Памятники строгановского барокко: рождественская церковь в нижнем новгороде

Строгановская церковь в Нижнем Новгороде. Расписание богослужений

В наши дни уникальный памятник русского храмового зодчества вновь вернул себе статус крупного духовного центра, религиозная жизнь которого возобновилась после долгих десятилетий, омраченных проводившейся в стране политикой тотального атеизма. В завершении статьи мы приводим для всех, кто желает посетить Строгановскую церковь, расписание, проводимых в ней богослужений. По будним дням они начинаются в 8:30 и затем продолжаются в 12:00 и 13:00. Вечерние же службы совершаются в 16:00. По воскресеньям им предшествуют исповеди, начинающиеся в 6:00. Кроме того, в 15:00 проводится еще одно дополнительное богослужение.

Гнев государя

Выросший на берегу Волги храм стал едва ли не самым изящным памятником архитектуры того времени, и казалось, что несмотря на все трудности, желание Григория Дмитриевича исполнено, но радость оказалась недолгой. Произошло, казалось бы, невероятное: в мае 1722 года государь Петр I, посетив проездом Нижний Новгород и отстояв литургию в Строгановской церкви, вдруг исполнился гневом и приказал закрыть ее. Все были поражены услышанным, но спорить с царем никто не посмел.

Что же послужило причиной столь странного поступка, который государь даже не потрудился объяснить? Об этом историки не перестают спорить и по сей день, но за отсутствием каких-либо документальных сведений вынуждены довольствоваться легендами, появившимися в связи с этим необычайным происшествием.

Часы на колокольне

Очень интересна история, связанная с некогда украшавшими храм «астрономическими» часами. В 1750 году они сломались. И единственным, кому удалось починить часы, был 15-ти летний подросток Иван Кулибин

— впоследствии прославленный российский мастер, прозванный «нижегородским Архимедом». К сожалению, старинные часы с уникальным механизмом не сохранились до наших дней.

Потом на звоннице установили обычные часы, отбивавшие звоны каждый час, но к началу XX века они сломались. На каменных плитах вокруг часов еще видны старинные славянские литеры, которыми круг разделен не на 12, а на 17 частей, как это было принято в Древней Руси.

Вид на южный фасад церкви

В 2005 году на двухярусной колокольне, увенчанной крестом и флюгером, установили другие башенные часы, обладающие не менее любопытной историей.

В 1879 году этот необычный часовой механизм изготовили немецкие мастера на фабрике Иоганна Фридриха Войле. Поначалу часы разместили на здании Блиновского пассажа, который стоит также на Рождественской улице, не так далеко от Строгановского храма. В 1917 году часовой механизм оттуда сняли, и до недавнего времени он хранился в городском историческом музее.

В 1990-е годы старинные часы попытались смонтировать на звонницу церкви, но сделали это неумело, и часовой механизм так и не заработал. В 2004 году за реставрацию часов взялся калужский мастер Александр Георгиевич Красников. Ему удалось полностью восстановить оригинальный механизм, и замена потребовалась только четырем часовым циферблатам. Сегодня 80-ти килограммовый колокол, помещенный в верхней части колокольни, каждый час отбивает нужное время, а каждые полчаса над храмом раздается один удар. Интересно, что старинные часы полностью механические и требуют ручного завода один раз в две недели.

Церковная колокольня

Воскресенская церковь — центр Соли Камской

Поделиться


Ближе всех к Соборной площади Соликамска находится Воскресенская церковь. Она открывает центральный архитектурный ансамбль, находясь – чуть впереди – между Троицким собором и Соборной колокольней. Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные церкви – Успенская и Рождественская. Пять раз они уничтожались пожарами. Спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-1690 годах. Однако через двадцать лет она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более, что к тому времени почти все церкви Соликамска были каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.

31 июля 1713 года архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий дал храмозданную грамоту, и в следующем году церковь была заложена. Сначала отстроили придел во имя Воскресения Христова и освятили его 10 декабря 1721 года. Значительно позднее из-за нехватки средств – в 1752 году – возвели летнюю церковь во имя Рождества Христова. Но прихожане по привычке называли весь храм Воскресенским. Идя навстречу пожеланиям прихожан, летнюю церковь освятили во имя Воскресения Христова, а зимний придел освятили наново – во имя Рождества.

Это был один из самых больших соликамских храмов. Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров. Приход был очень богат: большинство его прихожан составляли купеческие фамилии. Помимо них, вклады делались приезжавшими в Соликамск и следовавшими через него в Сибирь и назад торговцами, заказывавшими молебны «на обережение в пути».

В Воскресенской церкви было немало древних образов, украшенных серебряными окладами с самоцветными камнями и золотыми венцами, а также находился замечательный образ мученицы Параскевы, особенно чтимый соликамцами и окрестными жителями, которые в праздник Девятой пятницы приходили на поклонение ему из дальних мест Соликамского и Чердынского уездов.

После потери Соликамском торгового значения и переселения значительной части купцов в другие города приход Воскресенской церкви беднеет, вклады делаются редко и невеликие. В XIX веке храм приписали к Троицкому собору, и службы в нем велись только по праздникам.

В конце 20-х годов началась борьба с религией. Была разогнана и община верующих Воскресенской церкви. Еще раньше власти «пограбили» ее богатую утварь, переплавили серебряные изделия и прибрали к рукам самоцветы. В начале 30-х иконостас Воскресенской церкви, ее главы́ и колокольню уничтожили, «дабы ничто более не напоминало религиозное сооружение». Далее в разные годы здесь размещались ватная фабрика, пимокатный завод и фабрика по пошиву обуви.

С 1995 года, после ремонта и соответствующего приспособления помещений, в здании Воскресенской церкви находятся отдел фондов музея и городской выставочный зал.

Всё это было бы грустно, если бы мы с вами не знали, что уже принято решение о реставрации храма и планируется восстановление утраченных частей. Далее – останется только передать его верующим.

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм Рождества Христова в Измайлово регулярно осуществляет духовную и материальную помощь всем нуждающимся. Приход храма занимается адресной гуманитарной помощью малоимущим и многодетным семьям, оказывает патронажную помощь пожилым людям и инвалидам.

Приход храма оказывает транспортную помощь и помогает взаимодействовать с лечебными и правовыми заведениями на территории района, оказывая бесплатные юридические услуги. Клирики и прихожане храма регулярно посещают и оказывают социальную помощь в Пансионате для ветеранов труда, детской городской больнице, клинических больницах, центре социального обслуживания.

В качестве катехизаторской работы регулярно проходят общие причастия и соборования, при необходимости – крещения во всех вышеперечисленных заведениях. В школьные и городские библиотеки передается православная литература, молитвословы, библии, детские книги.

При храме так же работает общество трезвости «Трезвение». Братство проводит регулярные встречи, читает лекции, выпускает литературу и участвует в различных городских мероприятиях, направленных на борьбу с алкогольной и табачной зависимостью.

Деятельность прихода и святыни

Прихожане храма стараются исполнять заповеди Христовы не только словами, но и делом. Под покровительством церкви действует несколько организаций:

  • воскресная школа;
  • учебный храм Нижегородского епархиального женского училища;
  • ателье по изготовлению священнического облачения;
  • курсы иконописи, чтецов.

В древней церкви хранится несколько старинных икон, датируемых XVII ст. Множество паломников и прихожан посещает обитель, чтобы поклониться им. Особо почитаемыми являются икона Пресвятой Богородицы «Державная» и свт. Николая Чудотворца.

Здесь же прихожане могут поклониться и приложиться к таким святыням:

  • частицы мощей св. старцев Оптиной пустыни;
  • икона прп. Серафима Саровского с частичкой его мощей;
  • икона свт. Филарета Московского с частичкой его мощей.

Внутреннее убранство Рождественской церкви

Внутреннее убранство

На входе храма сохранились двойные двери из железа, автором проекта которых в 1894 г. был П. Сальников. Три храмовых иконостаса для каждого придела были созданы мастером из Костромы С. Рожковым в 1678 г. и сохранились до сих пор в первозданном виде.

В 1735 г. иконы в иконостасах были заменены на новые, написанные Ф. Пискулиным, а еще позже в храме была добавлена резьба на киоты и отдельные части иконостаса. В 1905 г. было решено обновить иконы и привлечь художников для новой росписи.

Из-за нехватки средств не удалось полностью следовать плану, предложенному Московским археологическим обществом, и храм была расписан московским иконописцем В. Гурьяновым под иконы различных русских художников. Стены внутри украшают различные растительные орнаменты, а так же изображения почитаемых святых.

Многие иконы копируют творчество Репина и Бронникова. В целом, храм сохраняет свой колорит и старину: здесь низкая посадка свода, арочные проходы и большие иконы, расположенные на стенах.

История

Храм имеет четыре престола. Кроме главного престола освященного в честь Рождества Христова, придел Покрова Пресвятой Богородицы, придел святого Пророка Илии, нижний придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Под алтарем придела во имя Илии пророка бьет источник. При храме построены часовня и купальня во имя Илии пророка. Рядом с ними разбит сад, в котором все лето цветут прекрасные цветы.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить церковь в честь Рождества Христова.

Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598—1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя преподобной Феодосии.

В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. В 1765 г. Екатерина II пожаловала его графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому.

В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили небольшой придел во имя святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и сооружена трехъярусная шатровая колокольня.

В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, превращено в овощехранилище.

В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим. В последнее время силами прихожан церковь восстановлена, и в нижней части храма освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Одновременно при Скорбященской церкви создан учебный класс. На целебном источнике сооружена часовня во имя пророка Божия Илии.

История Успенского храма

Строительство храма имеет довольно долгую историю и связано с судьбой русского предпринимателя, купца и политического деятеля, представителя именитого дворянского рода Строгановых — Григория Дмитриевича. Григорий был единственным сыном Дмитрия Андреевича Строганова. В наследство от отца он получил богатые владения – несколько городков, сел и деревни, а также более 1,5 тыс. крепостных крестьян.

Общий вид на церковь

Природный ум и предпринимательское чутье позволили Григорию Строганову значительно умножить фамильное богатство, и он стал владельцем более 200 деревень, где проживало 15 тыс. крепостных крестьян. В Нижнем Новгороде Строганов имел большие коммерческие интересы, поскольку здесь можно было выгодно торговать солью. В 1696 году на деньги солепромышленника в городе начали строительство каменного храма. За пять лет эту церковь почти построили, но произошел большой пожар, и новый, еще не открытый храм сильно пострадал.

В 1703 году в России была введена государственная монополия на производство и торговлю солью, и поэтому Нижний Новгород перестал интересовать Строганова, и он несколько нет даже не появлялся в городе. Как предполагают исследователи, Строганов просто прекратил финансировать возведение храма, и на долгие годы стройка приостановилась.

Общий вид на церковь и колокольню на фоне Канавинского моста

В 1715 году в возрасте 59 лет Строганов умер, и достроить церковь взялась его вдова Мария Яковлевна. Благодаря ее трудам и выделенным средствам, в храме провели внутреннюю отделку и в 1719 году освятили престол. Церковь стала домовым храмом в городской усадьбе Строгановых.

Прошло всего два года, и личным указом царь Петр I закрыл строгановский храм. Поэтому богослужения здесь не проводили вплоть до кончины государя в 1725 году.

Вид церкви с улицы Рождественской

Из истории церкви известно также, что она несколько раз страдала во время пожаров. Особенно сильные разрушения пришлись на 60-80-е годы XVIII века. Однако, на средства внука Григория Строганова – Александра Сергеевича Строганова в начале XIX века храм капитально отреставрировали.

Следующие перестройки храма произошли в 1820-е годы, и руководили ими Августин Бетанкур и академик архитектуры Иван Ефимович Ефимов

Они понимали, насколько важно сохранить красивейшую строгановскую церковь, и решили укрепить ее специальной дополнительной стенкой, а здание колокольни, стоявшее раньше отдельно, соединить с папертью при помощи нового крытого перехода. Интересно, что при этой реконструкции использовался кирпич, оставшийся от разобранной старой Рождественской церкви, которая и дала имя улице

Вид на южный фасад церкви

В 1860 году из-за проседания грунта храмовая колокольня начала давать заметный крен. За последующие два десятилетия она отклонилась от вертикального положения на 1,2 м. Ситуация была настолько критической, что здание в любой момент могло обрушиться. Поэтому пришлось срочно заменять фундамент и верхние ярусы колокольни (1887 г.). Руководили этими работами известные нижегородские архитекторы Лев Владимирович Даль и Роберт Яковлевич Килевейн. А последняя перед революцией капитальная реставрация прошла в храме в 1913 году.

После прихода советской власти судьба церкви переменилась. Поначалу ее хотели просто разрушить. Отец Сергий (Вейсов), бывший настоятелем храма с 1915 года, приложил немало усилий, чтобы старинную церковь признали архитектурным памятником. Он собирал документы и старые фотографии, читал лекции о значении строгановского барокко и добился своего. Храм не тронули, но во время активной антирелигиозной борьбы церковные службы здесь проводить запретили (1934 г.). Внутри здания разместили городской атеистический музей. И первым его директором назначили бывшего настоятеля храма – Вейсова, а сторожем – иеромонаха Спиридона.

Церковная колокольня

Реставрационно-восстановительные работы в храме начались после того, как его вернули верующим (1992 г.). А спустя год церковь повторно освятили.

Успенская церковь на Ильинской горе на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

ЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПЕЧЕРСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СТАРОЯРМАРОЧНЫЙ СОБОР

СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА ТОРГУ

ВСЕХСВЯТСКИЙ ХРАМ

ХРАМ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

УСАДЬБЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

СМОЛЕНСКО-ВЛАДИМИРСКИЙ ПРИХОД

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СТАРЫХ ПЕЧЕРАХ

МУЗЕИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ

ДОМИК ПЕТРА I

ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА

История Успенского храма

По старинному преданию, на месте каменного храма раньше стоял деревянный монастырь с шатровой церковью Успения Пресвятой Богородицы. В письменных источниках эта православная обитель впервые упоминается в 1606 году, и сведения о ней записаны в грамоте русского царя Василия IV Шуйского. Однако, спустя всего 15 лет, в Сотной грамоте об Успенском храме говорится как о приходском. Это значит, что монастырь к тому времени был уже упразднен.

Успенская церковь на Ильинской горе с высоты птичьего полёта

Любопытно, что рядом со старинной обителью находилась усадьба, принадлежавшая родителям знаменитого русского изобретателя Ивана Кулибина. И теперь на этом месте установлен мемориальный знак.

Каменный храм появился в возвышенной части Нижнего Новгорода, в 1672 году. Он был построен на деньги, выделенные местным торговцем Афанасием Фирсовичем Олисовым. Как и многие церкви, Успенскую возвели «по обету». Купец, назначенный главой нижегородской таможни, перед отъездом в Астрахань в 1666 году обещал выстроить на Ильинской горе храм и, чести своей, это обещание сдержал. Новую церковь покрыли серебристым осиновым лемехом, а на маковках установили кованные золоченые кресты.

Общий вид на Успенскую церковь на Ильинской горе

Родословная Олисовых заслуживает отдельного рассказа. Они жили в городе из поколения в поколение. Прадед Афанасия — Давыд Олисов и его брат Степан в 20-е годы XVII века считались вполне зажиточными нижегородцами. Братья занимались мыловарением, понемногу торговали и пользовались среди горожан большим авторитетом. Продолжили торговые дела семьи наследник Давыда – Фирс, а потом и его дети Афанасий, Анисим и Иван, рожденные в 1630-е годы.

Из храмовой летописи известно, что в 1715 году в церкви Успения произошел большой пожар, после которого ее долго восстанавливали. В конце XVIII века оригинальная бочечная кровля обветшала и ее заменили на более практическое восьмискатное покрытие. Следующие перестройки произошли еще через 50 лет – в 1834 году, когда строители заново отстраивали трапезную и колокольню.

Вид на Успенскую церковь на Ильинской горе со стороны Урожайного переулка

Однако, эта колокольня простояла всего три десятилетия. В 1852 году Афанасий Ермилович Турмышев, бывший в те времена губернским архитектором, взялся за строительство нового здания колокольни — в ложновизантийских традициях. Многочисленные служебные разъезды по губернии подорвали слабое здоровье Турмышева. Инспектируя разные стройки и переезжая из села в село, он постоянно простужался и в апреле 1856 года скончался от болезни. В этом же году была закончена и постройка Успенской колокольни. Еще одна перестройка храма на Ильинской горе произошла в 1899 году, когда значительно расширили алтарное помещение.

Вид на южный фасад Успенской церкви на Ильинской горе

В годы советской власти необычный храм закрыли. Такая доля выпала большинству нижегородских церквей, и только три из них оставались действующими. В 1934 году, когда антирелигиозная кампания достигла своего пика, с разрешения городских властей здания трапезной и колокольни просто снесли, а от самой церкви оставили лишь основание.

В 60-е годы прошлого века, словно опомнившись, городские власти принялись восстанавливать поруганный храм. Нижегородским архитектором Святославом Леонидовичем Агафоновым был подготовлен проект реставрационных работ, предусматривавший восстановление и церкви, и трапезной, и колокольни. Однако в то время удалось отреставрировать лишь основной объем храма.

Вид на главный вход и колокольню Успенской церкви на Ильинской горе

В 2003 году его освятили, и здесь стали проходить регулярные богослужения. А спустя год, когда проводилась реставрация Успенской церкви, возвели трапезную, колокольню и полностью обустроили прихрамовую территорию, выложив дорожки аккуратной брусчаткой. В это время бригада иконописцев, руководил которой Алексей Владимирович Анциферов, выполнила большие работы по росписи интерьеров, реставрации алтаря и созданию новых образов для иконостаса.

Успенская церковь стала первым нижегородским храмом, восстановленным в исторической части города — «Ильинской слободе». Чуть позже вторую жизнь дали старинным церквям Илии Пророка и Жен Мироносиц. Масштабные реставрационные работы стали возможными, благодаря большим частным пожертвованиям. И сегодня список тех, что внес деньги на восстановление храма, помещен возле его входа.

Из истории храма

Храм освятили в 1713 году. Спустя три года в Нижний Новгород приехал Петр I, чтобы отслужить молебен в связи со своим 50-летием. Легенда гласит, что император в гневе покинул храм, приказав его закрыть, что и было сделано. Службы возобновились, спустя 2 года после смерти царя, в 1727 году.

Император обнаружил в церкви две иконы, которые он лично заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Григорий Дмитриевич Строганов, увидев иконы в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив мастера для Петропавловского храма написать другие.

Здесь же вскрылось еще одно обстоятельство, взбесившее вспыльчивого императора. Крепостной иконописец, учившийся в Голландии на средства Григория Дмитриевича Строганова, написал для собора икону «Спас Вседержитель».

В образе Христа мастер изобразил заказчика храма Григория Дмитриевича. Петр I, увидев образ, гневно воскликнул: «Я должен поклоняться Гришке Строганову, холопу моему? Не бывать этому!».

Храм трижды горел. На средства внука основателя храма, Александра Сергеевича, в 1812 году храм отреставрировали, укрепив дополнительной стеной.

В 1930 году храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны здание использовали как аптечный склад, благодаря этому сохранился старинный иконостас – 43 иконы конца XVII столетия из 46 уцелели. В 60-е годы XX века Строгановскую церковь передали краеведческому музею.

В 1993 году храм заново освятил митрополит Николай. На освящении присутствовали представители областной администрации, великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна Романовы, а также князь-отрок Георгий и сопровождавший их режиссер Никита Михалков, который помог восстановить храм.

Архитектура и внутреннее убранство

Нижегородский храм построен в стиле строгановского барокко, отличающегося пышным декоративным убранством и сочетающего элементы европейского барокко и русской национальной архитектуры. Снаружи и внутри храм украшен белоснежным лепным узором,  изображающим гроздья винограда и сказочные цветы, яблоки и груши, выполненные знаменитым мастером Григорием Ивановым.

Храм является пятиглавым, главы которого направлены по сторонам света и украшены коваными ажурными крестами, представляющими один из лучших образцов кузнечного мастерства.

А про удивительной красоты церковные купола очевидцы говорили: «Всякими красками раскрашены».

Впечатляет и внутреннее убранство храма — здесь сохранился деревянный позолоченный иконостас, поражающий своей красочной живописью и резьбой. Иконы местного ряда «Собор Богоматери» и «Поклонение волхвов» написали в 1723 году игумен Нижегородского Благовещенского монастыря Корнилий Уланов и его ученик Алексий Городчанинов.

Автором двух центральных икон — «Спас Вседержатель» и «Богоматерь» является придворный живописец, учившийся в Европе, Степан Нарыков.

Архитектура храма

От Строгановых осталось в России пять храмовых сооружений в разных городах, в том числе и в Троице-Сергиевской лавре. В Нижнем Новгороде, как уже упоминалось, ими построено две церкви, но именно Рождественская выделяется изысканной монументальностью и пышностью декоративного оформления.

Храм со стороны Рождественской улицы

Церковное сооружение выполнено в стиле барокко

, которое получило название строгановского, с пышным декором из белокаменнойрезьбы в виде виноградных лоз с гроздьями плодов и прочих растительных фрагментов. Растительно-райские орнаменты украшают и внутреннее храмовое помещение, создавая ощущения райского уголка.

Двухъярусная церковь изначально строилась как сочетание теплого

(зимнего) ихолодного (летнего) вариантов. Второй ярус (теплый) состоял изалтаря с молельным залом,трапезной и паперти. Поскольку основными прихожанами нового храма первое время были только члены семьи Строгановых и их окружение, то службы проходили только на втором этаже.

Церковь в зимнем убранстве

Интересно архитектурное решение по размещению церковных глав

, которые стоят не в углах сооружения, а на специальных крестообразующих выступах. Пять глав изначально были выкрашены в зеленый цвет, нок концу 19 века они окрашиваются как главы Собора Василия Блаженного, и церковь приобретает нынешний праздничный облик.

Главы Рождественской церкви

Вообще, вся архитектурная композиция Рождественского храма выполнена в ступенчато-пиромидальном ключе, что создает ощущение многогранности и декоративной выразительности этому храмовому сооружению.

Высокая колокольня

сооружена по классическим канонам. Над крестом расположенфлюгер – дань времени создания флота в России. На колокольне изначально имелись часы, которые, говорят, ремонтировал сам И.Кулибин. Но механизм часов 18 века до наших дней не сохранился, и сегодня колокольня снабжена новым современным.

Верхние фрагменты Колокольни

Несмотря на то, что после последней реставрации несколько изменился первоначальный облик храма, он и сегодня остается достойным украшением туристической Рождественской улицы.

О других храмах Нижнего Новгорода см. Храмы Нижнего Новгорода

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Рождественский храм – один из четырех памятников строгановского барокко, сохранившихся в России.

Внешне эта церковь напоминает драгоценную резную шкатулку. Ее фасады покрывает пышная резьба по камню, на которой можно увидеть изображения затейливых раковин и завитков, лоз винограда, цветов и прекрасных плодов.

Храм двухярусный и имеет трехапсидный алтарь, и бесстолпную трапезную. Сверху он увенчан пятью главами, поставленным по сторонам света. Первоначально их маковки были зелеными, но с конца XIX века главки окрашивают в разные цвета, подобно Покровскому собору на Красной площади Москвы.

История храма

Род крупных землевладельцев и промышленников Строгановых

фигурирует в истории Россиис 15-16 вв . К 18 веку члены этой фамилии носили исключительно графские и баронские титулы. В Нижегородской области Строгановы стали скупать земли и строить усадьбы ужес 16 века – сначала в районе Гордеевки, затем в центральной торговой части города.

Наибольший след в истории города оставил Григорий Строганов

, получивший прекрасное по тем временам образование и огромные земельные владения в наследство. Он часто и подолгу жил в собственном имении, расположенном вселе Гордеевка, находящимся в заречной части – на так называемой Нижегородской Стрелке, которая в те времена не входила в городскую черту.

Г.Строганов много сделал для Нижнего Новгорода в плане благотворительности, но наибольшую известность ему принесло сооружение двух нижегородских храмов – Рождественской церкви

на одноименной улице и Смоленской – в Гордеевке. Обе эти церкви являются памятниками нового архитектурного стиля конца 17-нач.18 вв., названного также по его фамилии –«строгановским барроко» .

После возведения Григорием Строгановым

Церкви Собора Пресвятой Богородицы, которая долгое время служила домовой семейной церковью, недалеко от нее строится каменная усадьба Строгановых.

Усадьба Строгановых на Рождественской улице

Однопрестольная Строгановская церковь появилась в Нижнем Новгороде в самом начале 18 столетия, но из-за пожара была закончена только к 1719 году

. А в 1722 году она была закрытаПетром Первым после его присутствия на одном из богослужений. Чем не угодил храм российскому императору так до конца и не ясно, но до времени его смерти Строгановская церковь не работала. Пожары преследовали этот храм весь 18 век. Трижды она горела, восстанавливалась и вновь горела.

В начале 19 века

один из потомков Строгановых опять-таки на свои деньги осуществил капитальный ремонт здания. А чуть позже для укрепления церкви ниже нее была установлена стенка-крепида. Этот инженерно-архитектурный проект был осуществленА.Бетанкуром, построившим Нижегородскую ярмарку, и И.Ефимовым. Тогда же крытый переход соединяет стоящую отдельно колокольню с церковной папертью. В 70-х гг. 19 века церковь снова реставрируется.

Стенка-крепида

В советский период над храмом нависла угроза уничтожения, однако настоятель церкви — отец Сергий сумел убедить тех, от кого зависела судьба храма, в его историко-архитектурной ценности. В здании храма было решено разместить Музей истории религии и атеизма

, что и спасло его от уничтожения. Причем директором этого музея некоторое время был отец Сергий. Позднее в церковном здании находилсякраеведческий музей .

В 1993 году

церковь была возвращена верующим.В 2004 году храм постигло очередное несчастье – из нее было похищено около двадцати икон. Но одна из икон – «Воскресение Христово», вскоре купленная эстонским коллекционером и опознанная им как украденная, была возвращена храму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector