Сила молитвы иконе божией матери «смоленская» и ее значение

Надвратный образ

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными – Фроловскими – воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.

Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.

Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия – Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия – Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская – Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.

И вот одна осталась

Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.

К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию.
Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.

В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:

«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».

«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.

Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.

То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».

О второй иконе опять — ни слова.

Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.

Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.

Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):

«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».

Почитание Смоленской иконы на Руси

В 1239 году, когда на запад Руси надвигалось полчище Батыя, Богородица через Смоленскую икону явила Свою защиту. Благочестивый воин по имени Меркурий услышал от Смоленской иконы голос Божией Матери. Пресвятая Дева повелела поднять всех горожан на защиту города. Ночью 24 ноября вражеское войско собирается неожиданно напасть на город. Все жители Смоленска встали на защиту. Сам Меркурий бесстрашно сражался и пал в неравном бою. Впоследствии воин был причислен к лику святых. В день его гибели перед Смоленской иконой стали совершать благодарственный молебен.

В 1395 году Смоленск подпал под власть Литовского княжества. А в 1398 году Смоленская икона в качестве приданного дочери литовского князя Витовта Софии была привезена в Москву. Местом ее хранения стал Благовещенский собор в Кремле. Но в 1456 году смоленские жители выпросили у московского князя Василия Темного свою святыню. 28 июля (10 августа по новому стилю) москвичи крестным ходом провожали почитаемый образ Божией Матери. В Москве же был оставлен список (копия) иконы. После этого события ежегодно стал совершаться праздничный крестный ход от Кремля до Новодевичьего монастыря. Обитель была построена как раз на месте прощания со Смоленской святыней.

В 1514 года, на следующий день после дня празднования Смоленской иконы (29 июля), русские войска штурмом взяли Смоленск. Город вернулся в состав Русского государства.

В настоящее время местонахождение подлинной Смоленской иконы неизвестно. После освобождения города Смоленска в 1943 году от фашистов этот образ бесследно исчез. 

Сейчас в Успенском соборе Смоленска находится список чудотворной иконы 17 века.

LiveInternetLiveInternet

Среда, 10 Августа 2011 г. 13:16 + в цитатник Смоленская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Празднование иконе совершается 28 июля по юлианскому календарю (10 августа по новому стилю).

История Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя. В 1404 году последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве васального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей.

В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск. Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы. Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была. Иконография Икона относится к иконописному типу Одигитрия и вероятно является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. Молитва перед иконой Божией Матери «Смоленской» Пречудная и превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым образом Твоим припадающия и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Метки: икона богородица смоленская православие

Нравится Поделиться

Нравится

  • 16 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

История возникновения иконы

Точный год создания религиозной картины неизвестен. Существует легенда, согласно которой Одигитрию сотворил святой евангелист Лука. Считается, что написание священного образа происходило в период земного бытия Пресвятой Богородицы. Как сообщает старинное предание, создать священный образ Луку попросил Феофил, бывший в те далекие времена правителем Антиохии.

После смерти Феофила икону отправили в Иерусалим, где ее хранили вплоть до V столетия. В дальнейшем императрица Евдокия передала Божественное изображение Константинополю. Здесь святыня оберегалась сестрой императора Пульхерией, которая поместила ее во Влахернский храм.

Когда был разрушен

Закрытие и уничтожение церквей являлось частью советской политики и безбожных пятилеток. Власти планировали повсеместное искоренение религии.

Архитектурные детали. 2015 год

В 1937 году была начата последняя безбожная пятилетка, которая должна была завершиться в 1942 году.

Пострадало множество храмов, уникальных реликвий, а также огромное число верующих людей. Однако, несмотря на все старания безбожников, не так-то просто было убить веру в людях, а порой и вовсе невозможно.

Однодневная перепись населения в 1937 году дала совсем неожиданный для власти результат – более 50 % жителей страны указали, что они верующие!

Люди очень надеялись на возвращение храмов. Результаты варварских действий безбожников печальны. Если в 1914 году существовало больше 80000 церквей, часовен и монастырей, то в конце 1980-ых годов осталось лишь около 7000 святынь. В общей сложности было уничтожено более 70000 объектов!

Богородицкая церковь в Дерюшево также была закрыта, вероятнее всего, не позднее 1930-х г.г. Здание святой обители, как и многих других храмов, использовалось для хранения зерна и подвергалось разграблениям.

О чем можно молиться у Смоленской иконы

Религиозная картина на протяжении долгого времени считается покровительницей русской земли. Издавна сложилась традиция, согласно которой перед Смоленской иконой молятся о предотвращении военных конфликтов, о защите от ранений и гибели тех, кто находится в зоне боевых действий. Святой образ также помогает:

  • остановить эпидемии;
  • исцелиться от тяжелых болезней;
  • вступить в счастливый брак;
  • улучшить взаимоотношения в семье;
  • противостоять злым намерениям врагов;
  • разрешить конфликты, споры;
  • достичь успеха в богоугодных делах;
  • избавиться от дьявольских искушений;
  • укрепить стойкость в вере;
  • сохранить душу в чистоте.

Через Смоленскую икону молятся Пречистой Богородице о людях, находящихся вдали от родного дома, пребывающих в длительной поездке или в опасном путешествии. Молясь у этого образа, Деву Марию просят защитить от негативного воздействия темных сил, порчи или сглаза, завистников, клеветников.

Какими чудесами прославилась Одигитрия

Смоленскую икону почитают все православные христиане, поскольку в разные времена при участии этого образа произошло множество невероятных и необъяснимых событий.

  1. Спасение Смоленска от татар. В 1239 г. город хотели разграбить и разрушить несметные полчища Батыя, и его жители стали горячо молиться Божией Матери. Пречистая Дева услышала просьбы о помощи. Царица Небесная явилась одному церковному служителю, через которого обратилась к Меркурию, бывшему в дружине смоленского князя, и велела ему прийти к своей иконе. Следуя повелению, этот воин получил от Пресвятой Богородицы наказ без страха идти не врага. При этом Богоматерь пообещала свою помощь и предупредила о том, что вместе с победой его ожидает мученическая смерть. Вместе с другими защитниками Меркурий сумел разбить татарское войско, а во время битвы враги видели сопровождавших его ангелов и Светозарную Жену. Благодаря небесной поддержке Меркурию удалось спасти Смоленск от разрушения, но в конце битвы он был тяжело ранен и погиб.
  2. Прекращение эпидемии. В 1665 г. в Шуе бушевала моровая язва, которая ежедневно уносила много жизней. Чтобы защититься от страшной болезни, жители города попросили местного мастера сделать копию чудотворной Смоленской иконы. Художник создал эскиз, но на следующий день заметил удивительное явление: правая ножка Спасителя изменила свое положение и оказалась на левом колене. Иконописец исправил эту деталь, однако на следующее утро увидел то же самое. Богобоязненный художник придал этому большое значение и истолковал данное событие как знамение Господне, поэтому больше не стал вносить исправлений. Вскоре список отправили в храм, где он поразил всех присутствующих невероятным свечением. После молебна у иконы эпидемия моровой язвы прекратилась, а слава о чудесной силе Богородичного образа распространилась по всей России. Известно, что царем Алексеем Михайловичем была создана специальная комиссия, которая по прибытии в Шую подтвердила наличие у иконы необыкновенных способностей.
  3. Победа в Бородинском сражении. В период Отечественной войны 1812 г. Одигитрию доставили из Смоленска в Москву. Сначала священный образ пребывал в стенах храма Св. Василия Неокесарийского, а позже был отправлен в Успенский собор Кремля. В день Бородинской битвы владыка Августин и грузинские епископы Иона и Пафнутий совершали со Смоленской иконой крестный ход вокруг важнейших московских территорий. Как известно, русские войска одержали над французами громкую победу. Многие считают, что в значительной мере она была обусловлена вмешательством Божьей Матери.

Смоленский образ не раз защищал земли Руси от завоевателей. Кроме этого, святыня известна многочисленными исцелениями, помощью бездетным семьям, покровительством тем, кто находился вдали от родного дома и отчаялся вернуться на Родину.

И прославилась множеством чудес

По преданию, икона была написана евангелистом Лукой, и когда первописаный образ с другими иконами представили Божией Матери, она произнесла: «Благодать Родившегося от меня да будет с сими иконами».

Смоленская икона называется Одигитрией (Путеводительницей). Откуда это название?

По одной из версий эта икона потому так называется, что Пресвятая Владычица, явившись двум слепцам в Константинополе, указала им путь в храм, где они, помолившись пред Ее иконою, получили исцеление. По другой — потому, что икона сопутствовала греческим царям в их походах против врагов.

Позже греческий император Константин IХ Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
Дальнейший путь этой святыни тесно связан не только с городом, давшим ей свое имя, но и с судьбой всей России. Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, для нас, смолян, особенно замечательным и памятным является спасение Смоленска от нашествия Орды.

Согласно летописи, когда несметные полчища врагов подошли к Смоленску, все жители города собрались в Успенском храме у чудотворной иконы Одигитрии и стали молиться.
А ночью, накануне сражения, оставшись в храме один, воин Меркурий пал на колени перед образом Богородицы и услышал голос ее:

«Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди на встречу врага тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».

Летописные документы свидетельствуют о чуде: благодаря Меркурию Смоленск стал едва ли не единственным городом, который смог отбить ордынское нашествие. Сам Меркурий сложил голову в сражении — «принял венец мученический от Христа» и был причислен к лику святых…

Значение Смоленской иконы Богородицы

Это божественное изображение бывало во многих странах: несколько десятилетий она пребывала в Москве в Новодевичьем монастыре. Затем, пока в Смоленске были поляки, она пребывала в Ярославле. И только в 1655 году она смогла вернуться назад в Смоленск.

Это божественное изображение почитается еще с начала XII века. В переводе с греческого языка она означает «Путеводительница». Это название было дано ей не случайно. Большое количество очень важных событий в стране благополучно закончились благодаря искренним молитвам православных христиан перед этим ликом.

Она все время ведет страну, ограждая ее от страшных эпидемий, защищая от кровопролитных войн и земли от завоеваний.

Православные христиане верят в то, что образ Смоленской Богородицы принесет гармонию и мир в тот дом, в котором его бережно хранят и чтут. Смоленская икона помогает утихомирить неприязнь враждующих сторон, а также решить семейные конфликты.

Есть несколько вариантов появления названия этого божественного изображения. Но все православные христиане знают, что она является направляющей к спасению человечества. Он всегда помогает тем, кто молится к ней с чистым сердцем и исцеляет от тяжелых заболеваний, помогает найти мир в семейных делах, разрешить сложные ситуации и является нашей первой заступницей перед Господом Богом.

Если в какой-либо ситуации Вы не знаете, как поступить, то помолитесь этому божественному изображению и она поможет Вам принять правильное решение.

Святыня из Византии

Большинство икон Божией Матери изображают ее вместе с Иисусом — икона Одигитрия Смоленская не исключение. Икона имеет древнее происхождение, была привезена на Русь с Востока. Сразу начала почитаться как святыня, побывала в разных городах, прочно связана с военными победами россиян. С 11 в. хранили православные этот образ, построили для него специальный храм. Но во время Великой Отечественной святыня пропала.

Сейчас на том месте, где находилась древняя икона «Одигитрия», пребывает список, в свое время сделанный предусмотрительными хранителями образа. Богатый оклад говорит о всенародном почитании, которое в России продолжается уже несколько столетий. К счастью, сохранилось довольно много чудотворных копий, их насчитывается несколько десятков. Некоторые находятся в музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

Также в нашей стране насчитывается несколько сотен храмов во имя этого известного образа. Практически в любой церкви можно найти «Одигитрию», поставить возле нее свечу, попросить помощи в духовном развитии, воспитании детей, повседневных делах.

В 18 в. царица Елизавета приказала возвести небольшую церквушку на кладбище — там хоронили тех, кто умер во время строительства Санкт-Петербурга. Храм освятили во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской, со временем он развивался. Вместо деревянного построили каменный — простой по форме, но с изящными линиями, светлый, с высокой колокольней. Пристраивались приделы, в церкви появлялись новые святыни. Чудотворный список Смоленской иконы находится в главном иконостасе.

История

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была выполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя. Её не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели с иконой совершался крестный ход по всему городу.

Константинопольская «Одигитрия» погибла в 1453 году во время штурма города турками-османами. По имеющимся сведениям, икону разрубили на части османские солдаты, для того чтобы завладеть золотым окладом с драгоценными камнями.

Свято-Успенский Кафедральный собор

Успенский собор был заложен в Смоленске в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха. В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. После этого, в течение XVII-XVIII веков, храм начали возводить заново. В результате ошибок, купола Успенского собора неоднократно обрушивались. Однако, в конце концов, он принял приблизительно тот вид, в котором и сохранился до наших дней.

Успенский собор пережил две войны: Отечественную 1812 года (по приказу Наполеона в соборе была выставлена охрана) и Великую Отечественную 1941-45 годов. Он выжил в период «войны с храмами» в 20-30-е годы прошлого века – в храме был открыт антирелигиозный музей. И теперь собор является не только главным храмом Смоленской епархии, но и самой известной туристской достопримечательностью Смоленска.

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Адрес: Смоленск, ул. Соборная гора, д.5

Храмы Смоленской иконы Божией Матери

Во времена Ветхого Завета считалось, что Господь обитает в Иерусалимском храме. Евреи до того почитали святилище, что даже первосвященник мог зайти туда лишь единожды в году. Но все изменилось, когда Бог взял на себя человеческую природу. Первым местом Его земного обитания стала утроба обычной женщины. Со временем Божия Мать стала почитаться богословами, как новозаветный храм. Не случайно был разрушен Храм в Иерусалиме. Книга Откровения говорит, что он будет возрожден лишь перед Вторым пришествием Христа.

В России две сотни церквей, посвященных «Смоленской» иконе Божией Матери.

Наиболее известная находится в Новодевичьем монастыре. Очень высокий храм устремляется в небо как корабль с парусами в виде куполов. Здесь до сих пор хранится список 15 в. Хотя собор считается памятником архитектуры, в большие праздники в нем проходят службы.

Есть Смоленская церковь и в Сергиевом Посаде, на территории знаменитой Лавры. Небольшой храм построен в стиле барокко, отличается изяществом и необычными красками фасада.

Граф Григорий Строганов в 17 в. отстроил церковь в Нижнем Новгороде на собственные деньги. Пятикупольный храм отличает изяществом, колокольня расположена прямо над входом.

В одном из древних песнопений Богородица называется Скинией — то есть селением, место обитания Бога. Пусть же каждый найдет дорогу в селение Господа!

  • Икона святой Елены
  • Икона св. Анны — здесь
  • Икона святой Ольги — https://bogolub.info/ikona-svyatoj-olgi-znachenie-istoriya-o-chem-molyatsya/

Описание древней иконы

По церковным преданиям чудотворная икона Смоленской Божьей Матери писалась при земной жизни Девы Марии. Шедевр создал святой евангелист Лука. Работу заказал Феофил — древний антиохийский правитель. Из Антиохии икона была доставлена в Иерусалим, а уже потом императрица Евдокия преподнесла ее сестре императора Пульхерии в Константинополь. Здесь икона долгое время хранилась во Влахернском храме.

Доска, которая использовалась для писания иконы, сильно изменилась под гнетом времени. Теперь трудно определить, из какого дерева она выполнена. По весу она очень тяжела. Божья Матерь изображена по пояс. Левой рукой поддерживает она Младенца-Иисуса, правая покоится на груди. Богомладенец в левой руке держит книжный свиток, а правой совершает благословляющий жест. Одежда Девы Марии темно-кофейного цвета, Иисуса — темно-зеленого с позолотой.

Значение образа

«Одигитрия» – это одна из наиболее известных и почитаемых святынь в русских храмах. Со Смоленским образом связаны потрясающие исторические события. Во время путешествий иконы по западным русским регионам она стала участницей важнейших исторических событий в истории страны

Ни одно важное событие не обходилось без участия «Одигитрии». «Путеводительница» защищала западные границы страны от вторжения врагов, которые не раз пытались установить собственное влияние на русской земле

Даже временное отступление под натиском врагов было стратегическим планом, а не согласием сдаться и терпеть чужаков на своей земле. Совместные молитвы смолян и москвичей давали неповторимый результат. Недруг рано или поздно отступал. Интересен тот факт, что «Одигитрия» всегда возвращалась на родину, в Смоленск.

Празднование

Почитание Смоленской иконы происходит три раза в год. 28 августа празднуют день образа. Эта дата была выбрана в 1525 году. Ее выбор был связан с перевозкой иконы из Московского Кремля в храм при Новодевичьем монастыре, который был построен в знак благодарности возвращения смоленских земель Руси.

Повторно празднование происходит 5 ноября в честь одержания победы в Отечественной войне 1812 года. А 24 ноября является днем памяти о победе смоленских жителей над армией хана Батыя.

Что такое «Одигитрия»

Как упоминалось выше, «Одигитрия» в переводе с греческого, означает «путеводительница». На иконе Божия Матерь изображена по пояс, в одеяниях красного цвета (на старых списках – багряного), что указывает на величие Небесной Царицы.

На руках Владычицы – младенец Иисус. Он сидит на левой руке Матушки, облаченный в одежду золотого цвета, как Вседержитель. В левой руке у него свиток, символизирующий Божественное учение, правой – он делает благословляющий жест. Богородица указывает на Иисуса, тем самым говоря о вечном спасении через Христа.

Есть списки, где Святая изображена в полный рост или по плечи, а Иисус Христос сидит с правой стороны и держит книгу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector