История острова валаам
Содержание:
Хейнявеси Финляндия
В тихом местечке Хейнявеси, что в глубине Финляндии, братьям приглянулась небольшая усадьба.
Они видели три хороших знака. Во-первых, коровник был с такими же коровами, как и на Ладожском Валааме. Потом они осмотрели имение. Внутри братия нашла маленькую икону преподобных Сергия и Германа Валаамских. Еще был и третий признак. Когда они пытались уехать из этого имения, машина останавливалась три раза. Братия поняла, что именно это имение надо купить. Это были хорошие знаки.
До революции Валаам для Петербурга был монашеским маяком. И воспоминания всех, кто отправлялся с Калашниковской набережной – это воспоминая о паломниках. Говорили, что паломник – это человек, переживший смерть при жизни. Ладожское озеро настолько опасно и огромно, что его надо не только переплыть. Это путь к святыне. Его надо пройти. И когда появлялся в дали неожиданно Никольский скит, с его храмом-маяком, это было пристанище.
В старину остров Валаам был местом языческих капищ. И камни алтарей не раз орошались кровью человеческих жертв, брызгая ею в глаза богомольцев. Не случайно на Валааме говорили, что здесь на каждый камень слеза пролилась и под каждым деревом молитвы возносились.
Судьба Валаама начинается с того, что он становится миссионером на крайних северных землях Руси. Это не только политический форпост, это духовных форпост. Его основали по приданию греческие монахи. И то, что они поддерживали отношения с Великим Новгородом, и именно под их влиянием в Великом Новгороде развивались и церковные школы, и церковная письменность.
Дайвинг
Ладога в окрестностях Валаама — привлекательное для дайверов место. Тут сохранилось множество артефактов времен финской и Великой Отечественной войн — затопленные корабли и баржи, сбитые самолеты. Пресная вода медленнее разрушает материалы, поэтому местные подводные объекты практически не повреждены. Но погружения тут требуют подготовки выше среднего. Ладожские воды — темные, но достаточно прозрачные. И хотя мрак сгущается уже на глубине 10 м, осветительные приборы позволят погружаться с хорошей видимостью.
Два самых интересных для рэк-дайверов объекта у берегов Валаамского архипелага — суда «Святая Елена» и «Вифлеем». Первое затонуло менее 15 лет назад в Монастырской бухте и находится на глубине около 5 м. Второе лежит в районе Оборонных островов в бухте Дивная с 60-х гг. 20 века. Недалеко от «Вифлеема» опытные дайверы находят части корабля, затонувшего в 19 веке.
Лучшее время для погружений у Валаама — ранняя осень. Видимость достигает 6 м, а температура воды — +7°С. Летом вода в Ладоге более мутная. В любом случае, успех дайверской экспедиции всецело зависит от погоды. Шторм на озере может собраться за 20 минут, причем непредсказуемо.
Чем известен монастырь?
По легенде, Валаамский монастырь был основан в конце XI — начале XII веков, при этом точная дата так и остается неизвестной. По преданию, еще апостол Андрей Первозванный, который был одним из 12 учеников Христа, установил на Валаамских горах крест, когда странствовал по северу, распространяя христианство. Спустя практически тысячелетие монастырь основали монахи Сергий и Герман, жившие, предположительно, в X веке.
Первые достоверные сведения об истории монастыря относятся к XIV веку, когда он упоминается в житии Савватия Соловецкого. К началу XVI столетия тут жили около 600 монахов, однако остров регулярно подвергался нападениям шведов, что в результате привело к его запустению.
В 1715 году в ходе Северной войны Петр I издал указ о восстановлении Валаамской обители по просьбе православных священников, в частности, архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря. В 1719 году был освящен деревянный Спасо-Преображенский храм.
Активно развиваться монастырь начал после 1730 года. К 1765 году в нем жило 11 монахов. Наибольшие подъем обители приходится на XIX век, когда настоятелем был отец Дамаскин. Он ею руководил 42 года. Именно при нем на острове проводились работы под руководством квалифицированных архитекторов, в том числе академика Алексея Горностаева.
При отце Дамаскине был установлен суровый режим для послушников. В частности, вводились длительные трудовые послушания, обязательное попечение старцев о молодых монахах и послушниках. После его смерти руководство монастырем принял Ионафан II, который завершил строительство Спасо-Преображенского собора, рассчитанного на три тысячи человек. По замыслу валаамских сподвижников, обитель должна была превратиться в Новый Иерусалим, поэтому в начале XX столетия тут стали появляться названия, отсылающие верующих во времена Нового завета — гора Елеон, Кедрон, Воскресенский скит, Гефсимания. Когда началась Первая мировая война, на острове жили около тысячи монахов.
После Октябрьской революции Валаам вошел в состав Финляндии. Монахи испытывали на себе дискриминацию, так как в Финляндии главенствующей религией было лютеранство. Во время советско-финской войны боевые действия велись на территории монастыря. Монахи покинули остров, забрав с собой главные святыни. Среди них были подлинник Валаамской иконы Божией Матери, колокола.
Послушники вернулись на остров только в 1989 году. Возрождение обители начали только шесть монахов. По последней информации, в монастыре проживают более двухсот монахов. На постоянной основе работают от 30 до 40 сотрудников.
Валаамский монастырь считается ставропигиальным. Это означает, что он находится под непосредственным управлением Московского патриархата. Ежегодно его посещают около ста тысяч паломников, из которых до 90 процентов — это туристы. На территории острова находятся четыре гостиницы, которые одновременно могут разместить до двухсот человек. На территории монастыря установлен строгий порядок паломничества, так как в летние месяцы наблюдается крайне большой наплыв паломников. За основу распорядка взяты правила пребывания в афонских монастырях.
Как добраться до острова Валаам
Добраться до Валаама можно на скоростном теплоходе «Метеор» из Сортавалы или Приозерска. Это скоростные суда, работающие на подводных крыльях: современные и комфортабельные. В пути проведете около часа.
Маршруты из Петрозаводска предполагают пересадку в Сортавале: до этого города из столицы Карелии можно доехать на автобусе или поезде. Дорога займет 4-5 часов, билет выйдет на 700-900 рублей. Читайте подробнее, как добраться из Петрозаводска на Валаам.
Если поедете из Санкт-Петербурга, то пересесть на теплоход можно в Сортавале или Приозерске. До первого города расстояние составляет около 267 км, доехать можно на прямом поезде (в том числе скоростном поезде «Ласточка») или автобусе. В дороге проведете от 4 до 6 часов, билет обойдется около 700 рублей.
Из Петербурга до Приозерска курсируют автобусы и электрички. Расстояние примерно 123 км, время в пути составляет в среднем 2 часа 30 минут. Цена билета – от 300 рублей. Читайте подробнее, как добраться из Петербурга на Валаам.
Путешествие из Москвы на Валаам также предполагает пересадку на теплоход в Сортавале. Поезд Москва — Петрозаводск отходит около 16.50, прибывает на следующий день в 8.28. Это удобное время, чтоб успеть на утренний теплоход. Цена начинается от 1 519 рублей. Читайте подробнее, как добраться из Москвы на Валаам.
Скоростной теплоход «Метеор»
Из Сортавалы до Валаама на скоростном теплоходе проведете в пути около часа. Есть несколько вариантов: на монастырском теплоходе или «Метеоре» в составе мультимодальных перевозок.
Фото: Roman Babakin / Shutterstock.com
Откуда отправляется и куда прибывает:
- Отходит от пристани Сортавалы, которая находится ближе к центру города — через мост от железнодорожного вокзала. Пешком от станции доберетесь приблизительно за 20 минут, либо на такси за 10 минут.
- «Метеор» в составе мультимодальных перевозок прибывает в Монастырскую бухту и от нее же отправляется обратно. Теплоход Паломнической службы Валаамского монастыря прибывает в Монастырскую или Никоновскую бухту, то же касается его отправления в обратную сторону (уточняйте данный момент при бронировании билетов).
Монастырская бухта на Валааме находится ближе к главному сокровищу острова – Спасо-Преображенскому собору, до которого дойдете за 10-15 минут. Доехать от одной бухты до другой можно на такси или маршрутке.
На «Метеоре» от Паломнической службы Валаамского монастыря
Ориентировочно курсируют из Сортавалы в 9.00, 11.00, 13.00, а обратно отправляются в 15.00, 17.00, 19.00 (уточняйте расписание на нужную дату). Цена поездки в одну сторону стартует от 1 300 рублей, в обе стороны – от 2 600 рублей.
Если поедете из Приозерска, то до Валаама по Ладожскому озеру около 60 км. На скоростном теплоходе доберетесь за 1 час 15 минут. По данному направлению курсируют монастырские «Метеоры»: ориентировочно в 9.30 и 11.00, в обратную сторону в 17.30.
Узнать точное расписание и забронировать место на монастырский теплоход можно на официальной странице «Валаамский причал» vk.com/club53651948.
На «Метеоре» в составе мультимодальных перевозок
С 29 мая 2021 года можно приобрести единый билет на поезд из Москвы, Петербурга и Петрозаводска плюс теплоход или только билет на «Метеор». Длительность поездки на теплоходе — 55 минут.
С 10 июля 2021 года «Метеоры» курсируют по следующему расписанию (обязательно уточняйте информацию при бронировании):
- от пристани Сортавалы до Монастырской бухты:
* каждый день в 8.50, 11.10 и 14.15;
* по субботам и воскресеньям добавляется рейс в 16.35. - от Монастырской бухты до пристани Сортавалы:
* каждый день в 9.55, 13.05, 15.25;
* по субботам и воскресеньям добавляется рейс в 18.30.
Цена стартует от 1 130 рублей в одну сторону без экскурсионной программы и от 3 000 с экскурсионной программой. Последняя предполагает пешеходную экскурсию по центральной усадьбе Валаамского монастыря, лекцию-концерт певчих, а также легкий обед.
Где посмотреть расписание и купить билет
Уточнить расписание поездов и скоростных «Метеоров» в составе мультимодальных перевозок удобно на сайте Tutu.ru. Там можно узнать детали поездки, в том числе маршрут, время отправления, время в пути, классы обслуживания. Кроме того, на сайте есть возможность купить билеты на автобусы.
Если вы ищете билеты на теплоход, то в пункте отправления выберите Сортавала-Пристань, а в пункте назначения — Валаам (Монастырская бухта).
На сайте есть возможность купить билеты: после оплаты они придут на вашу электронную почту. Тогда не придется тратить время в очереди в кассу и беспокоиться о наличии свободных мест.
Где остановиться на Валааме
На острове есть несколько гостиниц, но не каждая принимает туристов – в основном они предназначены для размещения паломников. Гости после осмотра местных достопримечательностей могут остановиться в гостинице «Игуменская» или на теплоходе «Адмирал Кузнецов», стоящий в Монастырской бухте – он также выступает на острове в роли гостиницы.
Кроме того, на Валааме можно поставить палатку. Разумеется, для этого отведены специальные места, так как Валаамский архипелаг относится к числу особо охраняемых территорий. По карте острова можно посмотреть не только расположение достопримечательностей, но и выяснить, где находятся разрешенные для палаточного лагеря места. На этих туристических стоянках уже оборудованы кострища и заготовлены дрова.
Важно! Рекомендуется заранее позаботиться о месте ночлега и забронировать участок для стоянки. Количество мест для палаток ограничено.
Скиты
В начале ХХ века Валаамский монастырь включал в себя 13 скитов. Они располагались в разных частях архипелага и за его пределами. На сегодня восстановлено 11 скитов. Каждый уникален, по-своему интересен, все радуют путешественников гармонией и красотой. Вот список скитов и некоторые особенности каждого:
— скит во имя святителя Николая Чудотворца (Никольский) — здесь в XIX веке была таможня, досматривались корабли и лодки. Никольский храм возвели в середине XIX века. К 2007 году храм был отреставрирован, иконы для иконостаса написаны новые, так как аутентичные были вывезены в 1940 году в Финляндию, где и хранятся в Ново-Валаамском монастыре;
— скит во имя Всех Святых — самый древний за пределами монастыря, вокруг него разбит красивый сад, здесь, по преданию, в XV веке жил какое-то время преподобный Александр Свирский (1448–1533); скит основан в конце XVIII века игуменом Назарием;
Вход в скит для мужчин ограничен (пятница — день молчания), для женщин — закрыт. Для всех без исключения гостей скит открывается только один раз в году — в свой престольный праздник, день Всех Святых;
— скит во имя пророка Илии (Ильинский) — основан игуменом Дамаскином (Кононовым) (1795–1881), скит дал название острову — Ильинский, в пятидесятые годы ХХ века был полностью уничтожен, в 2006 году восстановлен.
Посещение скита — только по благословению игумена обители;
— скит во имя преподобного Александра Свирского (Святоостровский) — находится на уединенном Святом острове, на самом севере архипелага. Здесь 500 лет назад жил в уединении монах Александр Свирский. Сохранилась его пещера и поклонный крест перед ней. В середине XIX века игумен Дамаскин основал на острове скит;
— Воскресенский (Новоиерусалимский) скит — построен в 1901–1906 годах на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, центр скита — двухэтажная церковь. Верхний храм — Воскресения Христова, нижний — апостола Андрея Первозванного. В восточной части нижнего храма устроено подобие иерусалимской пещеры Гроба Господня. Храм Воскресенского скита является смысловым и архитектурным центром валаамского Нового Иерусалима;
— Гефсиманский скит — построен в 1911 году игуменом Маврикием как продолжение валаамского Нового Иерусалима. Вместо оливковых деревьев, роща которых носит в Палестине название Гефсиманского сада, на Валааме были высажены многочисленные кусты сирени, шиповника, чубушника, спиреи. Посреди этого сада расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутреннее убранство которой выполнено из кипариса;
— скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский) — выстроен в XIX веке на берегах Коневских (Игуменских) озер, восстановлен с нуля в 2004 году. Здесь хранится список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери. В этих местах жил около шести лет в отшельничестве монах Дамаскин (Кононов), которому было суждено стать самым знаменитым игуменом Валаамского монастыря, возглавлявшим обитель 42 года. Именно по благословению игумена Дамаскина на этом месте был построен скит — самый маленький на Валааме. Число его братии никогда не превышало трех человек;
— скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский) — построен к лету 1917 года по просьбе великого князя Николая Николаевича Романова, верховного главнокомандующего Русской армией в начале Первой мировой войны, по проекту его родного брата — Петра. По замыслу великих князей, братия Смоленского скита должна была круглый год молиться об упокоении душ русских воинов, на поле брани живот свой положивших. Этот храм стал одним из самых последних, построенных в Российской империи;
— Свято-Владимирский скит — новый, возведен в XXI веке, в своем архитектурно-стилистическом решении продолжает линию русского модерна, с ориентацией на псковско-новгородские храмы. Центр скита — церковь святого равноапостольного князя Владимира с приделами с честь Покрова Божией Матери и Всех Русских Святых. Здесь находятся личные покои Патриарха Всея Руси, Музей истории обители и валаамская иконописная мастерская.
3
Смотровая площадка на горе Елеон
Смотровая площадка на горе Елеон.
2
Туристов, которые ищут, что посмотреть на Валааме самостоятельно, экскурсоводы указывают в сторону горы Елеон на Валааме. Это особо почитаемое паломниками место, духовное отражение иерусалимской Масличной горы, откуда вознесся Иисус Христос. Вершину горы украшает прекрасная деревянная часовня Вознесения Господня.
Рядом находится смотровая площадка. Чтобы сюда попасть, необходимо дойти до Гефсиманского скита и повернуть налево. Заблудиться невозможно — единственная тропа приведёт к изумительному месту, откуда открывается потрясающая панорама Ладожского озера.
Впечатление, которое производит Валаам с высоты горы Елеон, остаётся в памяти на всю жизнь.
GPS координаты: 61°22’18.6 N 30°54’05.3 E.
Валаамская симфония
Все верующие православные знают, где находится Валаамский монастырь, в какой области расположена эта священная обитель. Поэтому стремятся отправиться сюда не на пару дней, а провести в святых местах как можно больше времени. Есть возможность отправиться сюда на целую неделю. Поездка продолжительностью в восемь дней носит название «Валаамская симфония». Ее стоимость составит ориентировочно 21 500 рублей.
В первый день в семь часов утра вас заберут на автобусе из Санкт-Петербурга, доставят в Приозерск, откуда вы на теплоходе доберетесь до заветного озера. После встречи с представителями монастырской паломнической службы вас разместят в гостинице «Флотский домик» в номерах от трех до пяти человек. Предусмотрено питание в паломнической трапезной. После обеда — экскурсия на Игуменское кладбище и по Центральной усадьбе.
Во второй день вы отправляетесь на теплоходе в Никоновскую бухту, пьете чай в трапезной Воскресенского скита, посещаете с экскурсиями Коневские озера и Новый Иерусалим. В третий день предусмотрена экскурсия на Никольский скит. В четвертый день — экскурсия «Скиты во имя Всех Святых и Смоленский» на Скитском острове
Обратим ваше внимание на то, что по монастырскому уставу женщины не будут допущены на внутреннюю территорию Скита Всех Святых
В пятый день — поездка на Скалистый берег, а в шестой — во Владимирский скит и на Святой остров. В седьмой день паломники предоставлены сами себе. Подчеркнем, что достаточно свободного времени и в другие дни, которое можно потратить на посещение богослужений, литургий и таинств. В восьмой день — отправление с острова Валаам с 17.00.
Что посмотреть на Валааме
Валаамский архипелаг находится в северной части Ладожского озера и состоит более чем из 50 островов. Самый посещаемый, это, конечно, Валаам, место расположения Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Природа этих островов удивительна, несмотря на то, что климат довольно суров. Даже летом температура не превышает 17-19С?, а холодные ветра Ладожского озера заставляют съежиться и потеплее закутаться в ветровку.
Но иногда в самых суровых условиях расцветают самые прекрасные цветы.
Отвесные скалы с соснами, некоторым из которых больше 300 лет, бухты и озера — суровая и прекрасная природа Валаама привлекала талантливейших художников России — Рериха, Айвазовского, Шишкина.
Сегодня в монастыре продолжаются реставрационные работы, но все же он является действующим. Проводятся все службы. На территории обители проживают более двухсот насельников.
Первое, что встречает туристов на монастырском причале по прибытии на остров — это часовня иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Недалеко от нее расположен домик начальникам причала, а за ним — монастырские сады и огороды. Природный климат на Валааме довольно суров, но при этом братия выращивает клубнику, яблони, сливы, груши и даже розы. Всего на острове три сада: Верхний, Средний и Нижний. При этом яблонь в них более 2000. Знамениты они и «Аптекарским огородом», который рекомендовал монахам еще Петр I, из это «огорода» и вырос со временем Верхний сад. Землю свозили на Валаам с материка, каждый паломник знал, что лучший подарок монастырю — мешок земли.
Непосредственно перед монастырем находится Знаменская, или как ее называют, Царская часовня. Она установлена в 1858 г. в честь посещения Валаама императором Александром II с семейством. Внутри нее находится очень красивая мозаичная икона «Знамение Божьей Матери».
Далее путешественники входят в монастырь.
Стоит упомянуть о правилах посещения монастыря. Женщинам нельзя носить на территории монастыря шорты, брюки, мини-юбки, декольте, прозрачные вещи. Головной убор обязателен. Мужчинам нельзя шорты, майки, головной убор, также не приветствуются спортивные костюмы. Как говориться в чужой монастырь, со своим уставом…
Вокруг монастыря находится несколько зданий. В них проживают миряне: трудники, волонтеры. Все они трудятся на территории монастыря бесплатно. Проживание и питание им обеспечено. Здесь же есть гостиница для паломников и трапезная. Здесь их две — одна братская другая для паломников.
Именно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре находится известная и почитаемая «Икона Валаамской Божьей Матери». С ее обретением связана удивительная история. В 1897 г. в монастыре появилась питерская паломница Наталья Андреева, которая страдала застарелой болезнью ног. Она и рассказала старцам о том, что во сне ей явилась Божья Матерь, которая поведала о своем образе в стенах храма. Ориентируясь по сну паломницы, старцы действительно нашли икону, в кладовой за церковной утварью. После чудесного обретения иконы Наталья Андреева исцелилась. В 1940 г. с приходом советской власти монахи увезли икону в Финляндию, где она и находится по сей день в Ново-Валаамском монастыре. На Валааме же в России есть ее список (копия).
С острова Валаама на остров Никольский проложены деревянные сходни, пройдя по ним перед туристами открываются Никольский скит — одна из красивейших церквей всего храмового комплекса. К сожалению, он был сильно разрушен в советский период, но в 1983 г. начались восстановительные работы, а в 1989 г. — скит был возвращен церкви.
Путешественники могут осмотреть и другие скиты, однако, не все они открыты к посещению. В некоторые запрещен вход женщинам, а некоторые не допускают в свою внутреннюю жизнь мирян вообще. Например, Герсифманский (Желтый) скит, где на входе висят красноречивые объявления «Прятаться от дождя на крыльце храма не разрешается», «Просьба не беспокоить братию», «Посторонним вход воспрещен».
В разных местах архипелага сохранились подземные казематы и орудийные позиции — это линия Маннергейма, используемая во времена русско- финской войны. Любопытствующие могут осмотреть прорубленный в скале тайный спуск к Ладоге, а также башню наведения высотой в 22 метра. Оттуда, кстати, открывается потрясающий вид. Окопы, буквально, «вырытые в камнях» тоже весьма впечатляют.
Красивейший северный заповедник, уникальный монастырский комплекс, место исторических событий — все это Валаам
Неважно, с какой целью приезжают сюда туристы, каждый из них увозит с собой частичку покоя и чистоты этого места. «Обитель неба на земле»
Что еще сказать!
История острова Валаам
Остров Валаам с давних пор являлся духовным христианским центром и притягивал выдающиеся личности: на нем побывали Александр I и Александр II, а также другие представители императорского рода, художники Куинджи, Васильев и Шишкин, поэты и писатели Шмелев, Апухтин, Тютчев, Лесков, Зайцев, композиторы Глазунов и Чайковский, ученые Менделеев и Миклухо-Маклай. В 19 столетии Валаам посетил Дюма-старший (во время российского путешествия). Нередко там и духовенство – на острове Валаам в свое время побывал святитель Игнатий.
Сложнее всего на острове Валаам приходится мирскому поселению, у которого официально отсутствует административный статус. Миряне наравне со всеми хотят принимать участие в жизни страны, голосуя в ходе муниципальных выборов. Легитимность данного требования подтверждена Верховным судом Карелии, но администрация монастыря противится и старается затянуть этот процесс. Однако более давняя история на Валааме все же принадлежит монастырю.
Монастырь на острове Валаам
По первой из двух версий 900 лет назад на Валаам пришли из восточных государств 2 инка (Герман и Сергий) и образовали монашеское братство. Письменные свидетельства о жизни и деятельности преподобных признаны на сегодняшний день утраченными. По второй версии монастырь на острове Валаам был основан где-то в 10-11 веке, что находит подтверждение в одной из редакций жития Авраама Ростовского. В ней содержится упоминание о том, что он посетил остров в 10 столетии. Также имеется цикл летописей, в которых говорится о том, что в 1163-ем году состоялся перенос мощей Германа и Сергия с Валаама в Новгород.
Наиболее достоверные документальные подтверждения существования монастыря на острове Валаам начинаются с 14 века. Еще одна предположительная дата возникновения монастыря – 1407-ой год, указанный в летописном сказании. К 16 столетию на Валаамском архипелаге проживали примерно 600 монахов. К запустению благодатных земель привели многочисленные нападения шведов. Начало возрождения островной духовной жизни началось в 1989-ом году, когда в декабре в день Андрея первозванного на остров сошли шесть монахов.
Сначала наместником монастыря на острове Валаам был назначен отец Панкратий, архимандрит (приказ Алексия II от 1993-го года). Затем обитель возглавил епископ Троицкий (с 2005-го). Местная часовня была освещена в 1994-ом на санкт-петербургской набережной, что стало финальным процессом ее возвращения монастырю. 13.12.05 г. там впервые зазвучал стопудовый колокол.
Место также известно своими скитами:
- Свято-Владимирским;
- Смоленским;
- Гефсиманским;
- Свято-Авраамиевский (сейчас разрушен);
- Коневским;
- Предтеченским;
- Никольским;
- Ильинским;
- Святоостровским;
- Белым (Всех Святых).
Погода на острове Валаам
Весна на остров Валаам приходит в последней декаде марта месяца. Летом на острове Валаам солнечных дней больше, чем на материке – приблизительно на 30-35. Среднеиюльская температура составляет 17 градусов тепла. Снежная погода с настоящей зимой устанавливается на Валааме, начиная с самых первых чисел декабря. К февралю налаживается автотранспортное передвижение между островом Валаам и г. Сортавала. Среднефевральская температура равна 8 градусам ниже нуля. Поэтому, отправляясь на остров Валаам, в любое время года необходимо позаботиться о теплой и непродуваемой одежде, поскольку там часто дуют холодные ладожские ветра.
Репка для царя и первоклассный монастырь
Расцвет Валаама пришелся на XIX век. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно при императоре Александре I в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии. Эта ситуация обусловила совершенно особое положение Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранском окружении» и его особую судьбу после 1917 года. Во время своего визита государь был подчеркнуто скромен. Он посетил все уставные службы, смиренно стоя в храме сзади — среди рядовой братии. На вопрос слепого старичка-монаха, кто находится рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Отшельник схимонах Николай, принявший царя в своей пустынной лесной келье, сказал, что может угостить его только репкой, выращенной на огороде своими руками. Но возник конфуз: столового прибора у отшельника не было. Царь на это сказал, что «он солдат и съест по-солдатски», содрал с репки кожуру зубами и съел.
Александр I на Валааме
После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, — освобождены от таможенных пошлин.
С 1839 по 1881 годы монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, к которому стремятся богомольцы и туристы.
Прежде всего, основная обитель приняла знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.
Игумен Дамаскин (Кононов)
Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: обитель стояла на горе. Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.
За годы игуменства Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.
Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными заботами. Он следил за исполнением строго Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.
Водопроводный домик
Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил. Услуги со стороны братии, даже самые простые — перевернуть на другой бок, одеть, вывезти погулять, почитать книгу — воспринимал с такой глубокой благодарностью, что временами слезы выступали у него на глазах. Часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его прозорливости.
Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»). Надо отметить, что братия умела соблюсти устав и традиции. В 1835 году Синод назначил настоятелем игумена Вениамина из Новоезерского монастыря. Вениамин был хорошим хозяйственником, но братия его не приняла: согласно определению Синода от 1813 года настоятелем мог быть только валаамский насельник. После нескольких лет споров и тяжб законность восторжествовала: Вениамин удалился с острова, а настоятелем стал Дамаскин.
4