Ростовская епархия
Содержание:
Архиереи
Самостоятельная епархия
- Свт. Феодор I (990/992 — 992), изгнан язычниками, поселился в Суздале
- Иларион (991 — 993), изгнан язычниками
- Свт. Феодор I, 2-й раз (1010 — 1023), в 1014 году вновь изгнан язычниками, вернулся в Суздаль
- Свт. Леонтий I (не позднее 1051 — ок. 1070/1073/1077)
- Свт. Исаия Чудотворец (1078 — 1090)
- Свт. Ефрем Суздальский (упом. в 1090-х — не позднее 4 ноября 1112)
- Нестор (1147 — 1156/1157)
- Леон (1155/1158 — 1162)
- Нестор, 2-й раз (1162 — 1168)
- Феодор II (16 июня 1170 — 1172)
- Николай Грек (1183 — 1184)
- Свт. Лука (11 марта 1185 — 10 ноября 1189)
- Свт. Иоанн I (23 января 1190 — 1213)
- Пахомий (10 ноября 1214 — 1216)
- Кирилл I (1216 — 16 сентября 1229)
- Свт. Кирилл II (1230 — 21 мая 1262)
- Свт. Игнатий I (19 сентября 1262 — 28 мая 1288)
- Тарасий (1288 — 1299)
- Симеон (1299 — 1311)
- Свт. Прохор, в схиме Трифон (1311 — 7 сентября 1328)
- Свт. Антоний (1328 — 1336)
- Гавриил (1336 — 1346)
- Игнатий II (1356 — 1364)
- Петр (1364 — 1365)
- Арсений (1374 — 1380)
- Матфей Грек (упом. 1382 — 1385)
- Свт. Иаков (1385 — 1389)
- Свт. Феодор III ((1386) 1390 — 28 ноября 1394)
- Свт. Григорий Премудрый (19 марта 1396 — 3 мая 1416)
- Свт. Дионисий Грек (12 июля 1418 — 18 октября 1425)
- Свт. Ефрем (13 апреля 1427 — 29 марта 1454)
- Феодосий (Бывальцев) (июнь 1454 — 3 мая 1461)
- Свт. Трифон (13 мая 1462 — 6 августа 1467)
- Свт. Вассиан I (Рыло) (13 декабря 1467 — 23 марта 1481)
- Иоасаф (князь Оболенский) (22 июля 1481 — 1488)
- Тихон (Малышкин) (15 января 1489 — январь 1503)
- Свт. Вассиан II (Санин) (15 января 1506 — 28 августа 1515)
- Иоанн III (9 февраля 1520 — 12 мая 1525)
- Кирилл III (4 марта 1526 — 1538)
- Досифей (март 1539 — 14 августа 1542)
- Алексий (25 февраля 1543 — 1548)
- Никандр (17 марта 1549 — 25 сентября 1566)
- Корнилий (19 января 1567 — упом. 1574)
- Иона (? — 1576)
- Авраамий (упом. 1577)
- ? (XV — XVI вв.)
- Давид (1578 — 1583)
- Евфимий (1583 — декабрь 1585)
- Свт. Иов (9 января — 11 декабря 1586)
- Варлаам (Рогов) (1587 — 24 марта 1603)
- Иона (Думин) (1603 — 1604)
- Кирилл (Завидов) (18 марта 1605 — апрель 1606)
- Филарет (Романов) (май 1606 — 22 июня 1619), с 1610 — в плену у поляков
- Кирилл (Завидов) (1611 — 1616)
- Варлаам II (1619 — 9 июля 1652)
- Иона (Сысоевич) (22 августа 1652 — 20 декабря 1690)
- Иоасаф (Лазаревич) (5 июля 1691 — 10 ноября 1701)
- Свт. Димитрий (Туптало) (4 января 1702 — 28 октября 1709)
- Досифей (Глебов) (17 июня 1711 — 19 февраля 1718)
- Георгий (Дашков) (13 июня 1718 — 28 декабря 1730)
- Иоаким (13 апреля 1731 — 25 декабря 1741)
- Сщмч. Арсений (Мацеевич) (13 мая 1742 — 14 апреля 1763)
- Афанасий (Волховский) (26 мая 1763 — 15 февраля 1776)
- Самуил (Миславский) (17 марта 1776 — 22 сентября 1783)
- Арсений (Верещагин) (22 октября 1783 — 23 декабря 1799)
См. далее Ярославская епархия
Викариатство Ярославское
- Сщмч. Иосиф (Петровых) (22 января 1920 — 26 августа 1926)
- Гервасий (Малинин) (14 — 30 июля 1925)
- Сщмч. Иннокентий (Летяев) (14 октября — 15 ноября 1927)
- Сщмч. Евгений (Кобранов) (14 декабря 1927 — 11 апреля 1928)
- Сщмч. Евгений (Кобранов) (30 мая 1928 — 5 декабря 1933)
Варлаам (Ряшенцев) (июль — сентябрь 1929)
- Серафим (Трофимов) (5 декабря 1933 — 30 ноября 1935)
Современное положение
С началом 90-х РПЦ стала возвращать свое имущество и понемногу восстанавливать храмы. Митрополит Владимир (Сабодан) с 1982 года начал масштабную работу по возрождению православия в крае. Именно его усилиями был открыт первый монастырь, начали выпускаться православные СМИ, а после его перевода в 1992 году эту работу продолжили преемники, которые заняли кафедру митрополита и епископа.
За последние 20 лет на территории области активно восстанавливались приходы и храмы, открывались православные образовательные учреждения, создавались монастыри и начинались новые служения среди местного населения, которое за время атеистического государства не имело возможность услышать Евангелие.
Храм Вознесения Господня, Ростов-на-Дону
Одними из самых выдающихся событий стали:
- Открытие Ростовского духовного училища — оно открылось в 1993 году, а позже было переименовано в Донскую Духовную семинарию. Тут обучают будущих богословов и священнослужителей по различным направлениям.
- Создание Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря — он открылся на территории заброшенной Ефремовской женской обители в 1994 году.
- Начало проведения Дмитриевских чтений — проводятся ежегодно в Ростове для встречи священнослужителей с представителями педагогического сообщества края и студенчества.
Священнослужители проводят обширную работу с молодежью, так в рамках эксперимента, в общеобразовательных школах стали преподавать основы православной культуры. При церквях работают воскресные школы для детей и взрослых.
Рост приходов привел к тому, что в 2011 года Священный Синод принял решение наделить независимостью епархии «Шахтинскую и Миллеровскую» и «Волгодонскую и Сальскую». А осенью того же года принято было решение создать Донскую митрополию.
Использованные материалы
- Страницы сайта Русское Православие:
-
Страница портала Иерархия церквей:
-
Статья о епархии из «Справочника РПЦ» из портала Седмица.ру:
-
Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
-
БД ПСГУ Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955гг.):
-
Дробленкова, Н. Ф., «Феодор, игумен Симоновский,» Словарь книжников и книжности Древней Руси:
Основная версия — . По другим сведениям в или в ) году; по Строеву — в исходе XI века.
Иерархи Ростово-Ярославской паствы, Ярославль, 1864, 7-8.
Согласно летописным источникам. Дробленкова, Н. Ф., «Феодор, игумен Симоновский,» Словарь книжников и книжности Древней Руси,
По Дурново, Иерархия…, 340, — «…некоторые из Ростовских иерархов в XIV и XV веке именовались «и Угличскими», другие же «и Моложскими.»
Строев; Амвросий Орнатский, Дурново и др.
Некоторые местные месяцесловы указывают кончину в году.
По Дурново, Н. Н., Девятисотлетие…, М., 1888 — числится в сомнительных.
По Дурново, Н. Н., Девятисотлетие…, М., 1888 — упомянуты как сомнительные.
Архипастыри
- Арсений (Смоленец) (24 мая 1919 — 1 ноября 1927)
- Серафим (Силичев) (12 марта 1922 — 1922) в/у, еп. Александровский
- Серафим (Силичев), 2-й раз (июль — 27 октября 1927) в/у, еп. Азовский
- Серафим (Силичев) (27 октября 1927 — 17 ноября 1931)
- Александр (Бялозор) (1931 — 1932) (?)
Николай (Амасийский) (30 ноября 1931 — 22 ноября 1933) в/у, еп. Ейский
- Николай (Амасийский) (22 ноября 1933 — 1935)
- Дионисий (Прозоровский) (январь — ? 1936)
- Николай (Амасийский), 2-й раз (июль 1942 — март 1943)
- Елевферий (Воронцов) (10 августа 1943 — 5 апреля 1946)
- Серафим (Шарапов) (14 апреля 1946 — 30 октября 1947)
- Сергий (Ларин) (30 октября 1947 — 19 октября 1949)
- Николай (Чуфаровский) (19 октября 1949 — 23 марта 1951)
- Вениамин (Федченков) (23 марта 1951 — 28 ноября 1955)
- Флавиан (Иванов) (28 ноября 1955 — 7 октября 1958)
- Иннокентий (Зельницкий) (8 декабря 1958 — 16 марта 1961)
- Никандр (Викторов) (16 марта 1961 — 16 августа 1961)
Сергий (Петров) (август 1961 — 12 января 1962) в/у, еп. Воронежский
- Иероним (Захаров) (12 января 1962 — 14 декабря 1966)
Алексий (Коноплев) (15 декабря 1966 — 7 октября 1967) в/у, архиеп. Краснодарский
- Иларион (Прохоров) (7 октября 1967 — 16 декабря 1969)
- Николай (Кутепов) (16 декабря 1969 — 1 декабря 1970)
- Владимир (Котляров) (1 декабря 1970 — 31 мая 1973)
- Иоасаф (Овсянников) (31 мая 1973 — 2 апреля 1982)
- Владимир (Сабодан) (16 июля 1982 — 27 мая 1992)
- Владимир (Котляров) (23 февраля 1993 — 27 декабря 1995)
- Пантелеимон (Долганов) (27 декабря 1995 — 27 июля 2011)
- Меркурий (Иванов) (с 27 июля 2011)
Состав и деятельность
Сегодня в состав Ростовской епархии входит 12 благочиний, 4 из которых располагаются в городе Ростове на Дону. В совокупности нынешний митрополит Меркурий (Иванов) управляет 131 приходом, из которых 2 принадлежат монастырям. Штатных клириков насчитывается 228 человек, а монашествующих — 21 человек.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий
Священнослужители тут проводят ряд социальных проектов, чья цель — привлечение мирян в Лоно Церкви и их воцерковление. Среди самых обширных и постоянных проектов:
- Благотворительные столовых для нуждающихся людей и бездомных.
- Раздача гуманитарной помощи в приходах.
- Сестричество, которое работает на базе социально-медицинских учреждений.
- Работа с молодежью, в рамках которых проходят уроки основы православной культуры в школах и регулярные встречи со студенчеством.
Обширная работа с населением проводится благодаря епархиальным отделам, которых насчитывается 11. Среди них информационно-издательский, социального служения, образования и катехизации, и пр.
Церкви и монастыри
Кафедра митрополита находится в Ростове на Дону, а кафедральных соборов в епархии два:
- Вознесенский собор, который стоит в историческом центре епархии, городе Новочеркасске. Упоминания о храме впервые встречается в документах 1805 года, архитектором его выступил Алоизий Руска. Собор построен в классическом стиле и впервые был открыт для прихожан только в 1905 году. Большевики, после разграбления собора, закрыли его и использовали под склад. Открыт он был вновь немцами для богослужений, а после оккупации верхние ярусы использовали для литургий, а нижние — как склад для продуктов. Последняя реставрация была закончена к 2005 году, а в 2011 году он стал вторым Патриаршим Собором страны.
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который находится в нынешнем кафедральном городе Ростове. Он был построен в 1854 году и является визитной карточкой города — его изображают почти на всей сувенирной продукции Ростова. Архитектором выступил К. Тон и этот собор очень схож с его другими работами, в частности с храмом Христа Спасителя в Москве. В период СССР здание церкви было передано городскому цирку, а богослужения там возобновились только в период немецкой оккупации. После войны храм восстановили и использовали для литургий. Колокольню полностью восстановили только в 2011 году.
На территории епархии действуют два монастырских подворья:
- Донской Старочеркасский мужской — учрежден в 1994 году на месте закрытого старого Ефремовского женского монастыря. Настоятелем является иеромонах Сергий, а всего в обители проживает 25 монахов.
- Иверский женский — основан был в 1903 году, на средства ростовского купца Федорова. После революции обитель просуществовала несколько лет как официально зарегистрированная сельхозартель, но в 1929 году была закрыта. Строения разрушили, хозяйство разобрали или уничтожили, многие сестры были сосланы в Сибирь, как настоятельница Анастасия. Восстановлена обитель была в 1991 году. В настоящее время там проживает 35 монашек под руководством игуменьи Рахили.
Свято-Иверский женский монастырь РостоваНа заметку! Посетить все достопримечательности можно в рамках одной паломнической поездки на юг России.
Святыни
Паломникам следует обязательно посмотреть на святыни Ростовской епархии. Среди них особо знамениты:
- Иверская икона Богородицы, написанная афонскими монахами. Хранится в одноименном монастыре.
- Донская икона Богородицы и ковчег с мощами святых хранится в кафедральном соборе Ростова.
- Плащаница Пресвятой Девы Марии и частица ее гробницы также хранится в женской Иверской обители.
- Частица древа Креста Господня хранится в Старо-Покровском храме.
- Георгиевский святой источник — находится в поселке Первомайске и считается чудодейственным, исцеляет многие болезни.
- Святой источник апостола Павла — находится на реке Темерник и исцеляет многие болезни.
В административном центре действует отдел помощи паломникам, который поможет организовать коллективные и частные туры по области так, что христиане смогут посетить все выдающиеся места области и святыни.
О новых маршрутах, принципах и подходе к работе в Паломническом центре Ростовской-на-Дону епархии
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ РОСТОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ
Ростовская кафедра, основанная в 991 г., стала одной из первых епархий Руси, организованных Константинопольской Церковью.
Христианизация шла непросто, летописи и жития сообщают о том, что первые епископы были изгнаны из Ростова, и лишь святителю Леонтию удалось своим смирением и крепостью в вере переломить ситуацию и привести большинство горожан к крещению.
Поначалу святитель Леонтий также недружелюбно был встречен горожанами, как и его предшественники – свт. Феодор и Иларион. После непродолжительного периода миссии среди ростовчан он был выдворен из города, однако не оставил вверенную ему паству. Поселившись недалеко от города, он основал церковь Архистратига Михаила, которая и стала новым местом для проповеди. На сей раз епископ обращает ее не к взрослым, а детям и подросткам. Их привлекал добрый нрав угодника Божия и отеческая забота, с которой он воспитывал в них евангельские добродетели. Даже угощение из вареной пшеницы с медом, предлагаемое им приходящим, сыграло непоследнюю роль в привлечении детского внимания. Ряд исследователей считает что святитель оставил и письменные поучения в своем слове к клирикам о воспитании чад.
Как это случается и в наше время – после обращения в веру детей за ними последовали и взрослые, христианская община в городе начала расти, и вскоре святитель вернулся в Ростов и продолжил совершение богослужений в соборе.
В рассматриваемый период еще нередки были волнения, вызываемые волхвами против проповеди Православия на Руси. Сильны они были как в Новгороде, где при одном из них на стороне епископа остался лишь князь Глеб Святославович и потребовалось силовое вмешательство для усмирения бунта, так и в Ростово-Суздальской земле. В голодный 1071 г. здесь объявились волхвы, утверждавшие, что множество продовольствия хранят у себя знатные женщины, которых нужно убить, а снедь забрать. Вновь обострилось и сопротивление святителю Леонтию.
В один из дней к собору приступила вооруженная толпа язычников с намерением не просто выгнать, а убить святого. Соборные священнослужители пришли в ужас, однако ободрились от слов архиерея: «Не бойтесь, чада, ничего не сделают они нам без Божией воли». Святой возложил на себя богослужебные епископские облачения, взял в руки знамя победы над диаволом – Крест Христов и в сопровождении священства вышел к бушующей толпе. Сияние Славы Божией, почивающей на праведнике, повергло толпу в ужас, многие пали как мертвые. Пламенная проповедь, с которой он обратился к собравшимся, окончательно рассеяло тьму идолослужения – собравшиеся пожелали принять Таинство Крещения.
География благочиний
- Ростовское Центральное, Ростовское Восточное, Ростовское Западное, Ростовское Северное (ГО Ростов-на-Дону):
г. Ростов-на-Дону
- Азовское:
г. Азов , с. Александровка, г. Батайск, с. Высочино, с. Займо-Обрыв, с. Кагальник, с. Кулешовка, п. Красный Сад, с. Круглое, с. Ново-Николаевка, х. Обуховка, с. Пешково, с. Порт-Катон, с. Самарское, с. Семибалки
- Аксайское:
г. Аксай, х. Большой Лог, ст. Грушевская, ст. Мишкинская, ст. Ольгинская, х. Островского, п. Рассвет, ст. Старочеркасская
- Матвеево-Курганское ():
п. Матвеев-Курган, с. Аграфеновка, с. Александровка, с. Алексеево-Тузловка, с. Анастасиевка, х. Большая Кирсановка, с. Генеральское, с. Греково-Тимофеевка, с. Григорьевка, с. Екатериновка, х. Каменный Брод, с. Крюково, с. Куйбышево, с. Латоново, с. Новониколаевка, с. Политотдельское, с. Ряженое
- Мясниковское (Мясниковский р-н ):
х. Калинин, с. Недвиговка, сл. Петровка
- Новочеркасское (ГО Новочеркасск — ):
г. Новочеркасск
- Таганрогское (ГО Таганрог и Неклиновский р-н — ):
г. Таганрог , с. Андреево-Мелентьево, с. Вареновка, с. Васильево-Ханжоновка, с. Весёло-Вознесенка, х. Красный Десант, с. Лакедемоновка, с. Натальевка, с. Николаевка, с. Новобессергеневка, с. Покровское, с. Приморка, с. Синявское, с. Троицкое, с. Федоровка