Покров пресвятой богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди

Содержание:

Богослужение и молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Богослужение начинается с раннего утра. Духовенство надевает белые одежды в знак чистоты Покрова и своих помыслов. Литургия будет долгой, читают акафист, тропарь, поют величание. Молитвы в этот день особенно прочувствованные, пронизанные мольбами. Люди верят, что защита Богоматери убережет их от бед. Церковь в праздник выглядит особенно нарядной, прихожанки надевают белые платки, это символ Покрова Ее, лица православных одухотворенные и просветленные.

Песнопения Покрову Пресвятой Богородицы

Песнопения для общенародного пения на Покров Пресвятой Богородицы:

1-й антифон:

Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

2-й антифон:

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники; Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.

Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы

Глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров Пресвятой Богородицы: Иконы

Покров Пресвятой Богородицы, икона — Северная Русь XVIII век

Икона в Церкви Покрова в с. Селезневе, XVIII векПокров Пресвятой Богородицы икона. Конец XVIII векаПокров Пресвятой Богородицы, современная икона

Значение молитв, посвященных иконе «Покров Пресвятой Богородицы»

Чтобы правильно возносить молитвы, следует вдуматься и понять смысл произносимых текстов.

Тропарь праздникаКондакАкафистМолитва

В нем поясняется, с какой целью христиане собираются в этот день в церкви. Просит у Богородицы избавить их от всякого зла и указывает на Христа Бога, как на единственный Источник благодеяний.

Слушать тропарь:

В кондаке описывается видение святому Андрею, указывая на торжественность события и моление Девы Марии Господу за людей, как причину всеобщей радости.

Слушать кондак:

Акафист подробно рассказывает историю влахернского чуда и возвеличивает Богородицу, призывая Ее защитить всех, кто с молитвой прибегает к Ней.

Слушать Акафист:

Молитва, которую читают после акафиста, содержит все просьбы, какие могут быть у христианина к Господу. Начинается с прославления Богородицы, затем идут просьбы и прощении грехов и помиловании, которое подает Бог по молитвам своей Матери. Далее перечисляются насущные потребности, начиная с помощи в трудах духовенству и заканчивая «послушанием для чад». В конце верующие просят упокоить души усопших и предаются воле Господа

Слушать Молитву:

Как выглядят знаменитые изображения великого события

Самыми известными иконами считаются

  • Новгородская (XIV в.), принадлежавшая Покровскому Зверину монастырю;
  • Суздальская (XV в.), находившаяся в посвященной празднику обители.

Это древнейшие из сохранившихся образов Покрова на Руси. Обе иконы сейчас находятся в музейных собраниях.

В современной России, как в дореволюционные времена, существует множество храмов Покрова Пресвятой Богородицы с чтимыми образами, прославленными чудотворениями.

Рассказ о чуде Иоанновского монастыря

В Иоанновской обители Санкт-Петербурга, известной как место упокоения честных мощей ее основателя, прав. Иоанна Кронштадтского, с 1991 г. находится святой образ, также почитаемый чудотворной.

Как явствует из надписи на оборотной стороне, он написан священником Иоанном Смирновым в 1908 г. Пречистая представлена стоящей на облаке, держащей на простертых к верующим руках белый платок.

Новая святыня найдена сестрами обители при Никольской церкви Петербурга, что на Большеохтинском кладбище. Здесь хранились старые образы, ожидающие реставрации или вовсе непригодные для богослужебного употребления. Первоначально эта большая, написанная на холсте икона, размещалась в алтаре монастырского храма Двенадцати Апостолов. Изображение Матери Божией было с трудом различимо.

Но вскоре после Пасхальных торжеств 1991 г. оказалось, что икона мало-помалу начала обновляться. Сначала стал виден Лик, затем, как рассказывают инокини, «образ стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещинки сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой».

Стала видна надпись над главой Богоматери: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».

Ныне этот образ помещен в резной киот и доступен для поклонения всем прихожанам.

Иконография: Покров Богоматери Датировки: XIX в. Вторая половина XIX в. Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 35,5 см, ширина 29,8 см Сцена изображается на фоне Влахернского храма. Богоматерь представлена в трехчетвертном повороте к Христу стоящей на облаке. В руках у нее омофор и развернутый свиток. Христос изображен в небесном сегменте, правой рукой Он благословляет, в левой держит развернутый свиток. За фигурой Богоматери в пять рядов расположены ангелы, апостолы и святые. В нижней части иконы на фоне закрытых царских врат в центре на амвоне изображён диакон Роман Сладкопевец с развёрнутым свитком. Справа Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию вверх на Богоматерь. Слева расположена группа молящихся, среди которых обобщенные изображения императора и патриарха. На полях помещены фигуры ангела-хранителя и святого.Поступление: в 1985 г. из ВПХК им. Е.В. Вучетича МК СССР.Инв. № РЖ – 1667. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. ЭрьзиЛитература:Русское искусство XVIII — XX века: живопись, икона, культовая деревянная скульптура, графика, скульптура: каталог. Т.1 / МРМИИ им. С.Д. Эрьзи; . Саранск, 2009. № 136. С. 100.

Значение иконы «Пресвятой Покров»

С древних трактатов известно, что празднование данного святого образа началось в 1164 году, благодаря указу князя Андрея Боголюбского. В 910 году руссы и болгары осадили Константинополь. Императором Византии на то время был Лев Философ. Нападение на Византию в те времена редкость не было. Регулярные набеги совершали все соседние государства, а также племена язычников и мусульман.

В ночь осады города множество местных жителей отправились искать спасения в местный храм. Среди этих христиан был святой Андрей, которому и принадлежат слова этого великого свидетельства. В четыре часа ночи святой поднял голову и увидел в воздухе Матерь Божью в окружении сонма святых: апостол Иоанн богослов и святой Иоанн Креститель.

Матушка стала на колени и начала слезно молится за христиан, которые живут верой Бога. Пресвятая Дева очень долго молилась, а потом подошла к алтарю, сняла свой омофор (покров) и накинула его над всеми, кто в тот момент молились в церкви. Не доверяя своим глазам, Андрей спросил у Епифания: «Видишь, ли ты Царицу Небесную, которая молится за нас»? Епифаний ответил: «Вижу и ужасаюсь».

Далее Богородица закончила молиться и исчезла со своими сопровождающими и омофором. А у всех кто это видел, осталось ощущение спокойствия, покоя в душе и благодати. А воинство, которое осадило Царьград, было разметано вихрем. Так был спасен Константинополь.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Иоанн Шанхайский: мощи, житие, чудеса, о чем молиться

В XX столетии праздник Покров становится частью традиции православной церкви. Говорят, что икона Покрова Богородицы помогает во время нападений врагов и недоброжелателей. Некоторые священнику утверждают, что образ Покрова Богородицы спасла Грецию от завоевания во время Второй мировой войны.

Икона Покров Пресвятой Богородицы

Из множества икон, существующих в православной церкви, важнейшими являются образы Иисуса Христа и Богородицы, ведь это – изначальные символы христианства. Эти иконы, к которым вы возносите искренние и горячие молитвы, способны стать чудотворными, проникнуть глубоко в сердце, подтолкнуть к мыслям о духовных ценностях и смысле жизни. Они должны быть у каждого верующего человека, являя ему образ Царства Небесного, лишенного недостатков и скорбей земли, очищая души тех, кто им молится. Образы проникнуты внутренней, духовной красотой, святостью и принадлежностью к Богу, которую смогли передать мастера-иконописцы. Было создано большое количество различных икон, посвящённых тому или иному событию либо местности, но всегда, собираясь купить икону, следует помнить, что мы просим о помощи не у изображения, а у высшей силы, действующей через него, поэтому верующие почитают иконы, но не поклоняются им.

Происхождение праздника Покрова

Праздник был установлен в память явления Божьей Матери византийскому святому Андрею Юродивому. Чудесное видение произошло в Константинополе на рубеже 9-10 веков. Богородица явила Себя во Влахернском храме. Здесь хранились Её риза и пояс, привезённые со Святой Земли.

Согласно церковному преданию, Святой Андрей и его ученик Епифаний молились на всенощном бдении. И в это время увидели парящую в воздухе Богородицу. Она появилась из царских врат. Ее сопровождали пророк Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов и другие святые. Все они горячо возносили молитвы Богу. Остановившись возле алтаря, Божья Матерь сняла со Своей головы сияющий покров (по-гречески – «омофор») и распростёрла его над всеми людьми в храме. Вскоре Богородица и святые исчезли, но прихожане ещё долго чувствовали великую благодать.

Предание гласит, что чудо произошло, когда Константинополь был осаждён вражескими войсками. После явления Богородицы они отступили и город был спасён. От кого же Божья Матерь защитила византийскую столицу? Версии разнятся: это могли быть сарацины или же языческие славянские племена. Так или иначе, явление Девы Марии было воспринято жителями города как спасительное знамение. А Покров Богородицы для православных христиан стал символом Её покровительства и защиты от зла.

В чем помогает икона

На самом деле, какая-то особая специализация той или иной иконы — это больше традиция, нежели какой-то утвержденный канон. По нашей молитве перед иконой мы получаем помощь от самой Пресвятой Богородицы, а не от ее изображения (хотя оно и является святыней, поскольку напрямую связано со святым первообразом). Поэтому, на самом деле, перед Покровской иконой можно молиться о любых своих бедах, нуждах, печалях.

Тем не менее, традиционно сложилось, что разные иконы «помогают» в решении каких-то определенных вопросов. Если из такой классификации не делать строгого культа и помнить, что молимся мы не иконе, а самой Богородице, нет греха в том, чтобы в разных обстоятельствах прибегать к каким-то определенным образам.

Так, согласно вековой традиции, принято считать, что искренняя молитва верующего христианина перед Покровской иконой Богородицы может помочь:

  • в решении семейных и бытовых проблем;
  • в поиске хорошего жениха или невесты;
  • в защите семьи от злых сил.

Этот особо почитаемый на Руси образ можно найти практически в каждом доме, где живет православная семья.

О чем молятся перед образом

  • Перед иконой Покрова молятся о даровании красивого голоса, вспоминая чудесное явление Богородицы св. Роману Сладкопевцу.
  • Моряки не раз получали помощь от молитвы перед иконой, избегая гибели в шторме.
  • Считается, что «Покров» оберегает детей, защищает от пожара или нападения на поля вредителей.

Полезно. Хорошо приобрести икону «Покрова» для домашней молитвы. Образ часто помещают в детской или над входной дверью, в знак почитания Божией Матери живущими в доме. Следует следить за сохранностью и благоговейным отношением к святыне.

Осада сарацинами Константинополя

Тот исторический период был очень сложным для Византии. Её сотрясали постоянные войны. Очередной раз полчища сарацин подступили к Константинополю. Положение было критическим, и жители города и всё высшее духовенство собрались под сводами храма на всенощную, чтобы просить помощи у Царицы Небесной. Среди пришедших на молебен был и юродивый по имени Андрей вместе со своим постоянным спутником Епифанием. Жители города хорошо знали Андрея и почитали его за глубокую набожность и ум, скрытый под маской внешнего безумия.

Предание рассказывает, что во время службы было ему и его спутнику чудное видение. Растворилась в воздухе кровля храма, и всех озарил неземной свет. И узрели они Пресвятую Богородицу со святыми пророками и апостолами, шествующую от Царских врат над головами молящихся.

Сияние, исходившее от лика Богородицы, и было тем неземным светом, что озарил храм. Преклонив колени, молила Пречистая Сына Своего за всех, кто собрался в храме, и за весь православный мир. Затем, воздев ввысь свой покров, простёрла его над богомольцами. И сподобились Андрей и Епифаний узреть, как тот покров стал вдруг таким огромным, что накрыл собой весь православный мир.

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является путеводной нитью, ведущей к спасению.

В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Смоленская икона Божией Матери оказывает помощь и поддержку каждому обратившемуся к ней с молитвами, исцеляя от недугов, помогая в укреплении веры, ограждая просящих от негатива и искушений на жизненном пути.

История иконы

Предание гласит, что Смоленская икона «Одигитрия» была написана самим святым Лукой во время земной жизни Богородицы. Точных сведений о том, как святой образ попал в Россию, нет, однако известны упоминания об иконе уже в середине 11 века. Этот лик стал родовой святыней русских князей, которые передавали ее преемникам с величайшим трепетом.

Святая икона Смоленский Божией Матери является одной из самых главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от нее помощь, которая связывает их с православной верой, не позволяя дьявольским проискам очернить души, стремящиеся к свету и Божьей благодати.

Описание иконы «Одигитрия»

На иконе изображена Богоматерь по пояс, на правой руке которой расположен Младенец. Правую руку он держит в благословляющем жесте. В левой руке Младенца расположен свиток — символ учения и просвещения. Спаситель изображен в царственных одеяниях, что означает образ Вседержителя. Его одежды выписаны искусно, с использованием пурпурного и золотого цветов. Часто Младенец на иконе облачен в корону.

Где находится икона

В России насчитывается более двухсот храмов, церквей и приходов, где можно поклониться образу Смоленской Божией Матери. Кроме того, списки с иконы хранятся во многих музеях. Среди копий икон более 30 обладают чудотворными способностями.

Поклониться образу можно в следующих местах:

  • город Москва, собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре;
  • город Санкт-Петербург, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Сергиев Посад, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре;
  • город Суздаль, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Кострома, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре;
  • город Орел, кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Нижний Новгород, церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В чем помогает икона Смоленской Божией Матери

Святой лик обладает многими чудотворными способностями, и православные христиане обращаются к Смоленской Богоматери с молитвами:

  • о защите отчизны от войн и вражеских набегов;
  • о здоровье военных, находящихся в горячих точках;
  • о здоровье близких людей и всех живущих на Земле от эпидемий;
  • о защите дома от негатива и недоброжелателей;
  • об укреплении веры и силы духа;
  • о противостоянии искушениям и обману, вводящим души в заблуждение.

Молитва перед образом

«Царица Богородица, Путеводительница и защитница всего рода людского. К Тебе обращаемся с молитвами смиренными. Избави нас от скорбей и печалей, настави на путь истинный да убереги плоть и кровь нашу от недугов и болезней. Помоги, Богородица, обрести веру истинную да укрепиться в ней, не позволяя проискам дьявольским бросить семя сомнений и раздора. Сохрани мир на всей земле да не позволь недругам разорить отчизну нашу. Повлияй на умы недоброжелателей наших, избавив их от скверны гнева. Аминь».

Дни почитания иконы

Икона Божией Матери «Одигитрия» почитается три раза в год:

  • 10 августа (28 июля), когда святой лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь;
  • 18 ноября (5 ноября) в честь чудотворной помощи иконы и одержания победы в Отечественной войне 1812 года;
  • 7 декабря (24 ноября) в честь победы жителей славного города Смоленска над Золотой Ордой.

Каждый из этих праздников сопровождается литургией и вознесением молитв Высшим Силам, не позволившим Руси пасть под натиском недругов и обидчиков.

Смоленская икона является помощницей и покровительницей каждого уверовавшего в Господа. Искренние молитвы помогут вам обрести веру и начать праведный путь, который будет каждый день менять вас и вашу жизнь в лучшую сторону. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитва Божией Матери пред иконой Ея «Покров»

Иконография: Введение во храм Пресвятой Богородицы Датировки: XIX в. Конец XIX века.Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 44,6 см, ширина 37,2 см. На иконе представлена сцена многофигурная композиция Введение Богородицы во храм. Инв. № ГМПИ 1692612. ДИ-86-И. Государственный музей Палехского искусства.

Молитва первая

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.

Тропарь

глас 4:

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак

глас 3:

Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,// и всесла́вный сла́вим Покро́в Твой.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,/ И́же к Сы́ну Свои́ ру́це простира́ющи, и о ми́ре моля́щися,/ и честны́м Свои́м омофо́ром защища́ющи // град и лю́ди от враго́в на́ших.

Явление Богоматери

Слово «омофор» в описаниях праздника Покрова и в соответствующих богослужебных текстах означает головной убор Богоматери. При обычном употреблении омофор — принадлежность богослужебного облачения архиерея.

Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор

Описание в Великих Четьих Минеях

В житии Андрея Юродивого, помещённом в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор

(др.-греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Описание Димитрия Ростовского

Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел

Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему». Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:

Смысл видения

Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

Датировки

Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году[источник не указан 1839 дней

] (по иным источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году[неавторитетный источник? ].

Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно. В частности, «Православная энциклопедия» сообщает:

О чем просят перед образом святой

Искренние просьбы от чистого сердца будут услышаны Божьей Матерью. Священное покрывало закроет от внешних и внутренних врагов.

Защите Родины

Защитники Отечества молились образу «Покрова Небесной Заступницы» и одерживали победы. Слава русского оружия зиждется на покровительстве Божьей Матери.

От злых козней, наговоров и сплетен завистников и недоброжелателей спасет обращение к святому образу.

Исцелении больного

Благодатный омофор укроет изнуренного болезнями человека, если он сам или его близкие будут горячо молиться святому лику Божьей Матери «Покрова».

Прибавлении достатка неимущим

Обращение к иконе Пресвятой Богородицы «Покрова» поможет поправить материальное положение людям с низкими доходами.

Помогает в обретении любви и второй половинки

Любовь нуждается в защите от внешних недоброжелателей и собственных ошибок. Чтобы на протяжении долгих лет это чувство согревало души людей, надо попросить Небесную Спасительницу.

Людям, оставшимся без домашнего очага, надо обратиться с искренней молитвой к святому лику.

Избавления от уныния и грусти

Благодать, исходящая от Покрова Божьей Матери, дает спокойствие и чувство уверенности в своих силах и завтрашнем дне.

При недостойных свойствах человеческой натуры

Искушения разрушают личность. Обращение к Матушке помогает справиться с внутренним разладом, преодолеть лень, погасить в душе зависть и злобу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector