Соловецкая тюрьма особого назначения: кого туда отправляли

Жизнь узников

По части жестокого отношения к заключенным СЛОН по праву занимает одно из первых мест. Одежду не выдавали никому. Если человек попадал в тюрьму, и на нем была летняя рубашка, он в ней работал даже зимой. Лошадей в помощь не было, все возилось вручную, при помощи саней и телег. Утро заключенных начиналось с жестокого подъема: солдаты чуть ли не ремнями выгоняли людей на работу. Особо провинившихся узников отправляли в карцер на сутки. Их садили на жердь толщиной с человеческую руку. Тех кто свалился избивали до полусмерти. Летом же заключенных оставляли без одежды в открытом поле под солнцем, на съедение комарам. Такое нарушение правил, как вылазка в артель без разрешения начальства, каралось расстрелом.

Но эта эпоха в истории Соловецкого монастыря все равно не была такой кровавой, как та, что началась во время сталинского режима. До 1926 года о Соловках знал каждый житель Советского союза, ими гордились. На острове даже издавался журнал «СЛОН», который читала вся страна.

Если в 1926 году архипелаг был местом заключения пары тысяч узников, то через два года это число увеличилось в 30 раз. Теперь вместе жили не только политические заключенные, но и уголовники всех мастей. Потихоньку людей стали расселять с большого острова на острова поменьше. Сидели узники не более 10 лет, чаще отправляли на срок от 3-х до 5 лет.

Еще в начале 20-х годов, остров имел развитое хозяйство, на которое не пожалели сил некогда жившие здесь монахи. Здесь ловили лучшую рыбу в стране. Хвастались мельницами, лесопильнями, кузницами, гончарными мастерскими. За два года с момента существования лагеря чекисты все это разрушили, и превратили цветущий рай для крестьян в гиблое место для заключенных. Ввиду этого узникам стало не хватать еды, которую раньше выращивали. Люди умирали от голода, оспы, тифа. Мертвых кидали прямо под нары, не особо заморачиваясь с похоронами. Началась цинга.

«Липовые» заслуги

В начале 30-х годов в лагере начались перемены. Социальный состав заключенных менялся, так как на Соловки стали отправлять проституток, шпану. Принудительных работ стало больше, поэтому поощрялись своего рода соревнования заключенных по выполненным объемам. Возник штаб «соревнований и ударничества». На должности ударников назначали «своих», которые отнимали у заключенных нормы выработки и присваивали их себе. Даже в советской литературе на полном серьезе писалось о том, что вчерашние убийцы и рецидивисты стали примерными хозяйственниками и умелыми работниками.

В итоге бандиты создали на острове свою коммуну, провозгласили о полном перевоспитании. За эти заслуги власть начала их лучше кормить и одевать. Жила «элита» в специальных общежитиях. Но весной 1931 года правда вскрылась, оказалось, что все трудовые результаты этих бригад не более чем липа.

Постепенно с Соловецкого архипелага лагеря перекинулись и на Новую землю. Там, по словам очевидцев, условия были самыми жестокими. Ни один из узников не вернулся домой живым. Но сейчас архипелаг славиться как популярное место туристических экскурсий, привлекая людей своей историей и красотами природы.

Работа на благо страны

ГУЛАГ отличался тем, что в отличие от тюрем в других странах, активно эксплуатировал идею труда заключенных на благо Родине. В Соловецком лагере трудовые работы были слабо внедрены. Заключенные в основном выполняли работы по содержанию друг друга. А в наказание их заставляли заниматься бессмысленной работой, наподобие таскания бревен с места на место. Как гласит статистика, до 1929 года лишь 40 процентов узников занимались принудительной работой.

Но как только началась пятилетка, все изменилось. Лагеря индустриализировали. В 1929 году СЛОН стал заготовлять лес по «внешним заказам» в 100 раз больше, чем это было в 1926 году. Узники выполняли работы по строительству дорог в Карело-Мурманском крае, прокладывали тракт из Кеми в Ухту (эти работы считались невыполнимыми, ввиду сложной обработки грунта). Заключенные справились с созданием дороги длиной 27 км на Кольском полуострове. Маршрутом до Апатит они прокладывали бревна через болота, срезали склоны каменистых гор, делали песчаные насыпи. Затем была возведена железная дорога длиной 11 км. Ее создали за один год (что, опять же, считалось невыполнимым заданием, так как земля по твердости не уступает камню).

Изначальный смысл постройки на Соловках «замкнутого лагеря» исчез. Интересы страны стояли превыше всего. Лагеря «расплодились» по всей территории Советского союза, как грибы. Главной задачей была поставлена изоляция преступников от законопослушных граждан. Но по факту они были нужны как бесплатная рабочая сила.

Секирная гора и Вознесенский скит

Высшая точка Соловецкого острова, достигающая в высоту 73 метров — Секирная гора (Секирка). Легенда гласит, что на ней ангелы-юноши высекли розгами женщину-рыбачку, которая ловила рыбу, чтобы рыбаки покинули остров и не мешали первым отшельникам служить богу.

Существует и другая версия появления названия горы, якобы на склонах холма деревья рубились с помощью секиры (лесосечного топора), а затем эти бревна шли на постройку монастыря. В 1862 году на горе была возведена однокупольная церковь Вознесения Господня с маяком (архитектор А.П. Шахларев), а также Свято-Вознесенский скит. Маяк до сих пор является самым высоким маяком на Белом море, его высота — 98 метров от уровня моря. Работает после окончания белых ночей и до конца навигации.

На Секирной горе находится смотровая площадка, откуда открываются виды на северную часть Большого Соловецкого острова и Саватьевский скит. Кроме Вознесенской церкви из построек XIX века сохранились двухэтажный келейный корпус и валунная баня. Деревянная лестница на гору была восстановлена в наши дни.

Прогулка по Секирной горе вызывает самые приятные, светлые чувства, если не знать о ее истории в 1925-1930 годах. В это время здесь размещался мужской штрафной изолятор, куда отправляли на срок от двух недель до года, но выдерживали здесь максимум полгода. Сажали в изолятор за отказ от работы, самоувечья, побеги и подготовку к ним, а также контрреволюционную агитацию в лагере.

Днем работали на лесозаготовках, ночью спали в двухэтажном неотапливаемом храме, с забитыми щитами окнами. Спали на каменном полу, чтобы не замерзнуть выкладывались штабелями: слоями друг на друге. Иногда на нижних слоях кто-то был задавлен или задушен насмерть.

«Секирка» имела дурную славу не только из-за жестокого обращения надзирателей (изощренных издевательств, пыток и побоев), но и из-за многочисленных случаев репрессий со стороны лагерного начальства. Сюда приезжали пострелять пьяные начальники охраны и руководители лагеря, выбирались несколько заключенных, которых расстреливали в подвале келейного корпуса. Иногда просто привязывали к бревну приговоренных зэков и сбрасывали их с вершины по крутой лестнице. У подножия Секирной горы тоже расстреливали, хоронили убитых в общих ямах, без опознавательных знаков.

Сейчас в Вознесенском ските восстановлена монашеская деятельность. Вознесенская церковь на Секирке теперь просто храм, здесь ежедневно проходят службы. Единственное напоминание, что когда-то здесь был ад на земле — глазок надзирателя в дверях первого этажа. Об ужасах Секирки расскажет гид, если он не из паломнического бюро Соловков.

У основания Секирной горы на месте расстрелов стоит поклонный крест. В 2006 году на склоне горы поисковиками-волонтерами была найдена могильная яма с останками расстрелянных, на этом месте также установлен крест.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь – этоглавная достопримечательность Соловецких островов. Этот монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества. Он был сооружён в первой половине XV века. Расцвет монастыря связан с деятельностью игумена Филиппа, возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием в 1548 году. Филипп приложил много усилий по внутреннему и внешнему благоустройству. По проектам игумена Филиппа были построены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). Благодаря деятельности Филиппа, монастырь превратился в богатый промышленным и культурный центр северного Поморья.  Монастырь постепенно превращался в крепость с каменными стенами и башнями, по форме строение напоминало большой корабль. Во время Крымской войны к Соловкам подошла англо-французская эскадра, монастырю пришлось обороняться и выдержать осаду в 1854 году.

К началу XX века на архипелаге уже находилось 19 церквей и 30 колоколен. Вместе с монахами на острове находилось более 1000 паломников и наемных работников. Монастырь был известен и почитаем по всей России. В 1923 году на Соловках был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения, преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли духовенство, офицеры белого движения, интеллигенция.

В 1967 году на Большом Соловецком острове создан Соловецкий музей-заповедник, который в 1974 году превращен в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В октябре 1990 года Священный Синодблагословил открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Секирная гора

Секирная гора– самая высокая гора на Большом Соловецком острове. Высота горы составляет 73,5 метра. Гора названа в память об ангелах, которые высекли жену рыбака. Согласно преданию, в давние времена, когда на острове жили преподобные Савватий и Герман, а у подножия горы жили рыболовы с семьями. Рыболовы пытались изгнать преподобных с островах. Но однажды появились два «светлоликих ангела» в образе юношей, они высекли прутьями жену рыбака и прогнали её с горы, приговаривая, что этот остров предназначен для иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».

С горы видна Сосновая губа, к берегу которой пристали преподобные Савватий и Герман в 1429 году. В 1627 году в этой губе на сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе, а на месте явления иконы построили часовню в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился в Сосновой губе крест, установленный в 1812 году.

Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника

На большом Соловецком острове, в четырех километрах от поселка Соловецкий находится Ботанический сад, который был основан в 1822 году архимандритом Макарием. Изначально Сад назывался Макарьевской пустынью. Площадь составляет 5 гектар. Территория Ботанического сада окружена с трех сторон холмами, поросшими лесом. За 200 лет существования Сада здесь удалось акклиматизировать сотни растений. Сегодня в Ботаническом саду растает более 30 видов древесных растений, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных и кормовых растений. Но как не пытались работники Сада здесь так и смогли прижиться злаковые культуры. В Ботанический сад на острове можно пройти пешком по лесной дороге или на экскурсионном автобусе.

Большой Заяцкий остров

Пётр Великий два раза посещал Соловецкие острова. По его указанию в 1702 году на Большом Заяцком острове была построена церковь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. На этом острове найдено одно из самых больших святилищ, которую представляют погребальные памятники, в число которых входят 13 каменных лабиринтов, более 600 каменных курганов. Известно, эти острова считались священными задолго до появления монашеской общины. Архипелаг посещали протосаамские племена начиная с IV-III тыс. до нашей эры, они хоронили здесь избранных особ.

Тюрьмa нa Coлoвкaх

Зacтeнки в этих мecтaх cущecтвoвaли eщe в цaрcкoe врeмя. При Coлoвeцкoм мoнacтырe c XVI вeкa дeйcтвoвaлa тюрьмa для ocoбых узникoв.

Тaк, нa Coлoвки был cocлaн кacимoвcкий хaн Cимeoн Бeкбулaтoвич, нeкoтoрoe врeмя бывший фoрмaльным глaвoй гocудaрcтвa в цaрcтвoвaниe Ивaнa Грoзнoгo. Тaкжe тaм oтбывaл нaкaзaниe aвтoр пoвecтвующeгo o coбытиях Cмутнoгo врeмeни «Cкaзaния» Aврaaмий (Пaлицын), двoюрoдный дядя Aлeкcaндрa Пушкинa Пaвeл Гaннибaл и другиe извecтныe личнocти.

Мoнacтырcкaя тюрьмa пeрecтaлa cущecтвoвaть в 1883 гoду. Нo рoвнo чeрeз 40 лeт в этих мecтaх пoявилcя пeрвый иcпрaвитeльнo-трудoвoй лaгeрь CCCР – пeчaльнo извecтный Coлoвeцкий лaгeрь ocoбoгo нaзнaчeния, или, кaк eгo чacтo нaзывaли, CЛOН. Пeрвaя пaртия зaключeнных – угoлoвники из aрхaнгeльcких тюрeм – прибылa тудa в 1923 гoду.

Дополнительная литература (в порядке публикации)

Воспоминания

  • Бабина-Невская, Берта (1999). «Моя первая тюрьма, февраль 1922 года». Пока не расскажут мою сказку : 97–111. Отрывок из мемуаров, написанных в 1970-х годах левым эсером (тр. Джона Кроуфута)
  • Адамова-Слиозберг, Ольга (1999). «Мое путешествие». Пока не расскажут мою сказку : 28–34. Отрывок из мемуаров, написанных в 1940-х и 1950-х годах раскаявшимся беспартийным коммунистом (тр. Салли Лэрд)
  • Ольга Адамова Слиозберг (2011 г.), « Мое путешествие: как одна женщина пережила сталинский ГУЛАГ» , издательство Northwestern University Press: Эванстон, штат Иллинойс (полный текст мемуаров, переведенный Кэтрин Грэтвик Бейкер).

Исследования

  • Ашер, Авраам (июль 1969 г.). «Соловецкие пленники, меньшевики и Социалистический Интернационал». Славянское и восточноевропейское обозрение . 47 (109): 423–435.
  • Майкл Якобсон (1993), Истоки ГУЛАГа: система советских лагерей, 1917–1934 гг. Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки.
  • Галина Михайловна Иванова, Кэрол Аполлонио Флат и Дональд Дж. Рэли (2000), Социализм в трудовых лагерях: ГУЛАГ в советской тоталитарной системе. Нью-Йорк: М. Е. Шарп.
  • Рой П. Робсон (2004), Соловки: история России, рассказанная через ее самые примечательные острова. Кембридж, Массачусетс: Издательство Йельского университета.
  • Шубин, Даниила Х. , ISBN  978-1365413582

Что посмотреть

Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.

Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.

Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.

Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.

Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.

Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.

Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.

В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.

Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.

Название «Соловки» происходят не от «соловья», и не от соли

Соль на островах стали добывать позже, чем появилось название, а соловьи здесь не водятся. В книге профессора Александра Минкина «Топонимы Мурмана» приводится интерпретация саамского слова «СУОЛ». «Сулле, суоллы, суоллэ, сыллы» — острова, а «Суол, сыэл, сыэлай» — остров. «Суоленч, суолгиш, суолнеч» — небольшой островок. Часто географические названия с таким звучанием переиначивались, превращаясь со временем в современное «СОЛО». По другой версии название произошло от промысловиков: «со-ловки», то есть место лова рыбы и морского зверя, не закрепленное ни за кем в особенности, где промысел ведется совместно. Есть и третья версия: с моря острова почти всегда окружает туман, отсюда и название — «соловый», то есть туманный, белёсый.

Поморы ловят рыбу. Фото конца XIX века

Соловки — острова «молодые». Около 7-6 тысяч лет до нашей эры ледник, отступавший на север, покрыл кристаллическое основание будущих островов мощным слоем валунов гальки и песка. Камни покрылись зеленью, леса заполнили звери и птицы… Соловецкий архипелаг в самом южном из морей Северного Ледовитого океана раскинулся на той же долготе, на которой несколькими тысячами километрами южнее находится Иерусалим. Между прочим, и там, и там есть гора Голгофа.

2

Начальники лагеря

  • С 13 октября 1923 по 13 ноября 1925 — А. П. Ногтев;
  • С 13 ноября 1925 по 20 мая 1929 — Ф. И. Эйхманс,
  • с 20 мая 1929 по 19 мая 1930 — А. П. Ногтев
  • с 19 мая 1930 по 25 сентября 1931 — А. А. Иванченко,
  • с 25 сентября 1931 по 6 ноября 1931 — К. Я. Дукис, временно исполняющий обязанности начальника
  • 6—16 ноября 1931 — Э. И. Сенкевич
  • с 16 ноября 1931 по 1 января 1932 лагерь закрыт в связи с организацией на его базе Белбалтлага
  • c января 1932 по март 1933 — Э. И. Сенкевич
  • 27 августа 1932 — П. А. Бояр (упоминается как временно исполняющий должность начальника)
  • с 28 января 1933 — не позднее 13 августа 1933 (упоминается) — Я. А. Бухбанд,
  • 8 октября 1933 — Иевлев (упоминается как временно исполняющий должность начальника)
  • 4 декабря 1933 — лагерь как самостоятельная единица окончательно закрыт.

Популярное

ТЕКСТЫ

Валерия Новодворская: Поэт на договоре. Валерия Новодворская о Евгении Евтушенко
203781

Светлана Иванова: Астролог Михаил Левин: «Путин уйдет в течение двух лет»
182254

Игорь Свинаренко: Дмитрий Петров. Английский я выучил по «Голосу Америки»
169008

Валерия Новодворская: Число зверя. Валерия Новодворская – о Владимире Ленине
127280

Светлана Иванова: Эверест — зона смерти. Репортаж Светланы Ивановой
123558

Егор Мостовщиков: ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ЗЕВНУТЬ. Как с этим бороться
123083

Валерия Новодворская: Песня ухода. Валерия Новодворская об Иосифе Бродском
117296

Василий Прозоровский: ЧЕЛОВЕК В РУБЛЯХ. Цена и стоимость жизни
87276

Игорь Свинаренко: Анамика Саксена: хождение за три моря
82101

ВИДЕО

Бунин без нобелевского глянца. Лекция Дмитрия Быкова
12863

Коммунисты поймали мальчишку (Николай Вильямс. Исп. Борис Гребенщиков). Любимая песня Людмилы Алексеевой
9830

Катя Пономарева. Мой муж занимался политикой еще в школе
6529

Дмитрий Лисин: «Мотыльки». Любимая песня композитора Мартынова
6342

Самоубийство, которого не было. Лекция Дмитрия Быкова
6171

В гостях у «АукцЫона». Леонид Федоров и Дмитрий Озерский
6067

Ян Шенкман: Конь унес любимого. Любимая песня Псоя Короленко
5181

Быков о Солженицыне. Гений и талант – понятия враждебные
4827

Ян Шенкман: «С одесского кичмана». Любимая песня Сталина. Поет Виктор Пузо
4815

Новое

ТЕКСТЫ

Наталья Ким: Лала. Рассказ Натальи Ким

Валерий Хаит: Паустовский и КВН, или отсроченное чудо

Полина Жеребцова: «Курьер». Отрывок из нового романа Полины Жеребцовой

Обаятельные неудачники. Интервью с Татьяной Леонтьевой

Екатерина Варкан: Сказка про Грибоедова

Ольга Громова: Наташа и Валя. Отрывок из новой книги Ольги Громовой

Ирина Сисейкина: Жизнь после ДДТ

Надежда Ажгихина: Почему мы ее не знали? Рассказ Надежды Ажгихиной

Александр Минаев: Призрачный мир. Репортаж из Абхазии

ВИДЕО

Ян Шенкман: «С одесского кичмана». Любимая песня Сталина. Поет Виктор Пузо
4815

Ян Шенкман: Три дезертира против трех президентов. Любимая песня Бориса Виана
1435

Ян Шенкман: Любимая песня Михаила Горбачева
2456

«Волков, Добровольский, Пацаев»
1250

Дмитрий Лисин: «Мотыльки». Любимая песня композитора Мартынова
6342

Дмитрий Лисин: Вадим Репин. Медовый звук скрипки Гварнери
3521

Трус не играет в хоккей. Любимая песня Василия Шумова
4558

И придем еще. Лица Болотной площади
963

Ян Шенкман: Вечная весна на Болотной площади
1005

КАРТИНКИ

Майя Теренина: Мир на голове
3650

Андрей Щеглов, Андрей Каменев (фото): Дорога в никуда. Route 66
7704

Ян Шенкман: Три дня свободы. Репортаж из Выксы
1790

Лондон, который мы потеряли
3768

Бэнкси. Наскальная живопись
2823

Олег Климов: Страна красных шаманов. Фоторепортаж Олега Климова
3186

Megaq: Не только «Интерны». Другие лица Кристины Асмус
10399

Андрей Бильжо: 2012 – год бандерлогов. Новые рисунки Андрея Бильжо
8514

Мирослав Робка: 19 августа, 21 год спустя. Фото Мирослава Робки
1417

НОВОСТИ

Анна Залысина: Отец тридцати детей в одиночку
757

Анна Залысина: Полицейские — убийцы лося
1392

Анна Залысина: Тележурналист застукал себя на месте преступления
608

Анна Залысина: В Риге вырос фаллос
2483

Анна Залысина: Полиция разогнала китайскую свадьбу
1041

Анна Залысина: Шон Пенн призывает отказаться от секса
582

Анна Залысина: Украинский хряк предсказывает будущее
678

Анна Залысина: Японец японцу отрубил руку самурайским мечом
1766

Анна Залысина: В Астане появится собственный супергерой
967

БЛОГИ

amoro1959: изучая одну фотографию. что случилось с режимом Путина?
3403

amoro1959: выборы собянина
569

kashin: Написал про фильм про Харламова
734

amoro1959: все пойдет своим чередом
638

kashin: Написал про СК
611

Валерий Зеленогорский: Дневное-2. Состояние-7456.
831

roizman: Как подойти
615

amoro1959: черты будущего
571

kashin: Про Квачкова
670

История

Монастырская тюрьма

Соловецкий монастырь в течение многих лет использовался в качестве места изоляции непокорных воле государя православных иерархов, еретиков и сектантов. Попадали сюда и политически неблагонадёжные, такие как опальный Аверкий Палицын или сочувствовавший декабристам Павел Ганнибал и другие. Соловецкая монастырская тюрьма существовала с 1718 года, без малого 200 лет, и была закрыта в 1903 году.

Северные лагеря

В 1919 году ВЧК учредила ряд принудительных трудовых лагерей в Архангельской губернии: в Пертоминске, Холмогорах и рядом с Архангельском. Лагеря должны были существовать на хозрасчёте без поддержки центра.

В 1921 году эти лагеря стали называться Северными лагерями особого назначения (СЛОН).

Возникновение Соловецкого лагеря особого назначения (1923)

В начале 1923 года ГПУ РСФСР, сменившее ВЧК, предложило умножить количество северных лагерей, построив новый лагерь на Соловецком архипелаге.

В мае 1923 г. заместитель председателя ГПУ И. С. Уншлихт обратился во ВЦИК с проектом по организации Соловецкого лагеря принудительных работ, и уже в июле первые заключённые были переправлены из Архангельска на Соловецкий остров.

6 июля 1923 года, через полгода после образования СССР, ГПУ союзных республик были выведены из-под контроля республиканских НКВД и слиты в Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), подчинённое непосредственно СНК СССР. В ведение ОГПУ были переданы места заключения ГПУ РСФСР.

На острове Революции (ранее — Попова) в Кемском заливе, где находилась лесопилка, было решено создать транзитный пункт между железнодорожной станцией Кемь и новым лагерем на Соловецких островах. Правительство Автономной Карельской ССР выступило против действий ОГПУ, однако транзитный пункт всё равно был открыт.

Согласно декрету ОГПУ, представленному Совнаркому РСФСР 18 августа 1923 года, в новом лагере должны были содержаться «политические и уголовные заключённые, приговорённые дополнительными судебными органами ГПУ, бывшей ВЧК, «Особым совещанием при Коллегии ГПУ» и обычными судами, если ГПУ быстро давало разрешение.

Вскоре на основании постановления СНК СССР от 13 октября 1923 года (протокол 15) Северные лагеря ГПУ были ликвидированы и на их базе организовано Управление Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (УСЛОН или СЛОН) ОГПУ. Лагерю было передано в пользование все имущество Соловецкого монастыря, закрытого с 1920 года.

10 лет существования

Изначально масштабы деятельности УСЛОНа ограничивались Соловецкими островами; в Кеми, на территории Автономной Карелии, находился только пересыльно-распределительный пункт. Однако в очень короткие сроки его отделения появились на материке — сначала в прибрежных районах Карелии, в 1926 году в Северном Приуралье (Вишерское отделение), а ещё через два-три года на Кольском полуострове. Территориальная экспансия сопровождалась быстрым ростом численности заключённых в системе ОГПУ. На 1 октября 1927 года только в УСЛОНе содержались 12 896 человек.

За время существования лагеря в нём умерло около 7,5 тысяч человек, из которых 3,5 тысячи — в голодном 1933 г.. В то же время, согласно мнению бывшего заключённого СЛОНа, автора книг о Соловецкой каторге Семёна Пидгайного, только при прокладке железной дороги к Филимоновским торфоразработкам в 1928 году, на восьми километрах дороги погибло десять тысяч украинцев и донских казаков.

Официальная численность заключённых в 1923—1933 годах приведена в таблице ниже (цифры по состоянию на конец года).

Расформирование лагеря (1933). Соловецкая тюрьма особого назначения

В декабре 1933 года лагерь был расформирован, а его имущество — передано Беломоро-Балтийскому лагерю.

В дальнейшем на Соловках располагалось одно из лагерных отделений БелБалтЛага, а в 1937—1939 гг. — Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.

Благодаря архивным исследованиям, проведённым в 1995 году директором Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра «Мемориал» Вениамином Иоффе, было установлено, что 27 октября 1937 года по приговору Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области часть заключённых Соловецкой тюрьмы особого назначения погрузили на баржи и, доставив их в посёлок Повенец, расстреляли в урочище Сандармох (1111 человек, в том числе всех нетрудоспособных и «ненаряженных» — лагерный термин, обозначавший заключённого, не имеющего специальности).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector