Формы правления — монархия и республика, их виды, характеристики и признаки

Содержание:

Виды народовластия

В отличие от монархий, республиканских форм правления не настолько много. В глобальном смысле бывает только два типа: президентская и парламентская. В первом случае организация верховной власти полностью ложится на плечи главы государства. Он становится лидером как страны, так и правительства.

Способы правления характерны:

  • Формирование правительства осуществляется вне парламента;
  • Органы власти ответственны перед главой государства;
  • Президент имеет намного больше полномочий.

Она же, в свою очередь, путем голосования назначает президента. Однако его можно сменить, если большая часть депутатов разочаруется.

О сословно-представительской монархии

В такой форме монархии участвуют сословные представители, которые непосредственно задействованы в составлении законов и управлении государством вообще. Здесь также ограничивается власть монарха, и происходит это в основном по причине развития денежно-товарных отношений. Это положило конец стабильности натурального хозяйства, которое тогда было замкнутым. Таким образом, возникло понятие централизации власти в политическом контексте.

Такой вид монархии был характерен для стран Европы в период с ХІІ по ХІV век. Примерами можно считать парламент в Англии, кортесы и Испании, Генеральные штаты во Франции. В России же это были Земские соборы в период с XVІ по XVII век.

Разница между монархией и республикой

Исторически большинство государств мира становились монархиями либо республиками. В чем особенности каждой из этих форм правления?

статьи

Монархия — это форма правления, при которой вся полнота политической власти (либо преобладающий объем полномочий по управлению государством) принадлежит одному человеку — монарху.

Это может быть царь, король, император, эмир. Власть в монархиях, как правило, наследуется. Либо передается в силу личного волеизъявления действующего правителя.

Решения монарха могут быть представлены указами, эдиктами или, например, декретами.

Монархии бывают неограниченными и конституционными. В первом случае решения правителя подлежат беспрекословному исполнению на всей территории страны или в тех регионах, которые монарх внес в юрисдикцию соответствующих решений.

В конституционных монархиях волеизъявление правителя может быть оспорено или дополнено решениями иных властных институтов — чаще всего парламента. Который при этом способен учреждать также и правительство.

Кроме того, те органы власти, которые разделяют с монархом полномочия по управлению государством, могут сами осуществлять законотворчество.

Обладание парламентом существенными полномочиями в конституционной монархии приближает ее к другой форме правления — республике. Изучим ее особенности далее.

Что такое республика?

Республика — это форма правления, при которой политическая власть концентрируется в руках граждан либо представительных институтов. Чаще всего — парламентов, а также функционирующих вместе с ними правительств, которые формируются при непосредственном участии населения страны — в ходе выборов.

В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви — законодательную (представленную парламентом), исполнительную (в виде правительства, а также в лице президента) и судебную. Население страны, как правило, участвует в формировании первых двух.

Решения, принимаемые органами власти в республиках, представлены различными законами и подзаконными актами. Если говорить конкретно о законах как о нормативных источниках с самой большой юридической силой, их разработка и утверждение осуществляются при последовательном участии всех ветвей власти.

Сначала они принимаются парламентом. После — одобряются правительством и реализуются подотчетными ему структурами (но могут быть и отклонены). При необходимости проверку законов на легитимность осуществляют судебные органы.

Есть республики, в которых нет официального разделения властей на законодательную и исполнительную. Так было в СССР, подобным образом работает система государственного управления в Китае.

Республики бывают 2 основных типов — парламентские и президентские.

Однако глава государства в обоих типах республик — это, так или иначе, представитель исполнительной ветви власти — премьер-министр (назначается парламентом в соответствующего типа республике) или президент (как правило, избираемый населением).

Сравнение

Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй — население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда — напрямую участвовать в подобных политических процессах.

Есть и промежуточная форма правления — конституционная монархия. В ней властные полномочия в различном соотношении (в зависимости от традиций, принятых в конкретном государстве) могут быть разделены между монархом и парламентом.

Определив то, в чем разница между монархией и республикой прослеживается наиболее явно, зафиксируем ключевые критерии в небольшой таблице.

Таблица

Монархия Республика
Что общего между ними?
В конституционных монархиях могут быть органы власти, представленные также в республике, — парламент, правительство
В чем разница между ними?
Глава государства — монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями Глава государства — представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом
Основные виды нормативных актов — указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами Основной вид нормативных актов — закон
Решения монарха должны беспрекословно исполняться (в конституционных монархиях — могут пересматриваться либо дополняться парламентом и иными органами) Законы проходят многоступенчатую процедуру принятия, могут быть признаны судом нелегитимными

Примечания

  1. Орлов А. Г. Президентские республики в Латинской Америке. — М.: Ибероамериканский центр МГИМО, . — С. 10.
  2. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юристъ, 1997. — С. 145—146.
  3. Зазнаев О. И. Классификации президентской, парламентской и полупрезидентской систем. // Динамика политических систем и международных отношений. Вып 1. / Науч. ред. М. X. Фарукшин. — Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. — С. 186—210.
  4. M. Stephen Fish. Democracy From Scratch: Opposition and Regime in the New Russian Revolution. — Princeton: Princeton University Press, 1995.
  5. M. S. Fish. When More Is Less: Superexecutive Power and Political Underdevelopment in Russia. // Russia in the New Century: Stability or Disorder? / V. E. Bonnell, G. W. Breslauer (eds). — Boulder, Colo.; Oxford, UK: Westview Press, 2001. — Р. 15—34.
  6. . Актуальные комментарии. Дата обращения: 29 февраля 2020.

Виды монархий[]

По объёму ограничений

  • Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).
  • Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., Германская империя 1871—1918 гг., Российская империя 1906—1917 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

    • Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет преимущественно представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
    • Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время Марокко, Иордания). Монарх вправе назначать правительство.

По традиционному устройству

  • Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
  • Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.

    • Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности.
    • Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
    • Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
    • Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
  • Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Государства, в которых за бывшими и локальными монархами законодательно закреплены особые права или привилегии[]

Европа

В Черногории статус потомков Черногорского Королевского Дома регулируется законом «О статусе потомков династии Петровичей-Негошей». В частности правительством создан Фонд Петровичей-Негошей чья деятельность «направлена на развитие культуры Черногории, участие в гуманитарных проектах и развитие деятельности в интересах Черногории и её традиций», потомкам династии предоставлен в пользование ряд строений, в том числе и особняк короля Николая I в Негуши с правом пользования прилегающими садами и лугами, а главе монаршего дома предоставляется статус «Представителя потомков династии» и ряд связанных с данным званием привилегий и обязанностей:

  • Он/она может использовать геральдические символы династии.
  • Он/она может быть уполномочен Президентом Черногории, Председателем Скупщины или Председателем Правительства выполнять определённые протокольные и неполитические функции.
  • Он/она является председателем Руководящего комитета фонда Петровичей-Негошей
  • Он/она имеет право на использование государственных объектов, в соответствии с порядком установленным Правительством.
  • Он/она имеет право на использование первого этажа Дворца Петровичей в Подгорице, который предназначен для особо важных государственных церемоний, и когда этого требует протокол, обладает приоритетом перед другими пользователями этого помещения.
  • Он/она будет получать ежемесячную зарплату, равную заработной плате Президента Черногории.
  • Он/она имеет право на административное и техническое обеспечение деятельности со стороны службы государственного протокола Черногории.

Непризнанные государства

В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике статус Российского Императорского Дома регулируется Указом Президента ПМР «О статусе Российского Императорского Дома в Приднестровской Молдавской Республике» и приложением к нему.

Африка

  • В Ботсване одной из палат двухпалатного парламента является Палата вождей. Она является в основном совещательным органом и состоит из пятнадцати членов — восьми вождей наиболее крупных племён — пожизненных членов, четырёх — избираемых малыми округами сроком на пять лет и трёх — назначаемых Палатой.
  • В Зимбабве одной из палат двухпалатного парламента является Сенат, 16 мест которого зарезервировано за представителями избранными советом вождей, также по месту зарезервировано за председателем и заместителем совета вождей.

В Токелау, являющемся несамоуправляющейся территорией под управлением Новой Зеландии, правительством является Совет Файпуле, в который входят три вождя атоллов, составляющих территорию. Руководитель правительства избирается из членов Совета на один год.

Особенности монархической власти.

Исторически сложилось так, что большинство монархов были абсолютными правителями. Однако обладание неограниченной политической властью в стране не определяющая характеристика монархии, поскольку некоторые из них являются конституционными монархиями (например, Таиланд и Соединенное Королевство).

Монархи часто также сильно зависели от своего дворянина, которому давали почести и привилегии в пределах государства в обмен на лояльность и сотрудничество.

Наследственное правление часто является общей характеристикой, но не в выборных монархиях (таких, как Ватикан).

В большинстве монархий есть только один правитель, хотя в истории можно найти примеры стран, в которых одновременно было  два монарха (двоевластие), как в древнегреческом городе-государстве Спарта. Есть также примеры совместного правления супругов или родственников (например, Уильям и Мэри в королевствах Шотландии и Англии).

Принцип наследования в монархиях

В целом, монарх занимает престол по наследству. Для того, чтобы унаследовать трон, необходимо отвечать целому ряду условий:

  • кровное родство с монархом наследодателем (в этой ситуации из процедуры наследования трона исключаются не только усыновлённые дети, но также супруг или супруга монарха);
  • религиозность и приверженность традициям (дело в том, что монархия существует по сути только в традиционных государствах, и монарх является не только светским, но в значительной степени и духовным лидером нации);
  • надлежащей брак (брак с таким же лицом королевской крови, но сегодня принцев и принцесс в мире осталась очень мало, поэтому признаётся любой брак, против которого не выступает парламент данной страны).

Уникальные конституционные монархии

  • Андорра — это двоевластие , во главе которого стоят два соправителя : епископ Уржельский и президент Франции .
  • Андорра , Монако и Лихтенштейн — единственные страны, где правят князья.
  • Бельгия — единственная оставшаяся явная народная монархия , формальный титул ее короля — король бельгийцев, а не король Бельгии . Исторически этой модели следовали несколько несуществующих конституционных монархий; Считается, что бельгийская формулировка была основана на титуле «Король Франции», присвоенном Хартией 1830 года монарху Июльской монархии .
  • Япония — единственная страна, у которой остался император .
  • Люксембург — единственная страна, у которой остался великий князь .
  • Малайзия является федеральной страной с выборной монархией , то Ян ди-Pertuan Agong , выбирает из числа девяти государственных правителей , которые также являются самим конституционными монархами.
  • Испания . Конституция Испании даже не признает монарха в качестве суверена , но так же , как глава государства , в статье 56. Статья 1, раздел 2 гласит , что «национальный суверенитет возлагается на испанского народа ».
  • Объединенные Арабские Эмираты является федеральной страной с выборной монархией , с президентом или Раис , выбирают из числа семи эмиратов правителей , которые являются абсолютными монархами.
  • Султанат Джокьякарта и княжество Пакуаламан — две монархии, которые остаются у власти в президентской республике Индонезия . Когда Индонезия провозгласила независимость от Нидерландов , оба королевства отказались от своего государственного статуса и присоединились к Республике Индонезия, затем два королевства объединились в Особый регион Джокьякарта . Регион управляется султаном Хаменгкубувоно в качестве губернатора и принцем Паку Аламом в качестве вице-губернатора.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Некоторые правила преемственности короны.

Иногда порядок наследования короны в монархических государствах зависит от гендерных правил. Матрилинейность определяла королевскую родословную в Древнем Египте на протяжении более трех тысяч лет, но царствовало гораздо больше мужчин, чем женщин. В некоторых монархических системах женщина может быть монархом лишь в случае исчерпания мужской линии.

В 1980 году Швеция провозгласила равное первородство и таким образом стала первой монархией в Европе, которая позволила старшему ребенку независимо от пола восходить на трон. Королевство Нидерланды сделало это в 1983 г., Норвегия – в 1990 г., а Бельгия последовала этим примерам в 1991 г. Иногда преемственность короны затрагивает религию: согласно Акту об урегулировании 1701 года все католики не имеют права быть британскими монархами и пропускаются в порядке наследования.

Слабости монархии

Монархия, понятие и виды которой были рассмотрены выше – это политическое устройство, которое, естественно, имеет определенные недостатки.

Главная проблема – правитель и народ слишком далеки друг от друга за счет своеобразной прослойки, именно здесь имеет слабое место монархия, как форма правления. Виды монархий все без исключения отличаются данным недостатком. Правитель практически полностью изолирован от своего народа, что негативно влияет и на взаимоотношения, и на понимание монархом реальной ситуации, а соответственно, и на принятие важных решений. Это малая доля неприятных моментов, которые провоцируются таким положением вещей.

Очевиден и тот факт, что, когда страна управляется в соответствии с предпочтениями и моральными устоями только одного человека, то это привносит некий субъективизм. Монарх – всего лишь человек и также, как обычные граждане подвержен приступам гордости и самоуверенности, которые проистекают от упоения неограниченной властью. Если к этому прибавить еще и безнаказанность правителя, то наблюдается достаточно характерная картина.

Еще один не совсем удачный момент монархической системы – это передача титула по наследству. Даже если рассматривать виды ограниченной монархии, то этот аспект все равно присутствует. Беда в том, что следующие по закону наследники не всегда оказываются достойными людьми. Это касается как общих и организаторских характеристик будущего монарха (например, не все достаточно решительны или мудры для того, чтобы управлять страной), так и его здоровья (чаще всего психического). Так, власть может перейти в руки психически неуравновешенного и глупого старшего брата, хотя в царствующей семье имеется более мудрый, и полностью адекватный младший наследник.

Что такое Сословная монархия.

Сословная монархия – это форма правления, распространенная в западноевропейских державах в Средневековье. Для такого государства характерно участие представителей разных (или одного) сословия в управлении страной. Эти органы могли выполнять законодательные и консультативные функции.

Эта форма правления сложилась в Англии до XIII века. К тому времени в стране уже сложились феодальные сословия. Верхушка общества состояла из баронов. Дворянство стало играть значительную роль в экономической жизни Англии. Кроме того, их позиции укрепляла шляхта и городская элита. При Иоанне Безземельном феодальные классы начали борьбу против верховной власти, которая уже в 60-е гг. XIII века превратилась в гражданскую войну. В результате этой войны в 1295 году был создан «Образцовый» парламент. В его состав входили крупные духовные и светские феодалы. В период сословно-представительной монархии функции английского парламента заключались в определении размера налогов и контроле над высшими должностными лицами. Позже этот орган получил право участвовать в принятии законов. В XIV в. при Эдуарде III парламент был разделен на две палаты: общины и лорды. Первые состояли из рыцарей и бюргеров, вторые – из баронов или потомственных пэров (в более поздний период).

Первый сословно-представительный орган страны был создан во времена Филиппа IV. В него входило духовенство и дворянство. С 1484 года он стал известен как Генеральные штаты. Следует отметить, что этот орган находился в тесном союзе с королевской властью и фактически выражал ее интересы. Король обычно использовал Генеральные штаты для своей поддержки в различных ситуациях. Он даже спрашивал мнение сословий о законах, хотя для их принятия не требовалось согласия или одобрения этого органа. Генеральные штаты также могли обращаться с запросами или протестами в вышестоящие органы.

В России такая форма правления возникла в 1569 году, когда Иван Грозный созвал первый Собор. Следует отметить, что формирование в этом государстве представительных органов имело свои особенности. В отличие от европейских держав, в России земские советы не ограничивали власть царя. В эту власть входили Боярская дума, Освященный собор, выборные представители из числа горожан и вельмож. Органы сословной монархии в России созывались по особому распоряжению царя. Земские советы были призваны обсуждать важнейшие общегосударственные вопросы. Они принимали решения в области внешней и налоговой политики, а также избирали главу государства. Так, Б. Годунов, В. Шуйский и М. Романов взошли на престол по приглашению Земского собора.

Примеры монархического правления в современном мире

Помимо указанных стран, абсолютная монархия установлена в Брунее и Ватикане. Стоит заметить, что Объединённые Арабские Эмираты – по сути, федеративное государство, но каждый из семи эмиратов в этом объединении – это часть абсолютной монархии.

Ярчайший пример парламентской монархии – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Также сюда иногда относят и Голландию.

К конституционной монархии принадлежат много стран, среди которых выделим следующие: Испания, Бельгия, Монако, Япония, Андорра, Камбоджа, Таиланд, Марокко и еще много других.

Что касается дуалистической монархии, то здесь стоит упомянуть три основных примера: Иордания, Марокко и Кувейт. Стоит заметить, что последний иногда относят к абсолютной монархии.

Распределение по типам

У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:

  1. Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
  2. Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.

Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.

Категории единоличного управления

Монархическое управление осуществляется разными способами. Глава государства всегда остается неприкосновенным, юридически безответственным. Однако нюансы все-таки существуют:

  • Абсолютная. Есть единственный человек, которому власть принадлежит полностью. Любые другие органы управления отсутствуют, никто не контролирует компетентность лидера.
  • Конституционная. Власть лидера ограничивается парламентскими органами управления, что для монархии нетипично. Как правило, в конституции прописывается ответственность главы, и он не имеет прав ее изменить.
  • Дуалистическая. Немного похожа на парламентскую, только здесь управление разделяется между двумя органами — главой и партией. Монарх обычно занимается интересами феодалов, а парламент — буржуазией и другим населением страны.
  • Теократическая. Лидеру принадлежит вся власть — как социальная, так и религиозная.

Россия была абсолютной монархией в 17−18 вв. Есть много других примеров соответствующего режима, например, дореволюционная Франция. Хорошо, что она не задерживалась надолго.

Когда глава государства получает полную власть, ничем не ограниченную, наблюдается упадок сословия. Помимо юридической безответственности, в его подчинении постоянно находятся армия, полиция, медицинские работники и пр. Соответственно, они перестают выполнять свои основные функции, переходя под влияние одного человека, а не населения.

Со временем единоличное управление обретает цивилизованные очертания. Монарх может назначать чиновников, которые контролируют феодалов. Но вмешательство в личную жизнь граждан, навязывание решений все равно присутствует.

Формы монархий.

Хотя монархия – это система правления с одним сувереном, она принимала несколько форм и имела различные характеристики, в зависимости от культуры и обстоятельств. Легитимация, уровни власти, осуществление власти, роль и обязанности, а также преемственность в большей степени определялись исторической эпохой и местной культурой, чем желаниями и предпочтениями правителя. По мере развития цивилизации дворяне, избранные представители, иностранное влияние и удовлетворенность управляемых подданных оказали огромное влияние на форму и характер института, хотя правящие монархи по-прежнему считались абсолютными властями.

Существуют различные формы монархий в зависимости от того, какой государственной властью обладает монарх и как наследуется их должность.

Это государства, где монарх имеет полную власть в качестве главы государства и главы правительства. В этом типе правительства полномочия монархов являются абсолютными. Их слово – закон, а их народ не имеет права голоса. У них могут быть парламенты или другие правительственные органы, но окончательная власть принадлежит монархам. Самым известным примером абсолютной монархии сегодня является Саудовская Аравия, где правящий Дом Саудов обладает огромной властью и влиянием. Исполнительная власть правительства – наследственная, а законодательная и судебная ветви власти назначаются королевским указом. Любой, кто назначен монархом, может быть уволен только монархом.

Исторически большинство абсолютных монархий следовали «божественному праву королей». «Божественное право» подразумевало, что монарх, находящийся у власти, является представителем Бога и по умолчанию не должен отвечать никому, кроме Бога. Это было фактором, удерживающим людей под контролем, и лишало права сомневаться в авторитете монарха.

Это государства, где функции и полномочия монарха явно ограничены законом, поэтому их называют также ограниченными монархиями. Конституционная монархия имеет письменную или подразумеваемую конституцию и центральный правительственный орган, такой как парламент. Хотя лидер по-прежнему остается монархом и его правление передается по наследству, он не может делать то, что хочет. Вместо этого монарх должен управлять в рамках установленной конституции законов. Часто в ограниченной монархии монарх является просто номинальным главой, а государство управляется парламентом и премьер-министром.

Как и в случае с Соединенным Королевством, монарх технически может обладать большой властью, но он не уполномочен использовать эту власть. Королева Елизавета II может объявлять войну, накладывать вето на законы и отправлять в отставку правительство. Однако она не сделала бы этого, не посоветовавшись со своим правительством из-за целого ряда юридических и политических факторов.

Нынешний монарх Швеции – Карл XVI Густав, 74-й король Швеции. Он глава государства, но есть специальный кабинет, который устанавливает правила и законы. Поэтому Швеция – тоже пример конституционной монархии.

Если заглянуть в историю, то первой официальной конституционной монархией было государство хеттов – древнего анатолийского народа, жившего в эпоху бронзы. Их король / королева должны были разделять власть с Панку – прототипом современного парламента.

Это государства, в которых функционирует законодательный орган с полномочиями, но в это же время монарх сохраняет большую власть, чем в конституционной монархии. Известный пример – Иордания, где король обладает значительной властью, но страна довольно демократична.

Кто такой монарх?

Монарх может быть

  • главой правительства,
  • главой государства,
  • главой правительства и главой государства одновременно.

Монарх является представителем своего государства и своего народа, особенно в дипломатических делах. Глава правительства – это человек, который фактически руководит правительством в процессе формирования и реализации государственной политики.

Монархи имеют различные титулы:

  • король/ королева (в Соединенном Королевстве),
  • принц/ принцесса (в Монако),
  • император/ императрица (в Японии, Индии),
  • герцог/ герцогиня (в Люксембурге).

Некоторых монархов именуют защитниками веры, ведь они часто занимают официальные позиции, которые касаются национальной религии или церкви.

Сегодня роль большинства монархов имеет церемониальный характер. Монарх действует как средоточие национальной идентичности, единства и гордости, дает ощущение стабильности и преемственности, часто поддерживает идеал добровольной службы. Часто не играя политической или исполнительной роли, он или она продолжает иметь очень важную роль в жизни нации.

Хотя монарх по-прежнему глава государства и эмблема государственной власти, управление страной часто переходит к другому институту, например, парламенту. Есть несколько исключений из этого правила, особенно на Ближнем Востоке.

Формы правления

Существует две главные формы правления. В зависимости от того, как меняется глава государства, можно определить, какая форма принята в государстве — монархия (наследование должности) или республика (выборы).

Монархия

В этой форме правления глава государства — монарх (король, император и т. д.) и власть переходит по наследству. Монархия может быть Абсолютной или Ограниченной.

Абсолютная монархия

Официально, монарх имеет полный контроль (без каких либо ограничений конституцией или парламентом); например: Объединённые Арабские Эмираты, Катар.

Теократическая монархия — это разновидность абсолютной; монарх является одновременно и светской, и религиозной главой; например: Королевство Саудовская Аравия, Ватикан.

Ограниченная монархия

Может быть Дуалистической или Парламентарной. Пример ограниченной / конституционной монархии — Люксембург.

Дуалистическая — власть между монархом и парламентом поделена поровну; например: Иордания, Марокко, Кувейт.

Парламентарная — власть монарха ограничена парламентом, которому принадлежит законодательная власть; например: Великобритания, Швеция.

Республика

При этой форме правления выборы определяют верховную власть на обусловленный срок. Республика может быть 4-х типов.

Парламентская

Парламент является высшим органом власти (который избирается гражданами), глава правительства — премьер-министр; например: Греция, Италия, Германия.

Найден баланс между республиками президентского и парламентарного типа, однако характеристики правления в каждой стране зачастую отличаются; например: Франция, Россия.

Социалистическая

Форма правления, которая стала следствием социалистической революции; теоретически предоставляется единовластие народа во главе с классом пролетариата; например: Китайская Народная Республика, Республика Куба.

Парламентская республика

В парламентских республиках власть президента на формирование и работу правительства ограничена компетенцией парламента. Фактически полнота власти принадлежит правительству во главе с премьер-министром страны. А премьер-министр чаще всего является лидером одной из конкурирующих партий в парламенте. Таким образом, гарантируется политический плюрализм, конкуренция и сменяемость власти. При этом и ответственность в большей степени ложится на премьер-министра, а не на президента.

Парламентская республика является системой управления, в которой исполнительная власть зависит от прямой или косвенной поддержки парламента. Как правило, это выражается через вотум доверия. Таким образом, нет чёткого разделения полномочий между исполнительной и законодательной властью.

Некоторые критикуют парламентскую республику за то, что она не применяет сдержек и противовесов, заложенных в президентской политике, другие утверждают, что парламентская система является более гибкой, чем президентская. В президентской республике политический кризис может привести к институциональному разрыву, поскольку проблема будет решена с помощью падения правительства и, в конечном итоге, роспуска парламента.

Парламентские системы обычно ставят чёткую границу между главой правительства и главой государства, независимо от того, является ли это косвенно избранная символическая фигура или наследственный монарх с небольшой властью (или вообще без неё). Некоторые парламентские системы избирают глав государств и иногда имеют политические полномочия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector