Новоспасский монастырь в москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Памятная серебряная монета[править | править код]

1 июня 2017 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Новоспасский монастырь, г. Москва» (масса драгоценного металла в чистоте — 155,5 г, проба сплава — 925, каталожный № 5115—0132) серии «Памятники архитектуры России». На монете расположены изображения: внизу — ансамбля Новоспасского монастыря в г. Москве, вверху — гравюры с панорамой монастыря.

Список настоятелей и наместников

  • Иоанн I (1330—1346)
  • Петр (1346—1353)
  • Иоанн II (1353—1374)
  • Михаил (1375—1377)
  • Симеон (1382—1382)
  • Сергий I (Азаков) (1389—1389)
  • Игнатий (1389—1404)
  • Феодосий (1404—1404)
  • Матфей (1404—1404)
  • Иларион (1406—1406)
  • Савва (1410—1410)
  • Трифон (1453—1462)
  • Вассиан (Рыло) (1466—1468)
  • Герман (1474—1474)
  • Елисей (1483—1488)
  • Афанасий I (1496—1515)
  • Савва (1526—1530)
  • Феодосий (1539—1542)
  • Нифонт I (1543—1554)
  • Никифор (1554—1558)
  • Галактион (1558—1565)
  • Афанасий II (1564—1564)
  • Антоний I (1565—1568)
  • Вассиан II (1569—1575)
  • Иов (1575—1581)
  • Иоаким (1581—1589)
  • Сергий II (1589—1589)
  • Сильвестр (1589—1598)
  • Закхей (1598—1599)
  • Сергий III (1599—1606)
  • Евфимий I (1610—1613)
  • Иосиф I (1613—1619)
  • Нифонт II (1623—1623)
  • Лаврентий I (1627—1629)
  • Митрофан (1629—1629)
  • Тихон I (1630—1631)
  • Иосиф II (1631—1637)
  • Лаврентий II (1638—1638)
  • Иона (1639—1645)
  • Никон (Минич или Минов) (1646—1649)
  • Никон II (1649—1654)
  • Питирим (1654—1655)
  • Сергий IV (1656—1656)
  • Иосиф III (1658—1663)
  • Прохор (1663—1664)
  • Иосиф IV (1664—1674)
  • Нифонт III (1674—1697)
  • Макарий I (1674—1681)
  • Гавриил I (1681—1684)
  • Игнатий (1684—1692)
  • Тихон II (1692—1695)
  • Трифиллий (1695—1697)
  • Исаия (1697 — 23 июля 1699)
  • Иларион I (1699—1701)
  • Иларион (Властелинский) (1701—1702)
  • Иоасаф II (1702—1710)
  • Досифей (1710—1711)
  • Моисей (1711—1714)
  • Арсений (1715—1716)
  • Сергий V (1716—1720)
  • Иерофей (1721—1728)
  • Евфимий II (1728—1730)
  • Феофил (1730—1732)
  • Иларион II (1733—1735)
  • Никодим (Скребницкий) (февраль 1736—1738)
  • Антоний (Илляшевич) (1739—1748)
  • Гавриил (Кременецкий) (5 апреля 1748—1749)
  • Мисаил (Чирский) (1749—1764)
  • Кирилл I (1758—1758)
  • Симон (1764—1769)
  • Иоанн III (1770—1778)
  • Иоасаф III (1779—1785)
  • Павел (Пономарёв) (14 января 1786—1794)
  • Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794—1795)
  • Амвросий (Яковлев-Орлин) (1795—1796)
  • Анастасий (Братановский-Романенко) (1796—1797)
  • Иакинф (Карпинский) (1797—1798)
  • Александр (1798—1799)
  • Варлаам (1799—1811)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (14 июня 1811—1812)
  • Амвросий (Орнатский) (1812—1816)
  • Филарет (Дроздов) (март 1816—1819)
  • Кирилл (Богословский-Платонов) (1819—1824)
  • Поликарп (1824—1834)
  • Аполлос (Алексеевский) (19 февраля 1837 — март 1851)
  • Агапит I (1851—1852)
  • Агапит II (Введенский) (1852—1877)
  • Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
  • Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
  • Нестор (Метаниев) (1889—1894)
  • Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
  • Климент (Стояновский) (1898—1906)
  • Борис (Шипулин) (1906—1909)
  • Макарий (Гневушев) (1909—1914)
  • Евфимий (Елиев) (1914—1918)
  • Кирилл (Соколов) (конец 1917—1920)
  • Палладий (Добронравов) (1919—1922)
  • Павлин (Крошечкин) (1920—1921)
  • Евгений (Кобранов) (1922—1922)
  • Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011)
  • Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
  • Иоанн (Руденко) (14 июля 2018 — 26 февраля 2019)
  • Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019 года)

Расписание богослужений

Утренние службы начинаются в 8 часов. Вечерние богослужения отправляются начиная с 17 часов. В праздничные дни и по воскресеньям Литургия служится с 7 и 9 часов утра. Всенощное бдение совершается с 17:00.

Все желающие попасть на службу могут уточнить расписание по телефону у дежурного: +7 495 676 95 70.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — это место, пропитанное историей русского народа. Здесь царит особая атмосфера. Переоценить значение культурного наследия обители невозможно. Именно поэтому монастырь ежегодно посещает много людей. Кто-то, чтобы приложиться к святыням и попросить о помощи, а кто-то — чтобы поближе познакомиться с историей династии Романовых.

Двери обители открыты для каждого.

Фильм о Новоспасском монастыре в Москве

История[править | править код]

Вид на монастырь, 1810-е годы

Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.

Первый каменный собор Спаса Преображения был построен в 1494 году. В 1498 году рядом с собором был похоронен боярин Василий Захарьин — основатель династии Романовых.

Лжедмитрий I, заняв московскй трон в 1605 году, распорядился перенести в монастырь из северных поселений захоронения трёх бояр Романовых, сосланных туда Борисом Годуновым. Чуть позже монастырь выдерживал осаду польских захватчиков, около его стен русское ополчение в 1612 году готовилось к окончательному освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков.

Монастырь в начале XVII века начал пользоваться царской благосклонностью и начал приобретать современный облик после прихода к власти Романовых в 1613 году, поскольку в нём издавна находилась их родовая усыпальница. В 1620-х годах патриарх Филарет построил каменную колокольню с храмом во имя преподобного Саввы Освященного. В 1640 году по указу царя Михаила Федоровича деревянную крепостную стену начали менять на каменную. Протяженность новой каменной стены составляла около 650 м, а высота достигала 7,5 м при толщине до 2 м. В монастыре было трое ворот и 5 башен по углам. Вместо старого собора в 1645 году был заложен нынешний собор. Закончен он был уже при царе Алексее Михайловиче и освящен патриархом Иоасафом в присутствии царя в сентябре 1647 года.

В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон. Вплоть до XVIII столетия монастырь был местом захоронения членов царствующей семьи Романовых. Благодаря царским подаркам и льготам монастырь к концу XVII столетия был одним из самых богатых. Царь Пётр I распорядился в 1689 году украсить монастырский собор росписью, а в 1717 году издал приказ об отливке нового колокола для собора весом в 1100 пудов.

При императрице Екатрине II монастырь в 1764 году лишился всех своих поместий и соответственно больших доходов; вскоре число насельников монастыря заметно сократилось.

В марте 1812 года настоятелем монастыря и одновременно председателем комитета духовной цензуры был назначен Амвросий Орнатский. Во время нашествия Наполеона в 1812 году монастырь сильно пострадал, в т.ч. от пожара. В начале 1813 года Синод возложил на о. Амвросия ответственную работу по «возобновлению московских монастырей, повреждённых французами». К 1820 году здания, пострадавшие во время войны 1812 года, были отремонтированы. Вдоль западной части крепостной стены построили новый двухэтажный корпус, где разместились кельи, кухня и прочее. Из остатков разбившегося при пожаре главного колокола Петра I отлили новый. В 1830—1840-х годах были обновлены храмы монастыря.

Ставропигиальный мужской монастырь в 1881 году.

В 1900 году при посещении обители императором Николаем II было решено основать храм в честь преподобного Романа Сладкопевца в Усыпальнице бояр Романовых. И уже в 1902 году было совершено освящение нового храма в присутствии Великого князя Сергея Александровича Романова. В год 300-летия дома Романовых Новоспасский монастырь снова посещает император Николай II.

После падения монархии монастырь был закрыт в 1918 году, и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Обитель стала первым расстрельным монастырем в Москве. Памятники монастыря, имевшие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-х годах архитектор Сергей Родионов провёл реставрацию построек монастыря. В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправительный дом. Монастырское кладбище, занимавшее до 2/3 территории обители и где были похоронены видные деятели российского государства и церкви, снесено в 1927—1930 годах. С 1935 года территорией монастыря ведало хозяйственное управление НКВД. Все монастырские постройки были переоборудованы для хозяйственных нужд или под жильё. В соборном храме был размещен архив НКВД Московской области, в Никольском храме — склад конфискованной мебели и картофелехранилище.

В 1960 году началось выселение жильцов из монастыря. В 1968 году было принято решение организовать на базе монастыря «музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Восстановительные работы затянулись на многие годы. В соборе планировалось открыть Музей истории реставрации. Реставрационный центр (ЦНРПМ) на территории монастыря существовал с 1985 до конца 1990 года, когда решено было вернуть обитель Московской патриархии.

История создания обители

Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь. Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения. На тот момент обитель называлась просто Спасской. В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название. В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.

Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию – ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной. В середине XVII века сюда перенесли образ нерукотворного Спаса, однако в советский период он исчез. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников. Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок – ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города. В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель. Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили.

История иконы Всецарица

Основная икона Божьей Матери, названная как Всецарица, или Пантанасса, находится в Греции в Ватопедском монастыре с XVII века. Расположена в соборном храме слева от царских ворот.

По размеру икона небольшая. На ней изображена Пресвятая Дева Мария с младенцем на руках. Богородица восседает на троне, за которым расположились по обеим сторонам два ангела, благоговейно осеняющие своими крылами Пречистую Деву. Младенец Иисус находится на руках у Богородицы, держит в левой руке свиток, а правой посылает благословение.

Согласно церковным преданиям, первое чудо от иконы Всецарицы случилось в древние времена. Юноша, не имеющий веры и занимающийся колдовством и магией, что признается церковью как грех, решил совершить колдовской обряд перед иконой Божьей Матери, которому не суждено было свершиться. Во время его бормотания лик Девы Марии озарило яркое сияние. Этот свет наполнился необычной силой и откинул грешника от иконы очень далеко. Молодой человек испугался и решил раскаяться в своем поступке перед служителями этого храма и принять монашество, чтобы служить при церкви на Афоне.

Это событие было воспринято как чудо от святого образа, которое привело заблудшую душу к покаянию и вере. На этом чудесные события от иконы Всецарица не заканчиваются. Люди, обращающиеся за помощью к образу Богородицы в этом храме стали свидетельствовать о чудесном исцелении от недуга в виде злокачественной и доброкачественной опухоли.

Рак — это не новая болезнь современного времени, а проблема, с которой люди сталкивались еще в XVII веке, но медицинского лечения как такового еще не было. Больные обращались с молитвой к Богоматери, которую считали единственным спасением. Кто молил искренне и всей душой получали исцеление, о чем свидетельствуют записи в церковных книгах монастыря в Ватопеде на Афоне.

С иконы стали делать многочисленные списки и рассылать по миру, чтобы большее число людей, больных раком, или их родные имели надежду на исцеление, обращаясь к образу Всецарицы.

Появившись в России, икона Божией Матери Всецарице тоже явила чудо. Оздоровление детей в онкоцентре в Москве стало диагностироваться чаще с появлением иконы, потому что медики сами констатировали такой феномен, поясняя, что препараты не могут обеспечить такого результата.

Подтверждением того, что икона чудотворная, является факт того, что образ стал мироточить в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм наполнился благоуханием от нескольких капель. Повторно было замечено, что икона мироточит на день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Подобные знамения укрепили дух верующих и молящихся о выздоровлении от рака и других недугов.

Первое избавлением от болезни, точнее, от наркотической зависимости, молодого человека — это начало чудесной помощи от иконы Всецарица в России. Благая весть передавалась по Москве из уст в уста и людей, желающих прикоснуться к святыне и помолиться о своей беде становилось больше. Икону было решено перенести в храм Всех Святых и периодически доставлять ее обратно в детский центр для совершения богослужения и духовной помощи болеющим и их родным.

История написания списков с иконы Божьей Матери Всецарица для Москвы на этом не заканчивается. В 1997 году чудотворный образ Богородицы появился в Новоспасском монастыре. Икона имеет такое же свойство мироточить и помогать отчаявшимся, молящимся с особым чувством веры, исцелиться или получить облегчение в болезни.

В Московской области есть еще один список Всецарицы — находится в городе Серпухове в женском монастыре Владычном. Зафиксировано, что этот образ мироточил 30 раз, что является настоящим чудом.

Островок спасения

На территории Новоспасского монастыря – 6 соборов, колокольня, башни и часовни, братский корпус и хозяйственный двор.

Общественное значение

Здесь проводятся симпозиумы, создано издательство, выпускающее религиозную и учебно-просветительскую литературу. Каждый номер журнала освещает нравственную тему: мужество и свобода, справедливость и любовь, победа, терпение и борьба.

Наставлению в православной христианской вере подчинена работа монастырского сайта, воскресной школы и молодежного объединения. В воскресной школе, работающей 20 лет, 7 возрастных групп. Здесь воспитывают сердца детей, стремятся воспитать христианина – доброго, милосердного, отзывчивого, участливого.

В основу работы молодежного объединения «Молодая Русь» положены инициативы ее участников, главное желание которых – стремление быть вместе с православными сверстниками. Мероприятия носят открытый характер, присоединиться к ним может каждый желающий.

В монастыре ежегодно проходит благотворительная Рождественская ярмарка и действуют два гуманитарных пункта сбора и выдачи одежды и обуви для малоимущих и бездомных. Систематически ведется работа по оказанию помощи алкозависимым и наркозависимым.

При монастыре открыта церковно-певческая школа для мальчиков. Знаменитый Новоспасский мужской хор – визитная карточка монастыря. Поклонники называют хор голосом русского монашества.

Монастырский сад

Территория монастыря очень ухоженная. Династия Романовых стремилась к тому, чтобы в монастыре росли розы. За последние 20 лет в Новоспасской обители создан прекрасный сад, в котором работают только 2 садовника. Мощные стены создали здесь уникальный микроклимат: 600 кустов выращиваемых в саду роз подобраны так, что цветут с ранней весны до поздней осени. Цветники украшают крокусы и тюльпаны, жасмин и магнолии. Редкий бело-розовый сорт сирени источает тонкий аромат.

Яблони, вишни, черная рябина ломятся под тяжестью плодов. Удивляют в саду абрикосы, персики и виноградные лозы, поспевающие к празднику Спаса. Фруктовая плантация высажена на месте уничтоженного в советское время некрополя. В специальном вольере живут белки.

Монашеский труд

Большинство братии монастыря – москвичи. Древняя обитель живет привычным монастырским распорядком, в котором соединена молитва и труд. Монахи молятся за весь мир. Каждый день и час насельника построен на послушании, которые поставлены выше поста и молитвы.

На территории монастыря работают ювелирная, столярная и ткацкая мастерские. Ткани, изготовленные здесь, украшают театры страны. Трапезная «Паломник» и продуктовая лавка при трапезной поражают изобилием. Здесь сборы трав, многочисленные сорта масел, пряники и шоколад, мед и конфеты из сухофруктов. Популярностью пользуется бездрожжевой хлеб по монастырскому рецепту. Выпеченные за ночь буханки раскупают утром еще теплыми.

В Новоспасском монастыре ежедневно совершаются богослужения, на которые собираются сотни прихожан, туристов и паломников. В обитель приходят поклониться чудотворным иконам, прикоснуться к древним святыням. Люди несут сюда болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. Приходящий с искренней верой и нуждой в помощи получает ее в виде облегчения и укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.

Здесь хочется верить в справедливость мироустройства, отбросить досаду и горькую иронию, остановиться на миг среди суеты и вдохнуть полной грудью, даже всплакнуть. Хочется улыбнуться цветам, пушистым елочкам, чистенькой кошке – ведь это обитель победившего добра и мира, островок, отгороженный высокими стенами от шумного города.

Испытания в сложные периоды

Серьезным испытанием монастыря стало вторжение в Россию Наполеона. Французские солдаты разграбили храмы, перевернули вверх дном акрополь, пытали иноков, надеясь найти спрятанные сокровища. Под Преображенским собором вырыли ямы для взрывчатки, пытаясь взорвать храм, но не успели. Раны, нанесенные войной, монастырь залечивал до 1840 года.

После революции 1917 года монастырь закрыли, монахов прогнали, монастырь превратили в женскую тюрьму. Революционные солдаты напрасно перерыли акрополь второй раз: французские грабители еще до них опустошили могилы.

В храме устроили бараки для уголовников и политзаключенных. В годы репрессий здесь расстреливали заключенных, заставляя самих рыть могилы. В 1918 году в монастыре расположилось Главное управление местами заключения. Здания передали в распоряжение НКВД – здесь хранили архивы и конфискованную мебель. В Никольском храме устроили картофелехранилище. Строения ветшали, и новая власть намеревалась взорвать монастырь, но планам помешала Великая Отечественная война.

После войны в церкви устроили санпропускник – душевую с вошебойкой – в помощь расположенной рядом таганской тюрьме. Позднее санпропускник приспособили под вытрезвитель.

В 1968 году в монастыре начались реставрация. В 1991 году Новоспасский монастырь возвращен Русской православной Церкви. 23 марта 1991 года в обители прошла первая божественная Литургия и постепенно наладилась монашеская жизнь.

Краткая история

Сначала святилище располагался на том месте, где в данный моменты находится Даниловский монастырь. Но со временем собор перенесли в Кремль. После масштабного строительства на территории Кремля монастырь снова решили переместить. На этот раз по приказу Ивана Грозного аббатство разместили на Крутицком холме и сделали из него настоящую крепость (благодаря большим оборонительным сооружениям). Так оно стало защищать столицу на подходах от врагов наряду с Даниловым, Новодевичьим, Донским и Симоновым монастырями.

Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах. В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский. В начале ХIX столетия в посыпальне похоронена инокиня Досифея, известная как принцесса Августа Таракановая, дочь Екатерины Петровны.

Лучшая статья для Вас, переходите: Свято-Юрьев монастырь Великий Новгород

В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено. На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь. В усыпальнице размещали особо опасных преступников. Храмы монастыря превратились в тюремные склады и бараки. Многие святыни бесследно исчезли. А с 1935 года комплекс поступил в распоряжение управления НКВД.

Монашеской братии Новоспасский мужской монастырь вернули только в конце 1990 года. Была проведена капитальная реставрация многих строений. В 2011 году монастырь отмечал 20-летия со дня второго обретения святыни.

Чудотворная икона «Всецарица»: современные чудеса

По всему миру зафиксированы чудеса исцелений по молитвам перед иконой «Всецарица». К 2000 году их насчитывалось более 1000. Каждый монастырь и приход стараются вести учет полученной благодатной помощи.

В Московском Онкологическом центре известен случай исцеления больной девочки в 1991 году. Ребенок заметил свечение, исходящее от бумажной репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», находящейся в палате. Затем необычный свет увидели и другие дети. После этого смертельная болезнь отступила от девочки.

В 1996 году в Москве произошло спасение молодого человека от наркомании. После того как он выпил Святой воды, освященной на молебне возле иконы Богородицы «Всецарица», у него появилось желание излечиться и изменить свою жизнь .

Архитектурные памятники и святыни

С трех сторон вокруг обители возвышаются городские кварталы, поэтому самый красивый вид на монастырский ансамбль открывается с реки. Сердцем монастыря считают величественный Преображенский собор, службы в котором проходят в теплое время года. При входе в храм размещено родословное дерево Рюриковичей, а его пол выложен массивными чугунными плитами. Внутри собора можно увидеть древние иконы и хорошо сохранившиеся настенные росписи, созданные известным художником XVII века Гурием Никитиным.

Спасо-Преображенский собор

С противоположной стороны от реки красуется одна из самых высоких в городе колоколен, которая по высоте лишь немногим уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Четырехъярусное здание поднимается на 80,4 м. Оно было возведено по проекту, созданному знаменитым русским архитектором И. П. Жеребцовым во второй половине XVIII века.

В прежние времена паломники входили в обитель через здание колокольни, а в наши дни вход расположен справа от нее. В колокольне находится храм Сергия Радонежского, а над ярусом, где висят колокола, установлены хорошо заметные издалека часы. Каждые полчаса они оглашают окрестные улицы и набережную красивым мелодичным боем.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Территория монастыря окружена мощными стенами, на которых возвышаются пять башен. Внутри сохранилось несколько построек XVII века: небольшой трехглавый Покровский храм, одноглавая церковь Святителя Николая, три братских корпуса и настоятельский корпус.

С восточной стороны к соборному храму примыкает церковь XVIII века, построенная в традициях классицизма и посвященная иконе Божией Матери «Знамение». В ней находится фамильная усыпальница, где на протяжении нескольких веков хоронили представителей княжеского рода Шереметьевых. К более позднему времени относятся здания квасоварни, иконной и свечной лавки, а также часовня над захоронением инокини Досифеи, известной в миру как княжна Тараканова.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Паломники приходят в обитель, чтобы помолиться перед иконой XVII века «Всецарица» и списком с образа «Нерукотворный Спас». Кроме того, они приезжают сюда, чтобы увидеть пояс Иоанна Кронштадтского.

Несколько лет назад на месте монастырской усыпальницы были созданы музейные экспозиции. Выставленные здесь реликвии и документы знакомят посетителей с историей монастыря и жизнью брата российского царя — С. А. Романова.

Судьба монастыря в XX веке

Новоспасская обитель всегда играла особую роль в жизни царской семьи. В 1913 году, когда в России праздновала трехсотую годовщину династии Романовых, Николай II побывал на Крутицком холме. В честь этого знаменательного события в монастыре построили небольшую живописную часовню.

Вход в монастырь

С установлением советской власти обитель ликвидировали, а за ее стенами создали концентрационный лагерь и женскую тюрьму.

В каменных храмах держали политически неблагонадежных и уголовников. Здесь же их пытали и расстреливали. Несколько лет назад в память о трагических событиях тех лет на расстрельном месте восстановили Итальянский дворик.

Незадолго до войны монастырское кладбище срыли, а хозяевами построек стали сотрудники НКВД. Они хранили в бывшей обители конфискованную у врагов народа мебель и архивные документы. Один из храмов использовали для картофелехранилища, а часть зданий перепланировали под квартиры. Новые хозяева хотели даже разрушить обветшавший монастырь, но началась война, и эти планы остались нереализованными.

Во время хрущевской оттепели при обители открыли музей реставрации и начали восстанавливать храмы. Однако средств на это выделялось так мало, что реставрационные работы растянулись на 20 лет.

Вид монастыря с Саринского проезда

Верующим монастырь вернули в начале 1990-х годов. К тому времени братия состояла всего из трех человек. В монастырь стали поступать пожертвования, и появилась возможность убрать накопившийся мусор, облагородить территорию и восстановить храмы. Хотя за два с лишним десятка лет была проделана огромная работа, реставрация в монастыре еще не закончена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector