Соловецкий монастырь

Содержание:

Соловецкий монастырь как место ссылки

На протяжении всей своей истории Соловецкий монастырь был местом ссылки. Еще в XVI–XVII веках он стал местом заточения представителей движения нестяжателей (выступавших против монастырского землевладения) и старообрядцев.

Позже здесь содержались многие знаменитые узники, в том числе государственный деятель и соратник Петра, сенатор Василий Долгорукий и последний атаман Запорожской сечи Петр Кальнишевский,

В 1920 году монастырь был ликвидирован и на его территории открывается лагерь принудительных работ, затем был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939 году.

Значительную часть узников лагеря и тюрьмы составляли политические заключенные — представители духовенства и интеллигенции, офицеры белого движения.

Так, например, крупный ученый Дмитрий Лихачев был арестован в Ленинграде в возрасте 22 лет за участие в студенческом кружке «Космическая Академия наук». С конца 1928 до ноября 1931 года находился на Соловках, а затем был направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

Во время Великой Отечественной войны на острове размещалась школа юнг, подготовившая немало хороших моряков для Северного флота. Не смотря на это, имя «Соловки» напоминает нам о мрачных днях тысяч политических узников.

Интересные факты из истории Соловецкого монастыря

С. Д. Милорадович «Чёрный собор». 1885 г.

Реформы Никона (подробнее про суть реформ и противостояние между Никоном и духовным лидером староверов протопопом Аввакумом читайте в статье про Печору и Пустозерск) были решительно отвергнуты братией  Соловецкого монастыря и осуждены как ересь — «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят». Новый настоятель Иосиф — присланный из столицы сторонник реформ, был изгнан монахами. В результате — так как нововведения Никона были поддержаны государем, а на староверов пошли гонения — монастырь был лишен своих вотчин, владений и осажден царскими войсками. В это время на Соловках находилось порядка 90 пушек и 700 монахов, многие из которых были по сути воинами, так как сама Соловецкая крепость считалась важным опорным пунктом на случай войны со Швецией. И при этом обладала достаточным запасом провианта на случай шведской блокады.

Соловецкий монастырь с высоты птичьего полета

Осада длилась 8 лет! — с 1668 по 1676 годы и получила название «Соловецкого сидения» или «Соловецкого восстания». В первые годы противостояние шло достаточно мирно, если можно так выразиться — осада устанавливалась только на летнее время, зимой же стрельцов вовсе отпускали со службы по домам. Государь Алексей Михайлович надеялся на мирное разрешение конфликта, а монахи со своей стороны до 1674 года продолжали молиться за него во время своих служб. Однако к лету 1675 ситуация обострилась, в дело пошли пушки, обе стороны несли потери убитыми и ранеными. Голландец Бальтазар Койэтт, посетивший в это время Архангельск, записал рассказ некого лоцмана, который сообщил, что монастырь был осажден 10 тысячами стрельцов. 18 января 1676 монастырь был взят с помощью предателя, открывшего царским стрельцам потайной ход. 26 монахов-мятежников были казнены на месте, другие — сосланы в Пустозерск, где отбывал заключение и был казнен и духовный лидер старообрядчества — протопоп Аввакум (читайть подробнее про Пустозерск и Аввакума).

М.Нестеров. Соловки

Удивительно, но «опальный» монастырь, всего через несколько лет после завершения памятного «Соловецкого сидения» имел такое влияние, что претендовал на соляные промыслы в 800 километров от самих Соловецких островов (Сереговский соляной промысел на реке Выми в Республике Коми). Более того — вел за них полноценную собственную «войну» с местным солеваром Панкратьевым, также претендовавшим на ресурс. Из Соловков к Выми были отправлены 170 человек, включая стрельцов, которые, по свидетельству челобитной от солевара Панкратьева:

В итоге дело все же решилось в пользу Панкратьева.

Нападение англичан на Соловецкий монастырь. Лубочная картинка 1868 года

В 1854 году (год начала войны Российской Империи с Англией и Францией) монастырь подвергся пиратскому нападению со стороны британцев и был обстрелян 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда», которые через некоторое время удалились, не сумев причинить укреплению сколь-нибудь заметного вреда

Целью этого и ряда других нападений на русские укрепления было деморализовать наши войска, распылить силы и внимание. Обстрелу подверглись Одесса, Севастополь, Очаков, Геническ, Таганрог, Мариуполь

На северном направлении англичане разграбили Кандалакшу, Кереть, Ковду, полностью разорили и сожгли Колу — один из старейших русских городов за полярным кругом.

Н. К. Рерих. Святое озеро

Что же в итоге? Соловки продолжают манить путешественников всех мастей — паломников, искателей древних загадок, ценителей суровой красоты северной природы. Несомненно каждый находит там нечто свое и, наверное, в этом и заключается волшебство, многогранность и глубинная мудрость этого места, находящегося где-то на пересечении миров. Человек и Природа. Мятеж и Безмятежность. Мгновение и Вечность. Бесконечность. Спираль. И все повторяется вновь и вновь. И все является частью чего-то большего.

Времена Никоновской реформы, уход монастыря в раскол, оборона и взятие крепости

Во времена никоновской реформы, произошедшей в середине XVII века, Соловецкая обитель сыграла печальную роль. Братия монастыря приняла сторону раскола, и учинила сопротивление. Соловки осаждались царскими стрельцами в течение 8 лет.

Царь надеялся на мирный исход, однако братия не желала принимать церковную реформу. Поскольку монахи не принимали никакие условия правительства, крепость взяли штурмом.

Почти все защитники крепости погибли. В живых осталось 63 человека. 28 из них казнили, остальных отправили в тюрьму. Всех погибших похоронили на острове Бабьей Луде у Бухты Благополучия.

Расправа над участниками Соловецкого восстания. Фреска XIX века

Оставшиеся в живых монахи детально разобрали древние богослужебные книги, принадлежавшие основателю монастыря преподобному Зосиме. Они с ужасом обнаружили, что книги содержали такие же тексты и слова молитв, какие они не принимали у Никона. Сотни людей погибли, даже не усомнившись в своем невежестве.

Все угодья, ранее переданные монастырю изъяли, и жизнь в обители поникла.

Былая слава монастыря возродилась в Петровские времена, после победы над Шведами.

В монастырь стекалось множество паломников. Вокруг обители стали строится паломнические корпуса. Ежегодно святое место посещало до 15 000 паломников, и работало около 1000 трудников. Паломничество стало основным доходом Соловецкого монастыря.

История Соловецкого монастыря

Монастырская обидеть была возведена в 15 столетье. Согласно преданию, на Карельском берегу Белого моря в 1428 г. в поисках уединенного жилища явился Авва Герман – уроженец г. Тотьмы. Уже в 1429 г. к Авве присоединился некий Савватий ранее принявший постриг в 1396 г. в Кирилло-Белозерской общине и после чего живший изначально в Валаамской обители, а после чего по Господнему веленью отправился к Белому морю. Заодно с Германом он разместился на Секирном холме и в последствии возведя там Священный скит.

Наиболее же значимым событием в истории храма стало – восстание монахов Соловецкого монастыря. В 1657 г. в священное место из Москвы были направлены храмовые богослужебные писания новой редакции. Совет церковных монахов вынес решение запечатать в соборной казенной палате доставленные в общину писания и проводить священнодействие со старым писанием.

В период с 1658-1668 гг. писали государю 5 челобитных, где они выступали за защиту древних обычаев. Сама церковная братия категорически отказалась поддерживать изменения в проведении обрядов, вместе с тем они отклонили принятие нововведенных соборных книг, и при этом священная обитель в старообрядческом движении занимала довольно значительное место. А одной из отправленных братией челобитных монахами было написано: «Государь не высылай к нам понапрасну учителей, а коль будет воля твоя менять священные записи, лучше пришли меч свой на нас, чтобы перейти на вечной житие».

Московские же власти отправили в обитель своего настоятеля Иосифа, который в свою очередь выступал за поддержание реформ, однако он был изгнан монахами из священного места, а настоятелем храма избрали архимандрита Никанора, на что Большой храм Москвы осудил само старообрядчество.

Так как община имела значительный авторитет, царь Алексей Михайлович еще длительное время не решался присмирить православный храм использованием силы. Лишь в 1668 г. первый стрельцовый отряд вместе с воеводой Волохобыл был отправлен к цитадели преследуя цель взять ее голодной осадой, однако стрельцы так и не дождались от старцев покорства.

Последующий отряд во главе с Иевлевым приблизился к общине лишь спустя несколько лет, но вместе с тем он и не пытался взять штурмом цитадель, однако старцы были непреклонны, и все также отстаивали свою обитель.

На случай военных действий с Швейцарией в храме были предусмотрены значительные запасы как продовольствия, так и боеприпасов, который вполне было достаточно продержаться свыше восьми лет.

В 1670 г. началась стрельба, а уже начиная с 1673 г. в общине было прекращено молитвенные прошение за царя.

Имя Божие не бывает поругаемо

Соловецкий остров – особое место в нашем Отечестве. Здесь творилось человеческое безумие, несшее смерть. Соловецкие монахи уверены: «Как бы человек, следующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, он будет посрамлен».

Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники российские. Если в 20-е годы XX века слово «Соловки» звучало зловеще, то сейчас сюда прибывают паломники и туристы, когда сходит сковывающий Соловецкие острова лед.

Соловки постепенно возвращаются к прежней жизни, становятся островами молитвы среди житейского моря. Имя Божие не бывает поругаемо!

Возрождение монастыря, современная жизнь монахов

Совет по делам религий, после долгого рассмотрения заявления общины, — зарегистрировал на Соловках религиозное общество.

14 апреля 1989

день рождения соловецкой общины

В 1990 году на остров прибыл первый священник — иеромонах Герман (Чеботарь), нынешний духовник Соловецкого монастыря.

Иеромонах Герман, первый священнослужитель и духовник Соловецкого монастыря

На территории монастыря сейчас проживает около 30 монахов.

Игумен Соловецкого монастыря — архимандрит Порфирий. Родился в 1965 году в г. Саров, в семье ученых. Окончил Московский авиационный институт, затем Московскую духовную семинарию. В 1997 году принял постриг в Троице-Сергиевой лавре.

10 октября 2009 года назначен наместником в Соловецкий ставропигиальныйо мужской монастырь. На Соловки прибыл в праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы, 26 октября того же года.

Наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий

В 1992 году состоялось знаменательное событие. Мощи преподобных Германа, Савватия и Зосимы возвратились в монастырь.

22 августа 1992

возвращение святых мощей на Соловки

Торжествах возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Соловецкие святые вновь обрели свою обитель.

Реквизиты монастыря, как добраться до острова

Наименование: Религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический и почтовый адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий

Тел. / факс: + 7 (8183590) 298

Как добраться до Соловков — подробно изложено на сайтах:

  • Соловки — как добраться, гостиницы, экскурсии и информация для туристов;
  • Как самостоятельно добраться до Соловков.

Подробная карта Соловецких островов с указанием достопримечательностей Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Почитание Соловецких святых

Почитание святых Савватия, Зосимы и Германа началось ещё в 15 веке, преимущественно среди жителей Поморья. К преподобным обращались с молитвой во время шторма на море. К их мощам привозили одержимых нечистыми духами.

Из документальных свидетельств о чудесах в 16-17 веке известен случай, произошедший с купцом Митрофаном. Однажды, когда он плыл по морю, подлялся сильный шторм и была опасность потопления судна. На помощь призывали Господа и Божью Матерь, но ветер не утихал. Тогда Митрофан вспомнил о Зисиме Соловецком. Как только он обратился к нему за помощью, то увидел преподобного на корабле. Тот своей мантией бил по волнам. Буря утихла. Пораженный случившимся, купец принял монашество на Соловках.

Как-то монах Иосиф находился на острове Кузове, который лежит западнее Соловецких островов. Взойдя ночью на гору для молитвы, он посмотрел на Соловки. Там он увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда Иосиф рассказал об увиденном другим монахам, они сказали ему:

В 1602 году священнику Григорию из города Тотьба Пермской губернии было явление преподобного Германа Соловецкого. Святой дал поведение написать его икону вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Многие приходившие к этому образу верующие получали исцеления от различных болезней.

Информация паломникам и путешествующим о Соловках

Планируя вояж в монастырь, паломнику необходимо выяснить, как добраться до конечной точки маршрута, и выбрать место будущего проживания. Нелишней станет информация об особенностях путешествия.

Дорога на Соловки

Попасть на остров можно двумя способами — по воздуху или наземным и морским транспортом. В первом случае сокращается время на дорогу, второй вариант экономнее.

Из Москвы или Санкт-Петербурга летят на самолёте в Архангельск. Отсюда из аэропорта «Васьково» на Соловки ежедневно, кроме четверга, следует один рейс в 13:20. Время полёта на Л-410 — 50 минут, стоимость — 7500 руб. Вылет обратного рейса в 14:40.

Путешествуя по земле, нужно садиться на поезд, который следует в Мурманск, но билет оформлять до станции Кемь. В городе туристы отправляются на пристань, где фрахтуется катер, переправляющий визитёров на остров. Цена железнодорожного билета из Москвы от 3 до 11 тыс. руб. Стоимость морского плавания  — от 1 800 рублей, время в пути — 2 часа.

Где поселиться на Соловках

Устроиться на проживание можно в гостинице, частном секторе или поставить палатку в кемпинге. Адреса квартир узнаются в паломнической службе монастыря. О цене рассказывает хозяин домовладения. Палаточный лагерь, где суточное пребывание стоит 300 руб. с человека, расположен в 10 минутах ходьбы от монастыря.

Таблица 3. Перечень гостиниц на острове

Название Расстояние от монастыря пешком, мин. Вместимость номеров, человек Минимальная цена в сутки, руб.
«Компания Соловки» 25 1; 2; люкс 1000
«Приют» 3 1; 2; 3 3000
«Соло-Норд» 3 1; 2; 3 2000
«Соловецкая слобода» 7 2; 3 4500
«Соловки-отель» 15 1; 2; полулюкс; люкс 2500
Общежитие музея 1 Многоместный 800

Некоторые местные правила

На острове нет банкоматов, поэтому следует запастись наличностью. Деньги понадобятся для оплаты экскурсий и покупок. Необходимы зарядные устройства и флешки для гаджетов. В путешествии походная аптечка может оказаться не лишней.

Рисунок 4. Крестный ход

Восстановление

Работы по реставрации монастырского комплекса начались в шестидесятых годах двадцатого века. В 1974 году здесь были основаны исторический и природный заповедники.

Очень интересная и необычная достопримечательность выросла на острове Анзер. Словно божественным провидением в месте, где властями было запрещено ставить кресты, появляется подобное чудо. Посмотрите внимательно на фото, Соловецкий монастырь — единственный, кто может похвастаться такой березой.

С распадом Советского Союза возрождается и монашеское население обители. 25 октября 1990 года было официально провозглашено восстановление Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. При первом постриге в монахи имена давались согласно жребию. Теперь это стало неотъемлемой традицией.

В 1992 году историко-архитектурный памятник внесен в число Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Продолжаются восстановительные работы и возводятся памятные кресты на местах наибольших трагедий. Многие мученики эпохи раннего Советского союза были канонизированы.

В 2001 году Патриарх Всея Руси Алексий II лично освятил Соловецкий монастырь. Как добраться до него, теперь заботит многих паломников, ибо намоленное и настолько выстраданное место обладает неимоверной энергетикой.

Для справки: добраться до островов можно либо по воде, либо по воздуху. Существуют два основных маршрута, которыми пользуются жители, паломники, туристы, — через Архангельск и через Кемь (последний только в период навигации).

Жизнь послушников и монахов — постоянный труд и молитва

Паломники, в отличие от туристов, разделяют не только монастырские радости, но и тяготы трудового подвига. Помогают убирать, готовить, и выполнять другие послушания. Соловецкая обитель — строгий монастырь. Здесь нет контакта с внешним миром, нет развлечений.

500 лет назад монастырь стал центром технической мысли, военным форпостом, основой русской торговли и пушного промысла. Среди монахов находились талантливые инженеры, которые изобретали диковинные для своей эпохи агрегаты.

Монахи соединили на острове каналами 72 внутренних озера. Это система решила множество проблем снабжения, передвижения, осушения болот и поставки воды в монастырь.

Кладка дамбы с каналом из валунов Соловецкого монастыря

Трудами монахов уровень озера, расположенного возле монастыря, поднят на 8 метров выше уровня моря. Благодаря этому приводились в движение механизмы гидроэлектростанции, мельницы и стиральной машины.

Гидроэлектростанция Соловецкого монастыря, ныне разрушенная. Фото 1915 года

В монастырских теплицах поспевали различные теплолюбивые овощи и фрукты.

Ход восстания

3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение».

План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались. Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь. Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод. В Соловках был большой запас продовольствия и местное население активно помогало монахом. Эта «вялая» осада продолжалась 4 года. В 1772 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов. Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг.

В 1673 году царь принимает решение — взять Соловецкий монастырь штурмом. Для этого:

  1. Командующим назначили Ивана Мещеринова, который прибыл к крепости через Белое море в начале осени 1673 года.
  2. При штурме дозволялось использовать любые военные приемы, как против иностранного врага.
  3. Каждому восставшему гарантировалось помилование, в случае добровольной сдачи.

В течение года продолжалась осада, но серьезных попыток штурма не было. В конце сентября 1674 года рано начались морозы и Мещеринов отвел армию на зимовку в Сумский острог. За период зимовки численность стрельцов была увеличена в 2 раза. Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек.

16 сентября 1674 года случилось одно из важнейших событий восстания в Соловецком монастыре — восставшие провели Собор, чтобы остановить богомолье за царя-ирода. Единодушного решения не было и Собор разделил монахов. В итоге все, кто решил продолжить мольбы за царя, были высланы из Соловков. Следует дополнить, что первый «Черный Собор» в Соловецком монастыре прошел 28 сентября 1673 года. Тогда также было установлено, что Алексей Михайлович заблуждается, но молитвы помогут очистить его разум.

К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков (насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость). Начались штурмы, без успехов. С июля по октябрь из числа рождаемых погибло 32 человека и еще 80 получили ранения. Данных по потерям в царской армии нет.

2 января 1676 года начался новый штурм, в ходе которого погибло 36 стрельцов. Этот штурм показал Мещеринову, что Соловки захватить невозможно — настолько хорошо укреплена крепость. Решающую роль в дальнейших событиях сыграли перебежчики. Феоктист, которого изгнали из цитадели за желание продолжить молиться за царя-ирода, 18 января рассказал Мещеринову, что у Блой башни есть слабое место. В башне было окно сушилки, которое было заложено кирпичами. Если разбить кирпичную стену — можно легко проникнуть внутрь крепости.Штурм начался 1 февраля 1676 года.50 стрельцов проникли внутрь крепости ночью, открыли ворота и монастырь был захвачен.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь – этоглавная достопримечательность Соловецких островов. Этот монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества. Он был сооружён в первой половине XV века. Расцвет монастыря связан с деятельностью игумена Филиппа, возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием в 1548 году. Филипп приложил много усилий по внутреннему и внешнему благоустройству. По проектам игумена Филиппа были построены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). Благодаря деятельности Филиппа, монастырь превратился в богатый промышленным и культурный центр северного Поморья.  Монастырь постепенно превращался в крепость с каменными стенами и башнями, по форме строение напоминало большой корабль. Во время Крымской войны к Соловкам подошла англо-французская эскадра, монастырю пришлось обороняться и выдержать осаду в 1854 году.

К началу XX века на архипелаге уже находилось 19 церквей и 30 колоколен. Вместе с монахами на острове находилось более 1000 паломников и наемных работников. Монастырь был известен и почитаем по всей России. В 1923 году на Соловках был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения, преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли духовенство, офицеры белого движения, интеллигенция.

В 1967 году на Большом Соловецком острове создан Соловецкий музей-заповедник, который в 1974 году превращен в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В октябре 1990 года Священный Синодблагословил открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Секирная гора

Секирная гора– самая высокая гора на Большом Соловецком острове. Высота горы составляет 73,5 метра. Гора названа в память об ангелах, которые высекли жену рыбака. Согласно преданию, в давние времена, когда на острове жили преподобные Савватий и Герман, а у подножия горы жили рыболовы с семьями. Рыболовы пытались изгнать преподобных с островах. Но однажды появились два «светлоликих ангела» в образе юношей, они высекли прутьями жену рыбака и прогнали её с горы, приговаривая, что этот остров предназначен для иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».

С горы видна Сосновая губа, к берегу которой пристали преподобные Савватий и Герман в 1429 году. В 1627 году в этой губе на сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе, а на месте явления иконы построили часовню в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился в Сосновой губе крест, установленный в 1812 году.

Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника

На большом Соловецком острове, в четырех километрах от поселка Соловецкий находится Ботанический сад, который был основан в 1822 году архимандритом Макарием. Изначально Сад назывался Макарьевской пустынью. Площадь составляет 5 гектар. Территория Ботанического сада окружена с трех сторон холмами, поросшими лесом. За 200 лет существования Сада здесь удалось акклиматизировать сотни растений. Сегодня в Ботаническом саду растает более 30 видов древесных растений, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных и кормовых растений. Но как не пытались работники Сада здесь так и смогли прижиться злаковые культуры. В Ботанический сад на острове можно пройти пешком по лесной дороге или на экскурсионном автобусе.

Большой Заяцкий остров

Пётр Великий два раза посещал Соловецкие острова. По его указанию в 1702 году на Большом Заяцком острове была построена церковь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. На этом острове найдено одно из самых больших святилищ, которую представляют погребальные памятники, в число которых входят 13 каменных лабиринтов, более 600 каменных курганов. Известно, эти острова считались священными задолго до появления монашеской общины. Архипелаг посещали протосаамские племена начиная с IV-III тыс. до нашей эры, они хоронили здесь избранных особ.

Несколько фактов о Соловках

  • Сначала Соловки входили в состав Карелии, сейчас относятся к Поморскому району Архангельской области.
  • Соловецкий мужской монастырь возник в 1420—1430-х годах монахами Зосимой и Германом.
  • Здесь в 1635 году постригся в монахи будущий патриарх Никон, известный своими церковными реформами.
  • Монастырь не принял Никоновской реформы, что было воспринято царем Алексеем Михайловичем, как бунт. Для его подавления было отправлено стрелецкое войско. Соловецкое восстание продлилось с 1668 по 1676 год, монахи активно оборонялись, пока предатель чернец Феоктист не провел стрельцов ночью в монастырь.
  • С XVI и до начала XX века в монастыре находилась тюрьма для политзаключенных и провинившихся служителей церкви.
  • В 1920 году монастырь был закрыт. Около 400 человек (трудников, послушников, монахов) покинули остров, 100 человек остались и стали вольнонаемными при лагере, они работали на Соловках и получали зарплату.
  • На Соловецких островах разместился в 1920 году сначала лагерь принудительных работ, с 1923 году Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), с 1937 по 1939 годы — Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН).
  • В 1923 году на территории монастыря были устроены поджоги с целью скрыть воровство при изъятие продовольствия и хищения с Соловков. Пожар уничтожил многие исторические постройки монастыря.
  • На Соловках отбывал заключение Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) — ученый-филолог, академик, специалист по древнерусской литературе.
  • Одним из самых загадочных заключенных Соловков является ученый и священник Павел Флоренский.
  • В 1942—1945 годах на островах работала школа юнг. Здесь проходил обучение писатель Валентин Пикуль.
  • В 1967 году был создан филиал Архангельского областного краеведческого музея, в 1974 году преобразованный в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
  • В 1990 годах на островах открылся Спасо-Преображенский мужской монастырь.
  • Историко-культурный ансамбль Соловков был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. 
  • Жизнь Соловецкого лагеря и быт заключенных описаны в романе Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
  • В 2014 году Захар Прилепин написал роман «Обитель» о жизни в Соловецком лагере особого назначения, который получил несколько престижных премий. По мотивам книги был снят сериал.
  • Наиболее авторитетный исследователь истории Соловков ХХ века, посвятивший их изучению несколько десятилетий своей жизни — профессиональный фотограф Юрий Аркадьевич Бродский. Автор книг «Соловки: 20 лет Особого Назначения» и «Соловки. Лабиринт преображений».

Поклонные кресты

По традиции поклонные кресты возводятся в местах мученичества христиан или в благодарность Богу от избавления от бедствий. Также отмечалось расположение уничтоженного храма или будущей церкви. Кресты достигают высоты 12 метров. На сооружении, покрытом «крышей», закрепляют иконы и пишут молитвы.

Рисунок 3. Поклонный крест

На территории обители находится 21 поклонный крест: 14 на Большом Соловецком острове и 7 на острове Анзер. Один из них — это береза, принявшая форму христианского символа. Старейший крест, датируемый 1812 годом, установлен около Старой Сосновой пустыни на берегу озера Бучейного.

Лабиринты Большого Заяцкого острова

Достопримечательности Соловецких островов насчитывают 35 лабиринтов эпохи неолита, появившихся в этих местах примерно в 3 тысячелетии до н.э. Местные жители называют их «вавилонами». Самыми интересными из них считаются каменные лабиринты, расположенные на Большом Заяцком острове. Они представляют собой группу из 14 «вавилонов», их площадь равна 400 квадратным метрам.

Сложены они были из булыжников и спиралевидных камней прямо на земле. Самый маленький из лабиринтов имеет 6 метров в диаметре, крупный — 25,4 метра. Всего насчитывается 5 разновидностей каменных узоров, но у всех одна точка для входа и выхода. Все они размещены на западной части острова, входы в лабиринты — с южной стороны.

Есть несколько гипотез, зачем были построены лабиринты. В 1970-е годы главенствовала теория о том, что с их помощью древние люди ловили рыбу. Позже предположили, что лабиринты повторяют орбиты солнечного и лунного светила, что позволяло использовать каменные узоры на земле как календари. До сих пор нет однозначного ответа, но эти места пользуются популярностью у туристов: ведь формы лабиринтов отчетливо выделяются на земле и по сей день, несмотря на жесткую островную поросль.

Патриарх Никон

Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился в 1605 году под Нижним Новгородом. Мальчиком убежал от мачехи в монастырь, но позже покинул обитель, женился, стал сельским священником и переехал в Москву. Потрясенный смертью своих троих детей, он убедил жену уйти в монастырь и сам удалился сначала на Белоозеро, а затем — на Соловки. В 30-летнем возрасте принял постриг от основателя Анзерского скита преподобного Елеазара и был наречен именем Никон. Годы строгой жизни на острове Анзер с Елеазаром многое ему дали, так как Елеазар был книжным человеком: собирал книжные пожертвования, переписывал книги, писал собственные сочинения. Никон в своей дальнейшей жизни тоже не только «исправлял» книги, но и собирал их, жертвовал в монастырские библиотеки. Он собран самую богатую тогда в Москве библиотеку — более одной тысячи томов.

Слава Елеазара, который был «своим человеком» в доме Романовых, сыграла в карьере Никона большую роль. Не исключено, что именно благодаря Елеазару Никон впервые встретился с будущим своим другом — царем Алексеем Михайловичем, бывшим в ту пору еще подростком.

В 1639 году будущий реформатор был вынужден покинуть Троицкий скит на Анзерском острове архипелага из-за конфликта со своим духовным отцом. Став в 1649 году митрополитом Новгородским, в чьем официальном подчинении находилась и Соловецкая обитель, Никон стал всячески притеснять место, давшее ему когда-то приют.

В 1652 году Никон, согласно царскому желанию, избран был в патриархи. Шестилетнее управление Никоном Русской Церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиной которого считается исправление Никоном церковных книг. Знаменитое «соловецкое сидение» — вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона — обернулось для обители, когда-то покровительствовавшей будущему патриарху, падением, казнями и разорением на долгие годы.

4

Соловецкий монастырь – место ссылки

Жесткие перемены святой обители принес XX век. По решению Советской власти монастырь закрыли. А в 1923 году превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), переоборудовав в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). На Соловки ссылали иерархов и священников, «белых» солдат и офицеров. Новая власть отправляла сюда неугодную ей творческую интеллигенцию и раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины.

Тюрьма на острове

В стенах и башнях монастыря для заключенных устроили камеры в виде усеченного конуса длиной 3, высотой и шириной 2 метра. Маленькие окошки предназначались для передачи еды, а не для освещения.

Узники, находясь в заключение, не имели права лежать, а спать им приходилось в полусогнутом положении. Количество тюремных камер со временем быстро росло: они становились темнее и теснее, превращаясь в темные каморки без дверей, куда через небольшие отверстия с трудом пролезал заключенный.

Особо опасных преступников закрывали в полуподземелье, маленькие низкие чуланы, где не было ни лавок, ни окон. Там многие из них сходили с ума.

Добровольное заточение

После закрытия монастыря в лагере добровольно остались 60 монахов, работающих на монастырских промыслах. До 1932 года разрешались богослужения, которые проводили в церкви на монастырском кладбище. Когда последних соловецких монахов выслали с архипелага, монашеская жизнь угасла.

Место смиренных богомольцев заняли лагерники и свирепая охрана. Верующие люди считали великой честью находиться на месте преподобных Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на унижения, невзгоды и даже смерть. В 1939 году Соловецкая тюрьма была расформирована.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector