностью выбранного места.
Еще о духовных памятках Крыма:
- Мужской монастырь в честь Космы и Дамиана
- Кизилташский монастырь в Судаке
- Покровский мужской монастырь «Шулдан» в Крыму
Николаю I одобрил второй проект, в 1843 году лично выбрав место для будущей христианской святыни. Император поручил составление проекта церкви архитектору при царском дворе К. Тону. Поклонник пятикупольных соборов, автор проектов московских храмов, решил в Севастополе сделать очередную свою копию.
В 1854 году был заложен фундамент и построен подвальный уровень, хранящий склеп, первым обитателем которого стал адмирал М.Лазарев, умерший в 1851 году.
В память о любимом адмирале М. Лазареве, который умер в Вене, моряки решили построить склеп на месте предполагаемого строительства храма. День и ночь 200 матросов трудились над созданием гробницы. По прибытии парохода из Вены с телом адмирала склеп был готов, 5 мая 1851 года матросы на руках внесли гроб в усыпальницу. После залпов орудий с кораблей вход в склеп был замурован.
Крымская война 1854-1855 годов остановила строительство, после защиты Севастополя склеп превращается в усыпальницу адмиралов, где почивают В. Корнилов, В.Истомин, П. Нахимов. Россия проиграла войну. Французские оккупанты варварски ограбили саркофаги усопших адмиралов, сорвал с их кителей золотые награды и эполеты.
По пришествии на трон императора Александра II в 1858 году было решено начать строительство Владимирской святыни в Херсонесе с параллельным возведением собора в Севастополе. После смерти прежнего императора архитектор К.Тон потерял свой фавор, новым строительством руководил А. Авдеев, поклонник византийской культуры.
По новому проекту был выстроен Владимирский собор в Севастополе, визитной карточкой его стали:
- восьмигранный барабан под единым куполом;
- треугольные фронтоны;
- белоснежные известняковые стены;
- темные лабрадоритовые колонны;
- мраморные резные капители;
- воздушные арки.
Интересно! Севастопольский архитектурный облик преобразился с появлением как христианской святыни, так и памятника героям Севастополя 1854-1855 годов, чьи могилы покрыли мраморным крестом. В настоящее время мраморный памятник украшает лавровый венец с золотым распятием внутри, на котором написано «Ника — победа».
Владимирский собор: Усыпальница Адмиралов
Ужасная участь ждала христианский храм после прихода Советов, когда даже останки верных служителей России были уничтожены, церковь закрыли и в нем оборудовали мастерские для ремонта авиатехники. Окончательно разрушить уникальную святыню «помогла» Отечественная война, в ходе которой пострадали стены, крыша и напольное покрытие.
Восстановление Севастопольского Владимирского собора началось только в 1966 году и продолжается поныне.
Владимирский собор в Севастополе строился длительное время, его полностью освятили в 1989 году на празднование 900-летия Крещения Руси.
Отели в окрестностях
Севастополь – город с богатым прошлым, крупный культурный центр, привлекательный для туристов объект. Здесь немало гостиниц различного уровня сервисного обслуживания, находящихся в непосредственной близости от Владимирского собора.
Отель «Севастополь»
Находится в исторической части города по адресу: проспект Нахимова, 8, в 400 м от Владимирского собора и других достопримечательностей. Самый старый отель предлагает номера различных категорий, оборудованных всем необходимым для комфортного проживания.
Площадь комнат – от 17 до 45 м2, в них установлена современная удобная мебель, необходимая бытовая техника, сплит-системы. Для удобства постояльцев в ванных комнатах (даже в «стандарте») предусмотрены халаты и фены. Вся зона отеля покрывается бесплатным Wi-Fi.
При отеле работает ресторан, который считается одним из лучших в городе. В стоимость проживания (от 5900 руб.) входят завтраки.
Отель «Вилла Никита»
Построенный в начале XXI века, отель ценится туристами, прежде всего, за удачное расположение в центре города, за прекрасные морские виды из окон, за доступную стоимость номеров. Он находится по адресу: спуск Шестакова, 1а. Здесь очень спокойно, тихо и уютно; работает высокопрофессиональный персонал, который поддерживает гостеприимную атмосферу отеля.
Номера, отремонтированные вновь в 2020 году, укомплектованы итальянской мебелью и необходимой бытовой техникой. В качестве дополнительных услуг предлагаются спа-процедуры, сауна, прачечная. Можно выбрать номер, оборудованный кухней для самостоятельного приготовления пищи, или многокомнатный семейный номер. Стоимость номера от 3000 руб.
«Sunny Hoste»
Для туристов возможно и более дешевое размещение в исторической части города. На улице Большая Морская, 33 есть варианты проживания, которые с удовольствием выбирают молодые гости города.
В хостеле, который был отремонтирован в 2020 году, предлагаются койко-места в 6 и 10-местных номерах, оборудованных двухуровневыми кроватями и индивидуальными, запирающимися шкафчиками. Туалет и ванная комната располагаются на этаже.
На общей кухне, в которой установлена необходимая мебель, холодильники, микроволновая печь и плита, есть возможность готовить еду самостоятельно. Но можно и поесть в кафе, расположенном рядом с хостелом. Хостел предлагает завтрак за дополнительную плату. Стоимость койко-места – 1200 руб.
Владимирский собор – один из старейших, сохранившихся с XIX века соборов Севастополя. После восстановления он вновь является главным «морским» храмом города-героя, бережно храня свою историю и традиции.
Оформление статьи: Владимир Великий
Владимирский собор в Херсонесе:
Владимирский собор – главная православная святыня Херсонеса. Построен он после крещения киевского князя Владимира (Владимир Ясно солнышко). Впоследствии православие было принято по всей Руси. В первой трети XIX века, в процессе раскопок, цель которых – обнаружение остатков культовых сооружений, была обнаружена крестообразная базилика с колоннами. Она находилась на центральной площади древнего города. Предположили, что там могло происходить крещение князя Владимира. Идея вице-адмирала А.Грейга, обнаружившего христианские храмы в Херсонесе обратится к царю с прошением о строительстве собора, была поддержана. Строить решили неподалеку от базилики. В 1856 году подписан проект академика Д.Гримма. При заложении первого камня собора присутствовали император Александр II с императрицей Марией Александровной. В 1891 году строительство окончено, и храм освящен. Собор представляет шедевр архитектурного творчества. Построен он в неовизантийском стиле однокупольного типа. Высота – 36 метров. Главная святыня собора – сохранившийся список с иконы Корсунской Божьей Матери, написана апостолом Лукой в I веке. Оформление собора изнутри окончено в 1894 году. Отреставрирована центральная композиция алтаря «Тайная вечеря», мраморный иконостас, подкупольные композиции Неффа и Корзухина «Святой Дух», «Крещение Господне», «Преображение Господне».
Как добраться самостоятельно:
https://hersones.org/blagochinie/xramy/1129-kafedralnyj-svyato-vladimirskij-sobor-v-xersonese.html
Посетить Владимирский собор в Севастополе и Свято-Владимирский собор в Херсонесе можно на многих экскурсиях в Севастополе. Для удобства вы можете прямо со страницы этой достопримечательности перейти к просмотру предложений. Экскурсию проводят как частные гиды, так и экскурсионные фирмы. Цена зависит от программы экскурсии, транспорта и опыта гида. Выбирайте проверенные экскурсии в Севастополе, для этого на сайте есть рейтинги и отзывы. «Экскурс» поможет сделать обдуманный выбор.
Полузабвение
Послереволюционная судьба Владимирского собора стандартна для всех культовых сооружений Российской империи. В 1932 году службы в нем были прекращены, а здание досталось предтече ДОСААФ ОСАВИАХИМу. Вопреки расхожей городской легенде, советские власти Севастополя не разрушали склеп и могил, это сделали 12 лет спустя немцы, попытавшиеся даже взорвать собор. Но каждый раз, когда вспоминаешь, что героев Первой обороны предавали многолетнему забвению, не можешь себе этого объяснить.
С одной стороны, после первых двух десятков лет революционного угара начали восстанавливать памятники. Тут больше всех повезло Нахимову — после того, как во время войны его именем назвали главный флотский орден СССР, дело было решенное. В 1954 году бронзовый адмирал вернулся на то место на площади своего имени, с которого его сбросили в 1928 году не в меру ретивые троцкисты Севастополя. Корнилов ждал своего часа до 1983 года, когда был восстановлен знаменитый памятник на Малаховом кургане, где умирающий герой произносит: «Отстаивайте же Севастополь». Лазарев вернулся в базу своего флота уже в 21 веке — прямиком из Татарстана, где изваяли скульптуру.
Памятники вернули, а склеп с могилами восстанавливать не стали. Возможно, решили, что могила и есть могила, чего ее тревожить, тем более, что монументальное надгробие в виде бывшего собора, из которого сделали музей, более чем достаточен.
При этом нельзя сказать, что советская власть не понимала роли патриотического воспитания. Вспомним хотя бы идею «вечного огня» и «неизвестного солдата», позаимствованный у французов, — она пошла в массы. Тем более что город-герой Севастополь и Вторая оборона города (1941-1942 г.г.) были предметами особой гордости советских людей.
Как бы там ни было, но возвращение усыпальницы адмиралов по-настоящему началось с 1992 года. Двумя годами ранее автору этих строк довелось заглянуть через окошко в нижний храм Владимирского собора. О впечатлениях лучше не говорить. Сотрудница Музея героической обороны и освобождения Севастополя после экскурсии рассказывала: «А в 92-ом отсюда «КАМАЗами» вывозили землю и мусор».
Не стоит, конечно, смаковать подробности, все-таки такое святое для русских сердец место. Но и забывать о бесчувствии иных потомков героев, не стоит.
Последняя реконструкция собора началась при Украине в 2011, а завершилась при России в 2016 году. Сегодня здесь проходят службы, несмотря на то, что храм является по-прежнему собственностью музея обороны. На стенах собора нет икон, это особое памятное место — вместо них мраморные доски, на которых имена павших защитников Русской Трои. Они снова вместе — матросы, солдаты, офицеры и их адмиралы, отстоявшие честь России и ее территориальную целостность.
***
Когда-то мне недолго пришлось жить в бывшей квартире настоятеля собора. Рядом с храмом — на углу Марата и Советской. Ранним утром, выходя из дверей и поднимаясь по небольшому спуску к собору, я ловил момент, когда взгляду на фоне розовеющего неба открывался большой соборный крест — тот самый, который был установлен на храме еще до революции. Я пытался представить, что испытывает священник, в этот час, подходящий к этому храму служить. Долго не мог подобрать подходящего слова, а потом как-то озарило — пиетет. Перед той силой, что хранит и вечно будет хранить и Севастополь, и Крым, и всю Россию.
Тайны Херсонеса Таврического
Современный Херсонес расположен на месте погребенного, исчезнувшего под слоем земли, античного города. На греческом языке означает «полуостров тавров», обитавших здесь воюющих племен. Первыми переселенцами на Гераклейский мыс были греки. Колония расширялась, укреплялась; впоследствии путем дипломатии, захватнических войн преуспела и достигла благополучия. Херсонес Таврический – свидетель истории трех великих держав, составной частью которых являлся:
- древней цивилизации греков, Эллады;
- могущественного Рима;
- христианской Византии.
При греческом владычестве демократическое управление сочеталось с рабовладельческими устоями. Экономически сильный полис под покровительством верховной Артемиды участвовал в торжествах, празднествах, спортивных соревнованиях. Летописец Сириск (III век до н. э.) составил описание Херсонеса, внешнюю политику по отношению к Боспорскому царству и колониям Причерноморья. Боспорский период характеризовался для республики спадом экономики, ограничением демократических свобод.
Последние сто лет до н. э. древний город известен, как плацдарм Римской империи. Ведутся захватнические действия в близлежащих землях. Политика властей строится по принципу олигархата.
Начало новой эры знаменуется постепенным внедрением христианства под влиянием Византии. Спустя 4 века это вероучение было официально признано. В период средневековья полис становится столицей христианства, наполняется монастырями, церквями, скитами, подземными поселениями. Цитадель, две линии оборонительных стен защищали жителей от вражеских натисков. Однако, в конце XIV века татарские кочевники уничтожили город, его остатки поглотили пепел и земля.
Позднее (XVIII век) недалеко от места нахождения исчезнувшего полиса был основан город Севастополь. В 1827 г. начались первые археологические исследования. Результаты постепенно открывали миру воссозданные древние жилые постройки, площади, улицы и церкви.
На базе раскопок в 1892 году создан Археологический музей, ему исполнилось 126 лет. Раскопки продолжаются до сегодняшнего дня. Земля хранит секреты и свидетельства древности. К изысканиям проявляют интерес ученые зарубежных стран. Предметы старины характеризуют Херсонес Таврический как развитый культурный, политический, экономический центр Причерноморья.
Взору современника открылись мастерские ремесленников, монетный двор, акрополь. Воссозданы театр, разрушенные базилики, фрагменты крепостных стен. О жизни горожан свидетельствуют экспонаты на открытой местности. Подводные археологи обнаружили на дне моря амфоры, части затопленных судов, пирсов, приморских построек, свинцовые якоря. Ценнейшие артефакты выставлены в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Территория Херсонеса – это Историко-археологический государственный музей-заповедник. Числится под защитой Всемирного наследия ЮНЕСКО, но с 2014 г. контроль его неприкосновенности не проводится.
История возведения в Херсонесе Таврическом
Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.
Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.
К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.
Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.
Тяжелые времена
После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.
После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.
Второе рождение церкви
В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.
Склеп четырех адмиралов
Севастопольские Владимирские соборы не случайно путают между собой, ведь тот, который сегодня возвышается на Центральном городском холме и который именуют Усыпальницей адмиралов, первоначально планировалось поставить… в Херсонесе! Именно такой была идея командующего Черноморским флотом, адмирала Алексея Грейга, с которой он в 1825 году обратился к императору Александру I. Но смерть самодержца помешала сразу же взяться за реализацию идеи, и только в 1829 году его брат Николай I объявил конкурс на проект нового храма, который выиграл уже известный к тому времени архитектор Константин Тон. Он спроектировал пятиглавый собор в русско-византийском стиле, традиционном для той эпохи, — но в таком виде храм так и не был построен.
Открытка с видом на фасад Собора Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе, начало ХХ века
Средства на постройку собирались по всероссийской подписке, и этот процесс занял не один десяток лет. В начале 1840-х годов к строительству еще не приступили, и это позволило адмиралу Лазареву обратиться к Николаю I с прошением разрешить возвести новый собор не в Херсонесе, а в городе, которому отчаянно не хватало церквей и которому требовался свой «морской» собор, — а именно таковым знаменитому адмиралу и виделся новый храм. Император идею одобрил и лично указал место расположения храма на Центральном холме. Но и после этого стройка шла очень неспешно — по-прежнему из-за нехватки средств. Хотя именно это и позволило после смерти Михаила Лазарева в Вене в 1851 году доставить его прах в Севастополь, для которого флотоводец сделал многое, и погрести его в склепе, заложенном в основании будущего храма.
Так в будущем Владимирском соборе появилась первая адмиральская могила. Через четыре года здесь упокоятся еще три адмирала — все, как один, ученики Михаила Лазарева. Первым здесь похоронили погибшего 5 октября 1854 года вице-адмирала Владимира Корнилова, вторым — убитого 7 марта 1855 года контр-адмирала Владимира Истомина. Обоих провожал в последний путь адмирал Павел Нахимов, который после похорон Истомина заметил, что, дескать, есть место еще для одного, хоть в ногах товарищей. Эти слова оказались пророческими: 30 июня 1855 года умершего от смертельной раны Нахимова положили здесь же, в склепе в основании будущего храма, стены которого в тот момент поднимались над землей едва ли на метр…
Групповая фотография офицеров Черноморского флота и горожан после Пасхальной службы во Владимирском соборе, начало ХХ века
История возведения собора
В 1825 году верующие собирались отмечать грандиозное событие — девятисотлетие со дня Крещения Руси. Инициатива постройки собора принадлежала адмиралу Грейгу, который в ту пору командовал Черноморским флотом, дислоцирующимся на полуострове. Предполагалось, что Владимирский собор (Севастополь), фото которого мы здесь поместили, станет важным религиозным символом для всей страны. Александр I без малейших колебаний одобрил проект.
Начиная с 1827 года в Севастополе активно велись раскопки, целью которых было обнаружение той самой базилики, в которой якобы крестился Владимир. Руководил археологической экспедицией мичман Крузе. Ученым удалось откопать ряд культовых объектов, локализующихся на территории Херсонеса. Предпочтение в итоге отдали византийской базилике крестообразной формы, подходившей под некоторые исторические описания. Дальнейшие события разворачивались так:
- 1829 год. Объявлен тендер на возведение памятника, в итоге победил проект, разработанный архитектором Тоном (русско-византийский стиль, крестово-купольное сечение, пять куполов).
- 1836 год. Николай I утвердил ходатайство адмирала Лазарева о начале строительства собора (правда, в качестве площадки был выбран центр Севастополя, а не окраины, как предполагалось изначально).
- 1848 год. Начало подготовительных работ.
- 1851 год. Смерть адмирала Лазарева, после которой отложенное строительство было возобновлено.
Как видите, церковь около трех лет находилась в стадии согласования проекта и бесконечных подготовительных работ. Сейчас Владимирский собор — усыпальница адмиралов, Севастополь (точнее, его руководство) так решил после гибели адмирала Лазарева. Масштабные работы стартовали в 1852 году, но их вновь пришлось отложить по причине вспыхнувшей Крымской войны. В 1861 году Крым посетил Александр II — в его присутствии и состоялась торжественная закладка фундамента. Императорская семья взяла под личное покровительство стройплощадку, и дело сдвинулось с мертвой точки.
Общее руководство осуществлял архитектор и гениальный инженер Арнольд, а в основу создания святыни лег проект академика Гримма. Росписью помещений и внутренним убранством занялся академик Чагин. В 1877 году Владимирский собор в Херсонесе был сдан в эксплуатацию. Стоит отметить, что общее оформление интерьеров растянулось еще на пару десятилетий. Чагин изо всех сил пытался сдать объект к установленному начальством сроку, но из-за высокого художественного уровня росписи сделать это не получилось.
Дата, как вы помните, была выбрана не случайно. Поэтому чиновники были заинтересованы в скорейшем завершении строительных работ. Лишь в 1894 году декорирование подошло к логическому концу. Вот список участников, внесших вклад в оформление внутреннего убранства собора:
- академик Нефф;
- академик Корзухин;
- скульпторы братья Баскарини и Сеппи;
- иконописцы Сорокин и Майков;
- художники Молокин, Тихобразов и Рисс.
Советский и постсоветский периоды
В 1922 году на Крымском полуострове установилась советская власть, что не лучшим образом повлияло на состояние местных достопримечательностей. Некогда блиставший роскошью Владимирский собор лишился драгоценной утвари, а спустя некоторое время и вовсе был закрыт. Здание церкви поступило в распоряжение музейного комплекса, расположившегося на Херсонесском городище. Некоторое время здесь организовывались экскурсии, но в 1924 году собор окончательно закрыли. Долгие годы здание находилось в заброшенном состоянии, проводить службы было строжайше запрещено.
Период заброшенности сменился периодом тотального разграбления. Собор ветшал и понемногу разрушался, а в период немецкой оккупации в здание попала бомба. В результате сильного взрыва пострадал купол сооружения. Оберст Кольб, отступая из Крыма, приказал взорвать святыню — это случилось в 1944 году. К тому моменту, когда весь православный мир отмечал тысячелетие Крещения Руси, комплекс представлял собой жалкое зрелище — по сути, собор лежал в руинах.
Второе рождение церкви произошло после распада СССР — в 1997 году. Сперва стартовала наружная реставрация достопримечательности, которую подрядчики сумели завершить к 2001 году. Настенные росписи и внутреннее убранство реконструировали на протяжении последующих пяти лет. В 2004 году (3 апреля) был торжественно освящен главный алтарь, спустя еще пару лет полностью завершились остальные реставрационные работы. Если сравнивать дореволюционные фотографии объекта с его современным состоянием, можно увидеть, что Владимирский собор в Севастополе восстановлен и практически не отличается от оригинала.
Снова храм, но и музей
Сейчас в соборе, в верхнем его храме, посвященном св. Владимиру, снова идут богослужения и звучат молитвы. Восстановлены традиции «морского» храма, как и встарь, здесь освящают вымпелы и флаги современных кораблей. Проводятся панихиды по погибшим морякам. Но собор не перестал быть интересным и важным музеем.
Нижний его храм предлагает стационарную выставку, созданную на материалах фондов нескольких севастопольских музеев. Они предоставлены уже упоминавшимся музеем Обороны Севастополя, Военно-историческим музеем Черноморского флота, государственным архивом ВМФ и др. Экспозиция посвящена истории собора, рассказывает о создававших и реставрировавших его архитекторах, художниках, строителях и реставраторах, напоминает героические факты биографий похороненных здесь адмиралов.
Лента новостей
Севсети #1331: Севастополь в космосе, приступ понаехофобии и таинственный подвал
В Крыму из-за коронавируса начали закрывать школы
Спасенные из «концлагеря» севастопольские собаки приходят в себя
Глава Роспотребнадзора Попова: в России отменены массовые мероприятия из-за коронавируса
Севастопольцы смогут продать старые лифты в своих домах
Севастопольским врачам будут доплачивать за каждого привитого
Закавказье на грани войны: чего хочет Иран
Читатели Die Welt раскритиковали идею создать военную миссию ЕС на Украине
Люди «из пузырика» вскоре погубят компромисс и в России
Юная крымчанка обокрала родителей под видом тайного шантажиста
Севастополь подсчитывает урон и прибыль от туристов
Северная Корея возобновила линии связи с Южной
Минфин предложил ввести НДС на строительство апартаментов для дольщиков
Старт отопительного сезона обсуждается в Крыму
Издевательств над ребёнком в севастопольском лагере «Ласпи» не было
Автор карикатур на пророка Мухаммеда погиб в автокатастрофе
Внутренне убранство
Владимирский собор (Севастополь) оформлен в соответствии с идеей многопланового назначения сооружения: православная церковь для молений, усыпальница великих флотоводцев, городской музей. В соответствии с этим: верхний храм – Дом Божий; нижний – склеп и музей.
Верхний храм
Храм для молений – торжественный, величественный и просторный по высоте. Опорная конструкция напоминает крестово-купольную систему, ничем не усложненную. Высокие своды опираются на группу из 4 мраморных колонн. О византийском стиле говорит растительный и геометрический декор в пастельных тонах. Очень интересно выполнено освещение: круглые окошки-иллюминаторы закрыты разноцветными стеклами.
Иконостас из мрамора невысокий, не перекрывает помещение полностью и позволяет видеть настенную роспись в алтарной части. По периметру помещения, на уровне глаз расположены памятные плиты. Их 81 штука (31 – с именами).
Нижний храм
Прежде всего, здесь находится усыпальница великих адмиралов, положивших жизни за Севастополь. Все очень просто, скромно, даже аскетично. Белоснежные стены, невысокие сводчатые потолки поддерживаются строгими цельнокаменными колоннами. Иконостас без излишеств.
Чуть в стороне – распятие Христа, а в центре зала – могилы адмиралов Лазарева, Корнилова, Истомина и Нахимова, которые объединены общим надгробным камнем в виде лежащего креста.
Владимирский Собор нижний храм (Севастополь)
В небольшом зале размещена экспозиция музея, куда посетители не допускаются без сопровождения экскурсовода. Здесь рассказывают о непростой истории города, создании и развитии военного Черноморского флота, о морском Владимирском соборе. Коллекция носит название: «Светит золотым сиянием крест над усыпальницей святой».
В ней представлены сохранившиеся исторические предметы, документы и фотографии, повествующие о жизни адмиралов, похороненных здесь, о людях, возводивших и восстанавливающих собор.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.