Троицкий монастырь в рязани: адрес, расписание богослужений, история создания и святыни
Содержание:
- Подворье монастыря
- Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Распорядок дня и расписание богослужений.
- Общие сведенияо монастыре
- Вторая половина 19 века
- История образования монастыря
- Использованные материалы
- Вотчины монастыря
- Святые
- Архитектурный ансамбль
- Храмы монастыря
- Настоятели и наместники Троицкого монастыря
- Архитектор и внешняя отделка монастыря
- Монастырь в 17-18 веках
- Деятельность прихода
- История обители
- Храмы
- История
Подворье монастыря
При подходе к монастырю видна высокая колокольня, за которой находится Иверская часовня. Неподалеку расположена иконная лавка. Здесь можно заказать требы и приобрести свечи, книги, иконы, крестики и другие православные атрибуты.
Немного далее находятся братские корпуса, торцом к ним стоит собор Иоанна Богослова. За храмом расположен Успенский собор. Рядом находится гостиница и трапезная. К услугам паломников предоставляются уютные номера на одного или нескольких человек. Размещение осуществляется за денежные пожертвования от 900 руб.
На территории монастыря можно попробовать очень вкусные хлеб, пирожки, квас, травяной чай, коровье молоко.
Немного далее находится Музей архимандрита Авеля. Экспозиция рассказывает о тяжелой жизни священника, его огромной роли в возрождении монастыря.
Святой источник
Возле монастыря есть святой источник с целебными свойствами. Здесь организована купель, открытая для посещения круглый год. В ее водах паломники охотно оздоравливают тело и душу. Недавно построена небольшая часовня, в которой время от времени проходят богослужения.
Часовня у целебного источника, Максим Шанин
Святыни
В стенах монастыря хранятся частицы мощей Божьих угодников, которые умерли в разные временные эпохи. Некоторые из них были учениками и апостолами Иисуса Христа. В монастыре стоит большой мощевик, в котором хранятся мощи более 120-ти святых.
Также в обители имеются ценные иконы: чудотворная икона Божией Матери «Знамение Корчемная», чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.
Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Распорядок дня и расписание богослужений.
Свято-Иоанно-Богословский монастырь открыт для посещения с 5:30 до 21:00.
Главный собор монастыря в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и храм во имя Успения Пресвятой Богородицы открыты для посещения в течение дня.
Другие храмы обители доступны для посещения в соответствии с установленным графиком проведения богослужений, во внеурочное время их посещение возможно по личному благословению наместника.
Богослужения в обители совершаются ежедневно.
В будние дни:
монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) — в 5:30;
часы и Божественная Литургия — в 8:30;
вечернее богослужение — в 18:00.
В воскресные и праздничные дни:
начало всенощного бдения накануне праздника — в 17:00;
утренние молитвы, молитвы ко Святому Причащению, сотница — в 7:30 (по воскресным дням — в 7:00);
часы и Божественная литургия — в 9:00.
Ежедневно за час до начала вечернего богослужения совершается панихида. А также еженедельно, по воскресным дням, после Божественной литургии перед чудотворной иконой «Знамение-Корчемная» служится водосвятный молебен.
Таинство Исповеди совершается в храме во время богослужения или в любое заранее согласованное со священником время.
Таинство Соборования бывает обычно 2 раза в год: Великим и Успенским постом.
Молебны, освящение транспорта, отпевания и другие требы заказываются в храме за свечным ящиком.
Таинства Крещения и Брака (Венчание) в монастыре в соответствии с его Уставом не совершаются.
Возрождается древняя традиция паломничества в монастырь во время постов для очищения своей души, подготовки ко Святым Таинствам Причащения или Соборования.
Существует возможность размещения паломников в монастырской гостинице (желательно согласовать заблаговременно). Во избежание недоразумений необходимо за 1 день до начала поездки непременно связаться с обителью для уточнения времени и программы пребывания в монастыре. Сделать это можно по одному из телефонов, приведенных в сведениях о выходных данных или контактах монастыря.
Экскурсии можно заказать в церковной лавке или по телефонам: (4912) 24-04-33, 24-04-19.
С установленными правилами поведения можно ознакомиться при входе в монастырь.
Листок с соответствующими предписаниями размещается при входе в гостиницу для паломников и непосредственно в гостиничных номерах.
В случае необходимости братия и священноначалие монастыря помогут посетителю решить возникающие вопросы.
Фотосъемка на территории монастыря допускается по особому благословению.
Фотосъемка в храмах и видеосъемка на территории монастыря категорически запрещены и производятся в исключительных случаях по личному благословению наместника.
К сожалению, современное падение нравов заставляет особо подчеркнуть недопустимость отдельных проявлений в поведении посетителей.
Курить, распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом виде на территории монастыря категорически запрещено.
Устраивать пикники, разжигать костры, ломать деревья, выгуливать животных за стенами монастыря, на прилегающей территории, запрещено.
Купаться в реке Оке также не рекомендуется по причине сильного течения и водоворотов.
Информация для паломников.
Общие сведенияо монастыре
Игумен: архимандрит Андрей (Крехов)
Почтовый адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10
Телефоны: 8-(4912) ; 8-915-615-21-94.
Факс: 8-(4912) доб. 203
Храмы монастыря
Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в г.).
Святыни
- В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба ГосподняКазанская икона Божией МатериИкона святого апостола Андрея ПервозванногоИкона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
- Частицы мощей Рязанских святителей:
- священомученика Мисаиласвятителя Феодоритасвятителя Гаврииласвятителя Мелетия
- Честные останки рязанских епископов:
- архиепископа Алексия Титова (1733-1750)архиепископа Антония (1621-1637)епископа Гурия Лужецкого (1554-1562)епископа Михаила (1548-1551)митрополита Стефана Яворского (1700-1722)
Современная жизнь монастыря
Богослужениясовершаются ежедневно:
- утром – в 8.30;
- вечером – в 17.00.
В субботы, воскресенья и праздничные дни утром совершается также ранняя обедня– в 6.00 (в седмичные дни) или в 6.15 (субботы и воскресения) в Сергиевском храме монастыря.
С понедельника по пятницу совершаются ранние заупокойные обедни в 6.45 в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах. По окончании обедни в этом же храме еженедельно совершаются:
- по средам – канон мученику Уару (об умерших некрещеными);
- по четвергам – акафист иконе Божией Матери «Знамение-Корчемная»;
- по пятницам – акафист святым благоверным Петру и Февронии Муромским.
По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры в монастыре читаются акафистыза вечерним богослужением еженедельно:
- в среду – Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, с выносом иконы с частицей его мощей;
- в пятницу – иконе Божией Матери «Феодоровская».
- в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому, с выносом иконы с частицей его мощей;
В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.
Ежедневно совершаются водосвятные молебны и служатся заупокойные литии.
Престольные праздники обители:
- День Святой Троицы (переходящий праздник).
- Прп. Сергия, игум. Радонежского:5/18 июля– обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского;25/8 сентября/октября– преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея Россия чудотворца.
- Икона Божией Матери «Феодоровская» (14/27 марта; 16/29 августа).
- Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:7/20 января– Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;24/9 февраля/марта– первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;25/7 мая/июня– третье обретение главы Иоанна Предтечи;24/7 июня/июля– рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;29/11 августа/сентября– усекновение главы Иоанна Предтечи;23/6 сентября/октября– зачатие Иоанна Предтечи.
- Иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» (27/10 ноября/декабря).
- Свв. блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских (25/8 июня/июля; переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября — перенесение мощей святых Петра и Февронии Муромских).
Проезд к монастырю.
Поблизости от монастыря, в пределах одной остановки, находятся два железнодорожных вокзала: Рязань-1 и Рязань-2; областной автовокзал «Центральный» (пос. Мервино), от которых до обители можно дойти или доехать на городском транспорте (остановка «ТД «Барс»»).
Это интересно: Троицкий храм в Реутово — раскладываем по пунктам
Вторая половина 19 века
В 1855 году был демонтирован деревянный корпус келий настоятелей, находящийся около колокольни. На этом месте был возведен новый каменный корпус в два этажа с четырехскатной железной крышей.
В 1858 году рядом с южными воротами построили двухэтажную каменную часовню, имеющую подъезд внизу. Спустя семь лет в главном Троицком храме был установлен новый иконостас в три яруса, покрытый позолотой, с новыми иконами.
В 1870 году к внутреннему фасаду корпуса настоятеля пристроили двухэтажный корпус для казначейства. Спустя 10 лет в Троицкой церкви вместо настенной росписи были размещены картины, написанные на холсте, на Библейскую тему.
В 1884 году в южной стороне обители открывается церковная приходская школа для детей-сирот (мальчиков), которых подготавливали к поступлению в семинарии (духовные училища). Известно, что в этой школе единовременно обучалось около 50 человек.
История образования монастыря
Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.
Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.
Икона Казанской Богоматери
В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.
Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.
Церковь Рождества Христова
После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.
А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.
Использованные материалы
- Страницы официального сайта монастыря:
- Добролюбов Иоанн, свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных . Том 1, Зарайск, 1884, сс. 50 — 53
- Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс. 423 — 425
- Денисов Л.И. Рязанский Троицкий Третьеклассный необщежительный мужской монастырь. Историко-статистический очерк, Москва, 1907
На официальном сайте монастыря именуется Арифметической
По другим данным — в 1695 году.
Рязанские епархиальные ведомости, 1904, № 22. Отдел неофиц. с. 713
Переведен в Рязанский Духов монастырь
Переведен в Рязанский Духов монастырь
В 1787 году переведен из Чернеева (?), а в 1789 году — в Рязанский Богословский монастырь
Переведен в Николо-Радовицкий монастырь.
Переведен в Рязанский Богословский монастырь
Из настоятелей Московской Университетской церкви; переведен в Арзамасский Спасский монастырь
Переведен из Рязанского Богословского монастыря, скончался в 1812 году
Переведён в Солотчинский монастырь
Переведен в Почаевскую Лавру.
Переведен в 1835 году из Ольгова монастыря, в 1838 — в Николо-Радовицкий монастырь.
Впоследствии — игумен Ряжского Димитриева моанстыря
По другим данным с года по апрель 1902 архимандритом монастыря был Иоанн (Смирнов)
см. Добролюбов, Указ. соч., с. 51, На оф. сайте монастыря — 206 душ
см. Добролюбов, Там же. На оф. сайте — 342 души, 642 четверти 4 четверика земли
Вотчины монастыря
До секуляризации 1764 года монастырь владел следующими вотчинами:
село Бахмачево, по ревизии 1744 года в нем 206 дворов , 305 четвертей земли. Деньгами и хлебом с этих крестьян монастырь не пользовался, а призывал их на работы по 3 человека в неделю. В бахмачевской вотчине был монастырский двор, но скотины в нем не было. Мельниц, соляных варниц, конных и других заводов также не было. В пользу монастыря в самом селе крестьянами обрабатывалось 16 дес. земли в поле.
село Козарь, в мещерской стороне Рязанского уезда в 20 верстах от города. Крестьян, принадлежащих монастырю в этом селе было 76 душ, земли – 151 четверть 4 четверика. С крестьян этого села денег и хлеба монастырь не брал, но призывал их на работы по 2 человека в неделю. Сенных покосов было на 500 копен. Лес простирался на протяжение 5 верст, но был в общем пользовании. Было озеро, изобиловавшее рыбою, но также в общем пользовании.
село Девичий рукав (Шацкий уезд, Замокшенский стан, при р. Мокше, в 360 верстах от Рязани), по ревизии 1744 года в нем 352 двора, 450 четв. земли . Крестьяне хлеба и денег в монастырь не поставляли, но ежегодно вносили в синодальную канцелярию экономического правления 642 рубля. Не получал также монастырь доходов и от собственной мельницы на р. Варме.
деревни Казмолка и Гранки, Нижнеломовского уезда, в 600 верстах от Рязани. Имеющиеся на те деревни крепости 1742 года, «за ослушанием крестьян», назад в монастырь не были возвращены, крестьяне отвечали, будто они сгорели во время пожара. Деревни платили в синодальную канцелярию экономического правления по 1 рублю в год, а монастырь никаких доходов с них не получал.
Святые
- Святитель Феодорит (1551—1617), архиепископ Рязанский и Муромский (1605—1617). Мощи святителя Феодорита находятся в Троицком монастыре. В 1999 году был причислен к Собору Рязанских святых. Дата памяти (празднования): 23 сентября (преставление).
- Священномученик святитель Мисаил (†1655), архиепископ Рязанский и Муромский (1651—1655). В 1998 году его мощи перенесены в Троицкий монастырь. 12 января 1987 года Мисаил был причислен к лику местночтимых рязанских святых. Дата памяти (празднования): 23 апреля (преставление).
- Святитель Гавриил (Городков) (1785—1862), настоятель Троицкого монастыря (1816—1817), архиепископ Рязанский и Зарайский (1837—1858). В 1999 году был прославлен в лике местночтимых святых. Мощи святителя Гавриила находятся в Троицком монастыре. Дата памяти (празднования): 20 апреля (преставление).
- Святитель Мелетий (Якимов) (1835—1900), епископ Рязанский и Зарайский (1896—1900). В 1998 году его мощи перенесены в Троицкий монастырь. Даты памяти (празднования): 27 января (преставление); 18 июня (обретения мощей); 23 июня (день празднования Собора Рязанских святых).
- Священномученик Василий (Цветков) (1867—1937), архимандрит. С 1899 по 1906 и с 1907 по 1911 годы иеромонах Василий занимал должности ризничего и казначея Троицкого монастыря, а в 1911 году недолгое время был наместником монастыря.
- Исповедник Амвросий, католикос-патриарх Грузии. В 1909—1910 годах находился в монастыре в ссылке.
Архитектурный ансамбль
К настоящему времени спасской монашеской общине переданы все постройки, числящиеся за ней в дореволюционное время. В современных архитектурный ансамбль обители входят несколько старинных построек.
Спасо-Преображенский собор, возведенный, в начале XVIII века. Традиционный для русского храмового зодчества бесстолпный храм представляет собой квадратную постройку с четырехскатной крышей, увенчанной небольшой луковичной главой, которая установлена на высокий узкий глухой барабан. К восточному фасаду примыкает полукруглая община, состоящая из трёх частей.
Внешняя отделка фасадов выполнена в стиле нарышкинского барокко, характерными чертами которого являются:
- визуальное горизонтальное деление фасадов при помощи широких карнизов;
- фасады украшены лентами полукруглых закомар и пояса и из многоцветных изразцовых плиток;
- широкие наличники вытянутых прямоугольных окон украшены декоративной каменной резьбой.
Особенностью храмового интерьера являются сохранившиеся росписи сводов, датируемый XIX веком и красивый пятиярусный иконостас, созданный в начале текущего столетия. В настоящий момент собор является главным действующим храмом монастыря.
Собор Спаса Преображения в Рязанском монастыре
Около западной границы монастырских владений стоят два длинных двухэтажных корпуса, в которых располагаются кельи насельников и помещения духовной семинарии. В начале XX столетия между этими зданиями построили небольшую церковь во имя Иоанна Богослова и Иосифа Обручника. Сегодня в этом небольшом храме проводят некоторые богослужения.
Самым большим зданием обители является Богоявленская церковь, которая на современном этапе её существования находится на реконструкции. Основной объём собора представляет собой четверик, увенчанный пятью позолоченными главками. Они стоят на высоких узких барабанах, основание которых украшено килевидными кокошниками. К основе примыкают полукруглая апсида и трапезная часть с двумя приделами. Индивидуальность храму придает восьмигранная шатровая колокольня с открытой звонницей. В её основании находится четверик, в котором расположен главный вход и притвор.
Интересно: до революции в одной из башен монастырской ограды располагалась часовня во имя целителя Пантелеймона. На сегодняшний день её восстановление остаётся долгосрочной перспективой.
Храмы монастыря
Первая Сергиевская церковь была построена из дерева в 1697 году. В 1752 году на средства дворянина А. Вердеревского на ее месте был сооружен новый каменный храм. Это бесстолпный четверик из кирпича в стиле русского барокко. Кровля выполнена в виде четырехгранного шатра с деревянным барабаном и главой в форме луковицы.
В советское время росписи на стенах храма были заштукатурены, а находящийся внутри него склеп был вскрыт и освобожден от гробов с останками.
Троицкая соборная церковь была возведена в 1695 году иждивением стольника И. Вердеревского на месте сгоревшего в пожаре одноименного деревянного храма. Святыня была выстроена из кирпича в стиле барокко по типу «восьмерик на четверике». Внутреннее декор и оригинальные настенные росписи до наших дней не сохранились.
В годы советского правления здание было переоборудовано под автомобильные мастерские. Были пристроены заводские корпуса, которые до неузнаваемости исказили облик Свято-Троицкого храма.
Одновременно с Троицкой церковью на территории монастыря была возведена и колокольня. Она была обращена к реке Павловке, имела 3 яруса и 8 колоколов. До настоящих дней колокольня в своем первоначальном виде не сохранилась.
Настоятели и наместники Троицкого монастыря
Список
- Игумены
- Иосиф (март 1659 — октябрь 1659)
- Корнилий (упом. 1682)
- Матфий (упом. 1694)
- Сильвестр (июнь 1694 — январь 1695)
- Иоаким (29 февраля 1696—1698)
- Иосиф (17 апреля 1698 — ?)
- Сергий (26 августа 1699 — ?)
- Варсонофий (20 мая 1717—1727)
- Гедеон (26 ноября 1727 — ?)
- Антоний (1729—1730)
- Алипий (1731 — 14 августа 1736)
- Ефрем (1736 — 28 февраля 1738)
- Феофан (11 марта 1738 — 17 марта 1740)
- Геннадий (3 апреля 1740 — 10 февраля 1745)
- Феодосий (1745 — июль 1747)
- Симеон (1747—1752)
- Архимандриты
- Антоний (1755—1760)
- Геннадий (1760—1762)
- Мелетий (1763—1769)
- игумены
- Парфений (Нарольский) (1769—1772)
- Досифей (1772—1781)
- Филарет (4 декабря 1787 — 7 августа 1789)
- Василий (август 1789 — 5 апреля 1794)
- Сергий (1794 — 31 июля 1797)
- Иоаким (3 августа 1797 — сентябрь 1798)
- Архимандриты
- Евграф (19 сентября 1798 — 14 июля 1800)
- Августин (Сахаров) (июль 1800—1803)
- Вениамин (1803—1810)
- Маркелл (1810—1812)
- Ириней (Шестаков) (1812—1813)
- Мельхиседек (Сокольников) (18 октября 1813 — 5 декабря 1815)
- Гавриил (Городков) (27 февраля 1816—1817)
- Амвросий (1817—1825)
- Илиодор (Чистяков) (15 мая 1825 — 12 декабря 1827)
- Гедеон (Вишневский) (1 января 1828 — сентябрь 1828)
- Арсений (Москвин) (11 сентября 1829 — май 1830)
- Аркадий (июнь 1830—1833)
- Геннадий (Горнетский) (1833 — 10 август 1837)
- Иоаким (1837—1838)
- Ириней (1838—1843)
- Аарон (Морякин) (31 декабря 1843 — 16 апреля 1844), по болезни не доехал до монастыря.
- Иоанн (Оболенский) (1 мая 1844 — 17 августа 1851)
- Афанасий (Перепелкин) (31 декабря 1851 — сентябрь 1868)
- Иринарх (Попов) (сентябрь 1868 — 25 октября 1877)
- Асинкрит (9 декабря 1877 — апреля 1878)
- Палладий (май — август 1878) иеромонах, казначей
- Владимир (Добролюбов) (4 августа 1878 — 20 мая 1896)
- Полиевкт (Пясковский) (май 1896 — 22 января 1900)
- Нестор (Ильинский) (январь 1900 — апрель 1902)
- епископы Михайловские
- Владимир (Благоразумов) (5 апреля 1902 — 3 ноября 1906)
- Исидор (Колоколов) (10 ноября 1906 — 21 мая 1907)
C до закрытия в 1919 году и с момента открытия в декабре 1995 года настоятелями являются правящие архиереи Рязанской епархии.
- Наместники
- Василий (Цветков) (1911)
-
Прокл (Кузнецов) (1912—1919)
- — — закрыт
- Андрей (Крехов) (с 26 декабря 1995)
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) является составной частью Рязанского Кремля. Единые стены опоясывают как здания, в которых расположены музейные экспозиции, так и корпуса обители. От былой архитектуры комплекса сохранилось немногое. В XIX веке территория с 3-х сторон была защищена каменной стеной.
С восточной стороны она была ограждена зданием Архиерейского Дома (сейчас он входит в состав музея как дворец князя Олега). В стенах было двое ворот, одни из них — северные, через которые и поныне входят в монастырь, сохранились полностью. Западные, выходящие к валам Кремля, позволяют полюбоваться на изящные башни, к которым крепились створки.
Их архитектура повторяет контуры защитных сооружений стен Кремля. После входа в Северные ворота справа можно было видеть братскую трапезную, за ней располагалась круглая башня и житница. Сейчас в это ряду построек сохранился только братский корпус и дом настоятеля, надстроенная над ним стеклянная галерея утрачена. На востоке от застроенной территории располагалось кладбище.
Монастырь в 17-18 веках
Эти земли в период с XIV по XVI век постоянно подвергались нашествиям татаро-монголов. Поэтому крепости с имеющимися в них монастырскими архивами не сохранились, как и документы с касающимися их записями. Последующие упоминания об обители встречаются только с конца 16 века в Писцовых книгах.
В 1697 году в Троицком монастыре в Рязани строится соборная церковь, а также колокольня. Она находилась в северной части обители, с той стороны, где протекает река Павловка. Ограда и башни монастыря были возведены из кирпича в то же время, что и церковь с колокольней.
Общая длина ограды составляла 436 м. На ней крыша была сделана из железа и покрашена медянкой. Изначально башен было четыре, однако в 1826 году построили пятую, на юго-восточной стороне. Каждая из них имеет диаметр 3 м, а высоту 3,5 м (до карниза). Своды башен венчает купол с острым шпилем. Во дворе обители было кладбище, на котором хоронили членов знатных фамилий (князья и бояре).
Деятельность прихода
Сегодня обитель находится под управлением игуменьи Анны (Сычуговой). Тут ежедневно проходят богослужения по установленному расписанию:
- утренняя служба в 7 утра в будние дни, и в 8 утра в праздничные;
- вечерня в 5 часов вечера;
- лития по усопшим ежедневно в 6.40 утра;
- по воскресным праздникам также проходит водосвятный молебен в 9 утра.
На заметку! Помимо богослужений, с 2007 года на территории обители действует и Рязанское женское епархиальное духовное училище. Оно стало продолжением и преобразованием ранее действующей школы регентов-псаломщиков.
Сегодня в училище может поступить любая девушка по желанию и по окончании получить соответствующий диплом. В обители выпускается периодическое издание «Вестник Казанской обители» и действует воскресная школа для взрослых и детей.
История обители
По документальным свидетельствам, монастырь в честь образа «Казанской» Божией Матери был основан в XVI веке и находился изначально рядом со Спасским монастырем. На его территории размещалась первоначальная деревянная церковь. Большой каменный храм был возведен в XVII веке при участии митрополита Авраамии. Обитель поддерживали государственным пособием в виде денег и хлеба до 1764 года, а в 1779 году было принято решение о его перемещении на современное место.
Казанский женский монастырь города Рязани
Стараниями игумений обитель процветала и росла. В 1861 году при поддержке неизвестных благодетелей тут была открыта больница для больных монахинь и всех нуждающихся в помощи. В 1863 году обитель переходит под управление игуменьи Евгении, которая смогла сделать невероятно много:
- Было открыто училище в 4 класса для девочек.
- Построен новый храм Казанский с приделами (сщмч. Харлампия и прп. Сергия Радонежского).
- Построена надвратная церковь святой Варвары.
За всю историю существования монастыря в нем хранились удивительные иконы, а некоторые из них были написаны господином Живаго. Помимо икон, в храмах хранилось множество золотой и серебряной утвари, священные сосуды, кресты и ковчеги. Монастырь имел множество покровителей и все они щедро жертвовали. Всего на территории располагалось 40 корпусов и среди них:
- деревянный дом настоятельницы;
- 6 каменных корпусов для монахинь;
- помещение больницы и аптеки;
- училище;
- библиотека-читальня;
- корпус по производству свечей;
- пекарня;
- хозяйственные постройки.
Вся территория была окружена каменным забором и имела две пары ворот — восточные (с церковью святой Варвары) и западные. Паломники могли остановиться за пределами обители, в специальном здании гостиницы. Монахини, помимо работы на территории, преподавания и производства свечей, возделывали огород в 2,5 га.
Казанский Явленский (Девичий) женский монастырь в начале ХХ века
С началом революции все монахини были изгнаны, а все имущество реквизировано советской властью. Высокая каменная ограда пригодилась большевикам для удержания всех недовольных их руководством — правление города и жандармы тут ждали своего приговора. После завершения Гражданской войны здесь устроили клуб для воинов Красной Армии, все росписи и иконы были закрашены. Помимо клуба, за советское время тут устраивали колонию для беспризорников и швейный цех. Храм Варвары отдали под жилой дом, колокольню на нем снесли. Прочие здания были использованы под конторы, некрополь полностью разграблен и разорен.
Лишь в 2006 году Казанский женский монастырь вновь стал частью РПЦ и начал реставрацию. Сегодня сохранился только Казанский храм, а церковь святой Варвары так и остается жилым домом. В 2007 году освятили алтарь в Казанском храме и провели первую литургию на Рождество.
Храмы
Троицкий соборный храм
Издревле в монастыре существовала деревянная Троицкая церковь (исследователи предполагают, что она, возможно, пострадала во время пожара 3 сентября 1647 года, когда выгорела большая часть Переяславля Рязанского), каменный храм с приделом свт. Алексия Московского был сооружен в 1685 году .
После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.
С 1929 года здание храма использовалось «под ссыпку и хранение хлебных продуктов»
В 1950-х годах в зданиях церкви, колокольне и северной башни устроены мастерские местного завода автомобильной аппаратуры.
Был освящен 16 июня 2000 года.
Храм кирпичный, оштукатуренный и покрыт железом. Сооружен в формах русского барокко и принадлежит к типу «восьмерик на четверике». Переход от основания к восьмерику был осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Композиция здания предельно проста – основной продольный объем, состоящий из трехсветного храма и двухсветных трапезной и алтаря. Световой восьмерик увенчан восьмидольным куполом, завершавшимся глухим граненым фонарем с луковичной главкой. В советское время к зданию с западной и северной стороны пристроены заводские корпуса, сильно исказившие внешний и внутренний облик храма.
Сергиевский храм
Был построен в 1697 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревским, первоначально назывался Иоанно-Предтеченским
с приделом в честь прп. Сергия Радонежского (устроен в 1752 году по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского).
В середине XIX века Предтеченский придел был разобран, а в Сергиевском — был устроен престол в честь иконы Божией Матери Феодоровской.
Взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 1815 – 1819 годах).
В 1852 году к храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Феодоровской».
В 1888 году параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи.
Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран, и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен в 1902 – 1904 годах новый (освящен 28 октября 1904 года ). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, был расположен склеп для погребения членов семейства Юкиных.
В 1912 году производилась перестройка алтаря Сергиевского храма с целью обнаружения захоронения русского зодчего М.Ф. Казакова (+ 1812). Захоронение обнаружено не было.
После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.
В 1940 году здание церкви было закреплено за областной автошколой «Трансэнергокадры».
В 1941 году здание было переоборудовано под Учебный комбинат и в нем построена уборная, подвал использовался как слесарная, а склеп как монтажная мастерская, причем склеп был освобожден от замурованных гробов с останками.
В 1994 году располагавшаяся здесь автошкола была переведена из храма и в нем начаты восстановительные работы.
17 декабря 1995 года архиепископом Рязанским Симоном (Новиковым) был освящен Предтеченский придел храма, а 8 апреля 1996 года — главный придел.
27 марта 1997 года был освящен придел Феодоровской иконы Божией Матери.
Летом 1998 года в храме во время реставрационных работ под слоем побелки были открыты росписи XIX века. В 1999 году монахиней Василией (Шевченко) росписи в Феодоровском приделе были восстановлены.
Кирпичный храм с продольно-осевой композицией принадлежит к типу церквей русского барокко, восходящему к образцам I пол. XVIII века. Двухсветный четверик храма перекрыт пологим сводом, кровля четверика – четырехгранным шатром по деревянным стропилам с железной кровлей, увенчана деревянным глухим фонарем и луковичной главкой. Антаблемент четверика сооружен из тесаного кирпича, расщепленный в виде фронтончиков по сторонам фасадов.
История
Обитель предположительно появилась в конце XII-начале XIII века. Ее основали греческие монахи-миссионеры, которые взяли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, созданную в Византии в VI веке. Образ стал самой ценной святыней монастыря.
В XVI–XVII веках сооружения обители разорялись крымскими татарами. Историки предполагают, что расположенная рядом Пощуповская пещера была пещерной частью монастыря. Сначала обитель находилась южнее, но в XVI веке была отстроена на новом месте. Вплоть до середины XVII века монастырские постройки делали из дерева.
В 1764 году большую часть земель обители изъяли, а ко второй половине XIX века она пришла в упадок.
Возрождением монастыря в 1860 году занялся купец первой гильдии Давид Иванович Хлудов, купивший поблизости поместье. Вскоре в церкви появляется новый иконостас. Автором новых икон был художник-изограф из Рязани Николай Васильевич Шумов. Обитель преобразовали в общежительную. На средства купца была построена новая колокольня и отремонтированы монастырские храмы: Успенский и Иоанно-Богословский. В 1892 году при монастыре заработала школа для крестьянских детей (мальчиков).
Собор Иоанна Богослова, orda2005
В 1930 году обитель закрыли, а настоятеля и священников арестовали и отправили в ссылку в Казахстан. Перед закрытием монастыря икона Иоанна Богослова исчезла, а ее местонахождение неизвестно до сих пор. В церковных зданиях сперва находилась детская колония, затем склады МВД.
Обитель вернули Русской православной церкви в 1988 году. С того момента началось ее восстановление. В 1994 году было открыто подворье, здесь находились Воскресная школа, иконная лавка, а также редакция газеты «Благовест». Позже школу и редакцию перевели в другие помещения в центре города.