ⓘ энциклопедия

На официальном сайте Уфимской епархии много материалов, включая библиотеку

Помимо приятного дизайна, сайт широко освещает Уфимские епархиальные новости, устои, особенности организации.

Любой желающий может узнать, что нового происходит в жизни русского православия России. При этом для удобства предусмотрена настройка новостей — например, читать только анонсы и объявления, либо узнать что-то про жизнь епархии. Для тех, кто не хочет погружаться в чтение, придуманы визуальные альтернативы:

  1. Фотолента.
  2. Видеоленты.

А есть и более серьёзная информация — публикации Высшего Церковного Совета.

В разделе «правящий архиерей» собраны новости исключительно о деятельности Митрополита Никона.

Прочие информативные разделы:

  • Святыни и святые;
  • Отделы;
  • Благочиния и приходы.

Но не только новостные и общие сведения собраны на официальном сайте Уфимской епархии. Здесь также предусмотрены разделы, которые будут практически полезны для духовной жизни верующего человека.

Например, есть календари — целых два:

  1. Один — общецерковный, для всех верующих, которые попали на этот ресурс и хотят узнать, с чем связаны ближайшие даты.
  2. Второй — календарь епархии, он пригодится уже для местных верующих.

Причём это не только даты, а подробные расшифровки того, с чем связаны конкретные праздники и годовщины.

Но особенно интересен посетителям может быть раздел «библиотека». В эпоху, когда книги беспощадно удаляют со всех интернет ресурсов, сохранение их в свободном доступе уже воспринимается как благое дело.

Для удобства предусмотрен широкий тематический список:

  • Литургика;
  • История;
  • Богослужебные тексты;
  • Церковное искусство;
  • Библия.

И другое. Пожалуй, сайт далеко не каждой епархии предоставляет такие возможности.

Если в этом разнообразии посетитель потеряется, то его выручит кнопка поиска.

В каком бы Вы разделе не находились, всегда на видном месте:

  • Контакты;
  • Анонсы;
  • Календарь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

История

Документы и свидетельства о христианской вере на территории Башкортостана датируются 8-10 веками. Из-за смешанного населения тут процветал политеизм, каждая группа народностей верила в собственного бога. Но поскольку значительная доля населения была выходцами из Волжской Булгарии, то преобладал ислам.


Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе

Тем не менее, переселенцы из Самары и Нижнего Новгорода (есть свидетельства о русских колониях по берегам Камы в 13 веке), а также торговцы с Восточной Римской империи принесли в эти края веру в Иисуса Христа.

Опасность набегов диких племен, а также преимущество кочевой образ жизни не мог обеспечить полноценную церковную жизнь. Только в 16 веке здесь стали строить русские крепости, а вместе с ними и храмы с часовнями. Первой известной церковью тут стала деревянный Троицкий храм, построенный к Троице в 1574 году в Уфе.

Башкирия стала частью Казанской митрополии, а после Вятской (1764 г.) и только в 1799 году император Павел I учредил независимые Оренбургскую и Уфимскую епархии. В состав ее вошли и множество уральских и башкирских городов:

  • Оренбург;
  • Уфа (тут располагалась архиерейская кафедра);
  • Стерлитамак;
  • Мензелинск;
  • Бирск;
  • Троицк;
  • Челябинск;
  • Верхнеуральск.

Спустя почти век она была разделена на отдельные части: Оренбургско-Уральскую и Уфимско-Мензелинскую, которые просуществовали до самой революции.

Зачем нужно принудительное лечение наркоману

Дело в том, что есть целая группа синтетических наркотиков, действующая в первую очередь на головной мозг зависимого. Принимая такие вещества, наркоман не способен отличить фантазии пораженного наркотиками воображения от реальности. Собственные грезы ему кажутся гораздо более реальными. Принимающий подобные вещества (к примеру, наркотики «спайс» или «соль»), зависимый находится в абсолютно неадекватном состоянии. Он способен причинить вред и себе, и близким, никоим образом не задумываясь о последствиях. Так, зависимые способны выброситься из окна, идя на голос, который, как им кажется, зовет их, причинить серьезные увечья другим, даже самым близким людям, если в данный момент им показалось, что это демон или другой персонаж, представляющий угрозу.

Подобные случаи требуют незамедлительно принудительного лечения. В этих ситуациях оно является единственно возможным выходом.

Вместе с тем, даже если дело не зашло столь далеко, осознать весь ужас собственной зависимости наркоман способен, только находясь в трезвом рассудке, а не пребывая «под кайфом».

Приедем, заберем наркомана без его согласия на лечение

Специалисты реабилитационного готовы пойти навстречу пожеланиям родных. Если зависимый не признает себя таковым, мы проведем с ним терапевтические беседы, которые помогут ему осознать собственную проблему и захотеть избавиться от нее

Подобная психологическая работа является важной частью нашей уникальной методики

Однако даже если подобные разговоры не возымеют действия, наши специалисты заберут пациента для проведения мотивационной работы в условиях стационара. Здесь, вдали от привычных соблазнов, можно гораздо быстрее преодолеть психологическое сопротивление лечению и начать эффективную работу, направленную на избавление наркомана от пагубной зависимости.Родные наркозависимых часто не могут решить, что лучше:

  • надеяться на то, что желание избавиться от пагубной страсти к наркотикам придет само;
  • активно действовать, как только началось употребление психотропных веществ.

Принимая решение, учтите, что чем меньше срок употребления, тем больше шансы вернуться к здоровой жизни, и меньшим является урон, нанесенный организму.

Принудительное лечение наркоманов

— это реальный шанс на спасение вашего близкого человека, который не в состоянии осознать тяжесть положения, в котором он оказался из-за наркотиков.

Лечение наркозависимости

Лечение, направленное против наркозависимости, в России предлагается на государственном и частном уровне. Помощь лицам, пристрастившимся к запрещенным препаратам, предлагают наркоклиники, диспансеры и больницы.

Полный курс лечения включает:

  • Чистку организма от токсинов.
  • Восстановление психического состояния (общение с психологом).
  • Реанимацию навыков жизни в здоровом обществе.
  • Помощь в поиске и трудоустройстве бывшего наркомана на работу.
  • Закладку новых жизненных ценностей.

Обращаясь в специализированные центры, наркозависимые получают возможность полноценного лечения и освобождения от вредной привычки.

Структура

Архиерейскую кафедру в Уфе с 1990 года занимает митрополит Никон и руководит несколькими районами в центральной части Башкортостана. Среди них:

  • Уфимский;
  • Благовещенский;
  • Гафурийский;
  • Стерлитамакский.

В этих районах расположены одноименные благочиния, помимо которых действуют еще несколько: Демское, Затонское, Куганакское, Монастырское, Табынское, Тимашевское и Юрмашское. Всего в епархии насчитывается 92 прихода и 52 воскресные школы для детей 5-13 лет (1215 учеников).

Церковных религиозно-образовательных учреждений, которые бы имели государственную лицензию, тут нет, но на приходском уровне проходят курсы по подготовке специалистов катехизаторов, миссионеров и соцработников (всего 86 учащихся).


Служение митрополита Никона в храме Рождества Пресвятой Богородицы

Работают под управлением архиепископа и епархиальные отделы, которые занимаются всей социальной и просветительской работой. Среди них:

  1. Молодежный отдел.
  2. Катехизации и духовного образования.
  3. Отдела работы с воскресными школами.
  4. По противодействию наркомании и алкоголизму.
  5. Миссионерский отдел.
  6. Благотворительности и социального служения.
  7. Паломничества.
  8. Пресс-отдел.

При активной поддержке приходов функционирует большое количество социальных учреждений. Среди них:

  • Уфимское сестричество милосердия (при Воскресенском соборе);
  • Центр семейной психологической помощи;
  • Общество врачей (при Покровском храме);
  • Столовая для малоимущих;
  • Приют для ночлега бездомных;
  • Центр «Благо» (прием-выдача вещей малоимущим).

На заметку! Помимо социальных учреждений, в Уфе функционируют 4 мастерских, среди которых 3 занимаются созданием и реставрацией икон, и одна — ювелирным делом. Месторасположение учреждения и адрес его можно узнать на сайте епархии.

Архиереи

  • Порфирий (Соколовский) (21 марта 1859 — 13 сентября 1860)
  • Филарет (Малышевский) (13 сентября 1860 — 28 февраля 1869)
  • Петр (Екатериновский) (4 апреля 1869 — 19 ноября 1876)
  • Никанор (Бровкович) (25 декабря 1876 — 12 декабря 1883)
  • Дионисий (Хитров) (12 декабря 1883 — 8 сентября 1896)
  • Иустин (Полянский) (14 октября 1896 — 14 июля 1900)
  • Антоний (Храповицкий) (4 июля 1900 — 27 апреля 1902)
  • Климент (Верниковский) (26 мая 1902 — 26 ноября 1903)
  • Христофор (Смирнов) (26 ноября 1903 — 17 октября 1908)
  • Нафанаил (Троицкий) (31 октября 1908 — 17 апреля 1912)
  • Михей (Алексеев) (17 апреля 1912 — 22 декабря 1913)
  • Досифей (Протопопов) (1913) в/у, еп. Вольский

Андрей (Ухтомский) (22 декабря 1913 — 1919?)

Евфимий (Лапин) (4 февраля — 4 декабря 1919) в/у, еп. Якутский

Сщмч. Симон (Шлеёв) (1920 — 18 августа 1921) до февраля 1921 — единоверческий еп. Уфимский
Борис (Шипулин) (1921 — 5 сентября 1927)

Иоанн (Поярков) ((кон. 1922) 13 августа 1923 — 3 февраля 1924, 14 марта 1924 — 1928) в/у, еп. Давлекановский

Иоанн (Поярков) (1928 — 30 января 1933)
Софроний (Арефьев) (13 февраля 1933 — 3 марта 1934)
Дионисий (Прозоровский) (3 мая 1934 — январь 1936)
Григорий (Козлов) (январь 1936 — 29 ноября 1937)

1937 — 1942 — под управлением епископа Куйбышевского

Алексий (Сергеев) (не позднее февраля — 13 июля 1942)
Стефан (Проценко) (1942 — 25 августа 1944)
Иоанн (Братолюбов) (14 февраля 1945 — 18 ноября 1948)
Нифонт (Сапожков) (18 ноября 1948 — 17 марта 1950)
Арсений (Крылов) (17 марта 1950 — 17 ноября 1953)
Иларион (Прохоров) (17 ноября 1953 — 9 декабря 1958)
Никон (Лысенко) (12 марта 1959 — 9 октября 1963)
Иларион (Прохоров) (9 октября 1963 — 7 октября 1967) (второй раз)
Михаил (Воскресенский) (7 — 23 октября 1967)
Иов (Кресович) (23 октября 1967 — 16 октября 1973)
Феодосий (Погорский) (16 октября 1973 — 3 мая 1975)
Ириней (Середний) (27 июля 1975 — 19 июля 1976)
Валентин (Мищук) (25 июля 1976 — 16 ноября 1979)
Анатолий (Кузнецов) (16 ноября 1979 — 20 июля 1990)
Никон (Васюков) (с 26 августа 1990)

Советский период и новейшее время

К 1917 году Уфимское отделение насчитывало около 520 храмов и 17 монастырей, но с приходом большевиков, как и вся Россия, православная вера Башкирии подверглась массовым репрессиям. В течение 1919-1930 гг. епархию планомерно уничтожают: закрыты все монастыри и храмы кроме Сергиевской церкви, уничтожено почти все главенствующее духовенство, изъяты все церковные ценности.

В 1935 году архиерейская кафедра в Уфе была полностью ликвидирована, но в 1942 году ее восстановили и передали в управление одно благочиние. Так кафедра просуществовала до хрущевской волны репрессий, когда опять произошло изъятие храмовых зданий и их количество сократилось до 17 по всей области.

Патриаршее служение в Уфимском кафедральном соборе

Оставшиеся церкви были в жалком состоянии, поскольку старые красивые храмы были либо полностью уничтожены, либо заняты домами культуры и другими государственными учреждениями.

Возрождение пришлось на конец существования СССР — в 1990 году архиерейская кафедра была восстановлена и занята митрополитом Никоном, под его началом существовало всего 17 приходов. Однако без сопротивления государственной власти дела Уфимского отдела пошли лучше — к 2010 году тут насчитывалось уже 279 приходов.

А в декабре 2011 года из состава епархии выделили отдельные — Нефтекамскую и Салаватскую. Вместе с Уфимской (центр) они составили новую Башкортостанскую митрополию.

Выведение из запоя, лечение и реабилитация наркозависимых в Уфе

Пациенты, столкнувшиеся с аддикцией в Уфе, могут пройти лечение запоя или реабилитации наркозависимых у специалистов клиники «Похмельная служба».

Комплексный подход и гарантия полного выздоровления при прохождении всех этапов терапии позволили вернуться к счастливой активной жизни большому количеству людей города.

Пациенты получают:

безопасные препараты;
услугу выезда бригады специалистов на дом;
индивидуальный подход;
гарантию соблюдения анонимности;
помощь при любой сложности случая и любом виде аддикции;

Получить информацию о ценах, условиях, а также о принудительном лечении наркозависимых можно бесплатно и анонимно на консультации со специалистами клиники «Похмельная служба». Для вызова бригады наркологов можно звонить круглосуточно по нашему бесплатному номеру.

Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Нокон увеличил количество приходов всемеро

Рождённый в 1950 году, Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков) ещё с детства интересовался духовными вещами и посещал храм. Затем учился на медика, служил по специальности в армии, а в 1983 году принял сан священника.

Он начинал духовную деятельность в Ульяновской области, участвовал в Поместных соборах, получил образование в Ленинградской духовной академии.

Митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков)

В 1990 его назначили епископом Уфимским и Стерлитамакским и посвятили в сан архимандрита. Об эффективности его труда говорят цифры: количество приходов за пятнадцать лет его службы возросло в семь раз — с 30 до 200.

Уфимская епархия

Уфимская епархия (Уфимская и Мензелинска я), церк.-адм. единица в Русской православной церкви, в состав к-рой входили терр. совр. Чел. обл. Как самостоят. Оренб. и Уфим. епархия с архиерейской кафедрой в Уфе учреждена Указом имп. Павла I от 27 сент. 1799. В ее состав из Казанской епархии вошли Белебей, Бирск, Мензелинск, Оренбург, Стерлитамак, Уфа; из Тобольской епархии — Верхнеуральск, Троицк, Чел. В 1859 Оренб. и Уфим. епархия разделилась на Оренб. и Урал. (центр в Оренбурге) и Уфим. и Мензелинскую (центр в Уфе). К Оренбургской епархии отошли частично терр. Верхнеуральского уезда, Троицкого уезда и Челябинского уезда. По этому поводу возник конфликт между уфим. и оренб. епархиальными архиереями. В результате по указу Святейшего Синода от 14 мая 1861 в Оренб. епархию были включены терр. 3 спорных уездов в полн. составе, но наиб. густозасел. и освоенные правосл. поселенцами районы оказались в составе У. е. К ней же отошли терр. заводов, входивших в Златоустовский горный округ, Катавский горн. округ, Симский горный округ и Юрюзанский горн. округ. В 1859—1917 У. е. возглавлялась епархиальными архиереями в сане епископов. Состояла из приходов, объедин. в благочиния, муж. и жен. монастырей. В 1865 после разделения Оренбургской губернии к У. е. был причислен выдел, из Троицкого Златоустовский уезд с 10 церквами. Преосвящ. Порфирий в 1860 переведен на Томскую кафедру, а еп. Антоний в 1862 назначен чл. моск. синодальной конторы. К 1897 православные составляли 43,7% нас. Уфимской губернии. Преобладание мусульм. населения и более развитая инфраструктура исламских религ. учреждений создавали сложности при управлении епархией. В 1891 на 890789 правосл. жит. приходилось 315 церквей, на 102806 крещеных инородцев — 25 храмов, т. е. на 1 церковь приходилось 2828 правосл. жит., 4112 чел. крещеных представителей неслав. народов, в то время как на 1 мечеть — 770 мусульман. В 1899 в У. е. насчитывалось 349 правосл. церквей, 360 священников, в то время как мечетей было 1555, мулл — 4665. В 1910 в У. е. было 6 муж. и 6 жен. монастырей, в т. ч. Воскресенский единоверческий монастырь в Златоуст. уезде. В муж. монастырях (по сведениям на 1901) насчитывалось 29 монахов и 82 послушника, в жен.— 204 монахини и 1057 послушниц. В 1911 в У. е. действовало 526 церквей (7 соборных, 432 приходские, 21 домовая, 6 кладбищ., 22 приписные); в нач. 1920-х гг.— более 700 церквей (включая приписные, единоверч. и молитв. дома), 16 монастырей, духовная семинария, духовное и епархиальное уч-ща. При церквах было организовано 388 библиотек, при монастырях — 4 больницы и 3 богадельни. С установлением Советской власти началось разрушение церк. структур, приведшее к ликвидации У. е. В 1919—39 были закрыты все духовно-уч. заведения, монастыри и храмы. В 1939 на территории быв. У. е. действовала только 1 Сергиевская церковь в Уфе. В 1944 У. е. была восстановлена; к 1956 в ней значилось 42 церкви; к сер. 1960-х гг. осталось 17 приходов; в 1990 — 30. К 2005 насчитывалось ок. 200 приходов (из них 10 в Уфе), 5 монастырей, более 200 священнослужителей. Уфим. кафедру занимали еп. Порфирий (П. И. Соколовский; 1859—60), Филарет (Ф. Ф. Малышевский; 1860—69), Петр (Екатериновский; 1869—76), Никанор (А. И. Бровкович; 1876—83), Дионисий I (Д. В. Хитров; 1883—96), Иустин (М. Полянский; 1896— 1900), Антоний 111 (А. П. Храповицкий; 1900—02), Климент (Б. Верниковский; 1902—03), Христофор (Смирнов; 1903—08), Нафанаил (Троицкий; 1908—12), Михей (Алексеев; 1912—13), Андрей (А. А. Ухтомский; 1913—21).

Святыни

Среди важных и значимых святынь Башкирии главной является кафедральный собор Рождества Богородицы в Уфе. Этот высокий небесно-голубой храм располагается в Кировском районе и является самым вместительным в республике — в него может поместиться до нескольких тысяч прихожан единоразово.

Интерьер кафедрального храма в Уфе

В соборе хранятся реликвийные мощи святых:

  • Николая Чудотворца;
  • Нины Грузинской;
  • Пантелеимона Целителя;
  • Георгия Победоносца;
  • Елисаветы и Варвары;
  • Сергия Радонежского.

Среди святынь храма находятся и образа: икон Живоначальной Троицы и Тайной Вечери. Паломники могут посетить храм в любой день недели.

Еще одна значимая святыня — это Успенский Свято-Георгиевский монастырь. Относительно молодой (учрежден в 1901 году), он является крупнейшим в Башкирии. Во времена СССР обитель пустовала, но в 1994 году ее открыли и провели реставрационные работы. Тут хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, мощи апостола Луки и часть дуба Мамврийского.

На заметку! Из-за значимости реликвий, монастырь стал обязательным пунктом в списке паломников епархии, несмотря на то что расположен в 100 км от областного центра.

Обязательным к посещению является также храм Спаса Нерукотворного, который был возрожден дважды: вначале после страшного пожара в 1821 году и после полного закрытия и разрушения в 1929 году. Построена изначально была Спасская церковь, которую воздвигли в честь одноименной иконы.

Во время Крестного хода образ Спаса Нерукотворного внезапно поднялась — в честь этого события и воздвигли храм. После становления СССР здания передали под кинотеатр, а после использовали как общежитие. Часть здания рухнула, а архитектура везде очень пострадала.

Храм Спаса Нерукотворного в Уфе

В 1994 году храм вернулся в РПЦ и в 2004 закончилась его полная реставрация. Сегодня здесь проводятся молебны по воскресеньям с участием иконы Спаса Нерукотворного, а все здания стало памятником истории и культуры.

Паломническое движение крайне развито в Башкирии, поэтому при епархии функционирует специальный отдел, который поможет в организации поездок любой сложности и длительности.

Собор Уфимских святых

Особо почитают в Башкирии всех священников, которые пострадали от атеистической власти большевиков и причислены к сонму святых. В честь них утвержден особый праздник — Собор Уфимских святых. Он был учрежден Священным Синодом летом 2008 года и отмечается как память всем тем священникам и монахиням, которые пострадали в годы кровавого красного террора от рук большевиков.

Среди них епископ Симон (Шлеев), который был убит из револьвера в 1921 году, игумения Маргарита, убитая в резне за Мензелинск, а также священники, которые были приговорены к расстрелу или убиты на месте, при разграблении храмов.

Собор Уфимских святых отмечается 21 мая — в день памяти преподобного Моисея Уфимского.

Социальная деятельность Уфимской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector