Светское государство: характеристика, признаки

Альтернативные модели государственного устройства

Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

  • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
  • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

Светские государства в мире[править | править код]

Североамериканские страны, около трети европейских и африканских стран, а также некоторые азиатские страны называют себя светскими в своих конституциях или других официальных документах.

Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, Киргизия и Азербайджан, Албания.
Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и другие).

Религия не отделена от государства и в Израиле. На территории Израиля могут быть заключены лишь религиозные браки, действуют ограничения на работу многих заведений и общественного транспорта в субботу, а в государственных и армейских заведениях обязателен Кашрут. Наличие государственного раббанута (равината), заведующего браками, разводами, ограничениями в субботу и кашрутом, является главным препятствием на пути к отделению религии от государства.

Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определённого типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

Деятельность религиозных организаций

В нашей стране для церкви и всех религиозных организаций предоставлена свобода в деятельности, не противоречащей законам. Государство не определяет и не навязывает гражданам какого-либо отношения к религии, признает деятельность организаций в данной сфере независимой, не возлагает на эти объединения полномочий государства и органов местного самоуправления.

Принципы светского государства отделяют систему образования от религии, поэтому церковь и другие объединения не участвуют в системе школьного образования. Также они не могут принимать участие на выборах федерального и местного уровня. Деятельность религиозных объединений регламентируется законами федерального уровня.

Ранее деятельность подчинялась Закону 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», далее был издан новый федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В статье 4 действующего закона обозначен конституционный принцип, который отделяет друг от друга деятельность государства и религии, а также регламентирует отношения между ними.

По данному закону РФ, как государство, обязано обеспечить:

  • невмешательство в отношение граждан к религии, к вопросам формирования отношения детей к религии. Родители вправе самостоятельно воспитывать своих детей, руководствуясь собственными убеждениями и обозначенными правами ребенка, в том числе и на свободу вероисповедания;
  • свободу для религиозных объединений от необходимости участвовать в работе органов государственного и местного управления, государственных учреждений;
  • невмешательство во внутренние вопросы религиозных организаций при условии, что те соблюдают установленные законами нормы;
  • светский характер системы образования на государственном и местном уровнях.

Это означает, что в работе органов государственной власти и местного уровня неуместны религиозные церемонии и обряды, служебное положение и продвижение по карьере для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других лиц не могут зависеть от их вероисповедания и отношения к религии.

Принцип отделения религиозных объединений гарантирует:

  • неспособность церкви и других организаций исполнять полномочия органов власти;
  • свободу религиозных деятелей от участия в выборах любого уровня;
  • свободу от участия в деятельности политических объединения, оказания им материальной помощи.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Религиозные организации функционируют отдельно от государственных структур, но это не означает, что они ограничены в конституционных правах. Представители духовенства, как и все граждане, которые являются приверженцами определенной религии, могут участвовать в демократическом процессе в качестве избирателей на выборах государственного и местного значения, политических партий, а также на референдумах общественного значения.

Замечание 1

Государство принимает во внимание просьбы религиозных объединений по объявлению религиозных праздников нерабочими днями. Например, всероссийским выходным днем является 7 января, в этот день православные христиане отмечают праздник – Рождество Христово

Государство отделено от религии в правовом плане, но это не означает, что оно не может оказывать материальную помощь. Государство поддерживает религиозные объединения посредством финансового содействия в содержании и восстановлении значимых зданий, объектов, которые считаются памятниками культуры и истории, а также в предоставлении льгот, например, налоговых. Также государство оказывает помощь в организации образовательной работы религиозных объединений.

История концепции и её реализации[править | править код]

В Древней Греции гражданская жизнь людей была в значительной степени отделена от религии. Однако всё мировоззрение было пронизано религиозными ценностями, а каждый народ приписывал себе покровительство какого-либо бога. В системе воззрений греков и других народов на государство и мир над верховной властью так или иначе стояло высшее божество. Долгое время глава государства считался помазанником божьим или вовсе отождествлялся с богом. Таким образом, государство было неразрывно связано с религией, светская власть так или иначе зависела от Церкви.

Одним из первых мыслителей, разделивших власть государственную и власть божественную, был Аврелий Августин. Он преодолел слияние божественной и мирской власти, говоря о том, что они должны быть разведены, однако им необходимо помогать друг другу для лучшего управления. Хотя Августин ещё не употреблял самих терминов «светское государство», «светская власть», говоря о государственной власти, он имел в виду именно их. Однако, несмотря на то что в его системе была выделена сама идея светской власти, не связанной с Церковью, сама эта власть, по его мнению, стояла ниже последней.

Мартин Лютер, также принадлежа к противникам слияния государственной и церковной власти, говорил о необходимости жёсткого разграничения их сфер деятельности, при этом отдавая явное преимущество власти церковной. В его рассуждениях также выражена идея о светской власти, которая не имеет никакого отношения к божественному провидению, но которая должна в первую очередь защищать Церковь и её сторонников от зла, которого в мире больше, чем добра.

К идее светского государства обращался и Жан Боден в процессе поиска путей урегулирования споров во Франции между протестантами и католиками. Он пришёл к выводу, что только государство, основанное на ценностях веротерпимости, способно предотвратить подобные споры.

В начале XVII века активно развивали идею светского государства и английские философы. Так, Томас Гоббс писал о том, что только светская сильная власть способна предотвратить человечество от возвращение в состояние войны «всех против всех». Один из родоначальников классического либерализма, Джон Локк, писал о необходимости создания светского государства на основе веротерпимости, так как выбор вероисповедания — пространство свободы каждого человека.

Значительный прорыв в разработке идей светского государства произошёл в эпоху Просвещения. Такие мыслители как Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Вольтер и другие выступали за свободу вероисповедания и отказ церкви от участия в управлении государством. В это время происходила разработка уже целостной концепции светского государства в Америке, автором которой стал Томас Джефферсон. Он писал о необходимости соблюдения свободы слова, свободы вероисповедания, выступал против института государственной религии, считая все религии равноправными.

В Россииправить | править код

В эти же годы происходит и зарождение общественно-политической мысли в России. Так, идеолог Петра I Феофан Прокопович, опираясь на ценности православия, высказал идею о необходимости подчинения церкви светскому самодержавному монарху, а отделение её от государства считал пороком католицизма. Кроме того, он положительно отзывался об учреждении Синода, считая коллективное управление церковными делами наилучшим. В его сочинениях нашло своё отражение не только стремление оправдать реформы царя, но и ещё раз обличить действия патриарха Никона, который считал, что «священство выше царства».

В дальнейшем многие русские мыслители укреплялись во мнении об одновременной необходимости веры для русского человека и о подчинённом положении церкви по отношению к светской самодержавной власти. Так, Владимир Соловьёв писал о том, что церковь просто не может конкурировать в борьбе со светской властью. Бердяев же писал о том, что ввиду различия происхождения религии и государства, а также разницы в их назначении, церковь не должна стремиться заменить собой государство, а то, в свою очередь, не должно вмешиваться в духовную жизнь граждан, выполняя лишь свои прямые светские функции.

Особенности светского государства

Замечание 1

Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.

Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.

Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами. Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания. Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.

Бывшие светские государства

  • Конфедеративные Штаты Америки (1861–1865)
  • Демократическая Республика Афганистан

    Афганистан стал светским государством , после советского вторжения , но ислам снова стал официальной религией в 1987 году.

    (1980–1987)

  • Доминион Пакистана (1947-1956)
  • Императорское государство Иран

    Иран был светским государством до 1941 года, когда он сверг Реза-шаха . После переворота 1953 года он снова был светским государством до исламской революции 1979 года, в результате которой был свергнут Мохаммад Реза Пехлеви и образовалась исламская республика .

    (1925–1941, 1953–1979)

  • Ирак

    Ирак стал светским государством в 1932 году после обретения независимости. Однако ислам стал государственной религией Ирака в 2005 году после принятия новой конституции Ирака .

    (1932–2005)

  • Самоа

    В 2017 году законодательное собрание Самоа одобрило поправку к конституции, согласно которой христианство было признано государственной религией.

    (1962–2017 годы)

Базовые виды государства

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

Пример 1

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Определение 1

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Пример 2

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Светское государство

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Православие в России

Юридически церковь отделена от государства, но она неразрывна связана с обществом. Граждане страны вправе лично принимать решение исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. Люди выбирают себе веру добровольно и добровольно участвуют в религиозных обрядах или игнорируют их. Именно такой порядок обеспечивает корректное взаимоотношение между разными религиозными объединениями, обеспечивает согласие и мир в такой многонациональной и неоднородной стране, как Россия. Вторая часть статьи 14 Конституции определяет все религиозные организации равными перед между собой и с точки зрения закона. В этом заложено не только правовое, но и моральное равенство всех религий.

В нашем государстве сложились особые социальные и исторические условия для развития религий, в результате которых самой широко представленной религией по количеству приверженцев стало православие. Данная особенность закреплена преамбулой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится о том, что Россия, как светское государство, признает вклад православия в историю своего становления, в культурную и духовную составляющую жизни общества. При этом сохраняется уважение к исламу, иудаизму, буддизму и другим религиям, многие из которых также оказали содействие в формировании свободы совести и вероисповедания.

Русская православная церковь и все ее представители придерживаются позиции поддержания согласия и гармонии в отношениях с государством, невозможности противопоставление религии и государства. Церковь была отделена от государства, но это не означает начало политики конфессионального равнодушия.

Замечание 2

Священник Алексей Николин выразил свое мнение относительно взаимодействия государства и церкви. Он считает, что основой взаимоотношений должна быть гармония, которую называют «симфонией властей» (consonatia), когда церковь и государство сотрудничают без стремления подчинить друг друга. По словам священника, именно к такому укладу стремились все православные христиане, проживающие в России.

Аналогичное видение должно распространяться на все конфессии и религии, тогда они смогут сосуществовать в согласии, сотрудничать ради соблюдения интересов своих прихожан, действовать в соответствии с Конституцией и законами.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основные черты[править | править код]

Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.

Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства, как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнёрства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить четыре типа светских государств:
преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Права человека в секулярном государстве

Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:

  • абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
  • право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
  • право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.

Положение религии в государстве

В Конституции зафиксировано два положения:

  • государственная религия отсутствует, религия не может быть обязательной;
  • государство не участвует в деятельности религиозных организаций, им нельзя делегировать функции органов государственной власти.

Отношения между религией и государством в России можно охарактеризовать, как обоюдное невмешательство. Такие взаимоотношения сложились исторически, в истории государства были разные периоды: прямого влияния религии на государственные вопросы, ущемления интересов сторонников определенных верований, использования религии в государственных интересах, в советские времена были распространены гонения на почве религии и даже террор по отношению к верующим и представителям церкви. Именно на почве такого прошлого определилась значимость соблюдения принципов светского государства, равенства между разными религиями и независимого сотрудничества правительства и представителей духовенства.

Принципы светской державы

Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector