История влахернской иконы божией матери и где находится образ, молитва

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Появление иконы в России

Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда — на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.

Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.

Описание иконы

Богородица на Влахернской иконе относится к типу Одигитрия, т.е. указывающая путь. Главная особенность доски в том, что она сделана в технике воскомастики — иконописец смешивал воск с мощами мучеников и наносил смесь на плоское дерево, на котором был вырезан рельеф будущего образа. Сверху мастики нанесена краска.

Древний список Влахернской иконы Божией

Важно! Ввиду особенности создания образа, с него сделано всего лишь несколько списков — менее пяти штук. Размеры доски 6 × 37,5 × 4 см, а из-за особой техники написания создается впечатление объемного изображения, как бы выступающего за пределы доски

Богородица изображена по пояс, с Христом на руках. Фигура Матери массивна, нимбы фигур также сильно увеличены так, что перекрывают полосу полей. Облачены персонажи в платья пурпурного цвета, что указывает на высокое их царское положение

Размеры доски 6 × 37,5 × 4 см, а из-за особой техники написания создается впечатление объемного изображения, как бы выступающего за пределы доски. Богородица изображена по пояс, с Христом на руках. Фигура Матери массивна, нимбы фигур также сильно увеличены так, что перекрывают полосу полей. Облачены персонажи в платья пурпурного цвета, что указывает на высокое их царское положение.

Еще Богородичные иконы:

  • Цареградская
  • Утоли моя печали
  • Троеручица

Описание и значение иконы Божией Матери Влахернской

Изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на руках положило начало иконописному стилю Одигитрия (Путеводительница). Образ Божьей Матери выполнен выше пояса. На левой руке у нее восседает Сын Божий, правой она указывает на будущего Спасителя рода человеческого. Младенец правой рукой благословляет верующих, в левой держит свиток. Размер иконы – 46 х 37,5 сантиметра, толщина доски – 4 сантиметра.

Влахернская икона относится к редкому виду греческих рельефных икон. На кипарисовой доске вырезан плоский рельеф, загрунтованный воскомастикой и расписанный красками. Сохранились сведения еще о трех резных иконах, выполненных в такой же технике. Все иконы почитались чудотворными.

Фигуры Богородицы и Младенца Иисуса рельефно выступают над поверхностью доски, создавая иллюзию телесного образа. В состав воскомастики входили частицы мощей святых (пепел раннехристианских великомучеников Никомедийских, Синайских, Раифских) и благоухания. Такие образы называют в иконописи мощевиками-реликвариями.

Массивность и выпуклость образа Богородицы, подчеркнуто большие нимбы акцентируют внимание верующих на ликах Пресвятой Девы и Сына Божия

История иконы

Чудотворная икона Богородицы Влахернская явилась в Антиохии с именем “Одигитрии”. В 437 имп. Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь.

Во время осады Константинополя персами и аварами патриарх Сергий обошел с иконой Влахернской Богородицы стены византийской столицы. При виде образа Пресвятой Божией Матери враги отступили.

Образ Пресвятой Богородицы не раз защищал жителей Константинополя от набегов и предавал воинам сил отстаивать границы священного города.

В VIII веке, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы “Одигитрии” и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями.

В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду. С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.

Именно эта икона была доставлена на Русь в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь, украсили окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга и приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда.

По взятии турками Царьграда “Одигитрия” некоторое время скрываема была в Патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а 17 октября 1654 — в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил ее на Лобном месте.

В 1812, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.

Влахернская икона сделана из воскомастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, которые находились: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминки, кн. Голицына, и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы, в свою очередь, прославились многими благодатными явлениями.

Влахернский храм находился в небольшом пригороде на северо-западе от Константинополя. От имени храма позже икона Божией Матери получила свое название.

Характеристика образа

Размеры иконы 46 × 37,5 × 4 см. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона относится к иконописному типу Одигитрия и выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть икона представляет собой своеобразный мощевик. Источники XIX века сообщают, что среди мощей, использованных для написания иконы, был пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы — погибли в IV веке), Синайских и Раифских.

Иконография Влахернской иконы наиболее подробно исследована Никодимом Кондаковым в сочинении «Иконография Богоматери». Он относит Влахернскую икону к числу трёх икон Одигитрии, которые наиболее точно передают данный иконописный тип (две другие — Цилканская икона Божией Матери IX—XIII веков и стеатитовый образ из Ватопедского монастыря XII—XIV веков). Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV века. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы, высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы.

Датировка иконы

Левон Нерсесян сообщает, что в средневековых источниках Влахернская икона выступает как «некая мраморная плита с изображением Богоматери в рост, которая находилась в часовне при святом источнике, и вода святая изливалась из дырочек на пол, к праху Богоматери

». Само наименование привезённой в Москву иконы «Влахернская» появляется только в середине XVII века в грамоте патриарха Паисия. Этот эпитет в Византии обычно применяли к иконописным изображениям Оранты, мозаика которой, по мнению Н. П. Кондакова, украшала апсиду Влахернского храма. По причинам этих противоречий вопрос о времени создания иконы, присланной Алексею Михайловичу, является спорным.

Иконографические и эпиграфические аналоги иконы датируются XIII—XIV веками. Серьёзная реставрация Влахернской иконы в 1674 году свидетельствует о древнем происхождении образа. С другой стороны, по мнению исследователей:

Молитва Богоматери перед иконой ее «Влахернской»

Дни почитания иконы Влахернской Богоматери: 20 июля, 15 июля в праздник Ризоположения и в субботу Акафиста.

15 июля

и 20 июля — дни почитания иконы Влахернской Богоматери

Молитва Богоматери перед иконой ее «Влахернской» звучит так:

«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.

Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе,

ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе,

о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь».

Существует еще один вариант молитвы:

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, госпоже Владычице Богородице, Царице небесная?

Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным?

Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему.

Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже Богородице Царице.

И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению.

Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое:

но буди мне покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя,

и сопричти мя к лику избранного Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Второе имя Влахернской Божией Матери — Одигитрия, что в переводе с греческого значит Путеводительница

Описание и значение иконы Божией Матери Влахернской

Изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на руках положило начало иконописному стилю Одигитрия (Путеводительница). Образ Божьей Матери выполнен выше пояса. На левой руке у нее восседает Сын Божий, правой она указывает на будущего Спасителя рода человеческого. Младенец правой рукой благословляет верующих, в левой держит свиток. Размер иконы – 46 х 37,5 сантиметра, толщина доски – 4 сантиметра.

Влахернская икона относится к редкому виду греческих рельефных икон. На кипарисовой доске вырезан плоский рельеф, загрунтованный воскомастикой и расписанный красками. Сохранились сведения еще о трех резных иконах, выполненных в такой же технике. Все иконы почитались чудотворными.

Фигуры Богородицы и Младенца Иисуса рельефно выступают над поверхностью доски, создавая иллюзию телесного образа. В состав воскомастики входили частицы мощей святых (пепел раннехристианских великомучеников Никомедийских, Синайских, Раифских) и благоухания. Такие образы называют в иконописи мощевиками-реликвариями.

Массивность и выпуклость образа Богородицы, подчеркнуто большие нимбы акцентируют внимание верующих на ликах Пресвятой Девы и Сына Божия

Сооружение каменного здания храма

К моменту пожара родовое имение Строгановых Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.

Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель стиля барокко. Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.

Иконоборчество в Византии

Иконоборчество (иконоклазм) — началось в Византии в начале IX века. Религиозно — политическое движение выступало против почитания икон. Чудотворные образы приравнивались к идолам, а почитание икон к идолопоклонству. Основой иконоклазма выступала заповедь из Ветхого завета:

(Исх. 20:4-5)

В этот страшный огромными потерями святынь период, икону Влахернской Богородицы прятали в монастыре Пантократора. Поэтому о судьбе Влахернской иконы Божией Матери до 1453 года нет достоверной информации.


Иконоборчество в Византии началось в VII и продлилось до начала IX века. Результат иконоборчества — уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах

Иконоборчество в Византии

Иконоборчество (иконоклазм) — началось в Византии в начале IX века. Религиозно — политическое движение выступало против почитания икон. Чудотворные образы приравнивались к идолам, а почитание икон к идолопоклонству. Основой иконоклазма выступала заповедь из Ветхого завета:

 (Исх. 20:4-5)

В этот страшный огромными потерями святынь период, икону Влахернской Богородицы прятали в монастыре Пантократора. Поэтому о судьбе Влахернской иконы Божией Матери до 1453 года нет достоверной информации.

Иконоборчество в Византии началось в VII и продлилось до начала IX века. Результат иконоборчества — уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах

Святые

Священномученику Киприану и мученице Иустинии молятся с просьбой о защите от черной магии, колдовства, приворотов и злых людей. Им молятся о вразумлении людей, занимающихся оккультизмом, магией, гаданиями и т.п. 

Святая Матрона МосковскаяСтилиан ПафлогонянинСвятой благоверный князь Александр НевскийСвятая пророчица АннаСвятой апостол Андрей ПервозванныйСвятой благоверный князь БорисСвятые благоверные князья-страстотерпцы Борис и ГлебСвященномученик Валентин, епископ ИнтерамнскийСвятая мученица Валентина КесарийскаяСвятой Валерий СевастийскийСвятой великомученице ВарвареСвятитель Василий Великий Святому Уару

Святая мученица Вероника (Виринея) ЕдесскаяСвятой равноапостольный князь ВладимирСвятой благоверный князь Даниил МосковскийВеликий князь Московский Димитрий Донской Святая великомученица Екатерина АлександрийскаяСвятая равноапостольная Мария МагдалинаАрхангел МихаилСвятая мученица НаталияСвятая равноапостольная НинаСвятая Параскева ПятницаИоанна СочавскогоСвятой пары Петра и ФевронииИоанну КрестителюСвятому мученику ВонифатиюСвятым мученикам Гурию, Самону и Авиву.пророку Божиему ИлиюИоанну Кронштадтскому.Преподобная Мария ЕгипетскаяСвятому НиколаюСвятитель Спиридон ТримифунтскийСвятой великомученице Анастасии Узорешительнице.Святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу.Святому Луке КрымскомуПреподобным Сергию и Герману.Николай угодник чудотворецСвятой Великомученик ПантелеймонГеоргий победоносец Сергий РадонежскийСерафим Саровский

В 1653 году образ Богоматери с почестями доставили в Успенский собор и поставили в приделе святых апостолов Петра и Павла

После падения Византии в 1453 году икону Влахернской Божией Матери перевезли на священную гору Афон. После чего чудотворный образ подарили русскому православному царю Алексею Михайловичу.

16 октября 1653 года благодаря «усердию и молитвенным терзаниям» патриарха Никона икона Влахернской Богородицы на Красной площади была передана царю Алексею Михайловичу и «всему народу православному».

Образ Богоматери с почестями доставили в Успенский собор и поставили в приделе святых апостолов Петра и Павла.

Позже архидиакон Антиохийской Павел Алеппский рассказывал об отношении царя русского к Влахернской иконе:

Павел Алеппский
архидиакон

Икона Влахернской Божией Матери находилась в Успенском соборе вплоть до революции.

Московский Успенский собор построен в 1479 году. По преданию, Пресвятая Богородица прислала из Константинополя зодчих, дала им золото на строительство и пообещала прийти и жить в новом храме

История происхождения

Священная реликвия, по преданию, была написана апостолом Лукой в III веке в Антиохии. После его кончины она оказалась в Иерусалимском храме. В V веке мать византийского императора отправилась в Иерусалим, чтобы получить от патриарха святыни для храмов Константинополя.

Изображение Богородицы было привезено в столицу Византии и передано в храм, находящийся в предместье Константинополя, Влахерне. Влахернская церковь знаменита в христианском мире явлением Богородицы во время турецкой осады в 910 году. По названию местности и храма икона стала именоваться Влахернской.

В VII веке во время осады города персами император обошел с образом Богородицы вокруг крепостных стен. Вражеское войско в страхе отступило от Константинополя. Святую Деву стали почитать, как покровительницу Константинополя и византийских императоров.

В период раскола в православии изображения Господа, Богородицы и святых правители Византии и Константинопольские патриархи повелели уничтожать. Святыня была замурована в стене монастыря вместе с лампадой. Найдена была реликвия во время нашествия крестоносцев.

На протяжении 6 веков о дальнейшей судьбе реликвии не было достоверных сведений. В XIV веке о ней упоминает русский путешественник Стефан Новгородец, ставший свидетелем выноса иконы во время крестного хода и молебнов. В 1653 году святой образ стал достоянием Русской Православной церкви. Он была подарена первому русскому царю из рода Романовых, Алексею Михайловичу, константинопольским Патриархом Паисием.

На Руси название «Влахернская» икона появилось, исходя из текста сопроводительной грамоты Паисия. На образе наименование было сделано во время реставрационных работ.

Святыня стала почитаться как хранительница царского дома, защитница Отечества, была включена в Церемониальный обход (крестный ход во главе с царем) и литургическую практику. Икона была украшена золотым окладом, инкрустированным драгоценными камнями и жемчугом.

Появление святыни в Москве объясняется желанием русского царя стать хранителем православия после захвата Константинополя турками и наследником Византийской империи (второго Рима). Греческие иерархи надеялись на царя, как на освободителя от турков-османов.

Известны 3 списка образа, выполненные в таком же стиле, датируемые началом XVIII века.

Первоначально это были родовые святыни, пожертвованные впоследствии монастырям и храмам:

  • Строгановская;
  • Дубровская;
  • Головиновская.

Родовая реликвия Дубровских была передана в Высокопетровский монастырь, затем – в храм Рождества Пресвятой Богородицы (Москва). Головиновская икона находилась в Спасо-Влахернском монастыре (Дмитров). Передана в музей Андрея Рублева. Обе копии полностью идентичны по размерам и оформлению образу Влахнерской Божией Матери. Отличие заключается в составе грунта и краске.

Копия, принадлежавшая Строгановым, а затем Голицыным, хранилась в селе Кузьминки (Подмосковье). Она аналогична по технике выполнения и составу воскомастики иконе, переданной русскому царю. По семейному преданию, Алексею Михайловичу привезли 2 иконы, одна из которых стала родовой реликвией Строгановых-Голицыных.

Храмы в честь Влахернской иконы[ | ]

  • В конце X века абхазским царём Багратом II (позже ставшим царём Грузии под именем Баграт III) в честь Влахернской иконы Божьей Матери был построен Бедийский собор, в котором сам царь позже был похоронен.
  • Храм XVIII века Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках (Москва)— вотчинный храм в усадьбе Кузьминки, давший ей второе (официальное) название — Влахернское
  • В 1825—1830 годы в грузинском городе Зугдиди была построена Влахернская церковь, в которую поместили чтимый в Грузии список иконы. Средства на строительство выделил император Александр I, которому этот список был прислан в дар мегрельской княгиней Нино.

Происхождение иконы

Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.

Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.

История написания святого лика

Икона Божией Матери Влахернская считается древнейшей в мире — дата ее написания датируется 302 годом.

Авторство приписывается ученику Христа — Луке, но точных данных, подтверждающих этот факт нет. По преданию, Лука написал ее в Антиохии, где она и хранилась. Впервые о ней стало известно, когда императрица Евдокия перевезла образ в столицу Византии в 439 году. Евдокия передала ее в дар сестре императора, а та, в свою очередь, передала икону на хранение во Влахерны, в храм Богородицы. Именно поэтому с того времени образ стал именоваться Влахернским.


Влахернская икона Божией Матери

Образ считался покровителем Константинополя, поскольку во время нападения аваров патриарх Сергий совершил с ней крестный ход вокруг стен города и молился иконе об освобождении, которое не замедлило произойти. Это произошло в субботу пятой недели перед Пасхой, поэтому с тех пор этот день считается праздником Влахернской иконы, который сначала отмечался только в Константинополе, а через несколько лет и по всему миру Православной Церковью.

В 1654 году Влахернская икона уехала к императору Алексею Михайловичу, но вот повод точно неизвестен:

  1. Первая версия гласит, что монахи спасали образ от турок, которые захватили столицу Византии.
  2. Вторая — что икона хранилась в женском монастыре, а когда на его месте воздвигли мечеть, то оставшиеся там христиане отправили ее в Россию.

В течение двух веков реликвия хранилась в Кремлевском Успенском храме, а позже, после закрытия собора для прихожан — перенесена в Крестовоздвиженскую церковь на Вознесенке. Вернулась икона обратно в Кремль (в Государственный Музей) в 1931 году, когда храм на Вознесенке был разрушен коммунистами.

В течение 17-18 веков с нее было сделано несколько списков, самые известные из них:

  • Влахернский образ, хранящийся в Третьяковской галерее;
  • образ, хранящийся в храме в Кузьминках.

Внимание! Оригинальный образ хранится сегодня в Государственном музее Кремля, как часть собрания реликвий

История иконы

Чудотворная икона Богородицы Влахернская явилась в Антиохии с именем “Одигитрии”. В 437 имп. Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь.

Во время осады Константинополя персами и аварами патриарх Сергий обошел с иконой Влахернской Богородицы стены византийской столицы. При виде образа Пресвятой Божией Матери враги отступили.

Образ Пресвятой Богородицы не раз защищал жителей Константинополя от набегов и предавал воинам сил отстаивать границы священного города.

В VIII веке, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы “Одигитрии” и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями.

В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду. С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.

Именно эта икона была доставлена на Русь в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь, украсили окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга и приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда.

По взятии турками Царьграда “Одигитрия” некоторое время скрываема была в Патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а 17 октября 1654 — в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил ее на Лобном месте.

В 1812, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.

Влахернская икона сделана из воскомастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, которые находились: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминки, кн. Голицына, и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы, в свою очередь, прославились многими благодатными явлениями.

Влахернский храм находился в небольшом пригороде на северо-западе от Константинополя. От имени храма позже икона Божией Матери получила свое название.

Описание иконы

Довольно небольшая (46 х 37,5 х 4 см), Влахернская икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богоматери, относящееся к типу Одигитрии. Древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине ХУ — началу XVI веков. На левой руке Пречистой написан высоко сидящий Младенец, в левой руке держащий свернутый свиток, правою же двуперстно благословляющий.

По типу иконописи — это Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указующая Путь, или Путеводительница.

При поновлении иконы в 1813 году на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», которые сохранялись вплоть до последней реставрации, проведенной во Всероссийском реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) Д.А.Дунаевым.

Подлинная же греческая надпись на иконе, раскрытая в результате этой реставрации, промыслительно лапидарна: «Богохранимая». Именно таковой стала судьба этой древней святыни.

Необычна техника, в которой она выполнена: это воскомастика, позволяющая получать рельефное изображение. Благодаря этому образ словно выступает над доской, производя на верующих потрясающее впечатление и внушая благоговейный страх.

Из-за особой техники изготовления списков с иконы было сделано немного (меньше, чем пять). Это, в свою очередь, привело к тому, что храмы в её честь на Руси практически не строились.

Еще большую ценность придает Влахернской иконе то, что для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а мощевик.

От других иконописных образов Богородицы Влахернский образ отличается выраженной массивностью фигуры, а также более широкими нимбами. В живописных копиях (списках) иконописцы старались придать образам Богородицы и Младенца такую же рельефность.

Списки

Одновременно с самой чудотворной на Русь доставили и список (с более высоким рельефом и выполненный полностью в технике литья из воскомастики). Список этот пребывал во Влахернской церкви села Кузьминки (ныне в черте Москвы, до 1757 года принадлежало Строгановым, затем перешло к Голицыным; только здесь празднование чудотворной совершалось 2 июля, а не 7 июля, как во всех прочих храмах). Сейчас сам этот список хранится в Третьяковской галерее, в действующем же храме в любимых москвичами Кузьминках находится живописная копия хорошего, в древних традициях, письма. Еще одна известная живописная копия с Влахернской хранится в алтаре московской церкви Успения в Вешняках.

Второй из старинных списков с Влахернской пребывал в храме Сергия Радонежского московского Высоко-Петровского монастыря. Он сделан во второй половине ХVII века. После закрытия монастыря большевиками эта «резная икона» хранилась в фондах Государственного Исторического музея; когда же богослужение в бывшей обители было возобновлено (ее здания занимает ныне не монастырь, а Отдел катехизации Московской Патриархии), икона туда не возвратилась – теперь ей поклоняются в московском в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове (где покоятся мощи иноков-воинов Пересвета и Осляьи).

Третий, самый знаменитый из списков с Влахернской сделан в 1705 году, как гласит надпись на его окладе. Изначально это была фамильная святыня дворянского рода Головиных, пребывавшая в их усадебном храме в селе Деденево (оно же Новоспасское) близ подмосковного города Дмитрова.

Также исполненный в технике воскомастики, список этот попал в род Головиных через тетку царя Алексея Михайловича Марию Троекурову, бывшую замужем за Алексеем Головиным. Среди украшений родовой иконы были драгоценные серьги сестры Алексея Михайловича — царевны Татьяны Михайловны; один только венчик на ней оценивался в пять тысяч рублей золотом.

Видео: История Влахернской иконы Божьей Матери.

Описание иконы

Размеры иконы относительно невелики: 46 × 37,5 × 4 см. По типу иконописи — это Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указующая Путь, или Путеводительница. Необычна техника, в которой она выполнена: это воскомастика, позволяющая получать рельефное изображение. Благодаря этому образ словно выступает над доской, производя на верующих потрясающее впечатление и внушая благоговейный страх.

Еще большую ценность придает Влахернской иконе то, что для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а мощевик.

От других иконописных образов Богородицы Влахернский образ отличается выраженной массивностью фигуры, а также более широкими нимбами. В живописных копиях (списках) иконописцы старались придать образам Богородицы и Младенца такую же рельефность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector