Школьная энциклопедия

Цезарь исправляет путаницу в календаре

Юлианский календарь был введён римским императором Юлием Цезарем. Случилось это в 46 году до нашей эры. Это была совсем не прихоть, а попытка исправить ошибки лунно-солнечного календаря, который составлял основу действующего римского. В нём было 355 дней, поделённых на 12 месяцев, что было короче солнечного года на целых 10 дней. Для исправления этого несоответствия римляне добавляли 22 или 23 дня к каждому следующему году. То есть високосный год уже тогда был необходимостью. Таким образом год в Риме мог длится то 355, то 377 или 378 дней.

Что ещё более неудобно, високосные дни или так называемые вставочные, не добавлялись согласно какой-то системе, а определялись верховным священником Коллегии понтификов. Тут в дело вступал негативный человеческий фактор. Понтифик, пользуясь своей властью над временем, продлевал год или сокращал, преследуя личные плитические цели. Конечным результатом всего этого безобразия стало то, что римский обыватель не имел понятия какой именно нынче день.

Нужно было навести порядок.

Чтобы привести в порядок весь этот календарный беспредел, Цезарь призвал лучших философов и математиков империи. Он поставил им задачу создать календарь, который синхронизировался бы с солнцем сам, не требуя человеческого вмешательства. По расчётам учёных того времени, год длился 365 дней и 6 часов. Результатом поставленной Цезарем задачи стал календарь длиной в 365 дней с добавлением дополнительного дня каждые четыре года. Это нужно было для того, чтобы компенсировать 6 потерянных часов каждый год.

Современная наука уточняет, что нашей планете требуется 365 дней, 5 часов, 48 минут и 45 секунд, чтобы один раз обойти вокруг Солнца. То есть новоиспечённый календарь тоже не был точным. Тем не менее это действительно была масштабная реформа. Особенно по сравнению с существующей тогда календарной системой, которая была просто беспорядочным безобразием.

Юлий Цезарь.

История григорианского календаря

В 1582 году глава Римской католической церкви папа Григорий XIII утвердил во всем католическом мире новый календарь. Он получил название григорианского. Несмотря на то, что по юлианскому календарю Европа прожила более 16 столетий, папа Григорий XIII считал, что реформа летоисчисления необходима для определения более точной даты празднования Пасхи. Еще одной причиной называлась необходимость возвращения дня весеннего равноденствия к 21 марта.

В свою очередь Собор восточных православных патриархов в Константинополе в 1583 году осудил принятие григорианского календаря как подвергающего сомнению каноны Вселенских Соборов и нарушающего ритм богослужебного цикла. И действительно, в некоторые годы он нарушает основное правило празднования Пасхи. Иногда католическое Светлое Христово Воскресенье выпадает на день раньше иудейской Пасхи, что запрещается канонами церкви.

Первоначальной целью григорианского календаря было изменения даты Пасхи

В 1582 году Папа Григорий VIII ввел свой календарь. Европа в это время использовала юлианский, впервые введенный Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. Так как система римского императора расходилась с длительностью солнечного года на 11 минут, календарь начал отставать от сезонов. Это и обеспокоило Григория, поскольку Пасха, которая традиционно праздновалась 21 марта, с каждым годом все дальше отдалялась от весеннего равноденствия.

Хороший папа: как изменилось представление об отцах в России

Рисует с 14 лет: уличный художник делает стены прозрачными с помощью красок

Въезд в Грецию для россиян: продлено ограничение — до 500 граждан в неделю

Юлианский календарь на Руси[править | править код]

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летосчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летосчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летосчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летосчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года (19 (29) декабря 1699 года) после 31 декабря 7208 года следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…»

7208 год, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.

В чем отличия григорианского и юлианского календарей

Оба календаря состоят из 365 дней в обычный год и 366 дней в високосный год, имеют в составе 12 месяцев, 7 из которых по 31 дню и 4 по 30 дней, следовательно, в феврале — либо 28, либо 29 дней. Отличие заключается только в периодичности наступления високосных лет.

По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые 3 года. В таком случае получается, что календарный год оказывается длиннее астрономического на 11 минут. То есть по этому летоисчислению через 128 лет появляется лишний день.

Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Однако, в нем заложено исключение – это те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Благодаря этому лишние сутки накапливаются лишь через 3200 лет.

Основная разница между григорианским и юлианским календарем заключается в том, как исчисляются високосные года. Поэтому с течением времени наращивается разница в датах между календарями. Если в 16 столетии она составляла 10 дней, то в 17 она увеличилась до 11, в 18 веке она была равна уже 12 дням, в 20 и в 21 веках – 13 дням, а к 22 веку она достигнет 14 дней.

Конечно, в отличие от григорианского календаря, юлианский очевидно более простой для летоисчисления, но он опережает год астрономический. Григорианский календарь был основан на юлианском и является более точным. Однако по мнению Православной церкви, григорианский стиль нарушает очередность многих библейских событий.

В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, использующие первый стиль православные церкви с 2101 года будут отмечать Рождество не 7 января, как сейчас, а 8 января. В литургическом календаре дата Рождества все также будет соответствовать 25 декабря.

В государствах, где к началу 20 века использовался для летоисчисления юлианский календарь, например в Греции, даты всех исторических событий после 15 октября 1582 года номинально отмечаются в те же числа, когда они произошли, без переносов.

Как пересчитывать прошлые даты?

Если бы историки всего мира не договорились о том как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.

Какие бывают ошибки пересчета дат?

  1. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день — 23 апреля 1616 года. На самом деле Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году, и на 11 дней позже чем Сервантес (который умер 22 апреля, но был похоронен 23 апреля).
  2. Есть и другого рода ошибки, когда для получения даты исторического события по григорианскому календарю зачем-то добавляют число дней, составлявших разницу между календарями на момент перехода страны на новый стиль календаря. То есть распространяют разницу числа дней календарей в глубь веков.
    Такую ошибку продемонстрировала наша госдума, назначив государственный праздник на 4 ноября — депутаты к дате взятия Китай-Города 22 октября 1612 года прибавили 13 дней, хотя разница между календарями тогда составляла лишь 10 дней. Это уже не говоря о том что собственно Кремль, а вернее кремлевский гарнизон польских войск сдался еще много позже и этой даты.
    Кроме этого госдума также бесдумно назначила некоторые памятные воинские даты:
    • Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года, памятную дату назначили на 28 апреля (разница опять 13 дней);
    • День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года, дату зачем-то назначили на на 21 сентября (13 дней);
    Причем эти ошибки выборочные, большая часть дат верно подсчитаны, что особенно подчеркивает небрежность пересчета ранее упомянутых дат:
    • День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня 1709 года, дату справедливо назначили на 8 июля (11 дней);
    • День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа 1812 года, дату правильно назначили на 5—7 июля (12 дней);
  3. Если в историческом событии участвовали две страны в разные века перешедшие на новый стиль, небрежные историки обоих стран могут внести еще большую сумятицу, по незнанию пересчитывая старинную дату каждый по своему. Те же шведы дату невской битвы (15 июля 1240 по юлианскому календарю) могли бы неправильно пересчитать в 26 июля по григорианскому календарю (+11 дней), а наши такие же горе-историки пересчитали бы в 28 июля (+13 дней).

Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат:

  • Для обозначения всех дат до 1582г н.э. чаще всего используется юлианский календарь, введённый с 1 января 45 года до н.э.
  • Даты до введения юлианского календаря 1 января 45 года до н. э. обозначаются по т.н. пролептическому юлианскому календарю. Пролептический (от греч. «предвосхищающий») календарь — календарь, расширенный на период до его введения. Проще говоря, даты считают по юлианскому календарю, несмотря на то что календарь еще не был даже придуман.
  • Для пересчета дат после 1582г в тех странах где на момент исторического события продолжал действовать юлианский календарь, дату пересчитывают в григорианский календарь добавляя то число дней, на которое отличались календари на момент совершения события.
  • В регионах, где вообще не использовался юлианский календарь, датировка всех событий производится по пролептическому григорианскому календарю (определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года).

История возникновения

Дата утверждения Григорианского календаря — 4.10.1582. Данный календарь заменил действующий до этого времени Юлианский календарь. Большинство современных стран живёт именно по новому календарю: взгляните на любой календарь, и вы получите наглядное представление о Григорианской системе. Согласно Григорианскому исчислению, год разделён на 12 месяцев, продолжительность которых – 28, 29, 30 и 31 день. Календарь введен Папой Римским Григорием XIII.

Переход на новое исчисление повлек следующие перемены:

  • На момент принятия Григорианский календарь сразу сдвигал текущую дату на 10 суток и исправлял накопленные прежней системой ошибки;
  • В новом исчислении стало действовать более корректное правило определения високосного года;
  • Были модифицированы правила вычисления дня христианской Пасхи.

В год принятия новой системы к летоисчислению присоединились Испания, Италия, Франция, Португалия, через пару лет к ним присоединились другие страны Европы. В России переход на Григорианский календарь состоялся только в XX веке – в 1918 году. На территории, находящейся к тому времени под контролем Советской власти, было объявлено, что после 31.01.1918 года сразу будет следовать 14 февраля. Долгое время граждане новой страны не могли привыкнуть к новой системе: введение Григорианского календаря в России вызвало путаницу в документах и умах. В официальных бумагах даты рождения и прочие значимые события долгое время указывались по строму и новому стилю.

Кстати, Православная Церковь до сих пор живёт по Юлианскому календарю (в отличие от католической), поэтому дни церковных праздников (Пасха, Рождество) в католических странах не совпадают с российскими. По мнению высшего духовенства Православной Церкви, переход на Григорианскую систему приведет к каноническим нарушениям: правила Апостолов не разрешают начинать празднование святой Пасхи в один день с Иудейским языческим праздником.

Позже всех на новую систему отсчета времени перешёл Китай. Это случилось в 1949 году после провозглашения КНР. В том же году в Китае было установлено принятое во всём мире исчисление лет – от Рождества Христова.

Основные отличия

Теперь, когда вкратце известная история и отличия каждого из календарей друг от друга, разберем их использование в мире. Во-первых, оба календаря существуют до сих пор, однако Григорианский обрел большую популярность и его используют в большинстве стран мира. Юлианский же обрел некую специализацию, так как по нему рассчитывают христианские праздники.

Так, оба календаря содержат в себе 365 дней и 366 в високосный год. У каждого стандартные 12 месяцев, где февраль заканчивается 28 или 29 числа. Основное же отличие составляет период наступления високосных лет. Именно это и является предметом споров церквей.

Если же говорить конкретно о России, то это одна из последних стран, в которой была принята реформа по использованию Григорианского календаря. Это произошло в 1917 году после Октябрьского переворота. Юлианский календарь ознаменовали как «мракобесный», а Григорианский «прогрессивный». Следом, но уже в 1923 году, РПЦ также пытались перевести на Григорианский календарь. Однако церковь твердо отказалась, изменить ее мнение даже не помогло то давление, которое было оказано на Патриарха Тихона. И все христиане по наставлениям апостолов продолжали жить по Юлианскому календарю, рассчитывая по нему праздники и прочие даты. Тем не менее, те же католики и протестанты сейчас живут по Григорианскому календарю.

Так, в православии принято считать, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий, описанных в священном писании. Следствием этого становится нарушение устоявшихся канонов. Например, апостольские правила ни в коей мере не допускает того, чтобы святая Пасха отмечалась ранее Пасхи иудейской. И именно переход на новый календарь мог нарушить пасхалию.

Последствия реформ

Если брать во внимание мнение специалистов и людей, которые профессионально занимаются астрономией, то они абсолютно уверены в точности Григорианского календаря. Они считают, что он не нуждается в изменениях, хотя вопросы о его изменении до сих пор остаются актуальны

Альтернативное же решение заключается в том, чтобы изменить не календарь, а перегруппировать дни в году. Если взять ключевой аспект в новой структуре, то новый год будет начинаться с конкретного дня, например воскресенья. Ведь в данный момент месяцы могут быть как 28, так и 31 день. Помимо этого, длина целого квартала изменчива и второе полугодие длиннее первого на три или четыре дня. В совокупности такие небольшие аспекты производят глобальные нарушения и затруднение функционирования не только церкви, но и бытовых служб.

Римская версия юлианского календаря

Введена примерно в 750 г. до н.э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось произвольным решением жрецов, даты до 8 г. н.э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях.

Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condita) — 753/754 г. до н.э.

Внимание!
В нашем конвертере даты до 753 г. до н.э

не вычисляются, т.к. в римском календаре не имеют исторического смысла.

Названия месяцев

Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями при слове mensis — месяц:
m. Januarius; m. Februarius; m. Martius; m. Aprilis; m. Majus; m. Junius; m. Julius; m. Augustus; m. September; m. October; m. November; m. December.

Бог времени — Янус двуликий и Майя — богиня плодородной земли

Римляне как и мы имели 12 месяцев (вернее это современный мир позаимствовал у них эти месяцы, зачастую с названиями), но год у них начинался с марта.
Месяцы получили свое название от имен богов, людей, праздников и просто чисел:

Современное имя Римское имя в честь:
11 January Ianuarius Janus — God
12 February Februarius Februa — festival
1 March Martius Mars — God
2 April Aprilis ?
3 May Maius Maia — Goddess
4 June Iunius Iuno — Queen of the Gods
5 July Iulius / Quinctilis Iulius — Caesar / 5 (quinque, пятый)
6 August Augustus / Sextil Augustus — Emperor / 6 (sex, шестой)
7 September September 7 (septem, седьмой)
8 October October 8 (octo, восьмой)
9 November November 9 (novem, девятый)
10 December December 10 (decem, десятый)

Числа месяца

Число внутри месяца определялось по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (Kalendae); 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны (Nonae); 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды (Idus). Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре, в остальные месяцы Ноны — на 5-е, а Иды — на 13-е число.
Например, 22 августа 80 г. н.э. обозначали так: за одиннадцать дней до сентябрьских Календ (ante diem XI Kalendas Septembres).

Первые числа месяца определяли, отсчитывая дни от предстоящих Нон, затем, когда Ноны проходили — от Ид, и последние дни определялись от будущих Календ. Если день приходился на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня ставилось в abl.pl., например: 1-го февраля — Kalendis Februariis, 15-го марта — Idibus Martiis, 5-го апреля — Nonis Aprilibus. День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначался словом pridie (накануне) с acc.: 31-го января — pridie Kalendas Februarias, 14-го марта — pridie Idus Martias, 4-го апреля — pridie Nonas Apriles.

Дни недели

Хотя само деление на недели по семь дней появилось еще в древнем Вавилоне, семь дней недели стали стандартом примерно в 3 веке нашей эры. Имена дни недели получили по небесным телам:

1 Monday dies Lunae The Moon (Луна)
2 Tuesday dies Martis Mars (Марс)
3 Wednesday dies Mercurii Mercury (Меркурий)
4 Thursday dies Iovis Jupiter (Юпитер)
5 Friday dies Veneris Venus (Венера)
6 Saturday dies Saturni Saturn (Сатурн)
7 Sunday dies Solis The Sun (Солнце)

Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н.э. Эта дата произвольна и была избрана историками лишь для согласования различных систем летоисчисления.

Лилианская дата — это астрономический способ измерения времени, при котором считается количество дней, прошедших с введения григорианского календаря (00:00:00 15 октября 1582 года).

Дата меняется в полночь по всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time, или UTC). Лилианская дата 15 октября 1582 года имеет порядковый номер 1. Лилианскую дату можно получить из юлианской даты путём вычитания 2 299 160,5 и исключения из результата десятичной дроби. (с)Основа скрипта взята с несуществующего в настоящее время сайта http://www.24hourtranslations.co.uk/dates.htm

Лунный календарь

За одни сутки Земля совершает один полный оборот вокруг собственной оси. За год она проходит один раз вокруг Солнца. Солнечный или астрономический год длится триста шестьдесят пять суток пять часов сорок восемь минут сорок шесть секунд. Следовательно, целого числа суток не существует. Отсюда сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени. Древние римляне, греки пользовались удобным и простым календарем. Возрождение Луны происходит с интервалом в 30 суток, а если быть точными, в двадцать девять суток двенадцать часов и 44 минуты. Именно поэтому счет дням, а затем и месяцам можно было вести по изменениям Луны.

Вначале в этом календаре было десять месяцев, которые были названы в честь римских богов. С третьего века до Рождества Христова в древнем мире использовался аналог, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, который давал погрешность в величине солнечного года в один день.

В Египте пользовались солнечным календарем, составленном на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней. По его истечении добавлялось еще пять дней. Это формулировалось как «в честь рождения богов».

Юлианский и григорианский календарь

Юлианский календарь ввел в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь. Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры. Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, ну и дальше все как мы знаем — 12 месяцев, 365 дней, иногда 366.

Именно этим «иногда» он и отличается от григорианского календаря.

Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца — тропический год — Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться — уходить вперед почти на четверть дня. В юлианском календаре поступили просто — для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год будет високосным (annus bissextus), и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.25, уже гораздо ближе к настоящего тропическому году.

Но недостаточно близко — теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, например, астрономическое весеннее равноденствие, начинают смещаться к началу календарного года.

Расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным, зафиксированным 21 марта, становилось все более явным, и поскольку к весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что-то делать.

Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь. Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. Также была устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 4 октября 1582 года должно наступить сразу 15 октября.

В новом календаре средняя продолжительность года была 365.2425 дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.

Как говорится, «ну а точнее нам и не надо». Или, скажем так — это уже будут проблемы наших отдаленных потомков. В принципе, можно будет объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение года будет 365.24225, с еще более меньшей ошибкой.

Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году, ну и до самого конца держалась только православная Греция, которая приняла григорианский календарь только в 1929 году.

Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например, Русская и Сербская. Юлианский календарь продолжает отставать от григорианского — на одни сутки каждые сто лет (если вековой год не делится на 4 без остатка), или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней.

Калькулятор ниже переводит дату из григорианского календаря в юлианский и наоборот. Как им пользоваться — вводим дату, в поле «Юлианский календарь» отображается дата юлианского календаря, как если бы введенная дата относилась к григорианскому календарю, а в поле «Григорианский календарь» отображается дата григорианского календаря, как если бы введенная дата относилась к юлианскому календарю.

Отмечу также, что до 15 октября 1582 григорианского календаря не существовало в принципе, поэтому говорить о григорианских датах, соответствующих более ранним юлианским датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector