Святейший синод

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Причины, предпосылки и цель церковной реформы Петра I

Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.

Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович.

Семнадцатое столетие – период преобразования российского государства из монархии в абсолютную монархию. При этом, абсолютный правитель должен был опираться на постоянную армию и профессиональных чиновников, ограничивая и «подавляя» другой авторитет, самостоятельность и власть в собственном государстве.

Одним из самых первых подобных актов в России было подписание Соборного уложения в 1649 году, когда царь фактически ограничил церковную власть, что было расценено как первые признаки тог, что рано или поздно царь всё же отберёт церковные земли, что и происходит в восемнадцатом веке.

Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений. Помнил он и напряжённые взаимоотношения своего отца с Никоном, бывшим при нём патриархом. Однако, сам Пётр не сразу пришёл к необходимости проведения реформ, регулирующих отношения между государством и церковью. Так, в 1700 году после кончины патриарха Адриана, правитель останавливает данный устой на двадцать один год. При этом, спустя год он одобряет, отменённый за несколько лет до этого монастырский приказ, сутью которого как раз было управление всеми церковными изменениями со стороны государства и владение судебными функциями, которые распространялись на людей, проживающих в церковных имениях.

Как видим, в самом начале царя Петра интересовал лишь фискальный аспект. То есть, он заинтересован, насколько велики церковные доходы, приносимые патриаршей сферой и иными епархиями.

Перед окончанием долгой Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, правитель снова пытается внести ясность в форму государственно-церковных отношений. На протяжении всего периода войны так и не было понятно, будет ли созван Собор и будут ли даны Петром санкции на выбор патриарха.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Святейший Синод Русской Церкви

Первым русским патриархом был избран Иов в 1589 году. В течение последующего столетия Церковь являлась независимой от государства. Её предстоятель был практически равен царю. 

Во времена правления Михаила Фёдоровича Романова патриарший престол занимал его отец. Патриарх Филарет — в миру Фёдор Романов, 1553-1633. Глава Церкви был фактическим соправителем государя и обладал полномочиями издавать собственные царские указы. Например, в соответствии с одним из них, патриарх мог вершить суд над крестьянами подведомственных ему земель.

Попытки проведения самостоятельной политики предпринимал и патриарх Никон (1605-1681). Например, он протестовал против Соборного уложения 1649 года. Этот законодательный корпус стал первой серьёзной попыткой государства умалить роль Церкви и подчинить её себе. Конфронтация патриарха с царём, боярами и частью духовенства привела к тому, что Никона извергли из сана и простым монахом сослали в монастырь.

Возшедший на престол в конце 17 века Пётр I стремился отказаться от всего старого. Он желал построить новое государство по западному типу. Консервативная, всё ещё независимая и влиятельная Церковь воспринималась царём-реформатором как серьёзный конкурент и соперник. Для ликвидации автономности Церкви, встраивания её систему государственной власти Пётр I пошёл на радикальные меры. В 1700 году, после смерти десятого русского патриарха Адриана, царь запретил избрание очередного предстоятеля Церкви.

В 1721 году в качестве замены патриарху была основана Духовная коллегия. Вскоре она стала именоваться Святейшим (титул главы Церкви) Правительствующим Синодом. Что такое Синод? Это было действовавшее от имени императора государственное учреждение, которое занималось церковным управлением, бракоразводными делами и духовным просвещением народа. Синод состоял из назначаемых царём представителей духовенства, а также одного светского чиновника, (представителя императора) – обер-прокурора. На протяжении 18-19 веков роль последнего постепенно усиливалась.

Правовой статус

После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.

Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.

Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.

Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами. Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора

Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению

Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.

Причины и цели создания

Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.


В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод

Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.

Функции

Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:

  1. Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
  2. Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.

Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:

  • избрание епископов;
  • учреждение новых кафедр;
  • назначение епископов;
  • регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
  • осуществление цензуры всех богословских трудов;
  • регламентирование брака;
  • духовное просвещение прихожан;
  • канонизация святых.

Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).

Первенствующие члены

  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736)
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745)
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753)
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754)
  • Сильвестр (Кулябка) (1754 — 1757)
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)
  • Гавриил (Петров) (22 сентября 1770 — 16 октября 1799)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843)
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848)
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856)
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860)
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892)
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898)
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900)
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912)
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917)

Обязанности синода

Что такое синод? Думаю, вы уже прекрасно поняли смысл и значение этого слова. Теперь же вам стоит более подробно ознакомиться с обязанностями этого органа, о которых мы упоминали ранее:

  1. Попечение о неизмененном хранении и истолковании христианства, а также устоявшихся правил нравственности и благочестия, проповедуемых этой религией.
  2. Служение внутреннему единству РПЦ (Русской православной церкви).
  3. Поддержание союза с Православными Церквами из других государств.
  4. Поддержание необходимых отношений с государственными структурами, которые в полной мере соответствуют действующему уставу и законам.
  5. Планирование внутренней и внешней деятельности церкви, а также решение вопросов, возникающих на данной почве.
  6. Оценка ключевых событий, которые происходят в жизни самой церкви, в отношениях с другими конфессиями и религиями.
  7. Контроль действий всей Полноты РПЦ в ее попытках по достижению всеобщей справедливости и мира.
  8. Установка порядка владения и использования зданий и имущества, которые принадлежат Русской православной церкви.

Теперь вы знаете значение слова синод, историю этого церковного органа, а также его основные функции. Очень надеемся, что предоставленная в статье информация была вам интересна, и вы узнали из нее много нового.

Процесс учреждения Синода

После смерти патриарха Адриана 16.10.1700 г. русский царь не пошел по пути избрания нового главы церкви, а назначил экзарха – блюстителя престола российского патриарха. Им стал грамотный малороссийский митрополит Рязанский Стефан Яворский. Его возможности были существенно ограничены. В частности, он потерял возможность ведать вопросами кадрового и административного характера. 24.01.1701 г. было принято решение восстановить Монастырский приказ, который ликвидировали еще 19.12.1677 г. Именно этот приказ и стал управлять делами церковных вотчин.

В 1718 г. Петр Алексеевич озвучил указ, что с целью организации управленческой деятельности в церковных делах требуется пополнить государственную вертикаль духовной коллегией. Поэтому он поручает епископу Феофану разработать устав нового органа. Его назвали Духовным Регламентом. В 1720 Регламент подписывался архиереями. Свою подпись под документом поставили и архимандриты монастырей. Подписать документ был вынужден и Стефан Яворский, который не был сторонником такого решения царя. Духовный Регламент окончательно утвердили 25.01.1721 г. В этот же день появился и Манифест учреждения Духовной коллегии.

Президентом, возглавившим созданный Святейший Синод, стал Стефан Яворский. Кроме того, Петр Алексеевич направил в Константинополь адрес патриарха Иеремии III ходатайство, в котором просил патриархов оформить признание Синода равным их сану. В итоге в сентябре 1723 г. от Константинопольского и Антиохийского патриархов приходит грамота. В ней православные иерархи признали Синод и его статус. Официальное открытие Синода состоялось 14.02.1721 г. Тогда же вышел указ, в соответствии с которым Монастырский приказ реорганизовывался и получал статус Камер-конторы.

оПХМЖХОШ ПЮАНРШ яБЪРЕИЬЕЦН яХМНДЮ

яХМНД ЯРЮК НДМХЛ ХГ НПЦЮМНБ СОПЮБКЕМХЪ, БЯРПНЕММШУ Б ЦНЯСДЮПЯРБЕММШИ ЮООЮПЮР. тНПЛЮКЭМН НМ АШК СПЮБМЕМ Б ОПЮБЮУ Я яЕМЮРНЛ, РЮЙФЕ МНЯХБЬХЛ МЮГБЮМХЕ «оПЮБХРЕКЭЯРБСЧЫЕЦН», Ю Б XIX Б. ОН ЯБНЕЛС ОНКНФЕМХЧ БЯРЮК ОНВРХ МЮ СПНБЕМЭ ЛХМХЯРЕПЯРБ. лНМЮПУ Б «дСУНБМНЛ ПЕЦКЮЛЕМРЕ» МЮГШБЮКЯЪ «ЙПЮИМХЛ ЯСДХЕИ» яХМНДЮ. дКЪ БЯЕУ ВКЕМНБ яХМНДЮ ОНКЮЦЮКЮЯЭ ОПХЯЪЦЮ, ЙНРНПЮЪ ЛЮКН НРКХВЮКЮЯЭ НР ОПХЯЪЦХ БНЕММШУ Х ЦПЮФДЮМЯЙХУ ЯКСФЮЫХУ. дНОСЯЙЮКНЯЭ ДЮФЕ БРНПФЕМХЕ Б РЮИМС ХЯОНБЕДХ: ЕЯКХ ЯБЪЫЕММХЙ СГМЮБЮК Н ЦНРНБЪЫЕЛЯЪ ОПЕЯРСОКЕМХХ ОПНРХБ ХЛОЕПЮРНПЮ, ЕЛС ЯКЕДНБЮКН ЯННАЫХРЭ НА ЩРНЛ. тЮЙРХВЕЯЙХ ХЛОЕПЮРНП ЯРЮК ЦКЮБНИ жЕПЙБХ, ГЮ ЙНРНПШЛ НЯРЮБЮКНЯЭ ОНЯКЕДМЕЕ ЯКНБН Б БЮФМЕИЬХУ БНОПНЯЮУ ЕЕ АШРХЪ, ВЕЦН ПЮМЕЕ Б ХЯРНПХХ пНЯЯХХ МЕ АШКН, УНРЪ РЕМДЕМЖХХ Й ОНДВХМЕМХЧ жЕПЙБХ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЛ ХМРЕПЕЯЮЛ ОПНЯКЕФХБЮКХЯЭ Х Б XVI, Х Б XVII ББ.

вКЕМЮЛХ яХМНДЮ ЯРЮМНБХКХЯЭ ЙПСОМШЕ ЮПУХЕПЕХ, МЕЙНРНПШЕ ЮПУХЛЮМДПХРШ, Б XIX Б. – НАЕП-ЯБЪЫЕММХЙХ, БНГЦКЮБКЪБЬХЕ БНЕММНЕ Х ОПХДБНПМНЕ ДСУНБЕМЯРБН. оПХ яХМНДЕ АШКЮ ЯНГДЮМЮ ЙЮМЖЕКЪПХЪ, ЙСДЮ БУНДХКХ Х ЯБЕРЯЙХЕ ВХМНБМХЙХ. дКЪ ЙНМРПНКЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ НПЦЮМЮ, ЯННРБЕРЯРБХЪ ЕЦН ПЕЬЕМХИ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ ОНКЭГС СФЕ ОПХ оЕРПЕ I СВПЕФДЮКЮЯЭ ДНКФМНЯРЭ НАЕП-ОПНЙСПНПЮ. щРС ДНКФМНЯРЭ ГЮМХЛЮКХ ЯБЕРЯЙХЕ КЧДХ, МЕПЕДЙН НТХЖЕПШ, ДЮКЕЙХЕ НР ОНМХЛЮМХЪ МСФД жЕПЙБХ. б XVIII Б. ХУ ЮБРНПХРЕР МЕ АШК БШЯНЙХЛ, НМХ АНПНКХЯЭ Я ВКЕМЮЛХ яХМНДЮ ГЮ ОПЮБН МЕОНЯПЕДЯРБЕММНЦН ДНЙКЮДЮ ХЛОЕПЮРНПЮЛ Х Р.О. оПХ еЙЮРЕПХМЕ II ПНКЭ НАЕП-ОПНЙСПНПНБ ЯРЮКЮ БНГПЮЯРЮРЭ, Б Р.В. АКЮЦНДЮПЪ РНЛС, ВРН НМХ ЯРЮКХ ЙНМРПНКХПНБЮРЭ ТХМЮМЯШ яХМНДЮ. б XIX Б. НАЕП-ОПНЙСПНПШ ОПЕБПЮРХКХЯЭ Б ЙПСОМШУ ВХМНБМХЙНБ, ОПЕРЕМДНБЮБЬХУ МЮ ПНКЭ ЛХМХЯРПНБ, УНРЪ МЕЙНРНПШЕ ЛХМХЯРЕПЯЙХЕ ОПХБХКЕЦХХ НМХ ОНКСВХКХ КХЬЭ Б МЮВЮКЕ XX Б. с НАЕП-ОПНЙСПНПНБ ОНЪБХКЮЯЭ ЯНАЯРБЕММЮЪ ЙЮМЖЕКЪПХЪ. мЮХАНКЕЕ ХГБЕЯРМШ ю.м. цНКХЖШМ (1803–1817), ХМХЖХХПНБЮБЬХИ МЮВЮКН ПЮАНРШ ОН ОЕПЕБНДС аХАКХХ МЮ ПСЯЯЙХИ ЪГШЙ Х БНГЦКЮБКЪБЬХИ Б 1817–1824 ЦЦ. «ДБНИМНЕ ЛХМХЯРЕПЯРБН», ЙНРНПНЕ БПЕЛЕММН НАЗЕДХМХКН яХМНД Х лХМХЯРЕПЯРБН МЮПНДМНЦН ОПНЯБЕЫЕМХЪ; м.ю. оПНРЮЯНБ (1836–1855), ЦЕМЕПЮК, ЙНЛЮМДНБЮБЬХИ ЮПУХЕПЕЪЛХ ЙЮЙ ЯБНХЛХ НТХЖЕПЮЛХ; й.о. оНАЕДНМНЯЖЕБ (1880–1905), САЕФДЕММШИ ЙНМЯЕПБЮРНП, НЙЮГШБЮБЬХИ МЕЛЮКНЕ БКХЪМХЕ МЮ ОНКХРХЙС юКЕЙЯЮМДПЮ III Х мХЙНКЮЪ II. б РН ФЕ БПЕЛЪ МЕЛМНЦХЕ ВКЕМШ яХМНДЮ БШЯРСОЮКХ ЙЮЙ МЕГЮБХЯХЛШЕ Х БКХЪРЕКЭМШЕ ТХЦСПШ Б ЖЕПЙНБМНИ ОНКХРХЙЕ: ЯПЕДХ МХУ ЯКЕДСЕР МЮГБЮРЭ лНЯЙНБЯЙНЦН ЛХРПНОНКХРЮ оКЮРНМЮ (кЕБЬХМЮ) (1775–1812) Х НЯНАЕММН лНЯЙНБЯЙНЦН ЛХРПНОНКХРЮ тХКЮПЕРЮ (дПНГДНБЮ) (1821–1867).

яХМНД ГЮМХЛЮКЯЪ ЬХПНЙХЛ ЙПСЦНЛ ОПНАКЕЛ. нМ БШАХПЮК ЙЮМДХДЮРНБ Б ЕОХЯЙНОШ БН БЯЕУ ЕОЮПУХЪУ, ЯНГДЮБЮК МНБШЕ ЕОЮПУХХ; НРЙПШБЮК МНБШЕ ЛНМЮЯРШПХ, МЮГМЮВЮК МЮЯРНЪРЕКЕИ, ДЮБЮК ПЮГПЕЬЕМХЕ МЮ ОНЯРПХЦ ЛНМЮУНБ; ПСЙНБНДХК ЛХЯЯХНМЕПЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭЧ, ЯНГДЮБЮК МНБШЕ ЛХЯЯХХ; НЯСЫЕЯРБКЪК ХГДЮМХЕ ДСУНБМНИ КХРЕПЮРСПШ Х ДСУНБМСЧ ЖЕМГСПС, НРЙПШБЮК ЖЕПЙНБМШЕ ФСПМЮКШ; ГЮМХЛЮКЯЪ ЙЮМНМХГЮЖХЕИ ЯБЪРШУ. нДМХЛ ХГ БЮФМЕИЬХУ МЮОПЮБКЕМХИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ АШКН ПЮГБХРХЕ ДСУНБМН-СВЕАМШУ ГЮБЕДЕМХИ, ДКЪ ЩРХУ ЖЕКЕИ ОПХ яХМНДЕ АШКН ЯНГДЮМН дСУНБМН-СВЕАМНЕ СОПЮБКЕМХЕ. йПНЛЕ РНЦН, БЕДЕМХЧ яХМНДЮ ОНДКЕФЮКЮ ЛЮЯЯЮ ЛЕКЙХУ ДЕК, МЮОПХЛЕП АПЮЙНПЮГБНДМШУ ХКХ ЯБЪГЮММШУ Я ОПНЯРСОЙЮЛХ ОПЕДЯРЮБХРЕКЕИ ДСУНБЕМЯРБЮ, ЯХКЭМН ГЮРПСДМЪБЬХУ НОЕПЮРХБМСЧ ПЮАНРС ЦНЯСДЮПЯРБЕММНЦН НПДЕМЮ.

Обязанности

Синод функционировал в соответствии со статутом Церковного Регламента с целью управления и реформирования церкви. Устав гласил, что одиннадцать членов колледжа должны были принадлежать к разным классам и рангам. В состав совета входили один президент, два вице-президента, четыре члена совета и четыре асессора, и каждый член получал один голос при разрешении спора.

Синод, сформированный как реакция на взгляды Петра на Россию по сравнению с Западной Европой, представлял собой концентрацию священнослужителей, получивших обширное формальное высшее образование. Он работал, чтобы получить как можно больше спорной церковной собственности, и после принятия контроля над патриархальными владениями синод стал ответственным за жизни 6000 человек. Он должен был почитаться абсолютно во всем и обладать «патриархальной силой, честью и авторитетом».

Основными обязанностями синода были наблюдение за направлением православной веры, наставление людей по религиозным вопросам, празднование праздников и определение вопросов порядка и ритуалов. Как упоминалось ранее, Синод также подавлял еретиков, судил чудеса и реликвии и не позволял гражданам России заниматься колдовством. Синод контролировал церковную собственность и, таким образом, отвечал за создание монастырей и церквей.

яНГДЮМХЕ яБЪРЕИЬЕЦН яХМНДЮ

б XVIII Б., ЙНЦДЮ Б пНЯЯХХ ОПНХЯУНДХКХ ЯЕПЭЕГМШЕ ХЯРНПХВЕЯЙХЕ ОЕПЕЛЕМШ, Б УНДЕ ЙНРНПШУ ЯЙКЮДШБЮКЯЪ МНБШИ НАКХЙ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, ЯПЕДХ ОПЕНАПЮГНБЮМХИ оЕРПЮ I БЮФМЕИЬЕИ ОН ЯБНХЛ ОНЯКЕДЯРБХЪЛ ЯРЮКЮ ЖЕПЙНБМЮЪ ПЕТНПЛЮ. оПЮБХРЕКЭЯРБН ЯЛНРПЕКН МЮ жЕПЙНБЭ ЙЮЙ МЮ НДМН ХГ СВПЕФДЕМХИ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНЦН ЮООЮПЮРЮ, МСФДЮБЬЕЕЯЪ Б НОЕЙЕ Х МЮДГНПЕ. дКЪ ЩРНЦН ОНМЮДНАХКНЯЭ ХГЛЕМХРЭ ЯРЮПШИ ЯРПНИ ЖЕПЙНБМНЦН СОПЮБКЕМХЪ, ЯНВЕРЮБЬХИ Б ЯЕАЕ ЯНАНПМНЕ МЮВЮКН Х оЮРПХЮПЬЕЯРБН, Х СВПЕДХРЭ МЮ ЕЦН ЛЕЯРЕ МНБСЧ ЯХЯРЕЛС СОПЮБКЕМХЪ жЕПЙНБЭЧ – яБЪРЕИЬХИ оПЮБХРЕКЭЯРБСЧЫХИ яХМНД. оНД БКХЪМХЕЛ ПЕЮКХИ гЮОЮДМНИ еБПНОШ оЕРП I БНЯОПХМХЛЮК НРМНЬЕМХЪ ЯБЕРЯЙНЦН ОПЮБХРЕКЪ Х жЕПЙБХ ЯНЦКЮЯМН ОПНРЕЯРЮМРЯЙНИ ЛНДЕКХ: ЛНМЮПУ НРБЕВЮЕР Х ГЮ ЦНЯСДЮПЯРБН, Х ГЮ жЕПЙНБЭ, ЙНРНПЮЪ ДНКФМЮ ОНДВХМЪРЭЯЪ ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЛ ХМРЕПЕЯЮЛ. тХЦСПЮ ОПЕДЯРНЪРЕКЪ жЕПЙБХ, оЮРПХЮПУЮ, АШКЮ Б РЮЙНИ ЛНДЕКХ МЕСЛЕЯРМНИ Х ЯНГДЮБЮКЮ ОНРЕМЖХЮКЭМСЧ ЙНМЙСПЕМЖХЧ ТХЦСПЕ ОПЮБХРЕКЪ. оНЩРНЛС СФЕ Б 1700 Ц., ОНЯКЕ ЙНМВХМШ оЮРПХЮПУЮ юДПХЮМЮ БЛЕЯРН ХГАПЮМХЪ МНБНЦН оЮРПХЮПУЮ ОН ПЮЯОНПЪФЕМХЧ оЕРПЮ I пСЯЯЙСЧ жЕПЙНБЭ БНГЦКЮБХК ЛХРПНОНКХР яРЕТЮМ ( ъБНПЯЙХИ) Б ДНКФМНЯРХ ЛЕЯРНАКЧЯРХРЕКЪ ОЮРПХЮПЬЕЦН ОПЕЯРНКЮ. ю Б 1721 Ц. ОЮРПХЮПЬЮЪ ТНПЛЮ СОПЮБКЕМХЪ жЕПЙНБЭЧ АШКЮ НЙНМВЮРЕКЭМН СОПЮГДМЕМЮ Х ГЮЛЕМЕМЮ – Б ДСУЕ ОЕРПНБЯЙХУ ПЕТНПЛ – ЙНККЕЦХЮКЭМНИ. яНЯРЮБКЕММШИ ЮПУХЕОХЯЙНОНЛ тЕНТЮМНЛ (оПНЙНОНБХВЕЛ) «дСУНБМШИ ПЕЦКЮЛЕМР» СЯРЮМЮБКХБЮК ЯХЯРЕЛС ЦНЯСДЮПЯРБЕММНЦН ЙНМРПНКЪ МЮД ДЕЪРЕКЭМНЯРЭЧ жЕПЙБХ. яНЦКЮЯМН ЩРНЛС ДНЙСЛЕМРС ДКЪ ПСЙНБНДЯРБЮ БЯЕЛХ ЯРНПНМЮЛХ ЖЕПЙНБМНИ ФХГМХ ЯНГДЮБЮКЮЯЭ дСУНБМЮЪ ЙНККЕЦХЪ, ХКХ яБЪРЕИЬХИ оПЮБХРЕКЭЯРБСЧЫХИ яХМНД, ГЮХЛЯРБНБЮБЬХИ ЯБНИ РХРСК – яБЪРЕИЬХИ – НР оЮРПХЮПУЮ.

Отношение Петра к Церкви

Петр был полон решимости вестернизировать Россию во время своего правления, и церковь была неотъемлемой частью его кампании. Как упоминалось ранее, новая структура церкви во многом напоминала структуру европейских стран, таких как Швеция и Германия. Однако в более широком смысле Петр пытался модернизировать Россию посредством секуляризации, что было жизненно важным шагом в ходе европейской политической модернизации в то время. Секуляризация в данном случае означала институционализацию и рост богатства и власти государства в сочетании с уменьшающейся властью церкви. Церковь также стала политически подчиненной правительству, а не традиционным отношениям между церковью и государством, в которых правители, такие как Иван IV , чувствовали себя в некотором роде зависимыми от православной церкви, чтобы оставаться законным сувереном.

Петр использовал Синод, чтобы найти и наказать русских-диссидентов. Дополнение 1722 года к церковному уставу, заменившее патриарха в качестве главы церкви, требовало от священнослужителей сообщать о любых крамольных признаниях.

До создания Святейшего Синода Петр заботился об улучшении церкви. Он был особенно заинтересован в улучшении образования священнослужителей, поскольку многие из них были неграмотными и не могли совершать таинства.

В то время, когда Петр учредил синод, он также издал Духовный приказ, упомянутый выше. Одним из ключевых аспектов этого указа было то, что он игнорировал или отрицал божественность церкви и рассматривал ее в первую очередь как государственный институт.

Белое духовенство

По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.

Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.

Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.

История создания

Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.

Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.


Все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность

Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.

Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.

Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями. Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III

Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию. В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.

Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.

Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв.

На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.


Духовный Регламент 1721 года — устав Святейшего Синода

В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.

В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.

Последние годы (1912-1918)

В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.

Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.

Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.


Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода, 26 июля 1911 года

Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.

Первенствующие члены

  • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский

    • Феодосий (Яновский), первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
    • Феофан (Прокопович), первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович)

    К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы

    (15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский

  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
  • Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
  • Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Гавриил (Петров) (1775 — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
  • Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

Как работает Священный Синод

Священный Синод – орган управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами. Синод ответственен перед Собором и через Патриарха представляет ему отчёт о всех действиях за межсоборный период. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, синодальный год состоит из двух сессий: летней и зимней. Первая длится с марта по август. Вторая – с сентября по февраль. Заседания обычно закрытые и проходят в соответствии с принятым регламентом.

Повестка дня предоставляется председателем и одобряется Синодом в начале первого заседания. Члены Синода могут вносить предложения, а также поднимать вопросы, предварительно уведомив об этом председателя. Секретарь Священного Синода (управляющий делами Московской Патриархии) несёт ответственность за подготовку синодальных материалов и составление журналов заседаний. Решения принимаются общим согласием или большинством голосов (воздержаться от участия в голосовании нельзя). В случае равенства голосов решающим является голос председателя.

Помимо попечения о сохранении неповреждённой православной веры и церковном единстве, в обязанности Священного Синода входит: издание дисциплинарных постановлений; регулирование богослужебных вопросов; поддержание должных отношений Церкви с государством, а также многое другое.

Священный Синод занимается избранием и назначением архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных учебных заведений, игуменов (игумений) и наместников монастырей. Синод может создавать комиссии, занимающиеся вопросами канонизации святых, духовного просвещения, благотворительности, хранения церковно-исторических памятников и т.д.

Приведём пример одного из решений современного Синода РПЦ. В июле 2012 года Священным Синодом был официально учреждён чин поминовения некрещёных младенцев. Поскольку отпевание для них не возможно, Церковь установила данный чин, призванный упокоить душу усопшего младенца и утешить его родителей.

Причины и цели создания Святейшего Синода

Ходят слухи, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Именно по этой причине Петр I решил переманить церковь на свою сторону, сделать своим союзником, превратив ее в часть аппарата управления империей.

Создание правительствующего Синода стало завершающим этапом в церковной реформе Петра I. Данный орган был создан для того, чтобы заменить упраздненную должность Патриарха и подчинить церковь Российской империи.

Распоряжения императора должны были быть беспрекословно исполнены Синодом, так как он действовал от имени его величества.

Наверное самой главной причиной создания верховного правительствующего Синода является то, что императору был нужен крепкий и верный союзник в лице православной церкви. 

Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом. 

Полномочия Синода

Синод обладал полномочиями, необходимыми для осуществления цензуры богословских книг, церковно-исторических и канонических трудов. Данный орган осуществлял судопроизводство в первой инстанции относительно дел епископов, которых обвиняли в допущении антиканонических деяний. Синодом выносились решения окончательного значения по делам расторжения браков, а также снятия сана с духовенства. Предавал он мирян анафеме, одновременно осуществляя духовное просвещение народных масс.

Состав Синода назначался императорским указом. Представителем российского монарха в этом органе выступал Обер-прокурор.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Восстановление патриаршества и учреждение Священного Синода

В начале 20 века синодальная система всё чаще подвергалась критике со стороны представителей духовенства и православной интеллигенции. Церковь пребывала в состоянии «застоя». Назревала необходимость созыва Всероссийского Поместного собора для обсуждения восстановления патриаршества. Собор, подготовка к которому велась с начала 1900 годов, был созван лишь в августе 1917 года. Он проходил до сентября 1918 года на фоне таких значимых событий как падение монархии, свержение Временного правительства, Октябрьское восстание, начало Гражданской войны, а также издание Советом народных комиссаров декрета об отделении церкви от государства.

Общественно-политическая обстановка в стране положила конец колебаниям духовенства и подтолкнула его к принятию решения о восстановлении патриаршества. Приведём слова митрополита Митрофана (Краснопольского):

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном соборе патриархом избрали митрополита Московского Тихона (Белавина) (1865-1925). Тот же Собор учредил высший орган управления в РПЦ – Священный Синод. Это было не видоизменение старого Синода, а создание нового, теперь уже не государственного, а церковного органа под председательством патриарха. Прежний Святейший Правительствующий Синод спустя несколько месяцев был окончательно упразднён.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector