Владимир мартынов. pussy riot и болотная: какое-то сплошное айкидо
Содержание:
- “Нужна система фестивалей современной музыки”
- Музыка к фильмам
- Причина смерти Евгения Мартынова
- Биография и причина смерти
- “У нас сырьевая культура”
- Музыка
- Мнение Юрия Григорьевича Мартынова
- Vladimir Martynov
- Новое
- Детство и юность
- Начало карьеры
- “И тогда я обратился к православию…”
- Реализация Мартынова как певца
- “Российские кинорежиссеры считают, что композитор – их соавтор”
- Ранние годы
- “Работа с Любимовым, само общение с ним – это счастье”
“Нужна система фестивалей современной музыки”
— Что же делать авторам современных опер, симфоний, кантат?
— Ничего не делать. Просто сегодня не надо быть академическим композитором. Если твои сочинения не доходят до публики, то чего же дурака валять.
— Почему в России нет музыкального рынка?
— Для того чтобы появился рынок, нужна какая-то институциональная база. Что является рынком для композитора? Прежде всего система фестивалей современной музыки. Причем фестивалей дотируемых.
У меня есть свой ежегодный фестиваль, в нем, слава богу, предусмотрены гонорары для исполнителей, но я не имею возможности заказывать произведения. Нужны фестивали, обладающие достаточным финансовым ресурсом для заказа произведений. Кроме того, нужны фонды, из которых можно спонсировать создание современной музыки.
Наконец, нужны музыкальные издательства. За счет чего живет Пярт или Канчели? За счет своих издательств. И они не просто издают современные музыкальные произведения – они продвигают их. У нас же, в России, ничего этого нет.
— А публика изменилась за последние лет двадцать?
— Она изменилась гораздо раньше. С тех пор как резко поубавилось любителей музыки
Обратите внимание, в пятидесятые – шестидесятые годы из пяти отроков трое худо-бедно учились в музыкальной школе. Считалось, что это просто необходимо
Юные дарования, как могли, исполняли “Полонез” Огинского или “Баркаролу” Чайковского, но так или иначе многие играли. Именно такие любители музыки и составляют ядро публики.
Я помню, в семидесятые годы некоторые знатоки, весьма искушенные в музыкальном искусстве, приходили на концерт с партитурами. Это была настоящая публика. Те самые пресловутые интеллигентные старушки, над которыми принято было иронизировать.
А недавно я попал на концерт Башмета в Большом зале консерватории и вообще не понял, кто это сидит там. Люди пришли “на Башмета”, потому что это престижно… Впрочем, что это мы заладили – “академическая музыка, академическая музыка”?.. Да плевать на эту академическую музыку! Сходим лучше на концерт Лени Федорова и его группы “АукцЫон”. Замечательные люди, умные, продвинутые.
Понимаете, есть публика академического концерта, и мне для этой публики сегодня ничего не хочется делать. А вот для публики группы “АукцЫон” – с большим удовольствием.
Музыка к фильмам
- «Трын-трава» (), режиссёр Сергей Никоненко
- «Слово для защиты» (), режиссёр Вадим Абдрашитов
- «Целуются зори» (), режиссёр Сергей Никоненко
- «Поздняя ягода» (), режиссёр Фёдор Филиппов
- «Поворот» (1978), режиссёр Вадим Абдрашитов
- «Особо опасные» (), режиссёр Суламбек Мамилов
- «Юность Петра» (), режиссёр Сергей Герасимов
- «В начале славных дел» (), режиссёр Сергей Герасимов
- «Цыганское счастье» (), режиссёр Сергей Никоненко
- «Михайло Ломоносов» (), режиссёр Александр Прошкин
- «Холодное лето пятьдесят третьего…» (), режиссёр Александр Прошкин
- «Анна Петровна» (), режиссёр Инесса Селезнёва
- «Смиренное кладбище» (), режиссёр Александр Итыгилов
- «Николай Вавилов» (), режиссёр Александр Прошкин
- «Битва трёх королей» (), режиссёр Учкун Назаров
- «Тёмные аллеи» (), режиссёр Вячеслав Богачёв
- «Господи, услышь молитву мою» (), режиссёр Наталья Бондарчук
- «На ножах» (), режиссёр Александр Орлов (по одноимённому роману Николая Лескова)
- «Кто, если не мы» (), режиссёр Валерий Приёмыхов
- «Русский бунт» (), режиссёр Александр Прошкин
- «Бедовая бабушка» («Русский водевиль») (), режиссёр Александр Орлов
- «Трио» (2003), режиссёр Александр Прошкин
- «Остров» (), режиссёр Павел Лунгин
- «Завещание Ленина» (), режиссёр Николай Досталь
- «Путина» (), режиссёр Валерий Огородников
- «Раскол» {}, режиссёр Николай Досталь
Причина смерти Евгения Мартынова
Биография певца трагически окончилась 3 сентября 90-го года. По официальной версии, причиной тому послужила острая сердечная недостаточность, но некоторые факты указывают на то, что это не совсем так. Певец ехал домой в лифте, но внезапно ему стало нехорошо. Говорят, что его еще можно было спасти, если бы ему была оказана своевременная медицинская помощь, но, увы, этого не произошло. Похороны Евгения Мартынова прошли на четвертый день со дня смерти на Московском Ново-Кунцевском кладбище на участке под №2.
Младший брат композитора Юрий Григорьевич считает что артисту «помогли» отправиться на тот свет, ведь он как раз судился с обманувшими его людьми. И это похоже на правду, ведь речь шла о довольно «кругленькой» сумме.
Суть дела была такова, что Евгению Мартынову организовали гастроли по Рязанской области, но вот выплатить гонорар почему-то забыли. Контракт с фирмой был заключен официально (на бумаге), вот только оформлена она была на совершенно посторонних людей. Мошенники-рецидивисты таким образом себя обезопасили, ведь доказать их причастность в данной ситуации оказалось непросто.
И вот композитор «очень удачно» умер прямо накануне очередного заседания, назначенного на 4 сентября. Дело было закрыто, а люди долго шептались о том, что смерть была подстроена теми самыми преступниками. По одной из версий его отравили, а по другой — жестоко избили, задев жизненно важные органы.
Биография и причина смерти
Евгений Мартынов пришел в этот мир 22 мая 1948 года. Случилось это в городе Камышине Волгоградской области. Женя появился на свет в послевоенное время, оба его родителя пережили тяжелые времена, причем не где-нибудь в тылу, а прямо на линии фронта.
Папа, Григорий Мартынов, носил почетное звание командира стрелкового взвода, но война сделала его инвалидом, поэтому о дальнейшей службе пришлось забыть. Он имел хороший музыкальный слух и умел играть на нескольких инструментах.
Мама будущей знаменитости была военной медсестрой, поэтому также внесла неоценимый вклад в общую победу над мировым фашизмом. К тому же у Евгения Мартынова есть младший брат Юрий (1957 г.), который так же, как и он, отличается сразу несколькими талантами. Прославился как успешный композитор, продюсер, а также аранжировщик, и даже получил звание заслуженного деятеля искусств Российской федерации.
О причинах смерти в биографии Евгения Мартынова можно найти несколько версий, так как, по словам родного брата, было много факторов, указывающих на преднамеренное убийство, а не на несчастный случай.
“У нас сырьевая культура”
— Говоря о современной музыке хоть академической, хоть авангардной, невозможно, наверное, не сказать о культурной ситуации, в которой мы оказались. Выразительная метафора этой ситуации – Большой театр и все, что в нем сегодня происходит.
— Криминальные разборки и скандалы, сотрясающие Большой театр, не случайны. У нас сырьевая культура. Мы пользуемся великим классическим наследием, к которому не имеем никакого отношения.
Большой театр долгое время был национальным символом. Он считался великим, потому что у него было великое прошлое. Сейчас он перестает быть даже брендом. Балет еще кое-как держится, а опера опустилась ниже плинтуса. Музыкальный театр, который не может поставить ни одной оперы Вагнера или Моцарта, это национальный позор.
Конечно, на русской классике можно прожить, в том и заключается принцип существования сырьевой культуры. Между тем культура, как и экономика, должна быть инновационной. Скажем, новая опера – это прежде всего новая партитура. Если нет свежих композиторских идей, движения вперед не будет. А их нет. И руководство театра тут ни при чем.
Руководство – это чиновники. Они пишут партитуры? Что-то ставят? Проблема куда более фундаментальна, чем смена власти. Могут прийти великие чиновники и даже великие режиссеры, но если никто не принесет новых партитур, то говорить не о чем. Этот гнойник когда-то должен был прорваться. Потому что невозможно сидеть на “сырьевой” игле “Спящей красавицы” и “Лебединого озера” и делать вид, будто это лицо современной российской культуры.
Посмотрите, что делается с академической филармонической музыкой. Она, как и вся наша культура, держится на каких-то брендах. Есть Башмет. Есть Мацуев. Но это все тоже “сырье”. Если его убрать, то вообще ничего не останется.
По-другому не может быть, пока в культуре не возобладает инновационность. Я слышал, кто-то из деятелей Большого театра высказал мысль, что все их беды, они, мол, от того, что ставятся “не те” спектакли: “Дети Розенталя”, еще что-то… Я не в восторге от “Детей Розенталя”, но это хоть какая-то попытка создать что-то новое, актуальное.
— А как вы оцениваете оперные постановки Дмитрия Чернякова?
— Я не поклонник Чернякова, но дело не в этом. Нельзя ждать обновления оперы от оперной режиссуры. Все-таки в опере главное музыка, а главный автор – композитор. И оперные реформы всегда исходили не от режиссеров, а от композиторов: Монтеверди, Глюк, Вагнер…
Сегодня же у нас, а может, и вообще в мире нет фигуры, способной сделать оперную партитуру принципиально нового типа. Были блестящие попытки у Филипа Гласса. Но лично для меня две великие оперы – это “Воццек” и “Лулу” Берга.
Почему они великие? Потому что это оперные партитуры действительно нового типа. Как бы там режиссеры ни изощрялись, новая опера не родится, если не будет новых партитур. Меня раздражает, когда, скажем, в “Аиде” почему-то витает чеченская война, а Царь Додон в “Золотом петушке” своими манерами напоминает генсека. Это абсолютное недоверие к музыкальному тексту.
Музыка
Творческая биография Евгения Мартынова берет начало в 1972 году. Окончив институт, Мартынов отправляется в Москву. На тот момент композитор уже не первый год пишет музыку на стихи. Одну из своих мелодий композитор положил на стихи Сергея Есенина.
Евгений Мартынов — «Я тебе весь мир подарю»
Песню «Березка» спела Майя Кристалинская, с которой Евгения познакомили друзья. Композиция прозвучала в Московском театре эстрады и понравилась слушателям. В том же 1972 году появилась вторая песня на музыку Евгения Мартынова «Моя любовь». Эту песню исполнила грузинская исполнительница Гюлли Чохели.
В 1973 году Мартынов окончательно перебирается в столицу и устраивается солистом-вокалистом в «Росконцерте». Кроме того, Евгения Григорьевича берут музыкальным редактором сначала в издательство «Молодая гвардия», а затем и в «Правду».
В 1978 году Евгений Мартынов снялся в художественном музыкальном фильме «Сказка как сказка», в котором сыграл роль жениха-романтика. Но на этом актерская карьера музыканта и закончилась. В 1984 году Евгений Мартынов был принят в Союз композиторов СССР. С этого момента песни Мартынова пользуются огромной популярностью во всем Советском Союзе.
Евгений Мартынов — «Лебединая верность»
Что характерно, Евгений Мартынов и пишет композиции для других исполнителей, и сам поет собственные песни. Количество наград и премий сыплется на талантливого певца и композитора, словно из рога изобилия. Евгений Мартынов становится всенародным любимцем. «Молодые голоса», «Братиславская лира», «Золотой Орфей» – на всех этих фестивалях Евгений Мартынов получал первые награды. Музыкант много гастролировал, в том числе за границей.
С талантливым композитором сотрудничали лучшие поэты-песенники СССР, такие как Илья Резник, Алла Дементьева, Роберт Рождественский и другие. Баритональный тембр певца лился со всех экранов и радио-эфиров. Мартынова было приятно и слышать, и видеть: Евгений Григорьевич обладал невероятным обаянием и простотой. Советским людям музыкант казался близким, почти родным человеком.
Диапазон голоса Евгения Мартынова был очень широким. Баритональный тенор музыканта, мягкий и в то же время звонкий, «тянул» и на оперное исполнение. Музыканту даже предлагали сменить профиль и выступать в операх. Но Мартынов выбрал для себя эстраду, более близкую большинству советских людей.
Современники искренне любили певца, ведь замечательные песни Мартынова дарили положительные эмоции даже в тяжелые времена. В то же время Евгений Мартынов умел зацепить «за живое». Композиция музыканта «Лебединая верность» у многих вызывала искренние слезы. Как и проникновенная песня «Мамины глаза».
Евгений Мартынов — «Яблони в цвету»
Наиболее популярные песни, кроме названных, «Соловьи поют, заливаются… », «Отчий дом», «Аленушка», «Чайки над водой», «Белая сирень» с удовольствием пели многие поколения советских людей. Да и сейчас эти композиции известны. Они перепеваются многими современниками. Но такой искренности, нежности и силы, с какой пел их всеми любимый Евгений Мартынов, достичь никому не удалось.
Песни Мартынова имелись в репертуаре ряда советских звезд эстрады. Для каждого из них эти композиции были лучшими, ведь эти песни сразу же становились хитами. София Ротару, Иосиф Кобзон, Анна Герман, а также Вадим Мулерман, Александр Серов, Эдуард Хиль – вот лишь несколько имен знаменитых исполнителей, которые с удовольствием сотрудничали с композитором.
Мнение Юрия Григорьевича Мартынова
Брат композитора рассказывал о тех событиях, что старушка, нашедшая Женю в подъезде, а также другие жильцы рассказали, что он вошел туда в компании двух мужчин. Спутники потом говорили, что Мартынов купил им водку и они «сообразили на троих», но какую именно марку распивали и из одной ли бутылки – неизвестно. Об этом у собутыльников никто спросить не догадался.
По словам тех мужиков, Евгению стало плохо, как только они вошли в подъезд, а в лифте он уже потерял сознание. Но почему же они его бросили, не оказав первой помощи? И зачем один из них вошел с певцом в лифт, а другой остался у выхода из подъезда, до сих пор загадка. После этого приехали милиционеры и стали приводить Евгения Мартынова в чувства посредством пощечин и нашатыря. Появился доктор из близлежащей детской больницы и поставил музыканту какой-то укол, а затем композитора не стало.
Vladimir Martynov
Дата рождения
20.02.1946
Профессия
композитор
Страна
Россия, СССР
Родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции в 1970 году у Николая Сидельникова и по фортепиано — в 1971 году у Михаила Межлумова. Собирал и исследовал фольклор, объездил с экспедициям различные районы России, Северный Кавказ, Центральный Памир, горный Таджикистан. С 1973 года работал в Московской экспериментальной студии электронной музыки, где реализовал ряд электронных композиций. В 1975—1976 гг. участвовал как исполнитель на блок-флейте в концертах ансамбля старинной музыки, исполняющего произведения XIII-XIV веков Италии, Франции, Испании. Играл на клавишных в рок-группе «Форпост», тогда же создал рок-оперу «Серафические видения Франциска Ассизского» (исполнялась в Таллине в 1978 году). Вскоре решил посвятить себя религиозному служению. С 1979 года преподает в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей. В 1984 году вернулся к композиции.
Среди крупнейших произведений Мартынова – «Илиада», «Страстные песни», «Танцы на берегу», «Войдите», «Плач Иеремии», «Апокалипсис», «Ночь в Галиции», «Магнификат», «Реквием», «Упражнения и танцы Гвидо», «Распорядок дня», «Листок из альбома». Автор музыки к ряду театральных постановок и нескольким десяткам мультипликационных, кино- и телефильмов, среди которых «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Николай Вавилов», «Кто, если не мы», «Раскол». Музыку Мартынова исполняют Татьяна Гринденко, Леонид Федоров, Алексей Любимов, Марк Пекарский, Гидон Кремер, Антон Батагов, Светлана Савенко, Ансамбль Дмитрия Покровского, Кронос-квартет. С 2002 года в Москве проходит ежегодный фестиваль Владимира Мартынова. Лауреат Государственной премии (2002). С 2005 года ведет авторский курс музыкальной антропологии на философском факультете МГУ.
Автор книг «Автоархеология» (в 3 частях), «Время Алисы», «Конец времени композиторов», «Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе», «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси», «Пестрые прутья Иакова», «Казус Vita Nova». Поводом для появления последней стала мировая премьера оперы Мартынова Vita Nuova, представленной в концертном исполнении дирижером Владимиром Юровским (Лондон, Нью-Йорк 2009). «Оперу сегодня невозможно писать искренне, это связано с невозможностью прямого высказывания. Раньше предметом произведения искусства было высказывание, например, «Я вас любил». Сейчас предмет искусства начинается с вопроса о том, на каком основании может быть совершено высказывание. В своих операх я этим и занимаюсь, мое высказывание может иметь право на существование лишь как ответ на вопрос — каким образом оно существует».
Новое
ТЕКСТЫ
Наталья Ким: Лала. Рассказ Натальи Ким
Валерий Хаит: Паустовский и КВН, или отсроченное чудо
Полина Жеребцова: «Курьер». Отрывок из нового романа Полины Жеребцовой
Обаятельные неудачники. Интервью с Татьяной Леонтьевой
Екатерина Варкан: Сказка про Грибоедова
Ольга Громова: Наташа и Валя. Отрывок из новой книги Ольги Громовой
Ирина Сисейкина: Жизнь после ДДТ
Надежда Ажгихина: Почему мы ее не знали? Рассказ Надежды Ажгихиной
Александр Минаев: Призрачный мир. Репортаж из Абхазии
ВИДЕО
Ян Шенкман: «С одесского кичмана». Любимая песня Сталина. Поет Виктор Пузо
4815
Ян Шенкман: Три дезертира против трех президентов. Любимая песня Бориса Виана
1435
Ян Шенкман: Любимая песня Михаила Горбачева
2456
«Волков, Добровольский, Пацаев»
1250
Дмитрий Лисин: «Мотыльки». Любимая песня композитора Мартынова
6342
Дмитрий Лисин: Вадим Репин. Медовый звук скрипки Гварнери
3521
Трус не играет в хоккей. Любимая песня Василия Шумова
4558
И придем еще. Лица Болотной площади
963
Ян Шенкман: Вечная весна на Болотной площади
1005
КАРТИНКИ
Майя Теренина: Мир на голове
3650
Андрей Щеглов, Андрей Каменев (фото): Дорога в никуда. Route 66
7704
Ян Шенкман: Три дня свободы. Репортаж из Выксы
1790
Лондон, который мы потеряли
3768
Бэнкси. Наскальная живопись
2823
Олег Климов: Страна красных шаманов. Фоторепортаж Олега Климова
3186
Megaq: Не только «Интерны». Другие лица Кристины Асмус
10399
Андрей Бильжо: 2012 – год бандерлогов. Новые рисунки Андрея Бильжо
8514
Мирослав Робка: 19 августа, 21 год спустя. Фото Мирослава Робки
1417
НОВОСТИ
Анна Залысина: Отец тридцати детей в одиночку
757
Анна Залысина: Полицейские — убийцы лося
1392
Анна Залысина: Тележурналист застукал себя на месте преступления
608
Анна Залысина: В Риге вырос фаллос
2483
Анна Залысина: Полиция разогнала китайскую свадьбу
1041
Анна Залысина: Шон Пенн призывает отказаться от секса
582
Анна Залысина: Украинский хряк предсказывает будущее
678
Анна Залысина: Японец японцу отрубил руку самурайским мечом
1766
Анна Залысина: В Астане появится собственный супергерой
967
БЛОГИ
amoro1959: изучая одну фотографию. что случилось с режимом Путина?
3403
amoro1959: выборы собянина
569
kashin: Написал про фильм про Харламова
734
amoro1959: все пойдет своим чередом
638
kashin: Написал про СК
611
Валерий Зеленогорский: Дневное-2. Состояние-7456.
831
roizman: Как подойти
615
amoro1959: черты будущего
571
kashin: Про Квачкова
670
Детство и юность
Евгений Григорьевич Мартынов родился в послевоенном 1948 году. И то, что будущий музыкант родился в мае, когда стояли «яблони в цвету» и вовсю пели соловьи, очень соответствует образу и творчеству этого замечательного человека. Семью будущего певца и композитора Евгения Мартынова сильно обожгло войной. Отец пришел с фронта инвалидом, мама тоже хлебнула горестей войны – работала фронтовой медсестрой. Но главное – оба выжили.
Евгений Мартынов в детстве
После войны родили двоих детей: сначала Евгения, а через 9 лет Юрия. Поначалу семья жила в городке Камышин Волгоградской области, но после рождения первенца перебрались на Донбасс, в город Артемовск. Это родина главы семьи Григория Мартынова.
Евгений рано потянулся к музыке. В доме родителей музыканта всегда звучали песни. На баяне и аккордеоне играл папа. Кроме того, Григорий Мартынов работал учителем пения и вел кружок самодеятельности.
Мальчик ходил с отцом на праздники и утренники – настолько любил музыку. Но ребенка занимали и другие творческие увлечения: Евгений любил заучивать и цитировать монологи, услышанные в фильмах, талантливо рисовал, увлекся фокусами, которые с удовольствием показывал на школьных мероприятиях.
В итоге музыка постепенно вытеснила другие увлечения, мальчик тоже получил музыкальное образование: в Артемовске Евгений окончил училище имени Петра Чайковского и научился играть на кларнете. Родители не заставляли Евгения заниматься музыкой. Мальчик сам с удовольствием шел на занятия в музыкальную школу, несмотря на то, что из-за двух школ у ребенка не хватало времени толком погулять и поиграть.
Евгений Мартынов в молодости
В 1967 году Евгений Мартынов отправился в Киев и поступил в консерваторию имени Петра Чайковского. Но скоро будущий композитор перебрался поближе к дому: в Донецкий педагогический институт (сегодня консерватория имени Сергея Прокофьева) на дирижерско-духовое отделение. Вышел Мартынов со стен вуза, получив диплом о высшем образовании, досрочно.
Страсть к сочинению музыки проснулась в юноше еще в университете. Во время учебы Евгений Мартынов уже написал собственные романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдию для фортепиано. После окончания учебы юноша сразу начал работать по профессии – руководил эстрадным оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования.
Начало карьеры
Певец Евгений Мартынов после окончания учебы стал работать в Москве, причем изначально только как композитор. Там в 1972-м он и познакомился с некогда популярной Майей Кристелицкой, которая впервые на большой сцене исполнила песню «Березка», написанную им на стихотворение Есенина. И именно она представила Евгения Мартынова зрителям как молодого и выдающегося создателя музыки.
Тот год был знаменателен также тем, что на центральном телеканале впервые вышла в эфир песня Евгения Мартынова «Моя любовь», которую замечательно исполнила Гюлли Чохели. А с 1973 года он трудился уже в Государственном концертном объединении «Росконцерт» на должности солиста-вокалиста. А также молодой человек устроился в редакции таких известных газет, как «Правда» и «Молодая гвардия» консультантом-редактором.
После выхода в эфир песни Евгения Мартынова, он наконец проснулся знаменитым! И это неудивительно, ведь его мелодии излучают свет, любовь и теплоту, сокрытые в душе своего создателя. Затем к композитору стали поступать заказы от самых знаменитых эстрадных исполнителей, таких как Людмила Зыкина («Не разлюби меня», «Расскажи мне, мама»).
“И тогда я обратился к православию…”
— Был момент, когда вы на четыре года, с 1974-го по 1978-й, прекратили композиторскую деятельность, преподавали в духовной академии Троице-Сергиевой лавры, занимались расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей. Чем была вызвана эта пауза в музыкальном сочинительстве?
— Я тогда думал, что это не пауза.
— Хотели вообще забыть, что такое нотный стан?
— Да.
— Был какой-то внутренний кризис?
— Может, и кризис в какой-то степени, но не мой внутренний. Тогда мне казалось, что я самый умный и поэтому прекращаю писать музыку. А сейчас, глядя в ретроспективу, я понимаю, что этот кризис ощущался очень многими.
Дьёрдь Лигети, венгерский композитор-авангардист, в ту пору писал, что к нам подкрадывается кризис композиторства. И я тоже проникся ощущением этого кризиса.
— По этой же причине произошло ваше воцерковление?
— Не только по этой, но она тоже сыграла свою роль. Я обратился к православию. И мне повезло со старцами – с такими мощными, как отец Таврион, отец Амвросий. Я и сейчас полагаю, что если искренне и последовательно делать то, что делали они, то ни о какой музыке, ни о каком композиторстве речи быть не может.
Тогда у меня было очень четкое разделение богослужебного пения и музыки. Между ними примерно такое же различие, как между иконописью и живописью. Живописец может быть сколь угодно гениальным, но он никакого отношения к иконописи не имеет.
Короче, четыре года я вообще не писал музыку, занимался изучением древнерусской певческой системы. А потом под руководством владыки Питирима – он очень интересовался ранними формами богослужебного пения – мы осуществляли реконструкцию певческих служб XVI – XVII веков. Это было, может быть, лучшее время моей жизни.
Но потом общественно-политическая ситуация стала меняться, и она заставила меня вернуться к композиторству. Я начал писать музыкальные произведения на сакральные тексты, самые крупные из них “Апокалипсис” и “Плач пророка Иеремии”. Хоры на певческих фестивалях исполняли мои сочинения.
— Вас называют минималистом. Что такое минимализм в музыке?
— Как говорится, есть минимализм и минимализм. Первый – одно из направлений современного музыкального искусства, которое зародилось в Соединенных Штатах. Второй – естественное архаическое состояние музыки.
Весь архаический фольклор, все буддийские мантры, знаменный распев – это минимализм. А композиторская музыка лишь маленький островок в океане архаического минимализма. Поэтому минимализм как современное искусство – это практически возвращение к истокам. Не случайно все отцы – основоположники американского минимализма так или иначе учились у традиционных, стихийных сочинителей. Любой минимализм, особенно минимализм шестидесятых годов, несет в себе ритуальное, традиционное.
Реализация Мартынова как певца
Творения Евгения Григорьевича исполняли такие звезды 70–80-х, как Анна Герман, София Ротару, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Михаил Чуев и другие. Но все же мечтой Мартынова было самостоятельное исполнение собственных песен, тем более что Бог наделил его прекрасным бархатистым и звонким голосом.
Его мягкий тенор мог охватить до нескольких октав и обладал уникальным тембром, благодаря чему Евгения звали солистом в оперный театр. Но тернистый путь эстрадного певца привлекал его гораздо больше, тем более что у него были для этого все данные. Внешность Мартынова была достаточно артистичной, а харизма и вдохновенная манера исполнения делали свое дело, вызывая у слушателя бурю позитивных эмоций. Даже такие драматические композиции, как «Лебединая верность», у него оканчиваются весьма оптимистично и возвышенно. Однако биография Евгения Мартынова и причина смерти артиста далеко не так светлы и понятны, как его песни, ведь там есть достаточно много темных пятен.
“Российские кинорежиссеры считают, что композитор – их соавтор”
— Вы и в кино работали с крупными режиссерами – Абдрашитовым, Прошкиным, Досталем, Лунгиным… И даже с Сергеем Герасимовым. Их подходы к киномузыке разнятся?
— Конечно. Но лучше я расскажу о принципиальном отличии российских и западных режиссеров в работе над музыкой к фильму.
Российские режиссеры считают, что композитор – их соавтор. Они очень долго и пространно излагают тебе концепцию фильма, погружают в глубины своего замысла. Они считают, что я как автор музыки должен досконально разбираться в хитросплетениях сюжета и во всех психологических мотивировках героев картины.
А западные мастера кино говорят:
Я не знаю, какой из этих подходов продуктивнее, тут, наверное, многое зависит от индивидуальности. Я не работал с Тарковским, но знаю, что его вообще не интересовало, какую музыку сочинил композитор для его фильма, он даже не приходил на музыкальную запись. Зато на перезаписи запросто мог аннулировать музыку.
Ранние годы
Будущий композитор Евгений Мартынов в возрасте пяти лет переехал со всей семьей в город Бахмут (до 2016-го Артемовск), расположенный в Донецкой области. Это была малая родина его отца, поэтому можно сказать, что они вернулись в свой родной край. Григорий Мартынов вложил в сына много терпения и труда, развивая в нем данный от бога талант к музыке. Будучи еще школьником, Евгений начал создавать собственные произведения, ведь одарен он был не только прекрасным голосом, но и тонким слухом.
В Артемовске будущий композитор получил начальное музыкальное образование по классу кларнета. Юноша мечтал быть артистом, поэтому, имея все необходимые таланты, в 1967-м поступил в консерваторию имени Петра Ильича Чайковского, расположенную в городе Киеве. Но по каким-то причинам юноша перевелся в музыкально-педагогический институт Донецка, который ныне носит высокое звание консерватории имени С. С. Прокофьева. Окончил он его раньше положенного срока обучения, в 1971 году.
“Работа с Любимовым, само общение с ним – это счастье”
— В чем состояла ваша работа над “Князем Игорем”?
— Вместе с композитором Павлом Кармановым я сделал партитуру. Дело в том, что оперы “Князь Игорь” как таковой не существует. Это примерно такая же опера, как “Король Артур” Пёрселла, когда нет уртекста и всякий, кто делает такую оперу, предлагает свою версию.
Мы с Кармановым пересмотрели все редакции “Князя Игоря” и выяснили, что каждая постановка, даже в одном и том же театре, например, в Большом в 50-е годы и там же в 80-е, отличается от предыдущей. Наша версия сделана для Любимова. Редактуры почти не было – только сокращения. Длинноты мешали режиссеру, он просил плотно скомпоновать, сконцентрировать музыкальный текст.
Никакой отсебятины мы не сочинили. За исключением “Половецких плясок” – туда были добавлены ударные, поскольку Юрий Петрович сказал, что в “Половецких плясках” ему не хватает энергетики, драматургического развития.
— Это ведь далеко не первый спектакль создателя легендарной Таганки, где на афише стоит и ваше имя. Трудно работать с Любимовым?
— Мы сделали вместе около двадцати спектаклей. Иногда выпускали по две премьеры в год. У нас подчас возникали эстетические разногласия, но для меня они не имели никакого значения. Я понимал, что работаю с выдающимся режиссером, феноменальным человеком, само общение с которым уже счастье.
Сейчас пишу оперу “Школа жен”, которую Юрий Петрович будет ставить по пьесе Мольера на сцене театра “Новая опера”. Либретто написал сам Любимов. Что касается музыкальной стилистики, то я ориентируюсь на “Похождения повесы” Стравинского. Должна получиться очень легкая вещь – нечто вроде зингшпиля или оперы-буффа.